Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 29.09.2025 по 01.11.2025) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 08.09.2025 по делу N 88-22875/2025 (УИД 71RS0029-01-2024-005547-62)
Процессуальные вопросы: Принято определение об отказе в разъяснении решения.
Решение: Определение оставлено без изменения.
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 08.09.2025 по делу N 88-22875/2025 (УИД 71RS0029-01-2024-005547-62)
Процессуальные вопросы: Принято определение об отказе в разъяснении решения.
Решение: Определение оставлено без изменения.
ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 сентября 2025 г. по делу N 88-22875/2025
N 2-197/2009(13-1519/2024)
УИД 71RS0029-01-2024-005547-62
Первый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Земсковой Н.В.,
рассмотрев единолично кассационную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Тульской области на определение Центрального районного суда г. Тула от 15 ноября 2024 г. и апелляционное определение Тульского областного суда от 30 апреля 2025 г. об отказе в разъяснении решения Центрального районного суда г. Тулы от 22 июня 2009 г. по делу по иску П. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Тульской области о возмещении вреда здоровью
установил:
Решением Центрального районного суда г. Тулы от 22 июня 2009 г., оставленным без изменения кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 6 августа 2009 г., исковые требования П. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Тульской области (далее - УФСИН России по Тульской области), УВД по Тульской области о возмещении вреда, причиненного здоровью, удовлетворены частично. С УФСИН России по Тульской области в пользу П. взысканы единовременно недополученную сумму возмещения вреда здоровью за период с 10 июля 2005 г. по 31 мая 2009 г. в размере 482 624 руб. 04 коп., судебные расходы в размере 10 360 руб. 91 коп. Возложил на УФСИН России по Тульской области обязанность назначить и выплачивать с 1 июня 2009 г. П. ежемесячную сумму возмещения вреда здоровью в размере 13 080 руб. 80 коп. В остальной части требований отказано.
22 октября 2024 г. УФСИН России по Тульской области обратилось с заявлением о разъяснении решения Центрального районного суда г. Тулы от 22 июня 2009 г., ссылаясь на необходимость разъяснения каким законодательством (действующим при принятии решения суда или действующим в настоящее время Федеральным
законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") необходимо руководствоваться при выплате П. компенсации (с учетом индексации) в счет возмещения вреда здоровью.
Определением Центрального районного суда г. Тула от 15 ноября 2024 г., оставленным без изменения апелляционным определением Тульского областного суда от 30 апреля 2025 г., в удовлетворении заявления УФСИН России по Тульской области о разъяснении решения Центрального районного суда г. Тулы от 22 июня 2009 г. отказано.
В кассационной жалобе УФСИН России по Тульской области просит отменить определение Центрального районного суда г. Тула от 15 ноября 2024 г. и апелляционное определение Тульского областного суда от 30 апреля 2025 г., ввиду нарушения и неправильного применения судами норм процессуального права.
В силу положений
части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная жалоба подлежит рассмотрению судьей единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены судебных постановлений по доводам жалобы.
В соответствии со
статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Как следует из материалов дела, решением Центрального районного суда г. Тулы от 22 июня 2009 г. с УФСИН России по Тульской области в пользу П. взысканы единовременно недополученную сумму возмещения вреда здоровью за период с 10 июля 2005 г. по 31 мая 2009 г. в размере 482 624 руб. 04 коп., на УФСИН России по Тульской области возложена обязанность назначить и выплачивать с 1 июня 2009 г. П. ежемесячную сумму возмещения вреда здоровью в размере 13 080 руб. 80 коп. Указанным решением установлено, что с 26 ноября 2002 г., с момента внесения изменений в
статью 318 Гражданского кодекса Российской Федерации и некоторые статьи части второй Гражданского
кодекса Российской Федерации, сумма выплачиваемая гражданину в возмещение причиненного вреда жизни и здоровью, индексируется с учетом уровня цен инфляции.
С 1 июня 2009 г. П. в рамках исполнения решения суда от 22 сентября 2009 г. производятся выплаты, которые неоднократно индексировались на основании решений судов, в частности решением Центрального районного суда г. Тулы от 5 апреля 2022 г. сумма выплаты установлена в размере 35 009 руб.
