Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 29.09.2025 по 01.11.2025) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.09.2025 N 88-11484/2025 (УИД 86RS0001-01-2024-002038-58)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О включении периода работы в трудовой стаж; 2) О возложении обязанности предоставить в пенсионный орган сведения о трудовой деятельности в должности пожарного.
Обстоятельства: Истец указал, что спорным решением пенсионного органа ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии, спорные периоды не включены в страховой и специальный стаж.
Решение: 1) Дело направлено на новое рассмотрение; 2) Отказано.
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.09.2025 N 88-11484/2025 (УИД 86RS0001-01-2024-002038-58)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О включении периода работы в трудовой стаж; 2) О возложении обязанности предоставить в пенсионный орган сведения о трудовой деятельности в должности пожарного.
Обстоятельства: Истец указал, что спорным решением пенсионного органа ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии, спорные периоды не включены в страховой и специальный стаж.
Решение: 1) Дело направлено на новое рассмотрение; 2) Отказано.
Содержание
Оценивая записи в трудовой книжке Б., суды пришли к верному выводу о том, что они льготный характер трудовой деятельности в спорные периоды не подтверждают. Проанализировав содержание справки Управления Роспотребнадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 16 июня 2006 года, справки Природнадзора Югры от 21 июня 2022 года, с учетом сведений, содержащихся в индивидуальном лицевом счете Б., суды пришли к верному выводу о том, что Б. не подтвержден особый характер работы в режиме полного рабочего времени в плавсоставе, работа в котором предоставляет право на досрочное пенсионное обеспечение. Судами обоснованно указано, что судно "Родник-2" тип "Ярославец" в 2001 году использовалось для служебно-разъездной деятельности, а должность рулевого моториста теплохода "Родник-2" не относится к плавсоставу, дающему право на льготное пенсионное обеспечение В силу положений статей 67, 71, 195 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими
СЕДЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 сентября 2025 г. N 88-11484/2025
УИД 86RS0001-01-2024-002038-58
мотивированное определение составлено 02 октября 2025 года
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М.
судей Терешиной Е.В., Шушкевич О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1668/2024 по иску Б. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, казенному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центроспас-Югория" о возложении обязанности включить периоды работы в страховой и специальный стаж, предоставить в пенсионный орган сведения о трудовой деятельности в должности пожарного,
по кассационной жалобе Б. на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02 августа 2024 года, дополнительное решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 января 2025 года, и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15 апреля 2025 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Терешиной Е.В. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Б. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, казенному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центроспас-Югория" о возложении обязанности по включению в общий страховой и специальный стаж (работа в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, работа в плавсоставе) период трудовой деятельности: с 01 августа 1994 года по 31 января 1997 года (2 года 6 месяцев) - Госпредприятие "Хантымансийскнефтепродукт" (работа в должности рулевого-моториста на теплоходе "Спартак"); с 30 декабря 2000 года по 12 апреля 2001 года (3 месяца 14 дней) - Комитет природных ресурсов по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (работа в должности механика, I помощника капитана теплохода); с 13 апреля 2001 года по 18 марта 2002 года (11 месяцев 6 дней) - Управление по охране окружающей природной среды Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (работа на должности рулевого моториста теплохода "Родник-2"); включить в общий страховой и специальный стаж (работа в противопожарной службе, работа в местности, приравненной к районам Крайнего Севера) периоды трудовой деятельности: с 09 августа 2003 года по 11 сентября 2003 года (1 месяц 4 дней) - 75 ПЧ УГПС МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (работа в должности пожарного ПЧ 75); с 12 сентября 2003 года по 26 февраля 2006 года (2 года 5 месяцев 15 дней) - 75 ПЧ УГПС МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (работа в должности пожарного ПЧ 75); с 01 марта 2006 года по 31 декабря 2008 года (2 года 10 месяцев) - Государственное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центроспас-Югория" (работа в должности пожарного); 01 января 2009 года по 31 декабря 2019 года (11 лет) - Государственное учреждение "Центр управления силами федеральной противопожарной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре" (работа в должности пожарного).
