Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 03.11.2025 по 29.11.2025) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 01.10.2025 N 88а-21269/2025 (УИД 91RS0022-01-2023-002017-31)
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: О возложении обязанности выделить денежные средства на оборудование объекта (территории) школы системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; эвакуационным освещением, находящимся в круглосуточном режиме работы или включающимся автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения.
Обстоятельства: Истец ссылается на длительный период неустранения выявленных недостатков.
Решение: Удовлетворено.
Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 01.10.2025 N 88а-21269/2025 (УИД 91RS0022-01-2023-002017-31)
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: О возложении обязанности выделить денежные средства на оборудование объекта (территории) школы системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; эвакуационным освещением, находящимся в круглосуточном режиме работы или включающимся автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения.
Обстоятельства: Истец ссылается на длительный период неустранения выявленных недостатков.
Решение: Удовлетворено.
ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 октября 2025 г. N 88а-21269/2025
Дело N 2а-2492/2024 | УИД 91RS0022-01-2023-002017-31 |
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К.,
судей Карасовой Н.Х., Новиковой И.В.
рассмотрела кассационную жалобу администрации города Феодосии Республики Крым на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 17 декабря 2024 года и апелляционное
определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 10 июня 2025 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора г. Феодосии, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации города Феодосии Республики Крым об оспаривании бездействия.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К., судебная коллегия
установила:
прокурор города Феодосии, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к МБОУ "Школа N 4 им. В. Коробкова г. Феодосии Республики Крым" (далее - школа N 4), администрации г. Феодосии Республики Крым (далее - администрация), МКУ "Управление образования администрации г. Феодосии Республики Крым" (далее - Управление), в котором просил возложить обязанность на администрацию, Управление в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда выделить денежные средства на оборудование объекта (территории) - школы N 4 системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; эвакуационным освещением, находящемся в круглосуточном режиме работы или включающегося автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения. Также просил возложить обязанность на школу N 4 обеспечить эвакуационным освещением, находящемся в круглосуточном режиме работы или включающегося автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения, в течение 6 месяцев с момента выделения администрацией, Управлением денежных средств на указанные цели; возложить обязанность на школу N 4 обеспечить оборудование объекта (территории) - школу N 4 системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, в течение 6 месяцев с момента выделения администрацией, Управлением денежных средств на указанные цели.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 12 сентября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 11 января 2024 года, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 2 апреля 2024 года судебная коллегия перешла к рассмотрению гражданского дела по правилам административного судопроизводства.
Кассационным
определением судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 27 июня 2024 года решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 12 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 11 января 2024 года отменены. Административное дело направлено на новое рассмотрение в Феодосийский городской суд Республики Крым.
Отменяя судебные акты, кассационный суд указал на существенные нарушения материального и процессуального права судом первой и апелляционной инстанций, которые привели к принятию неправильного судебного решения, поскольку судами не было учтено системное толкование положений
абзаца тридцать восьмого статьи 6,
статьи 38.1,
абзаца первого пункта 1 статьи 74,
пункта 4 статьи 154,
статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), в соответствии с которыми только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном, соответственно, Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. В сфере деятельности, являющейся предметом рассмотрения по данному делу, именно администрация муниципального образования, осуществляющая полномочия собственника муниципального имущества и главного распорядителя средств муниципального бюджета, производит материально-техническое обеспечение деятельности муниципальных учреждений. При этом понуждение городской администрации к выделению финансирования является ограничением прав главного распорядителя средств муниципального бюджета на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, в том числе вопроса о том, какими силами и за счет каких средств органу местного самоуправления надлежит обеспечить деятельность подведомственных ему учреждений, что нарушает установленный
статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей и отражено в правовой позиции, сформулированной в кассационном определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2023 года N 18-КГ23-195-К4.
Определением судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 27 августа 2024 года административное дело принято к производству суда.
Протокольным определением суда от 20 сентября 2024 года к производству суда принято уточненное административное исковое заявление прокурора к администрации.
Определением суда от 18 октября 2024 года принят отказ административного истца от требований с прекращением производства по административному делу к административным ответчикам: школе N 4, Управлению, а также к администрации в части возложения обязанности выделить денежные средства на оборудование объекта (территории) - школы N 4 системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; эвакуационным освещением, находящемся в круглосуточном режиме работы или включающегося автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения.
