Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 29.09.2025 по 01.11.2025) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2025 N 13АП-16631/2025 по делу N А26-3530/2025
Категория спора: Дела в связи с привлечением к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Обстоятельства: В ходе проведения проверки установлено, что система автоматической пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре находятся в неисправном состоянии, а также при обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности объекта не соблюдены требования нормативных документов.
Решение: Удовлетворено.


Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2025 N 13АП-16631/2025 по делу N А26-3530/2025
Категория спора: Дела в связи с привлечением к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Обстоятельства: В ходе проведения проверки установлено, что система автоматической пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре находятся в неисправном состоянии, а также при обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности объекта не соблюдены требования нормативных документов.
Решение: Удовлетворено.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 сентября 2025 г. N 13АП-16631/2025
Дело N А26-3530/2025
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2025 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2025 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Денисюк М.И., Петровой Т.Ю.
при ведении протокола судебного заседания: Риваненковым А.И.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16631/2025) общества с ограниченной ответственностью "ДракарСтрой" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 09.06.2025 по делу N А26-3530/2025 (судья Лазарев А.Ю.), принятое
по заявлению Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Карелия
к обществу с ограниченной ответственностью "ДракарСтрой"
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Карелия (далее - заявитель, Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "ДракарСтрой" (далее - ответчик, Общество) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Решением суда от 09.06.2025 общество с ограниченной ответственностью "ДракарСтрой" привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде 30 000 рублей штрафа.
Не согласившись с указанным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, прекратить производство по делу об административном правонарушении.
Податель жалобы указывает на отсутствие в действиях Общества состава вмененного правонарушения. Также ссылается на необходимость снижения размера штрафа, так как Общество является субъектом малого предпринимательства.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в Едином государственном реестре юридических лиц ООО "ДракарСтрой" зарегистрировано за N 1141001002042 (л.д. 51-57).
ООО "ДракарСтрой" имеет действующую лицензию на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений от 16 июня 2014 года N Л014-00101-77/00132953 (номер регистрации лицензии: 100-06-2014-005716) (л.д. 49). Сведения о лицензии размещены в реестре лицензий по ссылке: https://digital.mchs. gov.ru/fgpn/license?search=1001280881.
Виды работ, выполняемые в составе лицензируемого вида деятельности, включают в том числе:
1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
2. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
3. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
4. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
5. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
6. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах;
7. Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций;
8. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, в том числе фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов;
9. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
В период с 11 марта 2025 года по 13 марта 2025 года на основании решения начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Кондопожскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Карелия (далее - отдел) Егорова А.В. от 03.03.2025 N 2503/000-10/15-П//РВП (л.д. 16-17) сотрудниками отдела проведена плановая выездная проверка в отношении Государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Республики Карелия "Психоневрологический интернат "Черемушки", осуществляющего деятельность на объектах контроля, расположенных по адресу: Республика Карелия, Кондопожский район, с. Кончезеро, ул. Лечебная, д. 1 (далее - Объект). Проверка проведена в соответствии с планом контрольных (надзорных) мероприятий на 2025 год.
В ходе проверки, проведенной с участием специалистов федерального государственного бюджетного учреждения федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория" по Республике Карелия (далее - ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Республике Карелия) установлены нарушения требований пожарной безопасности, свидетельствующие о нахождении СПС и СОУЭ Объекта в неисправном состоянии, а именно:
1. Не произошло срабатывание СПС от дымового пожарного извещателя в коридоре 2-го этажа спального корпуса N 1. Сигнал на ППКУП не поступил, запуска СОУЭ не произошло (СПС - неисправна), что является нарушением пункта 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 (далее - Правила противопожарного режима);
2. В части помещений звуковые сигналы СОУЭ не обеспечивают уровень звука не менее чем на 15 дБА выше допустимого уровня звука постоянного шума в защищаемых помещениях. Спальный корпус N 1: кабинет директора, кабинет заместителя по ГО и ВКБ, приемная - 39-59 дБА при необходимом уровне звука 65 дБА. Спальный корпус N 2: комната 4 - 50 дБА при необходимом уровне звука 55 дБА. Здание столовой: кабинет начальника столовой - 50 дБА при необходимом уровне звука 65 дБА. В общежитии (корпус N 4): комнаты 13-53 дБА при необходимом уровне звука 55 дБА, что является нарушением пункт 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), пунктов 4.2, 4.8 "СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", утвержденных Приказом МЧС России от 25 марта 2009 года N 173 (далее - СП 3.13130.2009).
