Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 03.11.2025 по 29.11.2025) // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2025 N 19АП-3531/2025 по делу N А35-1691/2024
Требование: О признании незаконным и отмене акта выездной внеплановой проверки о нарушении требований пожарной безопасности; о признании незаконным и отмене предписания об устранении нарушений обязательных требований.
Решение: Судом первой инстанции требование удовлетворено в части. Решение первой инстанции отменено в части. В этой части в удовлетворении требования отказано.
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2025 N 19АП-3531/2025 по делу N А35-1691/2024
Требование: О признании незаконным и отмене акта выездной внеплановой проверки о нарушении требований пожарной безопасности; о признании незаконным и отмене предписания об устранении нарушений обязательных требований.
Решение: Судом первой инстанции требование удовлетворено в части. Решение первой инстанции отменено в части. В этой части в удовлетворении требования отказано.
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 ноября 2025 г. по делу N А35-1691/2024
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2025 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 ноября 2025 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д., судей Донцова П.В.,
Капишниковой Т.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шипиловой Д.А.,
при участии:
от ОБУЗ "Золотухинская центральная районная больница": Маслов С.В. - представитель по доверенности N 11 от 01.11.2024, сроком действия до 01.11.2025, предъявлен паспорт;
от ГУ МЧС России по Курской области: Чаплыгин Р.В. - представитель по доверенности N ДВ-127-55 от 23.09.2025, сроком действия на 1 год, предъявлен паспорт;
от ФГБУ "Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория" по Курской области": Черенов А.А. - временно исполняющий обязанности начальника на основании приказа N 387-НС от 23.07.2025;
от ООО "Технический центр - Охрана 46": представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Областного бюджетного учреждения здравоохранения "Золотухинская центральная районная больница", Главного управления МЧС России по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 26.06.2025 по делу N А35-1691/2024, по заявлению Областного бюджетного учреждения здравоохранения "Золотухинская центральная районная больница" (ОГРН 1024600809815, ИНН 4607001860) области о признании незаконными и отмене акта выездной внеплановой проверки, предписания об устранении нарушений обязательных требований Главного управления
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Курской области (ОГРН 1044637036333, ИНН 4632047480),
третьи лица: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Судебноэкспертное учреждение Федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория" по Курской области" (ОГРН 1074632002455, ИНН 4632076668), общество с ограниченной ответственностью "Технический центр - Охрана 46" (ОГРН 1154632002260, ИНН 4632200795),
установил:
Областное бюджетное учреждение здравоохранения "Золотухинская центральная районная больница" (далее - ОБУЗ "Золотухинская ЦРБ", больница) обратилось в арбитражный суд с заявлением признании незаконным и отмене акта выездной внеплановой проверки от 03.11.2023 года N 2310/007-46/63-В/АВП, составленного старшим инспектором ОВД и ПР по Золотухинскому, Поныровскому и Фатежскому районам Главного управления МЧС России по Курской области (далее - ГУ МЧС России по Курской области, Управление); о признании незаконным и отмене предписания об устранении нарушений обязательных требований от 03.11.2023 года N 2310/007/46/63-В/ПВП составленного старшим инспектором ОНД и ПР по Золотухинскому, Поныровскому и Фатежскому районам ГУ МЧС России по Курской области.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ФГБУ "Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория" по Курской области", ООО "Технический центр - Охрана 46".
Решением Арбитражного суда Курской области от 26.06.2025 производство по делу в части требования ОБУЗ "Золотухинская ЦРБ" о признании незаконным и отмене акта выездной внеплановой проверки прекращено.
