Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 29.09.2025 по 01.11.2025) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 19.08.2025 по делу N 88-6335/2025 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 27.03.2025 N 33-2994/2025 (УИД 05RS0018-01-2023-006303-11)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О восстановлении в очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истец указал, что был снят с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с улучшением жилищных условий.
Решение: Удовлетворено в части.


Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 27.03.2025 N 33-2994/2025 (УИД 05RS0018-01-2023-006303-11)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О восстановлении в очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истец указал, что был снят с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с улучшением жилищных условий.
Решение: Удовлетворено в части.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 марта 2025 г. N 33-2994/2025
Дело N 2-3858/2024
УИД: 05RS0018-01-2023-006303-11
судья Магомедов М.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
Председательствующего Загирова Н.В.,
судей Магомедова М.Р. и Минтемировой З.А.
при секретаре судебного заседания Э.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО24 ФИО2, ФИО3 и ФИО4 к ФСИН России и УФСИН России по РД о восстановлении в очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения
по апелляционным жалобам представителя ФСИН России и УФСИН России по РД на решение Кировского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 9 сентября 2024 г.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Загирова Н.В., доводы представителя ответчика УФСИН России по РД - ФИО15, просившего удовлетворить апелляционную жалобу, пояснения истца ФИО1 и его представителей - ФИО16 и ФИО17, полагавших, что апелляционная жалоба подлежит отклонению, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан
установила:
ФИО1, ФИО24 П.М., ФИО3 и ФИО3 обратились в суд с уточненным и дополненным иском к ФСИН России и УФСИН России по РД о: - признании незаконным решения комиссии ФСИН России (выписка из протокола от 17.11.2022 г. N 14), о внесении изменений в учетное дело ФИО1 в части уменьшения состава семьи до 2 человек исключив ФИО3 <дата> г.р. и ФИО3 <дата> г.р., признании незаконным решении комиссии ФСИН России (выписка из протокола от 17.11.2022 г. N 14) о снятии ФИО1 с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также - восстановлении ФИО1 вместе со всеми членами семьи в очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента первоначальной постановки на учет комиссией ФСИН России, то есть с 01.04.2014 г., ссылаясь на следующее.
ФИО1, работая старшим инспектором филиала по Кизлярскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Республике Дагестан, при выслуге 18 лет в календарном исчислении, 01.04.2014 обратился с заявлением в территориальную подкомиссию с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Согласно заявлению, истец был официально поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. При представлении документов состав семьи состоял из 4-х человек, в числе которых истец, заявитель ФИО1, супруга - ФИО2, с которой состоит в браке с 30.12.1995, сын - ФИО3, сын - ФИО4. В то время супруга работала в ОАО "Концерн КЭМЗ" и по ее заявлению решением профсоюзного собрания и на основании протокола заседания комиссии N 3 от 17.04.2002 ей было представлено жилое помещение (двухкомнатная) за N N в общежитии ОАО "Концерн КЭМЗ", общей площадью 40,8 кв. м по адресу: Республика Дагестан, <адрес>, корпус "Б". При заключении соглашения между данным концерном с заявительницей, т.е. супругой ФИО24 П.М. было предоставлено обязательство о сдаче (пересдаче) данного жилого помещения в общежитии назад ОАО "Концерн КЭМЗ", т.е. при получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. По данному адресу было зарегистрировано четыре человека, т.е. супруга, истец, и два сына.
При постановке на учет истец представлял в комиссию УФСИН России по Республике Дагестан с БТИ выписки из ЕГРП на имеющиеся объекты недвижимого имущества, представленные всеми территориальными Управлениями Росреестра. Иных жилых помещений в собственности и (или) занимаемых по договорам социального найма на территории Российской Федерации ФИО24 М.Г. и члены его семьи не имели. Ранее ФИО1 единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения не предоставлялась.
Истец, супруга и второй сын ФИО3 по-прежнему прописаны, жили и живут по вышеуказанному адресу как наниматели. При вынесении такого решения собственником вышеназванной квартиры стал сын ФИО8. За это время ничего не изменилось и они все вчетвером живут по этому адресу. Все собранные документы, которые каждый новый год нужно было возобновлять и представлять комиссию по выделению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения истец предоставлял в том числе, что собственником вышеуказанной квартиры стал сын ФИО8.
