Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 29.09.2025 по 01.11.2025) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20.10.2025 по делу N А33-33108/2023
Требование: Об обязании произвести очистку мест рубок от порубочных остатков.
Решение: Требование удовлетворено в части.

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20.10.2025 по делу N А33-33108/2023
Требование: Об обязании произвести очистку мест рубок от порубочных остатков.
Решение: Требование удовлетворено в части.


Содержание


ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 октября 2025 г. по делу N А33-33108/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2025 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 октября 2025 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Парфентьевой О.Ю.,
судей: Бутиной И.Н., Паюсова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания до перерыва Лизан Т.Е., после перерыва Щекотуровой Я.С.,
при участии: от истца - Краевого государственного казенного учреждения "Лесная охрана": Марынич Л.Г., представителя по доверенности от 01.08.2025 (до и после перерыва),
ответчик - индивидуального предпринимателя Пустоваловой Натальи Александровны (до и после перерыва),
от третьего лица - Краевого государственного бюджетного учреждения "Усольское лесничество": Карповой Т.А., представителя по доверенности от 05.12.2024, свидетельство о заключении брака от 26.06.2015 (до и после перерыва),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Пустоваловой Натальи Александровны (ИНН 245208086695, ОГРНИП 316246800147764) на решение Арбитражного суда Красноярского края от 01 апреля 2025 года по делу N А33-33108/2023,
установил:
краевое государственное казенное учреждение "Лесная охрана" (далее - истец, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к индивидуальному предпринимателю Пустоваловой Наталье Александровне (далее - ответчик, предприниматель) об обязании произвести очистку мест рубок от порубочных остатков в квартале N 63, выделах NN 19, 21, 23, лесосеке N 4, Унжинского участкового лесничества КГБУ "Усольское лесничество" Тасеевского района Красноярского края на площади 0,14 га, в течение 3 месяцев с момента вступления в законную силу судебного решения по настоящему делу.
Определением от 21.11.2023 возбуждено производство по делу N А33-33108/2023, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены министерство лесного хозяйства Красноярского края и Краевое государственное бюджетное учреждение "Усольское лесничество".
КГКУ "Лесная охрана" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к ИП Пустоваловой Н.А. (далее - ответчик) об обязании произвести очистку мест рубок от порубочных остатков в квартале N 172, выделах NN 1, 2, 3, 5 лесосеке N 5 Шумихинского участкового лесничества, КГБУ "Усольское лесничество", Тасеевского района, Красноярского края, на площади 0,67 га и вывезти дровяную древесину в количестве 12 м3.
Определением от 26.12.2023 возбуждено производство по делу N А33-36853/2023, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство лесного хозяйства Красноярского края и Краевое государственное бюджетное учреждение "Усольское лесничество".
Определением от 02.09.2024 дела N А33-36853/2023 и N А33-33108/2023 объединены в одно производство для их совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен N А33-33108/2023.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 01.04.2025 иск удовлетворен в части; ответчик обязан в течение трех месяцев с момента вступления настоящего судебного акта в законную силу осуществить следующие действия: в квартале N 63, выделах NN 19, 21, 23, лесосеке N 4, Унжинского участкового лесничества КГБУ "Усольское лесничество": произвести очистку мест рубок от порубочных остатков на площади 0,14 га; в квартале N 172, выделах NN 1, 2, 3, 5 лесосеке N 5 Шумихинского участкового лесничества, КГБУ "Усольское лесничество": произвести очистку мест рубок от порубочных остатков на площади 0,67 га; в удовлетворении остальной части иска - отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ответчик указал следующее:
- суд применил к спорным правоотношениям приложение 4 "Порядок осмотра лесосеки", утвержденного приказом министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17.01.2022 N 23 "Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки", тогда как необходимо было применять к спорным правоотношениям Приказ Минприроды России от 27.06.2016 N 367, который действовал в период с 10.01.20217 по 31.08.2022;
- суд не исследовал и не дал оценки доводам ответчика о том, что последний не извещался о проведении осмотров; акты осмотра составлены в одностороннем порядке;
- у ответчика, согласно технологической карте, нет обязанности по очистке мест рубок от порубочных остатков. По мнению ответчика, обязанность заключается в складировании порубочных остатков в одном месте;
- факт нарушения срока проведения проверки мест вырубки имеет существенное значение, поскольку за это время может произойти естественное захламление участка ветровалом и буреломом, так же есть вероятность использования лесосеки, на которой завершены работы, иными лесозаготовителями;
- лесные участки находятся в сложном доступном месте (акт патрулирования, докладная лесничего), куда добраться невозможно без техники повышенной проходимости, которая имеется у лесхоза, однако лесхоз препятствовал проведению совместного осмотра.
