Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 29.09.2025 по 01.11.2025) // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18.09.2025 N 16-5636/2025 (УИД 89RS0001-01-2024-005288-30)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 6 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18.09.2025 N 16-5636/2025 (УИД 89RS0001-01-2024-005288-30)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 6 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.
СЕДЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 сентября 2025 г. N 16-5636/2025
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Абдрахманова Э.Г., рассмотрев жалобу Н. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Ямало-Ненецкого автономного округа по пожарному надзору - заместителя начальника отдела административной практики и дознания управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округа N 15 от 25 декабря 2024 года,
решение судьи Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 января 2025 года,
решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 марта 2025 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 6 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Н.,
установил:
постановлением государственного инспектора Ямало-Ненецкого автономного округа по пожарному надзору - заместителя начальника отдела административной практики и дознания управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу N 15 от 25 декабря 2024 года, оставленным без изменения
решением судьи Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 января 2025 года и
решением судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 марта 2025 года, Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 6 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Н. выражает несогласие с принятыми по делу постановлением должностного лица и судебными актами, считая их незаконными.
<данные изъяты>, уведомленное в соответствии с требованиями
части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, в установленный срок возражения на жалобу не представило.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с
частью 6 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от девяноста тысяч до ста десяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток; на юридических лиц - от семисот тысяч до восьмисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров
(абзац 2); обязательные требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности
(абзац 4); нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности
(абзац 5).
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом (
часть 1 статьи 38 Федерального закона "О пожарной безопасности").
Требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности содержатся в
Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 1479 от 16 сентября 2020 года (далее - Правила противопожарного режима).
Согласно
подпункту "б" пункта 40 Правил противопожарного режима при эксплуатации газовых приборов запрещается оставлять газовые приборы включенными без присмотра, за исключением газовых приборов, которые могут и (или) должны находиться в круглосуточном режиме работы в соответствии с технической документацией изготовителя.
Основанием для привлечения Н. к административной ответственности, предусмотренной
частью 6 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили изложенные в постановлении должностного лица выводы о том, что 09 ноября 2024 года в ночное время Н., являясь нанимателем жилого помещения - квартиры N <данные изъяты> по договору краткосрочного найма жилого помещения N 24-142КН от 22 апреля 2024 года с Управлением делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа, находясь в указанном помещении (квартире), в нарушение требований
подпункта "б" пункта 40 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479, оставил включенную газовую плиту без присмотра, в результате чего возник пожар, повлекший повреждение принадлежащего <данные изъяты> жилого помещения - стен и потолка на кухне на площади 12 м кв, балкона на площади 3 м кв.
По результатам разрешения жалобы, поданной Н. на постановление должностного лица от 25 декабря 2024 года, судья городского суда с выводами должностного лица согласился, принятое им постановление оставил без изменения.
Судья окружного суда согласился с выводами судьи городского суда.
Однако решения судей нижестоящих инстанций нельзя признать законными по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (
статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии с
частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно
пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным
Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Требования к составлению протокола об административном правонарушении, установленные
статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направлены на обеспечение соблюдения гарантий защиты прав лиц, привлекаемых к административной ответственности.
В силу
статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (
часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В
части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Из приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о месте и времени составления протокола.
Иное толкование указанных норм
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Н. приводит доводы, которые аналогичны ранее заявленным, о том, что протокол об административном правонарушении был составлен в отсутствие Н., что он не был надлежащим образом извещен должностным лицом ГУ МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу о составлении протокола об административном правонарушении, указывая на то, что на момент составления протокола об административном правонарушении 16 декабря 2024 года должностное лицо не обладало сведениями о надлежащем извещении Н.
При пересмотре дела по жалобе Н. судья городского суда пришел к выводу о том, что о времени и месте составления протокола об административном правонарушении Н. извещен надлежащим образом, почтовая корреспонденция ожидала Н. в месте вручения с 11 декабря 2024 года, то есть за пять дней до запланированного процессуального мероприятия, указанного времени было достаточно для получения Н. почтовой корреспонденции.
