Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 29.09.2025 по 01.11.2025) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2025 N 12АП-3291/2025 по делу N А57-27600/2024
Требование: О понуждении к исполнению условий соглашения в отношении охотничьего угодья.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2025 N 12АП-3291/2025 по делу N А57-27600/2024
Требование: О понуждении к исполнению условий соглашения в отношении охотничьего угодья.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Содержание


ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 сентября 2025 г. по делу N А57-27600/2024
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2025 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 сентября 2025 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тарасовой А.Ю.,
судей Степуры С.М., Борисовой Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гаджирагимовой К.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области на решение Арбитражного суда Саратовской области от 04 февраля 2025 года по делу N А57-27600/2024,
по исковому заявлению Комитета охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области (ИНН 6455048180, ОГРН 1086455001632) к Акционерному обществу "Торговый дом "ТЦ-Поволжье" (ИНН 6453012534, ОГРН 1026403040894) с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области
о понуждении к исполнению условий соглашения,
при участии в судебном заседании:
от акционерного общества "Торговый дом "ТЦ-Поволжье" - Романова В.В. по доверенности,
установил:
В Арбитражный суд Саратовской области обратился Комитет охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области (далее - апеллянт, Комитет, истец) с исковым заявлением к Акционерному обществу "Торговый дом "ТЦ-Поволжье" (далее - АО "ТД "ТЦ-ПОВОЛЖЬЕ", ответчик) об обязании исполнить условия охотхозяйственного соглашения от 28.02.2012 года N 01-01-48/2 путем создания на территории охотничьего угодья "Новоскатовское" объектов, относящихся к охотничьей инфраструктуре: вольера, питомника диких животных, ограждений для содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания; егерского кордона и охотничьей базы.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 04.02.2025 по делу N А57-27600/2024 в удовлетворении исковых требований отказано.
Комитет охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области, не согласившись с решением суда, обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
АО "ТД "ТЦ-ПОВОЛЖЬЕ" в порядке статьи 262 АПК РФ представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в жалобе.
В судебном заседании представитель АО "ТД "ТЦ-ПОВОЛЖЬЕ" возражал против доводов апелляционной жалобы, просил отказать в ее удовлетворении.
Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области представлен отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просило рассмотреть апелляционную жалобу по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Между комитетом охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области (далее - Комитет), министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области (далее - Министерство) и АО "Торговый дом "ТЦПоволжье" заключено охотхозяйственное соглашение от 28.02.2012 N 01-01-48/2 (далее -Соглашение), в отношении охотничьего угодья "Новоскатовское", площадью 9,8 тыс. га.
В соответствии с пунктом 1.1. Соглашения охотпользователь обязуется обеспечивать проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, другая сторона - Комитет обязуется предоставить право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий согласно настоящему Соглашению на срок, равный сроку действия Соглашения.
В соответствии с пунктом 2.2.1. Соглашения АО "ТД "ТЦ-Поволжье" в аренду предоставляются расположенные в границах охотничьего угодья земельные участки и лесные участки, общей площадью 0,418 га, в: Татищевском районе, Вязовском лесничестве, Вязовском участковом лесничестве: лесной квартал N 9, выдел N 4; лесной квартал N 29, выдел N 8; лесной квартал N 32, выдел N 6; лесной квартал N 37, выдел N 5; лесной квартал N 42, выдел N 2; Татищевском районе, Вязовском лесничестве, Мизино-Лапшиновском участковом лесничестве: лесной квартал N 78, выдел N 15; лесной квартал N 35, выдел N 40; лесной квартал N 77, выдел N 1; лесной квартал N 16с, выдел N 2; лесной квартал N 44, выдел N 26.
Создание объектов охотничьей инфраструктуры является предметом Соглашения (пункт 1.1.), также обязанность Охотпользователя по созданию таких объектов закреплена в пункте 8.2.7. Соглашения.
05.03.2024 АО "ТД "ТЦ-Поволжье" обратилось в Комитет с заявлением о внесении изменений в охотхозяйственное соглашение в части исключения предоставленных в аренду лесных участков.
