Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 29.09.2025 по 01.11.2025) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.09.2025 N 88-13546/2025 (УИД 38RS0033-01-2024-002718-44)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: 1) О восстановлении на учете нуждающихся в жилом помещении; 2) О признании решения жилищно-бытовой комиссии незаконным.
Обстоятельства: Установлено, что представленными в материалы дела доказательствами подтверждены факт постоянного проживания истца и членов его семьи в юридически значимый период по месту службы, а также факт постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, при этом истец жильем не обеспечен, имеет выслугу более 10 лет службы в уголовно-исполнительной системе в календарном исчислении.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.09.2025 N 88-13546/2025 (УИД 38RS0033-01-2024-002718-44)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: 1) О восстановлении на учете нуждающихся в жилом помещении; 2) О признании решения жилищно-бытовой комиссии незаконным.
Обстоятельства: Установлено, что представленными в материалы дела доказательствами подтверждены факт постоянного проживания истца и членов его семьи в юридически значимый период по месту службы, а также факт постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, при этом истец жильем не обеспечен, имеет выслугу более 10 лет службы в уголовно-исполнительной системе в календарном исчислении.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.
Содержание
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию ответчика, изложенную в ходе рассмотрения дела, им судами первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка, эти доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учеты судами и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов, либо опровергали выводы судов, являются процессуальной позицией ответчика, не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены нарушения, влекущие отмену решения суда и апелляционного определения в кассационном порядке
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 сентября 2025 г. N 88-13546/2025
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В.,
судей Гусева Д.А., Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2314/2024 (УИД 38RS0033-01-2024-002718-44) по иску Ш.Т.. к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области о признании решения жилищно-бытовой комиссии незаконным, восстановлении на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий,
по кассационной жалобе Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области на решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 22 октября 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 26 мая 2025 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ш.Т.. (далее по тексту - Ш. Т.М.О., истец) обратился в суд с иском к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области (далее по тексту - ГУФСИН России по Иркутской области, ответчик) о признании решения жилищно-бытовой комиссии незаконным, восстановлении на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Требования мотивированы тем, что истец является пенсионером уголовно-исполнительной системы, имеет специальное звание <данные изъяты>, ранее проходил службу в различных должностях ФКУ ОИК-5 ГУФСИН России по Иркутской области (в настоящее время - ФКУ КП-20 ОУХД ГУФСИН России по Иркутской области) и ФКУ КП-39 ГУФСИН России по Иркутской области. Уволен из уголовно-исполнительной системы 24 июля 2020 г. по достижению предельного возраста пребывания на службе.
В период прохождения службы истец, как действующий сотрудник ГУИН Минюста России по Иркутской области, 29 октября 2003 г. обратился с рапортом к руководству ФГУ ОИК-5 ГУИН Минюста России по Иркутской области о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, поскольку собственного жилья у него не имелось.
Решением жилищно-бытовой комиссии ФГУ ОИК-5 ГУИН Минюста России по Иркутской области от 5 декабря 2003 г. (протокол от 5 декабря 2003 г. N) с 29 октября 2003 г. истец был поставлен на учет и включен в списки на улучшение жилищных условий. В 2009 году решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ КП-39 ГУФСИН России по Иркутской области, истец и члены его семьи были включены в списки участников федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы".
Решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ КП-39 ГУФСИН России по Иркутской области от 30 мая 2014 г. N истец был оставлен в списках участников подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы".
Решением жилищно-бытовой комиссии ГУФСИН России по Иркутской области от 27 января 2023 г. (протокол N) истец был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с необоснованной постановкой на жилищный учет в 2003 году по причине отсутствия документов, подтверждающих регистрацию по месту постановки на жилищный учет, как это предусмотрено пунктом 8 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Иркутской области, утвержденных решением Иркутского областного Совета народных депутатов от 1 апреля 1991 г. N (далее по тексту - Правила учета).
На момент принятия решения на учете в качестве нуждающихся состояли Ш. Т.М.О. и члены его семьи: дочь Ш.А., ДД.ММ.ГГГГ, внучка ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ.
