Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 03.11.2025 по 29.11.2025) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 16.10.2025 N 33-7899/2025 (УИД 05RS0029-01-2025-000701-67)
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: Об устранении нарушений.
Обстоятельства: В ходе проверки объекта выявлены нарушения требований законодательства в сфере пожарной безопасности, нарушения требований федерального законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов, нарушения правил и иных требований законодательства о промышленной безопасности, нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
Решение: Удовлетворено.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 16.10.2025 N 33-7899/2025 (УИД 05RS0029-01-2025-000701-67)
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: Об устранении нарушений.
Обстоятельства: В ходе проверки объекта выявлены нарушения требований законодательства в сфере пожарной безопасности, нарушения требований федерального законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов, нарушения правил и иных требований законодательства о промышленной безопасности, нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
Решение: Удовлетворено.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 октября 2025 г. N 33-7899/2025
Дело N 2-891/2025
Судья: ФИО2
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Абдуллаева М.К.,
судей ФИО7 и Мамаева Р.И.,
при секретаре судебного заседания ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 об устранении нарушений противопожарной, промышленной безопасности и санитарно-эпидемиологического состояния,
по апелляционному представлению <адрес> Республики Дагестан на решение Карабудахкентского районного суда Республики Дагестан от <дата>,
заслушав доклад судьи ФИО7, выслушав мнение прокурора отдела прокуратуры Республики Дагестан ФИО4, доводы ответчика ФИО1,
установила:
<адрес> Республики Дагестан (далее - истец) обратился в суд с иском к ФИО1 (далее - ответчик), в котором просит:
обязать ответчика устранить следующие нарушения правил пожарной безопасности, промышленной безопасности и санитарно-эпидемиологического состояния на авто-газозаправочной станции:
предусмотреть дополнительный эвакуационный выход из здания операторской на расстоянии более 15 м или в противоположную сторону от площадок АЦ, заправочных островков, резервуаров (сосудов) для хранения топлива и размещенного вне зданий наземного и надземного оборудования, в котором обращаются горючие газы и/или жидкости (
п. 6.18 СП 156.13130.2014 "Станции Автомобильные заправочные". Требования пожарной безопасности",
ст. 4 и
6 Федерального закона от <дата>. N ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности");
между заправочным островком с СУГ и заправочным островком с жидким моторным топливом установить экран из негорючего материала высотой не менее 2 м (
п. 8.15 СП 156.13130.2014 "Станции Автомобильные заправочные". Требования пожарной безопасности",
ст. 4 и
6 Федерального закона N от <дата> "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности");
устранить нарушения в части расстояние от МАЗС с наличием СУГ до автомобильной дороги общей сети (край проезжей части) I, II, и III категории составляет менее 25 метров (фактическое расстояние 13 м) (
п. 6 табл. 5,
п. 8.3 СП 156.13130.2014 "Станции Автомобильные заправочные". Требования пожарной безопасности",
ст. 4 и
6 Федерального закона N от <дата> "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности");
на въезде и выезде МАЗС, осуществляющей заправку жидким моторным топливом, установить пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию МАЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в чистые сооружения (
п. 6.21 СП 156.13130.2014 "Станции Автомобильные заправочные". Требования пожарной безопасности",
ст. 4 и
6 Федерального закона N от <дата> Технический регламент о требованиях пожарной безопасности");
МАЗС оборудовать соответствующим требованиям площадкой для автомобильного транспортного средства для транспортирования топлива с жидким моторным топливом и СУГ (
ст. 4 Федеральный закон технический регламент о требованиях пожарной безопасности от <дата> N,
п. 7.25,
7.36, и
8.18 СП 156.13130.2014 "Станции Автомобильные заправочные". Требования пожарной безопасности");
резервуары для хранения СУГ оснастить системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% геометрического объема резервуара СУГ) (
ст. 4 Федеральный закон технический регламент о требованиях пожарной безопасности от <дата> N,
п. 8.35 СП 156.13130.2014 "Станции Автомобильные заправочные". Требования пожарной безопасности");
резервуары для хранения топлива оборудовать системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90% заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95% заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара (
ст. 4 Федеральный закон технический
регламент о требованиях пожарной безопасности от <дата> N,