Письмом от 04.04.2024 Комитет направил соответствующее дополнительное соглашение, одновременно предупредив о необходимости исполнения условий Соглашения в части создания охотничьей инфраструктуры.
14.11.2023 АО "ТД "ТЦ-Поволжье" было вынесено предостережение N 191/2023 с предложением усилить проведение биотехнических мероприятий в части создания зон охраны охотничьих ресурсов, устройств мест размножения, и т.п., в ответ на которое охотпользователь указал на то, что сам вправе определять объем и состав таких мероприятий. После выявления снижения численности АО "ТД "ТЦ-Поволжье" было снова вынесено предостережение с предложением принять меры по усилению биотехнических мероприятий (от 22.03.2024 N 14/2024).
Как указал истец, до настоящего времени, АО "ТД "ТЦ- Поволжье" обязанность по созданию охотничьей инфраструктуры, предусмотренная Соглашением, не исполнена, объекты, относящиеся к охотничьей инфраструктуре: 1) вольер, питомник диких животных, ограждения для содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания; 2) егерский кордон; 3) охотничья база, - перечень которых утвержден Распоряжением Правительства РФ от 11.07.2017 N 1469-р., не созданы.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что объект недвижимости с кадастровым номером 64:34:000000:1109, который представляет собой жилой дом с двумя верандами, количество этажей 3, в том числе 1 подземный, площадью 258,7 кв. м, местоположение объекта; с. Новоскатовка, Татищевского района, Саратовской области, располагается в границах охотничьего угодья "Новоскатовское", установленных охотохозяйственным соглашением N 01-01/48-2 от 28.02.2012, и используется как охотничий дом (охотничья база);
объект недвижимости с кадастровым номером 64:34:000000:4381, который представляет собой нежилое строение, площадью 46 кв. м, местоположение объекта: с. Новоскатовка, Татищевского района, Саратовской области, располагается в границах охотничьего угодья "Новоскатовское", установленных охотохозяйственным соглашением 01/48-2 от 28.02.2012, и используется для размещения сотрудников охотничьей базы (егерей);
объект вольер (ограждение) располагается в границах охотничьего угодья "Новоскатовское", установленных охотохозяйственным соглашением 01 /48-2 от 28.02.2012, резюмируя, что ответчик свои обязательства по созданию объектов охотничьей инфраструктуры исполнил в полном объеме.
Свои выводы об использовании строений в качестве объектов охотничьей инфраструктуры суд обосновывает заключением АО "Федеральный кадастровый центр - Бюро техников и инженеров", представленным в материалы дела ответчиком.
Обжалуя решение суда, апеллянт указывает, что выводы суда: "размещение объектов охотничьей инфраструктуры на территории населенного пункта в границах охотничьего угодья "Новоскатовское" не противоречит действующему нормативно-правовому регулированию, а наличие у АО "ТД "ТЦ Поволжье" охотничьей базы, егерского кордона и вольера подтверждается материалами дела",- не соответствуют обстоятельствам дела.
Как установлено судебной коллегией, ответчик начал осуществлять право пользования объектами животного мира с 03.06.2003 на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира (серии ХХ N 0393).
Согласно пояснениям ответчика, для целей осуществления деятельности в границах охотничьих угодий он построил охотничью базу объект недвижимости с кадастровым номером 64:34:000000:1109, егерский кордон объект недвижимости с кадастровым номером 64:34:000000:4381.
Как установлено судебной коллегией, право собственности зарегистрировано за ответчиком в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 64:34:000000:1109 28.11.2005 (л.д. 117 т. 1), в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 64:34:000000:4381-27.12.2008 (л.д. 118 т. 2).
Данные объекты недвижимости находятся в границах охотничьих угодий на земельных участках 64:34:060102:0003 (л.д. 126 т. 3), 64:34:060102:0005 (л.д. 127 т. 3), которые принадлежат ответчику на праве собственности, на них также располагается вольер, что следует из отзыва самого ответчика (л.д. 123 т. 3).