Результаты проверки отражены в акте от 13.03.2025 N 2503/000-10/15-П/АВП (л.д. 19-23).
В ходе проверки установлено, что техническое обслуживание СПС и СОУЭ в здании Государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Республики Карелия "Психоневрологический интернат "Черемушки" на основании договора от 04.02.2025 N 112 (далее - Договор) с 01.01.2025 осуществляет ООО "ДракарСтрой" (л.д. 47-48). В соответствии с пунктом 2.1.1 Договора исполнитель обязуется выполнять работы по техническому обслуживанию оборудования, которые включают: выполнение регламентных работ, указанных в технической документации на оборудование; выполнение регламентных работ, предусмотренных действующими нормами и правилами.
По данному факту 06 мая 2025 года должностным лицом Главного управления МЧС России по Республике Карелия был составлен протокол N 2505-10-000-00099/6/1 об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в отношении ООО "ДракарСтрой" (л.д. 10-13).
Административный орган на основании статьи 23.1 КоАП РФ обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения, не установил нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, в связи с чем привлек Общество к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Часть 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно пункту 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В силу статьи 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) к работам и услугам в области пожарной безопасности относятся, в том числе монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем и средств противопожарной защиты.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ (далее - Закон N 99-ФЗ) установлено, что под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа; пунктом 7 указанной статьи - под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Частью 1 статьи 8 Закона N 99-ФЗ предусмотрено, что лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Порядок лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определен Положением о лицензировании, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 N 1128 (далее - Положения о лицензировании).
Лицензируемая деятельность включает в себя выполнение работ и оказание услуг согласно перечню работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, предусмотренному приложением к настоящему Положению (пункт 3 Положения о лицензировании).
Подпунктом "д" пункта 4 Положения о лицензировании установлено, что лицензионными требованиями при осуществлении лицензируемой деятельности является выполнение лицензиатом требований к работам (услугам), составляющим лицензируемую деятельность, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу статьи 20 Закона о пожарной безопасности нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, пунктом 54 которых предусмотрено, что руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты. При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется, в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем.
К выполнению работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения привлекаются организации или индивидуальные предприниматели, имеющие специальное разрешение, если его наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Под техническим обслуживанием и ремонтом согласно ГОСТ 18322-2016 "Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения", введенного в действие Приказом Росстандарта 28.03.2017 N 186-ст, устанавливающего термины и определения основных понятий в области технического обслуживания и ремонта техники и распространяющегося на объекты технического обслуживания и ремонта, понимаются:
техническое обслуживание, ТО: комплекс технологических операций и организационных действий по поддержанию работоспособности или исправности объекта при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании;
ремонт: комплекс технологических операций и организационных действий по восстановлению работоспособности, исправности и ресурса объекта и/или его составных частей. (Примечание - ремонт включает операции локализации, диагностирования, устранения неисправности и контроль функционирования).
При этом согласно примечанию 2 пункта 15 ГОСТ Р 27.102-2021 "Надежность в технике. Надежность объекта. Термины и определения", утвержденного Приказом Росстандарта от 08.10.2021 N 1104-ст исправный объект всегда работоспособен, неисправный объект может быть как работоспособным, так и неработоспособным. Работоспособный объект может быть исправен и неисправен, неработоспособный объект всегда неисправен.
Требования к проектированию, монтажу, приемке и вводе в эксплуатацию, эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту СПС, а также требования к методам испытаний СПС на работоспособность установлены национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 59638-2021 "Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность", утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 августа 2021 г. N 791-ст (далее - ГОСТ Р 59638-2021).
В соответствии с пунктом 6.4.1 ГОСТ Р 59638-2021, работы по ТО должны осуществляться юридическими или физическими лицами, уполномоченными на проведение данного вида работ в соответствии с действующим законодательством.
Требования к проектированию, монтажу, эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и методам испытаний на работоспособность СОУЭ установлены национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 59639-2021 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность", утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 августа 2021 года N 792-ст (далее - ГОСТ Р 59639-2021).
Согласно пункту 6.4.1 ГОСТ Р 59639-2021 техническое обслуживание и ремонт СОУЭ осуществляются организациями или индивидуальными предпринимателями, имеющими специальное разрешение, если его наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации.
