Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 29.09.2025 по 01.11.2025) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 28.08.2025 N 88-14643/2025 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Чувашской Республики от 04.06.2025 N 33-2098/2025 (УИД 21RS0024-01-2024-002827-37)
Категория спора: Социальный наем жилья.
Требования нанимателя: О признании незаконным отказа в заключении договора социального найма.
Обстоятельства: Истец указал, что решением жилищной комиссии ему было отказано в распределении спорной квартиры по договору социального найма в связи с ее отнесением к специализированному жилищному фонду и тем, что площадь указанной квартиры превышает требуемую норму предоставления жилой площади. До настоящего времени истец жильем не обеспечен, является лицом, имеющим право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Решение: Отказано.


Апелляционное определение Верховного суда Чувашской Республики от 04.06.2025 N 33-2098/2025 (УИД 21RS0024-01-2024-002827-37)
Категория спора: Социальный наем жилья.
Требования нанимателя: О признании незаконным отказа в заключении договора социального найма.
Обстоятельства: Истец указал, что решением жилищной комиссии ему было отказано в распределении спорной квартиры по договору социального найма в связи с ее отнесением к специализированному жилищному фонду и тем, что площадь указанной квартиры превышает требуемую норму предоставления жилой площади. До настоящего времени истец жильем не обеспечен, является лицом, имеющим право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Решение: Отказано.

ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 июня 2025 г. N 33-2098/2025
УИД 21RS0024-01-2024-002827-37
Докладчик Карлинов С.В. Апелляционное дело N 33-2098/2025
Судья Захарова О.С. 
Дело N 2-149/2025
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Карлинова С.В.,
судей Стародубцевой Л.И., Филимоновой И.В.,
при секретаре судебного заседания Ж.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению К.Б.ПА., К.Л.ЗА., К.А. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике - Чувашии о признании незаконным отказа в предоставлении квартиры на условиях договора социального найма, признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, поступившее по апелляционной жалобе Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике - Чувашии на решение Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 2 апреля 2025 года.
Заслушав доклад судьи Карлинова С.В., судебная коллегия
установила:
К.Б.ПА., К.Л.ЗА., К.А. обратились в суд с исковым заявлением с учетом уточнений исковых требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Главное управление МЧС России по Чувашской Республике) о признании незаконным отказа жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Чувашской Республике от 17 августа 2023 года N ... в предоставлении жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: <...>, кв. ..., по договору социального найма и признании истцов проживающими в указанной квартире на условиях договора социального найма.
Исковые требования мотивированы трем, что истец К.Б.ПА. в период с 19 марта 2003 года по 29 июля 2024 года проходил службу в Главном управлении МЧС России по Чувашской Республике. Решением жилищной комиссии от 1 декабря 2003 года К.Б.ПА. признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма с составом семьи из 3 человек. Решением заседания жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Чувашской Республике от 12 декабря 2008 года К.Б.ПА. на состав семьи из трех человек, включая супругу К.Л.ЗА. и дочь К.А., предоставлено жилое помещение по вышеуказанному адресу. 29 декабря 2008 года с К.Б.ПА. заключен договор найма служебного помещения, по условиям которого наймодатель передает нанимателю и членам его семьи (супруга К.Л.ЗА., дочь К.А. и сын ...) вышеуказанное жилое помещение площадью 68,96 кв. м, находящееся в оперативном управлении Главного управления МЧС России по Чувашской Республике, для временного проживания в связи с прохождением службы. Приказом Главного управления МЧС России по Чувашской Республике от 24 июля 2024 года К.Б.ПА. уволен со службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. В связи с тем, что у ответчика отсутствовали правовые основания для отнесения спорной квартиры к специализированному жилому фонду, в августе 2023 года К.Б.ПА. обратился в Главное управление МЧС России по Чувашской Республике с требованием о заключении с ним и членами его семьи договора социального найма на занимаемое жилое помещение. Между тем, решением жилищной комиссии (протокол N ...) от 17 августа 2023 года ему было отказано в распределении спорной квартиры по договору социального найма в связи с ее отнесением к специализированному жилищному фонду МЧС России и превышением площади указанной квартиры требуемой норме предоставления жилой площади. До настоящего времени К.Б.ПА. жильем не обеспечен, является лицом, имеющим право на получение жилого помещения по договору социального найма. Ссылаясь на незаконность данного отказа, истцы обратились с вышеприведенными исковыми требованиями в суд.