Истец и КГБУ "Усольское лесничество" представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых поставили под сомнение доводы жалобы, указав, что на ответчике лежит обязанность по приведению арендованного земельного участка в надлежащее состояние, как того требуют положения законодательства и условия договора.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 14.05.2025 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 17.06.2025.
С учетом определений об отложении судебного разбирательства и объявлении перерыва в судебном заседании, в порядке статей 158, 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебное заседание назначено на 06.10.2025.
В судебном заседании ответчик поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе и письменных пояснениях. Просит судебный акт суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель истца поддержал доводы, изложенные в возражениях на жалобу и письменных пояснениях. Просит судебный акт суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель третьего лица поддержал доводы, изложенные в отзыве апелляционной жалобы и письменных пояснениях. Просит судебный акт суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснениями, изложенными в пунктах 14, 15, 16, 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов" путем размещения определения суда о принятии апелляционной жалобы к производству суда, выполненного в форме электронного документа, на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет", явку своих представителей не обеспечили.
На основании изложенного, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие иных лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между министерством лесного хозяйства Красноярского края (далее - министерство) и ИП Пустоваловой Н.А. заключен договор купли-продажи лесного участка от 17.11.2020 N 372/млх (далее - договор), согласно которому министерство передает, а предприниматель принимает лесные насаждения для заготовки древесины, расположенные в Красноярском крае, Тасеевском районе, Усольском лесничестве, Щумихинском участковом лесничестве, квартале N 172, выделы NN 1, 2, 3, 5.
Заготовка древесины предпринимателем производилась согласно договору с 17.11.2020 по 16.11.2021.
В соответствии с приложением 4 "Порядок осмотра лесосеки", утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17.01.2022 N 23 "Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки", 05.09.2022 участковым лесничим Шумихинского участкового лесничества, КГБУ "Усольское лесничество" Губиным В.Н., в отсутствии представителя ИП Пустоваловой Н.А., надлежащим образом уведомленной об осмотре лесосек извещением лесничества от 07.07.2022 N 1426, произведен осмотр; места заготовки древесины в лесосеке N 5, выделах N 1, 2, 3, 5 в квартале N 172, Шумихинского участкового лесничества, КГБУ "Усольское лесничество".
В ходе осмотра места заготовки древесины выявлены факты нарушения требований лесного законодательства, а именно: не очистка мест рубок от порубочных остатков на площади 0,67 га; не вывезена дровяная древесина в количестве 12 м3.
Указанные нарушения зафиксированы в акте осмотра лесосеки от 05.09.2022.
В соответствии с приложением 4 "Порядок осмотра лесосеки", утвержденного приказом министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17.01.2022 N 23 "Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки", 27.06.2022 участковым лесничим Унжинского участкового лесничества, КГБУ "Усольское лесничество" Губиным В.Н. в отсутствии представителя ИП Пустоваловой Н.А., надлежащим образом уведомленной об осмотре лесосек извещением лесничества от 17.05.2022 N 1012, произведен осмотр места заготовки древесины в лесосеке N 4, в выделе N 19, 21, 23, в квартале N 63, Унжинского участкового лесничества, КГБУ "Усольское лесничество".
В ходе осмотра места заготовки древесины выявлены факты нарушений требований лесного законодательства, а именно: неудовлетворительная очистка мест рубок от порубочных остатков на площади 0,14 га. что является нарушением требований подпункта "к" пункта 12 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.12.2020 N 993 "Об утверждении правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Правила заготовки древесины).
Указанные нарушения зафиксированы в акте осмотра лесосеки от 27.06.2022.
Согласно подпункту "к" пункта 12 Правил заготовки древесины, не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков (остатков древесины, образующихся на лесосеке при валке и трелевке (транспортировке) деревьев; а также при очистке стволов от сучьев, включающих вершинные части срубленных деревьев, откомлевки, сучья, хворост).
Согласно подпункту "в" пункта 15 предприниматель обязана соблюдать правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в указанных в статье 23 Лесного Кодекса Российской Федерации лесничествах.
Согласно подпункту "г" пункта 15 договора предприниматель обязана выполнять лесосечные работы в соответствии с технологической картой лесосечных работ.
Согласно подпункту "ж" пункта 15 предприниматель обязана осуществлять выполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков в срок, установленный настоящим договором.