С учетом установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОК 029-2014, утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) определяет ведение охотничьего хозяйства как вид экономической деятельности, предполагающей получение прибыли от добычи диких животных, предоставления услуг в этих областях, получения продукции охоты и т.д.
Закрепление охотничьих угодий за конкретными охотпользователями для ведения охотничьего хозяйства предполагает как привлечение инвестиций в охотничье хозяйство, так и удовлетворение потребностей граждан и государства в продукции охоты, а также обеспечивает право граждан на благоприятную окружающую среду.
Согласно статье 53 Закона N 209-ФЗ (в редакции от 06.12.2011, действовавшей на дату заключения охотсоглашения) охотничья инфраструктура включает в себя охотничьи базы, дома охотника, егерские кордоны, иные остановочные пункты, лодочные пристани, питомники диких животных, кинологические сооружения и питомники собак охотничьих пород, стрелковые вышки, тиры, кормохранилища, подкормочные сооружения, прокосы, просеки, другие временные постройки, сооружения и объекты благоустройства, предназначенные для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. В данной статье подчеркивается временный характер построек, поскольку согласно действующему законодательству строительство объектов капитального строительства на землях лесного фонда не допускается.
Объекты недвижимости, о которых ведет речь ответчик, являются капитальными объектами, созданными на земельных участках, которые находятся в собственности у ответчика, задолго до заключения охотсоглашения и договора аренды лесных участков (2012 г.).
С учетом изложенного, а также дат возведения (2005, 2008), данные объекты не могут быть признаны созданными во исполнения обязательства охотпользователя ("создавать охотничью инфраструктуру") из Соглашения, заключенного в 2012 году.
Довод ответчика о том, что охотничья инфраструктура может быть создана на любом участке, суд отклоняет, поскольку для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства юридическим лицам, заключившим охотхозяйственные соглашения, предоставляются земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, в соответствии с земельным законодательством и лесным законодательством.
Документов, из которых следует, что участки под объекты предоставлены из земель, находящихся в государственной собственности, и в названных целях, в материалах дела отсутствуют.
Судебная коллегия находит недоказанным создание во исполнение обязательства из Соглашения от 2012 года в качестве объектов охотничьей инфраструктуры жилого дома (28.11.2005 года постройки) и нежилого строения (27.12.2008 года постройки) в качестве охотничьей базы и егерского кордона.
Судебная коллегия также приходит к выводу, что находящееся на территории земель ограждение нельзя отнести к ограждению для содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, вольеру, питомнику по следующим основаниям.
Для содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания создаются питомники диких животных, вольеры, иные необходимые объекты охотничьей инфраструктуры, в том числе ограждения (ст. 49 Закона об охоте, во всех редакциях). Содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания осуществляются в целях обеспечения их воспроизводства, размещения охотничьих ресурсов в среде их обитания, а также их реализации.
К питомникам по разведению охотничьих ресурсов относятся питомники (вольеры), в которых разводят охотничьих млекопитающих и птиц в целях обеспечения биологического разнообразия, сохранения биологического ресурса и генетического фонда диких животных (Приказ Росстата от 31.07.2024 N 339 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой").
Постановление Правительства РФ от 11.07.2017 N 1469-р допускает возведение ограждений только в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания. Установка иных ограждений юридическими лицами, ведущими охотничье хозяйство, является незаконной, поскольку согласно статье 11 ЛК РФ лица, которым предоставлены лесные участки не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки.
Согласно позиции самого ответчика ограждение не находится на лесных участках. Документов, из которых следует, что участки под объект предоставлены из земель, находящихся в государственной собственности, и в названных целях, в материалах дела отсутствуют. Данный объект находится на земельном участке, принадлежащем ответчику на праве собственности, что следует также из отзыва самого ответчика и подтверждено в ходе судебного заседания (л.д. 123 т. 3).
