Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 29.09.2025 по 01.11.2025) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 11.09.2025 по делу N 66а-1144/2025 (УИД 91OS0000-01-2024-000543-34)
Об оставлении без изменения решения Верховного Суда Республики Крым от 23.05.2025 и дополнительного решения Верховного Суда Республики Крым от 30.06.2025, которыми признано не действующим в части решение 4 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым третьего созыва от 29.11.2024 N 17 "О внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов, нестационарных объектов для оказания услуг на территории муниципального образования "Городской округ Ялта" Республики Крым, утвержденную решением 9-й сессии Ялтинского городского совета Республики Крым второго созыва от 12.12.2020 N 20".


Апелляционное определение Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 11.09.2025 по делу N 66а-1144/2025 (УИД 91OS0000-01-2024-000543-34)
Об оставлении без изменения решения Верховного Суда Республики Крым от 23.05.2025 и дополнительного решения Верховного Суда Республики Крым от 30.06.2025, которыми признано не действующим в части решение 4 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым третьего созыва от 29.11.2024 N 17 "О внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов, нестационарных объектов для оказания услуг на территории муниципального образования "Городской округ Ялта" Республики Крым, утвержденную решением 9-й сессии Ялтинского городского совета Республики Крым второго созыва от 12.12.2020 N 20".

ТРЕТИЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 сентября 2025 г. по делу N 66а-1144/2025
УИД N 91OS0000-01-2024-000543-34
Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Колосовой С.И.
судей Семейкиной С.А. и Катанаевой А.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Морозом В.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 2а-35/2025 по административному исковому заявления общества с ограниченной ответственностью "Левант" об оспаривании в части решения 4 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым третьего созыва от 29 ноября 2024 года N 17 "О внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов, нестационарных объектов для оказания услуг на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденную решением 9-й сессии Ялтинского городского совета Республики Крым второго созыва от 12.12.2020 N 20"
по апелляционной жалобе заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "Барс 2000" на решение Верховного Суда Республики Крым от 23 мая 2025 года.
Заслушав доклад судьи Семейкиной С.А., представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью "Левант" П., заключение прокурора третьего отдела апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н. о законности решения суда первой инстанции, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
9 февраля 2020 года на 9 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 2 созыва принято решение N 20 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым".
29 ноября 2024 года на 4 сессии Ялтинского городского совета третьего созыва принято решение N 17 "О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов, нестационарных объектов для оказания услуг на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденную решением 9-й сессии Ялтинского городского совета Республики Крым второго созыва от 12.02.2020 N 20".
Общество с ограниченной ответственностью "Левант" обратилось в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением (с учетом уточнений) к Ялтинскому городскому совету Республики Крым, в котором, просит признать недействующим решение 4 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым третьего созыва от 29 ноября 2024 года N 17 "О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов, нестационарных объектов для оказания услуг на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым" утвержденную решением 9-й сессии Ялтинского городского совета Республики Крым второго созыва от 12.02.2020 N 20 в части включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов, нестационарных объектов для оказания услуг на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым:
1) N адрес: <адрес>, площадью 18,8 кв. м, вид деятельности: продовольственные товары, тип НТО: павильон, период размещения: круглогодично, порядок предоставления: без конкурентных процедур;
2) N адрес: <адрес>, площадью 18,8 кв. м, вид деятельности: непродовольственные товары, тип НТО: павильон, период размещения: круглогодично, порядок предоставления: без конкурентных процедур;
3) N адрес: <адрес>, площадью 18,8 кв. м, вид деятельности: непродовольственные товары, тип НТО: павильон, период размещения: круглогодично, порядок предоставления: без конкурентных процедур;
4) N адрес: <адрес>,площадью 18,8 кв. м, вид деятельности: услуги общественного питания, тип НТО: павильон, период размещения: круглогодично порядок предоставления: без конкурентных процедур;
5) N адрес: <адрес>,площадью 58,6 кв. м, вид деятельности: услуги общественного питания, тип НТО павильон, период размещения: круглогодично, порядок предоставления: без конкурентных процедур;
6) N адрес: <адрес>, площадью 12,4 кв. м, вид деятельности: бытовые услуги, тип НТО: павильон, период размещения: круглогодично, порядок предоставления: без конкурентных процедур.
