Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 03.11.2025 по 29.11.2025) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 14.10.2025 N 88а-26787/2025 (УИД 52RS0043-01-2024-000196-37)
Категория: Споры с МЧС России.
Требования заявителя: О признании недействительным предписания надзорного органа об устранении нарушений.
Обстоятельства: Административный истец указал, что по результатам проведенной проверки должностным лицом составлен акт выездной внеплановой проверки и выдано предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности в установленный срок. Он выразил несогласие с актом и предписанием, не был уведомлен о проведении выездной проверки.
Решение: Отказано.
Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 14.10.2025 N 88а-26787/2025 (УИД 52RS0043-01-2024-000196-37)
Категория: Споры с МЧС России.
Требования заявителя: О признании недействительным предписания надзорного органа об устранении нарушений.
Обстоятельства: Административный истец указал, что по результатам проведенной проверки должностным лицом составлен акт выездной внеплановой проверки и выдано предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности в установленный срок. Он выразил несогласие с актом и предписанием, не был уведомлен о проведении выездной проверки.
Решение: Отказано.
ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 октября 2025 г. N 88а-26787/2025
Дело N 2а-188/2024 | УИД 52RS0043-01-2024-000196-37 |
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Поддымова А.В.,
судей Александровой К.А. и Нуждина С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Пильнинского муниципального округа Нижегородской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 16 апреля 2025 года по административному делу по административному исковому заявлению администрации Пильнинского муниципального округа Нижегородской области к отделу надзорной деятельности и профилактической работы по Пильнинскому муниципальному району Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Нижегородской области о признании незаконным предписания.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымова А.В., судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
администрация Пильнинского муниципального округа Нижегородской области (далее также - администрация) обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила отменить акт выездной внеплановой проверки главного государственного инспектора Пильнинского муниципального округа Нижегородской области по пожарному надзору от 27 апреля 2024 года N 404/037-52/4-В/АВП, предписание главного государственного инспектора Пильнинского муниципального округа Нижегородской области по пожарному надзору от 27 апреля 2024 года N 2404/037-52/4-В/ПВП.
Свои требования администрация обосновывает тем, что 27 апреля 2024 года по результатам проведенной проверки главным государственным инспектором Пильнинского муниципального округа Нижегородской области по пожарному надзору М.К. составлен акт выездной внеплановой проверки и главе администрации Пильнинского муниципального округа Нижегородской области выдано предписание N 2404/037-52/4-В/ПВП об устранении нарушений требований пожарной безопасности в срок до 14 апреля 2025 года.
Администрация Пильнинского муниципального округа Нижегородской области, выражая несогласие с актом и предписанием, указывает о том, что приведенные в них положения свода правил
СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности", утвержденных приказом МЧС России от 30 марта 2020 года N 225 (далее - СП 8.13130.2020), не подлежат применению в отношении водонапорной системы р.п. Пильна Нижегородской области, поскольку она спроектирована и построена до введения их в действие, а именно в период с 1960 года по 1980 год. Надлежащее исполнение предписания невозможно без проектирования и строительства новой водонапорной системы. Застройка р.п. Пильна Нижегородской области сложилась до вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент). Улицы, обозначенные в предписании, спроектированы и построены до введения в действие свода правил
СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденных приказом МЧС России от 24 апреля 2013 года N 288 (далее -
СП 4.13130.2013, в связи с чем необоснованны требования предписания о создании разворотных площадок для пожарных автомобилей. Полагает, что надлежащим лицом, ответственным за исполнение предписания, является территориальный отдел р.п. Пильна администрации Пильнинского муниципального округа Нижегородской области. Администрация не была уведомлена о проведении выездной проверки.
Определением Пильнинского районного суда Нижегородской области от 24 июля 2024 года прекращено производство по административному делу в части требований об отмене акта выездной внеплановой проверки главного государственного инспектора Пильнинского муниципального округа Нижегородской области по пожарному надзору ФИО4 от 27 апреля 2024 года N 2404/037-52/4-В/АВП.
Решением Пильнинского районного суда Нижегородской области от 24 июля 2024 года административные исковые требования удовлетворены. Признаны незаконными пункты 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38 предписания главного государственного инспектора Пильнинского муниципального округа Нижегородской области по пожарному надзору М.К. от 27 апреля 2024 года N 2404/037-52/4-В/ПВП.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 16 апреля 2025 года решение Пильнинского районного суда Нижегородской области от 24 июля 2024 года отменено. По делу принято новое решение, которым администрации отказано в удовлетворении административных исковых требований.