В судебном заседании суда первой инстанции истец К.Б.ПА. и его представитель - адвокат Мальцев Э.Г., одновременно представляющий интересы в суде истцов К.Л.ЗБ. и К.А., исковые требования поддержали по заявленным в иске основаниям и просили их удовлетворить. Суду дополнительно пояснили, что спорная квартира была построена в 2008 году за счет средств федерального бюджета, имеющих целевое назначение и выделенных на обеспечение сотрудников МЧС жилыми помещениями социального назначения. При таких обстоятельствах жилищная комиссия Главного управления МЧС России по Чувашской Республике не имела права признавать спорную квартиру служебным помещением. В настоящее время квартира находится в собственности Российской Федерации и оперативном управлении Главного управления МЧС России по Чувашской Республике. В качестве служебного жилого помещения она в установленном порядке не признавалась и в качестве такого в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрирована. Кроме того, истец с декабря 2003 года состоит на учете в Главном управлении МЧС России по Чувашской Республике в качестве нуждающегося в предоставлении жилья по договору социального найма и продолжает состоять в указанном списке, также его семья состоит на учете в администрации Калининского района г. Чебоксары в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Иного жилого помещения для постоянного проживания по договору социального найма либо на праве собственности истцы не имеют. В удовлетворении заявленного стороной ответчика ходатайства о применении срока исковой давности просили отказать, указывая на то, что трехмесячный срок исковой давности к настоящему спору не применим, поскольку имеется спор о праве.
Истцы К.Л.ЗА., К.А., будучи надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, представив заявление о рассмотрении дела без их участия.
Представитель ответчика Главного управления МЧС России по Чувашской Республике Д., одновременно представляющий интересы третьего лица МЧС России, в судебном заседании исковые требования не признал, полагая заявленные требования необоснованными и подлежащими оставлению без удовлетворения. Также им заявлено ходатайство о применении последствий пропуска срока исковой давности с указанием на то, что решение жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Чувашской Республике от 17 августа 2023 года может быть обжаловано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав. Поскольку К.Б.ПА. с принятым решением жилищной комиссии был ознакомлен в день его принятия, т.е. 17 августа 2023 года, а с иском в суд он обратился лишь в 2024 году, следовательно, им пропущен срок для подачи настоящего иска. По существу требований суду пояснил, что спорное жилое помещение общей площадью 66,40 кв. м закреплено на праве оперативного управления за Главным управлением МЧС России по Чувашской Республике, является федеральной собственностью и предоставлена истцу по договору найма служебного жилого помещения от 29 декабря 2008 года N ... в связи с прохождением службы. Договор найма заключен исключительно на время прохождения службы на основании решения заседания жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Чувашской Республике от 12 декабря 2008 года (протокол N 4). Соответственно, данная квартира отнесена к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и предоставлена К.Б.ПА. в качестве служебной. Ссылка истцов на ст. 54 Положения о службе в органах МВД России, утв. постановлением Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 1992 года, является несостоятельной, т.к. на момент постановки К.Б.ПА. на учет в 2003 года и на момент предоставления ему служебного жилого помещения он являлся сотрудником ФПС ГПС МЧС России. Правоотношения, связанные с поступлением на службу в ФПС ГПС, ее прохождением и прекращением, а также определением правового положения сотрудника ФПС ГПС регулируется Федеральным законом от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ. Кроме того, спорное жилое помещение находится в составе жилищного фонда МЧС России, а не жилищного фонда МВД России, и предназначено для проживания сотрудников системы МЧС России. Довод стороны истца о том, что квартира была предоставлена на условиях социального найма, является несостоятельной, поскольку решения о предоставлении семье К-ных квартиры на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось, что подтверждается представленными в материалы дела документами. В настоящее время договор найма служебного жилого помещения от 29 декабря 2008 года не оспорен и недействительным не признан. Более того, решение об исключении спорного жилого помещения из числа служебного уполномоченным органом не принималось. На основании пункта 18 договора договор найма служебного жилого помещения с К.