В обоснование требований административный истец указал, что является собственником объекта незавершенного строительства с кадастровым номером N, который расположен на земельном участке с кадастровым номером N. Указанный земельный участок, общей площадью 1070 кв., адрес: <адрес>, передан в аренду административному истцу на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ для реконструкции и обслуживания туристического оздоровительного комплекса "<данные изъяты>". С земельным участком ООО "Левант" граничит земельный участок с кадастровым номером: N, площадью 2450 кв. м, адрес: <адрес>, <адрес>, находящийся в пользовании общества с ограниченной ответственностью "Барс 2000". На указанном земельном участке в непосредственной близости от реконструируемого здания гостиницы, размещены шесть некапитальных торговых объектов (НТО), которые были включены оспариваемым решением от 29 ноября 2024 года N 17 в Схему размещения нестационарных торговых объектов.
Административный истец полагает, что включение оспариваемым решением в Схему размещения нестационарных торговых объектов шести нестационарных торговых объектов произведено без соблюдения требований Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Порядка размещения и функционирования нестационарных торговых объектов для оказания услуг на территории муниципальных образований в Республике Крым, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 23 августа 2016 N 402 "Об утверждении порядка размещения и функционирования нестационарных торговых объектов, нестационарных объектов для оказания услуг на территории муниципальных образований в Республике Крым", чем нарушаются его права.
Решением Верховного Суда Республики Крым от 23 мая 2025 года административные исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Левант" удовлетворены.
Признано недействующим с момента принятия решение 4 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым третьего созыва от 29 ноября 2024 года N 17 "О внесении изменений в Схему размещения стационарных торговых объектов, нестационарных объектов для оказания услуг на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденную решением 9-й сессии Ялтинского городского совета Республики Крым второго созыва от 12.02.2020 N 20" в части включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов, нестационарных объектов для оказания услуг на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым 6 нестационарных торговых объектов.
Дополнительным решением Верховного Суда Республики Крым от 30 июня 2025 года постановлено взыскать с Ялтинского городского совета Республики Крым в пользу общества с ограниченной ответственностью "Левант" расходы по уплате государственной пошлины в размере 20 000 рублей, взыскать с Ялтинского городского совета Республики Крым в пользу общества с ограниченной ответственностью "<данные изъяты>" в счет возмещения стоимости услуг за производство судебной пожарно-технической экспертизы N от ДД.ММ.ГГГГ 98 000 рублей.
В апелляционной жалобе представитель заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "Барс 2000" считает решение суда первой инстанции незаконным и подлежащим отмене в связи с допущенными нарушениями норм процессуального права. В обоснование доводов жалобы указывает, что представитель юридического лица не был извещен о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции 23 мая 2025 года, также ему не было известно о результатах проведенной пожарно-технической экспертизы. Судебное заседание проведено непосредственно после возобновления производства по административному делу, что противоречит нормам КАС РФ.
Просит отменить решение суда первой инстанции, направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель общества с ограниченной ответственностью "Левант", прокурор прокуратуры Республики Крым считают решение Верховного Суда Республики Крым законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Барс 2000" - без удовлетворения.
Представитель административного истца П., принимающий участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи с Ялтинским городским судом Республики Крым, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем, на основании части 5 статьи 213 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Левант" П., заключение прокурора Екимцова М.Н. о законности решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Проанализировав положения статьи 26 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 31 части 2 статьи 29, пункта 18 статьи 10, статьи 70 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым суд первой инстанции установил, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий органа, его принявшего, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия, введения его в действие и официального опубликования.
Оспариваемое административным истцом решение от 29 ноября 2024 года N 17 опубликовано в газете "Ялтинские вести" от 30 ноября 2024 года - выпуск N 43(502), а также на официальном сайте Ялтинского городского совета Республики Крым.
На основании части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером N предоставлен в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Левант", на земельном участке расположен объект капитального строительства с кадастровым номером N, принадлежащий на праве собственности административному истцу. С земельным участком общества с ограниченной ответственностью "Левант" граничит земельный участок с кадастровым номером N, предоставленный по договору аренды обществу с ограниченной ответственностью "Барс 2000", на котором расположены шесть некапитальных торговых объектов (НТО), которые оспариваемым решением от 29 ноября 2024 года N 17 включены в Схему размещения нестационарных торговых объектов.
С учетом изложенного, судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что административный истец - общество с ограниченной ответственностью "Левант" является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, обладает правом на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением.
12 февраля 2020 года на 9-й сессии Ялтинского городского совета Республики Крым второго созыва принято решение N 20 "Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым", приложение N 1 - графическая часть, приложение N 2 - текстовая часть.
Решение в первоначальной редакции административным истцом не оспаривается.
29 ноября 2024 года на 4-й сессии Ялтинского городского совета Республики Крым третьего созыва принято решение N 17 "О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденную решением 9-й сессии Ялтинского городского совета Республики Крым второго созыва от 12.02.2020 N 20".
