Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 03.11.2025 по 29.11.2025) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 09.09.2025 N 88-21342/2025 (УИД 61RS0004-01-2024-007922-41)
Категория спора: Компенсации.
Требования лица, имеющего право на компенсации и выплаты компенсационного характера: О взыскании задолженности по выплате компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно.
Обстоятельства: Истец указал, что находился на отдыхе в санаторно-курортной организации по путевке. В связи с тем что он оплату проезда к месту отдыха и обратно произвел за свой счет, обратился с заявлением о выплате денежной компенсации расходов, а также было подано заявление о пропуске срока подачи документов для ее получения, поскольку он проходил обследование для госпитализации в связи с имеющимся онкологическим заболеванием.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 09.09.2025 N 88-21342/2025 (УИД 61RS0004-01-2024-007922-41)
Категория спора: Компенсации.
Требования лица, имеющего право на компенсации и выплаты компенсационного характера: О взыскании задолженности по выплате компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно.
Обстоятельства: Истец указал, что находился на отдыхе в санаторно-курортной организации по путевке. В связи с тем что он оплату проезда к месту отдыха и обратно произвел за свой счет, обратился с заявлением о выплате денежной компенсации расходов, а также было подано заявление о пропуске срока подачи документов для ее получения, поскольку он проходил обследование для госпитализации в связи с имеющимся онкологическим заболеванием.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 сентября 2025 г. N 88-21342/2025
Дело N 2-4614/2024 | УИД 61RS0004-01-2024-007922-41 |
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Донсковой М.А.
судей Яковлева А.М., Фрид Е.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Южного транспортного прокурора в интересах ФИО1 к Южному таможенному управлению о признании незаконным решения об отказе в выплате денежной компенсации затраченных расходов на проезд,
по кассационной жалобе представителя Южного таможенного управления по доверенности ФИО4 на решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 29 ноября 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 20 марта 2025 г.
заслушав доклад судьи Донсковой М.А., пояснение представителя Южного таможенного управления по доверенности ФИО4, прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Капитан- ФИО2, судебная коллегия,
установила:
Заместитель Южного транспортного прокурора обратился в суд в интересах ФИО1 с исковыми требованиями к Южному таможенному управлению о признании незаконным решения об отказе в выплате денежной компенсации расходов на проезд, обязании произвести компенсацию затраченных расходов на проезд.
В обоснование заявленных исковых требований истец указывает, что Южной транспортной прокуратурой в связи с обращением ФИО1 о несогласии с действиями должностных лиц таможенных органов проведена проверка исполнения - Южным таможенным управлением законодательства, регламентирующего предоставление установленных законодательством Российской Федерации гарантий и компенсаций.
В период с 29.01.2024 по 18.02.2024 ФИО1 находился на отдыхе в санаторно - курортной организации ФТС России филиале "Лесная сказка" по путевке, выданной на основании решения заседания санаторно-курортной комиссии Ростовской таможни, что подтверждается данными, указанными в отрывном талоне к санаторно-курортной путевке N.
В связи с тем, что ФИО1 проезд к месту отдыха и обратно произвел за свой счет, он обратился 29.03.2024 в ЮТУ с заявлением в письменной форме о выплате денежной компенсации расходов, связанных с оплатой проезда в санаторно - курортную организацию ФТС России и обратно, с приложением копий подтверждающих документов, а также подано заявление о пропуске срока подачи документов для ее получения, согласно которому он в период с 20.02.2024 по 29.03.2024 не мог обратиться за компенсацией расходов, связанных с оплатой проезда в санаторно - курортную организацию ФТС России и обратно, поскольку проходил обследование для госпитализации в связи с имеющимся онкологическим заболеванием.
Согласно ответу и.о. начальника финансово - бухгалтерской службы ЮТУ ФИО3 от 05.04.2024 N "О выплате денежной компенсации" представленные ФИО1 документы для выплаты денежной компенсации ему возвращены в связи с пропуском срока для их подачи, расчет на выплату денежной компенсации на проезд в санаторий и обратно должностными лицами финансово - бухгалтерской службы ЮТУ не произведен.
