Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 29.09.2025 по 01.11.2025) // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 28.08.2025 N 16-4355/2025 (УИД 86RS0001-01-2024-006725-62)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Удовлетворено.
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 28.08.2025 N 16-4355/2025 (УИД 86RS0001-01-2024-006725-62)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Удовлетворено.
СЕДЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 августа 2025 г. N 16-4355/2025
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Данилкина А.Л.,
рассмотрев жалобу защитника бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Ханты-Мансийская клиническая психоневрологическая больница" Ш. на вступившие в законную силу постановление главного государственного инспектора города Ханты-Мансийска и Ханты-Мансийского района по пожарному надзору, начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы (по г. Ханты-Мансийску и району) управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округе - Югре N 2410-86-015-00015/7/1 от 14 октября 2024 года, решение судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 ноября 2024 года,
решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 февраля 2025 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Ханты-Мансийская клиническая психоневрологическая больница",
установил:
постановлением главного государственного инспектора города Ханты-Мансийска и Ханты-Мансийского района по пожарному надзору, начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы (по г. Ханты-Мансийску и району) управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округе - Югре N 2410-86-015-00015/7/1 от 14 октября 2024 года бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Ханты-Мансийская клиническая психоневрологическая больница" (далее - БУ ХМАО - Югры "Ханты-Мансийская клиническая психоневрологическая больница") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 ноября 2024 года (с учетом определения об исправлении описи от 23 декабря 2024 года) указанное постановление должностного лица изменено в части размера административного штрафа, который на основании
части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях снижен до 150 000 рублей.
Решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 февраля 2025 года постановление главного государственного инспектора города Ханты-Мансийска и Ханты-Мансийского района по пожарному надзору, начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы (по г. Ханты-Мансийску и району) управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округе - Югре N 2410-86-015-00015/7/1 от 14 октября 2024 года и решение судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 ноября 2024 года оставлены без изменения, жалоба защитника БУ ХМАО - Югры "Ханты-Мансийская клиническая психоневрологическая больница" - без удовлетворения
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции защитник БУ ХМАО - Югры "Ханты-Мансийская клиническая психоневрологическая больница" Ш. выражает несогласие с указанными выше постановлением должностного лица и судебными актами, просит их отменить.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В силу
части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 8.32 и
11.16 настоящего Кодекса и
частями 6,
6.1 и
7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
В соответствии со
статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под обязательными требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Федеральным
законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) принятым в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), при этом положения Федерального
закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения, в том числе при эксплуатации объектов защиты.
В силу
части 1 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным
законом, а также одного из указанных в данной части условий, в том числе о выполнении требований пожарной безопасности, содержащихся в нормативных документах по пожарной безопасности.
Согласно
пункту 4.3 СП 3.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", утвержденных Приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 года N 173, в спальных помещениях звуковые сигналы СОУЭ должны иметь уровень звука не менее чем на 15 дБА выше уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении, но не менее 70 дБА. Измерения должны проводиться на уровне головы спящего человека.
В соответствии с
пунктом 4.8 СП 3.13130.2009 количество звуковых и речевых пожарных оповещателей, их расстановка и мощность должны обеспечивать уровень звука во всех местах постоянного или временного пребывания людей в соответствии с нормами настоящего
свода правил.
Согласно
пункту 3.1 таблицы 2 раздела 7 СП 3.13130.2009 в психиатрических больницах оповещаются только работники учреждений при помощи специального текста оповещения; такой текст не должен содержать слов, способных вызвать панику.
Как следует из материалов дела, 25 сентября 2024 года в 12 часов 00 минут в отношении контролируемого лица БУ ХМАО - Югры "Ханты-Мансийская клиническая психоневрологическая больница" должностными лицами ОНД и ПР по городу Ханты-Мансийску и району УНД и ПР ГУ МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре проведено контрольное (надзорное) мероприятие - внеплановый инспекционный визит на основании решения начальника ОНД и ПР по городу Ханты-Мансийску и району УНД и ПР ГУ МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 16 сентября 2024 года, согласованный с прокуратурой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 17 сентября 2024 года, о чем законный представитель БУ ХМАО - Югры "Ханты-Мансийская клиническая психоневрологическая больница" уведомлен 24 сентября 2024 года. В результате осмотра, проведенного 24 сентября 2024 года с участием представителя БУ ХМАО - Югры "Ханты-Мансийская клиническая психоневрологическая больница", выявлены нарушения правил пожарной безопасности, предусмотренных частью 1 статьи 6 Технического регламента (Федерального
закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ),
пункта 4.3 СП 3.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", выразившееся в следующем: в палатах N 83 2-го этажа, N 110 1-го этажа (согласно экспликации помещений технического паспорта) значение уровня звуковых сигналов системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре менее 70 дБА (по факту от 63 +/- 2 до 66,6 +/- 2 дБА).
