Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 29.09.2025 по 01.11.2025) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 10.09.2025 N 88а-15688/2025 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Чувашской Республики от 19.02.2025 по делу N 33а-548/2025 (УИД 21RS0025-01-2024-007686-54)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения.
Обстоятельства: Истцу отказано в постановке на учет для получения ЕСВ.
Решение: Удовлетворено.


Апелляционное определение Верховного суда Чувашской Республики от 19.02.2025 по делу N 33а-548/2025 (УИД 21RS0025-01-2024-007686-54)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения.
Обстоятельства: Истцу отказано в постановке на учет для получения ЕСВ.
Решение: Удовлетворено.

ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 февраля 2025 г. по делу N 33а-548/2025
Дело N 2а-5713/2024
УИД 21RS0025-01-2024-007686-54
Докладчик Фомина Н.Э. апелляционное дело N 33а-548/2025
Судья Петрова О.В. административное дело N 2а-5713/2024
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Евлогиевой Т.Н.,
судей Фоминой Н.Э., Кудряшовой Р.Г.,
при секретаре судебного заседания В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Л. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Чувашской Республике - Чувашии о признании незаконным решения УФСИН России по Чувашской Республике об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, поступившее по апелляционной жалобе административного истца Л. на решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 5 декабря 2024 года.
Заслушав доклад судьи Фоминой Н.Э., пояснения административного истца Л., заинтересованного лица -, судебная коллегия
установила:
Л. обратился в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнений) к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике (далее - УФСИН России по Чувашской Республике) о признании незаконным решения, изложенного в выписке из протокола N от 1 августа 2024 года заседания Комиссии Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике по рассмотрению вопросов предоставления сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семьи и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; возложении на УФСИН России по Чувашской Республике обязанности поставить Л. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты обращения с рапортом.
В обоснование заявленных требований указано, что административный истец, являясь майором внутренней службы, проходит службу в должности старшего оперуполномоченного оперативного отдела Федерального казенного учреждения - (далее - -). Общая продолжительность службы в календарном исчислении по состоянию на 1 августа 2024 г. составляет 15 лет 1 месяц 8 дней. Л. имеет семью из четырех человек: он, его супруга и двое несовершеннолетних детей. Супруга и дети с 9 апреля 2014 года зарегистрированы и постоянно проживают в квартире по адресу: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, б-р -, -, -, общей площадью 42 кв. м, сам административный истец зарегистрирован в указанной квартире с 23 апреля 2024 года. Данная квартира принадлежит Л. и членам его семьи на праве общей долевой собственности по 1/4 доле в праве каждому на основании договора купли-продажи от 12 марта 2014 года. Иных помещений, принадлежащих на праве собственности, ему или его супруге, несовершеннолетним детям не имеется. Ранее, с 12 июля 2001 г. и до 27 апреля 2024 г. административный истец был зарегистрирован в доме отца по адресу: Чувашская Республика, Ибресинский район, д. -, пер. -, -.
14 мая 2024 г. Л. обратился с рапортом в комиссию УФСИН России по Чувашской Республике о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи из четырех человек. 1 августа 2024 г. по результатам рассмотрения его рапорта комиссией УФСИН России по Чувашской Республике принято решение об отказе ему в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты. Согласно выписке из протокола N 5 заседания Комиссии Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семьи и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 1 августа 2024 г. причиной отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты послужило то, что 27 апреля 2024 г. административный истец был снят с регистрационного учета по адресу: Чувашская Республика, Ибресинский район, д. -, пер. -, -, что было расценено как искусственное создание условий нуждаемости в улучшении жилищных условий, в частности, обеспеченности общей площадью жилых помещений на одного члена семьи менее 15 кв. м.