В нарушение
п. 9 ст. 10 Федерального закона от 30.12.2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
п. 2 Правил возмещения расходов на проезд и провоз багажа к избранному месту жительства сотрудникам учреждений и органов уголовно - исполнительной системы Российской Федерации, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации, выплаты денежной компенсации расходов на проезд в санаторно - курортные организации гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и членам их семей, а также проезда членов семей и родителей погибшего (умершего) сотрудника этих учреждений и органов, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ к месту его погребения, находящемуся за пределами территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2013 года N 63 (далее по тексту - Правила) должностными лицами ЮТУ в ответе от 05.04.2024 N неправомерно отказано в выплате денежной компенсации на проезд в санаторий и обратно. Южным таможенным управлением денежная компенсация понесенных ФИО1 расходов, связанных с оплатой проезда в санаторно-курортную организацию, до настоящего времени не выплачена.
Принятые меры прокурорского реагирования, предусмотренные Федеральным законом от 17.01.1992 N 2201 - 1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре), не привели к устранению нарушений закона, иные полномочия прокурора исчерпаны, единственным действенным способом, направленным на устранение нарушений закона является судебное понуждение об устранении нарушений в определенный срок.
С учетом вышеизложенного истец просил суд признать незаконным решение и.о. начальника финансово - бухгалтерской службы ЮТУ ФИО3 от 05.04.2024 N "О выплате денежной компенсации" об отказе в выплате ФИО1 денежной компенсации расходов на проезд в санаторно - курортную организацию и обратно. Обязать Южное таможенное управление произвести компенсацию затраченных ФИО1 расходов на проезд и обратно в санаторно - курортную организацию ФТС России филиал "Лесная сказка" в размере 5 600 руб. на лицевой счет, предназначенный для перечисления пенсии.
Решением Ленинского районного суда г. Ростова - на - Дону от 29 ноября 2024 г. исковые требования были удовлетворены.
Суд восстановил ФИО1 срок для обращения в Южное таможенное управление за выплатой компенсации расходов на проезд в санаторно - курортную организацию и обратно.
Суд признал незаконным решение исполняющего обязанности начальника финансово -бухгалтерской службы Южного таможенного управления ФИО3 от 05.04.2024 г. N "О выплате денежной компенсации" об отказе в выплате ФИО1 денежной компенсации расходов на проезд в санаторно - курортную организацию и обратно.
Суд обязал Южное таможенное управление произвести компенсацию затраченных ФИО1 расходов на проезд и обратно в санаторно - курортную организацию ФТС России филиал "Лесная сказка" в размере 5 600 рублей на лицевой счет, предназначенный для перечисления пенсии.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 20 марта 2025 г. решение суда первой инстанции оставлено в силе.
В кассационной жалобе Южное таможенное управление просит отменить постановленное судом решение и апелляционное определение как незаконные, необоснованные, вынести новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование поданной кассационной жалобы ссылается на допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права. Указывает на необоснованное восстановление ФИО1 срока для обращения в Южное таможенное управление за выплатой компенсации расходов на проезд в санаторно - курортную организацию и обратно, а также на то, что несение истцом расходов в размере 5 600 рублей, не подтверждено надлежащими доказательствами. Частично повторяя позицию приведенную им в суде первой и апелляционной инстанций, заявитель жалобы указывает на то, что истцом не был соблюден месячный срок подачи письменного заявления на возмещение расходов на проезд и обратно в санаторно -курортную организацию ФТС России филиал "Лесная сказка", в связи с чем отказ в возмещении ФИО1 расходов на проезд является правомерным, а выводы суда относительно восстановления срока на подачу заявления о возмещении расходов на проезд являются неверными и противоречат положениям
Правил, которые не содержат указаний на возможность рассмотрения вопроса уважительности причин пропуска срока, а также его восстановления.
В судебном заседании кассационного суда общей юрисдикции представитель Южного таможенного управления по доверенности ФИО4, кассационную жалобу поддержала по доводам в ней изложенным.
Прокурор отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Капитан- ФИО2, судебном заседании возражала против удовлетворения кассационной жалобы. Полагала обжалуемые судебные постановления законными и обоснованными.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, явку представителей не обеспечили.
