Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 29.09.2025 по 01.11.2025) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 06.08.2024 по делу N 88-7858/2024 данное определение отменено.
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 12.03.2024 по делу N 33-2091/2024 (УИД 05RS0028-01-2023-000776-57)
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: О приостановлении деятельности в сфере санитарно-эпидемиологического законодательства, пожарной и промышленной безопасности объекта на АГЗС до устранения нарушений закона.
Обстоятельства: Проверкой установлено, что индивидуальный предприниматель на земельном участке осуществляет автозаправочную деятельность на АГЗС в нарушение требований законов в сфере санитарно-эпидемиологического законодательства, пожарной и промышленной безопасности.
Решение: Удовлетворено в части.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 12.03.2024 по делу N 33-2091/2024 (УИД 05RS0028-01-2023-000776-57)
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: О приостановлении деятельности в сфере санитарно-эпидемиологического законодательства, пожарной и промышленной безопасности объекта на АГЗС до устранения нарушений закона.
Обстоятельства: Проверкой установлено, что индивидуальный предприниматель на земельном участке осуществляет автозаправочную деятельность на АГЗС в нарушение требований законов в сфере санитарно-эпидемиологического законодательства, пожарной и промышленной безопасности.
Решение: Удовлетворено в части.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 марта 2024 г. по делу N 33-2091/2024г.
Дело N 2-638/2023
УИД 05RS0028-01-2023-000776-57
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Антоновой Г.М.,
судей коллегии Ташанова И.Р., Мустафаевой З.К.,
при секретаре судебного заседания А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора <адрес> Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю В. о приостановлении деятельности в сфере санитарно-эпидемиологического законодательства, пожарной и промышленной безопасности объекта на АГЗС до устранения нарушений закона
по апелляционному представлению исполняющего обязанности прокурора <адрес> Республики Дагестан на решение Казбековского районного суда Республики Дагестан от <дата>.
Заслушав доклад судьи Ташанова И.Р., изложившего содержание обжалуемого решения, доводы апелляционного представления, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия
установила:
исполняющий обязанности прокурора <адрес> Республики Дагестан (далее - прокурор) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю В., в котором просил:
- приостановить деятельность ИП В. по использованию в качестве автозаправочной станции объекта недвижимости, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 05:12:000018:3245 по адресу: Республика Дагестан, <адрес> до устранения следующих нарушений в сфере санитарно-эпидемиологического законодательства: не разработан проект организации санитарно-защитной зоны с последующей санитарно-эпидемиологической экспертизой, не проведены мероприятия по установлению санитарно-защитной зоны, то есть по соблюдению нормирования расстояния (санитарно-защитная зона) в размере 100 м от АЗС до границы жилых домов, медицинских учреждений, что является нарушением требований
п. 1 Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 N 222 (ред. от 03.03.2022) "Об утверждении
Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон",
п. 2.1,
п. 12.4.4 Класс IV Раздел 12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитная зона и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов"; не имеется список работников, подлежащих периодическим медосмотрам, что не соответствует требованиям п. 22 Приказа Минздрава России от 28.01.2021 N 29н "Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры" (далее - Приказ N 29н); не имеется заключительный акт по результатам медосмотра, что не соответствует требованиям п. 45 Приказа N 29н; не имеется программа производственного контроля и договора на осуществление лабораторного производственного контроля, что является нарушением требований
ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения",
п. 1.5 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий"; не имеется уголок потребителя (
ст. 8,
9 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей); не имеется документарное подтверждение вывоза отходов, выполненных специализированными организациями, осуществляющими транспортирование и обезвреживание отходов, не выделено место под мусоросборный контейнер, что не соответствует требованиям п. 3 и п. 209 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий"; не осуществляется производственный лабораторный контроль за условиями труда и санитарно-противоэпидемических (профилактические) мероприятий, направленных на предупреждение вредного воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на здоровье работника (
п. 4.1 СП 2.2.3670-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда").