Предписание ОНД и ПР по Золотухинскому, Поныровскому и Фатежскому районам ГУ МЧС России по Курской области от 03.11.2023 N 2310/007/46/63-В/ПВП в части пунктов 1 - 5 признано незаконным. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОБУЗ "Золотухинская ЦРБ", ГУ МЧС России по Курской области обратились в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
ГУ МЧС России по Курской области в апелляционной жалобе указывает на законность п. 1 - 5 предписания ГУ МЧС России по Курской области от 03.11.2023 N 2310/007/46/63-В/ПВП. Ссылается, что лицензируемый орган не был уведомлен о заключение договора, предметом которого является монтаж систем пожарной сигнализации в больнице, а также не уведомлен о окончании выполнения работ. Следовательно, подтверждение информации о проведенных работах по техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности на момент выездной проверки больница не представлялось возможным. Считает, что обстоятельства выясненные при рассмотрении дела N А 35-6480/2023 не являются преюдициальными, так как при рассмотрении настоящего дела были установлены новые обстоятельства.
ОБУЗ "Золотухинская ЦРБ" в апелляционной жалобе выражает несогласие с п. 6 предписания ГУ МЧС России по Курской области от 03.11.2023 N 2310/007/46/63-В/ПВП. Считает, что проведение внутреннего противопожарного водопровода должно быть оформлено протоколом и заключением. При этом указывает, что протокол об административном правонарушении не содержит сведений о наличии нарушений. Ссылается на неполное исследование вопроса уменьшения давления огнетушащего вещества при перегибе рукава.
Исходя из требований апелляционных жалоб, пересмотру в апелляционном порядке подлежит решение в полном объеме.
К материалам дела приобщены отзывы на апелляционные жалобы, поступившие от ОБУЗ "Золотухинская ЦРБ" и ГУ МЧС России по Курской области.
Судебное заседание проходило с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (веб-конференция).
В судебном заседании объявлялся перерыв до "11" часов "30" минут "24" октября 2025 года.
В судебном заседании представитель ГУ МЧС России по Курской области поддержал апелляционную жалобу, просил суд решение суда в обжалуемой части отменить и принять по делу новый судебный акт. Против удовлетворения апелляционной жалобы ОБУЗ "Золотухинская ЦРБ" возражал.
Представитель ОБУЗ "Золотухинская ЦРБ" поддержал апелляционную жалобу, просил суд решение суда в обжалуемой части отменить и принять по делу новый судебный акт. Против удовлетворения апелляционной жалобы ГУ МЧС России по Курской области возражал.
Представитель ФГБУ "Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория" по Курской области" поддержал апелляционную жалобу ГУ МЧС России по Курской области, против удовлетворения апелляционной жалобы ОБУЗ "Золотухинская ЦРБ" возражал.
ООО "Технический центр - Охрана 46" явку своего представителя не обеспечило, о месте и времени судебного заседания, извещен надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке
ст. ст. 156,
266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
ОНД и ПР по Золотухинскому, Поныровскому и Фатежскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Курской области на основании решения о проведении плановой выездной проверки N 01 от 23.01.2023 проведена плановая выездная проверка на предмет контроля за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности на объекте - ОБУЗ "Золотухинская ЦРБ" по адресу: 306028, Курская область, Золотухинский район, поселок Солнечный, улица Мира, дом 2в.
