Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 03.11.2025 по 29.11.2025) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 30.10.2025 N 88-25168/2025 по делу N 2-906/2025 (УИД 08RS0001-01-2025-000945-65)
Категория: Споры с органами власти в сфере содержания объектов транспортной инфраструктуры.
Требования: Об обязании привести в соответствие с действующим законодательством план обеспечения транспортной безопасности объекта, устранить нарушения норм пожарной безопасности.
Обстоятельства: На собственников объектов транспортной инфраструктуры, к которым относятся автовокзалы, возложена обязанность образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности.
Решение: Удовлетворено в части.
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 30.10.2025 N 88-25168/2025 по делу N 2-906/2025 (УИД 08RS0001-01-2025-000945-65)
Категория: Споры с органами власти в сфере содержания объектов транспортной инфраструктуры.
Требования: Об обязании привести в соответствие с действующим законодательством план обеспечения транспортной безопасности объекта, устранить нарушения норм пожарной безопасности.
Обстоятельства: На собственников объектов транспортной инфраструктуры, к которым относятся автовокзалы, возложена обязанность образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности.
Решение: Удовлетворено в части.
ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 октября 2025 г. N 88-25168/2025
N дела суда 1-й инстанции 2-906/2025
УИД 08RS0001-01-2025-000945-65
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Жогина О.В.,
судей Комбаровой И.В., Валиулина Р.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурораг. Элисты Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "Калмавтовокзал" о возложении обязанности провести план обеспечения транспортной безопасности объекта в соответствие, устранении нарушений норм пожарной безопасности по кассационной жалобе ООО "Калмавтовокзал" на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 16 мая 2025 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 6 августа 2025 года.
Заслушав доклад судьи Жогина О.В., выслушав прокурора ФИО2, возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
прокурор г. Элисты Республики Калмыкия обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО "Калмавтовокзал" о возложении обязанностей по обеспечению транспортной безопасности и устранению нарушений норм пожарной безопасности.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 16 мая 2025 года иск удовлетворен частично. На ООО "Калмавтовокзал" возложены обязанности: обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры; внести изменения в план обеспечения транспортной безопасности автовокзала г. Элисты; образовать (сформировать) и (или) привлечь подразделение транспортной безопасности для защиты объекта; произвести демонтаж отделочных материалов стен в помещениях зала ожидания и кассы.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия от 6 августа 2025 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Калмавтовокзал" просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. Заявитель указывает, что: дополнительная оценка уязвимости и изменения в план обеспечения транспортной безопасности проводились в 2021 г. в связи с утверждением новых требований
Постановлением Правительства РФ N 1642 от 08.10.2020; отсутствуют основания для проведения повторной оценки уязвимости, так как конструктивные и технические характеристики объекта не изменялись; обязанность по образованию подразделения транспортной безопасности для объектов IV категории не предусмотрена.
Учитывая положения
статьи 167,
части 2 статьи 379.5 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом.
В соответствии с
частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно
части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судами установлено и из материалов дела следует, что в соответствии с Перечнем предельно малых объектов транспортной инфраструктуры автовокзал г. Элисты отнесен к IV категории под реестровым номером N, N.
ООО "ТБ-Эксперт" проведена дополнительная оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры - автовокзала г. Элисты. Результаты были утверждены 21 июня 2021 г. заместителем начальника Управления - начальником отдела транспортной безопасности на автомобильном транспорте Управления транспортной безопасности ФИО3.
Изменения (дополнения) и план обеспечения транспортной безопасности автовокзала г. Элисты были утверждены 6 сентября 2021 г. заместителем начальника Управления - начальником отдела транспортной безопасности на автомобильном транспорте Управления транспортной безопасности ФИО3.
Между тем, в дополнительной оценке уязвимости объекта транспортной инфраструктуры от 21 июня 2021 г. и в плане обеспечения транспортной безопасности автовокзала г. Элиста от 6 сентября 2021 г. (документы для служебного пользования) не предусмотрена реализация подпункта 3 пункта 7 Требований от 8 октября 2020 г. N 1642, согласно которой субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее - план обеспечения безопасности объекта) подразделение (подразделения) транспортной безопасности, включающее в себя работников, оснащенных переносными средствами видеонаблюдения, ручными средствами досмотра (металлодетекторами, газоанализаторами паров взрывчатых веществ), специально оснащенные мобильные группы быстрого реагирования, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, его наземной, подземной, воздушной, надводной частях, для которых в соответствии с настоящим документом устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных (далее - зона транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры), и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства, в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций (далее - критические элементы объекта транспортной инфраструктуры), а также по реагированию на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.
