Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 29.09.2025 по 01.11.2025) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2025 N 01АП-4735/2025 по делу N А79-5654/2025
Требование: О привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решение: Требование удовлетворено.

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2025 N 01АП-4735/2025 по делу N А79-5654/2025
Требование: О привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решение: Требование удовлетворено.


Содержание


ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 октября 2025 г. по делу N А79-5654/2025
Резолютивная часть постановления объявлена "13" октября 2025 года
Постановление в полном объеме изготовлено "21" октября 2025 года
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Гущиной А.М., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Большаковой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Планета безопасности-НН" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 08.08.2025 по делу N А79-5654/2025, принятое по заявлению Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике - Чувашии о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Планета безопасности-НН" (ОГРН 1155260007902, ИНН 5260411146) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при участии:
от заявителя - не явился, извещен, от ответчика - не явился, извещен
установил:
в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии обратилось Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление) с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Планета безопасности-НН" (далее - Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 08.08.2025 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии привлек Общество к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначил административное наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 руб. (Четыре тысячи рублей).
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 08 августа 2025 года полностью и принять новый судебный акт, в котором в требованиях отказать.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает, что Арбитражным судом Чувашской Республики - Чувашии, при рассмотрении данного заявления, были не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела; суд не дал надлежащую оценку представленным доказательствам, что согласно статье 270 Арбитражного кодекса РФ является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Общество считает, что судом не дана надлежащая оценка представленным документам.
Подробно доводы Общества изложены в апелляционной жалобе. Управление отзыв на апелляционную жалобу в суд не направило.
Представители заявителя и ответчика в судебное заседание не явились, суд располагает сведениями об их надлежащем извещении о дате, времени и месте судебного заседания в порядке ст. 123 АПК РФ, в том числе путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся представителей.
Законность принятого судебного акта, правильность применения судом норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 261, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 14.05.2025 в 15 час. 30 мин. в рамках проведения специалистами федерального государственного бюджетного учреждения "Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория" по Чувашской Республике Чувашии комплексных испытаний работоспособности систем пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на объекте защиты государственного автономного профессионального образовательного учреждения Чувашской Республики "Чебоксарский техникум строительства и городского хозяйства" Министерства образования Чувашской Республики (далее - ГАГТОУ ЧР "ЧТСГХ"), расположенном по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, Московский пр-кт, д. 35, было установлено:
1. уровень звука, создаваемого источниками постоянного шума в помещении совместно с уровнем звука, создаваемого всеми речевыми пожарными оповещателями в части помещений объекта (корпус А: 1 этаж - кухня, 1 этаж - кладовая кухни, подвал - кабинет А007 (архив), подвал - кабинет А008 (архив), подвал - кабинет А011 (архив), подвал - электрощитовая; корпус Б: 1 этаж - кабинет Б102 (кладовая в уч. кабинете), 1 этаж - кабинет Б107 (каменная мастерская, кладовая) на уровне 1,5 метров от пола, не превысил постоянный уровень шума данных помещений на 15 дБА. Количество речевых пожарных оповещателей, их расстановка и мощность не обеспечивают нормативный уровень звука во всех местах постоянного или временного пребывания людей (не выполнены требования п. 4.2, 4.8 СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре", ч. 4 ст. 84 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"), проектной документации, разработанной в 2024 году обществом с ограниченной ответственностью "Лира-Ч" (шифр проекта 30-2022-ИОС5.5 "Проектная документация. Раздел 5. Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений. Подраздел 5. Сети связи");
2. на объекте допускается установка настенных речевых оповещателей на расстоянии менее 150 мм от верхней части настенного речевого оповещателя до потолка (не выполнены требования п. 4.4 СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре");
3. на объекте соединительные линии системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре с речевым оповещением не обеспечены системой автоматического контроля их работоспособности. В помещение с круглосуточным пребыванием дежурного персонала не выведены извещения о неисправности приборов контроля и управления техническими средствами оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (не выполнены требования п. 3.4 СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре");
