Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 29.09.2025 по 01.11.2025) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 26.09.2025 N 16-4310/2025 (УИД 39RS0007-01-2024-000740-56)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.

Постановление Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 26.09.2025 N 16-4310/2025 (УИД 39RS0007-01-2024-000740-56)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.


Содержание

Поскольку решением Багратионовского районного суда Калининградской области от 07 августа 2024 года постановление заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Багратионовскому, Ладушкинскому и Мамоновскому городским округам управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Калининградской области - главного государственного инспектора Багратионовского, Ладушкинского и Мамоновского городских округов по пожарному надзору от 14.05.2024 изменено, назначен административный штраф в размере 200 000 рублей, то в установленный ч. 1.3 - 3 ст. 32.2 КоАП РФ срок льготная (в половинном размере) уплата административного штрафа подлежала в сумме, исчисляемой от 200 000 рублей (назначенной решением районного суда от 07 августа 2024 года), что не исключает возможность возврата переплаты (при наличии), а потому права администрации муниципального образования "Ладушкинский городской округ" в этой части не являются нарушенными

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 сентября 2025 г. N 16-4310/2025
Дело N 12-45/2024
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Цой А.А., рассмотрев жалобу Главы администрации муниципального образования "Ладушкинский городской округ" М. на вступившие в законную силу решение судьи Багратионовского районного суда Калининградской области от 7 августа 2024 года N 12-45/2024 и решение судьи Калининградского областного суда от 08 октября 2024 года N 7А-241/2024, вынесенные в отношении администрации муниципального образования "Ладушкинский городской округ" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
установил:
постановлением начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Багратионовскому, Ладушкинскому и Мамоновскому городским округам управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Калининградской области - главного государственного инспектора Багратионовского, Ладушкинского и Мамоновского городских округов по пожарному надзору от 14.05.2024 администрация муниципального образования "Ладушкинский городской округ" признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Решением Багратионовского районного суда Калининградской области от 07 августа 2024 года постановление заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Багратионовскому, Ладушкинскому и Мамоновскому городским округам управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Калининградской области - главного государственного инспектора Багратионовского, Ладушкинского и Мамоновского городских округов по пожарному надзору от 14.05.2024 года, которым администрация муниципального образования "Ладушкинский городской округ" признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменено, назначено администрации муниципального образования "Ладушкинский городской округ" административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением судьи Калининградского областного суда от 08 октября 2024 года постановление заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Багратионовскому, Ладушкинскому и Мамоновскому городским округам управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Калининградской области - главного государственного инспектора Багратионовского, Ладушкинского и Мамоновского городских округов по пожарному надзору от 14.05.2024 года и решение Багратионовского районного суда Калининградской области от 07 августа 2024 года изменены, исключено указание на нарушение пункта 67 Правил противопожарного режима - на земельных участках, расположенных в границах населенного пункта, не произведен покос травы (участок с кадастровым номером N), а также на нарушение пункта 414 Правил противопожарного режима - паспорта населенных пунктов подверженных угрозе лесных и других ландшафтных (природных) пожаров, содержат недостоверную информацию, не соответствующую фактической обстановке обеспечения пожарной безопасности на закрепленной территории.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, администрация муниципального образования "Ладушкинский городской округ" просит решение судьи изменить в части назначенного административного наказания, заменив назначенное наказание в виде административного штрафа на предупреждение с учетом применения положений ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении, доводов жалобы приводит к следующим выводам.
Частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, совершенное в условиях особого противопожарного режима.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; особый противопожарный режим представляет собой дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.
В этой же статье закреплено понятие особого противопожарного режима как дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.
Согласно статье 30 Федерального закона N 69-ФЗ особый противопожарный режим может устанавливаться в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях.
На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в соответствии с исполнением протокола оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу "О дополнительных мерах по предотвращению и ликвидации паводков и природных пожаров в 2024 году" от 07.02.2024, утвержденного Президентом Российской Федерации от 15.02.2024 N Пр-273, а именно контроля за обеспечением первичных мер пожарной безопасности в подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров населенных пунктах, перечень которых утвержден приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области от 05.04.2024 года N 30 "Об утверждении перечня населенных пунктов Калининградской области, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, на 2024 год и перечня территорий организаций отдыха детей и их оздоровления, территорий садоводства или огородничества, подверженных угрозе лесных пожаров, на 2024 год" административным органом проведена внеплановая выездная проверка администрации муниципального образования "Ладушкинский городской округ" по адресам: <адрес> Ладушкинского городского округа.