Административный истец отмечает, что членом семьи собственника жилого помещения, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Ибресинский район, д. -, пер. -, -, не является, общего хозяйства с ним не ведет, в данном жилом помещении не проживает с 2008 года ввиду создания своей семьи и выездом из указанного домовладения. По данному адресу истец имел регистрацию в связи с тем, что ему некуда было встать на учет - собственники жилых помещений, арендуемых его семьей, согласия на постановку их семьи на регистрационный учет не давали. С 12 марта 2014 г. административный истец проживает со своей семьей постоянно по адресу: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, б-р -, -, -. На момент подачи рапорта и документов в комиссию УФСИН России по Чувашской Республике для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения он имел свою семью, состоял в зарегистрированном браке, воспитывал с супругой детей. Его отношения со своим отцом - собственником жилого дома по адресу: Чувашская Республика, Ибресинский район, д. -, пер. -, -, конфликтные. Отец неоднократно требовал его сняться с регистрационного учета по указанному адресу.
Административный истец указывает, что право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья закон связывает не с регистрационным учетом сотрудника, а с фактом его проживания на определенной жилой площади. Считает, что его снятие с регистрационного учета не может расцениваться как намеренное ухудшение им своих жилищных условий.
Определением судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 9 октября 2024 года - привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица (л.д. 3).
Участвуя в судебном заседании суда первой инстанции, административный истец Л. административное исковое заявление поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы исполнения наказания по Чувашской Республике, заинтересованного лица Федеральной службы исполнения наказаний Ш. административные исковые требования не признала.
Участвуя в судебном заседании от 2 декабря 2024 года заинтересованное лиц - пояснила суду, что 12 августа 2024 года они приобрели двухкомнатную квартиру по адресу: ул. -, -. Она с детьми сразу зарегистрировалась в указанной квартире. Супруг в свою очередь имел огнестрельное оружие и, в отсутствие финансовых средств для оборудования специального места для его хранения в квартире, было решено оставить оружие в деревне. В течение 16 лет они находятся в браке и совместно проживают на территории г. Новочебоксарск.
Заинтересованное лицо -, участвуя в судебном заседании суда первой инстанции от 2 декабря 2024 года, указал, что он просил сына выписаться из дома в связи с дополнительным начислением платежей за вывоз мусора.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде первой инстанции, в судебное заседание не явились, явку представителей не обеспечили.
Решением Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 5 декабря 2024 года:
"В удовлетворении исковых требований Л. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Чувашской Республике - Чувашии о признании незаконным решения, изложенного в выписке из протокола N 5 от 01 августа 2024 года заседания Комиссии Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семьи и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; возложении на Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии обязанность поставить Л. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты обращения с рапортом - отказать".
Не согласившись с указанным решением, административным истцом Л. была подана апелляционная жалоба на предмет его отмены и принятия по делу нового решения об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
В обоснование заявленных требований повторно приведены обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении. Дополнительно подателем жалобы отмечено, что снятие его с государственного регистрационного учета по адресу: Чувашская Республика, Ибресинский район, д. -, переулок -, - было произведено по просьбе его отца - собственника названного дома, что следует из пояснений самого -, озвученных в судебном заседании суда первой инстанции, в связи с чем не может быть расценено как ухудшение жилищных условий. - является единственным собственником данного дома, регистрация административного истца в жилом доме отца не предполагает наличие у административного истца права на указанный жилой дом.
Апеллянт также выражает несогласие с выводом суда о наличии у него права пользования жилым домом наравне с родителями. Ссылаясь на положения ст. 20, 292 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, административный истец указывает, что членом семьи собственника жилого помещения он не является, общего хозяйства с ним не ведет, в данном жилом помещении не проживает с 2008 года ввиду создания своей семьи и выездом из указанного домовладения. Соглашение о праве пользования данным жилым помещением наравне с его собственником между Л. и - не заключалось. Более 10 лет административный истец проживает по адресу: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, бульвар -, -, -, а потому намеренных действий, повлекших ухудшение своих жилищных условий он не совершал.
Участвуя в судебном заседании суда апелляционной инстанции, административный истец Л. апелляционную жалобу поддержал, просил решение отменить, заваленные требования удовлетворить.