Согласно
части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и соблюдения процессуальных сроков рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия определила рассмотреть дело при указанной явке.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения прокурора, представителя ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с
частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно
части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судом апелляционной инстанций при рассмотрении дела.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 является пенсионером Федеральной таможенной службы Российской Федерации, с октября 2004 года состоит на учете по пенсионному обеспечению в отделе пенсионного обеспечения Южного таможенного управления.
ФИО1 проходил службу в должности ведущего инспектора отдела административных расследований Миллеровской таможни, уволен со службы в таможенных органах приказом Миллеровской таможни от 24.08.2004 N - лс в соответствии с пп. 8 п. 2 ст. 48 Федерального закона N 114-ФЗ по состоянию здоровья на основании заключения врачебной комиссии об ограниченной годности указанного сотрудника к службе в таможенных органах.
Судом также установлено, что в период с 29.01.2024 по 18.02.2024 ФИО1 находился в санаторно - курортной организации ФТС России филиале "Лесная сказка" по путевке, выданной на основании решения заседания санаторно-курортной комиссии Ростовской таможни (протокол N от 01.12.2023 г.), что подтверждается данными, указанными в отрывном талоне к санаторно - курортной путевке N.
В последующем 29.03.2024 ФИО1 обратился в ЮТУ с заявлением о выплате денежной компенсации расходов, связанных с оплатой проезда в санаторно - курортную организацию ФТС России и обратно, с приложением копий документов, подтверждающих оплату ФИО1 проезда к месту отдыха и обратно произвел за свой счет.
При подаче документов для выплаты денежной компенсации расходов, связанных с оплатой проезда, на имя начальника финансово - бухгалтерской службы ФИО1 также подано заявление, в котором указал, что пропуск срока подачи документов для получения выплаты имел место в связи с тем, что в период с 20.02.2024 по 29.03.2024 он проходил обследование для госпитализации в связи с имеющимся онкологическим заболеванием, в связи чем не мог обратиться за компенсацией расходов, связанных с оплатой проезда в санаторно - курортную организацию ФТС России.
Как следует из ответа и.о. начальника финансово - бухгалтерской службы ЮТУ ФИО3 от 05.04.2024 N представленные ФИО1 документы для выплаты денежной компенсации ему возвращены в связи с пропуском срока для их подачи, расчет на выплату денежной компенсации на проезд в санаторий и обратно должностными лицами финансово - бухгалтерской службы ЮТУ не произведен.
ФИО1 02.05.2024 обратился в Южную транспортную прокуратуру с заявлением о проведении проверки и принятии мер прокурорского реагирования.
В последующем 30.05.2024 прокуратурой начальнику Южного таможенного управления внесено представление об устранении нарушений законодательства о социальных гарантиях N.
На основании приказа от 05.06.2024 N, ЮТУ проведена служебная проверка, по результатам которой составлено заключение от 28.06.2024, комиссия пришла к выводу, что действия должностных лиц управления по оставлению документов ФИО1 без исполнения, не нарушают требования Правил, результаты рассмотрения обращения ФИО1 от 5 апреля 2024, изложенные в письме от 27.04.2024 N/Д-0318 "О рассмотрении обращения" соответствуют положениям Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Из поступившего 08.07.2024 ответа начальника Южного таможенного управления от 28.06.2024 N следует, что доводы, указанные в представлении, подтвердились, Южным таможенным управлением с целью получения разъяснений по обращению ФИО1 о возможности восстановления срока выплаты компенсации понесенных расходов, связанных с оплатой проезда в санаторно - курортную организацию, направлен 26.06.2024 запрос в ФТС России.
Письмом от 02.08.2024 N, поступившим в прокуратуру 09.08.2024, Южное таможенное управление сообщило, что согласно позиции ФТС России пенсионер таможенного органа может реализовать свое право на выплату денежной компенсации расходов не позднее одного месяца со дня окончания срока пребывания в санаторно-курортной организации ФТС России. В этой связи Южным таможенным управлением денежная компенсация понесенных ФИО1 расходов, связанных с оплатой проезда в санаторно - курортную организацию, до настоящего времени истцу не выплачена. Принятые меры прокурорского реагирования, предусмотренные Федеральным законом от 17.01.1992 N "О прокуратуре Российской Федерации" не привели к устранению нарушений закона, в связи с чем, прокурор обратился в суд с настоящим иском в защиту интересов ФИО1.
