Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 29.09.2025 по 01.11.2025) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным
определением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 31.07.2025 N 88а-18827/2025 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Ярославского областного суда от 21.03.2025 N 33а-1065/2025 (УИД 76RS0014-01-2024-003438-75)
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: О признании незаконными бездействия, выразившегося в невключении информации в градостроительный план земельного участка, градостроительного плана земельного участка.
Обстоятельства: У ответчика отсутствовали основания отражать в градостроительном плане земельного участка сведения о планируемом строительстве на смежном земельном участке.
Решение: Отказано.
Апелляционное определение Ярославского областного суда от 21.03.2025 N 33а-1065/2025 (УИД 76RS0014-01-2024-003438-75)
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: О признании незаконными бездействия, выразившегося в невключении информации в градостроительный план земельного участка, градостроительного плана земельного участка.
Обстоятельства: У ответчика отсутствовали основания отражать в градостроительном плане земельного участка сведения о планируемом строительстве на смежном земельном участке.
Решение: Отказано.
ЯРОСЛАВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 марта 2025 г. N 33а-1065/2025
УИД: 76RS0014-01-2024-003438-75
Судья Воробьева В.В. | Дело N 2а-4600/2024 |
Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе:
председательствующего судьи Громовой А.Ю.,
судей Бодрова Д.М., Куклевой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сулеймановой Т.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Т., представителя Е. по доверенности К. на решение Кировского районного суда города Ярославля от 13 ноября 2024 г. по административному делу N 2а-4600/2024 по административному исковому заявлению Т. к Департаменту градостроительства мэрии города Ярославля о признании незаконными бездействия, градостроительного плана земельного участку.
Заслушав доклад судьи Куклевой Ю.В., выслушав представителя Т. по доверенности Д. в поддержание доводов жалобы, представителя заинтересованных лиц Е. и Общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Яковлевское" по доверенностям К., заявившего отказ от апелляционной жалобы Е., а также возражавшего по доводам апелляционной жалобы Т., судебная коллегия
установила:
Т. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту градостроительства мэрии города Ярославля, в котором с учетом уточненного административного иска просил признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся во невключении в градостроительный план земельного участка (далее - ГПЗУ) N на земельный участок с кадастровым номером N информации о месте и зоне расположения и строительстве индивидуального жилого дома Т., согласно схеме, и в соответствии с уведомлением о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве и реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 1 сентября 2021 г. за N; признать незаконным ГПЗУ N на земельный участок с кадастровым номером N по адресу: <адрес> в части невнесения в него информации о выданном уведомлении от 1 сентября 2021 г. N о планируемых строительстве индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта Т. в соответствии со схемой размещения; восстановить нарушенные, права и законные интересы истца путем внесения в ГПЗУ на земельный участок с кадастровым номером N сведений в соответствии с уведомлением от 1 сентября 2021 г. N.
В обоснование административного иска указано, что истец, инвалид <данные изъяты> группы, является собственником земельного участка с кадастровым номером N по адресу: <адрес> 1 сентября 2021 г. получил уведомление N о соответствии планируемого строительства индивидуального жилого дома, начал строительство дома 5 апреля 2023 г. Позднее на смежном участке был построен многоквартирный жилой дом, стена которого находится в 1 метре от дома истца Полагает, что при строительстве многоквартирного дома на смежном земельном участке были нарушены пожарные нормы и правила. Истец первым подал документы на строительство жилого дома, первым стал возводить жилой дом. Административный ответчик выдал ГПЗУ на смежный земельный участок без учета уведомления Т., что и послужило причиной подготовки проектной документации без учета пожарных норм. Считает, что в ГПЗУ должна была быть включена информация об ограничениях строительства на смежном участке. Права Т. нарушаются, в случае пожара в будущем многоквартирном доме Т. может не успеть покинуть свой дом.
Решением Кировского районного суда города Ярославля от 13 ноября 2024 г. административные исковые требования Т. оставлены без удовлетворения.
