Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 03.11.2025 по 29.11.2025) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 06.12.2022 N 88-28780/2022 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Рязанского областного суда от 24.08.2022 N 33-2208/2022 (УИД 62RS0011-01-2022-000044-64)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии, признании права на назначение пенсии; 2) О включении периодов в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с недостижением возраста и отсутствием необходимого стажа на должностях государственной противопожарной службы федерального органа исполнительной власти. В стаж не включены спорные периоды.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено в части.
Апелляционное определение Рязанского областного суда от 24.08.2022 N 33-2208/2022 (УИД 62RS0011-01-2022-000044-64)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии, признании права на назначение пенсии; 2) О включении периодов в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с недостижением возраста и отсутствием необходимого стажа на должностях государственной противопожарной службы федерального органа исполнительной власти. В стаж не включены спорные периоды.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено в части.
РЯЗАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 августа 2022 г. N 33-2208/2022(2-77/2022)
УИД 62RS0011-01-2022-000044-64
33-2208/2022 (2-77/2022) судья Самсакова Н.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего Кондаковой О.В.,
судей Рогозиной Н.И., Масловой О.В.,
при помощнике судьи К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Ч. на решение Клепиковского районного суда Рязанской области от 06 июня 2022 года, которым постановлено:
Исковые требования Ч. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного Фонда РФ по Рязанской области о признании права на пенсионное обеспечение удовлетворить частично.
Включить в стаж дающий право на назначении досрочной пенсии по старости период обучения Ч. с 1 сентября 1993 года по 2 июня 1996 года в высшем профессиональном училище "Агролицей" с получением (среднего) полного общего образования и начального профессионального образования по профессии "Хозяйка усадьбы" 2 года 9 месяцев 2 дня из расчета 1 день стажа за два дня учебы.
В удовлетворении остальных исковых требований Ч. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного Фонда РФ по Рязанской области о признании права на пенсионного обеспечения, отказать.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Рогозиной Н.И., объяснения Ч., поддержавшего апелляционную жалобу, судебная коллегия
установила:
Ч. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного Фонда Российской Федерации по Рязанской области о включении в стаж для назначения пенсии периодов обучения, работы.
В обоснование заявленных требований с учетом их уточнения, указал, что 02 декабря 2021 года он обратился в ОПФР по Рязанской области с заявлением, в котором просил определить право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с
пунктом 18 части 1 статьи 30 Закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа N от 10 декабря 2021 года ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с
пунктом 18 части 1 статьи 30 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ в связи с не достижением возраста 50 лет и отсутствием необходимого стажа - не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы федерального органа исполнительной власти.
Полагал, что ответчик не обоснованно не включил в стаж дающий право на назначении пенсии по старости период его обучения с 1 сентября 1993 года по 2 июня 1996 года в высшем профессиональном училище "Агролицей" с получением (среднего) полного общего образования и начального профессионального образования по профессии "Хозяйка усадьбы".
Кроме того, в стаж для досрочного назначения пенсии ответчиком не был засчитан период его работы с 12 июля 2004 года по 30 июня 2005 года и с 25 апреля 2008 года по 31 декабря 2020 года в должности диспетчера в филиале Государственного казенного учреждения Рязанской области "Рязанская областная противопожарно-спасательная служба" пожарно-спасательная часть N 26 государственной противопожарной службы по охране г. Спас-Клепики, с 01 июля 2005 года по 24 апреля 2008 года в должности диспетчера в филиале ГУ Рязанской области "Центр по обеспечению пожарной безопасности, гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям", а также периоды предоставленных ему учебных отпусков в связи с обучением по заочной форме с 04 мая 2000 года по 14 июня 2000 года, с 25 февраля 2002 года по 06 апреля 2002 года, с 17 июня 2002 года по 30 июня 2002 года, с 01 октября 2002 года по 28 октября 2002 года, с 17 марта 2003 года по 16 апреля 2003 года, с 01 октября 2003 года по 31 октября 2003 года, с 05 апреля 2004 года по 30 апреля 2004 года.
По его мнению, по достижении 50 лет он будет иметь право на получение пенсии с 07 ноября 2027 года на основании
подпункта 18 части 1 статьи 30 ФЗ "О страховых пенсиях".