Разрешая указанный спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального
закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
Постановления Правительства РФ от 30.01.2013 N 63, установленными по делу обстоятельствами и на основании совокупности всех собранных по делу доказательств, пришел к выводам о том, что действия ответчика, связанные с отказом в возмещении истцу расходов на проезд к месту оздоровительного отдыха и обратно, являются неправомерными, поскольку законные основания для отказа истцу в выплате компенсации расходов, связанных с оплатой стоимости проезда в санаторий и обратно, отсутствовали; установленный
Правилами срок для обращения за выплатой компенсации стоимости проезда к месту лечения и обратно, пропущен истцом по уважительной причине, связанной с необходимостью прохождения обследования для лечения тяжелого заболевания, в связи с чем, суд посчитал необходимым восстановить ФИО1 срок для обращения в Южное таможенное управление за выплатой компенсации расходов на проезд в санаторно - курортную организацию и обратно; признал незаконным решение исполняющего обязанности начальника финансово бухгалтерской службы Южного таможенного управления ФИО3 от 05.04.2024 г. N "О выплате денежной компенсации" об отказе в выплате ФИО1 денежной компенсации расходов на проезд в санаторно - курортную организацию и обратно.
Проверяя законность принятого решения, суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и с приведенным правовым обоснованием согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, с выводами суда первой и апелляционной инстанции в части наличия оснований для восстановления срока выплаты компенсации понесенных расходов, связанных с оплатой проезда в санаторно - курортную организацию и выплате истцу соответствующей компенсации, соглашается, полагает, что, разрешая возникший спор, суды правильно установили юридически значимые обстоятельства, верно определили характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, дали надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, в соответствии с правилами, установленными положениями
статей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно
ст. 46 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" сотрудникам таможенных органов и проживающим совместно с ними членам их семей предоставляются гарантии и компенсации, установленные законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 50 Федерального закона от 21.07.1997 года N 14-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей.
Согласно
ст. 1 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон) указанный федеральный
закон регулирует отношения, связанные в том числе с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в таможенных органах Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, уволенных со службы в таможенных органах Российской Федерации, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
На основании
п. 9 ст. 10 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в учреждениях и органах и имеющему стаж службы (выслугу лет) в учреждениях и органах 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), за исключением лиц, уволенных со службы в учреждениях и органах по основаниям, указанным в
части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, и одному из членов его семьи, а также гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в учреждениях и органах и ставшему инвалидом вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах, выплачивается денежная компенсация расходов, связанных с оплатой проезда в санаторно - курортную организацию уполномоченного федерального органа исполнительной власти и обратно (один раз в год), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Из указанных выше норм в их совокупности следует, что уволенные со службы в таможенных органах граждане и члены их семей имеют право на возмещение расходов на проезд к месту лечения в санаторно -курортной организации и обратно.
В отношении истца такое право не оспаривалось ответчиком и реализовывалось ранее неоднократно.
Указанный выше порядок определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2013 N 63 "Об утверждении правил возмещения расходов на проезд и провоз багажа к избранному месту жительства сотрудникам учреждений и органов уголовно - исполнительной системы, федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, выплаты денежной компенсации расходов на проезд в санаторно-курортные организации гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, и членам их семей, а также проезда членов семей и родителей погибшего (умершего) сотрудника этих учреждений и органов к месту его погребения, находящемуся за пределами территории Российской Федерации".
Выплата денежной компенсации осуществляется пенсионеру таможенных органов на основании документов, подтверждающих расходы, понесенные им или членом его семьи, связанные с проездом в санаторно - курортную организацию Федеральной таможенной службы России.
