Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 29.09.2025 по 01.11.2025) // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 01.10.2025 N 16-4958/2025 (УИД 63MS0035-01-2024-004288-12)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ за уклонение от исполнения административного наказания.
Решение: Производство по делу прекращено.
Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 01.10.2025 N 16-4958/2025 (УИД 63MS0035-01-2024-004288-12)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ за уклонение от исполнения административного наказания.
Решение: Производство по делу прекращено.
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 октября 2025 г. N 16-4958/2025
УИД 63MS0035-01-2024-004288-12
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Штейн Э.Г., рассмотрев жалобу старшего инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области ФИО11 на вступившее в законную силу
решение судьи Октябрьского районного суда г. Самары от 5 марта 2025 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ш.,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 35 Октябрьского судебного района г. Самары от 29 ноября 2024 года Ш. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Октябрьского районного суда г. Самары от 5 марта 2025 года вышеуказанное постановление отменено, производство по делу об административном правонарушении в отношении Ш. прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которого вынесено постановление.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, старший инспектор отдела надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области ФИО11 ставит вопрос об отмене
решения судьи Октябрьского районного суда г. Самары от 5 марта 2025 года, вынесенного в отношении Ш. по настоящему делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая его незаконным.
Ш., извещенный в соответствии с требованиями
части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче названной жалобы, не представил в установленный срок возражения на жалобу.
Изучение материалов дела об административном правонарушении, доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В силу
части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный указанным
Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
В соответствии с
частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного
частью 1.1 данной статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных
статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из системного толкования
части 1 статьи 20.25 и
части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что лицо, привлеченное к административной ответственности, обязано в добровольном порядке уплатить административный штраф не позднее шестидесяти дней либо со дня вступления в силу постановления о наложении административного штрафа, либо со дня истечения срока предоставленной отсрочки (рассрочки) исполнения постановления о назначении административного наказания.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения Ш. к административной ответственности, предусмотренной названной выше нормой, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении и постановлении мирового судьи выводы о том, что Ш. не уплатил в установленный законом срок (согласно протоколу об административном правонарушении срок истек 15 июля 2024 года) административный штраф в размере 10 000 рублей, наложенный постановлением N 3 старшего инспектора ОНДиПР по г.о. Тольятти УНДиПР ГУ МЧС России по Самарской области от 29 января 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (постановление должностного лица от 29 января 2024 года вступило в законную силу 15 мая 2024 года (л.д. 14-17)).
При этом мировой судья, отклоняя доводы защитникаШ. о ненадлежащем извещении последнего о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, указал, что последний был извещен о составлении протокола по адресу:<адрес>, где он зарегистрирован по месту пребывания, а соответствующее извещение было получено адресатом.
Отменяя постановление мирового судьи и прекращая производство по данному делу на основании
пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда счел, что при составлении протокола об административном правонарушении должностным лицом административного органа допущено существенное нарушение процессуальных требований
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, повлиявшее на всесторонность, полноту, объективность рассмотрения дела и законность принятых актов, выразившееся в том, что протокол составлен в отсутствие Ш. при том, что он не был надлежащим образом извещен о месте и времени его составления, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие извещение Ш. о месте и времени составления протокола об административном правонарушении по месту его регистрации: <адрес>.
Вместе с тем вывод судьи районного суда и принятое им решение обоснованными признать нельзя.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (
статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со
статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
К числу доказательств по делу по административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при составлении протокола об административном правонарушении.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья данного
Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (
часть 2 статьи 28.2 указанного Кодекса).
В силу
части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (
часть 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Из анализа приведенных выше норм
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие этого лица протокол может быть составлен только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола.
Иное толкование указанных норм означало бы нарушение прав лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении его процессуальных действий.
В соответствии с
частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных
частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Вывод судьи районного суда о ненадлежащем неизвещении лица, привлекаемого к административной ответственности, о месте и времени составления протокола по делу об административном правонарушении нельзя признать состоятельным в силу следующего.
Из материалов дела следует, в том числе по данным, представленным отделом адресно-справочной работы УВМ ГУ МВД России по Самарской области (л.д. 26), Ш. с 22 декабря 2011 года зарегистрирован по адресу: <адрес>; одновременно Ш. с 3 августа 2022 года по 3 августа 2027 года зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>.
Определение должностного лица о назначении времени и места составления протокола об административном правонарушении от 15 июля 2024 года, назначенного на 10 сентября 2024 года, было направлено административным органом Ш. 22 августа 2024 года посредством почтового отправления по адресу:<адрес>, вручено адресату 27 августа 2024 года, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового отправления с идентификационным номером N (л.д. 8,9,10).
Отменяя постановление мирового судьи о привлечении Ш. к административной ответственности, судья районного суда сослался на то, что
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает извещение по месту пребывания и не освобождает привлекаемое лицо от обязанности обеспечивать получение почтовой корреспонденции по адресу места жительства.
С указанным выводом судьи Октябрьского районного суда г. Самары согласиться нельзя.
Согласно
статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации введен в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Как следует из положений
статьи 5 указанного закона регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания производится в срок, не превышающий 90 дней со дня прибытия гражданина в жилое помещение. Регистрация по месту пребывания производится без снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства.
Согласно
части 3 постановления Правительства Российской Федерации N 713 от 17 июля 1995 года "Об утверждений Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" местом пребывания является место, где гражданин временно проживает.
При таких обстоятельствах следует согласиться с доводами заявителя о том, что Ш., зарегистрировавшись по месту пребывания по адресу: <адрес>, на период с 3 августа 2022 года по 3 августа 2027 года тем самым подтвердил, что указанный адрес на вышеприведенный период времени является местом его жительства.