Истец полагает, что поскольку порубочные остатки находились на месте рубки, создавая пожароопасную ситуацию, ответчиком допущено нарушение норм лесного законодательства.
Руководствуясь статьями 8, 307, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, 2, 5, 16, 24, 51, 53, 99, 100 Лесного кодекса Российской Федерации, положения Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Правил пожарной безопасности, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1614 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах", Порядка осмотра лесосеки, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17.01.2022 N 23 "Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки", приказа Минприроды России от 27.06.2016 N 367 "Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки", Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 N 2047, принимая во внимание правовые позиции, изложенные в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.03.2012 N 12505/11, в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2021 N 46, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истцом документально подтверждена обоснованность предъявленных требований и обязал ответчика произвести очистку мест рубок от порубочных остатков в квартале N 63, выделах NN 19, 21, 23, лесосеке N 4, Унжинского участкового лесничества КГБУ "Усольское лесничество" Тасеевского района Красноярского края на площади 0,14 га.
Повторно исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии со статьей 5 Лесного Кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
Из положений пункта 3.1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 02.06.2015 N 12-П следует, что лес в качестве одной из разновидностей природных объектов определяется как естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие спои природные свойства.
В силу двойственности понятия "лес" при регулировании отношений по возмещению вреда в тех случаях, когда лес рассматривается как экосистема, превалирует экологический фактор и проявляются особенности особой экологической ответственности, предполагающей расходы на восстановление всех компонентов экосистемы на поврежденном участке; если же речь идет о лесе как природном ресурсе, то лес рассматривается в качестве экономической категории, а потому в причиненный ущерб включается стоимость утраченных компонентов, что характерно для компенсаторной функции, выполняемой гражданским законодательством.
Согласно абзацу 5 пункта 3.1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 02.06.2015 N 12-П лес как природный ресурс является комплексной экологической системой, состоящей из почв, подземных и наземных источников, объектов растительного и животного мира, находящихся в тесной взаимосвязи, а потому негативное воздействие на отдельные компоненты экологической системы лесов влечет нарушение внутрисистемных связей, нанося тем самым вред экосистеме в целом.
В соответствии со статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 4 Лесного кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (далее - требования лесного законодательства), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 настоящего Кодекса.
В пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" субъектами обращения в суд по делам о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования являются: физические и юридические лица, прокурор, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственный экологический надзор, и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные осуществлять региональный государственный экологический надзор, органы местного самоуправления, а также иные органы в случаях, предусмотренных законом, общественные и иные некоммерческие объединения (их ассоциации, союзы), обладающие статусом юридического лица и осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды (статьи 45 и 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 11, 12, 66 Федерального закона "Об охране окружающей среды").
Согласно пунктам 1.1, 1.3, 1.4 Устава КГКУ "Лесная охрана" является унитарной некоммерческой организацией, созданной Красноярским краем в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства лесного хозяйства Красноярского края в области лесных отношений путем изменения типа существующего краевого государственного бюджетного учреждения в соответствии с Распоряжением Правительства Красноярского края от 28.04.2011 N 287-р "О создании краевых государственных казенных учреждений путем изменения типа существующих краевых государственных бюджетных учреждений".
Учредителем и собственником имущества учреждения является Красноярский край.
Функции и полномочия учредителя от имени Красноярского края осуществляет Министерство лесного хозяйства Красноярского края.
Учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства, компетенция которого определена в разделе 2 устава.
По пункту 1.4 Устава КГКУ "Лесная охрана" для достижения целей своей деятельности вправе, в том числе быть истцом и ответчиком в арбитражном, третейском судах, судах общей юрисдикции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.1 Устава учреждение создано в целях реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий учредителей в области лесных отношений, соблюдения требований лесного законодательства, обеспечения реализации лесохозяйственного регламента, реализации государственных функций в области лесных отношений.
КГКУ "Лесная охрана" создано на основании Распоряжения Правительства Красноярского края от 28.04.2018 N 287-р "О создании краевых государственных бюджетных учреждений" путем изменения типа краевого государственного бюджетного учреждения "Мининское лесничество".
В соответствии с пунктом 2 устава КГКУ "Лесная охрана" предметом деятельности учреждения является надзор за соблюдением требований лесного законодательства органами государственной власти, органами местного самоуправления их должностными лицами, государственными и негосударственными организациями и гражданами, направленными на достижение целей учреждения.
Согласно подпунктам 3, 4 пункта 2.4.1 части 1 устава для достижения указанных целей учреждение осуществляет следующие виды деятельности: предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обращение в суд с требованием об ограничении, приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.