Отказывая в удовлетворении заявления УФСИН России по Тульской области о разъяснении исполнения решения суда, суд первой инстанции исходил из того, что никаких правовых и фактических оснований для разъяснения судебного акта объективно не имеется, поскольку никаких неясностей решение суда не содержит, доказательств невозможности или затруднительности исполнения судебного постановления не представлено, фактически заявленные требования направлены на прекращение индексации присужденных истцу сумм возмещения вреда здоровью и изменяют содержание, вступившего в законную силу судебного акта, что является недопустимым.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции, указав, что решение суда никаких неясностей и неточностей не содержит, внесение изменений в действующее законодательство не свидетельствует о невозможности или затруднительности исполнения судебного акта, при том, что ответчик с учетом разъяснений законодателя имеет возможность самостоятельно определить какой редакцией Федерального закона необходимо руководствоваться при исчислении П. ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью.
В судебных постановлениях приведены нормы материального и процессуального права (
статьи 2,
12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральный
закон от 1 мая 2016 г. N 125-ФЗ "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
статьи 13,
202,
203.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), подлежащие применению к спорным отношениям, с учетом разъяснений, данных в постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г.
N 23 "О судебном решении", от 26 января 2010 г.
N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина", а также результаты оценки доказательств по правилам
статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, на основании которых пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для разъяснения решения суда, поскольку решение суда никаких неясностей и неточностей не содержит.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствующими установленным по делу обстоятельствам, сделанными при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения сторон, судом определены юридически значимые обстоятельства, представленные доказательства являлись предметом исследования и оценки.
Вопреки доводам кассационной жалобы суды правомерно исходили из отсутствия оснований для разъяснения решения суда, поскольку оно, изложено в достаточно четкой, ясной и последовательной форме, не допускающей двусмысленного толкования, и не содержит неясностей, неточностей относительно заявленных требований. Вопрос, о разъяснении которого требует заявитель, не связан с наличием каких-либо неясностей и неточностей в тексте решения суда, в поданном заявлении фактически ставится вопрос не о разъяснении решения суда, а о внесении изменений в содержание судебного акта путем указания порядка индексации присужденных П. денежной суммы в счет возмещения вреда здоровью с учетом требований действующего в настоящее время законодательства.
Судом апелляционной инстанции обоснованно указано, что законодатель, внося изменения в Федеральный
закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрел возможную правовую неопределенность при исполнении решения суда и четко указал, что применение той или иной нормы зависит от рассчитанного размера ежемесячной денежной компенсации. В случае если рассчитанная ежемесячная денежная компенсация на основании
части 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" превышает размер ежемесячной денежной компенсации, исчисленной в соответствии с редакцией настоящего Федерального
закона, то она выплачивается в размере, который причитался гражданину до дня вступления в силу указанного Федерального
закона, соответственно, если указанная сумма меньше - подлежит расчету с учетом изменений, внесенных в Федеральный
закон.
УФСИН России по Тульской области, с учетом разъяснений законодателя имеет возможность самостоятельно определить какой редакцией Федерального закона необходимо руководствоваться при исчислении П. ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью.
Не являются основанием для отмены судебных постановлений доводы кассационной жалобы относительно того, что сумма ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемая П. в размере 35 009 руб. на основании решения Центрального районного суда г. Тулы от 5 апреля 2022 г., значительно превышает размер ежемесячной денежной компенсации, исчисленной в соответствии с
частью 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", лицам, уволенным с аналогично должности, стажем службы и группы инвалидности, поскольку не свидетельствует о наличии оснований для разъяснения решения суда от 22 сентября 2009 г. ввиду наличия каких-либо неясностей и неточностей в тексте решения суда; фактически указанные доводы выражают несогласие с решением Центрального районного суда г. Тулы от 5 апреля 2022 г., которым установлен размер ежемесячной денежной компенсации П.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, не допущено.
При таких обстоятельствах предусмотренных
статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь
статьями 390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
определение Центрального районного суда г. Тула от 15 ноября 2024 г. и апелляционное определение Тульского областного суда от 30 апреля 2025 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Тульской области - без удовлетворения.