Решением Ханты-Мансийского районного суда от 02 августа 2024 года исковые требования Б. удовлетворены частично.
На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре возложена обязанность включить Б. в общий страховой стаж и специальный стаж (работа в местности, приравненной к районам Крайнего Севера) период работы с 01 августа 1994 года по 31 января 1997 года в Государственном предприятии "Ханты-Мансийскнефтепродукт" в должности рулевого моториста на теплоходе "Спартак".
В удовлетворении исковых требований Б. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, казенному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центроспас-Югория" об обязании предоставить в пенсионный орган сведения о трудовой деятельности в должности пожарного (код особых условий труда 27-ПЖ), отказано.
Дополнительным решением Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 января 2025 года исковые требования Б. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о включении в общий страховой и специальный стаж (работа в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, работа в плавсоставе) периода работы с 30 декабря 2000 года по 12 апреля 2001 года в Комитете природных ресурсов по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в должности механика, I помощника капитана теплохода, а также периода работы с 13 апреля 2001 года по 18 марта 2002 года в Управлении по охране окружающей природной среды Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в должности рулевого моториста теплохода "Родник-2", оставлены без удовлетворения.
Исковые требования Б. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о включении в общий страховой и специальный стаж (работа в противопожарной службе, работа в местности, приравненной к районам Крайнего Севера) периода работы с 09 августа 2003 года по 11 сентября 2003 года в 75 ПЧ УГПС МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в должности пожарного, оставлены без удовлетворения.
Исковые требования Б. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о включении в общий страховой и специальный стаж (работа в противопожарной службе, работа в местности, приравненной к районам Крайнего Севера) периода трудовой деятельности с 12 сентября 2003 года по 26 февраля 2006 года в 75 ПЧ УГПС МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в должности пожарного, удовлетворены частично. На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре возложена обязанность включить Б. в общий страховой стаж и специальный стаж (работа в местности, приравненной к районам Крайнего Севера) период работы с 12 сентября 2003 года по 26 февраля 2006 года в 75 ПЧ УГПС МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре.
Апелляционный определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15 апреля 2025 года решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02 августа 2024 года, дополнительное решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 января 2025 года оставлены без изменения.
В кассационной жалобе Б. ставит вопрос об отмене решения Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02 августа 2024 года, дополнительное решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 января 2025 года, и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15 апреля 2025 года в части отказа во включении в специальный страховой стаж периодов трудовой деятельности: с 30 декабря 2000 года по 12 апреля 2001 года в Комитете природных ресурсов по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в должности механика, I помощника капитана теплохода, с 13 апреля 2001 года по 18 марта 2002 года в Управлении по охране окружающей природной среды Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в должности рулевого моториста теплохода "Родник-2", с 09 августа 2003 года по 11 сентября 2003 года в 75 ПЧ УГПС МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в должности пожарного ПЧ 75, с 12 сентября 2003 года по 26 февраля 2006 года в 75 ПЧ УГПС МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в должности пожарного ПЧ 75, с 01 марта 2006 года по 31 декабря 2008 года в Государственном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центроспас-Югория" в должности пожарного, с 01 марта 2006 года по 31 декабря 2009 года, с 01 июля 2010 года по 31 декабря 2013 года в Государственном учреждении "Центр управления силами федеральной противопожарной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре" в должности пожарного, ссылаясь на их незаконность.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о дате, месте и времени рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с
частью 3 статьи 167,
частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с
частью 1 статьи 3976 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
В соответствии с
частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Б., <данные изъяты> года рождения, зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 01 февраля 1999 года.
