Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 29.09.2025 по 01.11.2025) // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2025 N 15АП-11070/2025 по делу N А53-48019/2024
Требование: Об обязании обеспечить техническое функционирование, обслуживание и содержание пожарных гидрантов, устранить нарушения, выявленные в ходе проверки технического состояния источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных на территории городского поселения.
Решение: Требование удовлетворено в части.
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2025 N 15АП-11070/2025 по делу N А53-48019/2024
Требование: Об обязании обеспечить техническое функционирование, обслуживание и содержание пожарных гидрантов, устранить нарушения, выявленные в ходе проверки технического состояния источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных на территории городского поселения.
Решение: Требование удовлетворено в части.
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 октября 2025 г. N 15АП-11070/2025
Дело N А53-48019/2024
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2025 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 октября 2025 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сороки Я.Л.,
судей Емельянова Д.В., Крахмальной М.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Черни Д.В.,
при участии: от ответчика: представитель Чуркин Д.С. по доверенности от 19.08.2025, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия Ростовской области
"Управление развития систем водоснабжения"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 22.07.2025 по делу N А53-48019/2024
по иску администрации Красносулинского городского поселения
(ИНН 6148555982, ОГРН 1056148019443)
к государственному унитарному предприятию Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" (ИНН 6167110467, ОГРН 1136195001227)
при участии третьего лица Министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области
(ИНН 6163021632)
об обязании обеспечить техническое функционирование, обслуживание и содержание пожарных гидрантов, об устранении нарушений,
установил:
Администрация Красносулинского городского поселения (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с иском к государственному унитарному предприятию Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" (далее - ответчик) об обязании обеспечить техническое функционирование, обслуживание и содержание пожарных гидрантов, устранить нарушения, выявленные в ходе проверки технического состояния источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных на территории Красносулинского городского поселения, а именно:
произвести техническое обслуживание или замену пожарных гидрантов, расположенных по адресу: ул. Комарова, д. 5,ул. Буровая 19 (рядом с ИП Гнутов В.И.), ул. Ленина, 14 (палисадник суда), ул. Парковая, 104. ул. Парковая, 108, пер. Коммунальный, 47, ул. Колхозная 1,ул. Молодежная, произвести установку указателя направление движения к источникам противопожарного водоснабжения по адресам: ул. 50 лег Октября, рядом с домом 22; ул. 50 лет Октября. 10 вход в магазин Лидер: ул. Комарова, д. 5: ул. Буровая (стена завода КБД): ул. Буровая 19 (пересечение дорог): ул. Буровая 19 (рядом с ИИ Гнутов В.И.): ул. Буровая. 12 (стена завода ИП Гнутова В.И); ул. Буровая 5 (в балке); ул. Фурманова 12 (аптека "300"); ул. Чкалова, напротив ворот МБУЗ "РБ"; Октябрьская. 111; ул. Октябрьская. 81; пересечение ул. Октябрьской -пер. Новочеркасский; ул. Парковая, 58; ул. Парковая, 104; ул. Парковая. 84; ул. Парковая, 108; пер. Коммунальный, 47; ул. Галатова, 19; ул. Октябрьская, 24, ул. Мокроусова (между ларьками); ул. Фурманова,7; ул. Кранштадская, 5; ул. Серафимовича, 18; ул. Чкалова, 66; ул. Загородная, 2; ул. Загородная (около детской площадки); ул. Бережного, 149; ул. Бережного-Дружбы (около МБОУ СОШ N 11); ул. Колхозная 1; ул. Абрикосовая-ул. Строителей; ул. Молодежная; ул. Транспортная, 7; ул. Центральная 13; ул. Центральная -ул. Театральная: ул. Центральная, 5; ул. Центральная, светофор; ул. Центральная, тупик пер. Крайний; ул. Центральная б/н, северный вход в ц/с "Золотая рыбка"; ул. Центральная (площадь д/с N 16); ул. Центральная б/н, котельная (напротив 93 ПСЧ); ул. Сулинская, 27.
произвести установку люков по адресам: ул. Буровая 19 (рядом с ИП Гнутов В.И.); ул. Буровая, 12 (стена завода ИП Гнутова В.И.); ул. Буровая 5 (в балке); ул. Фурманова 12 (аптека "300"); ул. Чкалова, напротив ворот МБУЗ "РБ"; ул. Металлургов, 62; ул. Октябрьская, 81; ул. Октябрьская, 111; ул. Парковая, 58; ул. Парковая, 104; ул. Парковая, 84; ул. Галатова, 19; ул. Мокроусова (между ларьками); ул. Чкалова, 66; ул. Загородная (около детской площадки); ул. Транспортная, 7; ул. Центральная -ул. Театральная;
восстановить колодец источников наружного противопожарного водоснабжения по адресу: ул. Парковая, 104. ул. Буровая, 12 (стена завода ИП Гнутов В.И.) (с учетом уточнений иска).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области.
