Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 03.11.2025 по 29.11.2025) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 02.10.2025 N 88-6195/2025 (УИД 25RS0005-01-2024-004097-44)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Споры, связанные с предоставлением субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения.
Обстоятельства: Решением истец и члены его семьи сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. В обоснование принятого решения ответчик указал, что истец являлся собственником доли жилого помещения. Истец указывает, что он, отчуждая помещения, не преследовал и не мог преследовать своей целью приобретение права состоять на учете в качестве имеющего права на получение единовременной социальной выплаты.
Решение: Отказано.
Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 02.10.2025 N 88-6195/2025 (УИД 25RS0005-01-2024-004097-44)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Споры, связанные с предоставлением субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения.
Обстоятельства: Решением истец и члены его семьи сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. В обоснование принятого решения ответчик указал, что истец являлся собственником доли жилого помещения. Истец указывает, что он, отчуждая помещения, не преследовал и не мог преследовать своей целью приобретение права состоять на учете в качестве имеющего права на получение единовременной социальной выплаты.
Решение: Отказано.
ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 октября 2025 г. N 88-6195/2025
Дело N 2-3318/2024
N 25RS0005-01-2024-004097-44
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Власенко И.Г.,
судей Калиниченко Т.В., Юдановой С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К.А.А. к Главному управлению МЧС России по Приморскому краю об оспаривании решений, возложении обязанностей
по кассационной жалобе К.А.А. на
решение Первомайского районного суда г. Владивостока от 16 декабря 2024 г. и апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 31 марта 2025 г.
Заслушав доклад судьи Власенко И.Г., выслушав представителя истца П., поддержавшего кассационную жалобу, представителя ГУ МЧС России по Приморскому краю А., полагавшую решение суда законным, судебная коллегия
установила:
К.А.А. обратился в суд с иском к ГУ МЧС России по Приморскому краю об оспаривании решений, оформленных протоколами от ДД.ММ.ГГГГ NN и от ДД.ММ.ГГГГ NN.
В обоснование требований указал, что он проходил службу в ГПС МЧС России Приморского края с ДД.ММ.ГГГГ был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в <данные изъяты> ОГПС МЧС России по Приморскому краю. В ДД.ММ.ГГГГ. был включен в списки на предоставление жилых помещений по договору социального найма. В ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения. Согласно решению ЖБК принят на учет с составом семьи 3 человека с ДД.ММ.ГГГГ Решением Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ дата принятия его на учет на получение единовременной социальной выплаты изменена на ДД.ММ.ГГГГ в связи с наличием в его собственности в спорный период жилых помещений, которые им были отчуждены - в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 65,1 кв. м, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - квартира по адресу: <адрес>, общей площадью 45,6 кв. м. В ДД.ММ.ГГГГ он был поставлен в известность, что решением территориальной комиссии ГУ МЧС России по Приморскому краю от ДД.ММ.ГГГГ он и члены его семьи сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. В обоснование принятого решения ответчик указал, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ он являлся собственником <данные изъяты> доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. На дату включения в списки на основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ N не истек пятилетний срок отчуждения жилых помещений, расположенных по адресам: <адрес> и <адрес>. Он, отчуждая помещения в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, не преследовал и не мог преследовать своей целью приобретение права состоять на учете в качестве имеющего права на получение единовременной социальной выплаты. Просил признать незаконными:
решение территориальной комиссии ГУ МЧС России по Приморскому краю по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством РФ уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ NN в части изменения даты принятия на учет с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика изменить дату его принятия на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на ДД.ММ.ГГГГ;
решение жилищной комиссии ГУ МЧС России по Приморскому краю по учету сотрудников ФПС ГПС, нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда и жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма от ДД.ММ.ГГГГ NN, в части снятия его с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, обязать ответчика восстановить его и членов его семьи на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Представитель истца поддержал в суде требования иска.
Представитель ответчика просила отказать в удовлетворении требований, пояснила, что К.А.Г. стоял на учете в 2 очередях - для обеспечения жилым помещением на условиях социального найма и получения единовременной компенсации для приобретения жилья. В настоящее время он снят с учета в очереди по обеспечению жилым помещением по договору социального найма, во второй очереди его учет для получения единовременной выплаты изменен на ДД.ММ.ГГГГ., поскольку установлено, что он в этот период имел на праве собственности жилые помещения, которыми впоследствии распорядился по своему усмотрению.