Пунктом 1 решения внесены изменения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденную решением 9-й сессии Ялтинского городского совета Республики Крым второго созыва от 12.02.2020 N 20, согласно приложению N 1 к настоящему решению.
В Схему размещения нестационарных торговых объектов, нестационарных объектов для оказания услуг на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым включены следующие нестационарные объекты:
1) N адрес: <адрес>, площадью 18,8 кв. м, вид деятельности: продовольственные товары, тип НТО: павильон, период размещения: круглогодично, порядок предоставления: без конкурентных процедур;
2) N адрес: <адрес>, площадью 18,8 кв. м, вид деятельности: непродовольственные товары, тип НТО: павильон, период размещения: круглогодично, порядок предоставления: без конкурентных процедур;
3) N адрес: <адрес>, площадью 18,8 кв. м, вид деятельности: непродовольственные товары, тип НТО: павильон, период размещения: круглогодично, порядок предоставления: без конкурентных процедур;
4) N адрес: <адрес>,площадью 18,8 кв. м, вид деятельности: услуги общественного питания, тип НТО: павильон, период размещения: круглогодично порядок предоставления: без конкурентных процедур;
5) N адрес: <адрес>,площадью 58,6 кв. м, вид деятельности: услуги общественного питания, тип НТО павильон, период размещения: круглогодично, порядок предоставления: без конкурентных процедур;
6) N адрес: <адрес>, площадью 12,4 кв. м, вид деятельности: бытовые услуги, тип НТО: павильон, период размещения: круглогодично, порядок предоставления: без конкурентных процедур.
На основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ администрацией города Ялта Республики Крым обществу с ограниченной ответственностью "Барс 2000" предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: <адрес>, сроком на <данные изъяты> лет, категория земель - <данные изъяты>, вид разрешенного использования - <данные изъяты>.
На данном земельном участке расположены нестационарные торговые объекты N.
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N дополнен словами "<данные изъяты>".
На основании договора аренды земельного участка от <данные изъяты>, заключенного между муниципальным образованием городской округ Ялта Республики Крым в лице начальника Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым и ООО "Левант", в пользовании административного истца находится земельный участок, площадью 1070 кв. м, кадастровый номер N, расположенный по адресу: <адрес>, <данные изъяты>. Договор заключен сроком до ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 11-14).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 13 сентября 2023 года на указанном земельном участке расположен объект незавершенного строительства - нежилое здание, кадастровый номер N, площадью 3357,1 кв. м, площадью застройки 587,1 кв. м, степень готовности объекта - 61%.
В декларации о начале выполнения строительных работ "<данные изъяты>" указана III категория сложности объекта.
ООО "Левант" получено положительное заключение <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении объекта капитального строительства "<данные изъяты>", регистрационный номер заключения негосударственной экспертизы в Реестре N, степень огнестойкости здания - II.
Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (в редакции на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности осуществляют разработку и принятие законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности.
Органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли (части 2 статьи 6 Федерального закона от 28 декабря 2099 года N 381-ФЗ).
Статьей 10 указанного Федерального закона предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Основы государственной политики регулирования торговой деятельности на территории Республики Крым определены Законом Республики Крым от 5 мая 2015 года N 92-ЗРК/2015 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Республике Крым" (далее Закон Республики Крым N 92-ЗРК/2015), который регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности.
В силу пункта 2 части 7 указанного Закона уполномоченный исполнительный орган Республики Крым осуществляет установление порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления, определенными в соответствии с уставами муниципальных образований, схем размещения нестационарных торговых объектов.
Органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
В соответствии с предоставленными законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым полномочиями органы местного самоуправления обеспечивают разработку и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов (пункт 2 части 2 статьи 8 Закона Республики Крым от 5 мая 2015 года N 92-ЗРК/2015).
Приказом Министерства промышленной политики Республики Крым 18 мая 2021 года N 2027 утвержден Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Крым схем размещения нестационарных торговых объектов.
Схема размещения разрабатывается с учетом требований, предусмотренных нормами земельного законодательства, законодательства о градостроительной деятельности, о защите прав потребителей, в сфере сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, пожарной безопасности, безопасности дорожного движения, охраны окружающей среды, ограничений, установленных законодательством, регулирующим оборот табачных изделий, алкогольной продукции, розничную продажу пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и другими нормативными правовыми актами (пункт 3 раздела III Порядка).
Постановлением Совета министров Республики Крым от 23 августа 2016 года N 402 утвержден "Порядок размещения и функционирования нестационарных торговых объектов, нестационарных объектов для оказания услуг на территории муниципальных образований в Республике Крым" (в редакции на момент принятия оспариваемого решения) (далее - Порядок N 402).