п. 7.18 СП 156.13130.2014 "Станции Автомобильные заправочные". Требования пожарной безопасности", НПБ 111-98
п. 20.5);
МАЗС обеспечить наружным противопожарным водоснабжением. Наружное пожаротушение АЗС должно осуществляться не менее чем от двух пожарных гидрантов или от противопожарного водоема (резервуара), которые должны быть расположены на расстоянии не более 200 м от АЗС. Общая вместимость противопожарных водоемов или резервуаров должна быть определена расчетом, но составлять не менее 200 м3, (
п. 8.49 СП 156.13130.2014 "Станции Автомобильные заправочные". Требования пожарной безопасности",
ст. 4 и
6 Федерального закона от <дата>. N
ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности");
для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ на складской площадке и автоцистерны с СУГ в случае пожара предусмотреть устройство системы водяного орошения, обеспечивающих подачу воду на поверхности указанного оборудования (
п. 8.50 СП 156.13130.2014 "Станции Автомобильные заправочные". Требования пожарной безопасности",
ст. 4 и
6 Федерального закона от <дата>. N
ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности");
обеспечить соблюдение проектных решений в отношении пределов огнестойкости строительных конструкций, не осуществляется проверка качества огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с составлением акта проверки качества огнезащитной обработки (пропитки). Проверка качества огнезащитной обработки (пропитки) не проводится не реже 1 раза в год. (
ФЗ от <дата> N "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4 Правила противопожарного режима в РФ п. 13);
МАЗС оборудовать пожарным щитом (п. 410 постановления Правительства РФ от <дата> N);
на объекте защиты установить знаки пожарной безопасности, обозначающих в том числе пути эвакуации и эвакуационные выходы, места размещения аварийно-спасательных устройств и снаряжения, стоянки мобильных средств пожаротушения (п. 36 Постановление Правительства РФ от <дата> N "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации");
на площадке для АЦ наружная система удаления паров СУГ установить (
ст. 4 Федеральный закон технический
регламент о требованиях пожарной безопасности от <дата> N,
п. 8.40,
8.41,
8.42 СП 156.13130.2014 "Станции Автомобильные заправочные". Требования пожарной безопасности", НПБ 111-98
п. 14);
технологические колодцы с оборудованием СУГ, площадки для АЦ СУГ, заправочные островки, на которых транспортные средства могут заправляться СУГ оборудовать сигнализаторами довзрывоопасных концентраций. Данные сигнализаторы должны обеспечивать при достижении концентраций горючего газа величины, превышающей 20% от нижнего концентрационного предела распространения пламени, сигнализацию (световым и звуковым сигналом) о месте разгерметизации с подачей сигнала в операторную АЗС. При достижении в местах установки сигнализаторов довзрывоопасных концентраций горючего газа, соответствующей 50% от нижнего концентрационного предела распространения пламени, должно быть обеспечено автоматическое отключение топливораздаточных устройств. Датчики довзрывоопасных концентраций должны располагаться на расстоянии от 50 до 100 мм от уровня заправочной площадки (у раздаточной колонки СУГ) (
п. 8.40 и
п. 8.41 СП 156.13130.2014 "Станции Автомобильные заправочные". Требования пожарной безопасности",
ст. 4 и
6 Федерального закона от <дата> N
ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности");
на МАЗС установить аварийный резервуар. Площадка для АЦ с жидким моторным топливом должна быть оборудована аварийным резервуаром и сливным трубопроводом которые должны обеспечивать слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию АЗС. (Постановление правительства от <дата> N об утверждении правил противопожарного режима в РФ п. 383, Федеральный
закон технический регламент о требованиях пожарной безопасности от <дата> N
статья 4,
п. 6.21 СП 156.13130.2014);
представить техническую документацию на технологическую систему АЗС. Техническая документация должна содержать требования к технологическому оборудованию, зданиям и сооружениям АЗС, их пожаробезопасной эксплуатации (в том числе к проведению регламентных и ремонтных работ, действиям персонала в случае возникновения пожароопасных ситуаций и пожаров), сведения о конструкции технологической системы, технологической системы, технологических параметрах, организационно-технических условиях интеграции с технологически связанными производственными объектами (при наличии), сроке службы и гарантийных обязательствах поставщика технологической системы АЗС. Требования должны быть сформулированы с учетом специфики используемого технологического оборудования (
ст. 4 Федеральный закон технический регламент о требованиях пожарной безопасности от <дата> N,
п. 6.1,
6.2 СП 156.13130.2014 "Станции Автомобильные заправочные". Требования пожарной безопасности", п. 373 Постановление правительства от <дата> N об утверждении правил противопожарного режима в РФ);