С принятым решением заседания комиссии ФСИН России от 17 ноября 2022 г. (протокол N 14 от 17.11.2022) не согласен.
Решением Кировского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 9 сентября 2024 г. постановлено:
"Исковое заявление ФИО1 к ФСИН России и УФСИН России по РД удовлетворить.
- признать незаконным решение комиссии ФСИН России (выписка из протокола от 17.11.2022 N 14) о внесении изменений в учетное дело ФИО1 в части уменьшения состава семьи до 2 (двух) человек, исключив его сыновей ФИО3 <дата> года рождения, и ФИО3 <...> года рождения,
- признать незаконным решение комиссии ФСИН России (выписка из протокола от 17.11.2022 N 14) о снятии ФИО1 с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
- восстановить ФИО1 вместе со всеми членами семьи (4 человека) в очередь на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента первоначальной постановки на учет ФИО5 ФСИН ФИО11, то есть с 01 апреля 2014 года".
Дополнительным решением Кировского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 13 января 2025 г. постановлено:
"Исковые требования ФИО1 к УФСИН России по РД о (об):
- признании незаконным решение комиссии ФСИН России (выписка из протокола от 17.11.2022 N 14) о внесении изменений в учетное дело ФИО1 в части уменьшения состава семьи до 2 (двух) человек, исключив его сыновей ФИО3 <дата> года рождения, и ФИО3 <дата> года рождения,
- признании незаконным решение комиссии ФСИН России (выписка из протокола от 17.11.2022 N 14) о снятии ФИО1 с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
- восстановлении ФИО1 вместе со всеми членами семьи (4 человека) в очередь на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента первоначальной постановки на учет комиссией ФСИН России, то есть с 01 апреля 2014 года, оставить без удовлетворения".
На решение суда представителем ФСИН России подана апелляционная жалоба, в которой он выражает несогласие с ним по следующим основаниям.
Считает вывод Комиссии УФСИН России о снятии ФИО1 с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, на основании пп. "б" п. 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369, в связи с совершением заявителем в 2016 году действий указанных в части 8 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ, правомерным и обоснованным.
Из материалов личного дела ФИО1 усматривается, что ФИО3 <...> г.р. и ФИО18 <...> г.р. уже свыше 23 лет, то и членами семьи ФИО1 они не являются, следовательно, претендовать на единовременную социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения не имеют право.
На решение суда представителем УФСИН России по Республике Дагестан также подана апелляционная жалоба, в которой он указывает, что органом принимающим решение по ФИО1 является ФСИН России, а не УФСИН России по Республике Дагестан.
В своих возражениях истцы просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены либо изменения постановленного по делу решения.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.
Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона предусмотрено право сотрудника, имеющего общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
В силу пунктов 1, 2 части 3 статьи 4 Федерального закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона определяются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 4 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются подтверждающие документы.
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на одного члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса РФ, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11 Правил).
Согласно положениям пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона во взаимосвязи с пунктом 11 Правил при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальный выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
Таким образом, сотрудник имеет право на единовременную социальную выплату, если он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
В соответствии с пунктом 5 части 8 статьи 4 Федерального закона сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Подпунктом "б" пункта 15 Правил предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Федерального закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
В силу подпункта "г" пункта 15 Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет).
Из приведенных норм материального права следует, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и не совершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Основания для снятия сотрудника с учета для получения единовременной социальной выплаты при совершении действий, указанных в части 8 статьи 4 Федерального закона неразрывно связаны с намерением такого лица получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Следовательно, юридически значимыми обстоятельствами по данному спору являются: установление совершения истцом и членами его семьи действий по распоряжению принадлежащим им недвижимым имуществом намерений получить социальную выплату в большем размере и привели ли данные действия к ухудшению жилищных условий.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 имеет состав семьи из 4-х человек, в том числе супруга - ФИО2 <дата> года рождения, что подтверждается свидетельством о заключении брака; сын - ФИО3 <дата> г.р.; сын - ФИО4 <дата> г.р., что также подтверждается свидетельствами о рождении.