Ходатайство ответчика о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Региональной службы по тарифам Ростовской области судом первой инстанции рассмотрено и отклонено.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 22.07.2025 исковые требования удовлетворены частично. Суд обязал государственное унитарное предприятие Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" в течение 1 месяца с момента вступления решения в законную силу привести в исправное состояние устройства системы пожаротушения (пожарные гидранты) на территории Красносулинского городского поселения, выполнив следующие действия:
произвести техническое обслуживание или замену пожарных гидрантов, расположенных по адресу: ул. Комарова, д. 5,ул. Буровая 19 (рядом с ИП Гнутов В.И.), ул. Ленина, 14 (палисадник суда), ул. Парковая, 104, ул. Парковая, 108, пер. Коммунальный, 47, ул. Колхозная 1, ул. Молодежная;
произвести установку указателя направление движения к источникам противопожарного водоснабжения по адресам: ул. 50 лет Октября, рядом с домом 22; ул. 50 лет Октября, 10 вход в магазин Лидер; ул. Комарова, д. 5; ул. Буровая (стена завода КБД): ул. Буровая 19 (пересечение дорог); ул. Буровая 19 (рядом с ИП Гнутов
В.И.); ул. Буровая, 12 (стена завода ИП Гнутова В.И.); ул. Буровая 5 (в балке); ул. Фурманова 12 (аптека "300"); ул. Чкалова, напротив ворот МБУЗ "РБ"; Октябрьская, 111; ул. Октябрьская, 81; пересечение ул. Октябрьской -пер. Новочеркасский; ул. Парковая, 58; ул. Парковая, 104; ул. Парковая. 84; ул. Парковая, 108; пер. Коммунальный, 47; ул. Галатова, 19; ул. Октябрьская, 24; ул. Мокроусова (между ларьками); ул. Фурманова,7; ул. Кранштадская, 5; ул. Серафимовича, 18; ул. Чкалова, 66; ул. Загородная, 2; ул. Загородная (около детской площадки); ул. Бережного, 149; ул. Бережного-Дружбы (около МБОУ СОШ N 11); ул. Колхозная, 1; ул. Абрикосовая-ул. Строителей; ул. Молодежная; ул. Транспортная, 7; ул. Цетральная 13, ул. Центральная-ул. Театральная; ул. Центральная, 5; ул. Центральная, светофор; ул. Центральная, тупик пер. Крайний: ул. Центральная б/н, северный вход в д/с "Золотая рыбка"; ул. Центральная (площадь д/с N 16); ул. Центральная б/н, котельная (напротив 93 ПСЧ); ул. Сулинская, 27.
произвести установку люков по адресам: ул. Буровая 19 (рядом с ИП Гнутов В.И.); ул. Буровая, 12 (стена завода ИП Гнутова В.И.); ул. Буровая 5 (в балке); ул. Фурманова 12 (аптека "300"); ул. Чкалова, напротив ворот МБУЗ "РБ"; ул. Металлургов, 62; ул. Октябрьская, 81; ул. Октябрьская, 111; ул. Парковая, 58; ул. Парковая, 104; ул. Парковая, 84; ул. Галатова, 19; ул. Мокроусова (между ларьками); ул. Загородная (около детской площадки); ул. Транспортная, 7; ул. Центральная -ул. Театральная.
восстановить колодец источников наружного противопожарного водоснабжения по адресу: ул. Парковая, 104, ул. Буровая, 12 (стена завода ИП Гнутов В.И.).
В остальной части иска отказано.
С государственного унитарного предприятия Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" в доход федерального бюджета взыскано 50 000 рублей государственной пошлины по иску.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке, предусмотренном
главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что создание условий для забора воды в любое время года из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения обязанность, прямо возложенная нормами законодательства на органы местного самоуправления. Пожарные гидранты, установленные на территории Красносулинского городского поселения, не предавались каким-либо документом из муниципальной собственности МО "Красносулинское городское поселение" в государственную собственность Ростовской области, и, соответственно, ответчику на праве хозяйственного ведения не переданы. Администрация Красносулинского поселения не наделена процессуальными полномочиями на обращение в суд с заявленными требованиями.
В отзыве на апелляционную жалобу истец возражал против ее удовлетворения.