Предоставленные в материалы дела в качестве доказательства создания охотничьей инфраструктуры в соответствии с п. 1 Перечня, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 11.07.2017 года N 1469-р (вольер, питомник диких животных, ограждения для содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания) фотографии части участка, огороженного сеткой, не подтверждают ни создание объекта охотничьей инфраструктуры, ни содержание и разведение охотничьих ресурсов.
Согласно позиции самого ответчика (л.д. 114 т. 1) разрешение на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания в границах охотничьего угодья АО "ТД "ТЦ-Поволжье" не получало и охотой в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания не занимается.
Судебная коллегия приходит к выводу, что спорные объекты не относятся к созданным объектам охотничьей инфраструктуры, перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ N 1469-р от 11.07.2017. Обратного из материалов дела не следует.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о доказанности нахождения в границах охотничьих угодий объектов охотничьей инфраструктуры: вольера, базы и егерского кордона, не соответствует обстоятельствам дела. Доводы об обратном опровергаются представленными в материалы дела ответчиком доказательствами.
Однако, по мнению суда апелляционной инстанции, данные выводы суда первой инстанции не привели к принятию неправильного решения ввиду следующего.
Согласно пункту 1.1 заключенного сторонами 28.02.2012 Охотхозяйственного соглашения N 01-01/48-2 Охотпользователь обязуется обеспечивать проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, в свою очередь, по условиям указанного соглашения Комитет обязуется предоставить право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий согласно Соглашению на срок, равный сроку действия соглашения, а Министерство лесного хозяйства СО обязуется предоставить в аренду указанные в части 2 статьи 25 ФЗ от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (далее- Закон об охоте) лесные участки (для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства).
Согласно пункту 1 части 4 ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" охотхозяйственное соглашение включает в себя, в том числе, сведения о местоположении, границах и площади охотничьего угодья, о расположенных в его границах и предоставляемых в аренду земельных участках и лесных участках.
Спорное Соглашение содержит сведения о местоположении, границах и площади охотничьего угодья, а также предоставлении в аренду лесных участков площадью 0,418 га.
24.05.2012 между министерством лесного хозяйства Саратовской области и ответчиком заключен Договор аренды лесного участка N 68/О для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в целях размещения объектов охотничьей инфраструктуры (подкормочных сооружений).
Согласно пункту 2.2.1 предоставляемые в аренду следующие лесные участки:
Лесной участок N 1: Татищевский район, Вязовское лесничество, Вязовское участковое лесничество, лесной квартал N 32, выдел N 6, площадью 0,051 га;
Лесной участок N 2: Татищевский район, Вязовское лесничество, Вязовское участковое лесничество, лесной квартал N 9, выдел N 4, площадью 0,036 га;
Лесной участок N 3: Татищевский район, Вязовское лесничество, Вязовское участковое лесничество, лесной квартал N 29, выдел N 8, площадью 0,056 га;
Лесной участок N 4: Татищевский район, Вязовское лесничество, Вязовское участковое лесничество, лесной квартал N 37, выдел N 5, площадью 0,041 га;
Лесной участок N 5: Татищевский район, Вязовское лесничество, Вязовское участковое лесничество, лесной квартал N 42, выдел N 2, площадью 0,050 га;
Лесной участок N 6: Татищевский район, Вязовское лесничество, Мизино-Лапшиновское участковое лесничество, лесной квартал N 78, выдел N 15, площадью 0,030 га;
Лесной участок N 7: Татищевский район, Вязовское лесничество, Мизино-Лапшиновское участковое лесничество, лесной квартал N 35, выдел N 40, площадью 0,057 га;
Лесной участок N 8: Татищевский район, Вязовское лесничество, Мизино-Лапшиновское участковое лесничество, лесной квартал N 77, выдел N 1, площадью 0,042 га;
Лесной участок N 9: Татищевский район, Вязовское лесничество, Мизино-Лапшиновское участковое лесничество, лесной квартал N 16с, выдел N 2, площадью 0,033 га;
Лесной участок N 10: Татищевский район, Вязовское лесничество, Мизино-Лапшиновское участковое лесничество, лесной квартал N 44, выдел N 26, площадью 0,022 га.