По результатам проверки составлен акт проверки соблюдения требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ N, а также предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ N-В/ПВП.
В результате внеплановой выездной проверки установлены следующие нарушения администрацией муниципального образования требований пожарной безопасности (с учетом решения судьи Калининградского областного суда от 08 октября 2024 года):
- отсутствие организации оповещения населения о пожаре в <адрес> в нарушение абз. 5 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";
не организация информирования населения мерам пожарной безопасности, в том числе на интернет-порталах, печатных СМИ, а также путем изготовления и установки в местах с массовым пребыванием людей стендов и щитов на противопожарную тематику в нарушение абз. 8 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";
не применение мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы в нарушение абз. 2 ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";
отсутствие вокруг территории населенных пунктов <адрес> (по периметру в границах населенных пунктов) <данные изъяты> в нарушение ст. 21 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", п. 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479;
наличие на территории <адрес> <данные изъяты> в соответствии с актом проверки работоспособности по <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес> в нарушение ч. 1 ст. 68 Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008 года "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
в населенных пунктах: <адрес> территория общего пользования <данные изъяты> в нарушение абз. 4 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";
<данные изъяты> в <адрес> в районе <адрес> при застройке зданиями высотой 3 этажа и выше в нарушение ч. 1 ст. 68 Федерального закона N 123-ФЗ.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 27.02.2024 N 72 пожароопасный сезон на землях лесного фонда на территории Калининградской области установлен с 01 03.2024.
С доводом автора жалобы о том, что названный приказ не распространяется на территории, относящиеся к населенным пунктам, согласиться нельзя, поскольку приказ от 27.02.2024 N 72 надлежит толковать не изолировано, а во взаимосвязи с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области от 05.04.2024 года N 30 "Об утверждении перечня населенных пунктов Калининградской области, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, на 2024 год и перечня территорий организаций отдыха детей и их оздоровления, территорий садоводства или огородничества, подверженных угрозе лесных пожаров, на 2024 год".
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении, актом внеплановой выездной проверки и иными материалами дела, которые оценены по правилам ст. 26.11 КоАП РФ на предмет допустимости, достоверности, а в совокупности - достаточности для разрешения дела об административном правонарушении.
Представленные в материалы дела доказательства, подтверждающие события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, отвечают требованиям ст. 26.2 КоАП РФ.
Оснований сомневаться в законности получения доказательств, достоверности указанных в них сведений, а также правильности выводов об отнесении выявленных нарушений к деятельности администрации муниципального образования "Ладушкинский городской округ" не усматривается.
Выводы, связанные с оценкой доказательств, приведенные в обжалуемых постановлении и судебных актах сомнений не вызывают.
Доводы, аналогичные приведенным в настоящей жалобе, являлись предметом проверки в ходе производства по делу, обоснованно отвергнуты в обжалуемых актах и не ставят под сомнение наличие в деянии юридического лица объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, с учетом отсутствия доказательств, свидетельствующих о том, что администрация муниципального образования "Ладушкинский городской округ" приняла необходимые меры, направленные на недопущение нарушения действующего законодательства вышеуказанной сфере правоотношений.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у администрации муниципального образования "Ладушкинский городской округ" имелась возможность для соблюдения противопожарных требований, за нарушение которых ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но ей не были приняты все зависящие от нее меры по их соблюдению, администрация муниципального образования не обеспечило ту степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей, установленных требованиями законодательства.
Протокол об административном правонарушении составлен 02.05.2024 с участием защитника уполномоченным должностным лицом. Его содержание и оформление соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, сведения, необходимые для правильного разрешения дела в протоколе отражены.
Вопреки доводам автора жалобы, протокол об административном правонарушении составлен правомерно в связи с обнаружением административного правонарушения, выявленного по результатам внеплановой выездной проверки.