С указанным решением не согласен административный истец и заинтересованное лицо Е.
В апелляционной жалобе Т. ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении требований. Доводы жалобы сводятся к неправильному определению обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильному применению норм материального права.
В апелляционной жалобе представителя Е. по доверенности К. ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения. Доводы жалобы сводятся к неправильному определению обстоятельств, имеющих значение для дела.
В письменных возражениях Департамент градостроительства мэрии города Ярославля просит апелляционные жалобы оставить без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме, в том числе по доводам жалобы истца, обсудив их, изучив письменные материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со
статьей 303 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) отказ от апелляционных жалобы, представления допускается до вынесения судом апелляционного определения. Заявление об отказе от апелляционных жалобы, представления подается в письменной форме в суд апелляционной инстанции.
Обсудив поступивший письменный отказ К., действующего в интересах Е. по доверенности, от апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что отказ от апелляционной жалобы подлежит принятию, а апелляционное производство по делу по данной апелляционной жалобе - прекращению.
Конституция Российской Федерации гарантирует право обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц
(статья 46).
По смыслу
статьей 218,
227 КАС РФ решения и действия (бездействие) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны соответственно недействительными, незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов.
При недоказанности хотя бы одного из названных условий заявление не может быть удовлетворено. При этом, условием для удовлетворения требований является факт нарушения прав заявителя, которое требует его пресечения и восстановления на момент рассмотрения дела.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований административного истца, суд совокупности таких условий не установил.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что со стороны Департамента градостроительства мэрии города Ярославля при подготовке и выдаче Е. ГПЗУ N нарушений действующего законодательства, влекущих его отмену, нарушение прав Т. не допущено. Тем самым, в рассматриваемом случае совокупность условий, установленных законом, необходимых для удовлетворения административного иска, отсутствует.
Суд первой инстанции исходил из того, что ГПЗУ должен содержать определенные сведения, предусмотренные
частью 3 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), при этом действующее законодательство не устанавливает требование о включении в градостроительный план земельного участка сведений в отношении смежного земельного участка и планируемом строительстве объекта недвижимости на нем. Градостроительный план содержит только сведения в отношении конкретного земельного участка, имеющие значение для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах конкретного земельного участка. Содержание ГПЗУ N от 22 марта 2023 г. указывает на то, что он отвечает указанным требования закона. У административного ответчика отсутствовали основания отражать в указанном ГПЗУ сведения о планируемом Т. строительстве на смежном земельном участке с кадастровым номером N, уведомление N от 1 сентября 2021 г. N
С выводом суда об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований судебная коллегия соглашается, находит его правильным, соответствующими обстоятельствам дела, а также закону.
В соответствии с
пунктом 4 части 1 статьи 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим
Кодексом.
Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в том числе утверждение генеральных планов муниципального, городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального, городского округа документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах городского округа, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных
ГрК РФ, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального, городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования муниципального, городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального, городского округа.
В соответствии с совокупностью положений
частей 1,
2 статьи 51,
статьи 52,
частей 2,
3 статьи 55 ГрК РФ градостроительный план земельного участка, на котором предполагается строительство (реконструкция) объекта капитального строительства, является необходимым документом при получении разрешения на строительство, реконструкцию. Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является безусловной обязанностью уполномоченного органа.
Положениями
главы 5 ГрК РФ регламентирован порядок планировки территории.
В соответствии с
частью 1 статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Согласно
части 1 статьи 46 ГрК РФ, решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории муниципального округа, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в
частях 2 -
4.2 и
5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления муниципального округа, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории. В случае подготовки документации по планировке территории заинтересованными лицами, указанными в
части 1.1 статьи 45 настоящего Кодекса, принятие органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления муниципального округа, органом местного самоуправления городского округа решения о подготовке документации по планировке территории не требуется.