Не согласившись с апелляционным определением, администрация обратилась с кассационной жалобой, поступившей в суд первой инстанции 21 августа 2025 года, в которой ставит вопрос об его отмене ввиду незаконности и необоснованности. Повторяя ранее приведенные в нижестоящих судах доводы, указывает на неправильное применение норм материального и процессуального права, неверное установление фактических обстоятельств по делу, ненадлежащее исследование и оценку доказательств по делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения
части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (
часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений норм права при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции не допущено.
Судом установлено и из материалов дела следует, что основании распоряжения (решения) главного государственного инспектора Пильнинского муниципального округа Нижегородской области по пожарному надзору от 15 апреля 2024 года в связи с протоколом оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу "О дополнительных мерах по предотвращению и ликвидации паводков и природных пожаров в 2024 году" от 7 февраля 2024 год, указанием МЧС России от 28 февраля 2024 N М-МА-59 с целью проверки соблюдения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами органом местного самоуправления и реализации ими полномочий в области пожарной безопасности в отношении населенных пунктов Пильнинского муниципального округа - рабочий поселок Пильна, деревня Ясная поляна, поселок Ваньково, подверженных угрозе лесных пожаров, в отношении администрации Пильнинского муниципального округа Нижегородской области в период с 22 апреля 2024 года по 27 апреля 2024 года проведена внеплановая выездная проверка, о чем составлен акт N 2404/037-52/4-В/АВП от 27 апреля 2024 года, согласно которому: в рабочем поселке Пильна на улицах Строителей, Советская отсутствует указатель направления к источникам наружного противопожарного водоснабжения со светоотражающей поверхностью, либо световой указатель, подключенный к сети электроснабжения и включенный в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их местоположения (пункты 29, 31 предписания); на улицах Революции, Коммуна, Колхозная, Урицкого, 1-Набережная, Карла Маркса, Ленина, Садовая, П., Юбилейная, Молодежная, Солнечная, Ш., Цветочная, Летчика М., 2-Набережная, К., Вокзальная, Стройплощадка, Свободы, Октябрьская, Т., Школьная, 40 лет Победы, Речная и площади Революции расположение имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения (пожарных гидрантов) не обеспечивает пожаротушение любого здания не менее чем от одного источника при прокладке рукавных линий длинной не более 200 метров по дорогам с твердым покрытием (пункты 2 - 27 предписания); на улицах Ш., Цветочная, Солнечная, Рябиновая, Сиреневая, П., Летчика М. не созданы на тупиковых проездах площадки для разворота пожарных автомобилей размером не менее 15x15 м (пункты 32 - 38 предписания); в деревне Ваньково вокруг населенного пункта не создана противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 10 метров, а также отсутствует указатель направления к источникам наружного противопожарного водоснабжения со светоотражающей поверхностью, либо световой указатель подключенный к сети электроснабжения и включенный в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их местоположения (<адрес>) (пункты 28, 29 предписания); в <адрес> вокруг населенного пункта не создана противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 10 метров (пункт 30 предписания).
27 апреля 2024 года главным государственным инспектором Пильнинского муниципального округа Нижегородской области по пожарному надзору М.К. главе администрации Пильнинского муниципального округа Нижегородской области выдано предписание N 2404/037-52/4-В/ПВП об устранении названных нарушений в срок до 14 апреля 2025 года.
27 апреля 2024 года по электронной почте в адрес администрации Пильнинского муниципального округа Нижегородской области направлена копия указанного предписания.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что порядок и процедура проведения проверки не нарушена, административный истец был извещен о проведении проверки 15 апреля 2024 года, оспариваемое предписание вынесено уполномоченным должностным лицом органа пожарного надзора с учетом установленных по делу обстоятельств. Административный истец является лицом, ответственным за обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах названных населенных пунктов.
При этом, оценив представленные доказательства, суд первой инстанции, руководствуясь положениями
статей 14,
15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации",
статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", статьей 68 Технического регламента, пришел к выводу о признании незаконными пунктов 2 - 24, 32 - 38 предписания.
Суд исходил из того, что констатация в оспариваемом предписании обстоятельства неисполнения администрацией в отношении объектов защиты в р.п. Пильна требований части 4 статьи 4, частей 1 и 3 статьи 6, статьи 68, частей 1 и 2 статьи 90 Технического регламента в результате неисполнения положений
СП 4.13130.2013 и СП 8.13130.2020 является незаконным и подлежит отмене как основанное на неправильно примененных к объектам защиты нормативных документов в области пожарной безопасности.