При таких обстоятельствах КГКУ "Лесная охрана" вправе обращаться в арбитражный суд с исками, в том числе об обязании произвести очистку мест рубок от порубочных остатков и вывозу древесины.
Статьей 23.1 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, первичную обработку, хранение древесины в лесу), в результате которых образуется древесина в виде лесоматериалов (хлыстов, обработанных и необработанных сортиментов и иных лесоматериалов).
Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами лесовосстановления и правилами ухода за лесами.
При этом названной статьей под лесосекой понимаются территории, на которых расположены предназначенные для рубки лесные насаждения.
Судом установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что между министерством и ответчиком заключен договор купли-продажи лесных насаждений в целях заготовки древесины.
Договором прямо предусмотрено, что ответчик как покупатель обязан провести работы по очистке лесосек от порубочных остатков в установленный договором срок, а также вывезти древесину одновременно с ее заготовкой.
Как следует из подпункта "з" пункта 12 Приказа Минприроды России от 01.12.2020 N 993 "Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации" (Правила N 993), при заготовке древесины: а) не допускается использование русел рек и ручьев в качестве трасс волоков и лесных дорог; б) не допускается повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв, захламление лесов промышленными и иными отходами за пределами лесосеки на смежных с ними 50-метровых полосах; в) не допускается повреждение дорог, мостов, просек, осушительной сети, дорожных, гидромелиоративных и других сооружений, русел рек и ручьев; г) запрещается оставление завалов (включая срубленные и оставленные на лесосеке деревья) и срубленных зависших деревьев, повреждение или уничтожение подроста, подлежащего сохранению; д) запрещается уничтожение или повреждение граничных, квартальных, лесосечных и других столбов и знаков; е) запрещается рубка и повреждение деревьев, не предназначенных для рубки и подлежащих сохранению в соответствии с настоящими Правилами и лесным законодательством Российской Федерации, в том числе источников обсеменения и плюсовых деревьев; ж) не допускается заготовка древесины по истечении разрешенного срока (включая предоставление отсрочки), а также заготовка древесины после приостановления или прекращения права пользования лесным участком; з) не допускается оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеке; и) не допускается вывозка, трелевка (транспортировка) древесины в места, не предусмотренные проектом освоения лесов или технологической картой лесосечных работ; к) не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков (остатков древесины, образующихся на лесосеке при валке и трелевке (транспортировке) деревьев, а также при очистке стволов от сучьев, включающих вершинные части срубленных деревьев, откомлевки, сучья, хворост); л) не допускается уничтожение верхнего плодородного слоя почвы вне волоков и погрузочных площадок.
В соответствии с приказом Минприроды России от 27.06.2016 N 367 "Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки" (действовавший в период заключения договора) к заключительным лесосечным работам относятся следующие работы: очистка (доочистка) мест рубок от порубочных остатков; снос созданных лесных складов, других строений и сооружений; приведение в состояние, пригодное для использования по назначению, лесных дорог, имевшихся до осуществления лесосечных работ; приведение в надлежащее состояние нарушенных мостов, просек, водотоков, ручьев, рек.
Очистка мест рубок от порубочных остатков должна проводиться одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины. После проведения указанных работ допускается доочистка лесосек.
Очистка мест рубок осуществляется следующими способами: укладкой порубочных остатков на волоки с целью их укрепления и предохранения почвы от сильного уплотнения и повреждения при трелевке; сбором порубочных остатков в кучи и валы с последующим сжиганием их в пожаробезопасный период; сбором порубочных остатков в кучи и валы с оставлением их на месте для перегнивания и для подкормки диких животных в зимний период; разбрасыванием измельченных порубочных остатков в целях улучшения лесорастительных условий; укладкой и оставлением на перегнивание порубочных остатков на месте рубки; вывозом порубочных остатков в места их дальнейшей переработки.
Указанные способы очистки мест рубок при необходимости могут применяться комбинированно.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 N 2047 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах, в соответствии с пунктом 20 которых не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.
В силу пункта 26 Правила санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 N 2047, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
В обоснование требований истец указывает, что очистка лесного участка от порубочных остатков ответчиком не выполнена.
Как указывалось ранее, 05.09.2022 участковым лесничим Шумихинского участкового лесничества, КГБУ "Усольское лесничество" Губиным В.Н., в отсутствии представителя ИП Пустоваловой Н.А., надлежащим образом уведомленной об осмотре лесосек извещением лесничества от 07.07.2022 N 1426, произведен осмотр; места заготовки древесины в лесосеке N 5, выделах N 1, 2, 3, 5 в квартале N 172, Шумихинского участкового лесничества, КГБУ "Усольское лесничество" и выявлены следующие нарушения: не очистка мест рубок от порубочных остатков на площади 0,67 га; не вывезена дровяная древесина в количестве 12 м3.