Протокольным определением суда от 18 октября 2024 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Феодосийский городской совет Республики Крым (далее - Совет).
В ходе судебного разбирательства прокурор уточнил административное исковое заявление, указав, что прокуратурой города Феодосии на основании поступившей информации администрации выявлены нарушения законодательства об антитеррористической защищенности, а также пожарной безопасности школы N 4, учредителем которого является Муниципальное образование городской округ К. в лице администрации, функции и полномочия учредителя осуществляет Управление. В ходе проведения проверки было установлено, что школой N 4 нарушены требования антитеррористической защищенности, а также требования пожарной безопасности объекта, в частности, отсутствует система оповещения и управления эвакуацией либо система (средства) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, отсутствует эвакуационное освещение, находящееся в круглосуточном режиме работы или включающееся автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения. Прокуратурой города Феодосии 14 апреля 2023 года N Прдр-20350026-212-23/-20350026, а также 3 июля 2024 года N Прдр-20350026-465-24 в адрес администрации внесены представления об устранении нарушений требований законодательства, которые не устранены.
Просит суд признать незаконным бездействие администрации в части непринятия мер к антитеррористической защищенности, а также обеспечению пожарной безопасности объекта (территории) - школы N 4; возложить на администрацию обязанность обеспечить антитеррористическую защищенность объекта (территории) - школы N 4 в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, путем: оборудования системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в соответствии с требованиями
подпункта "д" пункта 24 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1006; обеспечить пожарную безопасность объекта (территории) - школы N 4 в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу путем: оборудования эвакуационным освещением, находящемся в круглосуточном режиме работы или включающегося автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения в соответствии с требованиями
пункта 37 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479,
пункта 4.3.12 Свода правил СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденного приказом МЧС России от 19 марта 2020 года N 194.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 17 декабря 2024 года административный иск удовлетворен. Признано незаконным бездействие администрации в части непринятия мер к антитеррористической защищенности, а также обеспечению пожарной безопасности школы N 4. На администрацию возложена обязанность обеспечить антитеррористическую защищенность школы N 4 в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу путем оборудования системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в соответствии с требованиями
подпункта "д" пункта 24 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 N 1006. Обязать администрацию обеспечить пожарную безопасность объекта (территории) - школы N 4 в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу путем оборудования эвакуационным освещением, находящемся в круглосуточном режиме работы или включающегося автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения в соответствии с требованиями
пункта 37 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479,
пункта 4.3.12 Свода правил СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденного приказом МЧС России от 19 марта 2020 года N 194.
Апелляционным
определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 10 июня 2025 года решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 17 декабря 2024 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 9 июля 2025 года, администрация ставит вопрос об отмене вышеприведенных судебных актов как принятых с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы указывает, что собственник по своему усмотрению владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом и определяет расходы, необходимые для его содержания или ремонта. Возложение на собственника обязанностей по содержанию или ремонту (капитальному, текущему) его имущества возможно, если это предусмотрено законом, либо если ненадлежащее содержание собственником своего имущества нарушает права и законные интересы других лиц. Считает, что принятие и расходование бюджета муниципального образования является исключительной компетенцией муниципального образования городской округ К., а понуждение администрации к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание территориального органа и подчиненных ему органов и организаций, а также имущества, закрепленного за территориальным органом на праве оперативного управления, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, в том числе вопроса какими силами и за счет каких средств обеспечить деятельность подведомственных ему учреждений, и нарушает установленный
Конституцией Российской Федерации принцип разделения властей. Полагает, что из текста решения не ясно, какие конкретно действия и каким образом обязана совершить администрация, а также какие именно нормы законодательства нарушил собственник имущества, не обеспечив свое имущество антитеррористической защищенностью и пожарной безопасностью.
Определением судьи от 28 июля 2025 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В судебное заседание явился прокурор ФИО3
Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании
пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие данных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, объяснение прокурора ФИО3, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, изучив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно
части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу
части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Согласно
части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу
части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со
статьей 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципе ответственности должностных лиц за нарушение прав и законных интересов ребенка.
