Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 03.11.2025 по 29.11.2025) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 28.08.2025 по делу N 33а-9720/2025 (УИД 66RS0028-01-2024-002881-90)
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: Об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Прокурор указал, что автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, смонтированные в здании следственного изолятора, неисправны, эксплуатируются сверх срока службы.
Решение: Удовлетворено.

Апелляционное определение Свердловского областного суда от 28.08.2025 по делу N 33а-9720/2025 (УИД 66RS0028-01-2024-002881-90)
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: Об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Прокурор указал, что автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, смонтированные в здании следственного изолятора, неисправны, эксплуатируются сверх срока службы.
Решение: Удовлетворено.


Содержание

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные административным истцом требования об устранении ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Свердловской области выявленных нарушений требований пожарной безопасности, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пришел к выводу, что выявленные в ходе проведенной проверки нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении должностных обязанностей сотрудниками ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Свердловской области. Выявленные нарушения препятствуют своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременной эвакуации и спасению людей на случай пожара, а также ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц. Отсутствие денежных средств для устранения выявленных прокурором нарушений само по себе не освобождает ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Свердловской области от обязанности устранить имеющиеся нарушения требований пожарной безопасности

СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 августа 2025 г. по делу N 33а-9720/2025
УИД 66RS0028-01-2024-002881-90
Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Рябчикова А.Н.,
судей Степкиной О.В., Антропова И.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лопаткиной А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-271/2025 по административному исковому заявлению Ирбитского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Свердловской области, ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности,
по апелляционной жалобе административных ответчиков ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Свердловской области, ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России
на решение Ирбитского районного суда Свердловской области от 10 апреля 2025 года.
Заслушав доклад судьи Степкиной О.В., объяснения прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Шакирзяновой С.Е., представителя административных ответчиков Ж., судебная коллегия,
установила:
Ирбитский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Свердловской области, ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России, в котором с учетом уточнений исковых требований просил возложить на ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Свердловской области обязанность в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности, а именно: произвести замену системы противопожарной защиты (автоматическая пожарная сигнализация) на объекте защиты, здание лит. А-А3 (здание Режимного корпуса); произвести замену системы противопожарной защиты (система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре) на объекте защиты, здание лит. А-А3З (здание Режимного корпуса).
В обоснование исковых требований указано, что Ирбитской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Свердловской области, расположенного по адресу: <...>. В ходе проверки установлено, что автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, смонтированная в здании лит. А-АЗ (здание Режимного корпуса) неисправна, эксплуатируются сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком). Данные нарушения ранее были выявлены в ходе аналогичной проверки, проведенной 15 ноября 2023 года, по результатам которой 20 ноября 2023 года в адрес начальника ФКУ СИЗО-2 выносилось представление об устранении нарушений требований действующего законодательства. Имеющиеся нарушения требований пожарной безопасности создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью подозреваемых, обвиняемых и осужденных, уничтожению или повреждению имущества, поскольку могут привести к возникновению пожара.
Решением Ирбитского районного суда Свердловской области от 10 апреля 2025 года административный иск Ирбитского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворен в полном объеме.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 2 июля 2025 года осуществлен переход рассмотрения настоящего дела по правилам административного судопроизводства.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, административные ответчики ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Свердловской области, ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России подали апелляционную жалобу, в которой ставили вопрос об отмене решения суда первой инстанции и отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что в настоящее время ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Свердловской области проводится работа по устранению нарушений требований пожарной безопасности, в частности, заключены договоры на техническое обслуживание, на монтаж (переоборудование) системы пожарной сигнализации, а также направлены соответствующие запросы на выделение лимитов бюджетных обязательств на закупку необходимого оборудования. Таким образом, ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Свердловской области самостоятельно и без понуждения органов прокуратуры осуществляет работу для соблюдения законодательства в сфере пожарной безопасности.
В возражениях на апелляционную жалобу Ирбитский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, просил суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В заседании судебной коллегии представитель административных ответчиков Ж. доводы апелляционной жалобы поддержала, настаивала на ее удовлетворении.