руководителю организации обеспечить категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с
главами 5,
7 и
8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" наружных установок с обозначением их категорий на установках в зоне их обслуживания на видном месте (п. 12 Постановление правительства от <дата> N об утверждении правил противопожарного режима в РФ);
резервуары для хранения СУГ расположить над землей. Резервуары для хранения СУГ должны быть расположены подземно с обеспечением толщины засыпки грунтом не менее 0,5 м (
ст. 4 Федеральный закон технический регламент о требованиях пожарной безопасности от <дата> N,
п. 8.30 СП 156.13130.2014 "Станции Автомобильные заправочные". Требования пожарной безопасности");
не допускать лиц к работе на объекте без прохождения обучения мерам пожарной безопасности (п. 3 постановления Правительства РФ от <дата> N);
получить инструкцию о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, в том числе отдельно для каждого помещения по назначению (п. 2 Постановление Правительства РФ от <дата> N "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации");
устранить нарушения в части того, что объем имеющихся резервуаров с СУГ привести не соответствует требованиям. На МАЗС, размещенный в черте населенного пункта общая вместимость резервуаров для СУГ не должна превышать 20 м3, а единичная - 10 м3. Общую и единичную вместимость резервуаров для СУГ на АЗС, размещаемых вне территории населенных пунктов, допускается увеличивать не более чем в 2 раза (
п. 8.30 СП 156.13130.2014 "Станции Автомобильные заправочные". Требования пожарной безопасности",
ст. 4 и
6 Федерального закона от <дата> N ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности");
на площадках для АЦ установить специализированные автоматизированные устройства заземления, для контроля заземления автомобильного транспортного средства для транспортирования топлива (автоцистерны), осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы заземления АЦ. (
п. 7.35 СП 156.13130.2014 "Станции Автомобильные заправочные". Требования пожарной безопасности",
ст. 4 и
6 Федерального закона от <дата> N ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности");
руководителю организации обеспечить ведение и внесение информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (п. 17 Постановление правительства от <дата> N об утверждении правил противопожарного режима в РФ);
площадка для автоцистерны оснастить не менее чем 2 передвижными огнетушителями с минимальным рангом тушения модельного очага пожара 6 А, 233В, С, Е (с учетом климатических условий эксплуатации) (п. 389 Постановление правительства от <дата> N об утверждении правил противопожарного режима в РФ);
помещения, расположенные на территории МАЗС (помещения для технического обслуживания, здание операторской) оборудовать установками автоматической пожарной сигнализации (
п. 6.39 СП 156.13130.2014,
ст. 4 и
6 Федерального закона N от <дата> "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности");
МАЗС оборудовать первичными средствами пожаротушения (п. 60 постановления Правительства от <дата> N об утверждении правил противопожарного режима в РФ);
территория складской площадки с резервуарами СУГ оградить, которое обозначает территорию, закрытую для посторонних лиц, и выполненную из негорючих материалов, не препятствующих свободному проветриванию, (
п. 8.2 СП 156.13130.2014 "Станции Автомобильные заправочные". Требования пожарной безопасности",
ст. 4 и
6 Федерального закона от <дата> N 123 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности");
расстояния до ближайших зданий, не относящихся к МАЗС привести в соответствии с требованиями, (30 метров до жилых домов, 5 метров до склада, 14 до двухэтажного торгового комплекса, а также сзади здания МАЗС расположена стоянка большегрузных авто), (
п. Е.3,
таблица Е.1 СП 156.13130.2014 "Станции Автомобильные заправочные". Требования пожарной безопасности",
ст. 4 и
6 Федерального закона от <дата>. N ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности");
нарушения в сфере промышленной безопасности:
обеспечить аварийный остановку технологического оборудования автозаправочной станции, (Отсутствует электромагнитный клапан);
провести проверку параметров настройки предохранительных сбросных клапанов и их регулировку;
соединительные рукава применяемые на ОПО подвергнуть гидравлическому испытанию на прочность;
провести проверку (пломб или клеймо, или документ о проведении проверки) манометра, установленного на сосуде СУГ;
в сфере санитарно-эпидемиологического состояния:
установить санитарно-защитную зону;
получить заключительный акт по результатам медосмотров на работников МАЗС;
представить списки работников, подлежащих периодическим медосмотрам в соответствии со
ст. 213 ТК РФ;
представить программу производственного контроля и договор на осуществление лабораторного контроля, а также результаты лабораторного исследования в рамках производственного контроля;