Как следует из положений
статьи 25.15 Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.
Согласно
п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в целях соблюдения установленных
статьей 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку
КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату). Аналогичные требования распространяются и на административный орган, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении.
При этом следует согласиться с доводами, изложенными должностным лицом в жалобе, согласно которым в силу действующих
Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минцифры России N 382 от 17 апреля 2023 года, почтовые отправления доставляются в соответствии с указанными на них адресами или выдаются в объектах почтовой связи, а также иными способами, определенными оператором почтовой связи, при выполнении определенных условий.
Так, вручение простых почтовых отправлений, адресованных до востребования, регистрируемых почтовых отправлений, а также выплата почтовых переводов адресатам (их уполномоченным представителям) осуществляется при условии их идентификации одним из следующих способов:
а) предъявление документа, удостоверяющего личность;
б) использование единой системы идентификации и аутентификации;
в) использование определенного оператором почтовой связи иного способа, обеспечивающего достоверное установление сведений о пользователе услугами почтовой связи, в том числе на основе кодов, паролей с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, а также иных технических устройств.
Следовательно, все документы, отправленные Ш. по месту его регистрации по месту пребывания по адресу: <адрес>, и врученные адресату, доказывают надлежащее уведомление Ш. о времени и месте составления в отношении него протокола об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах вывод судьи районного суда о том, что при составлении протокола об административном правонарушении должностным лицом было допущено нарушение требований
статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в неуведомленииШ. о месте и времени составления протокола надлежащим образом, поскольку уведомление было направлено ему не по адресу его регистрации по месту жительства, с учетом изложенного выше, в том числе того обстоятельства, что извещение было получено адресатом, нельзя признать обоснованным, он сделан без учета фактических обстоятельств дела, надлежащего исследования и оценки имеющихся доказательств.
Должностное лицо административного органа на день составления протокола об административном правонарушении располагало соответствующей информацией о том, что почтовое отправление поступило в место вручения и вручено адресату, то есть Ш., указанные сведения содержались в отчете об отслеживании почтового отправления, находящемся в открытом доступе.
При этом при изложенных обстоятельствах Ш. при изменении фактического места жительства и при убытии с адреса, по которому он был зарегистрирован по месту пребывания, не лишен был возможности добросовестно сообщить об изменении места проживания соответствующим регистрирующим органам, чего сделано Ш. не было, более того, он продолжил получать почтовую корреспонденцию, направленную по месту его действующей регистрации по месту пребывания, тем самым самостоятельно выбрал способ реализации своих процессуальных прав.
Изложенное указывает на то, что должностным лицом административного органа были приняты надлежащие меры к извещению Ш. о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, что свидетельствует о соблюдении требований
статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях об извещении лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах судья Октябрьского районного суда г. Самары необоснованно прекратил производство по делу об административном правонарушении на основании
пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как требования
части 4.1 статьи 28.2 настоящего Кодекса при составлении протокола об административном правонарушении были исполнены.
Делая вывод о том, что извещение о месте и времени составления протокола об административном правонарушении является ненадлежащим, судья районного суда изложенные выше обстоятельства в совокупности не учел, должным образом не исследовал и не дал им оценку.
Вместе с тем согласно требованиям
статей 24.1,
26.1,
26.11,
30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья при разрешении жалобы, протеста, поданных на вступившие в законную силу акты по делу об административном правонарушении, должен проверить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, и заявленные доводы, дать им надлежащую правовую оценку.
Требования указанных норм судья районного суда не выполнил, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, должным образом не проверил.
Такое рассмотрение жалобы, поданной в порядке
статей 30.12 -
30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не отвечает установленным
статьей 24.1 названного кодекса задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Допущенное судьей районного суда нарушение требований
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях носит существенный характер и не позволяет признать вынесенное им 5 марта 2025 года решение законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах
решение судьи Октябрьского районного суда г. Самары от 5 марта 2025 года, вынесенное в отношении Ш. по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене.
При этом подлежит отмене и постановление мирового судьи судебного участка N 35 Октябрьского судебного района г. Самары от 29 ноября 2024 года о привлечении Ш. к административной ответственности, отмененное решением судьи Октябрьского районного суда г. Самары от 5 марта 2025 года, которое в рамках рассмотрения настоящей жалобы признано незаконным, поскольку иное ухудшало бы положение лица, в отношении которого производство по делу об административном правонарушении прекращено.
В настоящее время исключена возможность устранения допущенной ошибки путем возвращения дела на новое рассмотрение, поскольку установленный
частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел срок давности привлечения к административной ответственности истек, возможность возвращения дела на новое рассмотрение и возобновления производства по делу исключена, как и возможность правовой оценки действий Ш. на предмет доказанности состава административного правонарушения.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении на основании
пункта 4 части 2 статьи 30.17 и
пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в
Постановлении от 16 июня 2009 года N 9-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ФИО12, ФИО13 и ФИО14", лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено ввиду истечения сроков давности, считается невиновным, то есть государство, отказываясь от преследования лица за административное правонарушение, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признает, что не имеет оснований для опровержения его невиновности.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 30.13 и
30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу старшего инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области ФИО11 удовлетворить частично.
Постановление мирового судьи судебного участка N 35 Октябрьского судебного района г. Самары от 29 ноября 2024 года и
решение судьи Октябрьского районного суда г. Самары от 5 марта 2025 года, вынесенные в отношении Ш. по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании
пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья
Э.Г.ШТЕЙН