В сфере промышленной безопасности: не обеспечен аварийный останов технологического оборудования автозаправочной станции (
п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ), п. 24 Правил безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 N 530 (далее - Правила N 530); в помещении операторской не размещены схема обвязки насосов с раздаточными колонками и резервуарами; схема слива СУГ из автомобильных цистерн; производственная инструкция, содержащая порядок проведения и меры безопасности при сливе СУГ (
п. 1 ст. 9 Закона N 116-ФЗ, п. 195 Правил N 530); на рабочем месте оператора АГЗС отсутствует инструкция по режиму работы и безопасному обслуживанию сосудов, оборудования, зданий и сооружений (
п. 1 ст. 9 Закона N 116-ФЗ, п. 10 Правил N 530); допущены к эксплуатации манометры с истекшим сроком проверки (
п. 1 ст. 9 Закона N 116-ФЗ, п. 343 Правил N 530); на шкале манометров не нанесена красная черта, указывающая рабочее давление в сосуде (
п. 1 ст. 9 Закона N 116-ФЗ, п. 339 Правил N 530); отсутствует план-график проведения противоаварийных тренировок с персоналом (
п. 1 ст. 9 Закона N 116-ФЗ, п. 9 Правил N 530); не обеспечивается мониторинг и устранение повреждений изоляционного покрытия (окраски) наружного газопровода (
п. 1 ст. 9 Закона N 116-ФЗ, п. 364 Правил N 530); отсутствует положение о порядке проведения технического расследования причин инцидентов на ОПО (
ст. 9 Закона N 116-ФЗ, п. 29 Правил N 530); не назначены распорядительным документом организации из числа инженерно-технических работников, состоящих в штате эксплуатирующей организации, должностных лиц, ответственных за осуществление производственного контроля при эксплуатации оборудования на ОПО, а также ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением, прошедших аттестацию в области промышленной безопасности в соответствии с положениями
ст. 14.1 Федерального закона N 116-ФЗ (п. п. "б" п. 228 Правил N 530); у оператора АГЗС отсутствует удостоверение на право обслуживания сосудов (п. 237 Правил N); у лиц ответственных за осуществление производственного контроля, отсутствуют документы, подтверждающие прохождения курсов повышения квалификации (
п. 1 ст. 14.1 Закона N 116-ФЗ); на АГЗС отсутствует эксплуатационно-техническая документация (сменный журнал, эксплуатационный журнал, журнал регистрации наряда-допуска, журнал учета работ) (п. 10 Правил N); резинотканевые рукава не имеют бирок с датой испытания и давлением, сертификатов, а также документов, подтверждающих проведение гидравлических испытаний до применения на АГЗС (п. 168 - 173 Правил N); не поставлен на учет в территориальном органе Ростехнадзора сосуд, работающий под давлением (п. 222 Правил N); отсутствуют документы, подтверждающие проведение проверки исправности предохранительных клапанов (п. 358 Правил N).
В сфере пожарной безопасности: учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей не ведется в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты (
п. 60 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 1479 (далее - Правила N); не представлена инструкция о мерах пожарной безопасности, разработанная в соответствии с требованиями, установленными
разделом XVIII Правил N (
п. 13 Правил N); не представлен документ, подтверждающий факт прохождения обучения мерам пожарной безопасности (
п. 3 Правил N); не представлена декларация пожарной безопасности (
ст. 64 Федерального закона от <дата> N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ); помещения АГЗС не оборудованы установками автоматической пожарной сигнализации (
ч. 1 ст. 6 Закон N 123-ФЗ,
п. 6.39 Свода правил СП 156.13130.2014 "Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности", утвержденным приказом МЧС России от <дата> N (далее - СП 156.13130.2014); помещения АГЗС не оборудованы системой оповещения и управления эвакуации людей при пожаре (
ч. 1 ст. 6 Закон N 123-ФЗ,
Таблица 2 Свода правил
СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от <дата> N 173 (далее - СП 3.13130.2009); пожарный щит не укомплектован покрывалом для изоляции очага возгорания (
п. 412 Правил N;
- при заправке транспортных средств топливом не соблюдается расстояние между стоящим под заправкой и следующим за ним автомобилем, которое должно быть не менее 1 метра при этом для каждого транспортного средства, при этом должна обеспечиваться возможность маневрирования и выезда с территории автозаправочной станции, для чего на покрытие дорог наносится отличительная разметка или предусматриваются иные визуальные указатели (дорожные знаки, схемы движения) (
п. 384 Правил N; АГЗС не оснащена системой громкоговорящей связи (
ч. 1 ст. 6 Закона N 123-ФЗ, п. 6.34 СП 156.13130.2014); заправочные площадки для АЦ с СУГ и заправочные островки не оборудованы сигнализаторами до взрывоопасных концентраций (
ч. 1 ст. 6 Закона N 123-ФЗ, п. 8.40 СП 156.13130.2014); сбросная труба паров СУГ не защищена от воздействия пожара (теплоизоляция, водяное орошение и т.п.) (