оборудовать уголок потребителя, отсутствуют свидетельства о присвоении ИНН, лицензии, нарушение
статья 8,
9 Закон РФ от <дата> N "О защите прав потребителей";
представить договор вывоза отходов, выполненных специализированными организациями, осуществляющими транспортирование и обезвреживание отходов, в соответствии со
ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
представить производственный контроль за условиями труда и санитарно-противоэпидемических (профилактические) мероприятий, направленных на предупреждение вредного воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на здоровье работника;
приостановить деятельность АЗС до устранения указанных нарушений закона.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения действующего законодательства автозаправочной станцией АЗС, расположенной по адресу: Республика Дагестан, <адрес>. В ходе проверки указанного объекта выявлены нарушения требований законодательства в сфере пожарной безопасности, нарушения требований федерального законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов, нарушения правил и иных требований законодательства о промышленной безопасности, нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
Указывается, что неисполнение ответчиком требований законодательства нарушает, в том числе интересы неопределенного круга лиц, чья безопасность зависит от правильной эксплуатации производственных объектов.
Решением Карабудахкентского районного суда Республики Дагестан от <дата> в удовлетворении исковых требований отказано.
На указанное судебное постановление поступило апелляционное представление <адрес> Республики Дагестан.
В апелляционном представлении ставится вопрос об отмене судебного акта, ввиду существенных нарушений норм материального и процессуального права, выражается несогласие с выводами суда.
В обоснование доводов представления указано, что принятые судом доказательства об устранении допущенных нарушений являются ненадлежащими. Судом какие-либо меры в целях проверки представленных ответчиком документов об устранении выявленных нарушений не приняты.
В судебное заседание явился прокурор отдела Прокуратуры Республики Дагестан ФИО4, ответчик ФИО1
Извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле в суд не прибыли, представителей не направили, данных об уважительной причине отсутствия в суде не предоставили.
Информация о дате и времени судебного заседания была заблаговременно размещена на сайте Верховного Суда Республики Дагестан.
При таких обстоятельствах, руководствуясь положениями
статьи 167,
части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
ФИО4 доводы апелляционного представления поддержал.
ФИО1 в удовлетворении апелляционного представления просил отказать.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном
главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом положений
части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления, и в рамках тех требований, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
В силу
части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно
статье 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений апелляционным судом является неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как следует из материалов дела, обращаясь в суд, истец указывал, что в ходе проверки проведенной прокуратурой <адрес> Республики Дагестан на АЗС расположенном по адресу: Республика Дагестан, <адрес> были выявлены следующие нарушения требований законодательства:
в сфере противопожарной безопасности:
не предусмотрен дополнительный эвакуационный выход из здания операторской на расстоянии более 15 м или в противоположную сторону от площадок АЦ, заправочных островков, резервуаров (сосудов) для хранения топлива и размещенного вне зданий наземного и надземного оборудования, котором обращаются горючие газы и/или жидкости (п. 6.18 СП 56.13130.2014 "Станции Автомобильные заправочные". Требования пожарной безопасности",
ст. 4 и
6 Федерального закона от <дата> N ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности");
между заправочным островком с СУГ и заправочным островком с жидким моторным топливом отсутствует экран из негорючего материала высотой не менее 2 м (
п. 8.15 СП 156.13130.2014 "Станции Автомобильные справочные". Требования пожарной безопасности",
ст. 4 и
6 Федерального закона N от <дата> "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности");
расстояние от МАЗС с наличием СУГ до автомобильной дороги общей сети (край проезжей части) I, II, и III категории составляет менее 25 метров (фактическое расстояние 13 м) (
п. 6 табл. 5,
п. 8.3 СП 156.13130.2014 Станции Автомобильные заправочные". Требования пожарной безопасности",
ст. 4 и
6 Федерального закона N от <дата> Технический регламент о требованиях пожарной безопасности");
на въезде и выезде МАЗС, осуществляющей заправку жидким моторным топливом, отсутствуют пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию МАЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в чистые сооружения (