Кроме того, судом указано, что предписание фактически не содержит сведений оценки объектов в р.п. Пильна как объектов защиты на соответствие или несоответствие требованиям Технического регламента; не содержит необходимых для оценки исполнения администрацией положений Технического регламента данных о периодах, когда были возведены объекты на названных в предписании улицах.
Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда не согласилась с выводами суда первой инстанции о незаконности и отмене предписания в части пунктов 2 - 24 и 32-38, указав, что ранее действовавшим законодательством также предусматривались перечисленные в предписании требования. При этом не установлено, что положениями Технического регламента и принятых в его развитие сводов правил предусмотрены более высокие требования пожарной безопасности, чем ранее действовавшие требования к обеспечению населенных пунктов источниками противопожарного водоснабжения и созданию условий для забора воды из них в любое время. По смыслу
статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность представляет собой состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, представляющих собой неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства, в связи с чем подлежат применению актуальные требования пожарной безопасности. Кроме того, представителем административного истца не отрицалось, что на территории р.п. Пильна Нижегородской области продолжается жилая застройка, в том числе на улицах, указанных в пунктах 2 - 24 и 32-38 предписания, и требования Технического регламента не исполняются. Предписание по форме и содержанию соответствует требованиям действующего законодательства, направлено на устранение допущенных нарушений и является исполнимым. Текст предписания сформулирован таким образом, что неясное и двоякое толкование содержания предписания исключено. Отсутствие в предписании конкретных действий, подлежащих совершению в целях устранения (прекращения) нарушения, не затрагивает права и законные интересы административного истца, поскольку предоставляет ему возможность самостоятельно избрать для себя способы устранения нарушений.
Оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции об отказе в удовлетворении административного иска не имеется.
В силу
пункта 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.
Согласно части 3 статьи 2 Устава Пильнинского муниципального округа Нижегородской области, принятого решением Совета депутатов Пильнинского муниципального округа Нижегородской области от 23 декабря 2022 года N 126, в состав территории Пильнинского муниципального округа входят объединенные общей территорией населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями, в том числе - сельский поселок Ваньково, рабочий поселок Пильна, входящие в состав административно-территориального образования рабочий поселок Пильна (пункт 1).
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 4 названного Устава к вопросам местного значения Пильнинского муниципального округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального округа.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным
законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности, строительными нормами и правилами.
В
статье 1 Закона о пожарной безопасности первичные меры пожарной безопасности определены как реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
В соответствии со
статьей 21 Закона о пожарной безопасности меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений.
Меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Согласно частям 2 и 3 статьи 4 Технического регламента к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Частью 4 статьи 4 Технического регламента предусмотрено, что в случае, если его положениями (за исключением положений, указанных в данной норме) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений данного
закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений данного
закона, применяются ранее действовавшие требования.
В силу положений Технического регламента каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, целью создания которой является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре (части 1 и 2 статьи 5); пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной либо в случае выполнения в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", при этом пожарный риск не должен превышать допустимых значений, установленных названным Техническим регламентом, либо в случае выполнения в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности (часть 1 статьи 6).
В соответствии со статьей 62 Технического регламента здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (часть 1). В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары (часть 2). Необходимость обеспечения противопожарного водоснабжения, устройства систем водоснабжения, водопроводных сетей, искусственных водоемов и пожарных резервуаров, использования водных объектов для противопожарных нужд определяется названным Федеральным
законом, а требования к их устройству нормативными документами по пожарной безопасности. Запас воды водных объектов и пожарных резервуаров должен обеспечивать расчетные расходы воды на пожаротушение зданий и сооружений с учетом продолжительности тушения пожаров (часть 3).
Согласно статье 68 Технического регламента территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения (часть 1).
К наружному противопожарному водоснабжению относятся: 1) централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод); 2) водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) пожарные резервуары (часть 2).
Территории населенных пунктов должны быть оборудованы наружным противопожарным водопроводом, обеспечивающим требуемый расход воды на пожаротушение зданий и сооружений. При этом расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания и сооружения (часть 3).
В силу статьи 90 Технического регламента для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство, в частности, пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами (пункт 1); противопожарного водопровода, в том числе совмещенного с хозяйственным или специального, сухотрубов и пожарных емкостей (резервуаров) (пункт 3).
Требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности установлены
Правилами противопожарного режима, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 (далее - Правила).
Пунктом 48 Правил установлено, что направление движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
Пунктом 75 Правил предусмотрено, что органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
В соответствии с
пунктом 8.1.11 СП 4.13130.2013 тупиковые проезды (подъезды) должны заканчиваться площадками для разворота пожарных автомобилей размером не менее чем 15 x 15 м. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 м.
Согласно пункту 8.6 СП 8.13130.2020 разделение водопроводной сети на ремонтные участки по СП 31.13330 должно обеспечивать при выключении одного из участков отключение не более пяти пожарных гидрантов.
Согласно пункту 8.9 СП 8.13130.20 расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать подачу воды с расчетным расходом на пожаротушение любой точки обслуживаемого данной сетью здания или сооружения на уровне планировочных отметок земли снаружи здания или сооружения не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более или от одного гидранта - при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий длиной не более 200 м по дорогам с твердым покрытием. Допускается предусматривать прокладку рукавных линий по проездам и подъездам для пожарной техники.
При этом согласно требованиям абзаца пятого пункта 2.9 СНиП 2.07.01-89 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, утвержденных постановлением Государственного строительного комитета СССР от 16 мая 1989 года N 78 (утратили силу на территории Российской Федерации в связи с изданием приказа Минстроя России от 29 апреля 2020 года N 242/пр, далее - СНиП 2.07.01-89), тупиковые проезды должны быть протяженностью не более 150 м и заканчиваться поворотными площадками, обеспечивающими возможность разворота мусоровозов, уборочных и пожарных машин. В силу пункта 6.20 СНиП 2.07.01-89 в конце проезжих частей тупиковых улиц и дорог следует устраивать площадки с островками диаметром не менее 16 м для разворота автомобилей и не менее 30 м при организации конечного пункта для разворота средств общественного пассажирского транспорта. Использование поворотных площадок для стоянки автомобилей не допускается.
Пунктом 10.4 СП 8.13130.2020 установлено, что пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при заборе воды насосами пожарных автомобилей - 200 м; при заборе воды мотопомпами - 100 - 150 м (в зависимости от типа мотопомп).
В соответствии с
пунктом 8.6 свода правил СП 8.13130.2009. "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", утвержденных приказом МЧС России от 25 марта 2009 года N 178, утратили силу в связи с изданием приказа МЧС России от 30 марта 2020 года N 225 (далее - СП 8.13130.2009), пожарные гидранты надлежит предусматривать вдоль автомобильных дорог на расстоянии не более 2,5 м от края проезжей части, но не ближе 5 м от стен зданий; допускается располагать гидранты на проезжей части. Пожарные гидранты следует устанавливать на кольцевых участках водопроводных линий. Допускается установка гидрантов на тупиковых линиях водопровода с учетом указаний пункта 8.4 и принятием мер против замерзания воды в них. Расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания, сооружения или его части не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более и одного - при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий длиной не более указанной в пункте 9.11 по дорогам с твердым покрытием.
Согласно
пункту 9.11 СП 8.13130.2009 пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при наличии автонасосов - 200 м; при наличии мотопомп - 100-150 м в зависимости от технических возможностей мотопомп. Для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка от резервуаров или искусственных водоемов тупиковых трубопроводов длиной не более 200 м с учетом требований
пункта 9.9 Свода правил. Расстояние от точки забора воды из резервуаров или искусственных водоемов до зданий III, IV и V степеней огнестойкости и до открытых складов горючих материалов должно быть не менее 30 м, до зданий I и II степеней огнестойкости - не менее 10 м.
Согласно пункту 8.16 СНиП 2.04.02-84*. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения, утвержденных постановлением Госстроя СССР от 27 июля 1984 года N 123 (утратили силу с 1 января 2013 года в связи с изданием
приказа Минрегиона России от 29 декабря 2011 года N 635/14), пожарные гидранты надлежит предусматривать вдоль автомобильных дорог на расстоянии не более 2,5 м от края проезжей части, но не ближе 5 м от стен зданий; допускается располагать гидранты на проезжей части. При этом установка гидрантов на ответвлении от линии водопровода не допускается. Расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания, сооружения или его части не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более и одного - при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий длиной, не более указанной в пункте 9.30 по дорогам с твердым покрытием. Расстояние между гидрантами определяется расчетом, учитывающим суммарный расход воды на пожаротушение и пропускную способность устанавливаемого типа гидрантов по ГОСТ 8220-85*Е.
