Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 29.09.2025 по 01.11.2025) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 21.11.2023 по делу N 88-37245/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 07.06.2023 по делу N 33-19482/2023 (УИД 77RS0002-02-2022-016989-12)
Категория: Споры в сфере транспорта и безопасности дорожного движения.
Требования уполномоченного лица: Об обязании устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности.
Обстоятельства: Выявленные прокуратурой нарушения в сфере пожарной безопасности обществом не устранены.
Решение: Удовлетворено.
Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 07.06.2023 по делу N 33-19482/2023 (УИД 77RS0002-02-2022-016989-12)
Категория: Споры в сфере транспорта и безопасности дорожного движения.
Требования уполномоченного лица: Об обязании устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности.
Обстоятельства: Выявленные прокуратурой нарушения в сфере пожарной безопасности обществом не устранены.
Решение: Удовлетворено.
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 июня 2023 г. по делу N 33-19482/2023
Судья - Куц И.А. | N 2-4/2023 |
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Гончаровой С.Ю.,
судей Пархоменко Г.В., Мануиловой Е.С.
по докладу судьи Гончаровой С.Ю.
при ведении протокола помощником судьи Миловой Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Сочинского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО "Российские железные дороги" о возложении обязанности совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе представителя ОАО "Российские железные дороги" по доверенности Ч. на решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 16 февраля 2023 года,
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
установила:
Сочинский транспортный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ОАО "Российские железные дороги" о возложении обязанности совершить определенные действия.
В обоснование исковых требований указали, что по результатам проверки в сентябре 2021 года исполнения требований законодательства о пожарной безопасности на объектах и в зданиях, находящихся на балансе Туапсинского территориального участка Краснодарской дистанции гражданских сооружений - структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги - филиала АО "РЖД" выявлены следующие нарушения. В зданиях, расположенных по адресу: <Адрес...> отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, а также система пожарной сигнализации (за исключением помещений защитного сооружения и здания мастерских). В связи с данными нарушениями, истец обратился в суд о возложении обязанности совершить определенные действия.
Обжалуемым решением суда удовлетворены исковые требования Сочинского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО "Российские железные дороги" о возложении обязанности совершить определенные действия.
Суд постановил: возложить обязанность на открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала - Северо-Кавказской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений - структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги по обеспечению зданий и сооружений, расположенных по адресу: Краснодарский край, г<Адрес...> системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, системами пожарной сигнализации в соответствии с требованиями
ФЗ N 123-ФЗ от и Правилами противопожарного режима в РФ; обеспечить ведение журнала эксплуатации систем противопожарной защиты на работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения в течение 6 месяцев.
В апелляционной жалобе представитель ОАО "Российские железные дороги" по доверенности Ч. просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований отказать. Считает решение суда незаконным, необоснованным и не соответствующим нормам материального права. Ссылаются на то, что ОАО "РЖД" выполняет требования законодательства о транспортной безопасности.
В суде апелляционной инстанции представитель ОАО "РЖД" по доверенности Д. поддержал доводы апелляционной инстанции и просил решение суда отменить, в иске отказать. Помощник Краснодарского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры Калошина И.С. полагала решение суда оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, на судебное заседание не явились, о причинах неявки или с заявлением об отложении дела слушанием к суду не обращались. Судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке в порядке
ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ).
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя ОАО "РЖД" по доверенности Д., помощника транспортного прокурора Калошину И.С., суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного решения.
Дело рассматривается в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со
ст. 327.1 ГПК РФ.
Согласно
ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В соответствии с
п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
По положениям
ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Противопожарный режим - совокупность установленных правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности требований пожарной безопасности, определяющих правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, земельных участков, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
В силу
ст. 2 ФЗ от 21.12.1994 N 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на
Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный
закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. Законодательство субъектов Российской Федерации не действует в части, устанавливающей более низкие, чем настоящий Федеральный
закон, требования пожарной безопасности.
В соответствии с
ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ) Настоящий Федеральный
закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным
законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" не действуют в части, содержащей требования пожарной безопасности к указанной продукции, отличные от требований, установленных настоящим Федеральным
законом.
Согласно
ч. 1 ст. 6 ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным
законом, а также одного из следующих условий: выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в
пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона; пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным
законом; выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, который согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с
частью 7 настоящей статьи.
Целями создания систем противопожарной защиты в соответствии со
ст. 51 ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий.
