Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 03.11.2025 по 29.11.2025) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14.11.2025 N 88А-19121/2025 (УИД 17RS0017-01-2023-000085-85)
Процессуальные вопросы: Принято определение о частичном удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта.
Решение: Определение оставлено без изменения.
Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14.11.2025 N 88А-19121/2025 (УИД 17RS0017-01-2023-000085-85)
Процессуальные вопросы: Принято определение о частичном удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта.
Решение: Определение оставлено без изменения.
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 ноября 2025 г. N 88А-19121/2025
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Никулина И.А., рассмотрев без проведения судебного заседания кассационную жалобу Правительства Республики Тыва, поданную через суд первой инстанции 6 октября 2025 года, на апелляционное определение судьи Верховного суда Республики Тыва от 20 августа 2025 года по заявлению Правительства Республики Тыва о предоставлении отсрочки исполнения решения Кызылского городского суда Республики Тыва от 30 января 2024 года по административному делу N 2а-1028/2024(13а-610/2025) по административному исковому заявлению заместителя прокурора Республики Тыва Большунова В.А., действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Службе по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Тыва, Правительству Республики Тыва, Рабочей группе по вопросу создания подразделений пожарной охраны в Республике Тыва, содержащихся за счет республиканского бюджета, о признании незаконным бездействия и возложении обязанности реализовать полномочия в области пожарной безопасности,
установил:
первый заместитель прокурора Республики Тыва Большунов В.А., действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Службе по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Тыва, Правительству Республики Тыва, Рабочей группе по вопросу создания подразделений пожарной охраны в Республике Тыва, содержащихся за счет республиканского бюджета, в котором просил признать незаконным бездействие, выразившееся в неисполнении обязанности, предусмотренной
статьей 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", по организации тушения пожаров силами подразделения пожарной охраны, содержащейся за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва, в населенных пунктах, в том числе, в городских лесах, обязать Службу по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Тыва обеспечить реализацию полномочий в области пожарной безопасности путем создания подразделения пожарной охраны, содержащейся за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва.
Вступившим в законную силу 14 марта 2024 года решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 30 января 2024 года в удовлетворении административных исковых требований к Службе по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Тыва отказано. Административные исковые требования к Правительству Республики Тыва, Рабочей группе по вопросу создания подразделений пожарной охраны в Республике Тыва, содержащихся за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва, удовлетворены. На Правительство Республики Тыва и Рабочую группу по вопросу создания подразделений пожарной охраны в Республике Тыва, содержащихся за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва, возложена обязанность создать подразделения пожарной охраны в Республике Тыва, содержащихся за счет средств республиканского бюджета, для тушения пожаров в населенных пунктах, в том числе в городских лесах, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Об исполнении настоящего решения постановлено сообщить административному истцу и Кызылскому городскому суду Республики Тыва в течение месяца.
27 января 2025 года во исполнение указанного решения выдан исполнительный лист серии ФС N.
13 февраля 2025 года в отношении Правительства Республики Тыва возбуждено исполнительное производство N N 25 марта 2025 года Правительство Республики Тыва обратилось в суд с заявлением о предоставлении до 31 декабря 2026 года отсрочки исполнения решения Кызылского городского суда Республики Тыва от 30 января 2024 года, указывая на невозможность его исполнения в установленный срок ввиду отсутствия соответствующего бюджетного финансирования, особенности формирования республиканского бюджета, а также проделанную во исполнение решения суда работу по вопросу создания подразделений пожарной охраны в Республике Тыва, содержащихся за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва.
Определением Кызылского городского суда Республики Тыва от 5 мая 2025 года, оставленным без изменения апелляционным определением судьи Верховного суда Республики Тыва от 20 августа 2025 года, заявление удовлетворено частично. Правительству Республики Тыва предоставлена отсрочка исполнения решения Кызылского городского суда Республики Тыва от 30 января 2024 года на 6 месяцев, до 4 ноября 2025 года.
В кассационной жалобе Правительство Республики Тыва, приводя доводы заявления, просит отменить апелляционное определение судьи Верховного суда Республики Тыва от 20 августа 2025 года и разрешить вопрос по существу, предоставив отсрочку исполнения решения суда от 31 декабря 2026 года, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального права, выразившееся в ненадлежащей правовой оценке доводов заявителя и представленных в дело доказательств, подтверждающих наличие правовых оснований для предоставления отсрочки исполнения решения суда на испрашиваемый срок, который, в условиях проделанной и предстоящей работы, а также необходимых финансовых затрат с учетом особенностей формирования республиканского бюджета, является наиболее разумным.