Заинтересованное лицо -, участвуя в судебном заседании суда апелляционной инстанции, полагала, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, явку представителя не обеспечили
Информация о дате и времени рассмотрения дела заблаговременно размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в связи с чем, судебная коллегия признает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие остальных неявившихся лиц, участвующих в деле, поскольку в силу ст. 150, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации их неявка не служит препятствием к рассмотрению дела в апелляционном порядке, проверив законность и обоснованность судебного решения, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов административного истца. В иных случаях принимается решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Как установлено судом первой инстанции, следует из материалов дела и не оспаривается стороной административного ответчика, стаж службы административного истца в органах внутренних дел на 13 мая 2024 года составляет 14 лет 09 месяцев 14 дней в календарном исчислении, в льготном исчислении 21 год 00 месяцев 17 дней. Административный истец Л. проходит службу в должности старшего оперуполномоченного оперативного отдела - в звании майора внутренней службы (л.д. 48; 86).
Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий регулируются Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, Закон)
Частью 1 статьи 4 названного Закона предусмотрено право сотрудников, имеющих общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
В силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ членами семьи сотрудника считаются: супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти); несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения.
В силу п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
В справке от 13 мая 2024 года Nисх-21/ТО/19-302, подписанной начальником отдела кадров УФСИН России по Чувашской Республике, с ссылкой на материалы личного дела N 1855 указано, что Л. с рождения по настоящее время проживает в Чувашской Республике, жена - - сын - - (- г.р.), дочь - - (- г.р.). Жена, сын, дочь проживают в Чувашской Республике (л.д. 46).
Аналогичные сведения о составе семьи Л. содержатся в справке от 17 апреля 2024 года N 21/3/12, составленной начальником ОКиРЛС - (л.д. 45).
Согласно свидетельству о заключении брака от 30 августа 2008 года <...> 30 августа 2008 года между Л. и - был заключен брак (л.д. 87-88).
Согласно свидетельству о рождении от 20 февраля 2009 года - родителями - - г.р. являются Л. и - (л.--129).
Согласно свидетельству о рождении от 20 ноября 2013 года N родителями - - г.р. являются Л. и - (л.д. 132-133).
Л., -, -, - с 18 марта 2014 года на праве общей долевой собственности (по 1/4 доли в праве) принадлежит жилое помещение - квартира, расположенная по адресу: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, б-р. -, -, -, площадью 42 кв. м (л.д. 76, 77, 78-79, 80).
Указанное также подтверждается представленными копиями свидетельств о государственной регистрации права от 18 марта 2024 года (л.д. 52-53, 54-55, 56-57, 97-98).
Из выписки из ЕГРН усматривается, что в собственности - также находится земельный участок с кадастровым номером -. В период с 21 февраля 2005 года по 2 ноября 2012 года - имела 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, ул. -, -, - (л.д. 78).
Прав на иное недвижимое имущество согласно выпискам в период с 31 января 1998 года по 15 апреля 2024 года за Л., -, -, - зарегистрировано не было.
Из справок от 7 мая 2024 года N 03-08/2673 (л.д. 65), N 03-08/2673 (л.д. 66) следует, что сведений о регистрации права собственности объектов недвижимости на территории Чувашской Республики - Чувашии до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (до 1998 года) за - и Л. в архиве Бюджетного учреждения Чувашской Республики "Чуваштехинвентаризация" Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики не имеется.
Согласно письму от 15 июля 2024 года, N 03/99-01-4237, подписанному и.о. заместителя главы администрации г. Новочебоксарска по вопросам градостроительства, ЖКХ и инфраструктуры по Чувашской Республике, Л., -, -, - на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации г. Новочебоксарска не состоят. Государственный жилищный сертификат на приобретение (строительство) жилого помещения, социальные выплаты (субсидии) на приобретение (строительство) жилья, жилые помещения по договору социального найма и в собственность семье Л. администрацией г. Новочебоксарска Чувашской Республики не предоставлялись (л.д. 43).
Из письма от 11 июля 2024 года N 2672, подписанного главой Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики, следует, что Л. и члены его семьи в составе: супруги -, сына -, дочери - на учете граждан, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не состояли, в федеральных целевых программах по улучшению жилищных условий не участвовали, субсидии (социальные выплаты), жилищные сертификаты на приобретение (строительство) жилья из бюджетов Чувашской Республики, и Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики не получали (л.д. 44).