4. на объекте в помещениях и в коридорах при открытой прокладке кабелей системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре допускается их крепление к основному потолку с шагом крепления более 0,5 метров. При этом проектной документацией не предусмотрена прокладка кабелей и проводов системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в открытом исполнении без применения кабеленесущих систем (кабель-канал, гофрированная труба) (не выполнены требования п. 5.4.16 ГОСТ Р 59639-2021 "Национальный стандарт Российской Федерации. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность", проектной документации, разработанной в 2024 году обществом с ограниченной ответственностью "Лира-Ч" (шифр проекта 30-2022-ИОС5.5 "Проектная документация. Раздел 5. Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений. Подраздел 5. Сети связи");
5. на объекте не предусмотрены мероприятия по обеспечению защиты горизонтальных и вертикальных каналов, предназначенных для прокладки электрокабелей и проводов системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, от распространения пожара. Вместе с этим в местах прохождения кабельных каналов, кабелей и проводов через строительные конструкции с нормируемым пределом огнестойкости не предусмотрены кабельные проходки с пределом огнестойкости не ниже предела огнестойкости данных конструкций (не выполнены требования ч. 7 ст. 82 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 5.4.14, 5.4.15 ГОСТ Р 59639-2021 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность");
6. кабельные линии и электропроводка, системы пожарной сигнализации объекта не обеспечивают сохранность работоспособности в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и полной эвакуации людей в безопасную зону. Не определено время работоспособности кабельных линий и электропроводок в условиях воздействия пожара с учетом выбора кабеленесущих систем и типов креплений. Не предоставлена документация, подтверждающая сохранение работоспособности кабельной линии в условиях пожара (Не выполнены требования ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 5.18 СП 484.1311500.2020 "Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования", п. 6.2, 6.4, 6.5 СП 6.13130.2021 "Системы противопожарной защиты. Электроустановки низковольтные. Требования пожарной безопасности");
7. на объекте допускается совместная прокладка кабельных линий связи систем противопожарной защиты с кабелями питания систем противопожарной защиты и с другими кабелями и проводами в одном коробе (жгуте). В помещении пожарного поста допускается прокладка кольцевой адресной линии связи с кабелями питания систем противопожарной защиты и иными кабелями. Вместе с этим на объекте в помещениях и в коридорах допускается прокладка в одном кабель-канале, гофре, замкнутом канале строительной конструкции кольцевых адресных линий связи системы пожарной сигнализации с кабелями питания системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (не выполнены требования п. 6.6 СП 6.13130.2021 "Системы противопожарной защиты. Электроустановки низковольтные. Требования пожарной безопасности");
8. на объекте в помещении пожарного поста допускается установка приборов, функциональных модулей и ИБЭ системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на высоте более 1,8 метров от пола до их органов управления и индикации. Высота от уровня пола до оперативных органов управления и индикации блока управления и индикации "С2000-БКИ", резервированного источника питания "РИП-12", блока речевого оповещения "Рупор-300" и модульных блоков не соответствует требованиям эргономики и составляет более 1,8 метра (не выполнены требования п. 5.13. СП 484.1311500.2020 "Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования");
9. на объекте в помещениях и в коридорах допускается совместная прокладка кольцевых линий связи СПЗ в одном коробе, трубе, жгуте и замкнутом канале строительной конструкции (не выполнены требования п. 6.8 СП 6.13130.2021 "Системы противопожарной защиты. Электроустановки низковольтные. Требования пожарной безопасности");
10. на объекте не предусмотрены мероприятия по обеспечению защиты горизонтальных и вертикальных каналов, предназначенных для прокладки электрокабелей и проводов систем пожарной сигнализации, от распространения пожара. Вместе с этим в местах прохождения кабельных каналов, кабелей и проводов через строительные конструкции с нормируемым пределом огнестойкости не предусмотрены кабельные проходки с пределом огнестойкости не ниже предела огнестойкости данных конструкций (не выполнены требования ч. 7 ст. 82 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 5.4.7 ГОСТ Р 59638-2021 "Национальный стандарт Российской Федерации. Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность");
11. на объекте в помещениях и в коридорах при открытой прокладке кабелей систем пожарной сигнализации допускается их крепление к основному потолку с шагом крепления более 0,5 метров. При этом проектной документацией не предусмотрена прокладка кабелей и проводов системы пожарной сигнализации в открытом исполнении без применения кабеленесущих систем (кабель-канал, гофрированная труба) (не выполнены требования п. 5.4.8 ГОСТ Р 59638-2021 "Национальный стандарт Российской Федерации. Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность", проектной документации, разработанной в 2024 году обществом с ограниченной ответственностью "Лира-Ч" (шифр проекта 30-2022-ИОС5.5 "Проектная документация. Раздел 5. Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений. Подраздел 5. Сети связи"));
12. на объекте не предусмотрен 20% запас по емкости ППКП и ППУ для подключения дополнительных устройств, который может быть задействован при производстве перепланировок или реконструкции (не выполнены требования п. 5.20 СП 484.1311500.2020 "Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования");