С учетом изложенного, ООО "ДракарСтрой" является организацией, имеющей специальное разрешение (лицензию), которая, согласно договору приняло на себя обязательство по техническому обслуживанию системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре на Объекте - в зданиях ГБСУ СО "ПНИ "Черемушки", расположенных по адресу: Республика Карелия, Кондопожский район, с. Кончезеро, ул. Лечебная, д. 1, в целях обеспечения исправного состояния указанных систем.
Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) является нормативным правовым актом, устанавливающим минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона N 123-ФЗ, положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при:
1) проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты;
2) разработке, принятии, применении и исполнении технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности;
3) разработке технической документации на объекты защиты.
Свод правил СП 6.13130.2021 "Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности", утвержденный Приказом МЧС России от 06.04.2021 N 200, Свод правил СП 3.13130.2009, утвержденный Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 173, Свод правил СП 484.1311500.2020 "Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования", утвержденный Приказом МЧС России от 31.07.2020 N 582 включены в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Закона N 123-ФЗ и являются нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно заключению ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Республике Карелия от 14.03.2025 N 31 по результатам испытаний (л.д. 28-35), СПС и СОУЭ в зданиях ГБСУ СО "ПНИ "Черемушки" по адресу: Республика Карелия, Кондопожский район, с. Кончезеро, ул. Лечебная, д. 1, находятся в неисправном состоянии (не соответствуют требованиям пожарной безопасности).
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно установлено, что лицензиатом - ООО "ДракарСтрой" при осуществлении лицензируемой деятельности - выполнении работ (предоставлении услуг) по техническому обслуживанию СПС и СОУЭ на Объекте - в зданиях ГБСУ СО "ПНИ "Черемушки" по адресу: Республика Карелия, Кондопожский район, с. Кончезеро, ул. Лечебная, д. 1, нарушены требования частей 1, 2 статьи 8 Закона N 99-ФЗ, подпункта "д" пункта 4 Положения о лицензировании, а именно: не выполнены требования к работам (услугам), составляющим лицензируемую деятельность, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
С учетом изложенного является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что ООО "ДракарСтрой" осуществляет предпринимательскую деятельность с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), за что предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Доводы Общества судом первой инстанции правомерно отклонены как основанные на неверном толковании норм права и противоречащие фактическим обстоятельствам дела.
При надлежащем техническом обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности на объекте охраны обслуживаемые системы должны были постоянно находиться в исправном состоянии, а имевшиеся при принятии на обслуживание объекта охраны недостатки в смонтированных системах подлежали немедленному устранению, как препятствующие сохранению пожарной безопасности объекта охраны и создающие возможность нарушения работоспособности систем.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Материалами дела подтверждены событие административного правонарушения - осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), факт совершения правонарушения Обществом и основания для составления протокола об административном правонарушении.
Таким образом, следует согласиться с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении Общества, которые привели бы к нарушению прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности, не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела судом первой инстанции не истек.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения Общества от административной ответственности в связи с малозначительностью деяния судом не установлено.
С учетом характера совершенного правонарушения, обстоятельств дела оснований для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ также не имеется.
Суд первой инстанции назначил Обществу административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Вместе с тем, при назначении административного наказания судом первой инстанции не учтено, что Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности, введена в действие с 06.04.2022 статья 4.1.2 КоАП РФ, устанавливающая особенности назначения наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям.
Согласно части 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
2. В случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.
В рассматриваемом случае Общество включено в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 01.08.2016 (категория: микропредприятие). Данную информацию Общество представило в материалы дела в суде первой инстанции.
Санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Таким образом, к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению положения части 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ и с учетом положений части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ наказание должно быть назначено Обществу в размере от 15 000 руб. до 20 000 руб.
Между тем, суд первой инстанции при вынесении обжалуемого решения назначил административное наказание без учета положений части 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание положения частей 1, 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции считает необходимым снизить размер назначенного Обществу административного штрафа до 15 000 руб., исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела.
По мнению суда апелляционной инстанции, наказание в указанном размере отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит изменению в части установления размера штрафной санкции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 09 июня 2025 года по делу N А26-3530/2025 изменить в части назначенного обществу с ограниченной ответственностью "ДракарСтрой" наказания, снизив размер административного штрафа до 15 000 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.И.ПРОТАС
Судьи
М.И.ДЕНИСЮК
Т.Ю.ПЕТРОВА