С учетом уточнения заявленных требований в порядке
статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просил суд решение пенсионного органа отменить, признать за ним право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по достижении им возраста 50 лет с 07 ноября 2027 года, включить в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости период его обучения с 1 сентября 1993 года по 2 июня 1996 года в высшем профессиональном училище "Агролицей" с получением (среднего) полного общего образования и начального профессионального образования по профессии "Хозяйка усадьбы" 2 года 9 месяцев 2 дня, а также период его работы в филиале Государственного казенного учреждения Рязанской области "Рязанская областная противопожарно-спасательная служба" пожарно-спасательная часть N государственной противопожарной службы по охране г. Спас-Клепики в должности диспетчера с 03 июня 1996 года по 11 июля 2004 года - 8 лет 1 месяц 9 дней, с 12 июля 2004 года по 18 ноября 2021 года - 17 лет 4 месяца 7 дней, признать его работу в должности диспетчера с 03 июня 1996 года по 11 июля 2004 года в федеральной противопожарной службе тождественной работе в филиале Государственного казенного учреждения Рязанской области "Рязанская областная противопожарно-спасательная служба" пожарно-спасательная часть N государственной противопожарной службы по охране г. Спас-Клепики в должности диспетчера с 12 июля 2004 года по 18 ноября 2021 года.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Ч. просит решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных им исковых требований отменить, удовлетворить его требования в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В письменных возражениях Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Рязанской области, полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу Ч. - без удовлетворения.
В суд апелляционной инстанции представитель ОПФР по Рязанской области не явился, о слушании дела извещен, имеется заявление о рассмотрении в его отсутствие.
На основании
части 3 статьи 167 и
части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
В силу
части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Выслушав объяснения явившихся лиц, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда в обжалованной части не подлежит отмене ввиду следующего.
Из материалов дела усматривается и установлено судом первой инстанции, что с 01 сентября 1993 года по 02 июня 1996 года Ч. обучался в высшем профессиональном училище "Агролицей" с получением среднего полного общего образования и начального профессионального образования по профессии "хозяйка усадьбы".
Как следует из трудовой книжки Ч., 03 июня 1996 года по 30 июня 2005 года он работал в должности диспетчера в филиале ГКУ Рязанской области "Противопожарная спасательная служба ПСЧ N ГПС по охране г. Спас-Клепики, 30 июня 2005 года уволен в порядке перевода в Государственное учреждение Рязанской области "Центр по обеспечению пожарной безопасности, гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям", 01 июля 2005 года Ч. принят на должность диспетчера в ПЧ-26 по охране г. Спас-Клепики в порядке перевода из Государственное учреждение Рязанской области "Центр по обеспечению пожарной безопасности, гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям".
15 августа 2005 года ПЧ-26 по охране г. Спас-Клепики с 15 августа 2005 года переименована в Филиал Государственного учреждения Рязанской области "Центр по обеспечению пожарной безопасности, гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям" ПЧ N ГПС по охране г. Спас-Клепики.
24 апреля 2008 года на основании постановления Губернатора Рязанской области от 29 января 2008 года N с 24 апреля 2008 года Государственное учреждение Рязанской области "Центр по обеспечению пожарной безопасности, гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям" реорганизовано в форме разделения в Государственное учреждение Рязанской области "Пожарная часть N Государственной противопожарной службы по охране г. Спас-Клепики" (ГУ Рязанской области ПЧ N ГПС по охране г. Спас-Клепики).
25 апреля 2008 года Ч. переведен в ГУ Рязанской области ПЧ N ГПС по охране г. Спас-Клепики на должность диспетчера.
01 января 2011 года на основании распоряжения Правительства Рязанской области от 20 октября 2010 года N 429-р Государственное учреждение Рязанской области "Пожарная часть N Государственной противопожарной службы по охране г. Спас-Клепики с 01 января 2011 года реорганизовано в форме присоединения к Государственному учреждению Рязанской области "Рязанская областная противопожарно-спасательная службы" на правах Филиала Государственного учреждения Рязанской области "Рязанская областная противопожарно-спасательная службы" пожарная часть N Государственной противопожарной службы по охране г. Спас-Клепики (Филиал ГУ Рязанской области "Противопожарно-спасательная службы" ПЧ N ГПС по охране г. Спас-Клепики), Ч. переведен на должность диспетчера филиала ГУ Рязанской области "Противопожарно-спасательная службы" ПЧ N ГПС по охране г. Спас-Клепики.