п. 6.21 СП 156.13130.2014 "Станции Автомобильные заправочные". Требования пожарной безопасности",
ст. 4 и
6 Федерального закона N от <дата> Технический регламент о требованиях пожарной безопасности");
МАЗС не оборудована соответствующей требованиям площадкой для автомобильного транспортного средства для транспортирования топлива с жидким моторным топливом и СУГ (
ст. 4 Федеральный закон технический регламент о требованиях пожарной безопасности от <дата> N,
п. 7.25,
7.36, и
8.18 СП 156.13130.2014 "Станции Автомобильные заправочные". Требования пожарной безопасности");
резервуары для хранения СУГ не оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% геометрического объема резервуара СУГ) (
ст. 4 Федеральный закон технический регламент о требованиях пожарной безопасности от <дата> N,
п. 8.35 СП 156.13130.2014 "Станции Автомобильные заправочные". Требования пожарной безопасности");
резервуары для хранения топлива не оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90% заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95% заполнения - автоматическое прекращение наполнения резервуара (
ст. 4 Федеральный закон технический регламент о требованиях пожарной безопасности от <дата> N, п. 7.18 СП - 156.13130.2014 "Станции Автомобильные заправочные". Требования тарной безопасности", НПБ 111-98
п. 20.5);
МАЗС не обеспечен наружным противопожарным водоснабжением. Наружное пожаротушение АЗС должно осуществляться не менее чем от двух пожарных гидрантов или от противопожарного водоема (резервуара), которые должны быть расположены на расстоянии не более 200 м от АЗС. Общая вместимость противопожарных водоемов или резервуаров должна быть определена расчетом, но составлять не менее 200 м3, (п. 8.49 СП 5 т. 13130.2014 "Станции Автомобильные заправочные". Требования пожарной безопасности",
ст. 4 и
6 Федерального закона от <дата> N ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности");
для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования. СУГ на складской площадке и автоцистерны с СУГ в случае пожара не предусмотрено устройство систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного оборудования (
п. 8.50 СП 156.13130.2014 "Станции Автомобильные заправочные". Требования пожарной безопасности",
ст. 4 и
6 Федерального закона от <дата> N ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности");
не обеспечивается соблюдение проектных решений в отношении пределов огнестойкости строительных конструкций, не осуществляется проверка качества огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с составлением акта проверки качества огнезащитной обработки (пропитки). Проверка качества огнезащитной обработки (пропитки) не проводится не реже 1 раза в год. (
ФЗ от <дата> N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4 Правила противопожарного режима в РФ п. 13);
МАЗС не оборудован пожарным щитом (п. 410 постановления Правительства РФ от <дата> N);
на объекте защиты отсутствуют знаки пожарной безопасности, обозначающих в том числе пути эвакуации и эвакуационные выходы, места размещения аварийно-спасательных устройств и снаряжения, стоянки мобильных средств пожаротушения (п. 36 Постановление Правительства РФ от <дата> N "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации");
на площадке для АЦ наружная система удаления паров СУГ отсутствует (
ст. 4 Федеральный закон технический регламент о требованиях пожарной безопасности от <дата> N,
п. 8.40,
8.41,
8.42 СП 156.13130.2014 "Станции Автомобильные заправочные". Требования пожарной безопасности", НПБ 111-98*
п. 14*);
технологические колодцы с оборудованием СУГ, площадки для АЦ СУГ, заправочные островки, на которых транспортные средства могут заправляться СУГ не оборудованы сигнализаторами довзрывоопасных концентраций. Данные сигнализаторы должны обеспечивать при достижении концентраций горючего газа величины, превышающей 20% от нижнего концентрационного предела распространения пламени, сигнализацию (световым и звуковым сигналом) о месте разгерметизации с подачей сигнала в операторную АЗС. При достижении в местах установки сигнализаторов довзрывоопасных концентраций горючего газа, соответствующей 50% от нижнего концентрационного предела распространения пламени, должно быть обеспечено автоматическое отключение топливораздаточных устройств. Датчики довзрывоопасных концентраций должны располагаться на расстоянии от 50 до 100 мм от уровня заправочной площадки (у раздаточной колонки СУГ) (
п. 8.40 и
п. 8.41 СП 156.13130.2014 "Станции Автомобильные заправочные". Требования пожарной безопасности",
ст. 4 и
6 Федерального закона от <дата> N ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".);
на МАЗС отсутствует аварийный резервуар. Площадка для АЦ с жидким моторным топливом должна быть оборудована аварийным резервуаром и сливным трубопроводом которые должны обеспечивать слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию АЗС. (Постановление правительства от <дата> N об утверждении правил противопожарного режима в РФ