По результатам проверки установлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а именно:
1. В помещении палаты N 2, 2-й этаж, уровень звуковых сигналов СОУЭ на уровне головы спящего человека составляет 58 дБА, что не обеспечивает уровень звука не менее чем на 15 дБА выше допустимого уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении, но не менее 70 дБА, чем нарушены п. 4.3 СП. 3.13130.2009, п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" (далее - Правила противопожарного режима);
2. В помещении палаты N 7, 2-й этаж, уровень звуковых сигналов СОУЭ на уровне головы спящего человека составляет 45 дБА, что не обеспечивает уровень звука не менее чем на 15 дБА выше допустимого уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении, но не менее 70 дБА, чем нарушены п. 4.3 СП. 3.13130.2009, п. 54 Правил противопожарного режима;
3. В помещении палаты N 1, 2-й этаж, уровень звуковых сигналов СОУЭ на уровне головы спящего человека составляет 41 дБА, что не обеспечивает уровень звука не менее чем на 15 дБА выше допустимого уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении, но не менее 70 дБА, чем нарушены п. 4.3 СП. 3.13130.2009, п. 54 Правил противопожарного режима;
4. Настенный, речевой пожарный оповещатель, расположенный возле пожарного крана N 2, 2-й этаж не включился от командного импульса, формируемого системой пожарной сигнализации, чем нарушены
п. 3.3 СП 3.13130.2009,
п. 54 Правил противопожарного режима;
5. Световой оповещатель "ВЫХОД", расположенный над эвакуационным выходом со 2-го этажа в правую лестничную клетку, не включился от командного импульса, формируемого системой пожарной сигнализации, чем нарушены
п. 3.3 СП 3.13130.2009,
п. 54 Правил противопожарного режима;
6. Световой оповещатель "ВЫХОД", расположенный над эвакуационным выходом со 2-го этажа в левую лестничную клетку, не включился от командного импульса, формируемого системой пожарной сигнализации, чем нарушены
п. 3.3 СП 3.13130.2009,
п. 54 Правил противопожарного режима;
7. В здании медицинского учреждения формирование сигнала системы пожарной сигнализации на управление СОУЭ в автоматическом режиме не осуществилось в соответствии с требованиями
п. 14.1,
п. 14.2,
п. 14.3 СП 5.13130.2009, чем нарушены
п. 54 Правил противопожарного режима,
ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 14.1, п. 14.2, п. 14.3СП5.13130.2009;
8. На объекте защиты не представлена и не хранится техническая документация завода-изготовителя, отражающая пределы огнестойкости, класс пожарной опасности и показатели пожарной опасности используемых при отделке пола и потолка поэтажного коридора 2-о этажа, а также пола поэтажного коридора 1-о этажа, чем нарушен
п. 25 Правил противопожарного режима;
9. На объекте защиты допущено снятие дверей эвакуационного выхода из поэтажного коридора 2 этажа, препятствующая распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации, чем нарушен
пп. "д" п. 16 Правил противопожарного режима;
10. На объекте защиты на дверях лестничных клеток 1-о и 2-о этажей отсутствуют приспособления для самозакрывания, чем нарушены
п. 14, п. 24 Правил противопожарного режима;
11. На объекте защиты на 1-м этаже терапевтического отделения (левое крыло) отсутствует запор (замок) на двери эвакуационного выхода, обеспечивающий возможность ее свободного открывания изнутри без ключа, чем нарушен
п. 26 Правил противопожарного режима;
12. На объекте защиты не обозначено направление движения к источникам противопожарного водоснабжения указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения, чем нарушен
п. 48 Правил противопожарного режима;
13. На объекте защиты не представлена и не хранится техническая и проектно - сметная документация на системы противопожарной защиты, чем нарушен
п. 54 Правил противопожарного режима;
14. На объекте защиты на 1-м этаже терапевтического отделения (левое крыло) дверь эвакуационного выхода открывается не по направлению движения, чем нарушены
пп. "д" п. 27 Правил противопожарного режима,
п. 4.2.22 СП 1.13130.2020;
15. На объекте защиты внутренний противопожарный водопровод не обеспечивает нормативный расход воды для тушения пожаров, чем нарушены
ч. 1 ст. 86 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. 7.14 СП 10.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный, водопровод. Нормы и правила проектирования";
16. На объекте защиты в помещении подвала N 1 приборы приемно-контрольные и приборы управления не установлены в помещении с круглосуточным пребыванием дежурного персонала, чем нарушены
ч. 1 ст. 91,
ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
п. 5.12 СП 484.1311500.2020. "Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования";
17. На объекте защиты помещения подвала N 2 не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации, системой оповещения, управления эвакуацией при пожаре, чем нарушены
ч. 1 ч. 2 ст. 1,
п. 2 ч. 1 ст. 6;
ч. 2 ст. 54 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
п. 3 Постановления Правительства РФ от 01.09.2021 N 1464 "Об утверждений требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре". В целях устранения выявленных нарушений административным органом в адрес ОБУЗ "Золотухинская ЦРБ" выдано предписание от 14.02.2023 N 01/1 со сроком исполнения до 14.08.2023.