Общая площадь лесных участков 0,418 га.
Согласно пункту 10.1 Соглашения лесные участки, указанные в разделе II настоящего Соглашения, предоставляются Охотпользователю в аренду в соответствии с лесным законодательством органом исполнительной власти области, осуществляющим организацию использования лесов, на землях лесного фонда по переданным в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочиями.
В период с даты заключения Охотхозяйственного соглашения, то есть с 28 февраля 2012 г. по 31 декабря 2016 года, действовала статья 53 Закона об охоте, в соответствии с которой охотничья инфраструктура включала в себя: охотничьи базы, дома охотника, егерские кордоны, иные остановочные пункты, лодочные пристани, питомники диких животных, кинологические сооружения и питомники собак охотничьих пород, стрелковые вышки, тиры, кормохранилища, подкормочные сооружения, прокосы, просеки, другие временные постройки, сооружения и объекты благоустройства, предназначенные для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. К охотничьей инфраструктуре также относились лесные дороги и другие линейные объекты, необходимые для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Таким образом, на дату заключения договора (20.07.2012) в соответствии со статьей 53 ФЗ от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" охотничья инфраструктура включала в себя, помимо прочего, подкормочные сооружения.
Редакция пунктов 2 и 3 статьи 36 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), действовавшая в период с 1 января 2012 г. по 24 июня 2012 г., допускала, что лесные участки предоставляются юридическим лицам для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений и договоров аренды лесных участков.
Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 206-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования использования лесов и земель для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства" статья 36 Лесного кодекса РФ была изложена в новой редакции, которая вступила в силу с 1 января 2017 г.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 36 ЛК РФ, использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства осуществляется на основании охотхозяйственных соглашений с предоставлением или без предоставления лесных участков.
В соответствии с частью 2 статьи 36 ЛК РФ, использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства без предоставления лесных участков допускается, если осуществление указанных видов деятельности не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений или создание объектов охотничьей инфраструктуры.
В соответствии с частью 4 статьи 36 ЛК РФ, на лесных участках, предоставленных для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, допускается создание объектов охотничьей инфраструктуры, являющихся некапитальными строениями, сооружениями, в том числе ограждений.
В соответствии с п. 3 Правил использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства", утв. Приказом Министерства природных есурсов и экологии РФ от 12 декабря 2017 г. N 661 установлено, что аренда лесных участков не требуется, если осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений или создание объектов охотничьей инфраструктуры.
Таким образом, осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства без предоставления лесных участков в аренду допускается, однако это не должно влечь за собой проведение рубок лесных насаждений или создание объектов охотничьей инфраструктуры.
При этом, с 1 января 2017 г. внесены изменения в статью 53 Закона об охоте и определено, что относится к охотничьей инфраструктуре: предназначенные для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства объекты капитального строительства, некапитальные строения, сооружения, в том числе охотничьи базы, питомники диких животных, вольеры, объекты благоустройства, другие объекты охотничьей инфраструктуры.
Постановлением Правительства РФ от 11.07.2017 N 1469-р утвержден Перечень объектов охотничьей инфраструктуры:
1. Вольер, питомник диких животных, ограждения для содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.
2. Егерский кордон. 3. Охотничья база.
Таким образом, законодателем с 2017 года определен конкретный перечень объектов охотничьей инфраструктуры.
Следует отметить, что часть 4 статьи 36 ЛК РФ допускает, но не обязывает, создание объектов охотничьей инфраструктуры только на лесных участках, предоставленных в соответствии со статьей 9 ЛК РФ для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. При этом размещение таких объектов, как проектируемых, так уже имеющихся на лесном участке, должно быть установлено в проекте освоения лесов, получившим положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы (письмо Рослесхоза от 25.03.2019 N НК-06-47/5035 "Об охотничьей инфраструктуре").