14 декабря 2011 года создано ГКУ Рязанской области "Рязанская областная противопожарно-спасательная служба".
01 февраля 2013 года создано Государственное бюджетное учреждение Рязанской области "Рязанская областная противопожарно-спасательная служба" (ГБУ Рязанской области "Противопожарная спасательная служба").
29 декабря 2015 года создано государственное казенное учреждение Рязанской области "Рязанская областная противопожарно-спасательная служба" (ГКУ Рязанской области "Противопожарно-спасательная служба").
01 января 2018 года филиал Государственного казенного учреждения Рязанской области "Рязанская областная противопожарно-спасательная служба" пожарная часть N Государственной противопожарной службы по охране г. Спас-Клепики переименован в филиал Государственного казенного учреждения Рязанской области "Рязанская областная противопожарно-спасательная служба" пожарно-спасательная часть N государственной противопожарной службы по охране г. Спас-Клепики.
18 ноября 2021 года трудовой договор с Ч. расторгнут по инициативе работника по
пункту 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
02 декабря 2021 года Ч., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в ОПФР по Рязанской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Решением ОПФР по Рязанской области от 10 декабря 2021 года Ч. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с
пунктом 18 части 1 статьи 30 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с не достижением возраста 50 лет и отсутствием необходимого стажа - не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы федерального органа исполнительной власти.
При этом, в стаж для досрочного назначения пенсии в соответствии с
пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" пенсионным органом включены периоды работы Ч. в должности диспетчера в филиале Государственного казанного учреждения Рязанской области "Рязанская областная противопожарно-спасательная служба" пожарно-спасательная часть N государственной противопожарной службы по охране г. Спас-Клепики:
с 03 июня 1996 года по 03 мая 2000 года (3 года 11 месяцев 1 день), с 15 июня 2000 года по 24 февраля 2002 года (1 год 06 месяцев 17 дней), с 07 апреля 2002 года по 16 июня 2002 года (2 месяца 10 дней), с 01 июля 2002 года по 30 сентября 2002 года (3 месяца), с 29 октября 2002 года по 16 марта 2003 года (4 месяца 18 дней), с 17 апреля 2003 года по 30 сентября 2003 года (5 месяцев 14 дней), с 01 ноября 2003 года по 04 апреля 2004 года (5 месяцев 4 дня), с 01 мая 2004 года по 11 июля 2004 года (2 месяца 11 дней), всего 7 лет 06 месяцев 09 дней.
В стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, ответчиком не включены периоды нахождения Ч. в учебных отпусках в связи с обучением по заочной форме в период работы в филиале ГКУ РО "Рязанская областная противопожарно-спасательная служба" пожарно-спасательная часть N государственной противопожарной службы по охране г. Спас-Клепики с 04 мая 2000 года по 14 июня 2000 года, с 25 февраля 2002 года по 06 апреля 2002 года, с 17 июня 2002 года по 30 июня 2002 года, с 01 октября 2002 года по 28 октября 2002 года, с 17 марта 2003 года по 16 апреля 2003 года, с 01 октября 2003 года по 31 октября 2003 года, с 05 апреля 2004 года по 30 апреля 2004 года.
Также в льготный стаж ответчиком не засчитаны периоды его работы с 12 июля 2004 года по 30 июня 2005 года (11 месяцев 19 дней) и с 25 апреля 2008 года по 31 декабря 2020 года (12 лет 8 месяцев 7 дней) в филиале ГКУ Рязанской области "Противопожарная спасательная служба" ПСЧ N ГПС по охране г. Спас-Клепики, а также период его работы с 01 июля 2005 года по 24 апреля 2008 года (2 года 09 месяцев 24 дня) в должности диспетчера в филиале ГУ РО "Центр по обеспечению пожарной безопасности, гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, поскольку данные подразделения не являются подразделениями Государственной противопожарной службы МЧС России.
Разрешая спор, суд пришел к выводу о зачете в стаж для досрочного назначения пенсии периода обучения Ч. с 1 сентября 1993 года по 2 июня 1996 года в высшем профессиональном училище "Агролицей" с получением (среднего) полного общего образования и начального профессионального образования по профессии "Хозяйка усадьбы" 2 года 9 месяцев 2 дня из расчета 1 день стажа за два дня учебы.