С. прекращен 29 июля 2024 года в связи с его увольнением, оснований для признания истцов проживающими на условиях социального найма не имеется. При оформлении и подписании договора К.Б.ПБ. выразил согласие на предоставление ему служебного спорного жилого помещения, решение жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Чувашской Республике от 12 декабря 2008 года (протокол N 4) о предоставлении ему служебной квартиры не оспаривал. В силу подпункта 15 пункта 9 раздела 4 Положения о МЧС, утв. Указом Президента России от 11 июля 2004 года N 868, МЧС России в пределах своей компетенции имеет специализированный жилищный фонд: служебные жилищные помещения и жилые помещения в общежитиях. Следовательно, жилищного фонда социального назначения в структуре МЧС России не имеется и быть не может. В силу ст. 4 Закона о приватизации служебные жилые помещения, закрепленные за Главным управлением МЧС России по Чувашской Республике на праве оперативного управления, не подлежат приватизации. Также обращено внимание на то, что норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма семье К-ных составляет 54,00 кв. м общей площади. Вместе с тем, занимаемая К.Б.ПА. квартира превышает норму предоставления на 12,40 кв. м. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма принимается комиссией Главного управления МЧС России по Чувашской Республике в порядке очередности, исходя из даты принятия на учет. В настоящее время К.Б.ПА. в списке очередности числится под номером 3. Таким образом, предоставление семье К. спорного жилого помещения по договору социального найма с превышением площади указанной квартиры требуемой норме предоставления жилой площади приведет к нарушению норм действующего законодательства и ущемлению прав очередников, состоящих на учете перед ним.
Остальные лица, участвующие в деле, при надлежащем извещении в судебном заседании участия не принимали, представителей не направили.
Решением Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 2 апреля 2025 года удовлетворены исковые требования К.Б.ПА., К.Л.ЗА., К.А. Судом постановлено признать незаконным отказ от 17 августа 2023 года Главного управления МЧС России по Чувашской Республике К.Б.ПА. в предоставлении жилого помещения - квартиры с кадастровым номером ..., расположенной по адресу: <...>, кв. ..., по договору социального найма; признать за К.Б.ПА., К.Л.ЗА., К.А. право пользования жилым помещением - квартирой с кадастровым номером ..., расположенной по адресу: <...>, кв. ..., на условиях социального найма.
В апелляционной жалобе представитель Главного управления МЧС России по Чувашской Республике Д. просит отменить указанное решение как незаконное и необоснованное с вынесением по делу нового решения - об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы указано, что суд первой инстанции, оценивая доводы ответчика об отнесении жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, кв. ..., к специализированному жилищному фонду, неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно признал решение жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Чувашской Республике (протокол от 12 декабря 2008 года N 4) в части установления статуса принадлежности к специализированному жилищному фонду, как не соответствующее действующему законодательству. Вместе с тем, протоколом заседания жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Чувашской Республике от 12 декабря 2008 года N 4 указанное жилое помещение отнесено к специализированному жилищному фонду. Вопрос о правомерности вышеуказанного протокольного решения в части установления статуса принадлежности жилых помещений к специализированному жилищному фонду ранее рассмотрен Верховным Судом Чувашской Республики в определении от 27 апреля 2016 года по делу N 33-2123/2016 от 25 мая 2016 года, которым жилые помещения, поименованные в протоколе заседания жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Чувашской Республике от 12 декабря 2008 года N 4, признаны отнесенными к специализированному жилищному фонду с указанием, что решения об исключении их из числа служебного уполномоченным органом не принималось. Вышестоящие суды подтвердили указанные обстоятельства. Таким образом, факт отнесения жилых помещений, поименованных в протоколе заседания жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Чувашской Республике от 12 декабря 2008 года N 4 к специализированному жилищному фонду имеет преюдициальное значение и уже установлен вступившими в законную силу (действующими) судебными актами и не могут доказываться вновь. Решения об исключении спорного жилого помещения из числа специализированного жилищного фонда уполномоченным органом не принималось.