13. на объекте допускается подключение более 512 пожарных извещателей к одному ППКП (пульту контроля и управления "С2000-М"), не имеющему защиту от возникновения системной ошибки (не выполнены требования п. 6.1.5 СП 484.1311500.2020 "Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования");
14. на объекте количество и способ расстановки линейных дымовых пожарных извещателей в помещениях спортивного и актового залов объекта не обеспечивает контроль каждой точки защищаемого помещения не менее чем двумя автоматическими пожарными извещателями для принятия решения о возникновения пожара согласно алгоритму "С" (пункт 6.6.2 СП 484.1311500.2020 "Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования");
15. на объекте количество и способ расстановки точечных дымовых пожарных извещателей в коридорах (фойе) объекта и в кабинетах (раздевалка, столовая, гримерка, кабинет А-104. кабинет А-207, кабинет А-209, библиотека, кабинет А-301, кабинет А-310, кабинет А-307. кабинет А-309, кабинет А-401, кабинет А-408, кабинет А403, кабинет "Мастерская 1,3", кабинет Б-105, кабинет Б-110, кабинет Б-104, кабинет Б-206, кабинет Б-201, кабинет Б-203, не обеспечивает контроль каждой точки защищаемого помещения не менее чем двумя автоматическими пожарными извещателями (не выполнены требования пункт 6.6.2 СП 484.1311500.2020 "Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования");
16. на объекте в помещениях (кабинет А-009, кабинет "Приемная", кабинет "Директора", помещение "Комната отдыха", помещение "Прием посуды" в столовой, помещение "Кладовая" в кухне, помещение "Склад" в подвале) допускается установка пожарных извещателей на расстоянии менее 0,5 метров от стены (перегородок) и выступающих конструкций (высотой более 0,25 метров от уровня перекрытия) (не выполнены требования п. 6.6.36 СП 484.1311500.2020. "Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования");
17. питание электроприемников СПЗ на объекте осуществляется напрямую от ВРУ здания без использования панели питания электрооборудования системы противопожарной защиты или самостоятельного низковольтного комплектного устройства (не выполнены требования раздела 5 СП 6.13130.2021 "Системы противопожарной защиты. Электроустановки низковольтные. Требования пожарной безопасности");
18. на объекте не предусмотрена автоматизация системы пожарной сигнализации с системами общеобменной вентиляции и кондиционирования воздуха. На объекте не предусмотрено автоматическое отключение при пожаре систем общеобменной вентиляции и кондиционирования воздуха (п. 6.24 СП 7.13130.2013 Свод правил "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности");
19. на объекте система пожарной сигнализации не обеспечивает автоматическую разблокировку и открывание ворот, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники (не выполнены требования п. 7.7.3 и 7.7.4 СП 484.1311500.2020 "Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования", п. 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479);
20. выбор и расположения дымовых пожарных извещателей и иных средства обнаружения пожара в защищаемых помещениях не соответствует техническим решениям, принятым в проектной документации. Количество и место установки технических средств не соответствуют план схемам размещения оборудования, установленным графической частью проектной документации. В части помещений объекта отсутствуют подвесные потолки, при этом в проектной документации установлено их наличие и предусмотрена установка пожарных извещателей в пространствах, образованных подвесными потолками (не выполнены требования п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479.
В связи с выявленными нарушениями 21.07.2025 государственным инспектором г. Чебоксары по пожарному надзору - старшим инспектором отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Чебоксары управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Чувашской Республике - Чувашии лейтенантом внутренней службы Козеняшевым Д.А. в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N 2507-21-211-00305/6/1 по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ протокол об административном правонарушении, и иные материалы проверки направлены в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях
Общества состава вмененного правонарушения, не установил нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, в связи, с чем привлек Общество к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначив наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 руб.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Статьей 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности, которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа. Лицензионными требованиями является совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Согласно части 2 статьи 2 Закона N 99-ФЗ задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Согласно подпункту 15 пункта 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
В силу статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), что влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения в области обеспечения соответствия предпринимательской деятельности лицензионным условиям и требований.
Объективная сторона правонарушения состоит в осуществлении предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальной лицензией.
Субъектом данного правонарушения является лицо, осуществляющее подлежащую лицензированию предпринимательскую деятельность с грубым нарушением лицензионных условий и требований.
Согласно примечанию к названной статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Порядок лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений регламентирован Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1128 (далее - Положение).