Способами защиты в соответствии со
ст. 52 ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ является один или несколько способов упомянутых в законе, в том числе и устройство систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. В силу требований
ст. 84 ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях должны осуществляться одним из следующих способов или комбинацией следующих способов: подача световых, звуковых и (или) речевых сигналов во все помещения с постоянным или временным пребыванием людей; трансляция специально разработанных текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники при пожаре; размещение и обеспечение освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени; включение эвакуационного (аварийного) освещения; дистанционное открывание запоров дверей эвакуационных выходов; обеспечение связью пожарного поста (диспетчерской) с зонами оповещения людей о пожаре; иные способы, обеспечивающие эвакуацию.
Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 173 во исполнение требований
ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ утвержден "
СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности". Указанный документ является нормативным в отношении требований по пожарной безопасности и устанавливает требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениям и строениях.
Согласно требованиям
ст. 37 ФЗ от 21.12.1994 N 69-ФЗ руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов; содействовать деятельности добровольных пожарных; обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах исходя из требований, установленных
статьей 97 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Согласно материалов дела установлено, что в результате проверки в сентябре 2021 года исполнения требований законодательства о пожарной безопасности на объектах и в зданиях, находящихся на балансе Туапсинского территориального участка Краснодарской дистанции гражданских сооружений - структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги - филиала АО "РЖД" выявлены следующие нарушения. В зданиях, расположенных по адресу: Краснодарский край, г. <Адрес...> отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, а также система пожарной сигнализации (за исключением помещений защитного сооружения и здания мастерских).
Для устранения указанных нарушений требований закона Сочинской транспортной прокуратурой 25.10.2021 начальнику Краснодарской дистанции гражданских сооружений - структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги - филиала АО "РЖД" внесено представление. Однако нарушения требований законодательства до момента подачи иска в суд не устранены по причине длительного согласования выполнения указанных мероприятий. Что нарушает требования
ст. 37 ФЗ N 69-ФЗ, в соответствии с которой руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности.
Филиал ОАО "РЖД" Северо-Кавказская железная дорога 02.06.2022 в адрес заместителя Сочинского транспортного прокурора предоставил информацию о частичном устранении нарушений пожарной безопасности (л.д. 33-34).
Постановлением заместителя транспортного прокурора 07.10.2021 возбуждено производство по делу об административном правонарушении в отношении Туапсинского территориального управления Краснодарской дистанции гражданских сооружений - Северо-Кавказской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений - структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" по Сочинскому региону, а также Сочинской дистанции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" по
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ (л.д. 44-51).
Постановлением по делу об административном правонарушении от 26.10.2021 N 35 заместителем главного государственного инспектора города Сочи ОАО "РЖД" при влечено к административной ответственности по
ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере N (л.д. 52-55).
Решением судьи Центрального районного суда г. Сочи от 03.12.2021 постановление по делу об административном правонарушении от 26.10.2021 N 35 изменено в части - уменьшен размер административного штрафа (л.д. 56-60).
Судом первой инстанции установлено, что на вынесения решения, филиалом ОАО "РЖД" не устранены нарушения в сфере пожарной безопасности, а именно - отсутствие систем оповещения двум адресам зданий, сооружений и территорий: г<Адрес...>, в связи с чем вывод суда об удовлетворении исковых требований правомерен.
Довод жалобы о том, что ОАО "РЖД" выполняет требования законодательства о транспортной безопасности - необоснован.
Суд первой инстанции правомерно указал, а судебная коллегия соглашается с данным выводом о том, что невыполнение ответчиком соответствующих действий свидетельствует о неисполнении требований законодательства в сфере транспортной безопасности.
Непринятие ответчиком мер по реализации требований законодательства о транспортной безопасности, не отвечает целям и задачам
Закона N 16-ФЗ. Создает угрозы причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, травмирования граждан и совершения преступлений как в отношении имущества ОАО "РЖД", так и перевозимых компанией грузов. Кроме того, подрывает основополагающий принцип обеспечения транспортной безопасности - непрерывность, препятствует надлежащей последовательной реализации мер по защите станции от актов незаконного вмешательства. Соблюдение требований закона в данной области позволит предотвратить указанные угрозы, снизить уровень уязвимости объекта, в связи с чем, меры по обеспечению безопасности должны быть реализованы в обязательном порядке. Создание угрозы жизни и здоровью пассажиров грубо нарушает их права, предусмотренные
ч. 1 ст. 20 Конституции РФ.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию, изложенную в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, не влияют на правильность принятого судом решения, по своей сути являются переоценкой фактов, установленных судебным решением.
Руководствуясь
ст. ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 16 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть
обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня его принятия путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Мотивированное определение изготовлено 09 июня 2023 года.
Председательствующий
С.Ю.ГОНЧАРОВА
Судьи
Е.С.МАНУИЛОВА
Г.В.ПАРХОМЕНКО