По результатам контрольного (надзорного) мероприятия составлен акт инспекционного визита, в котором зафиксированы выявленные нарушения.
Обстоятельства выявления данных нарушений требований пожарной безопасности послужили основанием для составления в отношении БУ ХМАО - Югры "Ханты-Мансийская клиническая психоневрологическая больница" протокола об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения дела учреждение привлечено к административной ответственности.
Указанные фактические обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждаются совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, которым должностным лицом и нижестоящими судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями
26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приводимые в жалобе доводы об отсутствии вины в совершении административного правонарушения, поскольку больница является закрытым учреждением, в данной больнице при пожаре оповещаются только работники учреждения, эвакуация пациентов осуществляется персоналом больницы, шумовое оповещение в палатах может привести к испугу и паники психических больных, были предметом проверки судей нижестоящих судебных инстанций и обоснованно отклонены, как не исключающие вину юридического в совершении административного правонарушения.
Из системного толкования указанных положений
СП 3.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности" следует, что в спальных помещениях должны быть установлены звуковые сигналы СОУЭ, однако они должны иметь определенный уровень звука и текст оповещения не должен содержать слов, способных вызвать панику. При этом работники учреждения должны иметь возможность быть оповещенными при помощи специального текста оповещения в помещениях лечебного учреждения, в том числе при нахождении их в палатах учреждения.
Доводы жалобы, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, не нашли своего подтверждения материалами дела, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, и не ставят под сомнение наличие в действиях БУ ХМАО - Югры "Ханты-Мансийская клиническая психоневрологическая больница" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Установленные по делу обстоятельства достоверно подтверждены представленными в дело доказательствами, которые были исследованы в ходе рассмотрения дела и получили надлежащую оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам
статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод должностного лица и судебных инстанций о доказанности виновности БУ ХМАО - Югры "Ханты-Мансийская клиническая психоневрологическая больница" в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Несогласие заявителя с изложенными в оспариваемых решениях выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, а также с толкованием судебными инстанциями норм
Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и положений законодательства, регламентирующего рассматриваемые правоотношения, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Порядок и срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности соблюдены.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со
статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уполномоченным должностным лицом, при надлежащем извещении и с участием защитника БУ ХМАО - Югры "Ханты-Мансийская клиническая психоневрологическая больница", которому были разъяснены его права и который выразил несогласие с протоколом. Копия протокола об административном правонарушении была вручена в установленном порядке.
Нарушений процессуальных требований
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допущено, дело рассмотрено уполномоченным должностным лицом. В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении требования
статей 24.1,
26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в
статьях 1.5,
1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом вынесено постановление, в котором содержатся все сведения, предусмотренные
статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Выводы, изложенные в постановлении, мотивированы.
Судьями нижестоящих судебных инстанций дело проверено в соответствии с
частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, всем доводам жалоб дана полная и объективная оценка.
При назначении административного наказания требования
статей 3.1,
3.5,
4.1 -
4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены. Окончательно назначенное наказание, после принятие решения о снижении административного штрафа до размера, менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией нормы, является законным и обоснованным.
Нарушений гарантированных
Конституцией Российской Федерации и
статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, которые в силу
пунктов 2 -
4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых решений, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 30.13 -
30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление главного государственного инспектора города Ханты-Мансийска и Ханты-Мансийского района по пожарному надзору, начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы (по г. Ханты-Мансийску и району) управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округе - Югре N 2410-86-015-00015/7/1 от 14 октября 2024 года, решение судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 ноября 2024 года,
решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 февраля 2025 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Ханты-Мансийская клиническая психоневрологическая больница", оставить без изменения, жалобу защитника учреждения Ш. - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции
А.Л.ДАНИЛКИНА