ч. 1 ст. 6 Закона N 123-ФЗ, п. 8.42 СП 156.13130.2014); для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ и автоцистерны с СУГ в случае пожара не предусмотрено устройство систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности оборудования (
ч. 1 ст. 6 Закона N 123-ФЗ, п. 8.42 СП 156.13130.2014); не представлена документация, определяющая категорию наружных установок по пожарной опасности, отсутствует обозначение категорий на установках (
п. 3 ст. 24 Закона N 123-ФЗ); не созданы для целей ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров аварийные группы (п. 283 (а) Правил N); не представлена документация на электрооборудование АГЗС, указывающая ее класс по пожаровзрывоопасности или пожарной опасности, отсутствует маркировка степени защиты оболочки электрооборудования (
ст. 20 Закона N 123-ФЗ); резервуары для хранения СУГ и СПГ, мерные емкости СПГ не оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% геометрического объема резервуара СУГ и 95% геометрического объема резервуара СПГ и мерной емкости (
ч. 1 ст. 6 Закона N 123-ФЗ,
п. 8.35 СП 156.13130.2014); резервуары для хранения СУГ не расположены подземно и не обеспечены толщиной засыпки грунтом не менее 0,5 м (
ч. 1 ст. 6 Закона N 123-ФЗ,
п. 8.30 СП 156.13130.2014); отсутствует автоматическая система, обеспечивающая автоматическое приведение в действие систем противоаварийной защиты всех технологических участков (перекрытие трубопроводов, отключение механизмов перекачивания, сброс избыточного давления природного газа, в том числе паров СПГ, из оборудования с СПГ, включение системы орошения, обесточивание оборудования), обеспечивающих предотвращение дальнейшего развития аварии (
ч. 1 ст. 6 Закона N 123-ФЗ,
п. 8.23 СП 156.13130.2014); отсутствует система молниезащиты АГЗС (
ч. 1 ст. 6 Закона N 123-ФЗ,
п. 6.32 СП 156.13130.2014); на АГЗС не предусмотрено централизованное отключение электропитания (
ч. 1 ст. 6 Закона N 123-ФЗ,
п. 7.36 СП 156.13130.2014); расстояние от топливораздаточной колонки до здания операторской АГЗС составляет менее 8 метров (
п. 7.3,
таблица 3 СП 156.13130.2014,
ст. 4,
6 и
71 Закона N 123-ФЗ); противопожарные расстояния от общественных зданий до резервуара с сжиженным углеводородным газом менее 60 метров (
таблица 19 Закона N 123-ФЗ); общая вместимость резервуаров для хранения СУГ не должна превышать 20 куб. м, а единичная - 10 куб. м, фактически - 54 куб. м (
ч. 1 ст. 6 Закона N 123-ФЗ,
п. 8.30 СП 156.13130.2014); расстояние от края проезжей части автомобильной дороги до МАЗС составляет менее 20 метров (
ч. 1 ст. 6 Закона N 123-ФЗ, таб. 5 СП 156.13130.2014); технологические колодцы с оборудованием СУГ и СПГ, шахты (с наличием свободного пространства) резервуаров СУГ, приямки с оборудованием с КПГ и/или СПГ, площадки для АЦ СУГ и АЦ СПГ, заправочные островки, на которых транспортные средства могут заправляться СУГ, а также сооружения, в которых обращаются КПГ, СПГ и СУГ, имеющие вертикальные ограждающие конструкции с отношением площади отверстий к полной площади преграды более 50%, должны быть оборудованы сигнализаторами довзрывоопасных концентраций. Эти сигнализаторы должны обеспечивать при достижении концентрацией горючего газа величины, превышающей 20% от НКПР, сигнализацию (световым и звуковым сигналом) о месте разгерметизации с подачей сигнала в операторную АЗС. При достижении в местах установки сигнализаторов довзрывоопасных концентраций горючего газа, соответствующей 50% от НКПР, должно быть обеспечено автоматическое прекращение операций наполнения резервуаров (сосудов) хранения топлива и отключение топливораздаточных устройств. Датчики довзрывоопасных концентраций должны располагаться на расстоянии от 50 до 100 мм: от дна технологических колодцев и шахт с оборудованием с СУГ и СПГ; от уровня заправочной площадки (у раздаточной колонки СУГ); от уровня площадки для АЦ СУГ и АЦ СПГ (у разъемного соединения сливного рукава АЦ с линией наполнения резервуара); от поверхности площадки (пола) сооружения, в котором обращается СУГ или СПГ; от перекрытия (навеса) сооружения (приямка), в котором обращаются КПГ и/или СПГ (
п. 8.40 СП 156.13130.2014); сбросная труба паров СУГ и СПГ должна быть защищена от воздействия пожара (теплоизоляция, водяное орошение, применение устойчивых к воздействию огня материалов) таким образом, чтобы обеспечить ее функционирование в течение времени, необходимого для прибытия и развертывания передвижной пожарной техники. Предел огнестойкости несущих конструкций сбросной трубы должен быть не менее R60 (
п. 8.41 СП 156.13130.2014); стационарные системы водяного орошения должны быть подключены к противопожарному водопроводу высокого давления с дистанционным пуском из помещения операторной. Размещение и конструктивное исполнение системы водяного орошения должно обеспечивать ее устойчивость к тепловому излучению пожара (
п. 8.42 СП 156.13130.2014).