Согласно пункту 1 раздела П Порядка N 402, размещение НТО (за исключением разносной торговли) на земельных участках, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, за исключением расположенных на землях лесного фонда НТО или НОУ, осуществляется в соответствии со Схемой, с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий, сохранения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, обеспечения наиболее полного удовлетворения потребительского спроса.
Технические требования к размещению НТО утверждаются органами местного самоуправления (пункт 3 раздела П Порядка N 402).
В соответствии с пунктом 3.1 раздела П Порядка N 402 требования к размещению должны включать, помимо прочего, ограничения к месту размещения НТО или НОУ, в том числе, должны размещаться таким образом, чтобы доступ к проездным путям и спускам к пляжам был свободным и обеспечивал беспрепятственный проезд транспорта аварийно-спасательных служб и машин скорой помощи, проход работников указанных служб; не могут быть расположены в пределах береговых полос водных объектов общего пользования, за исключением нестационарных объектов для оказания услуг в пунктах проката маломерных судов. Не могут находиться на газонах, цветниках, площадках (детских, отдыха, спортивных); не могут размещаться на земельных участках, нормативно утвержденное целевое использование которых не допускает размещение НТО или НОУ; не могут быть расположены тыльной стороной к проезжей части на территориях (улицах) населенных пунктов, перечень которых определяется органами местного самоуправления; другие требования, установленные органами местного самоуправления.
Размещение НТО и НОУ на территории муниципальных образований не должно мешать пешеходному движению, нарушать противопожарные требования, условия инсоляции территории и помещений, рядом с которыми они расположены, ухудшать визуальное восприятие среды населенного пункта, благоустройство территории и застройки (пункт 7 раздела II Порядка N 402).
Размещение НТО или НОУ осуществляется в соответствии со Схемой, соблюдением требований земельного и градостроительного законодательства, правил благоустройства территорий городских и сельских поселений, городских округов, внутригородских районов, в том числе вида разрешенного использования земельного участка.
Положение о размещении и функционировании нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденное постановлением Администрации города Ялта Республики Крым от 29 мая 2023 года N 3381-и "О некоторых вопросах размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым" (далее Положение N 3381-п), определяет требования к размещению, заключению договоров на размещение, демонтажу и осуществлению контроля за размещением и эксплуатацией нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
Пунктом 2.1 Положения N 3381-п предусмотрено, что размещение НТО (за исключением разносной торговли) осуществляется в соответствии со Схемой с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, обеспечения наиболее полного удовлетворения потребительского спроса.
Размещение НТО на территории городского округа Ялта должно соответствовать градостроительным, строительным, архитектурным, пожарным, санитарным нормам, правилам и нормативам, требованиям по охране окружающей среды, охраны историко-культурного наследия, земельно-хозяйственного устройства.
Согласно подпункту 3.6.1 Положения N 3381-п нестационарные торговые объекты должны размещаться таким образом, чтобы доступ к проездным путям и спускам к пляжам был свободным и обеспечивал беспрепятственный проезд транспорта аварийно-спасательных служб и машин скорой помощи, проход работников указанных служб.
В соответствии с пунктом 3.8 Положения N 3381-п основаниями для отказа во включении НТО в Схему является несоответствие расположения такого НТО требованиям, установленным федеральными законами, нормативными правовыми актами Республики Крым, муниципальными нормативными правовыми актами и настоящим Положением.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям (часть 1 статьи 1).
Согласно части 1 статьи 69 названного закона противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения. Допускается уменьшать указанные в таблицах 12, 15, 17, 18, 19 и 20 приложения к Федеральному закону от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ противопожарные расстояния от зданий, сооружений и технологических установок до граничащих с ними объектов защиты при применении противопожарных преград, предусмотренных статьей 37 этого же закона. При этом расчетное значение пожарного риска не должно превышать допустимое значение пожарного риска, установленное статьей 93 Федерального закона.
Приказом МЧС России от 24 апреля 2013 года N 288 утвержден и введен в действие с 29 июля 2013 года прилагаемый свод правил СП 4.13130 системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" (далее СП 4.13130.2013).
Пунктом 4.15 СП 4.13130.2013 предусмотрено, что противопожарные расстояния от жилых и общественных зданий, сооружений до некапитальных сооружений (построек) следует принимать в зависимости от их степени огнестойкости и класса функциональной пожарной опасности по таблице 1. Расстояния до указанных сооружений (построек) с неопределенными пожарно-техническими характеристиками принимаются как до зданий V степени огнестойкости. Расстояния до временных строений (мобильные сборно/разборные сооружения, ангары и постройки для осуществления строительства, реконструкции или ремонта и т.п.) должны составлять не менее 15 м.
