Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 29.09.2025 по 01.11.2025) // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 22.08.2025 N 16-4641/2025
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в срок решения органа (организации, должностного лица), на законных основаниях осуществляющего государственный (муниципальный) контроль.
Решение: Удовлетворено.
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 22.08.2025 N 16-4641/2025
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в срок решения органа (организации, должностного лица), на законных основаниях осуществляющего государственный (муниципальный) контроль.
Решение: Удовлетворено.
СЕДЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 августа 2025 г. N 16-4641/2025
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу защитника администрации Малышевского муниципального округа (ранее администрация Малышевского городского округа) Соколова Н.В. на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 3 Асбестовского судебного района Свердловской области от 20 января 2025 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Малышевского муниципального округа,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 3 Асбестовского судебного района Свердловской области от 20 января 2025 года администрация Малышевского муниципального (городского) округа Свердловской области (далее - администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей.
Определением судьи Асбестовского городского суда Свердловской области от 21 февраля 2025 года жалоба защитника на постановление возвращена в связи с пропуском срока обжалования.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Соколов Н.В. выражает несогласие с постановлением, просит о его отмене, прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В силу
части 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что по результатам проведенных проверок в рамках осуществления государственного надзора за реализацией органами государственной власти и органами местного самоуправления полномочий в области пожарной безопасности у контролируемого лица администрации Малышевского городского округа выявлены нарушения обязательных требований, в связи с чем, контролируемому лицу выданы предписания об устранении нарушений N 2404/005-66/15-В/ПВП от 19 апреля 2024 года со сроком исполнения до 31 октября 2024 года, N 2406/005-66/68-В/ПВП от 25 июня 2024 года со сроком исполнения до 31 октября 2024 года.
На основании распоряжения (решения) главного государственного инспектора Асбестовского ГО, Малышевсого ГО, ГО Рефтинский по пожарному надзору от 6 ноября 2024 года N 2411/005-66/131-В/РВП в рамках осуществления государственного надзора за реализацией органами государственной власти и органами местного самоуправления полномочий в области пожарной безопасности в связи с истечением срока исполнения предписаний в отношении администрации Малышевского городского округа проведена внеплановая выездная проверка.
При проведении проверки установлены обстоятельства невыполнения требований предписаний N 2404/005-66/15-В/ПВП от 19 апреля 2024 года, N 2406/005-66/68-В/ПВП от 25 июня 2024 года.
В ходе проверки установлено, что в срок до 31 октября 2024 года не выполнены требования предписания 2404/005-66/15-В/ПВП от 19 апреля 2024 года: в нарушение
пункта 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479),
статей 6,
69,
90 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 8.1.11 СП 4.13130.2020,
пунктов 8.1.3,
8.9,
8.6 СП 4.13130.2013,
пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании",
пункта 8.1 СНиП 21-01-97* на территории пгт. М. в тупиковых проездах по улице: Приозерная (координаты 57.105493, 61.388275) отсутствует площадка для разворота пожарной техники размером не менее чем 15x15 метров.
Также в ходе проверки установлено, что в срок до 31 октября 2024 года не выполнены требования предписания N 2406/005-66/68-В/ПВП от 25 июня 2024 года: в нарушение
пункта 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации вокруг территории населенного пункта пгт. М. органами местного самоуправления, в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенного пункта, подверженного угрозе лесных пожаров и других ландшафтных пожаров не созданы (не обновлены) противопожарные минерализованные полосы шириной менее 10 метров или иные противопожарные барьеры, (документы не представлены);
в нарушение
пункта 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации,
части 3 статьи 4,
подпункта 2 части 1 статьи 6,
статей 62,
68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пунктов 4.1, 5.1 таблицы 1, пунктов 8.5, 8.8, 10.4 СП 8.13130.2020 на территории <...> микрорайон "Зеленый", ул. Восточная, кол. сад N 2, ул. Автомобилистов, ул. Тимирязева, Рефт насосная, ул. Геологов, ул. Горького, ул. Звездная, ул. Маяковского, ул. Осипенко, ул. Приозерная, ул. Солнечная, ул. Свободы, ул. Лермонтова, ул. М., ул. Микрорайон Западный, ул. Пионерская, ул. 8-е Марта, ул. Ленина, ул. Мопра, ул. Советская, ул. Азина, ул. Ветеранов, ул. Гоголя, ул. Декабристов, ул. Культуры, ул. Лесная, Микрорайон Зеленый, ул. Мира, пер. Ветеранов, пер. Мира, ул. Победы, ул. Пушкина, Рыночный проезд, ул. Строителей, ул. Уральская, ул. Февральская, ул. Щорса. 1. 2, 3 переулки Б., ул. 1, 2-я Зеленая, (кроме ул. Лесная, <...> 15, 17, ул. Свободы, <...> 3А, 9А, ул. Автомобилистов, <...>, ул. Геологов, <...> Б.) органами местного самоуправления не созданы для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях систем наружного противопожарного водоснабжения (документы не представлены);
в нарушение
пункта 74 Правил противопожарного режима в Российской Федерации,
статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", приложения 1,
пункта 5* СНиП 2.07.01-89*,
пункта 4.14 СП 4.13130,
статьи 69 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
пункта 6.1.6 СП 4.13130.2009, пункта 5 СНиП П-89-80 фактически здания, сооружения, жилые и садовые дома, хозяйственные постройки, некапитальные, временные сооружения (постройки) в нарушение противопожарных расстояний от зданий, сооружений на территориях городских заселенных пунктов до границ лесных насаждений примыкают или застроены вплотную к лесу, в частности, вдоль ул. Геологов, в части примыкающей к лесным насаждениям;
в нарушение
пункта 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации вокруг территории населенного пункта п. Шамейский, органами местного самоуправления, в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенного пункта, подверженного угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров не созданы (не обновлены) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры (документы не представлены);
в пос. Шамейский в нарушение
пункта 74 Правил противопожарного режима в Российской Федерации,
статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", приложения 1,
пункта 5* СНиП 2.07.01-89*,
пункта 4.14 СП 4.13130,
статьи 69 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
пункта 6.1.6 СП 4.13130.2009, пункта 5 СНиП П-89-80 фактически здания, сооружения, жилые и садовые дома, хозяйственные постройки, некапитальные, временные сооружения (постройки) в нарушение противопожарных расстояний от зданий, сооружений на территориях городских заселенных пунктов до границ лесных насаждений примыкают или застроены вплотную к лесу, в частности, в части примыкающей к лесным насаждениям;
в нарушение
пункта 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации вокруг территории населенного пункта п. Чапаева, органами местного самоуправления в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенного пункта подверженного угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров не созданы (не обновлены) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров, иные противопожарные барьеры (документы не представлены);
в пос. Чапаева в нарушение
пункта 74 Правил противопожарного режима в Российской Федерации,
статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", приложения 1,
пункта 5* СНиП 2.07.01-89*,
пункта 4.14 СП 4.13130,
статьи 69 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
пункта 6.1.6 СП 4.13130.2009, пункта 5 СНиП П-89-80 фактически здания, сооружения, жилые и садовые дома, хозяйственные постройки, некапитальные, временные сооружения (постройки) в нарушение противопожарных расстояний от зданий, сооружений на территориях городских заселенных пунктов до границ лесных насаждений примыкают или застроены вплотную к лесу, в частности, в части примыкающей к лесным насаждениям;
в нарушение
пункта 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации,
части 3 статьи 4,
подпункта 2 части 1 статьи 6,
статей 62,
68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пунктов 4.1, 5.1 таблицы 1, пунктов 8.5, 8.8, 10.4 СП 8.13130.2020 на территории поселка Чапаева органами местного самоуправления не созданы для пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях (документы не представлены);
в нарушение
пункта 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации вокруг территории населенного пункта п. Изумруд органами местного самоуправления в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенного пункта, подверженного угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров не созданы (не обновлены) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры (документы не предоставлены);
в нарушение
пункта 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации,
части 3 статьи 4,
подпункта 2 части 1 статьи 6,
статей 62,
68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пунктов 4.1, 5.1 таблицы 1, пунктов 8.5, 8.8, 10.4 СП 8.13130.2020 на территории поселка Изумруд (ул. 1 Мая, ул. Изумрудная, ул. Клубная, ул. Ключевая 1-я, ул. Ключевая 2-я, ул. Комсомольская, ул. Луговая, пер. 1 Мая, ул. Радужная, ул. Родниковая, ул. Садовая 1-я, ул. Садовая 2-я, ул. Садовая 3-я, ул. Садовая 4-я, ул. Садовая 5-я. ул. Таежная, территория СДТ "Березка", территория СДТ "Солнечный", территория СДТ "Уютный", ул. Артема, ул. Калинина, ул. Крупской, ул. Куйбышева, ул. Свердлова, ул. Чкалова, ул. Шахтерская, ул. Ясная) органами местного самоуправления не созданы для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, (документы не представлены);
в пос. Изумруд в нарушение
пункта 74 Правил противопожарного режима в Российской Федерации,
статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", приложения 1,
пункта 5* СНиП 2.07.01-89*,
пункта 4.14 СП 4.13130,
статьи 69 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
пункта 6.1.6 СП 4.13130.2009, пункта 5 СНиП П-89-80 фактически здания, сооружения, жилые и садовые дома, хозяйственные постройки, некапитальные, временные сооружения (постройки) в нарушение противопожарных расстояний от зданий, сооружений на территориях городских заселенных пунктов до границ лесных насаждений примыкают или застроены вплотную к лесу, в частности, вдоль ул. 1 Мая, ул. Луговая, в части примыкающей к лесным насаждениям;
в нарушение
статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
пункта 10,
части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на территории Малышевского городского округа не созданы условия для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах, не созданы добровольные пожарные формирования, не приняты меры по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы.