Согласно
части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Как следует из
статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закона N 69-ФЗ) под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нормативными документами по пожарной безопасности понимаются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
К системе обеспечения пожарной безопасности относят совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ. Руководители общеобразовательных организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, проводить противопожарную пропаганду, обучать своих работников, осуществлять непосредственное руководство системой пожарной безопасности и нести персональную ответственность за соблюдением требований пожарной безопасности (
статьи 3,
37 Закона N 69-ФЗ).
В соответствии с пунктом 5 части 6 статьи 28 Закона N 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в частности, при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, целью противодействия терроризму в Российской Федерации является защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма.
Основными задачами противодействия терроризму являются выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма, обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Как видно из материалов дела, прокуратурой на основании поступившей информации администрации выявлены нарушения законодательства об антитеррористической защищенности, а также пожарной безопасности объекта образования - школы N 4.
Согласно Выписке из ЕГРН основным видом деятельности школа N 4 является 85.13 Образование основное общее.
Согласно Уставу, утвержденному постановлением администрации от 23 декабря 2014 года N 16, с изменениями от 24 января 2017 года, учредителем образовательного учреждения является Муниципальное образование городской округ К. в лице администрации, функции и полномочия учредителя осуществляется Управлением.
Прокуратурой г. Феодосии 14 апреля 2023 года в адрес заместителя главы администрации ФИО4 направлено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства, в котором требовалось безотлагательно рассмотреть представление и принять меры к устранению причин и условий, способствующих нарушению закона, обеспечив устранение указанных нарушений.
Из ответа администрации от 12 мая 2025 года на представление прокурора усматривается, что администрацией запланировано оборудование системой оповещения и управления эвакуацией при чрезвычайной ситуации:
- в 2023 году в школах N 3, 5, 7, 10, 13, 14, 17, Щебетовской школе, а также в детских садах N 1, 3, 5, 14, 20, 29, 36;
- в 2024 году в школах N 2, 4, 8, 9, 11, 12, 15, 18, 19, 20, Коктебельской школе, в детских садах N 2, 4, 9, 11, 16, 26, 34, 35, 39, Коктебельском детском саду.
Ориентировочная сумма, необходимая для выполнения указанных мероприятий составляет 90,9 млн. руб., в том числе на 2023 год - 38,5 млн. руб., на 2024 год - 52,4 млн. руб.
В нарушение подпункта "д" пункта 24 Требований отсутствует система оповещения и управления эвакуацией либо автономная система (средства) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в школе N 4.
Директором школы N 4 неоднократно направлялись в Управление заявки на выделение финансирования для выполнения антитеррористических и противопожарных мероприятий и устранения выявленных нарушений с приложением коммерческих предложений и расчетов.
Вместе с тем 6 и 18 июля 2023 года в адрес главы администраций муниципальных образований Республики Крым, руководителей органов управления образования муниципальных образований Республики Крым Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым направлялись запросы о предоставлении информации о потребностях муниципальных образовательных организаций на выполнение и проведение мероприятий комплексной безопасности, антитеррористических и противопожарных мероприятий образований, на которые администрацией предоставлялась соответствующая информация о потребности средств на выполнение антитеррористических и противопожарных мероприятий в муниципальных бюджетных образовательных учреждениях муниципального образования городской округ К., в том числе, в школе N 4.
В соответствии с "Дорожной картой" по выполнению мероприятий антитеррористической защищенности в образовательных организациях, утвержденной первым заместителем главы администрации г. Феодосии Республики Крым, в школе N 4 на 2023 - 2024 годы запланированы установка системы оповещения при ЧС и установка дополнительного освещения за счет муниципального бюджета.
Протоколом заседания комиссии по контролю реализации проектов, программ на территории муниципального образования городской округ К. от 31 июля 2023 года принято решение обязать начальника Управления предоставить в табличном формате информацию с указанием расчетных сумм необходимого срочного финансирования по объектам курируемой сферы.
Во исполнение указанного протокола Управлением в адрес Управления городского развития администрации г. Феодосии Республики Крым направлена информация, согласно которой потребность денежных средств на разработку ПСД на монтаж эвакуационного освещения с учетом прохождения государственной экспертизы достоверности сметной документации и монтаж эвакуационного освещения составляет 1 870 000 руб., потребность денежных средств на разработку ПСД и монтаж систем оповещения ГО и ЧС составляет 3 986 667,00 руб.