Отмечает, что приказом Главного управления МЧС России по Чувашской Республике от 20 января 2009 года N 13 жилые помещения предоставлены на время прохождения службы, в том числе предоставлена истцу, а решение об отнесении жилых помещений к специализированному жилищному фонду принято протокольным решением заседания жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Чувашской Республике от 12 декабря 2008 N 4, соответственно вывод суда о том, что спорная квартира, а также иные жилые помещения по указанному адресу многоквартирного дома, отнесены к служебным жилым помещения специализированного жилищного фонда на основании данного приказа являются несостоятельными.
Полагает, что суд первой инстанции не дал оценку доводам ответчика о том, что ненаправление Главным управлением МЧС России по Чувашской Республике в течение 3-х рабочих дней с даты принятия решения сведений об отнесении спорного объекта к числу специализированного жилищного фонда и невнесение таких сведений в ЕГРН не указывает на отсутствие у спорного объекта статуса служебного жилого помещения, поскольку пунктом 14 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года N 42 установлен лишь уведомительный характер и не является юридически значимым для целей придания или непридания жилому помещению статуса специализированного жилого помещения. Также судом не дана оценка доводам о том, что каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения право пользования им на условиях социального найма, законодательство не содержит, в связи с чем позиция районного суда о том, что спорное помещение в качестве служебного жилого помещения в установленном законом порядке не признавалось и в качестве такового в ЕГРН не зарегистрирована, правового значения не имеет.
Суд, признавая истцов проживающими на условиях социального найма, не учел требования Порядка учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее - ФПС ГПС), нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений утвержден приказом МЧС России от 12 января 2012 года N 5 (далее - Порядок), согласно которого жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решения соответствующей комиссии в порядке очередности исходя из даты принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Также суд первой инстанции не учел требования п. 3 ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 283-ФЗ, согласно которого норма предоставления площади жилого помещения в собственность или по договору социального найма К.Б.ПА. составляет 54,00 кв. м общей площади жилого помещения, спорное служебное жилое помещение превышает вышеуказанную норму предоставления на 12,40 кв. м. Кроме того, К.Б.ПА. третий по очередности в списке, принятых на учет для предоставления жилого помещения по договору социального найма, в связи с чем принятое судом первой инстанции решение нарушает нормы действующего законодательства в указанной части и ущемляет права очередников, состоящих на учете перед ним.
Указывает, что суд первой инстанции неправомерно отказал ответчику в удовлетворении ходатайства о пропуске срока обращения в суд.
Отмечает, что суд неверно определил адрес спорного объекта, поскольку в <...> отсутствует, так же, как и дом N 20/1 по указанному адресу, что подтверждается выпиской из ЕГРН на спорный объект.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Главного управления МЧС России по Чувашской Республики и третьего лица МЧС России Д. апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.
Истец К.Б.ПА. и его представитель - адвокат Мальцев Э.Г. апелляционную жалобу просили оставить без удовлетворения ввиду необоснованности.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки не сообщили. Кроме того, информация о слушании по настоящему делу размещена на официальном сайте Верховного Суда Чувашской Республики. Ходатайств об отложении судебного разбирательства от неявившихся участников не поступило, в связи с чем в соответствии с нормами статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, спорное жилое помещение с кадастровым номером ... представляетсобой отдельную двухкомнатную квартиру общей площадью 66,40 кв. м, расположенную по адресу: <...>, кв. ..., правообладателем права собственности которой является Российская Федерация и находится в оперативном управлении Главного управления МЧС России по Чувашской Республике, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости на объект недвижимости от 10 февраля 2025 года (том 2 л.д. 87-91).