Согласно пункту 5 данного Положения к грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности относятся нарушения требований, предусмотренных подпунктами "б" и (или) "д" пункта 4 настоящего Положения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 10 статьи 19.2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии с подпунктом "д" пункта 4 Положения лицензионными требованиями при осуществлении лицензируемой деятельности является выполнение лицензиатом требований к работам (услугам), составляющим лицензируемую деятельность, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу части 10 статьи 19.2 Закона N 99-ФЗ исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Как указано в части 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также одного из следующих условий: 1) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона; 2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 3) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; 4) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, который согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; 5) результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что по результатам испытаний систем автоматической противопожарной защиты объекта ГАПОУ ЧР "ЧТСГХ", расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, Московский пр-кт, д. 35, установлено, что система пожарной сигнализации объекта выполнила свои функции не в полном объеме и не соответствует требованиям документов в области пожарной безопасности; система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании не обеспечивает однозначное информирование (оповещение) людей о пожаре в каждой точке защищаемого объекта и не соответствует требованиям документов в области пожарной безопасности.
На рассматриваемом объекте монтаж системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на объекте выполнен согласно проектной документации, разработанной в 2024 году ООО "Лира-Ч" (шифр проекта 30-2022-ИОС5.5 "Проектная документация. Раздел 5. Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений. Подраздел 5. Сети связи").
Монтажные и пусконаладочные работы систем автоматической противопожарной защиты объекта ГАГТОУ ЧР "ЧТСГХ", расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, Московский пр-кт, д. 35, производило ООО "Планета безопасности-НН", имеющее лицензию, регистрационный номер лицензии: 52-06-2015-003167 (Л014-00101-52/00090064), дата предоставления лицензии: 31.07.2015, лицензируемый вид деятельности: Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Довод Общества о том, что перечисленные замечания были допущены на стадии согласования ГАПОУ ЧР "ЧТСГХ" проектно-сметной документации, разработанной лицензированной проектной организацией - ООО "Лира-Ч" судом первой инстанции рассмотрен и правомерно отклонен в виду нижеследующего.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, а также иные содержащие требования пожарной безопасности документы, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований указанного Федерального закона.
Указанный перечень документов утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13.02.2023 N 318 "Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", согласно которому к нормативным документам по пожарной безопасности, в том числе, относятся ГОСТ Р 59639-2021 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность" (далее - ГОСТ Р 59639-2021), ГОСТ Р 596382021 "Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность" (далее - ГОСТ Р 59638-2021).
Согласно пункту 5.1.2 ГОСТ Р 59638-2021 "Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность" монтаж системы пожарной сигнализации необходимо выполнять в соответствии с:
-настоящим стандартом;
-проектной документацией на систему пожарной сигнализации;
-технической документацией изготовителей технических средств пожарной сигнализации в части, не противоречащей настоящему стандарту и проектной документации, а также нормативным документам по проектированию.
На основании пункта 5.2.3 ГОСТ Р 59638-2021 "Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность" при выполнении монтажных работ должны соблюдаться проектные решения причины несоблюдения проектных решений (невозможность выполнения монтажа из-за архитектурных особенностей или иных инженерных систем, а также выявление монтажной организацией нарушений нормативных документов по проектированию) должны быть задокументированы и доведены до заказчика.
В соответствии с пунктом 5.1.1 ГОСТ Р 59639-2021 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность" монтажные, пусконаладочные работы осуществляются организациями или индивидуальными предпринимателями, имеющими специальное разрешение, если его наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Монтажные работы выполняются по проектной документации на систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, содержащей сведения в текстовом и графическом форматах, обеспечивающие реализацию принятых в проектной документации технических решений.
Согласно пункту 5.2.4 ГОСТ Р 59639-2021 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность" при выполнении монтажных работ должны соблюдаться проектные решения. Причины несоблюдения проектных решений (невозможность выполнения монтажа из-за архитектурных особенностей или иных инженерных систем, а также выявление монтажной организацией нарушений требований нормативных документов по проектированию) должны быть задокументированы и доведены до заказчика. Изменения проектной документации должны быть согласованы с проектировщиком и заказчиком. Изменения в проектную документацию вносят в соответствии с ГОСТ Р 21.101.
В рассматриваемом случае материалами дела подтверждено, что Общество заведомо знало о нарушениях, допущенных при разработке проектной документации. Так, согласно пояснениям представителей об этом устно и письменно сообщалось ГАПОУ ЧР "ЧТСГХ".
Между тем, Общество, заведомо зная о нарушении законодательства о пожарной безопасности при разработке проектной документации и как следствие некорректной работе систем пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей, предвидело возможность наступления последствий возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, однако сознательно допустил эти возможные последствия.
Общество, являясь специализированной организацией и имея специальное разрешение (лицензию) на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, заключив договор подряда на капитальный ремонт пожарной сигнализации должно было предпринять меры по реализации максимально возможного комплекса мероприятий по предупреждению от возможных негативных последствий на конкретном объекте защиты.