Постановлением Правительства РФ от 30.01.2013 N 63 утверждены "Правила возмещения расходов на проезд и провоз багажа к избранному месту жительства сотрудникам учреждений и органов уголовно исполнительной системы Российской Федерации, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации, выплаты денежной компенсации расходов на проезд в санаторно-курортные организации гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и членам их семей, а также проезда членов семей и родителей погибшего (умершего) сотрудника этих учреждений и органов, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ к месту его погребения, находящемуся за пределами территории Российской Федерации" (далее - Правила).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2021 N 1328 утверждены изменения в Правилах возмещения расходов на проезд и провоз багажа к избранному месту жительства сотрудникам учреждений и органов уголовно - исполнительной системы Российской Федерации, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации, выплаты денежной компенсации расходов на проезд в санаторно - курортные организации гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и членам их семей, а также проезда членов семей и родителей погибшего (умершего) сотрудника этих учреждений и органов, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ к месту его погребения, находящемуся за пределами территории Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2013 N 63.
Пунктом 4 Правил регламентировано, что денежная компенсация выплачивается в размере фактически понесенных расходов (включая оплату услуг по оформлению проездных документов), не превышающем стоимости проезда по прямому беспересадочному маршруту, а при отсутствии такого маршрута по кратчайшему пути с наименьшим количеством пересадок.
В соответствии с
п. 2 Правил (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 11.08.2021 N 1328) для получения денежной компенсации пенсионеру таможенных органов необходимо обратиться с заявлением, которое представляется не позднее одного месяца с даты окончания срока пребывания в санаторно - курортной организации Федеральной таможенной службы России, о выплате денежной компенсации в подразделение пенсионного обеспечения по месту получения пенсии, приложив подтверждающие документы.
Судом установлено, что ФИО1 является пенсионером Федеральной таможенной службы Российской Федерации, с октября 2004 года состоит на учете по пенсионному обеспечению в отделе пенсионного обеспечения Южного таможенного управления.
В период с 29.01.2024 по 18.02.2024 ФИО1 находился на отдыхе в санаторно - курортной организации ФТС России филиале "Лесная сказка" по путевке, что подтверждается данными, указанными в отрывном талоне к санаторно-курортной путевке N, в связи с чем, имеет право на компенсацию понесенных расходов.
Доводы кассационной жалобы ответчика о пропуске истцом месячного срока на обращение с заявлением о выплате компенсации понесенных расходов как на безусловное основание для отказа в выплате компенсации, не свидетельствует о допущенных судами нарушениях норм материального права, поскольку само право истца на получение санаторно -курортного лечения и возмещение расходов на проезд к месту санаторно -курортного лечения и обратно не оспаривалось ответчиком.
Кроме того, положениями вышеприведенных норм, устанавливающими гарантии сотрудникам таможенных органов в части денежной компенсации понесенных ими расходов, связанных с оплатой проезда в санаторно - курортную организацию федерального органа исполнительной власти Федеральной таможенной службы России и обратно, не предусмотрен отказ в выплате такой компенсации в связи с более поздним обращением за выплатой компенсации, чем это предусмотрено указанными
Правилами. Так же не указано, что вышеуказанный срок является пресекательным.
С учетом изложенного судебная коллегия соглашается с выводами суда апелляционной инстанции о том, что отсутствие предусмотренного
Правилами правового механизма для восстановления срока обращения с заявлением (признания причин пропуска уважительными) фактически влечет лишение по формальным основаниям гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в таможенных органах права на предоставление предусмотренных законом социальных гарантий, вне зависимости от причин, по которым обращение за возмещением расходов осуществлено за пределами месячного срока.
Судами принято во внмание, что ранее истец на протяжении многих лет получал указанную компенсацию и не мог предполагать, что произойдут изменения в законодательстве, тогда как ответчик, на которого возложена обязанность по выплате указанной компенсации, обязан предпринимать все необходимые меры для реализации гражданином предоставленного ему права, в том числе и уведомлять об изменении условий выплаты требуемой компенсации.
Так, в материалы дела представлено Письмо ФТС России от 23.08.2021 N согласно которому в связи с изменениями, вступившими в силу с 21.08.2021 в правилах компенсации расходов, связанных с оплатой проезда в санаторно - курортную организацию ФТС России направлялась новая редакция Памятки, которую необходимо было доводить до сведений пенсионеров таможенной службы, получающих санаторно - курортные путевки (л.д. 34-35).