Решением Первомайского районного суда г. Владивостока от 16 декабря 2024 г. исковые требования К.А.А. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным
определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 31 марта 2025 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе К.А.А. просит отменить постановления судов первой и апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, неверную оценку обстоятельств дела. В жалобе указано на отсутствие оценки характеристикам квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, необоснованное отклонение судами доводов истца о возможности применения к спорным правоотношениям по аналогии законодательства Хабаровского края, которым урегулированы схожие правоотношения.
В соответствии с
ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований по настоящему делу не установлено.
Из материалов дела и судом установлено, что К.А.А. проходил службу в Государственной противопожарной службе МЧС России с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Приказом Главного управления от ДД.ММ.ГГГГ NN начальник службы пожаротушения ФПС государственной противопожарной службы Главного управления подполковник внутренней службы К.А.А. уволен из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы МЧС России.
Решением ЖБК 8-ОГПС ПК МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ К.А.А. поставлен на учет для улучшения жилищных условий на основании поданного им рапорта от ДД.ММ.ГГГГ
В ДД.ММ.ГГГГ г. К.А.А. обратился с рапортом в ЖБК ГУ "ЦУКС МЧС России по Приморскому краю" о восстановлении его в очереди, тем самым подтвердив, что жилые помещения, находящиеся в собственности либо в пользовании по социальному найму, у него отсутствуют.
Согласно протоколу ЖБК ГУ "ЦУКС МЧС России по Приморскому краю" от ДД.ММ.ГГГГ N К.А.А. был восстановлен в очереди на улучшение жилищных условий, как не имеющий собственного жилья.
В январе 2014 г. истец подал заявление о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов по предоставлению единовременных социальных выплат ГУ МЧС по Приморскому краю был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 3 человека с ДД.ММ.ГГГГ
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком установлено, что К.А.А. являлся собственником следующих жилых помещений:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - квартиры, находящейся в общей долевой собственности (доля в праве <данные изъяты>), по адресу: <адрес>, общей площадью 65,4 кв. м, основание государственной регистрации права: договор на передачу квартиры в собственность граждан, выданный ДД.ММ.ГГГГ, доля в праве К.А.А. соответствовала 46,4 кв. м.
в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - квартиры по адресу: <адрес>, общей площадью 65,1 кв. м, основания государственной регистрации права: акт приема-передачи объекта (квартиры) NN, выданный ДД.ММ.ГГГГ, дополнительное соглашение к договору долевого участия в строительстве NN, выданное ДД.ММ.ГГГГ, договор долевого участия в строительстве NN, выданный ДД.ММ.ГГГГ;
в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - квартиры по адресу: <адрес>, общей площадью 45,6 кв. м, основание государственной регистрации права: договор купли-продажи, выданный ДД.ММ.ГГГГ
Решением территориальной комиссии ГУ МЧС России по Приморскому краю (протокол NN от ДД.ММ.ГГГГ), дата принятия К.А.А. на учет на получение единовременной социальной выплаты изменена на ДД.ММ.ГГГГ
Основанием для изменения даты постановки явилось наличие в собственности К.А.А. жилых помещений, расположенных по адресам: <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Срок принятия на учет перенесен на дату истечения пятилетнего срока.
ДД.ММ.ГГГГ решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по <адрес> (протокол от ДД.ММ.ГГГГ NN) истец и члены его семьи сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, поскольку на дату постановки истец был обеспечен жилым помещением более установленной учетной нормы.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь
ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР,
Постановлением Губернатора Приморского края от 02 августа 2001 г. N 564 "О стандарте социальной нормы общей площади жилья",
ст. ст. 53,
56 Жилищного кодекса РФ,
Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной, системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, ФПС ГПС и таможенных органах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 г. N 369, исходил из доказанного факта наличия в собственности истца на момент постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий жилыми помещениями, площадь и технические характеристики которых не предусматривали оснований признать К.А.А. нуждающимся, а равно отчуждении квартир, которыми он владел в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, 5-летний срок продажи которых на дату постановки на учета для получения ЕСВ не истек.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ) предусмотрено, что настоящий Федеральный
закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с
частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно
пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются
Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
В соответствии с
частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей (
пункт 5 части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Аналогичные положения предусмотрены
пунктом 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в
части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
Тот факт, что Федеральный
закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, вступил в силу после отчуждения жилых помещений (с 1 января 2013 г.) требованиям закона не противоречит, поскольку такое условие уже было ранее установлено положениями Жилищного
Кодекса РФ до вступления до вступления в силу Федерального
закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, а также исходя из
пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты.