В соответствии с выпиской из лицевого счета 1876 от 25 апреля 2024 года, выданной ООО "Рэмэкс-Плюс", Л. (с 23 апреля 2024 года), - (с 9 апреля 2014 года), - (с 9 апреля 2014 года), - (с 9 апреля 2014 года) имеют регистрацию по адресу: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, б-р. -, -, - (л.д. 63).
Данная информация также отражена в свидетельстве о регистрации N 2600 от 10 апреля 2014 года на -(л.д. 127), в свидетельстве о регистрации N 2542 от 8 апреля 2014 года на -л.д. 115(2), в разделе "место жительства" паспорта Л. (л.д. 130(2)-134), поквартирной карточке (л.д. 49), выписке из лицевого счета 1876 от 3 мая 2024 года, выданной ООО "<данные изъяты>" (л.д. 63), справке о регистрации от 3 мая 2024 года б/н (л.д. 64), в разделе "место жительства" паспорта - (л.д. 113-117), в разделе "место жительства" паспорта - (л.д. 121-126).
Согласно сведениям, отраженным в разделе "место жительства" паспорта Л., ранее, до 27 апреля 2024 года Л. был зарегистрирован по адресу: Чувашская Республика, Ибресинский район, д. -, пер. -, - (л.д. 130(2)-134).
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок (-) (л.д. 68-70) и здание (-) (л.д. 71-73), находящиеся по адресу: Чувашская Республика, Ибресинский район, д. -, пер. -, - находятся в собственности -
Площадь здания - жилого дома с кадастровым номером -, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Ибресинский район, д. -, пер. -, - согласно выписке, составляет 92 кв. м.
Из выписки из похозяйственной книги N 5 Б. администрации Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики следует, что в списке членов хозяйства, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Ибресинский район, д. -, пер. -, - числились: - (с 10 мая 1980 года, записан первым), - (с 19 апреля 1985 года, жена), Л. (с 12 июля 2001 года по 27 апреля 2024 года, сын), - (с 3 сентября 2004 года, дочь) (л.д. 36).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются документы, указанные в названном пункте.
14 мая 2024 г. административный истец Л. обратился с заявлением (рапортом) на имя начальника УФСИН России по Чувашской Республике в котором просил принять его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 с составом семьи: супруга -, дети -, - В обоснование требования, указано, что в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" он относится к категории сотрудников, имеющих выслугу более 10 лет, является собственником и членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью на одного члена семьи менее 15 кв. м. Л. указано на принадлежность ему и членам его семьи по 1/4 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, б-р -, -, - (л.--51).
К заявлению (рапорту) согласно расписке были приложены: паспорт; свидетельство о рождении детей; копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи; копия свидетельства о праве собственности на жилое помещение по каждому месту регистрации или ЕГРН на жилую площадь; копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника (СНИЛС); копия послужного списка сотрудника; копия свидетельства о заключении (расторжении) брака; выписка из домовой книги (копия поквартирной карточеки); выписка из Похозяйственной книги; копия финансового лицевого счета с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления; справка БТИ с мест жительства сотрудника и членов его семьи, рожденных до 31 января 1998 года; выписка из ЕГРН на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимого имущества на заявителя и членов его семьи по всей Российской Федерации; справка отдела кадров о выслуге лет в календарном исчислении; справка о составе семьи; справка о проживании заявителя и членов его семьи с отдела кадров (Архива); рапорт (заявление) о проживании заявителя и членов его семьи; ИНН; сведения о наличии жилых помещений; рапорт (заявление) по условиям (л.д. 42).