В обоснование исковых требований указывается, что прокуратурой района по поручениям прокуратуры Республики Дагестан с привлечением специалистов ОНД ИПР N по <адрес>, Хасавюртовскому, Новолакскому и <адрес>м РД, ТО Роспотребнадзора по Республике Дагестан в <адрес> и КУ Ростехнадзора проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства автомобильными заправочными станциями, расположенными на поднадзорной территории. Проверкой установлено, что индивидуальный предприниматель В. на земельном участке с кадастровым номером 05:12:000018:3245, расположенном по адресу Республика Дагестан, <адрес> осуществляет автозаправочную деятельность на АГЗС "ВТТ", в нарушение вышеприведенных требований законов в сфере санитарно-эпидемиологического законодательства, пожарной и промышленной безопасности.
Решением Казбековского районного суда Республики Дагестан от <дата> иск прокурора удовлетворен, на ИП В. возложена обязанность в течение 4 месяцев устранить все указанные в исковом заявлении нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а также нарушения в сфере промышленной и пожарной безопасности; принятые определением суда от <дата> обеспечительные меры в виде запрета на функционирование деятельности АГЗС "ВТТ", расположенной на земельном участке с кадастровым номером 05:12:000018:3245 по адресу: Республика Дагестан, <адрес> осуществлять в отношении АГЗС "ВТТ" и земельного участка, на котором она расположена, регистрацию права и регистрацию действий, связанных с отчуждением права, - отменены, в указанной части решение суда приведено к немедленному исполнению.
В апелляционном представлении и.о. прокурора <адрес> РД просит решение суда в части отмены обеспечительных мер отменить, принять обеспечительные меры по иску в виде запрещения В. и иным лицам осуществлять фактическую эксплуатацию автогазозаправочной станции "ВТТ", расположенной на земельном участке с кадастровым номером 05:126000018:3245 по адресу: Республика Дагестан, <адрес> до исполнения решения суда.
В обоснование доводов апелляционного представления указывается, что обеспечительные меры по настоящему делу приняты для предотвращения причинения значительного ущерба, так как АГЗС эксплуатируется с нарушениями противопожарного, санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о промышленной безопасности, что представляет угрозу жизни и здоровья посетителей АГЗС, пассажиров транспортных средств при заправке автомобилей и прохожих. В указанной АГЗС выявлены грубые нарушения норм санитарной, пожарной и промышленной безопасности, представляющих угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, неустранение которых может повлечь трагичные последствия. Судом вынесено решение об отмене обеспечительных мер без соответствующих заключений уполномоченных государственных контролирующих органов.
В заседание суда апелляционной инстанции прокурор отдела прокуратуры Республики Дагестан Гаджимагомедов М.Г., представитель Висаитова Т.Т. адвокат Умаров Р.Т. явились.
Остальные участники процесса на заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте, дате и времени рассмотрения дела заблаговременно и надлежаще извещены, о причинах неявки не сообщили, об отложении разбирательства дела не просили.