п. 383, Федеральный закон технический регламент о требованиях пожарной безопасности от <дата> N
статья 4,
п. 6.21 СП 156.13130.2014);
не представлена техническая документация на технологическую систему АЗС. Техническая документация должна содержать требования к технологическому оборудованию, зданиям и сооружениям АЗС, их пожаробезопасной эксплуатации (в том числе к проведению регламентных и ремонтных работ, действиям персонала в случае возникновения пожароопасных ситуаций и пожаров), сведения о конструкции технологической системы, технологической системы, технологических параметрах, организационно-технических условиях интеграции с технологически связанными производственными объектами (при наличии), сроке службы и гарантийных обязательствах поставщика технологической системы АЗС. Требования должны быть сформулированы с учетом специфики используемого технологического оборудования (
ст. 4 Федеральный закон технический регламент о требованиях пожарной безопасности от <дата> N,
п. 6.1,
6.2 СП 156.13130.2014 "Станции Автомобильные заправочные". Требования пожарной безопасности", п. 373 Постановление правительства от <дата> N об утверждении правил противопожарного режима в РФ);
руководитель организации не обеспечил категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с
главами 5,
7 и
8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" наружных установок с обозначением их категорий на установках в зоне их обслуживания на видном месте (п. 12 Постановление правительства от <дата> N об утверждении правил противопожарного режима в РФ);
резервуары для хранения СУГ расположены над землей. Резервуары для хранения СУГ должны быть расположены подземно с обеспечением толщины засыпки грунтом не менее 0,5 м (
ст. 4 Федеральный закон технический регламент о требованиях пожарной безопасности от <дата> N,
п. 8.30 СП 156.13130.2014 "Станции Автомобильные заправочные". Требования пожарной безопасности");
лица допускаются к работе на объекте без прохождения обучения мерам пожарной безопасности (п. 3 постановления Правительства РФ от <дата> N);
отсутствуют инструкции о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, в том числе отдельно для каждого помещения по назначению (п. 2 Постановление Правительства РФ от <дата> N "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации");
объем имеющихся резервуаров с СУГ не соответствует требованиям. На МАЗС, размещенный в черте населенного пункта общая вместимость резервуаров для СУГ не должна превышать 20 м3, а единичная - 10 м3. Общую и единичную вместимость резервуаров для СУГ на АЗС, размещаемых вне территории населенных пунктов, допускается увеличивать не более чем в 2 раза (
п. 8.30 СП 156.13130.2014 "Станции Автомобильные заправочные". Требования пожарной безопасности",
ст. 4 и
6 Федерального закона от <дата> N
ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности");
отсутствует специализированные автоматизированные устройства заземления, для контроля заземления автомобильного транспортного средства для транспортирования топлива (автоцистерны), осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы заземления АЦ. (
п. 7.35 СП 156.13130.2014 "Станции Автомобильные заправочные". Требования пожарной безопасности",
ст. 4 и
6 Федерального закона от <дата> N ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности");
руководитель организации не обеспечивает ведение и внесение информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (п. 17 Постановление правительства от <дата> N об утверждении правил противопожарного режима в РФ);
площадка для автоцистерны не оснащена не менее чем 2 передвижными огнетушителями с минимальным рангом тушения модельного очага пожара 6 А, 233В, С, Е (с учетом климатических условий эксплуатации) (п. 389 Постановление правительства от <дата> N об утверждении правил противопожарного режима в РФ);
помещения, расположенные на территории МАЗС (помещения для технического обслуживания, здание операторской) не оборудованы установками автоматической пожарной сигнализации (
п. 6.39 СП 156.13130.2014,
ст. 4 и
6 Федерального закона N от <дата> "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности");
МАЗС не оборудована первичными средствами пожаротушения (п. 60 постановления Правительства от <дата> N об утверждении правил противопожарного режима в РФ);
территория складской площадки с резервуарами СУГ не имеет ограждение, которое обозначает территорию, закрытую для посторонних лиц, и выполненную из негорючих материалов, не препятствующих свободному проветриванию, (
п. 8.2 СП 156.13130.2014 "Станции Автомобильные заправочные". Требования пожарной безопасности",
ст. 4 и
6 Федерального закона от <дата> N 123 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности");
расстояния до ближайших зданий, не относящихся к МАЗС не соответствуют требованиям, (30 метров до жилых домов, 5 метров до склада, 14 до двухэтажного торгового комплекса, а также сзади здания МАЗС расположена стоянка большегрузных авто), (