Согласно выписке из протокола N 5 заседания Комиссии Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы (далее - Комиссия), единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 1 августа 2024 года Комиссией было принято решение об отказе Л. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 8 ст. 4 ФЗ от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Фактически основанием для отказа в постановке на учет явилось то обстоятельство, что 27 апреля 2024 года Л. совершил действия, повлекшие ухудшение его жилищных условий, а именно выписался с места постоянной регистрации по адресу: Чувашская Республика, Ибресинский район, д. -, переулок - -, где он проживал совместно со своим отцом, матерью, сестрой и в качестве члена семьи, имел обеспеченность общей площадью жилого помещения по указанному адресу 24,25 кв. м (97 кв. м/4 чел.). Документов, свидетельствующих о вынужденном характере снятия с регистрационного учета по вышеуказанному адресу, Л. на рассмотрение комиссии и для приобщения к материалам дела, не представлено. При этом также комиссией указано, что общая суммарная площадь жилых помещений, находящихся в законном владении и пользовании семьи Л-ных составляла: 24,25 кв. м (площадь жилого помещения приходящаяся на Л. в Ибресинском районе) + 42 кв. м (общая площадь жилого помещения принадлежащая семье Л.) = 66,25 кв. м, т.е. 16,56 кв. м, на каждого члена семьи (66,25 кв. м/4 чел.).
Руководствуясь изложенным, Комиссия пришла к выводу, что снятием 27 апреля 2024 года с места постоянной регистрации по адресу: Чувашская Республика, Ибресинский район, д. -, переулок - -, непосредственно перед обращением с рапортом и необходимыми документами в Комиссию УФСИН 14 мая 2024 года Л. были искусственно созданы условия нуждаемости в улучшении жилищных условий - обеспеченность общей площадью жилых помещений на одного члена семьи менее 15 кв. м (42 кв. м:4 чел. = 10,5 кв. м), а потому заявитель может быть признан нуждающимся в жилых помещениях не ранее срока, предусмотренного статьей 53 ЖК РФ, частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 года N 283-ФЗ. Руководствуясь ст. 53 ЖК РФ, ч. 8 ст. 4 ФЗ от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Комиссия заключила, что постановка Л. на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты возможна не ранее чем через пять лет со дня совершения вышеуказанных намеренных действий - с 27 апреля 2024 года.
Суд первой инстанции, исследовав представленные доказательства, не усмотрел оснований согласиться с доводами административного истца о том, что произведенная им 27 апреля 2024 года перерегистрация по месту жительства являлась реализацией права супругов на совместное проживание, ведение совместного хозяйства, а не намеренным ухудшением жилищных условий, отметив, что снятие с регистрационного учета предшествовало подаче рапорта и было произведено незадолго до обращения административного истца в Комиссию; в результате снятия с регистрационного учета по адресу: Чувашская Республика, Ибресинский район, д. -, переулок -, - обеспеченность общей площадью жилого помещения на члена семьи уменьшилась с 24,25 кв. м, а с учетом приобретения 18 марта 2014 года в общую долевую собственность с супругой и детьми квартиры, расположенной по адресу: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, бульвар -, -, - с 16,56 кв. м на каждого члена семьи Л-ных до 10,5 кв. м; права пользования жилым помещением по адресу: Чувашская Республика, Ибресинский район, д. -, переулок -, - в судебном порядке по инициативе собственника, являющегося его отцом, административный истец не был лишен, а снялся с регистрационного учета из этого дома по собственному желанию. С учетом изложенного суд пришел к выводу об отсутствии оснований полагать, что по состоянию на дату обращения с заявлением (рапортом) на имя начальника УФСИН России по Чувашской Республики - Чувашии о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации", а также на дату принятия комиссией административного ответчика оспариваемого решения Л. являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий более 5 лет, а потому не усмотрел оснований для удовлетворения административных исковых требований.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции в силу следующего.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно отмечал взаимосвязь мер социальной поддержки в жилищной сфере именно с реальной нуждаемостью граждан в жилье, определяемой, помимо прочего, исходя из уровня их обеспеченности жильем в составе семьи, что соответствует природе жилищных гарантий, а также общеправовому принципу справедливости (Определения от 26 марта 2020 года N 602-О, от 30 марта 2023 года N 666-О, от 27 июня 2023 года N 1560-О, от 27 февраля 2024 года N 425-О и др.).