В целях проверки доводов административного истца о нарушениях требований законодательства в сфере пожарной безопасности при установке нестационарных торговых объектов определением Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу была назначена судебная пожарно-техническая экспертиза, производство которой было поручено экспертам общества с ограниченной ответственностью "<данные изъяты>".
Согласно выводам судебной пожарно-технической экспертизы, содержащихся в заключении эксперта от ДД.ММ.ГГГГ N расстояние между объектом незавершенного строительства общества с ограниченной ответственностью "Левант" с кадастровым номером N, расположенным по адресу: <адрес> и нестационарными торговым объектами общества с ограниченной ответственностью "Барс-2000" (N), расположенными на земельном участке с кадастровым номером N по адресу: <адрес>, не соответствует противопожарным требованиям.
Размещением нестационарных торговых объектов общества с ограниченной ответственностью "Барс 2000" (N) нарушены следующие требования норм и правил пожарной безопасности:
- пункт 4.15 СП 4.13130.2013 в части расстояния от смежного объекта незавершенного строительства;
- подпункт 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", так как нарушение противопожарных разрывов является невыполнимым требованием пожарной безопасности, содержащихся в нормативных документах по пожарной безопасности;
- пункт 1 статьи 88 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", так как отсутствует разделение на пожарные отсеки между нестационарными торговыми объектами и объектом незавершенного строительства, как путем обустройства противопожарной стены, так и обеспечением нормируемого расстояния между объектами;
- подпункт 1 пункта 1 статьи 90 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", так как на территории, расположенной между подъездом для пожарных автомобилей и зданием или сооружением, не допускается размещать и устанавливать иные конструкции и изделия, способные создавать препятствия для работы пожарных автолестниц и автоподъемников. Размещенные НТО находятся между и частично подпадают в зону пожарного проезда к объекту незавершенного строительства.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заключение эксперта подготовлено лицом, обладающим необходимым уровнем квалификации и профессиональной подготовки, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит подробное описание проведенного исследования, содержит мотивированные ответы на поставленные судом вопросы и принято судом в качестве доказательства по делу.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что решение Ялтинского городского совета Республики Крым от 29 ноября 2024 года N 17 в части включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов спорных нестационарных объектов для оказания услуг на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно положениям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 381-ФЗ, Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ, приказа Министерства промышленной политики Республики Крым от 18 мая 2021 г. N 2027 и Порядка N 402, а требования административного истца подлежат удовлетворению.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд первой инстанции обоснованно указал о признании его недействующим со дня его принятия, поскольку признание оспариваемого в части нормативного правового акта недействующими с момента вступления в силу решения суда не достигло было целей восстановления нарушенных прав административного истца.
Судом первой инстанции с учетом положений части 1 статьи 111, статьи 106 КАС РФ сделаны верные выводы о распределении судебных расходов: с Ялтинского городского совета Республики Крым в пользу общества с ограниченной ответственностью "Левант" взысканы 20 000 рублей - расходы по оплате государственной пошлины, в пользу общества с ограниченной ответственностью "<данные изъяты>" за производство судебной пожарно-технической экспертизы взысканы 98 000 рублей.
Кроме того, судебная коллегия признает необоснованными доводы апелляционной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Барс 2000" о допущенных нарушениях процессуального законодательства при рассмотрении дела судом первой инстанции. Как следует из материалов дела о времени и месте рассмотрения административного дела после производства экспертизы суд первой инстанции известил общество с ограниченной ответственностью "Барс 2000" посредством почтовой связи, направил извещение посредством электронной почты и телефонограммы.
При этом судебная коллегия учитывает, что обществу с ограниченной ответственностью "Барс 2000" было известно о производстве судебной пожарно-технической экспертизы по настоящему делу, представитель общества принимал участие в осмотре объектов экспертизы, производимом экспертом. Также экспертное заключение было направлено судебной коллегией обществу с ограниченной ответственностью "Барс 2000" посредством электронной почты, каких-либо замечаний, дополнений к заключению эксперта в суд апелляционной инстанции не поступало.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит нарушений прав заинтересованного лица на участие в рассмотрении дела судом первой ин станции.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции отвечает требованиям административного судопроизводства Российской Федерации, в нем дан подробный правовой анализ оспариваемых административным истцом нормативных положений, приведена оценка доводов, имеющих значение для настоящего дела. Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Крым от 23 мая 2025 года. дополнительное решение Верховного Суда Республики Крым от 30 июня 2025 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью "Барс 2000" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение составлено 19 сентября 2025 года.