Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 29.09.2025 по 01.11.2025) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 26.08.2025 N 88-14189/2025 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 03.04.2025 по делу N 33-2794/2025 (УИД 42RS0002-01-2024-003067-55)
Категория: Споры с органами власти в сфере образования и культуры.
Требования: О понуждении к совершению действий по проведению капитального ремонта здания школы.
Обстоятельства: Прокурор указал, что плановой проверкой установлены нарушения санитарных требований, требований пожарной безопасности, строительные дефекты, требующие незамедлительного проведения капитального ремонта здания школы, бездействие по его невыполнению незаконно, является небезопасным и нарушает права несовершеннолетних учащихся.
Решение: Отказано.
Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 03.04.2025 по делу N 33-2794/2025 (УИД 42RS0002-01-2024-003067-55)
Категория: Споры с органами власти в сфере образования и культуры.
Требования: О понуждении к совершению действий по проведению капитального ремонта здания школы.
Обстоятельства: Прокурор указал, что плановой проверкой установлены нарушения санитарных требований, требований пожарной безопасности, строительные дефекты, требующие незамедлительного проведения капитального ремонта здания школы, бездействие по его невыполнению незаконно, является небезопасным и нарушает права несовершеннолетних учащихся.
Решение: Отказано.
КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 апреля 2025 г. по делу N 33-2794/2025(2-2214/2024)
УИД 42RS0002-01-2024-003067-55
Судья: Шпирнов А.В.
Докладчик: Болотова Л.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе председательствующего: Пискуновой Ю.А.,
судей: Болотовой Л.В., Борисенко О.А.,
при секретаре: Д.,
при участии прокурора: Скрипка Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Болотовой Л.В. гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика МАОУ "Средняя общеобразовательная школа N города Белово" в лице представителя С. на решение Беловского городского суда Кемеровской области от 23 декабря 2024 г.
по иску прокурора города Белово в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц - несовершеннолетних обучающихся муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N города Белово" к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N города Белово" о понуждении к совершению действий.
установила:
Прокурор г. Белово в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц - несовершеннолетних обучающихся МАОУ "Средняя общеобразовательная школа N города Белово" обратился в суд с иском к МАОУ "Средняя общеобразовательная школа N города Белово" о понуждении к совершению действий.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведения прокурорской проверки исполнения законодательства о безопасности пребывания несовершеннолетних в учреждениях для детей в летний период, подготовки образовательных организаций к началу учебного 2024-2025 года, установлено, что образовательным учреждением допущены нарушения вышеуказанного законодательства, а именно дана оценка соблюдению образовательной организацией требований санитарно-эпидемиологического законодательства, пожарной безопасности, а также требований к эксплуатации зданий.
С учетом выявленных в ходе проверки школы, многочисленных нарушений санитарных требований, требований пожарной безопасности, дефектов в здании учреждения, требуется принятие незамедлительных мер по проведению капитального ремонта.
МАОУ "Основная общеобразовательная школа N города Белово" имеет в оперативном управлении здание 3-х этажное, расположенное по адресу: <адрес>. Имущество передано по договору оперативного управления от 15.09.2011, администрацией Беловского городского округа, выполняющей функции и полномочия учредителя. П. 2 договора на учреждение возложена обязанность обеспечивать сохранность имущества, переданного ему оперативное управление, эффективно использовать материально-техническую и учебную базу учреждения в пределах бюджетных средств.
С учетом уточнения исковых требований просит в срок до 01 сентября 2026 года провести капитальный ремонт здания учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, в том числе провести следующие виды работ:
1. По восстановлению защитного слоя бетонных перекрытий подвала, работы проводить по проекту, разработанному специализированной организацией, площадью 30 м2.
2. Выполнить работы по устройству новой стропильной системы кровли и замене покрытия крыши. Работы проводить по проекту, разработанному специализированной организацией.
3. Заменить деревянное перекрытие над спортзалом (блок 3) и столовой (блок 1). Заменить фермы кровли.
4. Заменить отделку потолков в виде штукатурного покрытия толщиной 15.30 мм.
5. Выполнить восстановление разрушенной кладки печи в подвале.
6. Выполнить мероприятия по усилению стен цокольной части и в уровне первого этажа в осях "1+2300" по оси "Д", стен в осях "3+5000" по оси "В выявлены трещины, развивающиеся с цокольной части и затухающие \ первым и вторым этажом. Участки данных стен необходимо усилить армированной штукатуркой с двух сторон, толщиной не менее 50 мм. Общая площадь с усиленного оштукатуривания 53 м2. Работы проводить по проекту, разработанному специализированной организацией.
7. Выполнить гидроизоляцию наружной стены подвала у оси "4" в осях "А- В".
8. Провести утепление фасада здания. Работы проводить по проекту, разработанному специализированной организацией.
9. Выполнить работы по устройству организованного водостока. Работы проводить по проекту, разработанному специализированной организацией.