Вышеуказанная квартира находится в собственности Российской Федерации с 10 марта 2011 года и в оперативном управлении Главного управления МЧС России по Чувашской Республике с 13 апреля 2009 года (том 2 л.д. 84,85). В реестр федерального имущества внесена запись о правообладателе спорной квартиры - Главное управление МЧС России по Чувашской Республике на основании акта приемки законченного строительством объекта от 29 декабря 2008 года и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 30 декабря 2008 года N...", утвержденное распоряжением администрации г. Чебоксары N ... от 31 декабря 2008 года (том 2 л.д. 84, 86).
На основании приказа Главного управления МЧС России по Чувашской Республике от 20 января 2009 года N 13 жилые помещения, расположенные в многоквартирном доме N 20 корпус 1 по ул. Космонавта Н. г. Чебоксары Чувашской Республики, в том числе, и спорная квартира N ..., отнесенакслужебным жилым помещениям специализированного жилого фонда (том 2 л.д. 79).
Истец К.Б.ПА. проходил службу в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы с 19 марта 2003 года по 29 июля 2024 года, уволен по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, в звании подполковника внутренней службы (том 1 л.д. 171).
1 декабря 2003 года К.Б.ПА. был подан рапорт о включении его в списки очередников ГК Чувашии на получение жилья (улучшение жилищных условий) (том 1 л.д. 34).
16 декабря 2003 года решением N 1 жилищной комиссии истец включен в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1 декабря 2003 года с составом семьи на 3 человек (том 1 л.д. 80, том 2 л.д. 12).
12 декабря 2008 года жилищной комиссией Главного управления МЧС России по Чувашской Республике было принято решение о предоставлении К.Б.ПА., имеющему по состоянию на 1 декабря 2008 года выслугу в календарном исчислении 12 лет 11 месяцев, с составом семьи 3 человека (он сам, супруга, дочь, ... года рождения), состоящему в очереди с 1 декабря 2003 года, двухкомнатной квартиры общей площадью 68,96 кв. м, расположенной по адресу: <...> дом (поз.) 20, условный номер ..., в качестве служебной (том 1 л.д. 89).
Согласно договору найма служебного жилого помещения N ... от 29 декабря 2008 года, заключенному между Главным управлением МЧС России по Чувашской Республике и К.Б.ПА., наймодателем передано нанимателю и членамего семьи: супруге К.Л.ЗА., дочери К.А. и сыну ... за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в оперативном управлении Главного управления МЧС России по Чувашской Республике, состоящее из квартиры общей площадью 68,96 кв. м, расположенное по адресу: <...>, квартира ..., для временного проживания в нем в связи с прохождением службы (том 1 л.д. 24-27).
19 июля 2023 года истец обратился в Главное управление МЧС России по Чувашской Республике с рапортом о предоставлении ему жилого помещения по вышеуказанному адресу по договору социального найма. Решением заседания жилищной комиссии для учета сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, проходящих службу в Главном управлении МЧС России по Чувашской Республике, нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда и жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, от 17 августа 2023 года N ... К.Б.ПА. отказано в удовлетворении заявления в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, поскольку квартира отнесена к специализированному жилищному фонду МЧС России, является служебной и по договору социального найма К.Б.ПА. не передавалась. Также в качестве основания отказа указано и то, что квартира превышает требуемую норму предоставления жилой площади по договору социального найма (том 1 л.д. 28-30).
По сведениям ООО "Сити Сервис" о зарегистрированных гражданах по лицевому счету N ... и поквартирным карточкам следует, что в жилом помещении зарегистрированы с 25 мая 2009 года и фактически проживают К.Б.ПБ., его супруга К.Л.ЗА., дочь К.А. и сын ... (том 1 л.д. 214-219).
К.Б.ПА. и К.Л.ЗА. с 14 октября 2000 года находятся в зарегистрированном браке. От совместного брака имеют дочь К.А., ... года рождения (том 1 л.д. 16).