15 февраля 2024 года Б., <данные изъяты>, обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре с заявлением о назначении пенсии на основании
пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа от 21 февраля 2024 года N 280 Б. отказано в назначении досрочной страховой пенсии на основании
пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Из расчета страхового и специального (работа в условиях местности приравненной к районам Крайнего Севера, плавсостав) стажа исключены периоды: с 01 августа 1994 года по 31 января 1997 года в Госпредприятии "Хантымансийск нефтепродукт" (в трудовой книжке на титульном листе отсутствует заверяющая печать организации, согласно поступивших в адрес Отделения справок от 19 мая 2022 года N С-110, выданной архивным отделом администрации Ханты-Мансийского района - документы организации на хранение не поступали, от 23 мая 2022 года N 28/01-Исх-914, выданной КУ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Государственный архив Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" - документы организации на хранение не поступали); с 01 апреля 2013 года по 02 апреля 2013 года, с 01 июля 2014 года по 02 июля 2014 года - отпуска без сохранения заработной платы по сведениям выписки из индивидуального лицевого счета.
Из расчета специального (плавсостав, работа в условиях местности приравненной к районам Крайнего Севера, плавсостав) стажа исключен период с 13 апреля 2001 года по 31 декабря 2001 года, так как согласно справки Природнадзора Югры от 21 июня 2022 года N 31-02-4643 судно ("Родник 2" тип "Ярославец") использовалось для служебно-разъездной деятельности.
Из расчета специального (работа в условиях местности приравненной к районам Крайнего Севера, плавсостав) стажа исключены периоды: с 15 февраля 2010 года по 30 апреля 2010 года, с 01 мая 2013 года по 23 мая 2013 года, с 03 апреля 2016 года по 17 апреля 2016 года, поскольку в выписке из индивидуального лицевого счета отсутствуют сведения о территориальных условиях труда.
Из расчета специального (работа в противопожарной службе) стажа исключены периоды: с 01 марта 2006 года по 14 февраля 2010 года, с 01 мая 2010 года по 31 марта 2013 года, с 03 апреля по 30 апреля 2013 года, с 24 мая 2013 года по 30 июня 2014 года, с 03 июля 2014 года по 02 апреля 2016 года, с 18 апреля 2016 года по 31 декабря 2019 года, так как в выписке из индивидуального лицевого счета отсутствует код особых условий труда (27-ПЖ) и нет документов, подтверждающих льготный характер работы.
По представленным документам и сведениям индивидуального (персонифицированного) учета стаж на дату подачи заявления составил 27 лет 11 месяцев 04 дней, специальный (работа в условиях местности, приравненной к районам Крайнего Севера) - 23 года 07 месяцев 03 дня, стаж работы в противопожарной службе - 04 года 00 месяцев 01 день. Возраст на дату подачи заявления - 50 лет. При имеющихся условиях право на досрочную страховую пенсию по старости у Б. в соответствии с
пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" отсутствует. Право на назначение страховой пенсии у Б. при имеющемся страховом и специальном стаже работы возникает по достижении возраста 60 лет, т.е. с 20 декабря 2033 года в соответствии с
пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа от 01 августа 2024 года N 115 Б. отказано в назначении досрочной страховой пенсии на основании
пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Периоды с 01 августа 1994 года по 31 января 1997 года, с 01 апреля 2013 года по 02 апреля 2013 года не учтены в страховой и специальный (работа в условиях местности приравненной к районам Крайнего Севера, плавсостав) стаж; с 01 апреля 2000 года по 30 июня 2000 года - в выписке из индивидуального лицевого счета отсутствуют сведения о стаже. Из расчета специального (плавсостав, работа в условиях местности приравненной к районам Крайнего Севера, плавсостав) стажа исключен период с 13 апреля 2001 года по 31 декабря 2001 года. Из расчета специального (работа в условиях местности приравненной к районам Крайнего Севера, плавсостав) стажа исключены периоды: с 15 февраля 2010 года по 30 апреля 2010 года. Из расчета специального (работа в противопожарной службе) стажа исключены периоды: с 01 марта 2006 года по 31 декабря 2009 года, с 01 января 2010 года по 31 января 2010 года, с 01 февраля 2010 года по 31 декабря 2013 года. По имеющимся документам и сведениям индивидуального (персонифицированного) учета стаж составляет: страховой - 28 лет 02 месяцев 27 дней; специальный (работа в условиях местности, приравненной к районам Крайнего Севера - 24 года 03 месяца 05 дней; стаж работы в противопожарной службе - 10 лет 02 месяца 17 дней. При данных условиях право на досрочную страховую пенсию по старости у Б. в соответствии с
пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" отсутствует.