В силу вышеприведенных положений ч. 2 ст. 1, ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи, к которым отнесены: супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти); несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В соответствии частью 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из следующего:
а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;
б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 28 июня 2022 года N 1655-О подчеркнул, что часть 1 статьи 31 ЖК РФ, не предполагающая произвольного отнесения граждан к членам семьи собственника жилого помещения, допускает возможность признания членами семьи собственника только совместно проживающих с ним граждан.
В силу ст. 2 Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с настоящим Законом может быть признано одно из муниципальных образований (по выбору данного гражданина), в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина.
Регистрацией гражданина Российской Федерации по месту жительства в силу названной статьи является постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.
Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства
Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации обращал внимание, что место жительства гражданина может быть установлено судом общей юрисдикции на основе юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами (определения от 5 октября 2000 года N 199-О, от 27 мая 2010 года N 741-О-О).
Как было указано выше, до 27 апреля 2024 года Л. состоял на регистрационным учете по адресу: Чувашская Республика, Ибресинский район, д. -, переулок -, -, в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности его отцу, в то время как его супруга (в браке с 30 августа 2008 года) и несовершеннолетние дети (- г.р. и - г.р.) состояли на регистрационном учете по адресу: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, бульвар -, -, -, в квартире, принадлежащей им, а также административному истцу на праве общей долевой собственности.
Л., как и его супруга -, в судебном заседании суда первой инстанции, пояснили, что несмотря на сведения о регистрации Л. в Ибресинском районе Чувашской Республики, административный истец фактически проживал с супругой и несовершеннолетними детьми в принадлежащей им квартире по адресу: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, бульвар -, -, - с 2014 года.
Согласно копии послужного списка Л. личный номер - с 8 августа 2011 года Л. по 2024 год замещал должности в -, расположенном по адресу: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, ул.-, -. Согласно общедоступной информации расстояние между прежним местом регистрации - -, переулок -, д. -, Ибресинский район, Чувашская Республика и - составляет более 120 километров, в то время как расстояние от принадлежащей ему квартиры г. Новочебоксарск до исправительного учреждения около 5 километров.
Принимая во внимание приведенные обстоятельства, судебная коллегия полагает, что местом фактического жительства - с 2014 года, несмотря на сведения о государственной регистрации являлась принадлежащая ему на праве общей долевой собственности квартира, в которой с 2014 года были прописаны члены его семьи, в частности, его супруга (в браке с 30 августа 2008 года) и несовершеннолетние дети (- г.р. и - г.р.), расположенная в Новочебоксарск - месте расположения -, являвшегося местом его службы с 2011 года.
В соответствии с абзацем первым части 8 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на таком учете совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Аналогичная норма содержится в пункте 12 Правил.
Федеральный законодатель к намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, отнес действия, связанные: с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); с обменом жилыми помещениями; с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; с выделением доли собственниками жилых помещений; с отчуждением жилых помещений или их частей.
По смыслу приведенных нормативных предписаний, намеренными действиями, повлекшими ухудшение жилищных условий, могут быть признаны действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей, при условии, что это повлекло возникновение права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или права на получение единовременной социальной выплаты.
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике расценило действия Л. по снятию с регистрационного учета по адресу: Чувашская Республика, Ибресинский район, д. -, переулок -, - и постановке на регистрационный учет по адресу: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, бульвар -, -, - как действия, направленные на ухудшение его жилищных условий.
Вместе с тем, как было установлено судебной коллегией, Л. фактически не проживал по вышеуказанному указанному адресу в д. - еще с 2008 года.
Частью 1 статьи 6 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" установлен обязанность гражданин Российской Федерации, изменившего место жительства, обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме.
Реализация указанной обязанности в отсутствии сведений о фиктивности регистрации Л. в принадлежащей ему квартире по адресу: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, бульвар -, -, -, при признании судом факта проживания Л. по указанному адресу с 2014 года, не может быть расценено как намеренное ухудшение жилищных условий с целью получение единовременной социальной выплаты даже несмотря на уменьшение обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Конституционный Суд Российской Федерации применительно к части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с иными законоположениями, а также части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ указывал, что они призваны обеспечить предоставление жилищных гарантий лишь реально нуждающимся в них лицам и направлены на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления жилищных гарантий за счет средств федерального бюджета, что соответствует требованиям, закрепленным в статье 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, и согласуется с конституционным принципом равенства прав граждан (определения от 20 ноября 2014 года N 2598-О, от 29 сентября 2015 года N 2142-О, от 22 декабря 2015 года N 2796-О, от 28 мая 2020 года N 1173-О, от 24 декабря 2020 года N 2907-О и др.)