Из материалов дела также следует, что 01 апреля 2014 года ФИО1 обратился в территориальную подкомиссию УФСИН России по Республике Дагестан с рапортом о постановке его с составом семьи из 4-х человек на учет, для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья.
ФИО1 <дата> г.р., майор внутренней службы, старший инспектор филиала по Кизлярскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Республике Дагестан обратился в территориальную подкомиссию с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения 01.04.2014. Выслуга лет в календарном исчислении составляет более 18 лет.
Представлены справки БТИ в отношении заявителя, супруги (с указанием предыдущей фамилии) и сына ФИО7; выписки из ЕГРП на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимого имущества, представленные всеми территориальными Управлениями Росреестра (с указанием предыдущей фамилии супруги).
Рапортом от 18.03.2022 (вх-20-265126 от 20.07.2022) ФИО1 представил документы, подтверждающие, что заявитель с 18.10.1995, супруга и сын ФИО7 с <дата>, сын ФИО8 с <дата> по настоящее время зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении (две комнаты) общей площадью 41,7 кв. м, по адресу: Республика Дагестан, <адрес>, принадлежащем на праве собственности сыну заявителя - ФИО3 <дата> г.р. на основании договора на передачу квартир (домов) в собственность от 20.08.2016 N 236, право зарегистрировано 12.12.2016 (представлена копия выписки из ЕГРН на объект недвижимости от 12.12.2016).
По данному адресу представлены поквартирная карточка, лицевой счет, согласно которым всего зарегистрировано 4 человека.
Представлены выписка и уведомление из ЕГРН от 10.03.2022, 18.03.2022 о правах на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимого имущества, расположенные на территории Российской Федерации в отношении всех членов его семьи.
УФСИН России по Республике Дагестан представлен акт от 08.07.2022 по результатам проверки документов, поступивших от ФИО3, установлено, что представленные сведения и документы соответствуют требованиям п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369. Проверена актуальность, точность и достоверность имеющихся сведений. В ходе проверки нарушения (недостатки, разночтения) не выявлены.
Представлены выписка и уведомление из ЕГРН от 18.07.2022 о правах на имевшиеся объекты недвижимого имущества, расположенные на территории Российской Федерации в отношении всех членов его семьи (с указанием предыдущей фамилии супруги заявителя - Магомедова). Выписка и уведомления представлены без печати и росписи исполнителя.
В настоящее время майор внутренней службы ФИО1 проходит службу в должности главного ветеринарного врача-государственного ветеринарного инспектора ветеринарной службы ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Дагестан, выслуга лет в календарном исчислении по состоянию на 13.07.2024 составляет 29 лет 03 месяца 25 дней.
Комиссией постановлено внести изменение в учетное дело ФИО1 в части уменьшения состава семьи до 2 (двух) человек, исключить ФИО3 <дата> г.р. и ФИО3 <дата> г.р. и снять ФИО1 с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании пп. "б" п. 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 (в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере).
Разрешая спор, суд пришел к обоснованному выводу, что данное решение комиссии ФСИН России о снятии ФИО1 с учета незаконным и необоснованным, исходя из реальной нуждаемости в названной социальной поддержке в жилищной сфере ФИО1 и его семьи, исходя из жилищных условий и состава их семьи, существующих как на момент его обращения о постановке на соответствующий учет, так и на момент снятия с учета, предусмотренной пунктом 2 части 3 ст. 4 Федеральным законом от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, судебная коллегия не усматривает, поскольку они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в соответствии с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Принимая решение от 17 ноября 2022 г. (протокол N 14) комиссией ФСИН России о внесении изменений в учетное дело ФИО1 в части уменьшения состава семьи до двух человек, исключив из состава семьи сыновей заявителя ФИО3 <дата> г.р. и ФИО3 <дата> г.р. с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании пп. "б" п. 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 (в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере, исходил из того, что они достигли возраста старше 23 лет.