Руководствуясь положениями
п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), разъяснениями пунктов 67, 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от <дата> "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", судебная коллегия считает обязанность по надлежащему извещению участников судебного разбирательства о времени и месте рассмотрения настоящего дела исполненной в соответствии с положениями
статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Принимая во внимание, что явившиеся участники судебного заседания не возражали против рассмотрения дела при состоявшейся явке, судебная коллегия считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело на основании
ч. 3 ст. 167,
ч.ч. 1,
2 ст. 327 ГПК РФ в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, выслушав явившихся лиц, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу
ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статьей 195 ГПК РФ установлено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в
пунктах 2 и
3 постановления от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (
ч. 1 ст. 1,
ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (
ст. ст. 55,
59 -
61,
67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям закона и разъяснениям решение суда первой инстанции соответствует не в полной мере.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю В. о приостановлении деятельности до устранения выявленных в ходе проверки нарушений в сфере санитарно-эпидемиологического законодательства, пожарной и промышленной безопасности объекта на АГЗС.
Вместе с тем, принятые определением от 11 октября 2023 года обеспечительные меры в виде запрета на функционирование деятельности АГЗС "ВТТ", расположенной на земельном участке с кадастровым номером 05:12:000018:3245 по адресу: Республика Дагестан, <адрес> осуществлять в отношении АГЗС "ВТТ" и земельного участка, на котором она расположена, регистрацию права и регистрацию действий, связанных с отчуждением права, отменены.
Выражая несогласие с решением, в апелляционном представлении содержится просьба об отмене решения суда в части отмены обеспечительных мер со ссылкой на то, что обеспечительные меры по настоящему делу приняты для предотвращения причинения значительного ущерба, так как АГЗС эксплуатируется с нарушениями противопожарного, санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о промышленной безопасности, что представляет угрозу жизни и здоровья посетителей АГЗС, пассажиров транспортных средств при заправке автомобилей и прохожих. В указанной АГЗС выявлены грубые нарушения норм санитарной, пожарной и промышленной безопасности, представляющих угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, неустранение которых может повлечь трагичные последствия. Судом вынесено решение об отмене обеспечительных мер без соответствующих заключений уполномоченных государственных контролирующих органов, тем самым не дана оценка специалистов об устранении ранее выявленных нарушений.
Судебная коллегия полагает доводы апелляционного представления заслуживающими внимания.
В силу положений
ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Во взаимосвязи с требованием
ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, в силу которого осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, предусмотренное
п. 1 ст. 1065 ГК РФ положение о возможности судебного запрета деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем, направлено на защиту жизни и здоровья граждан, предотвращение возможного причинения вреда имуществу физических и юридических лиц.
Частью 1 ст. 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право на обращение в суд с заявлением в защиту и интересов прав граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации и муниципальных образований. Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива, поэтому настоящее исковое заявление направлено в суд в интересах неопределенного круга лиц.
В силу
ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законами.
В соответствии с
п. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (
п. 2 ст. 1065 ГК РФ).
Таким образом,
ст. 1065 ГК РФ предоставляет заинтересованному лицу право обратиться в суд с иском о запрещении деятельности, в результате которой был причинен вред или создается опасность причинения такого вреда в будущем.
Согласно
п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" нарушение лицом требований в области охраны окружающей среды, являющееся основанием для ограничения, приостановления или прекращения соответствующей деятельности, может быть выражено, в частности, в эксплуатации предприятия или сооружения без необходимых разрешений и лицензий, выдаваемых с целью соблюдения природоохранных требований, либо с нарушением их условий, превышении лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, нарушении требований в области обращения с отходами, несоблюдении требований промышленной безопасности.
В соответствии со
ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) под пожарной безопасностью понимает состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу
ст. 2 Закона N 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на
Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный
закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Статьей 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) установлено, что настоящий Федеральный
закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Положения настоящего Федерального
закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при эксплуатации объектов защиты.
Согласно
ст. 5 указанного Закона каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным
законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
В соответствии со
ст. 37 Закона N 69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 "О противопожарном режиме" утверждены
Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила), которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии со
ст. 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
Обязательные для применения и исполнения требования пожарной безопасности установлены также в
Законе N 123-ФЗ.
В силу
ч. 1 ст. 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами. Ввиду того, что на объекте защиты установлено наличие нарушений обязательных требований пожарной безопасности, которые вследствие возможного возникновения пожара могут привести к угрозе жизни и здоровью людей, на них распространяется действие требований Технического регламента.
Федеральным
законом от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) установлено, что объекты, на которых получаются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества - газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после удаления, относятся к категории опасных производственных объектов
(ст. 2).