Разрешая спор и удовлетворяя требование в части включения в общий страховой стаж и специальный стаж (работа в местности, приравненной к районам Крайнего Севера) периода работы с 01 августа 1994 года по 31 января 1997 года в Государственном предприятии "Ханты-Мансийскнефтепродукт", суд первой инстанции исходил из того, что факт осуществления трудовой деятельности в должности рулевого моториста на теплоходе "Спартак" в Государственном предприятии "Ханты-Мансийскнефтепродукт" в спорный период подтверждается записями, внесенными в трудовую книжку AT-VI N 0369206 на имя Б.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований в части включения в специальный стаж по
пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периода работы с 01 марта 2006 года по 31 декабря 2008 года в казенном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центроспас-Югория", суд первой инстанции исходил из того, что истец в спорный период являлся работником противопожарной службы субъекта Российской Федерации (Ханты-Мансийского автономного округа - Югры),
пункт 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не предусматривает возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим в противопожарной службе субъекта Российской Федерации, правом на назначение досрочной страховой пенсии обладают только сотрудники федеральной противопожарной службы, а в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что в данный период работы истца пожарная часть входила в федеральную противопожарную службу и ее финансирование осуществлялось за счет федерального бюджета.
Разрешая требование истца о включении в специальный стаж по
пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периода работы с 01 января 2009 года по 31 декабря 2019 года, суд первой инстанции установил, что истец с 01 января 2009 года переведен в Государственное учреждение "Центр управления силами федеральной противопожарной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре" на должность командира отделения в отдельный пост 75-й пожарной
части 7 ОФПС ЦУКС МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (приказом МЧС России от 22 октября 2009 года N 604 Государственное учреждение "Центр управления силами федеральной противопожарной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре" 01 января 2010 года переименовано в ГУ "ЦУКС МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре"). В связи с реорганизацией с 01 февраля 2010 года 7 ОФПС ЦУКС МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в форме выделения из ЦУКС МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре приказом 7 ОФПС N 95-к от 01 февраля 2010 года Б. переведен на должность командира отделения в отдельный пост 75-й пожарной части 7 ОФПС по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре. Приказом ФГКУ "7 ОФПС по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре" N 213-ок от 30 декабря 2014 года Б. переведен на должность командира отделения 132 пожарной части ФГКУ "7 ОФПС по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре" с 01 января 2015 года. Приказом ФГКУ "7 ОФПС по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре" от 03 декабря 2019 года N 186-ок трудовой договор с Б. прекращен 31 декабря 2019 года в соответствии с
пунктом 5 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с переходом работника с его согласия на работу к другому работодателю.
Установив, что код льготы в период с октября 2014 года по 31 декабря 2019 года в выписке по лицевому счету не указан, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований в части включения в специальный стаж по
пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периода работы с 01 января 2009 года по 31 декабря 2019 года.
Отказывая в удовлетворении требований истца о включении в специальный стаж по
пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периода работы с 09 августа 2003 года по 11 сентября 2003 года, с 12 сентября 2003 года по 26 февраля 2006 года, суд первой инстанции руководствовался
Указом Президента Российской Федерации от 09 ноября 2001 года N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности", исходил из того, что до 01 января 2005 года отсутствовало разделение Государственной противопожарной службы на федеральную и государственную противопожарную службу субъектов Российской Федерации, пришел к выводу об отсутствии доказательств подтверждающих возможность включения спорных периодов в специальный страховой стаж истца, а в период с 12 сентября 2003 года по 26 февраля 2006 года истец являлся работником противопожарной службы субъекта Российской Федерации.