В соответствии с пунктом 3.12 "СНиП II-31-74. Строительные нормы и правила. Часть II. Нормы проектирования. Глава 31. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения", утвержденных постановлением Госстроя СССР от 29 апреля 1974 года N 94, утратили силу с 1 января 1985 года в связи с изданием постановления Госстроя СССР от 27 июля 1984 года N 123 (далее - СНиП II-31-74), противопожарный водопровод должен предусматриваться в населенных пунктах, на промышленных предприятиях и сельскохозяйственных производственных комплексах и объединяться с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.
Согласно пункту 8.17 СНиП II-31-74 пожарные гидранты надлежит располагать вдоль автомобильных дорог на расстоянии не более 2,5 м от края проезжей части, но не ближе 5 м от стен зданий; допускается располагать гидранты на проезжей части. Расстояние между гидрантами определяется расчетом, учитывающим суммарный расход воды на пожаротушение и пропускную способность устанавливаемого типа гидрантов. Это расстояние должно соответствовать требованиям пункта 3.31 и не превышать 150 м.
В соответствии с пунктом 9.11 СНиП II-К.2-62 "Планировка и застройка населенных мест. Нормы проектирования", утвержденных постановлением Госстроя СССР от 7 мая 1966 года N 52, утратили силу согласно постановлению Госстроя СССР от 11 сентября 1975 года N 147, пожарные гидранты надлежит располагать вдоль улиц и проездов (вблизи перекрестков) на расстоянии не более 150 м друг от друга и не менее 5 м от стен зданий. Гидранты вне проезжей части следует располагать не далее 2,5 м от края проезжей части.
Таким образом, не установлено, что Техническим регламентом предусмотрены более высокие требования пожарной безопасности к обеспечению населенных пунктов источниками противопожарного водоснабжения и созданию условий для забора воды из них в любое время.
С учетом изложенного и того, что нарушения, перечисленные в пунктах 2 - 24, 32 - 38 предписания о расположении имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения (пожарных гидрантов), не обеспечивающих пожаротушение любого здания не менее чем от одного источника при прокладке рукавных линий длиной не более 200 метров по дорогам с твердым покрытием, и не создании на тупиковых площадках для разворота пожарных автомобилей размером не менее 15х15 м подтверждены материалами дела, судебная коллегия соглашается с выводами суда апелляционной инстанции о законности оспариваемого акта.
Согласно разъяснениям, содержащимся в
абзаце третьем пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", судебное извещение, вызов, направленные по адресу электронной почты, указанному лицом, участвующим в деле, участником уголовного судопроизводства, считаются полученными такими лицами в день направления судебного извещения, вызова.
Из материалов дела следует, что уведомление о проведении проверки направлялось 15 апреля 2024 года на электронный адрес, указанный в официальном бланке администрации (т. 1, л.д. 2-4, 57). Следовательно, администрация считается извещенной о проведении выездной проверки.
Вопреки доводам кассационной жалобы из материалов дела следует, что в нарушение требований статей 62, 68 Технического регламента территория населенного пункта не оборудована наружным противопожарным водопроводом, обеспечивающим требуемый расход воды на пожаротушение зданий и сооружений. При этом расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети не обеспечивает пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания и сооружения.
Отсутствие в предписании конкретных действий, которые необходимо совершить администрации для устранения указанных нарушений и выполнения требований Технического регламента, не свидетельствует о незаконности предписания в названной части, а предоставляет административному истцу возможность самостоятельно избрать способ их устранения.
Вопреки доводам кассационной жалобы согласно сведениям, содержащимся в публичной кадастровой карте, на указанных в предписании улицах в р.п. Пильна имеется возможность создания на тупиковых проездах площадок для разворота пожарных автомобилей размером не менее 15 Х15 м.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного истца в судах первой и апелляционной инстанций, они были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Переоценка доказательств не отнесена к полномочиям суда кассационной инстанции.
Иная оценка установленных по делу обстоятельств, имеющихся доказательств, а также иное толкование норм закона не свидетельствует о нарушении судом апелляционной инстанции норм материального или процессуального права.
Предусмотренных
частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемого судебного акта не установлено.
Руководствуясь
статьями 328,
329,
330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 16 апреля 2025 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Пильнинского муниципального округа Нижегородской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 28 октября 2025 года.