В силу
части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Вместе с тем согласно разъяснениям, содержащимся в
абзаце втором пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", при обжаловании в суд кассационной инстанции только судебного акта суда апелляционной инстанции, которым оставлено в силе решение суда первой инстанции, суд кассационной инстанции вправе проверить также законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Учитывая, что апелляционным определением судьи Верховного суда Республики Тыва от 20 августа 2025 года определение Кызылского городского суда Республики Тыва от 5 мая 2025 года оставлено без изменения, проверке в кассационном порядке подлежат оба судебных акта, несмотря на указание в жалобе на незаконность только судебного акта суда апелляционной инстанции.
В соответствии с требованиями
статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассматривается без проведения судебного заседания. Лицами, участвующими в деле, возражений относительно доводов кассационной жалобы не представлено.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с
частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера при разрешении вопроса о предоставлении отсрочки исполнения решения суда судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Частью 1 статьи 189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
В
пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", разъяснено, что основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.
Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что основанием для отсрочки или рассрочки исполнения решения являются неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, которые носят исключительный характер, свидетельствуют о невозможности или крайней затруднительности исполнения решения суда. Бремя доказывания наличия обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда, лежит на заявителе.
Удовлетворяя заявление Правительства Республики Тыва частично и предоставляя отсрочку исполнения решения Кызылского городского суда Республики Тыва от 30 января 2024 года на 6 месяцев, то есть до 4 ноября 2025 года, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам
статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исходил из обстоятельств принятых заявителем на дату обращения в суд мер по исполнению возложенной судом обязанности и предстоящих финансовых затрат на их завершение, свидетельствующих о затруднении исполнения решения суда в установленный срок, не усмотрев при этом оснований для предоставления отсрочки исполнения на более длительный срок, заявленный административным ответчиком.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, указав на отсутствие доказательств, подтверждающих, что по истечении срока отсрочки исполнения решения суда, о предоставлении которой просит заявитель, то есть после 31 декабря 2026 года, обстоятельства, препятствующие его полному исполнению, будут безусловно устранены; предоставление в рассматриваемом случае отсрочки исполнения решения суда на столь длительный срок, с учетом общественной значимости возложенной судом обязанности, не будет способствовать реальной защите нарушенных прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц, в защиту которых обратился административный истец, повлечет необоснованное затягивание исполнения вступившего в законную силу решения суда, что противоречит принципу разумного срока исполнения судебного акта.
Выводы судов являются правильными, соответствующими установленным обстоятельствам и требованиям закона.
Доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не опровергают правильных выводов судов об отсутствии оснований для предоставления отсрочки исполнения судебного акта на испрашиваемый заявителем срок, приходящийся на конец 2026 года, нарушение судами норм права не подтверждают.
В силу
части 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организации и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
При этом одним из принципов административного судопроизводства, закрепленных в
пункте 4 статьи 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является осуществление административного судопроизводства в разумный срок и исполнение судебных актов по административным делам в разумный срок.
Как отмечено в
пункте 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018), вопрос о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения решения суда разрешается судом не произвольно, а с учетом необходимости обеспечения баланса прав и законных интересов взыскателей и должников, соблюдения гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, требований справедливости и соразмерности. Таким образом, в каждом случае рассмотрения заявления об отсрочке (рассрочке) исполнения судебного акта суд должен устанавливать конкретные обстоятельства его исполнения. При этом предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта является исключительной мерой, которая должна применяться судом лишь при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения арбитражного суда. При оценке таких причин и обстоятельств надлежит исходить из необходимости соблюдения баланса интересов как должника, так и взыскателя, в связи с чем заявителю надлежит предоставить доказательства реальности исполнения судебного акта в указанный срок.
Аналогичное, по существу, толкование закона дано Конституционным Судом Российской Федерации. Как отмечено в
Определении от 18 апреля 2006 года N 104-О, несмотря на то, что отсрочка исполнения решения суда предполагает наступление в будущем обстоятельств, способствующих исполнению судебного решения, она отдаляет реальную защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов взыскателя, часто - на неопределенный срок; таким образом, основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.
Обжалуемые судебные акты постановлены с учетом приведенных требований и толкований закона, выводы судов об отсутствии оснований для предоставления отсрочки исполнения решения суда до заявленного Правительством Республики Тыва срока - 31 декабря 2026 года, при установленных в ходе рассмотрения заявления обстоятельствах, вопреки утверждению подателя кассационной жалобы, мотивированы в судебных постановлениях.
Судами дана оценка всем приведенным заявителем доводам о необходимости отсрочки исполнения решения суда до испрашиваемого им срока по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании доказательств.
Основания для переоценки указанных выводов судов по доводам кассатора, дублирующим содержание заявления и частной жалобы, и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции, отсутствуют.
Нарушений судами норм процессуального права, которые являются основанием для безусловной отмены судебных актов, не установлено.
Руководствуясь
статьями 327.1,
329,
330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определил:
определение Кызылского городского суда Республики Тыва от 5 мая 2025 года и апелляционное определение судьи Верховного суда Республики Тыва от 20 августа 2025 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок и порядке, предусмотренные положениями
статей 318,
319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.