Обществу выдано предписание N 01/1 от 14.10.2023 об устранении вышеперечисленных нарушений.
В связи с исполнением требованием Прокурора Курской области о проведении контрольных (надзорных) мероприятий от 18.10.2023 N Исорг - 07/2-482-23/-203 80001 ОНД и ПР по Золотухинскому, Поныровскому и Фатежскому районам ГУ МЧС России по Курской области принято решение от 19.10.2023 N 2310/007-46/63-В/РВП о проведении внеплановая выездная проверка Солнечной участковой больницы ОБУЗ "Золотухинская ЦРБ" в период с 23.10.2023 по 03.11.2023. Предмет проверки - исполнение предписания N 01/1 от 14.10.2023.
Для проведения проверки привлечены сотрудники ФГБУ "СЭУ ИПЛ" по Курской области.
В период проведения проверки, 25.10.2023 ОБУЗ "Золотухинская ЦРБ" направила в адрес начальника ОНД и ПР по Золотухинскому, Поныровскому, Фатежскому районам комплект документов в рамках исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности N 01/1.
27.10.2023 в дополнение больницей представлен акт проверки работоспособности средств пожарной безопасности зданий и сооружений от 26.10.2023, составленный ООО "Технический Центр "Охрана-46", согласно которому система пожарной сигнализации и СОУЭ в работоспособном состоянии. Уровень звуковых сигналов на уровне головы спящего в палатах N 1, 2, 7 второго этажа более 70 дБА.
В ходе проведения проверки были выявлены следующие нарушения:
1) В помещении палаты N 2, 2-й этаж при срабатывании дымовых пожарных извещателей СПС не реализовалось, формирование управляющих сигналов на технические средства СОУЭ в здании в целом для организации оповещения и управления движением людей по эвакуационным путям при пожаре. Не выполнены требования
ч. 4 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479;
2) В помещении палаты N 7, 2-й этаж при срабатывании дымовых пожарных извещателей СПС не реализовалось формирование управляющих сигналов на технические средства СОУЭ в здании в целом, для организации оповещения и управления движением людей по эвакуационным путям при пожаре. Не выполнены требования
ч. 4 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479;
3) В помещении палаты N 1, 2-й этаж при срабатывании дымовых пожарных извещателей СПС не реализовалось формирование управляющих сигналов на технические средства СОУЭ в здании в целом для организации оповещения и управления движением людей по эвакуационным путям при пожаре. Не выполнены требования
ч. 4 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479;
4) Настенный речевой пожарный оповещатель, расположенный возле пожарного крана N 2, 2-й этаж не включился от командного импульса, формируемого системой пожарной сигнализации. Не выполнены требования
п. 3.3 СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности",
п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479;
5) В здании медицинского учреждения формирование сигнала системы пожарной сигнализации на управление СОУЭ в автоматическом режиме не осуществилось в соответствии с требованиями
п. 14.1,
п. 14.2,
п. 14.3 СП 5.13130.2009. Не выполнены требования
п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479,
ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
п. 14.1,
п. 14.2,
п. 14.3 СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические";
6) На объекте защиты внутренний противопожарный водопровод не обеспечивает нормативный расход воды для тушения пожаров. Не выполнены требования
ч. 1 ст. 86 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. 7.14 СП 10.13130.2020 "системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Нормы и правила проектирования".
По итогам проверки составлен акт внеплановой выездной проверки от 03.11.2023 N 2310/007-46/63-В/АВП.
По результатам проверки Управлением выдано предписание от 03.11.2023 года N 2310/007/46/63-В/ПВП, на ОБУЗ "Золотухинская ЦРБ" возложена обязанность в срок до 03.04.2024 устранить допущенные нарушения.
07.11.2023 начальнику ГУ МЧС по Курской области через Единый портал государственных услуг и функций поступила жалоба от ОБУЗ "Золотухинская ЦРБ" о признании незаконным и отмене результатов внеплановой выездной проверки Солнечной участковой больницы, входящей в состав ОБУЗ "Золотухинская ЦРБ" (далее - жалоба).