В последнем ответе ГУФСИН России по Иркутской области от 19 марта 2024 г. N указано на непредставление документов, подтверждающих прописку и постоянное проживание в 2003 году в <адрес>.
В свою очередь истец считает выводы, изложенные в протоколе от 27 января 2023 г. N ГУФСИН России по Иркутской области и письме ГУФСИН России по Иркутской области от 19 марта 2024 г. N незаконными и необоснованными, при этом сведения о регистрации по месту жительства истца по адресу: <адрес>, предоставлены быть не могут в связи с тем, что жилые помещения принадлежали ФГУ ОИК- 5 ГУИН Минюста России по Иркутской области (в настоящее время - ФКУ КП-20 ОУХД ГУФСИН России по Иркутской области).
С учетом изложенного, Ш. Т.М.О. просил суд признать незаконным решение заседания жилищно-бытовой комиссии ГУФСИН России по Иркутской области, изложенное в протоколе от 27 января 2023 г. N, о снятии Ш.Т.М. О. с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с необоснованной постановкой на жилищный учет в 2003 году, обязать ГУФСИН России по Иркутской области восстановить на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях с даты постановки на жилищный учет в 2003 году Ш.Т.М. О. и двух членов его семьи - дочь Ш.А., ДД.ММ.ГГГГ, внучку ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 22 октября 2024 г. исковые требования Ш.Т.М. О. удовлетворены, признано незаконным решение жилищно-бытовой комиссии ГУФСИН России по Иркутской области, оформленное протоколом от 27 января 2023 г. N о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с необоснованной постановкой на жилищный учет в 2003 году Ш.Т.М. О., на ГУФСИН России по Иркутской области возложена обязанность восстановить Ш.Т.М. О. с составом семьи два человека: дочь Ш.А., ДД.ММ.ГГГГ, внучка ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ, на учете нуждающихся в жилых помещениях с даты постановки на жилищный учет - с 2003 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 26 мая 2025 г. решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 22 октября 2024 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, ГУФСИН России по Иркутской области просит отменить решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 22 октября 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 26 мая 2025 г.
Относительно доводов кассационной жалобы представителем Ш.Т.М. О. - ФИО12 представлены письменные возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании
части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, письменных возражениях на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно
части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим
Кодексом.
В соответствии с
частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, с 1 октября 1986 г. по 24 июля 2020 г. Ш. Т.М.О. проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы России, уволен 24 июля 2020 г. по достижению предельного возраста пребывания на службе.
Решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ ОИК-5 ОУХД ГУФСИН России по Иркутской области, оформленным протоколом от 5 декабря 2003 г. N, на основании рапорта от 29 октября 2003 г. Ш. Т.М.О. признан нуждающимся в жилом помещении (выписка из протокола от 5 декабря 2003 г. N) и поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Указан адрес проживания Ш.Т.М. О. и членов его семьи жена ФИО13, дочь Ш.А., сын ФИО14: <адрес>, проживают с августа 1997 г., прописаны с ДД.ММ.ГГГГ
В связи с переводом в ФКУ КП-39 ОУХД ГУФСИН России в октябре 2008 г., поставлен на очередь по новому месту службы.
Согласно справке ФКУ КП-39 ОУХД ГУФСИН России по Иркутской области от 27 мая 2014 г. N, в состав семьи <данные изъяты> Ш.Т.М. О., начальника ФКУ КП-39 ОУХД ГУФСИН России по Иркутской области входит: дочь Ш.А., ДД.ММ.ГГГГ.
В 2015 г. Ш. Т.М.О. с составом семьи 2 человека был включен в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на 2015 г. по ГУФСИН России по Иркутской области, что подтверждается списком граждан-участников, утвержденным Врио начальника ГУФСИН России по Иркутской области от 28 июля 2014 г.
16 мая 2022 г. Ш. Т.М.О. обратился в ГУФСИН России по Иркутской области с заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата в рамках мероприятия ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" для приобретения жилого помещения в Иркутской области, указан состав семьи: дочь Ш.А. и внучка ФИО11, которая решением Усть- Кутского городского суда Иркутской области от 12 февраля 2018 г. признана членом семьи Ш.Т.М. О..