10. Увеличить длину водосточных труб для предотвращения намокания стен. Работы проводить по проекту, разработанному специализированной организацией
11. Заменить теплоизоляционный слой из шлака на более современный и эффективный. Работы проводить по проекту, разработанному специализированной организацией.
12. Выполнить работы по демонтажу и устройству новых подступенков всех лестниц выше отметки 0.000.
13. Провести работы по устройству отмостки. Работы проводить по проекту, разработанному специализированной организацией.
14. При проведении капитального ремонта после удаления существующего отделочного слоя на плитах перекрытия, при выявлении сколов бетона предусмотреть работы по восстановлению защитного слоя бетона.
15. Провести работы по замене крылец. Работы проводить по проекту, разработанному специализированной организацией.
16. Провести работы по ремонту бетонных полов и полов, облицованных керамической плиткой. Работы проводить по проекту, разработанному специализированной организацией.
17. Заменить деревянные полы в здании. Работы проводить по проекту, разработанному специализированной организацией.
18. Заменить двери (наружные и внутренние). Работы проводить по проекту, разработанному специализированной организацией.
19. Заменить деревянные окна и окна ПВХ. Работы проводить по проекту, разработанному специализированной организацией.
20. Выполнить работы по замене существующих инженерных сетей вследствие морального и физического износа: отопления, канализации, водоснабжения; охранно-пожарной сигнализации, системы приточно-вытяжной вентиляции; электроснабжения.
Определением Беловского городского суда от 4 октября 2024 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены Управление образования Администрации Беловского городского округа и Администрация Беловского городского округа.
Решением Беловского городского суда Кемеровской области от 23 декабря 2024 года исковые требования удовлетворены, установлен срок для выполнения мероприятий - до 01.09.2026.
В апелляционной жалобе представитель ответчика С. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Указывает, что судом не дана оценка об отсутствии ссылки на нормы материального права устанавливающие обязанность выполнить капитальный ремонт здания, почему восстановление прав неопределенного круга лиц должно быть произведено именно путем осуществления ремонтных работ по перечню, указанный в исковых требованиях, что по мнению апеллянта не влияют на безопасную эксплуатацию здания и не влекут опасности для здоровья детей, обучающихся в школе.
Считает, что цель технического обследования ООО "Архитектурного бюро" было получение исходных данных для проектирования на капитальный ремонт здания, а неполучение информации для принятия решения о возможности дальнейшей безопасной эксплуатации здания.
Кроме того, согласно справке Государственной инспекции строительного надзора Кемеровской области обследование состояний строительных конструкций и сооружений не входит в компетенцию инспекции.
Апеллянт считает, что акты осмотра внутренними комиссиями, в которых описывается состояние обследуемых конструкций и систем инженерного оборудования, не могут являться относимыми доказательствами, подтверждающими необходимость выполнения капитального ремонта здания, так как проводились работниками учреждения, не имеющими никакого отношения к строительной деятельности.
Суд необоснованно оставил без правовой оценки результаты отчета "Проминжиниринг" выполненный в августе 2024 года, где указано, что техническое состояние здания оценено как ограниченно-работоспособное, отсутствие риска внезапного разрушения, потери устойчивости и т.д. Согласно приведенному техническому заключению по результатам обследования - здание не нуждается в капитальном ремонте в целом, кроме того, ответчиком проведены мероприятия необходимые для выполнения в срочном порядке.
При этом апеллянт указывает, что бюджет Беловского городского округа является высокодотационным и дефицитным и лимитов бюджетных обязательств на выполнение капитального ремонта МАОУ "СОШ N г. Белово" в бюджете не предусмотрено, иных средств и источников финансирования в том объеме, который необходим для исполнения решения у учреждения нет. Считает, что срок выполнения капитального ремонта до 01.09.2026 года является не реальным.
На апелляционную жалобу принесены возражения от прокурора Корнеева В.В.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Скрипка Е.В. возражения, поданные на апелляционную жалобу, поддержала, просила решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки до начала судебного заседания не сообщили, в материалах дела имеются доказательства их надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в связи с чем судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц на основании
ст. 327,
п. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив в соответствии с
частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N города Белово", расположено по адресу: <адрес>, является муниципальным автономным общеобразовательным учреждением, которое осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии на право ведения образовательной деятельности серии N от 26.02.2016 и Устава.
Согласно пунктам 1.1 Устава, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N города Белове" (далее - Учреждение) является унитарной некоммерческой организацией, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Согласно п. 1.5 Устава, учредителем Учреждения является муниципальное образование - Беловский городской округ. Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Управление образования Администрации Беловского городского округа (далее - Учредитель).
П. 1.6. Устава предусматривает, что полномочия собственника имущества, закрепленного за Учреждением, осуществляет Управление по земельным ресурсам и муниципальному имуществу Администрации Беловского городского округа (далее - Собственник).
Согласно изменению и дополнению в Устав муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N города Белово":
Абзац первый пункта 1.5 раздела 1 "Общие положения": "Учредителем Учреждения является муниципальное образование - Беловский городской округ Кемеровской области - Кузбасс".