Решение суда в данной части сторонами не обжалуется и предметом апелляционного рассмотрения не является.
Основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным
законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (
часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены
статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со
статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного
статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с
частью 2 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с
частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального
закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (
часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального
закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (
часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято
постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с
подпунктом "л" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, применяется Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с
подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный
постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года N 437 "Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 18.06.2002 года N 437 также установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных
Списком, утвержденным настоящим Постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 09 ноября 2001 года N 1309 (ред. от 27.10.2011) "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в ее состав включены входящие по состоянию на 1 октября 2001 года в систему Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации центральные и территориальные органы, подразделения, учреждения, предприятия, организации с состоящим на их балансе имуществом; установлено, что Государственная противопожарная служба Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является правопреемником Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации; лица рядового и начальствующего состава и работники Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации считаются с 1 января 2002 года соответственно проходящими службу (работающими) в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в занимаемых должностях без проведения их переаттестации и переназначения; до принятия соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации лицам рядового и начальствующего состава, работникам Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и членам их семей сохраняются льготы и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации, включая действующие условия и порядок медицинского обслуживания, санаторно-курортного и пенсионного обеспечения.
В соответствии со
статьями 4 и
5 Федерального закона "О пожарной безопасности" в редакции, действовавшей с 01 июля 2004 года, пожарная охрана подразделялась на Государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года в вышеуказанный Федеральный закон были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 года.
В соответствии с указанными изменениями Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Согласно приказу Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Рязанской области от 12 июля 2004 года N 363 структурные подразделения Управления Государственной противопожарной службы МЧС России по Рязанской области были реорганизованы в структурные подразделения Государственной противопожарной службы Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Рязанской области.
Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Рязанской области осуществляло свою деятельность на основании Положения, утвержденного постановлением губернатора Рязанской области от 15 января 2004 года.
Согласно пункту 1 данного Положения Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Рязанской области было создано и функционировало как орган исполнительной власти Рязанской области в целях реализации на территории Рязанской области единой государственной политики в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 2 Положения к полномочиям Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Рязанской области относится осуществление руководства деятельностью дислоцированных на территории Рязанской области органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органах местного самоуправления, подразделений Государственной противопожарной службы и поисково-спасательных служб, за исключением непосредственно подчиненных Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в том числе специальных подразделений ГПС и их органов управления.
На основании приказа ГУ ГОЧС от 30 июня 2005 года N от 01 июля 2005 года структурные подразделения ГУ ГОЧС были переведены в Главное учреждение Рязанской области "Центр по обеспечению пожарной безопасности, гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Рязанской области", которое является самостоятельным подразделением, не входящим в Государственную противопожарную службу МЧС России.
На основании постановления губернатора Рязанской области от 29 января 2008 года N 25-пг Государственное учреждение Рязанской области "Центр по обеспечению пожарной безопасности, гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Рязанской области" реорганизован в форме разделения его на Государственные учреждения Рязанской области, в том числе на Государственное учреждение Рязанской области "Пожарная часть N государственной противопожарной службы по охране г. Спас-Клепики".
На основании распоряжения правительства Рязанской области от 20 октября 2010 года N 429-р Государственное учреждение Рязанской области "Пожарная часть N государственной противопожарной службы по охране г. Спас-Клепики" реорганизовано в форме присоединения в Филиал государственного учреждения Рязанской области "Рязанская областная противопожарно-спасательная служба" пожарная часть N государственной противопожарной службы по охране г. Спас-Клепики.
На основании распоряжения правительства Рязанской области от 21 октября 2011 года N 511-р изменен тип государственного учреждения Рязанской области "Рязанская областная противопожарно-спасательная служба" на государственное казенное учреждение Рязанской области "Рязанская областная противопожарно-спасательная служба".
На основании распоряжения правительства Рязанской области от 28 декабря 2012 года N 665-р изменен тип государственного казенного учреждения Рязанской области "Рязанская областная противопожарно-спасательная служба" на государственное бюджетное учреждение Рязанской области "Рязанская областная противопожарно-спасательная служба".
На основании распоряжения правительства Рязанской области от 21 сентября 2015 года N 454-р изменен тип государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Рязанская областная противопожарно-спасательная служба" на государственное казенное учреждение Рязанской области "Рязанская областная противопожарно-спасательная служба".