Согласно статье 25 Закона N 209-ФЗ (в действующей редакции) земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в соответствии с земельным законодательством и лесным законодательством, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 26 Закона N 209-ФЗ право собственности физических лиц, юридических лиц на земельные участки и иные права на землю в границах охотничьих угодий ограничиваются в соответствии с названным законом и другими федеральными законами.
На землях и земельных участках, которые расположены в границах охотничьих угодий и не предоставлены в аренду юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, осуществляется охота в соответствии с охотхозяйственными соглашениями (пункт 2 статьи 26 Закона N 209-ФЗ).
Таким образом, в силу названного закона право землепользования в отношении иных участков, которые не предоставлены арендатору на праве аренды, ограничено лишь правом на пользование животным миром, которое в то же время не равнозначно правам собственника или арендатора земельного участка.
Как следует из материалов дела, на основании Охотхозяйственного соглашения от 24.05.2012 между Министерством и АО "ТД "ТЦ-Поволжье" заключен договор аренды лесного участка N 68/О, в соответствии с которым АО "ТД "ТЦ-Поволжье" переданы в аренду лесные участки площадью 0,418 га.
В соответствии с п. 4 Договора аренды лесных участков, АО "ТД "ТЦ- Поволжье" передаются лесные участки для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в целях размещения объектов охотничьей инфраструктуры (подкормочных сооружений).
Таким образом, договор аренды лесных участков был заключен во исполнение федерального законодательства, действовавшего на тот период времени, для целей создания объектов охотничьей инфраструктуры - подкормочных сооружений.
Как установлено судом, по условиям договора аренды лесного участка лесной участок предоставлен Обществу в аренду на 49 лет для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в целях размещения объектов охотничьей инфраструктуры (подкормочных сооружений) согласно приложению N 4.
В силу пункта 5 части 1 статьи 25 ЛК РФ осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства является самостоятельным видом использования лесов.
В силу части 1 статьи 88 и части 1 статьи 89 ЛК РФ (во всех редакциях) использование лесного участка, предоставленного в аренду, возможно только при наличии проекта освоения лесов с положительным заключением государственной или муниципальной экспертизы. При этом обязанность по составлению проекта освоения лесов лежит на арендаторе лесного участка.
На основании части 1 статьи 88 ЛК РФ приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 утвержден состав проекта освоения лесов, порядок его разработки (далее также - Приказ). Согласно пункту 28 Приказа, действовавшего в период спорных правоотношений, проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 ЛК РФ на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований. В силу пункта 30 Приказа проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 ЛК РФ, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).
Как и ранее, так и в настоящее время проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (статья 89 Лесного кодекса Российской Федерации).
Основная цель государственной экспертизы - оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации (приказ Минприроды России от 30 июля 2020 года N 513 "Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов").
Аналогичные условия действовали и в 2018 году (приказ Минприроды России от 26.09.2016 N 496 "Об утверждении порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов").
Таким образом, из анализа приведенных правовых норм следует, что деятельность арендатора на лесном участке возможна лишь в соответствии с проектом освоения лесов, получившим положительное заключение государственной экспертизы; при этом обязанность по разработке проекта освоения лесов с последующим представлением его на экспертизу и получением положительного заключения государственной экспертизы возложена на арендатора.
АО ТД "ТЦ-Поволжье" в 2018 году в связи с окончанием срока действия первоначального проекта освоения лесов разработало и представило в министерство на государственную экспертизу проект освоения лесов. На дату разработки нового проекта освоения лесов статья 53 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ уже предусматривала, что к объектам охотничьей инфраструктуры относятся объекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. А в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2017 года N 1469-р подкормочные сооружения в перечень охотничьей инфраструктуры уже не включены.
Согласно представленным в материалы дела по запросу судебной коллегии документов следует, что в соответствии со статьей 88 ЛК РФ и на основании договора разработанный АО "ТД "ТЦ-Поволжье" проект освоения лесов получил положительное заключение государственной экспертизы, утвержденное приказом министерства природных ресурсов и экологии области от 12.09.2018 N 791, сроком на 10 лет. Согласно проекту освоения лесов на арендованных лесных участках создание объектов охотничьей инфраструктуры, согласно перечню, не запроектировано, помимо подкормочных сооружений.