В судебном заседании ответчик доводы жалобы поддержал, ответил на вопросы суда.
Иные участники спора, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей не обеспечили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке
статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании Областного закона Ростовской области от 16.12.2022 N 801 -ЗС "О перераспределении отдельных полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами местного самоуправления и органами государственной власти Ростовской области", орган исполнительной власти Ростовской области, уполномоченный на осуществление функций по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, осуществляет полномочия органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения.
Согласно приложению к указанному областному закону, Красносулинское городское поселение входит в перечень муниципальных образований, полномочия которых в сфере водоснабжения и водоотведения подлежат перераспределению.
Распоряжением Правительства Ростовской области от 29.12.2022 г N 1244 "О передаче имущества из муниципальной собственности муниципального образования "Красносулинское городское поселение" Красносулинского района в государственную собственность Ростовской области", утвержден перечень имущества, передаваемый из муниципальной собственности Красносулинского городского поселения в государственную собственность Ростовской области.
Распоряжением Правительства Ростовской области от 21.04.2023 N 19-р/937 утвержден перечень имущества, передаваемого из муниципальной собственности муниципального образования "Красносулинское городское поселение" Красносулинского района в государственную собственность Ростовской области государственному унитарному предприятию Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения".
Согласно Распоряжению от 21.04.2023 N 19-р/937 с 01.01.2023 имущество, указанное в перечне, закреплено за государственным унитарным предприятием Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" на праве хозяйственного ведения.
На территории Красносулинского городского поселения в соответствии с требованиями противопожарной защиты на водопроводных сетях устроены противопожарные гидранты.
В ходе проверки 27.04.2024, произведенной межведомственной комиссией по проведению проверки технического состояния источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных на территории Красносулинского городского поселения, выявлен ряд нарушений: пожарные гидранты требуют проведения технического ремонта или замены; полностью отсутствует колодец, место установки гидранта заполняется дождевой водой, зарастает растительностью, забор воды для нужд пожаротушения невозможен; на колодцах отсутствуют люки.
Истец полагает, что, несмотря на отсутствие в передаточном документе указания на передачу пожарных гидрантов, они, как составная и неотъемлемая часть сетей водоснабжения фактически передана ответчику на праве хозяйственного ведения. В связи с чем, направил в адрес государственного унитарного предприятия Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" письма о принятии мер к проведению мероприятий по устранению выявленных нарушений, а именно, провести техническое обслуживание или замену неисправных пожарных гидрантов.
Уклонение ответчика от выполнения требований по обеспечению надлежащего технического функционирования, обслуживания и содержания в исправном состоянии пожарных гидрантов, расположенных на водопроводных сетях, находящихся на его балансе, послужило основанием для обращения Администрации Красносулинского городского поселения в арбитражный суд с исковым заявлением.
При принятии судебного акта суд первой инстанции руководствовался следующим.
Согласно
статье 294 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Гражданского кодекса Российской Федерации.
Исходя из
пунктов 1,
2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
В соответствии с Распоряжением Правительства Ростовской области от 21.04.2023 N 19-р/937 объекты водоснабжения, водоотведения на праве хозяйственного ведения переданы предприятию.
Согласно передаточным актам ответчику переданы такие объекты как водопроводные сети, колодцы, магистральные водопроводы и разводящие сети водоснабжения, трубопроводы сточных вод, напорные трубопроводы и т.д.
В соответствии со
статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Согласно
статье 3 указанного Федерального закона основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (
часть 2 статьи 62 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").
В силу
части 1 статьи 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся:
1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами;
2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) противопожарные резервуары.
Статьей 126 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что пожарное оборудование (пожарные гидранты, гидрант-колонки, колонки, напорные и всасывающие рукава, стволы, гидроэлеваторы и всасывающие сетки, рукавные разветвления, соединительные головки, ручные пожарные лестницы) должно обеспечивать возможность подачи огнетушащих веществ к месту пожара с требуемым расходом и рабочим давлением, необходимым для тушения пожара в соответствии с тактикой тушения пожаров, а также проникновения личного состава подразделений пожарной охраны в помещения зданий и сооружений.
Пожарные гидранты должны устанавливаться на сетях наружного водопровода и обеспечивать подачу воды для целей пожаротушения (Федерального
закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").
Согласно
Правилам противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" собственник обеспечивает исправное состояние пожарных гидрантов, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, доступность подъезда пожарной техники к пожарным гидрантам в любое время года.