Само по себе то, что по результатам внеплановой выездной проверки было вынесено предписание об устранении нарушений требований противопожарного законодательства, препятствием для составления протокола об административном правонарушении не является, поскольку событие административного правонарушения, вмененное администрации муниципального образования не связано с неисполнением предписания. Кроме того, автор жалобы не учитывает положения ч. 1 ст. 28.2, ч. 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ, согласно которым протокол об административном правонарушении составляется по общему правилу немедленно после выявления совершенного административного правонарушения; дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), при наличии одного из предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи поводов к возбуждению дела может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки и оформления их результатов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.2 - 3.8 настоящей статьи и статьей 28.6 настоящего Кодекса.
В остальном доводы, изложенные в жалобе, не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу актов, поскольку направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, они не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу обжалуемых судебных решений.
Принцип презумпции невиновности при рассмотрении дела об административном правонарушении не нарушен. Неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ должны толковаться в пользу привлеченного к административной ответственности юридического лица, не усматривается.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Постановление о привлечении администрации муниципального образования "Ладушкинский городской округ" к административной ответственности ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Порядок привлечения к административной ответственности соблюден.
Административное наказание (с учетом решения Багратионовского районного суда Калининградской области от 07 августа 2024 года) назначено с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, с соблюдением требований ст. 3.1, ст. 3.5, ч. 3.2, ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, принимая во внимание сведения, связанные с наличием исключительных обстоятельств, финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, - в минимальном размере и является соразмерным содеянному.
Оснований для применения при назначении наказания положений ст. 4.1.1 КоАП РФ не имеется, поскольку необходимым условием для их применения является отсутствие возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде. Вмененное административное правонарушение не свидетельствует об отсутствии возникновения такой угрозы.
Поскольку административный штраф назначен в минимальном размере, наличие смягчающих административную ответственность обстоятельств, на наличии которых настаивает автор жалобы, на исход дела не повлияло.
При рассмотрении жалоб на постановления должностного лица, впоследствии на решение судьи районного суда с доводами, аналогичными изложенным в рассматриваемой жалобе, судьями судебных инстанций дело проверено в полном объеме в соответствии со ст. 26.1, ч. 3 ст. 30.6, ч. 3 ст. 30.9 КоАП РФ, в судебных решениях дана правовая оценка доводам заявителя и приведены мотивы, по которым судьи судебных инстанций пришли к выводу о законности и обоснованности привлечения администрации муниципального образования "Ладушкинский городской округ" к административной ответственности и отсутствии оснований для прекращения производства по делу, при этом было изменено постановление о назначении административного наказания, уменьшен вдвое размер административного штрафа, исключено из описания события административного правонарушения указание на нарушение отдельных обязательных требований.
Оснований ставить под сомнение законность и обоснованность выводов судей нижестоящих судебных инстанций не имеется.
Само по себе несогласие привлекаемого к административной ответственности лица с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм КоАП РФ и положений действующего законодательства, относимых к рассматриваемой ситуации, не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права или предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку решением Багратионовского районного суда Калининградской области от 07 августа 2024 года постановление заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Багратионовскому, Ладушкинскому и Мамоновскому городским округам управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Калининградской области - главного государственного инспектора Багратионовского, Ладушкинского и Мамоновского городских округов по пожарному надзору от 14.05.2024 изменено, назначен административный штраф в размере 200 000 рублей, то в установленный ч. 1.3 - 3 ст. 32.2 КоАП РФ срок льготная (в половинном размере) уплата административного штрафа подлежала в сумме, исчисляемой от 200 000 рублей (назначенной решением районного суда от 07 августа 2024 года), что не исключает возможность возврата переплаты (при наличии), а потому права администрации муниципального образования "Ладушкинский городской округ" в этой части не являются нарушенными.
Обстоятельств, которые в силу п. п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли являться основанием к изменению или отмене обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь ст. 30.13 и ст. 30.17 КоАП РФ, судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Багратионовского районного суда Калининградской области от 7 августа 2024 года N 12-45/2024, решение судьи Калининградского областного суда от 08 октября 2024 года N 7А-241/2024, состоявшиеся в отношении администрации муниципального образования "Ладушкинский городской округ" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Главы администрации муниципального образования "Ладушкинский городской округ" М. - без удовлетворения.
Судья
Третьего кассационного суда
общей юрисдикции
А.А.ЦОЙ