Доказательств того, что ФИО1 ответчиком своевременно (до 2024 года) была доведена до сведения данная памятка материалы дела не содержат, а представленная выписка из "Журнала учета лиц, направляемых на санаторно-курортное лечение" даты получения ФИО1 памятки не содержит, а только вручена под ему роспись.
Между тем, из Заключения по результатом служебной проверки от 23.06.2024 N Южного таможенного управления следует, что данное событие имело место только в 2024 году (<данные изъяты>).
Разрешая заявленные исковые требования, судом установлено, что ФИО1 страдает онкологическим заболеванием, требующим прохождения обследований и лечения. В период с 20.02.2024 по 29.03.2024 в связи с заболеванием он проходил обследование в ГБУ РО "ЦРБ" в Миллеровском районе РО, о чем сообщил ответчику при подаче заявления. По окончании обследования, ФИО1 незамедлительно обратился (29.03.2024) к ответчику с соответствующим заявлением, то есть, с незначительным 10 - дневным пропуском срока для обращения.
Указанные обстоятельства были оценены судом первой инстанции в качестве уважительных, в связи с чем, суд пришел к выводу, что установленный
Правилами срок для обращения за выплатой компенсации стоимости проезда к месту лечения и обратно, пропущен ФИО1 по уважительной причине, связанной с необходимостью прохождения обследования для лечения тяжелого заболевания, незначительным периодом пропуска срока, что является достаточным для принятия решения о восстановлении ФИО1 срока для обращения в Южное таможенное управление за выплатой компенсации расходов на проезд в санаторно -курортную организацию и обратно.
Несогласие с произведенной оценкой судами доказательств по делу основанием к отмене судебных актов являться не могут, так как в соответствии с
частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (
статьи 198 и
330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В то же время судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит заслуживающими внимание доводы кассационной жалобы в части размера взысканной компенсации.
Так, ответчик в кассационной жалобе ссылается на то, что в ходе судебных заседаний ЮТУ указывало, что к заявлению ФИО1 были приложены, в том числе билеты на железнодорожный транспорт по маршруту г. Миллерово - г. Краснодар - г. Миллерово на сумму 4 379 руб. 50 коп., билет на автобус по маршруту г. Краснодар - п. Каменномостский на сумму 737 руб. Таким образом, документально подтвержденные расходы, связанные с оплатой проезда в СКО составляют 5 116 руб. 50 коп., однако, судом первой инстанции с ЮТУ взыскано 5 600 рублей, что не свидетельствует сумме понесенных расходов. Между тем, указанным доводам, судами не была дана соответствующая оценка.
Поскольку в соответствии с
ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а оценка доказательств, подтверждающих размер понесенных истцом расходов удом дана не была, судом апелляционной инстанции вышеуказанное нарушение не устранено, судебная коллегия по гражданским делам приходит к выводу о необходимости отмены апелляционного
определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 20 марта 2025 г. в части оставления без изменения
решения Ленинского районного суда г. Ростова - на - Дону от 29 ноября 2024 г. об обязании Южное таможенное управление произвести компенсацию затраченных ФИО1 расходов на проезд и обратно в санаторно - курортную организацию ФТС России филиал "Лесная сказка" в размере 5 600 рублей на лицевой счет, предназначенный для перечисления пенсии, с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь
статьями 379.6,
390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 20 марта 2025 г. в части оставления без изменения решения Ленинского районного суда г. Ростова - на - Дону от 29 ноября 2024 г. об обязании Южное таможенное управление произвести компенсацию затраченных ФИО1 расходов на проезд и обратно в санаторно - курортную организацию ФТС России филиал "Лесная сказка" в размере 5 600 рублей на лицевой счет, предназначенный для перечисления пенсии, отменить, в отмененной части дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции- Ростовский областной суд.
В остальной части решение Ленинского районного суда г. Ростова - на - Дону от 29 ноября 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 20 марта 2025 г. оставь без изменения, кассационную жалобу представителя Южного таможенного управления по доверенности ФИО5 без удовлетворения.
Председательствующий
М.А.ДОНСКОВА
Судьи
А.М.ЯКОВЛЕВ
Е.К.ФРИД
Мотивированное определение в окончательной форме составлено 15 сентября 2025 г.