По смыслу
статей 62,
63,
68 и
69 Закона N 123-ФЗ при установке (присоединении) пожарных гидрантов на водопроводных сетях, наряду с обеспечением потребителей коммунальной инфраструктуры качественным водоснабжением, назначением последних охватывается, в том числе необходимость бесперебойной подачи водных ресурсов для обеспечения противопожарной безопасности муниципального образования, а значит тех же конечных потребителей.
Из приведенных законоположений следует вывод о том, что при присоединении пожарных гидрантов к централизованной системе холодного водоснабжения назначением последней охватывается, в том числе использование ее как источника воды, служащей необходимым средством тушения потенциально вероятных пожаров. При этом в целях обеспечения публичных интересов техническая возможность отбора воды для пожаротушения должна быть обеспечена постоянно.
Согласно действующим требованиям СП 8.13130.2020 (
Приказ МЧС России от 30.03.2020 N 225 "Об утверждении свода правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности") гидрант предполагает его закрепленность на установленном месте водопровода, неразрывное соединение со статичным потенциальным источником водоснабжения, что позволяет характеризовать гидранты как составные части сети водоснабжения, не отделимые от нее; в целом такая сеть представляет собой наружный противопожарный водопровод.
В
части 2 статьи 68 Закона N 123-ФЗ установлено, что к наружному противопожарному водоснабжению относятся централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод).
Из материалов дела не следует производство работ по установке спорных пожарных гидрантов администрацией (из владения которой сети выбыли) на водопроводных сетях после их передачи (21.04.2023) из муниципальной собственности в собственность Ростовской области и в хозяйственное ведение предприятию. Техническое состояние гидрантов свидетельствует о длительности их размещения на сетях.
Вопреки доводам ответчика пожарные гидранты на момент их передачи из муниципальной собственности не являлись самостоятельными объектами, а входили в состав водопроводной сети, были связаны общим назначением и использованием, представляя собой противопожарный водопровод. Функционирование указанных объектов отдельно от водопроводной сети (без обеспечения подачи воды) невозможно.
Таким образом, само по себе отсутствие в решениях и распоряжениях собственника, актах приема-передачи указания на пожарные гидранты не опровергает их передачу в собственность Ростовской области, а затем в хозяйственное ведение предприятия в составе единого комплекса пожарной водопроводной сети; иное не было предусмотрено при совершении соответствующей сделки.
Более того, в соответствии с
абзацем 5 пункта 2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 граница эксплуатационной ответственности представляет собой устанавливаемую в договоре линию раздела объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации (обеспечению эксплуатации) этих систем или сетей.
В силу абзаца 4 пункта 2 Правил N 644 границей балансовой принадлежности является линия раздела объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании
Согласно
абзацу 2 пункта 48 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479, руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружного противопожарного водоснабжения, находящегося в зоне эксплуатационной ответственности организации, и организует проведение проверок на водоотдачу не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
На основании подпункта "в" пункта 34 правил N 644 на организацию водопроводно-канализационного хозяйства возложена обязанность обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих организации водопроводно-канализационного хозяйства на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах эксплуатационной ответственности такой организации в соответствии с требованиями нормативно-технических документов.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 34 правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана своевременно ликвидировать аварии и повреждения на централизованных системах холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке и сроки, которые установлены нормативно-технической документацией.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу о том, что обязательства по содержанию в надлежащем техническом состоянии спорных пожарных гидрантов возложены на государственное унитарное предприятие Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения".
Аналогичные выводы изложены в
постановлении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2023 N 16АП-4376/2022 по делу N А63-3461/2022.
Таким образом, суд пришел к выводу о единстве юридической судьбы водопроводных сетей и спорных объектов (гидрантов), руководствуясь также нормами
статей 133,
133.1 и
134 Гражданского кодекса Российской Федерации. Названные законоположения определяют понятие и режим неделимых вещей, сложных вещей и недвижимого комплекса, устанавливая следующее.
Вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части. Замена одних составных частей неделимой вещи другими составными частями не влечет возникновения иной вещи, если при этом существенные свойства вещи сохраняются.
Недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.
Если различные вещи соединены таким образом, который предполагает их использование по общему назначению (сложная вещь), то действие сделки, совершенной по поводу сложной вещи, распространяется на все входящие в нее вещи, поскольку условиями сделки не предусмотрено иное.
Под понятие и правовой режим описанных объектов безусловно подпадает совокупность водопроводных сетей, включающих в себя как необходимый элемент спорные гидранты.
Из описанного следует вывод о владении на специальном вещном праве (праве хозяйственного ведения) со стороны истца как водопроводными сетями в целом, так и спорными объектами как их частью.