Суд первой инстанции, установив, что в выписке из лицевого счета учтены сведения об общем стаже работы истца в период с 09 августа 2003 года по 11 сентября 2003 года, с указанием работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, пришел к выводу об удовлетворении требований в части включения в общий страховой стаж и специальный стаж (работа в местности, приравненной к районам Крайнего Севера) периода работы с 12 сентября 2003 года по 26 февраля 2006 года в 75 ПЧ УГПС МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части учета работы в плавсоставе с 30 декабря 2000 года по 12 апреля 2001 года в Комитете природных ресурсов по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, суд первой инстанции исходил из отсутствия документов, подтверждающих характер и условия работы в плавсоставе и на судах, относящихся по типу к судам, предусмотренным
пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", не относящихся к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части учета работы в плавсоставе с 13 апреля 2001 года по 18 марта 2002 года, суд первой инстанции исходил из того, что Б. работал в Управлении по охране окружающей природной среды Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в качестве рулевого моториста теплохода "Родник-2" с 13 апреля 2001 года по 18 марта 2002 года, при этом судно "Родник-2" тип "Ярославец" в 2001 году использовалось для служебно-разъездной деятельности, а должность рулевого моториста теплохода "Родник-2" не относится к плавсоставу, дающему право на льготное пенсионное обеспечение.
Суд первой инстанции, установив, что в выписке из лицевого счета учтены сведения об общем стаже работы истца в период с 13 апреля 2001 года по 31 декабря 2001 года и с 01 января 2002 года по 18 марта 2002 года, с указанием работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований в части включения в общий страховой стаж и специальный стаж (работа в местности, приравненной к районам Крайнего Севера) данных периодов работы.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы истца, согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов об отсутствии оснований для включения в специальный стаж по
пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периода работы с 01 марта 2006 года по 31 декабря 2008 года в казенном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центроспас-Югория", по
пункту 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" - периодов работы с 30 декабря 2000 года по 12 апреля 2001 года в Комитете природных ресурсов по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в должности механика, I помощника капитана теплохода, с 13 апреля 2001 года по 18 марта 2001 года в Управлении по охране окружающей природной среды Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в качестве рулевого моториста теплохода "Родник-2".
В силу
пункта 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной
пунктами 1 -
10 и
16 -
18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет (
часть 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Согласно Списку N 2 от 26 января 1991 года (позиция 23003010, подраздел 3 "Морской и речной флот", раздел XXVIII "Транспорт") правом на досрочное назначение пенсии по старости пользуется плавающий состав: машинная команда судов служебно-вспомогательного флота и судов портового флота, постоянно работающих на акватории порта (за исключением служебно-разъездных, пригородных и внутригородского сообщения), в частности машинисты всех наименований, мотористы всех наименований, механики и их помощники, главные и старшие механики, электромеханики и их помощники, электромеханики старшие.
Оценивая записи в трудовой книжке Б., суды пришли к верному выводу о том, что они льготный характер трудовой деятельности в спорные периоды не подтверждают. Проанализировав содержание справки Управления Роспотребнадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 16 июня 2006 года, справки Природнадзора Югры от 21 июня 2022 года, с учетом сведений, содержащихся в индивидуальном лицевом счете Б., суды пришли к верному выводу о том, что Б. не подтвержден особый характер работы в режиме полного рабочего времени в плавсоставе, работа в котором предоставляет право на досрочное пенсионное обеспечение. Судами обоснованно указано, что судно "Родник-2" тип "Ярославец" в 2001 году использовалось для служебно-разъездной деятельности, а должность рулевого моториста теплохода "Родник-2" не относится к плавсоставу, дающему право на льготное пенсионное обеспечение.
При таких обстоятельствах, у судов отсутствовали законные основания для включения в специальный стаж истца по
пункту 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" - периодов работы с 30 декабря 2000 года по 12 апреля 2001 года в Комитете природных ресурсов по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в должности механика, I помощника капитана теплохода, с 13 апреля 2001 года по 18 марта 2001 года в Управлении по охране окружающей природной среды Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в качестве рулевого моториста теплохода "Родник-2", что соответствует фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с
пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного
статьей 8 Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с
частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений
статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято
постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Подпунктом "л" пункта 1 этого постановления установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, применяется
Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года N 437, (далее - Список).