В суде апелляционной инстанции прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Шакирзянова С.Е. указала на законность решения суда первой инстанции и отсутствие оснований для его отмены.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о его времени и месте извещены заблаговременно надлежащим образом, в том числе посредством публикации информации на официальном Интернет-сайте Свердловского областного суда.
Учитывая наличие доказательств заблаговременного извещения участников процесса о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, судебная коллегия, руководствуясь статьями 96, 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагала возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя административных ответчиков, прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия пришла к следующему.
Согласно положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела, Ирбитской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Свердловской области по адресу: <...>.
Согласно представлению Ирбитского межрайонного прокурора от 20 ноября 2023 года N 01-12-2023 об устранении нарушений законодательства, причин и условий им способствующих, в ходе проверки ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Свердловской области 15 ноября 2023 года выявлены нарушения требований статьи 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 390-ФЗ "О безопасности", статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пункта 54 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 "О противопожарном режиме", в связи с чем, прокурор требовал провести проверку по фактам выявленных нарушений, по результатам которой рассмотреть вопрос о привлечении виновных должностных лиц к ответственности.
Ответом ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Свердловской области от 21 декабря 2023 года сообщено о рассмотрении представления и выявлении нарушения пожарной безопасности в виде неисправности автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, смонтированной в здании лит. А-А3 (здание Режимного корпуса) неисправна (неисправен шлейф N 2,14), что является нарушением пункта 54 Постановления Правительства Российской Федерации 16 сентября 2020 года N 1479; эксплуатации на объекте защиты здание лит. А-А3 системы противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации) сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), в нарушение пункта 54 Постановления Правительства Российской Федерации 16 сентября 2020 года N 1479; эксплуатации на объекте защиты здание лит. А-А3, системы противопожарной защиты (системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре) сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком) в нарушение пункта 54 Постановления Правительства Российской Федерации 16 сентября 2020 года N 1479.
Согласно письму отдела надзорной деятельности МО город Ирбит, Ирбитского МО, Б. УНДиПР ГУ МЧС России по Свердловской области от 9 декабря 2024 года N 643-2-24-10, в ходе проведения 9 декабря 2024 года Ирбитской межрайонной прокуратурой с привлечением в качестве специалиста заместителя главного государственного инспектора г. Ирбита, Ирбитского района, Байкаловского района по пожарному надзору майором внутренней службы <...>10 обследования территории, зданий и помещений ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Свердловской области выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно: автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, смонтированная в здании лит. А-А3 (здание Режимного корпуса), неисправна (неисправен шлейф N 2,14) в нарушении пункта 54 Постановления Правительства Российской Федерации 16 сентября 2020 года N 1479; на объекте защиты здание лит. А-А3 системы противопожарной защиты (автоматическая пожарная сигнализация) эксплуатируются сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), в нарушение пункта 54 Постановления Правительства Российской Федерации 16 сентября 2020 года N 1479; на объекте защиты здание лит. А-А3, системы противопожарной защиты (система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре) эксплуатируются сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), в нарушение пункта 54 Постановления Правительства Российской Федерации 16 сентября 2020 года N 1479; системы пожарной сигнализации здания лит. А-А3 (Режимный корпус) не обеспечивают автоматическое дублирование подачи сигналов о возникновении пожара в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре, в нарушении части 7 статьи 83 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Таким образом, в ходе проверки 9 декабря 2024 года выявлены повторные нарушения, которые были предметом аналогичной проверки прокуратуры, проведенной 15 ноября 2023 года.