По правилам
статьи 294 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу
статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Это бремя корреспондирует и полномочиям, основанным на вторичном вещном праве - праве хозяйственного ведения, на субъекта этого права обязанность содержать имущество возлагается в полной мере.
Как указано выше, межведомственной комиссией при проверке технического состояния источников наружного противопожарного водоснабжения установлено, что всего на территории Красносулинского городского поселения установлено 49 пожарных гидрантов, в исправном состоянии - 41, требуют замены - 8.
В неисправном состоянии, требующем замены находятся пожарные гидранты, расположенные по адресу: ул. Комарова, д. 5,ул. Буровая 19 (рядом с ИП Гнутов В.И.), ул. Ленина, 14 (палисадник суда), ул. Парковая, 104, ул. Парковая, 108, пер. Коммунальный, 47, ул. Колхозная 1, ул. Молодежная.
Следовательно, предприятию надлежит произвести их техническое обслуживание или замену.
При этом, согласно акту от 01.07.2025 комиссией выявлены пожарные гидранты, хоть находящиеся в исправном состоянии, однако в отношении которых выявлены соответствующие нарушения, такие как: нет указателей, нет люка.
Возражая против иска, ответчик указал, что истец требует устранения нарушений, которые в акте не зафиксированы, Так, истец просит произвести установку указателя направление движения к источникам противопожарного водоснабжения по адресу ул. Центральная б/н, северный вход в д/с "Золотая рыбка", вместе с тем такового адресного ориентира, с указанием на отсутствие указателя, в Акте от 01.07.2025 не содержится.
Истец просит произвести установку люков по адресам ул. Парковая, 104, ул. Чкалова, 66. Таких адресных ориентиров, с указанием на отсутствие люка, в Акте от 01.07.2025 не содержится.
При рассмотрении указанных доводов ответчика, суд пришел к следующим выводам.
В п. 46 акта от 01.07.2025 указано, что пожарный гидрант, расположенный по адресу: ул. Сулинская б/н, северный вход д/с "Золотая рыбка" исправен, однако отсутствует указатель. Как пояснил истец, гидрант расположен на углу улиц Сулинской и Центральной.
Суд отмечает, что и в акте от 25.10.2024 и в акте от 01.07.2025 адресный ориентир вышеуказанного гидранта приведен идентично (пункты 46 акта), в указанных осмотрах участвовал представитель ответчика, каких-либо возражений не заявил. Следовательно, у ответчика отсутствует какая-либо неопределенность в идентификации данного гидранта, данный довод носит формальный характер.
При этом суд отмечает, что судом первой инстанции не предопределено содержание указателя направления движения к источникам противопожарного водоснабжения, суд конкретизировал объект путем указания его идентификаторов, согласованных и принятых самими участниками осмотра при идентификации гидрантов. Если заявитель полагает необходимым, то действуя разумно, он не лишен возможности более точной идентификации места расположения гидранта при установке указателя.
Возражения относительно гидранта, расположенного по ул. Парковой, 104 суд также отклонил.
Согласно п. 20 акта от 01.07.2025 пожарный гидрант по ул. Парковая, 104 не исправен, нет указателя, колодец в стадии восстановления. Требования о необходимости установки люка мотивированы, в том числе полностью разрушенным колодцем, что само по себе указывает на невозможность нахождения люка на разрушенном колодце.
Возражения в данной части также формальны, утверждая, что само по себе разрушение колодца не свидетельствует об отсутствии люка, заявитель не был лишен возможности подтвердить данное утверждение, как объективный факт, результатами осмотра. Таких доказательств не представлено.
Само по себе указание судом на восстановление колодца и дополнительно, на установку люка, противоречием не является, носит характер конкретизации не нарушающей прав ответчика.
При этом, согласно акту от 01.07.2025 в отношении пожарного гидранта, расположенного по адресу: ул. Чкалова, 66 указано, что он исправен, но нет указателя (п. 31). Поскольку в акте не установлено отсутствие люка по данному адресу, доводы ответчика в указанной части суд признал обоснованными.
В связи с этим основания для удовлетворения требований об обязании произвести установку люка по адресу ул. Чкалова, 66 отсутствуют.
С учетом изложенного суд пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с
частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 258,
269 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.07.2025 по делу N А53-48019/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" (ИНН 6167110467, ОГРН 1136195001227) в доход федерального бюджета 30 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты его изготовления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Я.Л.СОРОКА
Судьи
Д.В.ЕМЕЛЬЯНОВ
М.П.КРАХМАЛЬНАЯ