В силу
ст. 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе, соблюдать положения настоящего Федерального
закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства РФ, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
В соответствии с
п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее - Закон N 35-ФЗ) одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Согласно свидетельству о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей в отношении крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является В., внесена запись о создании крестьянского (фермерского) хозяйства 23 апреля 2015 года за ОГРН <...>.
Как установлено судом, прокуратурой района совместно с привлечением специалистов ОНД ИПР N по <адрес>, Хасавюртовскому, Новолакскому и <адрес>м РД, ТО Роспотребнадзора по Республике Дагестан в <адрес> и КУ Ростехнадзора проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства индивидуальным предприниматель В. на земельном участке с кадастровым номером 05:12:000018:3245, расположенном по адресу Республика Дагестан, <адрес>, осуществляющим автозаправочную деятельность на АГЗС "ВТТ". В ходе проверки выявлены нарушения приведенных в исковом заявлении требований законодательства о пожарной безопасности, о промышленной безопасности опасных производственных объектов, санитарно-эпидемиологического законодательства.
Указанные нарушения подтверждаются информацией по результатам проверки актом санитарно-эпидемиологического обследования начальника ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> от 23.08.203 г., справкой ОНД ИПР N по <адрес>, Хасавюртовскому, Новолакскому и <адрес>м РД от 29.09.2023 г., справкой государственного инспектора отдела общепромышленного и горного надзора по Карачаево-Черкеской Республике КУ Ростехнадзора от 23.08.2023 г.
Разрешая спор, суд первой инстанции признал установленным, что ИП В. в ходе своей деятельности допущены указанные в приведенных акте от 23.08.203 г., справках от 29.09.2023 г.
В ходе рассмотрения гражданского дела ответчиком заявлено об устранении большей части выявленных нарушений и проведении работ по устранению всех указанных нарушений.
Однако, как на время рассмотрения дела судом первой инстанции, так и на момент апелляционного рассмотрения, какие-либо доказательства устранения нарушений противопожарной и промышленной безопасности, а также санитарно-эпидемиологического законодательства, не представлены.
Как следует из материалов дела, определением судьи от <дата> приняты меры по обеспечению иска в виде приостановления деятельности авто газозаправочной станции "ВТТ", расположенной на земельном участке с кадастровым номером 05:12:000018:3245, расположенной по адресу: Республика Дагестан, <адрес> до устранения нарушений действующего законодательства.
В соответствии со
ст. 144 ГПК РФ обеспечение иска может быть отменено тем же судьей или судом по заявлению лиц, участвующих в деле, либо по инициативе судьи или суда. В случае отказа в иске принятые меры по обеспечению иска сохраняются до вступления в законную силу решения суда. Однако судья или суд одновременно с принятием решения суда или после его принятия может вынести определение суда об отмене мер по обеспечению иска. При удовлетворении иска принятые меры по его обеспечению сохраняют свое действие до исполнения решения суда.
В связи с изложенным, а также в связи с тем, что решением суда установлена эксплуатация авто газозаправочной станции с выявленными в ходе проверки нарушениями пожарной и промышленной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства, на ИП В. возложена обязанность по устранению этих нарушений, решение суда в части отмены немедленно мер по обеспечению иска в виде приостановления деятельности автогазозаправочной станции "ВТТ", расположенной на земельном участке с кадастровым номером 05:12:000018:3245 по адресу: Республика Дагестан, <адрес>, принятых на основании определения от <дата>, до устранения нарушений действующего законодательства подлежит отмене с принятием по делу мер по обеспечению иска в виде запрета В. и иным лицам осуществлять фактическую деятельность автогазозаправочной станции "ВТТ", расположенной на земельном участке с кадастровым номером 05:12:000018:3245 по адресу: Республика Дагестан, <адрес>, до исполнения решения суда.
С учетом изложенного, руководствуясь
ст. ст. 328 -
330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан
определила:
решение Казбековского районного суда Республики Дагестан от 27 ноября 2023 г. отменить в части отмены мер по обеспечению иска в виде приостановления деятельности автогазозаправочной станции "ВТТ", расположенной по адресу: Республика Дагестан, <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером N до устранения нарушений действующего законодательства, принятых на основании определения Казбековского районного суда Республики Дагестан от 11 октября 2023 года.
В остальной части решение Казбековского районного суда Республики Дагестан от 27 ноября 2023 г. оставить без изменения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16 марта 2024 года.