Расчет обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи исходя из площади квартиры, расположенной по адресу: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, бульвар -, -, -, - единственного жилого помещения, права на которые имеют Л. или члены его семьи (супруга, несовершеннолетние дети), отражает степень фактической обеспеченности нуждаемости семьи Л. в улучшении жилищных условий.
При указанных обстоятельствах регистрация Л. 27 апреля 2024 года в принадлежащем ему и членам его семьи (супруге и несовершеннолетним детям) на праве общей долевой собственности квартире, расположенной по адресу: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, бульвар -, -, - в которой ранее, с 2014 года были зарегистрированы иные члены его семьи, не может препятствовать постановке Л. на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Данное обстоятельство являлось единственным основанием для принятия Комиссией оспариваемого решения от 1 августа 2024 года об отказе Л. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 8 ст. 4 ФЗ от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В п. 61 постановления от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" Пленум Верховного Суда Российской Федерации указал, что исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
С учетом приведенного разъяснения судебная коллегия приходит к выводу о несоответствии оспариваемого решения Комиссии УФСИН России по Чувашской Республике от 1 августа 2024 года об отказе Л. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 8 ст. 4 ФЗ от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" нормативным правовым актам, в частности, Федеральному закону от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также о нарушении принятым решением права Л. и членов его семьи на улучшение жилищных условий, и, следовательно, наличии оснований, предусмотренных п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания оспариваемого решения незаконным.
Согласно п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" признав оспоренное решение, действие (бездействие) незаконным, суд независимо от того, содержатся ли соответствующие требования в административном исковом заявлении (заявлении), вправе указать административному ответчику (наделенным публичными полномочиями органу или лицу) на необходимость принятия решения о восстановлении права, устранения допущенного нарушения, совершения им определенных действий в интересах административного истца (заявителя) в случае, если судом при рассмотрении дела с учетом субъектного состава участвующих в нем лиц установлены все обстоятельства, служащие основанием материальных правоотношений (пункт 1 части 2, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Вместе с тем судебная коллегия принимает во внимание, что судебный контроль ограничен принципом разделения властей (статья 10 Конституции Российской Федерации), который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц. В связи с чем суд не полномочен возлагать на орган обязанности, напрямую вытекающие из исключительной компетенции данного субъекта, подменяя собой орган, в компетенцию которого входит принятие данных решений.
Руководствуясь положением п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия приходит к выводу о необходимости возложить на Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике обязанность повторно рассмотреть вопрос о постановке Л. на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению и обоснованным, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также когда они содержат исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении").
Принятое по делу решение суда первой инстанции названным принципам и положениям статьи 176 Кодекса административного судопроизводства РФ в части отказа в удовлетворении исковых требований Л. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Чувашской Республике - Чувашии о признании незаконным решения, изложенного в выписке из протокола N 5 от 01 августа 2024 года заседания Комиссии, не отвечает, поскольку судом первой инстанции были неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, а также неправильно применены нормы материального права, в связи с чем оно подлежит отмене с вынесением в указанной части нового решения об удовлетворении административных исковых требований.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке и направления дела на новое рассмотрение судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 5 декабря 2024 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Л. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Чувашской Республике - Чувашии о признании незаконным решение Комиссии Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии от 1 августа 2024 года об отказе Л. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" - отменить, принять по делу в этой части новое решение.
Признать незаконным решение Комиссии Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии от 1 августа 2024 года об отказе Л. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
На Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии возложить обязанность повторно рассмотреть вопрос о постановке Л. на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В остальной части решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 5 декабря 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Л. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с гл. 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.
Председательствующий
Т.Н.ЕВЛОГИЕВА
Судья
Н.Э.ФОМИНА
Р.Г.КУДРЯШОВА