Обстоятельства невыполнения администрацией в установленный срок (до 31 октября 2024 года) требований предписаний органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, подтверждены совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, оценив которые в соответствии с требованиями
статей 26.2 и
26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья пришел к обоснованному выводу о виновности администрации в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объективных данных, опровергающих установленные по делу обстоятельства, подателем жалобы не представлено.
Предписания выносились полномочным лицом при наличии для этого законных оснований, адресовались лицу, ответственному за соблюдением требований пожарной безопасности - органу местного самоуправления.
Доводы о том, что администрация не является надлежащим субъектом, несостоятельны.
Ссылки в жалобе на наличие границы с Асбестовским городским округом, установление конкретных границ между данными округами, наличие на границах земель лесного фонда, наличие границы с землями Сухоложского лесничества, утверждение Губернатором области 22 июля 2024 года плана по противодействию лесным пожарам с финансированием мероприятий вдоль указанных границ, не свидетельствуют о наличии обстоятельств, освобождавших орган местного самоуправления от контроля за соблюдением
пункта 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации применительно к территориям населенных пунктов, входящих в Малышевский муниципальный (городской) округ.
Наличие концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения Малышевского муниципального (городского) округа с возложением обязанности по содержанию, ремонту объектов водоснабжения на иное лицо, также не освобождает орган местного самоуправления от соблюдения требований
пункта 75 Правил противопожарного режима, выполнение которого в части обеспечения наличия источников водоснабжения необходимо для целей пожаротушения.
Доводов, которые бы ставили под сомнение законность предписаний, жалоба не содержит.
В силу
части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим
Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы об отсутствии вины, неисполнимости предписаний, являются несостоятельными. Требования предписаний сформулированы в ясной и понятной форме, предоставленный срок является достаточным для их исполнения. Срок исполнения предписания по заявлению администрации не продлялся.
Представленным в материалы дела стороной защиты доказательствам мировой судья дал надлежащую правовую оценку как не свидетельствующим о принятии администрацией всех возможных мер по соблюдению требований предписаний.
Ссылки на отсутствие финансирования, на выполнение действий в сфере обеспечения пожарной безопасности в пределах доведенных денежных средств, не указывают на отсутствие вины и наличие оснований для освобождения администрации от административной ответственности.
Выводы мирового судьи о том, что доказательств принятия администрацией всех зависящих мер для выполнения в установленный срок требований предписания в материалы дела не представлено, являются обоснованными.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, в присутствии защитника, права указанному лицу разъяснены. Протокол содержит надлежащее описание события административного правонарушения, отвечает требованиям
статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Возможность дать объяснения защитнику предоставлена, копия протокола вручена. Существенных недостатков протокол об административном правонарушении не содержит.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении судьями требования
статей 24.1,
26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены, выяснены все обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения настоящего дела. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в
статьях 1.5,
1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся необходимые сведения, предусмотренные
частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены имеющие значение обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Постановление вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного
частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением правил подсудности.
При назначении административного наказания мировым судьей учтены требования
статей 3.1,
3.5,
4.1 -
4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Административное наказание в виде штрафа назначено в минимальном размере административного штрафа, предусмотренного санкцией
части 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым.
Доводы о допущенных при рассмотрении дела нарушениях процессуальных требований
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, связанных с реализацией права на защиту, являются несостоятельными.
О времени и месте рассмотрения дела администрация Малышевского муниципального (городского) округа, ее защитник Соколов Н.В. были извещены надлежащим образом (л.д. 102, 102 оборот).
Действительно, от защитника поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с болезнью. При этом данное ходатайство было рассмотрено, в его удовлетворении было отказано, вынесено мотивированное определение (л.д. 106). Мировым судьей обоснованно отмечено, что неявка защитника администрации лица из-за болезни не препятствовала явке законного представителя юридического лица, направлении им для участия в судебном заседании иного защитника. При таких обстоятельствах, препятствий для рассмотрения дела по существу у мирового судьи не имелось, оснований для отложения рассмотрения дела, учитывая истечение срока давности привлечения к административной ответственности, мировой судья правомерно не усмотрел.
Нарушений гарантированных
Конституцией Российской Федерации и
статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных
статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Таким образом, обстоятельств, которые в силу
пунктов 2 -
4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или безусловную отмену обжалуемого постановления, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 30.13 -
30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 3 Асбестовского судебного района Свердловской области от 20 января 2025 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Малышевского муниципального (городского) округа оставить без изменения, жалобу защитника администрации Малышевского муниципального округа Соколова Н.В. - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции
Ю.С.ЗАРИПОВА