Впоследствии Филиал государственного казенного учреждения Рязанской области "Рязанская областная противопожарно-спасательная служба" пожарная часть N государственной противопожарной службы по охране г. Спас-Клепики переименован в Филиал государственного казенного учреждения Рязанской области "Рязанская областная противопожарно-спасательная служба" пожарно-спасательная часть N государственной противопожарной службы по охране г. Спас-Клепики.
Как усматривается из материалов дела, период работы Ч. с 03 июня 1996 года по 11 июля 2004 года, в том числе периоды учебных отпусков с 04 мая 2000 года по 14 июня 2000 года, с 25 февраля 2002 года по 06 апреля 2002 года, с 17 июня 2002 года по 30 июня 2002 года, с 01 октября 2002 года по 28 октября 2002 года, с 17 марта 2003 года по 16 апреля 2003 года, с 01 октября 2003 года по 31 октября 2003 года, с 05 апреля 2004 года по 30 апреля 2004 года, общей продолжительностью 8 лет 1 месяц 11 дней включен пенсионным органом в специальный стаж истца, дающий ему право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с
пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с чем, права Ч. в указанной части ответчиком не нарушены.
Сведения о продолжительности данного периода (с учетом периодов учебных отпусков) скорректированы ответчиком в ходе рассмотрения дела на основании заявления Ч. и представленных им в ОПФР Рязанской области дополнительных документов.
В силу ранее действующего законодательства -
подпункта 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", правом на досрочную трудовую пенсию обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Таким образом, как по ранее действовавшему законодательству, так и действующему в настоящее время -
пункт 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", только сотрудники федеральной противопожарной службы обладают правом на досрочное назначение пенсии по старости.
Сотрудники противопожарной службы субъектов Российской Федерации правом на назначение пенсии по
подпункту 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и по
пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации "О страховых пенсиях" не обладают.
Аналогичная правовая позиция изложена в
Определении Конституционного Суда Российской Федерации N 552-О-О от 5 февраля 2009 г. по запросу Шарьинского городского суда Костромской области о проверке конституционности
подпункта 9 пункта 1 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Как указано Конституционным Судом Российской Федерации в названном
определении, в соответствии с Федеральным
законом "О пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба подразделяется на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации
(статья 5).
На федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности"
(статья 16), Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года N 868
(пункт 8) и Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 года N 385
(пункт 6), возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.
На противопожарную службу субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности"
(статья 18) и Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
(статья 26.3) возлагается организация тушения пожаров в границах соответствующего субъекта Российской Федерации за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей.
Таким образом, деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста.
Следовательно, предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для сотрудников федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов Российской Федерации основана на объективных различиях в характере и содержании их профессиональной деятельности, обусловленных законодательно закрепленным разграничением функций, и не может расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, занятых в противопожарных службах субъектов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для включения спорного периода трудовой деятельности Ч. с 12 июля 2004 года по 18 ноября 2021 года, когда он работал в противопожарной службе Рязанской области в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, судебная коллегия по гражданским делам находит правильным.
Также являются верными выводы суда об отсутствии оснований для отмены решения пенсионного органа об отказе Ч. в досрочном назначении пенсии, признании за ним права на назначение пенсии по достижении им возраста 50 лет с 07 ноября 2027 года.
Доводы Ч. о тождественности состава и характера фактически выполняемых им трудовых обязанностей в период работы, который засчитан пенсионным органом в стаж для досрочного назначения пенсии и в период с 12 июля 2004 года по 18 ноября 2021 года не может быть принят во внимание судебной коллегией.
Вопрос о тождественности выполняемых истцом функций тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может быть решен только в случае неправильного наименования работодателем занимаемой истцом должности. Такие данные в материалах дела отсутствуют.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд оценил представленные истцом доказательства, оснований для иной оценки представленных доказательств, в том числе показаний свидетелей, письменных доказательств, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы апелляционной жалобы Ч. не свидетельствуют о нарушении судом норм материального права, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию норм материального права и иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем, на законность и обоснованность состоявшегося судебного постановления не влияют.
На основании изложенного, решение суда в обжалованной части является законным и обоснованным и оснований для его отмены, предусмотренных
статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 328,
329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Клепиковского районного суда Рязанской области от 06 июня 2022 года в обжалованной части оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ч. - без удовлетворения.