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года N 437 "Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных
Списком, утвержденным данным Постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Из названных нормативных правовых актов следует, что правом на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с
пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" пользуются работники Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а до создания этой службы работники Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации, исходя из должностей, предусмотренных Списком. На работников противопожарной службы, финансируемых за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, право на досрочное пенсионное обеспечение не распространяется.
Установив, что с 01 марта 2006 года по 31 декабря 2008 года истец работал в должности пожарного 8 разряда, командира отделения в филиале казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центроспас-Югория" по Ханты-Мансийскому району, учредителем которого является Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, суды пришли к правильному выводу об отсутствии у пенсионного органа правовых оснований для зачета данного периода в специальный стаж по
пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Несогласие заявителя кассационной жалобы с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов не подпадает под приведенный в
статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исчерпывающий перечень оснований к пересмотру вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции считает, что судами первой и апелляционной инстанций при разрешении требований Б. о включении в специальный страховой стаж периодов работы с 09 августа 2003 года по 11 сентября 2003 года и с 12 сентября 2003 года по 26 февраля 2006 года в должности пожарного ПЧ-75 Управления Государственной противопожарной службы МЧС России Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, с 01 января 2009 года по 31 декабря 2019 года в должности пожарного в Государственном учреждении "Центр управления силами федеральной противопожарной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре нормы материального права применены неправильно.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется
ст. 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со
статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с
пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного
статьей 8 Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Аналогичный порядок назначения пенсий был предусмотрен
пунктом 18 части 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно
статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" право на досрочное назначение пенсии по старости возникает у мужчин и женщин по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел Российской Федерации).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (
часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (
часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с
пунктом 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации (
часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений
статьи 30 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято
Постановление от 18 июня 2002 года N 437 "Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Список, утвержденный данным документом, применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в порядке, установленном
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года N 437 установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных
Списком, утвержденным настоящим Постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Согласно упомянутому Списку правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости пользуются пожарные, командира отделения.
В соответствии со
статьями 4 и
5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", в редакции, действовавшей до 01 января 2005 года, пожарная охрана подразделялась на Государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.
В соответствии с
Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба МВД России была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России. Сотрудники указанной противопожарной службы имели право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года в вышеуказанный Федеральный закон были внесены изменения, вступившие в законную силу с 01 января 2005 года, в соответствии с которыми Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, подлежащую созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
На федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"
(статья 16), Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года N 868
(пункт 8) и Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 года N 385
(пункт 6), возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.
На противопожарную службу субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"
(статья 18) и Федеральным законом от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
(статья 263) возлагается организация тушения пожаров в границах соответствующего субъекта Российской Федерации за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей.
Таким образом, деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Учитывая, что в силу
пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правом на досрочную страховую пенсию обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, то есть только сотрудники федеральной противопожарной службы, тогда как сотрудники противопожарной службы субъектов Российской Федерации правом на назначение пенсии по
пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не обладают.
Федеральным
законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ в Федеральный
закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" были внесены изменения, вступившие в законную силу с 01 января 2005 года. В соответствии с указанными изменениями Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 27 января 2006 года N 47 в целях реализации
постановления Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 года N 385 "О федеральной противопожарной службе" утвержден перечень подразделений федеральной противопожарной службы (далее - ФПС), являющихся юридическими лицами с организационно-правовой формой федерального государственного учреждения (государственного учреждения).
В перечне подразделений федеральной противопожарной службы, являющихся юридическими лицами, организационно-правовая форма которых - федеральное государственное учреждение (государственное учреждение) (приложение N 1 к приказу МЧС России от 27 января 2006 года N 47) значится, в том числе, Государственное учреждение "Центр управления силами федеральной противопожарной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре" (г. Ханты-Мансийск).
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда, изложенной в
Определении от 05 февраля 2009 года N 552-О-О, досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Поскольку изменения, с учетом которых Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, вступили в силу только с 01 января 2005 года, следует признать не основанным на законе вывод судов об отсутствии оснований для включения в специальный страховой стаж спорных периодов работы истца до вступления в силу указанных изменений правового регулирования и разделения Государственной противопожарной службы на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации.