Между тем, с таким действиями ответчика ФСИН России согласиться нельзя исходя из следующего.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 10.10.2024 N 45-П "По делу о проверке конституционности пунктов 27 и 29 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, в связи с жалобой гражданина И.Г. Простатина" указано, что только достижение ребенком сотрудника возраста 18 лет или - при обучении в образовательной организации по очной форме обучения - 23 лет, состоящим на учете в составе семьи сотрудника и реально проживающим с ним, не может служить основанием для перерасчета уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения, снятия с учета и (или) отказа в предоставлении единовременной выплаты, которая не была предоставлена ранее (если жилищные условия сотрудника и членов его семьи остаются неизменными).
Также указано в таких случаях снятие сотрудника с учета для получения единовременной выплаты - льготы, носящей адресный характер, направленной на улучшение остающихся неизменными жилищных условий семьи сотрудника, - умаляет значимость его особой и длительной профессиональной деятельности, подрывает авторитет государственной власти, ставит под сомнение наличие приобретенных социальных прав, признание, соблюдение и защита которых являются обязанностью государства.
Таким образом, само по себе проживание сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, а также иных лиц, имеющих право на получение такой выплаты, с детьми, достигшими установленного законом возраста (18 лет или - при обучении в образовательных организациях по очной форме обучения - 23 лет), может служить основанием для снятия таких лиц с учета для получения единовременной выплаты в отсутствие каких-либо изменений в уровне их реальной обеспеченности жильем (часть 2 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Из материалов дела также следует, что заявитель ФИО1 и его супруга (ФИО24 П.М.) отказались в пользу своего сына ФИО3 <дата> года рождения от "принадлежавших им" кв. метров жилой площади (выделенной на основании протокола N заседания комиссии по расширению комнат ОАО "Концерна КЭМЗ" в общежитии N, 2 от <дата> (копия ордера N от <дата>) супруге заявителя ФИО24 П.М.) в жилом помещении по адресу: РД, <адрес>.
Между тем, судом правомерно установлено, что передача квартир в собственность своего сына ФИО3 <дата> года рождения, не привело к прекращению нуждаемости истца в жилом помещении.
Судебная коллегия дополнительно отмечает, что из вышеприведенных положений нормативных актов не следует возможность отказа в постановке сотрудника на учет в целях получения единовременной социальной выплаты по тому основанию, что сотрудником или членами его семьи совершены такие действия по ухудшению своих жилищных условий, которые не привели к приобретению права состоять на учете для получения выплаты. По смыслу Закона и Правил основанием для отказа в принятии сотрудника на учет и для снятия его с учета является совершение таких действий, которые привели к приобретению права состоять на учете, которого в противном случае у сотрудника не имелось бы.
Суд пришел к обоснованному выводу, что требования истца о признании незаконным решение комиссии ФСИН России (выписка из протокола от 17.11.2022 N 14) о внесении изменений в учетное дело ФИО1 в части уменьшения состава семьи до 2 (двух) человек, исключив его сыновей ФИО3 <дата> года рождения, и ФИО3 <дата> года рождения, признании незаконным решение комиссии ФСИН России (выписка из протокола от 17.11.2022 N 14) о снятии ФИО1 с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения подлежат удовлетворению. Ответчика следует обязать восстановить ФИО1 вместе со всеми членами семьи (4 человека) в очередь на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента первоначальной постановки на учет комиссией ФСИН России, то есть с 01 апреля 2014 г.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, судебная коллегия не усматривает, поскольку они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в соответствии с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые влияют на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального и процессуального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что, разрешая спор, суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определил юридически значимые обстоятельства; представленным сторонами доказательствам, судом дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ; выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нормы материального и процессуального права при разрешении данного спора судом применены верно; правовых оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, в апелляционной жалобе не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 9 сентября 2024 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя ФСИН России и представителя УФСИН России по Республике Дагестан - без удовлетворения
Апелляционное определение суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в г. Пятигорск через суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.В.ЗАГИРОВ
Судьи
М.Р.МАГОМЕДОВ
З.А.МИНТЕМИРОВА