п. Е.3,
таблица Е.1 СП 156.13130.2014 "Станции Автомобильные заправочные". Требования пожарной безопасности",
ст. 4 и
6 Федерального закона от <дата>. N ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности");
в сфере промышленной безопасности:
в нарушение
п. 1 ст. 9 Федерального закона от <дата> N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
п. 24 ФНП в области промышленной безопасности "Правила безопасности авто-газозаправочных станций газомоторного топлива", утв. приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 г. N Не обеспечен аварийный останов технологического оборудования автозаправочной станции. (Отсутствует электромагнитный клапан);
в нарушение,
п. 1 ст. 9 Федерального закона от <дата> N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
п. 62 ФНП в области промышленной безопасности "Правила безопасности авто-газозаправочных станций газомоторного топлива" утв. приказом Ростехнадзора от <дата> N не проведена проверка параметров настройки предохранительных сбросных клапанов и их регулировка;
в нарушение,
п. 1 ст. 9 Федерального закона от <дата> N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
п. 169 ФНП в области промышленной безопасности "Правила безопасности авто-газозаправочных станций газомоторного топлива" утв. приказом Ростехнадзора от <дата> N соединительные рукава применяемые на ОПО не подвергались гидравлическому испытанию на прочность;
в нарушение
п. 1 ст. 9 Федерального закона от <дата> N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
п. 343 ФНП в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением", утв. Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 г. N отсутствует информация о проведении поверки (пломба или клеймо, или документ о проведении поверки) манометра установленного на сосуде СУГ;
в сфере санитарно-гигиенического обследования АЗС:
не представлено решение об установлении санитарно-защитной зоны. (п. 1 Постановление Правительства РФ от <дата> N "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон",
п. 2.1,
п. 12.4.4 Класс IV Раздел 12 СанПиН 2.2.1/2.<дата>-03 "Санитарно-защитная зона и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов");
заключительный акт по результатам медосмотров на 8 работников не представлен, нарушение
ст. 34 Федерального закона от <дата> N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 45 Приказ Минздрава России от <дата> Nн "Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных
частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры";
списки работников, подлежащих периодическим медосмотрам не представлен, нарушение
ст. 34 Федерального закона от <дата> N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 22 Приказ Минздрава России от <дата> Nн "Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных
частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры");
не представлены программа производственного контроля и договор на осуществление лабораторного контроля, а также результаты лабораторного исследования в рамках производственного контроля, нарушение
ст. 32 Федерального закона от <дата> N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 1.5 СП <дата>-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий";
частично оборудован уголок потребителя, отсутствуют свидетельства о присвоении ИНН, лицензии, нарушение
статья 8,
9 Закон РФ от <дата> N "О защите прав потребителей";
не представлен договор вывоза отходов, выполненных специализированными организациями, осуществляющими транспортирование и обезвреживание отходов, нарушение
ст. 22 Федерального закона от <дата> N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 209 СанПиН <дата>-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических профилактических мероприятий");
не представлен производственный контроль за условиями труда и санитарно-противоэпидемических (профилактические) мероприятий направленных на предупреждение вредного воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на здоровье работника, нарушение
ст. 32 Федерального закона от <дата> N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 4.1 СП <дата>-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда".
Данные нарушения отражены в справке старшего государственного инспектора отдела общепромышленного и горного надзора по Республике Дагестан Кавказского управления Ростехнадзора от <дата>; справке начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы N по <адрес> и <адрес> Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России от <дата>.; акте ведущего специалиста-эксперта ТО Управления Роспотребнадзора по Республике Дагестан от <дата>
Для установления обстоятельств устранения выявленных нарушений судом первой инстанции было дано поручение МЧС России по Республике Дагестан и ТО Управления Роспотребнадзора по Республике Дагестан в <адрес> провести повторную проверку АЗС и представить актуальные сведения об имеющихся нарушениях законодательства.