В справке ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Свердловской области, представленной в суд первой инстанции, сообщено, что администрацией данного учреждения проводится работа по устранению выявленных нарушений, в частности, в 2024 году заключен договор на техническое обслуживание систем пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре с ФКУ ЦИТОВ ГУФСИН России по Свердловской области от 13 августа 2024 года N 2, но режимный корпус не включен в перечень объектов обслуживания из-за не полного соответствия смонтированной системы АПС и СОУЭ проектной документации. Также направлялась заявка в ФКУ ЦИТОВ ГУФСИН России по Свердловской области от 22 ноября 2024 года о рассмотрении вопроса о проведении работ в здании режимного корпуса. Принято решение о заключении договора на переоборудование режимного корпуса системой АПС и СОУЭ согласно проектной документации. Со склада ФКУ ЦИТОВ ГУФСИН России по Свердловской области получено недостающее оборудование для проведения монтажных работ СПС в здании режимного корпуса. С ФКУ ЦИТОВ ГУФСИН России по Свердловской области от 10 декабря 2024 года заключен безвозмездный договор на выполнение работ по монтажу (переоборудованию) системы пожарной сигнализации в здании режимного корпуса, срок оказания услуг по договору до 10 декабря 2025 года. Кроме того, ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Свердловской области направляло заявки на выделение лимитов бюджетных обязательств на закупку недостающего оборудования для переоборудования системы АПС и СОУЭ в здании режимного корпуса и обеспечения автоматического дублирования подачи сигналов о возникновении пожара из здания режимного корпуса от 21 июня 2024 года, от 25 сентября 2024 года, от 18 декабря 2024 года. На 2025 год ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Свердловской области доведены лимиты бюджетных средств в сумме 250000 рублей.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные административным истцом требования об устранении ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Свердловской области выявленных нарушений требований пожарной безопасности, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пришел к выводу, что выявленные в ходе проведенной проверки нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении должностных обязанностей сотрудниками ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Свердловской области. Выявленные нарушения препятствуют своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременной эвакуации и спасению людей на случай пожара, а также ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц. Отсутствие денежных средств для устранения выявленных прокурором нарушений само по себе не освобождает ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Свердловской области от обязанности устранить имеющиеся нарушения требований пожарной безопасности.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации одной из задач уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации является охрана прав, свобод и законных интересов осужденных.
Согласно статье 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
В силу пунктов 2 и 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказание, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности, к которым относятся национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности
Согласно статье 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты.
Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности (часть 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 1479 от 16 сентября 2020 года (далее по тексту - Правила), установлены требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Как следует из материалов административного дела, ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Свердловской области допущены нарушения действующего законодательства в области пожарной безопасности. Указанные обстоятельства административным ответчиком не оспариваются.
На момент рассмотрения административного дела как в суде первой, так и в суде апелляционной инстанции доказательств, подтверждающих устранение выявленных прокурором в ходе проверки соблюдения требований пожарной безопасности нарушений в части замены системы противопожарной о защиты (автоматическая пожарная сигнализация) на объекте защиты здание лит. А-А3 (здание Режимного корпуса), замены системы противопожарной защиты (система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре) на объекте защиты здание лит. А-А3З (здание Режимного корпуса) стороной административного ответчика не предоставлено.
При этом несоблюдение ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Свердловской области требований пожарной безопасности нарушают права заключенных и сотрудников следственного изолятора на безопасные условия пребывания в указанном учреждении, создают реальную угрозу их жизни и здоровью в случае возникновения пожара.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о допущенном ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Свердловской области бездействии в части соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности.
Вопреки доводам административного ответчика ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Свердловской области, учреждения пенитенциарной системы должны принимать меры к тому, чтобы в нем соблюдались требования противопожарного законодательства, тем самым обеспечивалась реализация прав граждан, находящихся в учреждении, на безопасность, при этом возможность выполнения данной обязанности не постановлена законом в зависимость от финансовых или материально-технических трудностей этого учреждения.
Сроки исполнения возложенной на административного ответчика обязанности представляются разумными.
При этом, административный ответчик имеет возможность при наличии объективных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда, обращения в суд с заявлением об отсрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения судебного акта на основании статьи 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы по существу направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, они не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию административного ответчика, выраженную в возражениях на административное исковое заявление и самим представителем административного ответчика в судебном заседании, исследованную судом, нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены по существу правильного решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ирбитского районного суда Свердловской области от 10 апреля 2025 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административных ответчиков ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Свердловской области, ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России - без удовлетворения.
Решение суда первой инстанции и апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
А.Н.РЯБЧИКОВ
Судьи
О.В.СТЕПКИНА
И.В.АНТРОПОВ