Согласно информационным учетным данным УВМ МВД по Чувашской Республике ответчики К.Б.ПА., супруга К.Л.ЗА., дети К.А. и ... по-прежнему продолжают состоять на регистрационном учете в спорной квартире (том 2 л.д. 109-114, 118).
Спорное жилое помещение истцу К.Б.ПА., как вставшему на учет на получение жилой площади до 1 марта 2005 года, и в порядке очередности сотрудников, вставших на учет до указанной даты, не предоставлялось. В материалах дела не имеется и сведений о выделения К.Б.ПА. единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Представитель ответчика Главного управления МЧС России по Чувашской Республики и третьего лица МЧС России в ходе процесса подтвердил, что К.Б.ПБ. и члены его семьи продолжают состоять на учете Главного управления МЧС России по Чувашской Республике в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, числится по списку - 3, дата постановки на учет - 1 декабря 2003 года (том 1 л.д. 80).
По информации Управы по Калининскому району администрации г. Чебоксары от 18 октября 2024 года N 02-18/2661/кр, семья К-ных состоит на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилого помещения по Калининскому району администрации г. Чебоксары, с 28 ноября 2022 года включена в список "Господдержка". По итогам определения у граждан нуждаемости в жилом помещении на 17 октября 2024 года К.Б.ПА. состоит в указанном списке под N 5104. Средства федерального, республиканского и местного бюджетов на приобретение (строительство) жилого помещения К.Б.ПВ. не предоставлялись (том 1 л.д. 75, 160).
Из имеющейся МБУ "Управление жилфондом г. Чебоксары" информации следует, что участие в приватизации жилья К.Л.ЗА. и К.А. по состоянию на октябрь 2024 года не принимали. К.Б.ПА. участвовал в приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, на основании договора передачи от 24 декабря 1992 года (том 1 л.д. 154).
Из пояснений К.Б.ПГ. следует, что он в 1992 году в несовершеннолетнем возрасте принял участие в приватизации, ему на праве общей совместной собственности с родителями принадлежала квартира по Эгерскому бульвару г. Чебоксары Чувашской Республики, которая в последующем продана (том 1 л.д. 147-148).
Согласно уведомлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике за К.Б.ПА., К.Л.ЗБ. и К.А. прав собственности на объекты недвижимости на территории РФ не зарегистрированы (том 2 л.д. 115-117).
Обращаясь в суд с настоящими требованиями, истец указал на то, спорная квартира была построена в 2008 году за счет средств федерального бюджета, имеющих целевое назначение и выделенных на обеспечение сотрудников МЧС жилыми помещениями по соцнайму. Жилой дом по вышеуказанному адресу на момент вынесения решения жилищной комиссии об отнесении спорной квартиры к специализированному фонду еще не был введен в эксплуатацию. Протокол жилищной комиссии оформлен 12 декабря 2008 года, а решение о вводе дома в эксплуатацию было принято лишь 31 декабря 2008 года. То есть решение об отнесении квартиры к специализированному фонду было принято, когда еще не было ни технического паспорта дома, ни заключения о соответствии жилого помещения предъявленным к нему требованиям. Исходя из положения пункта 15 Правил, использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после его отнесения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда. Ответчик же, не осуществив процедуру отнесения квартиры к специализированному жилищному фонду, заключил с истцом договор найма служебного жилого помещения, что является грубым нарушением закона. Более того, в силу Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283 сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам РФ, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членами их семей предоставляются жилые помещения жилищного фонда РФ по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Обратили внимание на то, что К.Б.ПА. с 1 декабря 2003 года состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилья по договору социального найма, также его семья состоит на учете в администрации Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Иного жилого помещения для постоянного проживания по договору социального найма либо на праве собственности истцы не имеют.