Письмом ГУФСИН России по Иркутской области от 14 июня 2022 г. истец был уведомлен о том, что в учетном деле отсутствует информация о регистрации истца по месту постановки на жилищный учет в 2003 году. Истцу было предложено для решения вопроса получения государственного жилищного сертификата в 2022 году подтвердить факт проживания в <адрес> в 2003 году на момент постановки на жилищный учет, предоставить подтверждающие документы в жилищно-бытовую комиссию ГУФСИН России по Иркутской области.
Решением жилищно-бытовой комиссии ГУФСИН России по Иркутской области от 27 января 2023 г., оформленным протоколом от 27 января 2023 г. N, Ш. Т.М.О. снят с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с необоснованной постановкой на жилищный учет в 2003 г.
Согласно выписки из протокола жилищно-бытовой комиссии ГУФСИН России по Иркутской области от 27 января 2023 г. N комиссия пришла к следующим выводам: документы, подтверждающие регистрацию в 2003 году по месту постановки на жилищный учет отсутствуют. Выписки из протокола от 5 декабря 2003 г. N в двух разных редакциях: "Поставить на учет и включить в списки на улучшение жилищных условий Ш.Т.М. О." и "После предоставления необходимых документов и комиссионного обследования квартиры, где проживает и прописан с супругой и детьми Ш. Т.М.О., включить в списки на улучшение жилищных условий, согласно законодательства". Согласно сведений, содержащихся в документах учетного дела, и сведений, содержащихся в документах приложения к обращению от 18 января 2023 г. N, факт постановки на жилищный учет Ш.Т.М. О. в 2005 году не установлен.
Из ответа МО МВД России "Усть-Кутский" от 20 мая 2022 г. подтвердить регистрацию истца (по месту жительства/месту пребывания) в <адрес> (в период с 1997 года по 2005 год) не представляется возможным в связи с тем, что собственником жилых помещений в <адрес> являлось Учреждение УК-272/5 УИН УВД Иркутской области, а ОВМ МО МВД России "Усть-Кутский" такими сведениями не располагает, учетные записи в архивной картотеке отсутствуют.
По данным ведомственного учета МВД России в сфере миграции Ш. Т.М.О. в период с 27 декабря 2005 г. по 30 мая 2019 г. был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, в период с 30 мая 2019 г. по настоящее время - <адрес>, в период с 11 марта 2014 г. по 11 марта 2019 г. был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>
Ш.А. в период с 9 апреля 2008 г. по 30 мая 2019 г. была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, в период с 30 мая 2019 г. по настоящее время - <адрес>; в период с 4 апреля 2023 г. по 7 апреля 2024 г. была зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>.
ФИО11 в период с 20 апреля 2016 г. по 30 мая 2019 г. была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, в период с 30 мая 2019 г. по настоящее время - <адрес>, в период с 4 апреля 2023 г. по 7 апреля 2024 г. была зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>
Согласно сведений ГУ МВД России по Иркутской области о регистрации по месту пребывания, по месту жительства в служебных жилых помещениях, расположенных в <адрес> в период с 1997 года по 2005 год сотрудников, проходивших службу в ИК-31 ОИК ГУИН Минюста России по Иркутской области, ИК-54 ГУИН Минюста России Иркутской области, согласно ведомственным учетам МВД России в сфере миграции, а также учетам отделения по вопросам миграции МО МВД России "Усть-Кутский" сведений о лицах, зарегистрированных, снятых с регистрационного учета по месту жительства и/или по месту пребывания по состоянию на 27 августа 2024 г. не имеется. В соответствии с
Приказом МВД России от 23 октября 1995 г. N "Инструкция о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" сроки хранения заявлений составляет 5 лет. Представить запрашиваемые сведения не представляется возможным.