Выводы судов о том, что истец являлся работником Государственной противопожарной службы субъекта Российской Федерации в период с 01 января 2009 года по 31 декабря 2019 года, также нельзя признать верным, поскольку Государственное учреждение "Центр управления силами федеральной противопожарной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре" отнесено к подразделениям федеральной противопожарной службы, являющихся юридическими лицами, организационно-правовая форма которых - федеральное государственное учреждение (государственное учреждение) (приказ МЧС России от 27 января 2006 года N 47). При этом оставлено без внимания и должной оценки, Главное управление МЧС России по о Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, подтверждает факт работы истца в период с 01 января 2009 года по 31 декабря 2019 года в федеральной противопожарной службе, в связи с чем внесена корректировка сведений, с указанием кода особых условий (27-ПЖ), в 2014 году по результатам специальной оценки условий труда по категории должности командир отделения установлен итоговый класс (подкласс) условий труда 4.
При этом судом апелляционной инстанции не дана правовая оценка действиям пенсионного органа по непринятию от Главного управления МЧС России по о Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре расчетов по страховым взносам за 2014-2016 годы и за 2017-2018 годы, скорректированные на сумму взносов по дополнительному тарифу с облагаемых сумм Б., суд фактически согласился с позицией Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, изложенной в ответе от 02 апреля 2025 года N 7394-28/12948.
Приходя к выводу о том, что в период с 12 сентября 2003 года по 27 февраля 2006 года Б. находился на службе в органах внутренних дел, в том числе в Ханты-Мансийском автономном округе, суды не мотивировали вывод, ограничившись формальной ссылкой на то, что спорный период не подлежит включению в специальный стаж (работа в противопожарной службе).
Таким образом, для правильного разрешения спора в части требований истца о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании
пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периода его работы с 09 августа 2003 года по 11 сентября 2003 года, с 12 сентября 2003 года по 26 февраля 2006 года, с 01 января 2009 года по 31 декабря 2019 года, юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими установлению, являются установление факта подтверждения спорных периодов работы до и после вступления в силу указанных изменений правового регулирования и разделения Государственной противопожарной службы на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации на должностях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, установление факта работы истца на должностях федеральной противопожарной службы.
Согласно
части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Согласно
абзацу 2 части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных
главой 39 данного Кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (
пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
В силу
части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Частью 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.
Согласно разъяснениям, содержащимся в
пунктах 2 и
3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (
статьи 55,
59 -
61,
67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В силу положений
статей 67,
71,
195 -
198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Данные требования в силу
абзаца 2 части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции.
Таким образом, апелляционное определение также должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к решению суда
статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, то есть должно быть законным и обоснованным.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает необходимым отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение в части отказа в удовлетворении требований Б. о включении в специальный страховой стаж истца периодов работы с 09 августа 2003 года по 11 сентября 2003 года и с 12 сентября 2003 года по 26 февраля 2006 года в должности пожарного ПЧ-75 Управления Государственной противопожарной службы МЧС России Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, с 01 января 2009 года по 31 декабря 2019 года в должности пожарного в Государственном учреждении "Центр управления силами федеральной противопожарной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре" и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суд следует учесть изложенное и разрешить дело в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные отношения, установленными обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь
статьями 390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02 августа 2024 года, дополнительное решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 января 2025 года, и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15 апреля 2025 года в части отказа в удовлетворении требований Б. о включении в специальный страховой стаж истца периодов работы с 09 августа 2003 года по 11 сентября 2003 года и с 12 сентября 2003 года по 26 февраля 2006 года в должности пожарного ПЧ-75 Управления Государственной противопожарной службы МЧС России Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, с 01 января 2009 года по 31 декабря 2019 года в должности пожарного в Государственном учреждении "Центр управления силами федеральной противопожарной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре" отменить.
Дело в отмененной части направить на новое рассмотрение в Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
В остальной части решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02 августа 2024 года, дополнительное решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 января 2025 года, и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15 апреля 2025 года оставить без изменения, кассационную жалобу Б. в части - без удовлетворения.