Ответчик в лице Главного управления МЧС России по Чувашской Республике, напротив, категорически не согласен с требованиями истцов, поскольку решение уполномоченным органом о предоставлении семье К-ных спорной квартиры на условиях социального найма не принималось, что явствует из самого договора найма служебного жилого помещения, решения жилищной комиссии об отнесении к специализированному жилищному фонду от 12 декабря 2008 года, рапортом К.Б.ПГ., в котором согласился с предложенной ему служебной квартирой. Решение об исключении спорного жилого помещения из числа служебного уполномоченным органом не принималось. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. В настоящее время К.Б.ПБ. числится третьим в списке нуждающихся в жилье на условиях социального найма.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 35, 92, 93, 103 Жилищного кодекса РФ, п. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Правилами предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения РФ, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов РФ, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 года N 217; Порядком учета в системе МЧС России сотрудников ФПС, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставлении им жилых помещений, утв. приказом МЧС России от 12 января 2012 года N 5; Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42; Положением о Министерстве РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утв. Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года N 869; Порядком включения жилых помещений жилищного фонда РФ, закрепленных на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за территориальными органами и организациями МЧС, в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда, утв. Приказом МЧС России от 22 апреля 2019 года N 233, установив, что К.Б.ПА. с составом семьи из 4 человек, включая супругу, дочь и сына, на момент предоставления спорной квартиры (на декабрь 2008 года) стоял в очереди на получение жилья по договору социального найма, квартира ему была предоставлена в соответствии с существовавшей на 1 июля 2008 года очередностью, в которой он стоял под N 5, и в соответствии с указанной очередностью ему была предоставлена квартира, которая в установленном законом порядке служебной не признавалась; К.Б.ПА. и члены его семьи вселены в спорное жилое помещение в декабре 2008 года, зарегистрированы в нем и с того времени постоянно проживают в указанном жилом помещении; иных жилых помещений, занимаемых по договору социального найма и принадлежащих на праве собственности (доли в собственности на жилое помещение) К.Б.ПА., К.Л.ЗА. и их дочь К.А. не имеют, фактически являются нуждающимися в предоставлении жилого помещения, пришел к выводу об обоснованности заявленных требований о признании К.Б.ПА. и членов его семьи проживающими в указанной квартире не по договору найма служебного жилого помещения, а по договору социального найма, и признал отказ Главного управления МЧС России по Чувашской Республике от 17 августа 2023 года в признании за ними данного права незаконным.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции на основании следующего.
В силу пункта 2 части 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из составляющих жилищного фонда является специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV данного Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
К жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся в том числе служебные жилые помещения (п. 1 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ).
Частью 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно статьи 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно части 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Как указано в части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Согласно пунктам 12, 14 Правил отнесения помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Информация о принятом органом управления решении направляется заявителю в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения. Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.
Таким образом, на дату заключения 29 декабря 2008 года с К.Б.ПА. договора найма служебного жилого помещения спорная квартира в установленном порядке к служебному жилищному фонду отнесена не была, так как на тот момент отсутствовало соответствующее решение федерального органа исполнительной власти.
Однако суд первой инстанции не учел, что каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, можно отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях социального найма, законодательство не содержит.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 Жилищного кодекса Российской Федерации). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, К.Б.ПА. поставлен на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условии, с 1 декабря 2003 года.
Между тем, решение о предоставлении семье К-ных квартиры N ... дома N 20 корпус 1 по ул. Космонавта Н. г. Чебоксары на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось и таких доказательств истцами не представлено. Напротив, установлено и подтверждается материалами дела, что указанная квартира предоставлена К.Б.ПА. на период прохождения службы в Главном управлении МЧС России по Чувашской Республике на основании договора найма служебного жилого помещения N ... от 29 декабря 2008 года, который в установленном законом порядке не оспорен и недействительным не признан.
Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Чувашской Республике от 12 декабря 2008 года N 4 комиссия приняла решение об отнесении спорной квартиры к определенному виду жилых помещений специализированного жилого фонда.
Как следует из материалов дела, решения об исключении спорного жилого помещения из числа специализированного уполномоченным органом также не принималось. К.Б.ПА. не обладает правом на внеочередное предоставление ему жилого помещения, его очередь N 3 в списке лиц на получение жилой площади по договору социального найма.