Решением от 28.11.2023 N ДОК-7541 в удовлетворении жалобы ОБУЗ "Золотухинская ЦРБ" было отказано.
Считая акт и предписание ГУ МЧС по Курской области незаконными, ОБУЗ "Золотухинская ЦРБ" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В ходе проведения проверки были выявлено 17 нарушений, при этом ОБУЗ "Золотухинская ЦРБ" при рассмотрении настоящего дела оспорило следующие нарушения:
1) В помещении палаты N 2, 2-й этаж при срабатывании дымовых пожарных извещателей СПС не реализовалось, формирование управляющих сигналов на технические средства СОУЭ в здании в целом для организации оповещения и управления движением людей по эвакуационным путям при пожаре. Не выполнены требования
ч. 4 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479;
2) В помещении палаты N 7, 2-й этаж при срабатывании дымовых пожарных извещателей СПС не реализовалось формирование управляющих сигналов на технические средства СОУЭ в здании в целом, для организации оповещения и управления движением людей по эвакуационным путям при пожаре. Не выполнены требования
ч. 4 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479;
3) В помещении палаты N 1, 2-й этаж при срабатывании дымовых пожарных извещателей СПС не реализовалось формирование управляющих сигналов на технические средства СОУЭ в здании в целом для организации оповещения и управления движением людей по эвакуационным путям при пожаре. Не выполнены требования
ч. 4 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479;
4) Настенный речевой пожарный оповещатель, расположенный возле пожарного крана N 2, 2-й этаж не включился от командного импульса, формируемого системой пожарной сигнализации. Не выполнены требования
п. 3.3 СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности",
п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479;
5) В здании медицинского учреждения формирование сигнала системы пожарной сигнализации на управление СОУЭ в автоматическом режиме не осуществилось в соответствии с требованиями
п. 14.1,
п. 14.2,
п. 14.3 СП 5.13130.2009. Не выполнены требования
п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479,
ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
п. 14.1,
п. 14.2,
п. 14.3 СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические";
6) На объекте защиты внутренний противопожарный водопровод не обеспечивает нормативный расход воды для тушения пожаров. Не выполнены требования
ч. 1 ст. 86 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. 7.14 СП 10.13130.2020 "системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Нормы и правила проектирования".
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу
части 1 статьи 198,
пунктов 4 и
5 статьи 200,
частью 2 и
частью 3 статьи 201 АПК РФ оспаривание ненормативных правовых актов допускается в случае, когда такой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на лицо какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральный
закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
В соответствии со
статьями 1,
2 Закона N 69-ФЗ пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; обязательными требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности. Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на
Конституции Российской Федерации и включает в себя этот
Закон, принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Согласно положениям
статей 37,
38 Закона N 69-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Федеральный
закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (
часть 1 статьи 1 Закона N 123-ФЗ).
Техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; правовое регулирование отношений в области оценки соответствия (
часть 1 статьи 4 Закона N 123-ФЗ).
В силу
части 3 статьи 81 Закона N 123-ФЗ системы противопожарной защиты зданий и сооружений должны обеспечивать возможность эвакуации людей в безопасную зону до наступления предельно допустимых значений опасных факторов пожара.
В силу
части 4 статьи 83 Закона N 123-ФЗ автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации в зависимости от разработанного при их проектировании алгоритма должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, приборы управления установками пожаротушения, технические средства управления системой противодымной защиты, инженерным и технологическим оборудованием.
Статья 86 Закона N 123-ФЗ устанавливает следующие требования к внутреннему противопожарному водоснабжению.
Внутренний противопожарный водопровод должен обеспечивать нормативный расход воды для тушения пожаров в зданиях и сооружениях. Внутренний противопожарный водопровод оборудуется внутренними пожарными кранами в количестве, обеспечивающем достижение целей пожаротушения. Требования к внутреннему противопожарному водопроводу устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно п. 54 Правил руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты.
При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется, в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем.
На объекте защиты хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем.
При эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке.
Информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
К выполнению работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения привлекаются организации или индивидуальные предприниматели, имеющие специальное разрешение, если его наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Согласно
п. 3.3 СП 3.13130.2009 СОУЭ должна включаться автоматически от командного сигнала, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации или пожаротушения, за исключением случаев, приведенных ниже.
Дистанционное, ручное и местное включение СОУЭ допускается использовать, если в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности для данного вида зданий не требуется оснащение автоматическими установками пожаротушения и (или) автоматической пожарной сигнализацией. При этом пусковые элементы должны быть выполнены и размещены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ручным пожарным извещателям.
В СОУЭ 3 - 5-го типов полуавтоматическое управление, а также ручное, дистанционное и местное включение допускается использовать только в отдельных зонах оповещения.
Выбор вида управления определяется организацией-проектировщиком в зависимости от функционального назначения, конструктивных и объемнопланировочных решений здания и исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре.
Согласно
п. 14.1 СП 5.13130.2009 (Документ утратил силу в связи с изданием
Приказа МЧС России от 17.02.2021 N 87) формирование сигналов на управление в автоматическом режиме установками оповещения, дымоудаления или инженерным оборудованием объекта должно осуществляться за время, не превышающее разности между минимальным значением времени блокирования путей эвакуации и временем эвакуации после оповещения о пожаре.
Формирование сигналов на управление в автоматическом режиме установками пожаротушения должно осуществляться за время, не превышающее разности между предельным временем развития очага пожара и инерционностью установок пожаротушения, но не более чем необходимо для проведения безопасной эвакуации.
Формирование сигналов на управление в автоматическом режиме установками пожаротушения, или дымоудаления, или оповещения, или инженерным оборудованием должно осуществляться при срабатывании не менее двух пожарных извещателей, включенных по логической схеме "И".
Расстановка извещателей в этом случае должна производиться на расстоянии не более половины нормативного, определяемого по
таблицам 13.3 -
13.6 соответственно.
Примечание: Расстояние не более половины нормативного, определяемого по
таблицам 13.3 -
13.6, принимают между извещателями, расположенными вдоль стен, а также по длине или ширине помещения (X или Y). Расстояние от извещателя до стены определяется по
таблицам 13.3 -
13.6 без сокращения.
Согласно
п. 14.2 СП 5.13130.2009 формирование сигналов управления системами оповещения 1, 2, 3, 4-го типа по [15], оборудованием противодымной защиты, общеобменной вентиляции и кондиционирования, инженерным оборудованием, участвующим в обеспечении пожарной безопасности объекта, а также формирование команд на отключение электропитания потребителей, сблокированных с системами пожарной автоматики, допускается осуществлять при срабатывании одного пожарного извещателя, удовлетворяющего рекомендациям, изложенным в
приложении Р. В этом случае в помещении (части помещения) устанавливается не менее двух извещателей, включенных по логической схеме "ИЛИ". Расстановка извещателей осуществляется на расстоянии не более нормативного.
При применении извещателей, дополнительно удовлетворяющих требованиям
п. 13.3.3 а), б), в), в помещении (части помещения) допускается установка одного пожарного извещателя.
Согласно
п. 14.3 "СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", утвержденного Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 175 (Документ утратил силу в связи с изданием
Приказа МЧС России от 17.02.2021 N 87) для формирования команды управления по 14.1 в защищаемом помещении или защищаемой зоне должно быть не менее:
трех пожарных извещателей при включении их в шлейфы двухпороговых приборов или в три независимых радиальных шлейфа однопороговых приборов;
четырех пожарных извещателей при включении их в два шлейфа однопороговых приборов по два извещателя в каждый шлейф;
двух пожарных извещателей, удовлетворяющих требованию 13.3.3 ("а", "б", "в"), включенных по логической схеме "И" при условии своевременной замены неисправного извещателя;
двух пожарных извещателей, включенных по логической схеме "ИЛИ", если извещателями обеспечивается повышенная достоверность сигнала о пожаре.