Из ответа ФКУ КП-20 ОУХД ГУФСИН России по Иркутской области от 26 августа 2024 г. следует, что документы, послужившие основанием для предоставления служебного помещения в период с 1997 года по 2005 год в поселке Микган <адрес> Ш. Т.М.О., проходившего службу в ИК-31 ОИК-5 ГУИН Минюста России по Иркутской области, ИК-54 ГУИН Минюста России по Иркутской области с местом дислокации <адрес> в ФКУ КП-20 ОУХД ГУФСИН России по Иркутской области отсутствуют, сведения о регистрации Ш.Т.М. О. по месту жительства в <адрес> в ФКУ КП-20 ОУХД ГУФСИН России по Иркутской области отсутствуют, подлинник протокола от 5 декабря 2003 г. N, акт обследования жилищно-бытовых условий по месту проживания Ш.Т.М. О. по месту службы в <адрес> в период с 1997 года по 2005 год отсутствуют (имеется оригинал выписки из указанного протокола, датированный 16 ноября 2009 г., подписан председателем и секретарем ЖБК ОИК-5, утвержден начальником ФБУ ОИК-5). Также указано, что архивная документация жилищно-бытовых комиссий за период с 2003 года по 2005 год в ФКУ КП-20 ОУХД ГУФСИН России по Иркутской области отсутствует в связи с истечением срока хранения номенклатурного дела.
По сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по состоянию на 26 июня 2024 г., на 30 июля 2024 г. в ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости на имя Ш.Т.М. О., Ш.А., ФИО11
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что решение о снятии истца и членов его семьи с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий является незаконным, истец подлежит восстановлению в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий с 2003 года, поскольку представленными в материалы дела доказательствами подтвержден факт постоянного проживания истца и членов его семьи в юридически значимый период (2003 год) по месту службы в <адрес>, а также факт постановки Ш.Т.М. О. в 2003 году на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, при этом истец жильем не обеспечен, имеет выслугу службы в уголовно-исполнительной системе в календарном исчислении более 10 лет.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных актах, постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, основаны на правильном применении норм права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым суды дали оценку в соответствии с требованиям
статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, урегулированы Федеральным
законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (
часть 1 статьи 1 данного Закона) (далее по тексту - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
В соответствии с
частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в
части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
В соответствии с
частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу
части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее по тексту - Правила).
Вместе с тем из материалов дела следует, что истец был поставлен на учет решением жилищно-бытовой комиссии ФГУ ОИК-5 ГУИН Минюста России по Иркутской области от 5 декабря 2003 г.
Согласно
статей 1,
2 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", с 1 марта 2005 г. введен в действие Жилищный
кодекс Российской Федерации, а Жилищный
кодекс РСФСР признан утратившим силу.
В соответствии со
статьей 5 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного
кодекса Российской Федерации, Жилищный
кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным
законом.
В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (
часть 3 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно
части 1 статьи 31 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 г., принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.
В силу
части 1 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных
частью второй данной статьи.
Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях: 1) улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; 2) выезда на другое постоянное место жительства; 3) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; 4) прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность (
часть 2 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР).
Снятие с учета осуществляется органами, по решению которых граждане были приняты на учет. О снятии с учета граждане должны быть поставлены в известность в письменной форме (
части 3,
4 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР).
В соответствии с положениями
статьи 49 Жилищного кодекса РСФСР (действующей в период возникновения спорных правоотношений) правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений утверждаются в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335 утверждены Примерные
правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР (далее - Правила от 31 июля 1984 г. N 335).
На учет для получения жилых помещений принимаются граждане, постоянно проживающие в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР) и нуждающиеся в улучшении жилищных условий (
пункт 2 Правил от 31 июля 1984 г. N 335).
Обязательным условием для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений является постоянное проживание с регистрацией по месту жительства в данном населенном пункте (
пункт 8 Правил от 31 июля 1984 г. N 335).
В соответствии с приведенным
постановлением от 31 июля 1984 г. N 335 решением Иркутского областного совета народных депутатов от 1 апреля 1991 г. N 180 утверждены Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Иркутской области (далее - Правила от 1 апреля 1991 г. N 180).
В пункте 8 раздела 3 данных Правил от 1 апреля 1991 г. N 180 установлено, что обязательным условием для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений является постоянное проживание (с постоянной пропиской) в данном населенном пункте. Временно отсутствующие в месте постоянного жительства по условиям и характеру работы принимаются на учет для улучшения жилищных условий в исполкоме местного Совета в том населенном пункте, где за ними сохраняется жилое помещение, независимо от наличия у них прописки.