Согласно
статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, вступившего в силу 1 марта 2005 г., граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Доводы К.А.А. о наличие в собственности только доли в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, не является основанием для вывода о законности первоначальной постановки на учет нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, с учетом имеющейся в собственности К.А.А. <данные изъяты> доли в жилом помещении, он не подходил ни под одну из указанных в
ст. 29 ЖК РСФСР категорий, поскольку на момент постановки на учет он был обеспечен жильем. Право собственности К.А.А. на жилое помещение, расположенное в <адрес>, было прекращено в ДД.ММ.ГГГГ, после чего в ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ он приобрел иные жилые помещения.
В соответствии со
ст. 29 ЖК РСФСР (утв. ВС РСФСР 24.06.1983) нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане: имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов; проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно; проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений.
Отклоняя ссылку истца на проживание в смежных неизолированных комнатах двух и более семей при отсутствии родственных отношений, суд указал на отсутствие таких доказательств.
Вывод суда соответствует техническому паспорту квартиры, решению Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившему в законную силу ДД.ММ.ГГГГ из которых следует, что квартира по адресу <адрес> состоит из 3 изолированных комнат, в связи с чем суд возложил на Единую службу заказчика заключить отдельные договоры найма с К.А.А. и ФИО10 на жилые комнаты 17,4 и 13 кв. м, с ФИО9 на комнату площадью 12,2 кв. м.
Наличие в собственности К.А.А. квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также владение квартирой, расположенной по адресу: <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с последующим отчуждением им данных жилых помещений в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ гг., свидетельствуют об ухудшении им своих жилищных условий, в связи с чем выводы суда первой инстанции о том, что у ответчика имелись правовые оснований для изменения даты принятия на учет истца с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с
ч. 8 ст. 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" являются правильными.
Приведенные в жалобе доводы о необходимости применения по аналогии нормативных актов Хабаровского края, регулирующих вопросы постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, являются необоснованными.
В соответствии с п. 2.1.2 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений на территории Хабаровского края, утв. решением от ДД.ММ.ГГГГ N Исполнительного комитета Президиума Хабаровского краевого совета народных депутатов нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются лица, проживающие в квартирах занятых несколькими лицами семьям и не связанными родственными отношениями, имеющим самостоятельный договор найма жилого помещения, независимо от занимаемой площади.
Согласно
пунктам 8 и
9 постановления Совмина РСФСР от 31.07.1984 N 335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в РСФСР" (утратившим силу согласно
постановлению Правительства РФ от 13.01.2020 N 7 с 1 февраля 2020 г.) обязательным условием для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений является постоянное проживание с регистрацией по месту жительства в данном населенном пункте.
В порядке исключения с разрешения Совета Министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов и соответствующего совета профессиональных союзов на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы могут быть приняты рабочие и служащие, длительное время добросовестно работающие на предприятиях, в учреждениях, организациях, проживающие в другом близлежащем населенном пункте и нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов.
Из содержания указанного нормативного акта следует, что постановка на учет производится по месту жительства либо в порядке исключения по месту работы.
Как следует из материалов дела К.А.А. на дату постановки на учет и в течение всего значимого для дела периода проживал и проживает на территории <адрес>, здесь же имел место работы, где встал на учет, в связи с чем суды обоснованно руководствовались, помимо положений федерального закона, законодательством <адрес>.
Юридически значимые для дела обстоятельства установлены правильно, их оценка соответствует требованиям процессуального закона. Нарушений, являющихся основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, при рассмотрении дела судами не допущено.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь
ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Первомайского районного суда г. Владивостока от 16 декабря 2024 г. и апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 31 марта 2025 г. оставить без изменения, кассационную жалобу К.А.А. - без удовлетворения.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 7 октября 2025 г.