Соответственно, АО ТД "ТЦ-Поволжье" при разработке проекта освоения лесов по договору не имело правовых оснований для проектирования мероприятий по созданию и эксплуатации подкормочных сооружений.
Между тем, из условий договора аренды лесных участков следует, что они были переданы под конкретную цель: создание подкормочных сооружений.
Охотхозяйственное соглашение является гражданско-правовым договором (решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N ВАС-5244/12), заключаемым в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство. По такому договору исполнительный орган власти субъекта Российской Федерации принимает на себя обязательство предоставить юридическому лицу либо предпринимателю в аренду лесные и земельные участки, указанные в соглашении, а также право на добычу охотничьих ресурсов в порядке, установленном законом. Охотпользователь обязуется платить обусловленную соглашением арендную плату за пользование такими участками, а также проводить мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания, создавать охотничью инфраструктуру.
На сегодняшний день в соответствии с приказом Минприроды России от 17.03.2025 N 106 "Об утверждении видов и состава биотехнических мероприятий, а также порядка их проведения в целях сохранения охотничьих ресурсов" создание сооружений для выкладки кормов относится к биотехническим мероприятиям. В соответствии с приказом Минприроды России от 17.03.2025 N 105 "Об утверждении Правил использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства и Перечня случаев использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства без предоставления лесных участков" организация осуществления биотехнических мероприятий относится к случаям использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства без предоставления лесных участков.
В рассматриваемом деле у ответчика отсутствуют в аренде лесные участки, на которых он может разместить объекты охотничьей инфраструктуры с учетом утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.07.2017 N 1469-р перечня, а предоставленные ему в аренду участки не предполагают расположение на них того вида объектов, о которых заявляет Комитет, помимо подкормочных сооружений.
Лесные участки были предоставлены ответчику для конкретной цели, в настоящее время изменения в этой части в договор аренды не внесены, а вопрос о предоставлении АО ТД "ТЦ-Поволжье" в аренду лесных участков большей площади (при наличии такой необходимости) и в целях размещения объектов, которые в соответствии с действующими нормативными правовыми актами относятся к объектам охотничьей инфраструктуры, не рассмотрен. Соответствующее обращение подготовлено Министерством в адрес АО ТД "ТЦ- Поволжье" только 09.09.2025.
В свою очередь, внесение изменений в проект освоения лесов возможно, вместе с тем, в случае изменения количественных и качественных характеристик лесного участка изменения в проект освоения лесов вносятся после внесения изменений в договор аренды лесного участка (п. 32 Приказа Минприроды России от 16.11.2021 N 864 "Об утверждении Состава проекта освоения лесов, порядка его разработки и внесения в него изменений, требований к формату проекта освоения лесов в форме электронного документа". При этом, размещение испрашиваемых объектов в границах охотугодий без предоставления в аренду земель, в отсутствие разрешительной документации, получившего положительное заключение проекта освоения лесов, недопустимо, является самовольным.
После заключения сторонами соглашения в Закон об охоте были внесены изменения, при этом в части 4 статьи 2 Закона N 164-ФЗ было прямо указано, что условия охотхозяйственных соглашений, заключенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (164-ФЗ), должны быть приведены в соответствие со статьей 27 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона).
На основании изложенного, учитывая, что условиями Охотхозяйственного соглашения сроки создания охотничьей инфраструктуры не предусмотрены, испрашиваемый перечень не приведен, при этом с учетом действующего законодательства не внесены изменения ни в договор аренды, ни в само охотсоглашение, принимая во внимание утвержденный и прошедший государственную экспертизу проект освоения лесов, а также отсутствие доказательств уклонения от исполнения обязательств, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, находит их преждевременными, в связи с чем апелляционная жалоба Комитета охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после его принятия.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 04 февраля 2025 года по делу N А57-27600/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
А.Ю.ТАРАСОВА
Судьи
Т.С.БОРИСОВА
С.М.СТЕПУРА