В соответствии с
частью 10 статьи 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, комплексными схемами организации дорожного движения, требованиями по обеспечению эффективности организации дорожного движения, указанными в
части 1 статьи 11 Федерального закона "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, если иное не предусмотрено
частью 10.2 настоящей статьи.
Статьей 36 ГрК РФ установлено, что градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства
(часть 1).
Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования
(часть 3).
Согласно
части 1 статьи 30 ГрК РФ, правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В силу
части 6 статьи 30 ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: 1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; 2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; 2.1) требования к архитектурно-градостроительному облику объектов капитального строительства; 3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации; 4) расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если в границах территориальной зоны, применительно к которой устанавливается градостроительный регламент, предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории.
В соответствии со
статьей 57.3 ГрК РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка
(часть 1).
Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также информация о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения), предоставляемая правообладателями сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с
частью 7 настоящей статьи (часть 2).
В
части 3 статьи 57.3 ГрК РФ установлено, что в градостроительном плане земельного участка содержится информация: 1) о реквизитах проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утверждены проект планировки территории и (или) проект межевания территории; 2) о границах земельного участка и о кадастровом номере земельного участка (при его наличии) или в случаях, предусмотренных
частями 1.1 и
1.2 настоящей статьи, о границах образуемого земельного участка, указанных в утвержденной схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории; 3) о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при его наличии); 4) о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства; 5) об основных, условно разрешенных и вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка, установленных в соответствии с настоящим
Кодексом, иным федеральным законом; 6) о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, за исключением случаев выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается; 7) о требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке, установленных в соответствии с
частью 7 статьи 36 настоящего Кодекса, в случае выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается, за исключением случая, предусмотренного
пунктом 7.1 настоящей части; 7.1) о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных положением об особо охраняемых природных территориях, в случае выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, расположенного в границах особо охраняемой природной территории; 8) о расчетных показателях минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетных показателях максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории; 9) об ограничениях использования земельного участка, в том числе, если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий; 10) о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон; 11) о границах публичных сервитутов; 12) о номере и (или) наименовании элемента планировочной структуры, в границах которого расположен земельный участок; 13) о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, а также о расположенных в границах земельного участка сетях инженерно-технического обеспечения; 14) о наличии или отсутствии в границах земельного участка объектов культурного наследия, о границах территорий таких объектов; 15) о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения), определяемая с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, муниципального округа, городского округа (при их наличии), в состав которой входят сведения о максимальной нагрузке в возможных точках подключения (технологического присоединения) к таким сетям, а также сведения об организации, представившей данную информацию; 16) о реквизитах нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов, устанавливающих требования к благоустройству территории; 17) о красных линиях; 18) о требованиях к архитектурно-градостроительному облику объекта капитального строительства (при наличии); 19) о расположении земельного участка в границах территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии территории и (или) заключен договор о комплексном развитии территории.
Решением муниципалитета города Ярославля от 17 сентября 2009 г. N 201 утверждены Правила землепользования и застройки города Ярославля,
статьей 8 которых предусмотрено, что при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства правообладатели земельных участков обеспечивают выполнение требований, установленных
статьей 52 ГрК РФ.
Постановлением мэрии города Ярославля от 4 декабря 2009 г. N 4198 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 1 сентября 2021 г. Т. выдано уведомление N о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве и реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером N, расположенном по адресу: <адрес>
На основании заявления административного истца от 21 апреля 2021 г. N подготовлен градостроительный план земельного участка.
Е. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования: малоэтажная многоквартирная жилая застройка. На основании ее заявления от 22 февраля 2023 г. N подготовлен градостроительный план земельного участка.
Земельные участки с кадастровыми номерами N и N являются смежными по отношению друг к другу, имеют общую границу.
В соответствии с
частью 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с
частью 10 статьи 51 ГрК РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в части 7 указанной статьи документов.