Примечание: Однопороговый прибор - прибор, который выдает сигнал "Пожар" при срабатывании одного пожарного извещателя в шлейфе. Двухпороговый прибор - прибор, который выдает сигнал "Пожар 1" при срабатывании одного пожарного извещателя и сигнал "Пожар 2" при срабатывании второго пожарного извещателя в том же шлейфе.
Согласно п. 7.14 свода правил СП 10.13130 "Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Нормы и правила проектирования", утвержденного Приказом МЧС России от 27.07.2020 N 559, основные гидравлические параметры ПК-с в зависимости от конструктивных особенностей входящих в него технических средств приведены в таблице 7.3.
Как следует из акта проверки, в ходе проведения проверки, требования указанных нормативных актов при эксплуатации здания больницы не соблюдены.
В оспариваемом предписании указаны нарушения, относящиеся к системе оповещения и управления эвакуации людей при пожаре в здании Солнечной участковой больницы.
Представленный акт проверки работоспособности от 26.10.2023 выданный ООО "Технический центр "Охрана-46" не подтверждает, что приведенные работы по техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности на момент выездной внеплановой проверки устранили выявленные нарушения, так как в оспариваемом предписании указаны нарушения, относящиеся к системе оповещения и управления эвакуации людей при пожаре в здании Солнечной участковой больницы.
При этом, из договора N М0651 от 29.07.2023, заключенного между ОБУЗ "Золотухинская ЦРБ" и ООО "Технический центр "Охрана-46", следует, что предметом договора является монтаж систем пожарной сигнализации, а не работы по техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности.
Таким образом, оснований полагать, что указанные в предписания нарушения устранены ОБУЗ "Золотухинская ЦРБ" не имеется.
Принимая во внимание совокупность доказательств, о том, что обжалуемое предписание надзорного органа является правомерным, поскольку при осуществлении деятельности ОБУЗ "Золотухинская ЦРБ" допущены нарушения требований пожарной безопасности.
Относительно п. 6 Предписания арбитражный суд апелляционной инстанции считает правомерными доводы суда области о том, что представленными в материалы дела документами подтверждено, что нарушение (выразившееся в том, что на объекте защиты внутренний противопожарный водопровод не обеспечивает давление, нормативный расход воды для тушения пожаров) устранено Больницей 15.05.2024, то есть после оспариваемого предписания от 03.11.2023.
Довод о том, что измерения звукового давления проводились неизвестным прибором противоречит материалам дела. В документах проверки отражены сведения о средстве измерения, его поверке и аккредитации экспертного учреждения в соответствующей области.
Факты нарушений зафиксирован надлежащим образом.
Таким образом, ГУ МЧС России по Курской области обоснованно вынесло оспариваемое предписание.
Существенных нарушений, лишающих юридической силы представленные МЧС документы, суд не усматривает.
Кроме того, что суд апелляционной инстанции учитывает, проверка проводилась в здании с массовым пребыванием людей, с различным состоянием здоровья, и что выдавая предписание ГУ МЧС России по Курской области прежде всего преследовало цель снизить риск для их жизни и здоровья в случае возникновении пожара.
Выводы суда согласуются со сложившейся судебной практикой, изложены в
Постановлении Верховного Суда РФ от 22.01.2024 N 71-АД23-14-К3.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба МЧС подлежит удовлетворению, а в удовлетворении жалобы ОБУЗ "Золотухинская ЦРБ" следует отказать.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене в соответствующей части.
Согласно
п. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
По результатам рассмотрения дела судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на ОБУЗ "Золотухинская ЦРБ".
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 269 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Курской области от 26.06.2025 по делу N А35-1691/2024 отменить в части.
В удовлетворении требований о признании незаконными пунктов 1 - 5 предписания ГУ МЧС России по Курской области от 03.11.2023 N 2310/007/46/63-В/ПВП - отказать.
В остальной части решение оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Н.Д.МИРОНЦЕВА
Судьи
П.В.ДОНЦОВ
Т.И.КАПИШНИКОВА