11 сентября 2023 года, 18 июня 2024 года Управление в адрес главы администрации города Феодосии Республики Крым направило письмо о дополнительном финансировании для исполнения мероприятий по антитеррористической защищенности в образовательных организациях муниципального образования городской округ К., в том числе, на установку дополнительного освещения в школе N 4.
При этом до настоящего времени, требования по комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении образования, не выполнены, антитеррористические и противопожарные мероприятия в школе N 4 не осуществлены, что не оспаривалось представителем ответчика в ходе судебного разбирательства.
Согласно ответу администрации от 1 октября 2024 года, решением 85 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 2 созыва N 860 от 30 августа 2024 "О внесении изменений и дополнений в решение 71 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 2 созыва от 21 декабря 2023 года N 750 "О бюджете муниципального образования городской округ К. на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" выделены денежные средства на обеспечение и проведение мероприятий антитеррористической защищенности в общеобразовательных учреждениях: школы NN 7,9,10,11,12,13,17.
В связи с ограниченностью доходных источников бюджета, денежные средства на обеспечение мероприятий по антитеррористической защищенности школы N 4, не выделены.
В ответе также указано, что при наличии экономии бюджетных средств в результате конкурсной процедуры денежные средства будут направлены на обеспечение антитеррористических мероприятий в школу N 4.
В материалы дела администрацией представлен проект распределения бюджетных ассигнований муниципального образования городской округ К. по целевым статьям, группам видов расходов, разделам и подразделам классификации расходов бюджетов на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годы (приложение N 6 к проекту решения сессии Феодосийского городского совета).
Согласно указанному приложению, в проект внесены расходы на обеспечение деятельности (оказания услуг) муниципальных бюджетных автономных учреждений (в части расходов на проведение мероприятий по обеспечению пожарной безопасностью), (предоставление субсидий бюджетам автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям), а также расходы на обеспечение деятельности (оказания услуг) муниципальных бюджетных и автономных учреждений (в частности расходов на проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической безопасности), (предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям).
Разрешая заявленные прокурором требования, руководствуясь положениями
части 6 статьи Закона N 273-ФЗ,
подпункта "д" пункта 24 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1006,
статьи 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", пункта 3 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года,
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479, учитывая длительный период времени по не устранению выявленных недостатков, а именно более полутора лет, суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления в части признания незаконным бездействия администрации по непринятию мер, направленных на антитеррористическую защищенность и пожарную безопасность школы N 4, возложив на административного ответчика обязанность обеспечить антитеррористическую защищенность объекта путем оборудования системой охранной сигнализации, оборудования системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, а также обеспечить пожарную безопасность объекта (территории) - школы N 4 путем оборудования эвакуационным освещением, находящемся в круглосуточном режиме работы или включающегося автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами районного суда о наличии бездействия со стороны администрации.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции с учетом установленных по делу обстоятельств, указанных выше нормативных положений, полагает выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют позицию административного ответчика, изложенную в судах первой и апелляционной инстанций, судами им дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не находит.
Вопреки доводам кассационной жалобы ни решение суда первой инстанции, ни апелляционное определение не содержат указаний на понуждение администрации к выделению финансирования на меры, направленные на антитеррористическую защищенность и пожарную безопасность школы N 4.
Несогласие администрации с оценкой, данной судами доказательствам, фактически является субъективным мнением заявителя о том, как должно быть рассмотрено дело, оценены имеющиеся доказательства и каков должен быть его результат. Между тем стороны не вправе требовать отмены судебного постановления только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного акта другого содержания. Иная точка зрения на то, как должен быть разрешен тот или иной вопрос, не может являться поводом для отмены судебного акта.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными, вопреки доводам кассационной жалобы, исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями
статей 328,
329,
330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 17 декабря 2024 года и апелляционное
определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 10 июня 2025 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Феодосии Республики Крым - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке
статей 318 -
319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 15 октября 2025 года.
Председательствующий
Э.К.МАЛЬМАНОВА
Судьи
Н.Х.КАРАСОВА
И.В.НОВИКОВА