21 июня 2023 г. Департаментом строительства Ярославской области выдано Е. разрешение на строительство N для строительства многоквартирного дома с инженерными коммуникациями на земельном участке с кадастровым номером N, количество этажей 5, в том числе 1 подземный. Оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство Департамент не усмотрел.
На основании договора аренды земельного участка от 1 апреля 2024 г. земельный участок с кадастровым номером N передан в аренду Обществу с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Яковлевское" для строительства многоквартирного жилого дома с инженерными коммуникациями в соответствии с разрешением на строительство N от 21 июня 2023 г.
Как усматривается из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером N свободен от застройки и зеленых насаждений территории. Градостроительный регламент территориальной зоны застройки малоэтажными жилыми домами (Ж.3).
Согласно Проекту зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) города Ярославля, утвержденному постановлением Правительства Ярославской области от 22 июня 2011 г. N 456-п, земельный участок расположен в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности, в подзоне 3Р3.3, на участке 3Р3.3.5, количество наземных этаже - 4.
Проектными решениями учтены требования ГПЗУ N от 22 февраля 2023 г., устанавливаемые к зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности 3Р3.3, участок 3Р3.3.5.: процент застройки не более 50%, высота здания от существующих натурных отметок поверхности земли не превышает до конька кровли - 15 метров, акцентов - 20 метров, до конца кровли - 18 метров. Максимальная отметка кровли здания у фронтона лестничной клетки (акцента) - 18 метров, отметка кирпичного ограждения кровли (условного карниза) - 15 метров, акцентов фронтонов - 16,5 метров, отступы не менее 1 метра.
Говоря о бездействии административного ответчика, административный истец ссылается на то, что сведения из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (далее - ИСОГД) в отношении земельного участка Т. должны были быть учтены при выдаче ГПЗУ Е.
В этой связи судебная коллегия обращает внимание на то, что градостроительный план, как один из видов документации по планировке территории, может быть выдан в отношении застроенной территории либо в отношении территории, предназначенной для строительства или реконструкции объектов капитального строительства. В последнем случае на основании градостроительного плана определяются основные параметры строительства необходимые для проектирования объекта и получения разрешения на строительство.
По существу градостроительный план земельного участка представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях, о возможности размещения на данном земельном участке объекта капитального строительства.
Вопреки позиции административного истца для удовлетворения его требований недостаточно одного только установления нарушения законодательства, такое нарушение в бесспорном отношении к самому административному истцу должно приводить к нарушению его прав; в то же время в системном толковании процессуального закона решение о признании бездействия незаконным - своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение о возложении на административного ответчика обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (
пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Таким образом, административное процессуальное законодательство исходит из того, что в условиях, когда отсутствует способ восстановления прав, либо когда такие права восстановлены до принятия решения судом, оснований для удовлетворения отсутствуют.
Каких-либо объективных данных, свидетельствующих о бездействии административного ответчика, материалы дела не содержат.
Несогласие Т. с избранными должностными лицами действиями, в том числе по выдаче ГПЗУ Е., их последовательностью не является основанием для вывода о незаконном бездействии административного ответчика.
Ссылка административного истца на то, что из-за проблемы в подгруздке программы, в результате которой ГПЗУ не содержало информации о выданном ему уведомлении о соответствии, не является основанием для отмены решения.
Материалами дела подтверждается и не оспаривалось сторонами, что в нарушение требований
статьи 56 ГрК РФ,
постановления Правительства Российской Федерации от 26 августа 2023 г. N 1389 "Об утверждении Правил создания, развития, эксплуатации и ведения единой государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности "Стройкомплекс.РФ", о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений
постановления Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 1558" информация об уведомлении от 1 сентября 2021 г. N, выданном Т., не была размещения в ИСОГД в связи с проблемами в подгруздке системы. Однако данная информация размещена на официальном сайте мэрии города Ярославля в сети Интернет.
Судебная коллегия полагает необходимым отметить в указанной части, что такое размещение информации на официальном портале города Ярославля является допустимым способом уведомления неопределенного круга лиц о наличии ограничений в использовании смежных земельных участков.