После введения в действие Жилищного
кодекса Российской Федерации (с 1 марта 2005 г.) правила постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях и снятия с такого учета определяются положениями
главы 7 данного Кодекса.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2006 г. N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - Правила от 21 июня 2006 г. N 153).
Пунктом 1 названного постановления установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Правила от 21 июня 2006 г. N 153 устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов (далее - сертификат) в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Указанные положения предполагают предоставление мер социальной поддержки в жилищной сфере за счет федерального бюджета, направлены на реализацию социальных гарантий в жилищной сфере в данном случае граждан, уволенных со службы из учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с должностей, выплата оклада денежного содержания по которым осуществлялась за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе.
В соответствии с абзацем 6 подпункта "а" пункта 5 Правил от 21 июня 2006 г. N 153 право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, имеют граждане, уволенные со службы из учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с должностей, выплата оклада денежного содержания по которым осуществлялась за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, которые были приняты федеральным органом исполнительной власти, в котором они проходили службу, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и признанные участниками ведомственной целевой программы в порядке, установленном пунктами 19 - 21 настоящих Правил (далее - граждане - участники ведомственной целевой программы), которые подтвердили свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году (пункт 6 Правил от 21 июня 2006 г. N 153).
Согласно пункту 18 Правил от 21 июня 2006 г. N 153 выдача сертификатов осуществляется гражданам, указанным в подпункте "а" пункта 5 настоящих Правил, - федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба) (далее - федеральный орган), в котором указанные граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Вопреки доводов кассационной жалобы в ходе рассмотрения дела установлено, что на момент постановки истца на учет решением жилищно-бытовой комиссии ФГУ ОИК-5 ГУИН Минюста России по Иркутской области от 5 декабря 2003 г. истец проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы, работая в должности заместителя начальника колонии по безопасности и оперативной работе ИК-31 ОИК-5 ГУИН Минюста России по Иркутской области с 28 декабря 2000 г. по 11 июля 2003 г., в должности начальника ИК-54 ГУИН Минюста России по Иркутской области с 11 июля 2003 г. по 4 марта 2004 г., с местом дислокации в <адрес>, проживал по месту прохождения службы, факт принятия его на учет не оспаривался, отсутствие в учетном деле акта обследования жилищно-бытовых условий за 2003 г., наличие описок и противоречий в написании адреса проживания, наличие выписок из протоколов в двух разных редакциях, отсутствие правоустанавливающих документов на служебные жилые помещения, предоставляемых по месту службы не является основанием для снятия истца с составом семьи с учета, поскольку истребование и проверка соответствующих документов входит в круг обязанностей должностных лиц, осуществляющих учет нуждающихся, тогда как не обеспечение сохранности работодателем документов, послуживших основанием для постановки истца на учет в 2003 г., а также их не передача правопреемнику работодателя или на архивное хранение не должно лишать истца права на предоставление социальных гарантий, отсутствие в настоящее время сведений о регистрации на момент постановки на учет не может являться основанием снятия с учета, кроме того материалы дела не содержат сведений об учете жилищно-бытовой комиссией нуждаемости истца на момент принятия решения о его снятия с учета.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию ответчика, изложенную в ходе рассмотрения дела, им судами первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка, эти доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учеты судами и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов, либо опровергали выводы судов, являются процессуальной позицией ответчика, не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены нарушения, влекущие отмену решения суда и апелляционного определения в кассационном порядке.
Фактически доводы кассационной жалобы сводящиеся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу
части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции, в силу своей компетенции кассационный суд общей юрисдикции исходит из признанных установленными судом первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судебными инстанциями. Правом переоценки доказательств и правом устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судебными инстанциями кассационный суд общей юрисдикции не наделен.
Положения
статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями
главы 41 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
На недопустимость судом кассационной инстанции устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства указано в
пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции".
Согласно разъяснению, содержащемуся в
пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судами проверены с достаточной полнотой, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных
статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь
статьями 379.7,
390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 22 октября 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 26 мая 2025 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области - без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено 10 октября 2025 г.