Суд первой инстанции, принимая за основу протокольное решение заседания экспертной комиссии по определению приоритетных инвестиционных проектов, обеспечивающих перспективное развитие системы МЧС России от 05 мая 2012 года N 2, в котором отсутствует спорная квартира N ..., и, принимая показания свидетеля ..., сделал вывод, что спорная квартира не отнесена к специализированному жилищному фонду.
Вместе с тем, отсутствие в указанном протоколе спорной квартиры не позволяет сделать вывод, что она не отнесена к специализированному жилищному фонду ввиду отсутствия объективных доказательств, а к показаниям свидетеля ... необходимо отнестись критически. Свидетель ... суду пояснил, что протокол от 12 декабря 2008 года N 4 об отнесении квартир к числу специализированного жилищного фонда являлся предварительным. Однако данное пояснение является необоснованным, поскольку протокол от 12 декабря 2008 года N 4 не содержит фраз и формулировок "предварительный". Более того, указанным протоколом также принято решение о предоставлении данных квартир в качестве служебных. Из договора найма служебного жилого помещения в отношении К.Б.ПА. от 29 декабря 2008 года N ... следует, что основанием вселения К.Б.ПА. в спорное жилое помещение является протокол от 12 декабря 2008 года N 4. Данное обстоятельство подтверждает, что указанный протокол жилищной комиссии не является предварительным. При этом ... подтвердил, что протокол от 12 декабря 2008 года N 4 не отменялся, что также указывает на то, что договор не является предварительным.
Судом первой инстанции не учтено, что решением жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Чувашской Республике от 12 декабря 2008 года спорная квартира отнесена к специализированному жилищному фонду, приказом ГУ МЧС России по Чувашской Республике от 20 января 2009 года указанная квартира отнесена к служебным жилым помещениям специализированного жилого фонда.
Суд, признавая истцов проживающими на условиях социального найма, не учел требования Порядка учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее - ФПС ГПС), нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений (утвержден приказом МЧС России от 12 января 2012 года N 5 (далее - Порядок)), согласно которого жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решения соответствующей комиссии в порядке очередности исходя из даты принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Так как решение о предоставлении К.Б.ПА. спорного жилого помещения по договору социального найма уполномоченным органом не принималось, оснований для предоставления К.Б.ПА. спорного жилого помещения на условиях социального найма не имелось, равно как и не имелось у суда первой инстанции оснований признать истцов проживающими в спорной квартире на условиях социального найма.
Истцами каких-либо доказательств, подтверждающих предоставление им спорного жилого помещения именно на условиях социального найма не представлено.
Из материалов дела фактически следует, что спорная квартира только после ее отнесения к специализированному жилищному фонду предоставлена К.Б.ПА. как служебная на время прохождения службы (протокол от 12 декабря 2008 года N 4).
Согласно условиям договора найма спорное служебное жилое помещение предоставлено К.Б.ПА. для временного проживания в нем в связи с прохождением службы, и заключен на время прохождения службы. Договор прекращается в связи с окончанием срока службы. Так как договор найма прекращен, следовательно истцы в настоящее время занимают спорное помещение, не имея договорных отношений. Со дня прекращения договора найма истцы проживают в нем без согласия наймодателя.
Сокращенные сроки не подлежали применению по делу с учетом наличия спора о праве.
Правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований у суда первой инстанции по делу не имелось.
При таких обстоятельствах решение Калининского районного суда г. Чебоксары от 2 апреля 2025 года следует отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 2 апреля 2025 года отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований К.Б.ПА., К.Л.ЗА., К.А. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике - Чувашии о признании незаконным отказа в предоставлении квартиры на условиях договора социального найма, признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через суд первой инстанции в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения.
Председательствующий
С.В.КАРЛИНОВ
Судьи
И.В.ФИЛИМОНОВА
Л.И.СТАРОДУБЦЕВА
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 6 июня 2025 года.