Судом первой инстанции на основании писем из писем ТО Управления Роспотребназдора по РД от <дата> N, справки по результатам совместного осмотра опасного производственного объекта от <дата>; справки отдела надзорной деятельности и профилактической работы N по <адрес> и <адрес> от <дата> N ИВ-191-4-7-408 установлено, что нарушения законодательства, указанные ранее устранены ответчиком в полном объеме.
Установив, что ответчиком были устранены все недостатки и нарушения законодательства в сфере пожарной и промышленной безопасности суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия выводы суда находит незаконными в силу следующего.
В соответствии с
ч. 1 ст. 45 ГПК прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований.
Согласно
ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.
В соответствии со
ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно
абз. 2 преамбулы Федерального закона от <дата> N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
Статьей 1 Закона о пожарной безопасности определено, что под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности заключается в невыполнении или ненадлежащем выполнении требований пожарной безопасности.
В силу
ст. 37 Федерального закона от <дата> N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использование не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Согласно
ст. 5 Федерального закона от <дата> N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным
законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
В соответствии с
п. 1 ст. 38 Федерального закона от <дата> N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Приведенные правовые акты устанавливают требования пожарной и промышленной безопасности, требования санитарно-эпидемиологического законодательства обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В силу
ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений.
В силу
ст. 57 ГПК РФ доказательства предоставляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Согласно
ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В силу
ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Согласно
ст. 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.
Из искового заявления следует, что прокурор в рамках полномочий, предусмотренных
ст. 45 ГПК РФ, обратился в защиту прав неопределенного круга лиц с требованием о приостановлении деятельности (функционирования) указанной АЗС, в связи с тем, что ее эксплуатация АЗС создает предпосылки причинения вреда в будущем, опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан.
В качестве способа защиты гражданских прав
статья 12 ГК РФ определяет, в частности, пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Судебная коллегия при рассмотрении апелляционного представления принимает во внимание то обстоятельство, что автозаправочная станция осуществляет свою деятельность не в полном соответствии требованиям действующего законодательства, что создает угрозу безопасного осуществления деятельности АЗС.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, руководствуясь
п. п. 1,
2 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным
законом от <дата> N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федеральным
законом от <дата> N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", оценив по правилам
ст. 67 ГПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, в том числе заключение судебной экспертизы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований прокурора в части возложения на ответчика обязанности устранить выявленные нарушения правил пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства по эксплуатации АЗС указанные в справке отдела надзорной деятельности и профилактической работы N по <адрес> и <адрес> Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России от <дата>, требований санитарно-эпидемиологического законодательства, указанных в акте ТО Управления Роспотребнадзора по Республике Дагестан от <дата>, а также в справке отдела общепромышленного и горного надзора по Республике Дагестан Кавказского управления Ростехнадзора от <дата> и приостановить деятельность автозаправочной станции до устранения допущенных нарушений.
При этом обстоятельств противоречия приостановления деятельности ответчика общественным интересам, не установлено.
Судебная коллегия в части представления документов об устранении нарушений законодательства отмечает, что вопрос о выполнении соответствующих работ по устранению выявленных прокурорской проверкой нарушений законодательства и принятия имеющихся об этом документов, может быть разрешен на стадии исполнения решения суда.
При таких обстоятельствах и указанных нормах закона решение суда первой инстанции подлежит отмене, поскольку имеет место несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, а исковые требования подлежат удовлетворению.
определила:
решение Карабудахкентского районного суда Республики Дагестан от <дата> отменить.
Принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> Республики Дагестан.
Возложить на индивидуального предпринимателя ФИО1 обязанность устранить выявленные нарушения правил пожарной и промышленной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства по эксплуатации АЗС, расположенной по адресу: Республика Дагестан, <адрес>, указанные в справке отдела надзорной деятельности и профилактической работы N по <адрес> и <адрес> Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России от <дата> N Ив-191-4-7-806, требований санитарно-эпидемиологического законодательства, указанных в акте ТО Управления Роспотребнадзора по Республике Дагестан от <дата>, а также в справке отдела общепромышленного и горного надзора по Республике Дагестан Кавказского управления Ростехнадзора от <дата> и приостановить деятельность указанной АЗС до устранения вышеназванных нарушений.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу судебного постановления в порядке, предусмотренном
главой 41 ГПК РФ, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий
М.К.АБДУЛЛАЕВ
Судьи
Р.И.МАМАЕВ
Апелляционное определение в мотивированной форме изготовлено <дата>.