Выдача лицензии означает возложение на лицензиата повышенных требований государства к определенному виду деятельности, выраженных в виде лицензионных требований и условий, излагаемых в положениях о лицензировании или в условиях самой лицензии. Общество имело возможность выполнить условия лицензии, обеспечить соблюдение требований законодательства, но им не были приняты исчерпывающие меры для предупреждения правонарушения.
Довод Общества о том, что ответственность за выявленные нарушения должен нести только проектная организация - ООО "Лира-Ч" судом первой инстанции рассмотрен и правомерно отклонен, поскольку согласно пункту 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 к выполнению работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения привлекаются организации или индивидуальные предприниматели, имеющие специальное разрешение.
Таким образом, на Обществе, как на лице, имеющем соответствующую лицензию, в силу закона лежит обязанность по надлежащему выполнению работ по монтажу на объекте, а при выявлении в ходе выполнения работ недостатков установленным требованиям пожарной безопасности - по извещению об этом заказчика и по согласованию с ним принятия соответствующих мер по надлежащему функционированию противопожарных систем.
Общество имело возможность выполнить условия лицензии, обеспечить соблюдение требований законодательства, но им не были предприняты исчерпывающие меры для предупреждения правонарушения, не были надлежащим образом исполнены организационно-распорядительные функции.
Общество, как профессиональный участник рассматриваемой области деятельности, располагая сведениями о наличии отдельных недостатков монтируемых и устанавливаемых в обслуживаемых объектах пожарной защиты систем, продолжало его монтаж и установку, что исключает само по себе соблюдение требований пожарной безопасности.
Следовательно, Обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в связи с чем вина в совершении правонарушения доказана.
Кроме того, директор ООО "Лира-Ч" за нарушения на рассматриваемом объекте защиты также понес административную ответственность.
Таким образом, Обществом нарушены лицензионные требования (условия), предусмотренные специальным разрешением (лицензией), установленные частью 10 статьи 19.2 Закона N 99-ФЗ, подпунктом "д" пункта 4 Положения, чем совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Факт нарушения Обществом требований законодательства в обозначенной сфере подтверждается имеющимися в деле доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 21.07.2025 N 2507-21-211-00305/6/1, письмами ГАГТОУ ЧР "ЧТСГХ", ООО "Лира-Ч", ООО "Планета безопасности-НН", протоколом индивидуального испытания (опробования) отдельной системы автоматической противопожарной защиты здания, сооружения, помещения от 20.05.2025 N 30-2025/3-36, информацией из реестра лицензий от 07.04.2025, договором подряда, проектной документацией и иными материалами административного дела.
Факт совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, подтвержден материалами дела.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа не допущено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения материалов административного дела Общество извещалось надлежащим образом.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, административным органом не нарушен.
Оценка действий правонарушителя с позиции положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является самостоятельным этапом судебного исследования по делу.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пунктам 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд первой инстанции не усмотрел в действиях Общества малозначительности вмененного деяния. Материалы дела не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении Общества к выполнению своих публично-правовых обязанностей.
Более того, Общество не привело достаточных доказательств исключительности рассматриваемого случая и возможности освобождения его от административного наказания.
Также исходя из взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1. КоАП РФ, суд первой инстанции не усмотрел оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Апелляционная коллегия соглашается с данными выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Вместе с тем, частью 1 статьи 4.1.2 предусмотрено, что при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Санкцией части 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, и поскольку ООО "Планета безопасности-НН" с 01.08.2016 включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, имея категорию "Микропредприятие", назначения административное наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 руб., что соответствует пределам санкции части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, установленной для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает назначенный административный штраф в рассматриваемом случае отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания.
В соответствии с частью 1 статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд, в том числе оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.
Из содержания обжалуемого решения усматривается, что судом дана надлежащая оценка доказательствам и доводам, приведенными лицами, участвующими в деле, по результатам соответствующей оценки сделаны выводы по существу спора.
Кроме того, само по себе, то обстоятельство, что, по утверждению Общества, в судебном акте, его мотивировочной части не содержится выводов, касающихся представленных документов, не свидетельствует о том, что данные документы не были исследованы и оценены судом первой инстанции при принятии обжалуемого решения.
Все доводы Общества, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 08.08.2025 по делу N А79-5654/2025 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Планета безопасности-НН" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья
М.Н.КАСТАЛЬСКАЯ
Судьи
А.М.ГУЩИНА
Т.В.МОСКВИЧЕВА