Указанные нарушения зафиксированы в акте осмотра лесосеки от 05.09.2022.
27.06.2022 участковым лесничим Унжинского участкового лесничества, КГБУ "Усольское лесничество" Губиным В.Н. в отсутствии представителя ИП Пустоваловой Н.А., надлежащим образом уведомленной об осмотре лесосек извещением лесничества от 17.05.2022 N 1012, произведен осмотр места заготовки древесины в лесосеке N 4, в выделе N 19,21,23, в квартале N 63, Унжинского участкового лесничества, КГБУ "Усольское лесничество" и выявлены следующие нарушения: неудовлетворительная очистка мест рубок от порубочных остатков на площади 0,14 га, что является нарушением требований подпункта "к" пункта 12 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.12.2020 N 993 "Об утверждении правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Правила заготовки древесины).
Указанные нарушения зафиксированы в акте осмотра лесосеки от 27.06.2022.
При этом доказательств фактического выполнения работ и принятия их сотрудником лесничества ответчиком в материалы дела на дату вынесения решения не представлено.
В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, предприниматель не отрицала факт невыполнения обязанности по очистке мест рубок от порубочных остатков на площади.
В дополнительных пояснениях ответчик указывает, что заключительные лесосечные работы были им проведены с соблюдением норм и требований законодательства, однако в обоснование своих доводов каких-либо доказательств не представляет.
При этом ответчик указывает, что лесосека была осмотрена участковым лесничим без участия представителя ответчика, акт осмотра лесосеки составлен, подписан, но заказным письмом ответчику направлен не был.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, извещением от 07.07.2022 N 1426 (т. 1 л.д. 117) и от 17.05.2022 N 1012 (т. 1 л.д. 45), ответчик был уведомлен о предстоящих проверках, которые были назначены на 05.09.2022 и на 27.06.2022.
При этом в извещении от 17.05.2022 N 1012 указано, что в случае неявки натурный осмотр будет произведен в одностороннем порядке.
Согласно акту заключительного осмотра лесосеки от 05.09.2022 выявлено, что не произведена очистка мест рубок от порубочных остатков 0,67 га, расстроенный на площади 12,8 га, полнота 0,2-Б. Оставлено не вывезенной дровяной древесины 12 м3. Лесосека не опахана (т. 1 л.д. 119-121).
Сам по себе факт того, что осмотр лесосеки произведен за пределами срока, установленного приказом Минприроды России от 27.06.2016 N 367 "Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки" не имеет правового значения, поскольку, как верно указано судом первой инстанции, двухмесячный срок не является пресекательным и в любом случае не может исключить обязанность ответчика очистить лесосеку.
Ссылаясь на возможность захламления лесосеки другими лесопользователями, ответчик соответствующих доказательств не представил.
Довод ответчика о том, что лесхоз препятствовал проведению совместного осмотра, отклоняется, поскольку не подтверждается материалами дела.
При этом следует отметить, что первоначально нарушения выявлены в сентябре 2022 года, таким образом у ответчика имелось достаточно времени для их устранения и получения доказательств соответствующего устранения.
Ответчик указывает, что осмотры от 19.11.2024 и от 20.11.2024 произведены в снежный период (т. 2 л.д. 84-89).
Из актов от 19.11.2024 и от 20.11.2024 действительно следует, что в день осмотра высота снежного покрова превышала 20 см, в связи с чем провести полноценную оценку на предмет устранения нарушения не представлялось возможным.
Вместе с тем апелляционный суд обращает внимание, что первоначально нарушения были выявлены в сентябре 2022 года, таким образом, у ответчика имелось достаточно времени по их устранению и получению доказательств соответствующего устранения.
Более того, наличие снежного покрова, по мнению суда, затруднят обнаружение нарушений, однако, несмотря на наличие снега, нарушения были повторно зафиксированы (выявлены). Таким образом, данный довод не свидетельствует в пользу ответчика.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что факт нарушения ответчиком лесного законодательства подтвержден.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции материалы дела исследованы полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Оснований для иной оценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Иная оценка заявителем жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба, по изложенным в ней доводам, удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины в размере 10 000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 01 апреля 2025 года по делу N А33-33108/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
О.Ю.ПАРФЕНТЬЕВА
Судьи
И.Н.БУТИНА
В.В.ПАЮСОВ