21 июня 2024 г. в адрес ООО "Калмавтовокзал" первым заместителем прокурораг. Элисты внесено представление об устранении нарушений, в том числе,
пункта 4 Приказа Минтранса России от 2 июля 2021 г. N 225 "Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации", в частности, подпункта 3 пункта 7 Требований от 8 октября 2020 г. N 1642.
Проведенной проверкой выявлены нарушения требований пожарной безопасности в деятельности ООО "Калмавтовокзал", а именно, в обществе отсутствовала документация, подтверждающая пределы огнестойкости, класс пожарной опасности, показатели пожарной опасности, применяемые к строительным конструкциям (отделочным материалам) стен в помещениях зала ожидания и кассы.
Согласно ответу ООО "Калмавтовокзал" от 21 мая 2018 г. на представление прокурора, дополнительная оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры ООО "Калмавтовокзал" - автовокзала г. Элисты не требуется, поскольку для субъектов транспортной инфраструктуры IV категории отсутствуют подробные требования, разъяснения, рекомендации и планы по реализации Требований от 8 октября 2020 г. N 1642.
В своих возражениях генеральный директор ООО "Калмавтовокзал" ФИО4 указал, что ремонтные работы по замене стен зала ожидания и кассс использованием строительных конструкций и отделочных материалов были выполнены до 2011 г., то есть до момента смены руководства автовокзала. В связи с этим отсутствует документация, подтверждающая пределы огнестойкости и класс пожарной опасности использованных материалов. Также указано, что обществом принято решение о демонтаже указанных конструкций.
Постановлением государственного инспектора по пожарному надзору отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Элисте Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия генеральный директор ООО "Калмавтовокзал" ФИО4 за несоблюдение требований пожарной безопасности признана виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде предупреждения.
При таких обстоятельствах, оценив представленные доказательства по правилам
статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что на объекты транспортной инфраструктуры, к которым относятся автовокзалы, возложена обязанность образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствие с планом обеспечения транспортной безопасности подразделение транспортной безопасности, суд первой инстанции (с ним согласился и суд апелляционной инстанции), руководствуясь статьей 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 5-ФЗ "О противодействии терроризму",
статьями 2,
4,
5,
9 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности",
Требованиями от 8 октября 2020 г. N 1642, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 г. N 1642, пришел к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований в части возложения обязанности на ООО "Калмавтовокзал" обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, внести изменения (дополнения) в план обеспечения транспортной безопасности автовокзала г. Элиста, в соответствии с которыми образовать (сформировать) и (или) привлечь подразделение транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда.
Удовлетворяя требования истца в части возложения обязанности на ответчика произвести демонтаж отделочных материалов стен в помещениях зала ожидания и кассы автовокзала г. Элисты, суд первой инстанции руководствовался
статьей 52 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479.
У суда кассационной инстанции отсутствуют основания, по которым следует не соглашаться с выводами судов нижестоящих инстанций, исходя из следующего.
ООО "Калмавтовокзал" является субъектом транспортной инфраструктуры. Автовокзал г. Элисты отнесен к IV категории уязвимости. В 2021 г. обществом проведена дополнительная оценка уязвимости и внесены изменения в план обеспечения транспортной безопасности в связи с вступлением в силу новых требований
Постановления Правительства РФ N 1642. Проверкой прокуратуры выявлены нарушения: в плане обеспечения транспортной безопасности отсутствуют меры по образованию подразделения транспортной безопасности; отсутствует документация, подтверждающая показатели пожарной опасности отделочных материалов.
Суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из обязательности исполнения требований
пункта 7 Постановления Правительства РФ N 1642, который обязывает субъекты транспортной инфраструктуры образовывать (формировать) и (или) привлекать подразделения транспортной безопасности.
Доводы заявителя о проведении оценки уязвимости в 2021 г. отклонены, так как изменения в потенциальных угрозах (введение режима повышенной готовности, особенности защиты от актов незаконного вмешательства с использованием беспилотных аппаратов) требуют проведения дополнительной оценки.
Требования пожарной безопасности обязывают демонтировать отделочные материалы, не соответствующие установленным нормам, при отсутствии документации, подтверждающей их безопасность.
Судебная коллегия считает, что суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы материального и процессуального права, а выводы основаны на полно и всесторонне исследованных доказательствах.
Доводы кассационной жалобы не опровергают законность и обоснованность принятых решений, вследствие чего основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь
статьями 379.7,
390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 16 мая 2025 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 6 августа 2025 года оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Калмавтовокзал" - без удовлетворения.
Определение в окончательной форме изготовлено 7 ноября 2025 года.
Председательствующий
О.В.ЖОГИН
Судьи
И.В.КОМБАРОВА
Р.Р.ВАЛИУЛИН