Касательно довода апеллянта о нарушении нормативных пожарных норм и правила между домом Т. и многоквартирным домом, судебная коллегия отмечает следующее.
Федеральный
закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения
(часть 1 статьи 1).
В соответствии с
пунктом 36 статьи 2 Федерального закона N 123-ФЗ под противопожарным разрывом (противопожарным расстоянием) понимается нормированное расстояние между зданиями, строениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара.
Пожарная безопасность объекта защиты в силу положений
статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Федеральным
законом N 123-ФЗ; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом N 184-ФЗ, и нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу
части 1 статьи 69 Федерального закона N 123-ФЗ противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения. Допускается уменьшать указанные в
таблицах 12,
15,
17,
18,
19 и
20 Приложения к настоящему Федеральному закону противопожарные расстояния от зданий, сооружений и технологических установок до граничащих с ними объектов защиты при применении противопожарных преград, предусмотренных
статьей 37 настоящего Федерального закона. При этом, расчетное значение пожарного риска не должно превышать допустимое значение пожарного риска, установленное
статьей 93 настоящего Федерального закона.
В соответствии с уведомлением от 1 сентября 2021 г. N, выданным Т., отступ от границы земельного участка с кадастровым номером N по улице <адрес> составляет 3,5 метра, что соответствует требованиям к минимальным отступам от границ земельного участка для размещения индивидуального жилого дома, согласно пункту 38 Правил землепользования и застройки города Ярославля, утвержденных решением муниципалитета города Ярославля от 17 сентября 2009 г. N 201.
Из письменной позиции Министерства строительства Ярославской области по делу следует, что многоквартирный дом расположен с учетом соблюдения уровней инсоляции в каждой квартире, обеспечен проездом пожарной техники, с одной стороны, на расстоянии 5 метров от стены здания и сквозным выездом с участка, один проезд на территории земельного участка шириной 5,5 метра, второй по тротуару шириной 3,5 метра.
Проектная документация в установленном действующим законодательством порядке получила положительное заключение экспертизы Общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> - проект" от 12 июня 2023 г.
Само по себе наличие положительного заключения экспертизы свидетельствует о том, что проектная документация соответствует установленным действующим законодательством требованиям.
Таким образом, оценка соответствия, в том числе противопожарных расстояний, дана положительным заключением негосударственной экспертизы.
Разрешение на строительство в настоящее время оспаривается Т. в судебном порядке.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что незаконного бездействия административным ответчиком допущено не было, градостроительный план, прежде всего, фиксирует сведения, которые позволяют идентифицировать земельный участок, а также определить место его расположения по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, объектам недвижимости, линейным объектам и другим объектам и зонам. Такие сведения необходимы для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся в границах земельного участка. Требования пожарной безопасности должны учитываться проектными организациями при подготовке проектной документации с учетом назначения объекта, режима его использования, наличия на данном земельном участке либо смежном земельном участке иных объектов, а также иных обстоятельств, предусмотренных соответствующими нормативными документами, в том числе противопожарных требований; на стадии выдачи градостроительного плана орган местного самоуправления не обязан осуществлять проверку соответствия разработанных заявителем проектных решений требованиям обязательных правил, обеспечивающих пожарную безопасность.
Выводы суда первой инстанции, изложенные в оспариваемом решении, судебная коллегия признает правильными, они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и закону, регулирующему рассматриваемые правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оцененных судом; оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не установлено.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Существенного нарушения норм процессуального права и неправильного применения норм материального права, которые повлекли бы безусловную отмену судебного решения, судом не допущено.
Руководствуясь
статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
принять отказ К., действующего в интересах Е., от апелляционной жалобы на решение Кировского районного суда города Ярославля от 13 ноября 2024 г., производство по апелляционной жалобе прекратить.
Решение Кировского районного суда города Ярославля от 13 ноября 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Т. - без удовлетворения.
Кассационная жалоба на апелляционное определение может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.