Судья окружного суда также признал несостоятельными доводы Н. о ненадлежащем извещении о дате и времени составления протокола об административном правонарушении, поскольку пришел к выводам о том, что уведомление о составлении протокола об административном правонарушении направлено Н. по месту его проживания, уведомление не было получено Н. лично, однако 11 декабря 2024 года была неудачная попытка вручения, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N <данные изъяты>, приобщенным к материалам дела.
Вместе с тем, судьями не учтено следующее.
В силу
части 1 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, участники производства по делу об административном правонарушении извещаются или вызываются к судье, в орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телеграммой, телефонограммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и вручение извещения адресату, в том числе путем отправки СМС-сообщения или направления извещения по электронной почте (при согласии лица на получение извещений по указанным им номеру мобильного телефона или адресу электронной почты).
В соответствии с
пунктом 34 Приказа Минцифры России от 17 апреля 2023 года N 382 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи" почтовые отправления федеральных судов и мировых судей субъектов Российской Федерации, содержащих вложения в виде судебных извещений (судебных повесток), копий судебных актов (в том числе определений, решений, постановлений судов), судебных дел (материалов), исполнительных документов) (далее - почтовые отправления разряда "судебное"), а также почтовые отправления, направляемые в ходе производства по делам об административных правонарушениях в соответствии с
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, содержащих вложения в виде извещений (повесток), копий актов (в том числе определений, решений, постановлений по делам об административных правонарушениях), дел (материалов) об административных правонарушениях, исполнительных документов (далее - почтовые отправления разряда "административное") при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 календарных дней.
При исчислении срока хранения почтовых отправлений разряда "судебное" и разряда "административное" день поступления и возврата почтового отправления, а также нерабочие праздничные дни, установленные трудовым законодательством Российской Федерации, не учитываются.
Из материалов дела следует, что Н. по адресу места жительства, указанному в протоколе об административном правонарушении, - <...>, направлено уведомление о дате и времени составления протокола об административном правонарушении, назначенном на 15 часов 00 минут 16 декабря 2024 года, которое согласно данным почтового идентификатора N <данные изъяты>, размещенным на официальном сайте ФГУП "Почта России", принято в отделение связи 09 декабря 2024 года, 11 декабря 2024 года прибыло в место вручения, в этот же день состоялась неудачная попытка вручения, и 18 декабря 2024 года, то есть после составления протокола об административном правонарушении, почтовая корреспонденция была получена адресатом. При этом семидневный срок хранения почтовой корреспонденции на момент составления протокола об административном правонарушении (16 декабря 2024 года), не истек.
Вместе с тем, доводы жалобы Н. об отсутствии доказательств его надлежащего извещения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении судья городского суда фактически не проверил и правовой оценки им не дал, дополнительные сведения, которые бы свидетельствовали о надлежащем извещении Н. о составлении протокола, не истребовал, что свидетельствует о нарушении судьей городского суда требований
статей 24.1,
26.1,
30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судьей окружного суда надлежащая оценка указанным обстоятельствам и доводам жалобы Н. также не дана.
В данном случае судьями нижестоящих инстанций проигнорировано требование
статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающее, что порядок пересмотра не вступивших в законную силу постановлений аналогичен рассмотрению дела по существу и возлагает на судью обязанность проверки обоснованности привлечения лица к административной ответственности с исследованием материалов дела в полном объеме.
Такое рассмотрение жалобы, поданной в порядке
статей 30.1 -
30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не отвечает установленным
статьей 24.1 данного Кодекса задачам производства по делам об административных правонарушениях о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств дела и разрешении его в соответствии с законом.
В соответствии с
пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится одно из следующих решений: об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим
Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Допущенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
С учетом изложенного, принятые по делу судебные акты нельзя признать законными, они подлежат отмене, а дело - возвращению в Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа на новое рассмотрение жалобы Н. на постановление должностного лица от 25 декабря 2024 года.
При новом рассмотрении дела судье городского суда следует учесть изложенное в настоящем постановлении, принять меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела, оценить приведенные в жалобе доводы и материалы дела в порядке, предусмотренном
статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и, правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное решение.
Иные доводы жалобы подлежат оценке и проверке при новом рассмотрении дела.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 30.13 -
30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
решение судьи Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 января 2025 года,
решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 марта 2025 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 6 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Н., отменить.
Возвратить дело на новое рассмотрение в Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа.
Судья
Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции
Э.Г.АБДРАХМАНОВА