Согласно п. 4, 11 раздела 4 договора от 15.09.2011 заключенного между Администрацией Беловского городского округа "Учредитель" и муниципальным общеобразовательным учреждением "Средняя общеобразовательная школа N города Белово" "Учреждение", целью которого является создание благоприятных условий для достижения обучающимися высокого уровня развития, освоения учащимися системы знаний и приемов самостоятельной деятельности на уровне государственного стандарта общего образования, формирования общей культуры обучающихся, охрана их здоровья, Учреждение обязано: "Создавать условия для реализации обучающимися права на образование, гарантированное государством", "Создавать условия, гарантирующие охрану жизни и здоровья обучающихся и работников Учреждения".
В 2024-2025 гг. на обучение в образовательном учреждении в здании по адресу: <адрес> принят <данные изъяты> несовершеннолетний, трудовую деятельность осуществляют <данные изъяты> сотрудника.
Согласно данным технического паспорта Государственного предприятия Кемеровской области "Центр технической инвентаризации Кемеровской области" Филиал N Бюро Технической Инвентаризации города Белова на здание, расположенное по адресу: 650600, <адрес>, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, следует, что здание 1961 года постройки, общая площадь здания 4524,4 кв. м.
Из акта обследования здания муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N города Белово" от 06.07.2024 составленного комиссией МАОУ СОШ N города Белово" при визуальном техническом состоянии здания, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию города Белово с целью выявления дефектов и разрушений элементов конструкций, установлено: Год постройки: 1961 г. Год и вид последнего ремонта: косметический 2023 г. Этажность: 3 Объем здания: 16958 м3 Площадь здания: 3595 м.
По описанию состояния обследуемых конструкций и систем инженерного оборудования здания также выявлено:
- Ограждение - Металлическое - Деформированы пролеты;
- Отмостка - Бетон - Частично разрушена, трещины;
- Фундамент - Железобетонный блок - Разрушений нет;
- Стены наружные и внутренние - Кирпичные, внутренние, имеются засыпные - Наличие трещин, осыпание штукатурки, под кровлей фасада, трещины, выпадение фрагментов штукатурки в коридоре 3-го этажа;
- перегородки - Кирпичные - Разрушений и трещин нет;
- перекрытия - Деревянные - Разрушений нет;
- Лестницы Кровля - Железобетонные - Разрушений нет;
- Кровля - Крытая листовым железом, шиферная - Нарушена целостность кровли и фасада: имеются дыры, листы железа при частичном ремонте кровли были положены поверх старых листов железа с дырами, не завальцованы, водосточные желоба вышли из строя, поэтому вся вода стекает на фасад и потолочные перекрытия. Из-за постоянной течи воды по декоративной штукатурке с фасада здания постоянно слетают большие куски штукатурки. Целостность фасада нарушена. Мокнут стены в большом спортивном зале, бежит потолок в коридоре на 3 этаже у кабинета 302, 306, 307. Бежит потолок в кабинете 306, 308, в лаборантской физики, в кабинете 300, в актовом зале. Замена ограждения на крыше не производится из-за отсутствия финансирования;
- полы - Керамическая плитка, дощатые - Разрушений нет. В коридоре 2-го этажа потертости линолеума возле туалетов;
- Окна - деревянные, пластиковые - деревянные рамы сгнили, стекла стычные. В текущем году замены окон не было из-за отсутствия финансирования, шелушение лакокрасочного покрытия рамы, выбоины;
- двери - деревянные - требует замены;
- Внутренняя отделка - Окраска водн. Составом, штукатурка - Требуется покраска стен коридоров и лестничных пролетов;
- Подвал - Кирпичная кладка, бетон - При ежедневном обходе была обнаружена протечка трубы холодного водоснабжения. Вызваны специалисты ООО "Гефест плюс". В настоящее время составляется сметная документация для текущего ремонта трубы;
- Водопровод - Холодное - Требуется замена водоснабжения в туалетах, на пищеблоке. Необходима установка горячего водоснабжения;
- Канализация - Центральная - Требуется капитальный ремонт канализации санузлов и пищеблока;
- Отопление - Водяное, центральное - Требуется капитальный ремонт системы отопления, в том числе замена батарей, труб;
- Электроосвещение - Скрытая проводка - Требует замены;
- Площадка контейнерная для сбора мусора - Ограждение, бетонная площадка - Состояние удовлетворительное.
Канализационные люки на территории школы соответствуют нормативным требованиям, за исключением трех колодцев, требующих замены крышек. Спортивная площадка в удовлетворительном состоянии. Беговая дорожка разрушений не имеет. Выводы и предложения: для устранения дефектов требуется капитальный ремонт.
Из отчета 02-15/22-ОСК ООО Архитектурного бюро по Техническому обследованию здания МАОУ СОШ N города Белово по адресу: <адрес>" следует, что для проведения элементов здания в работоспособное техническое состояние необходимо провести следующие мероприятия:
- Провести работы по восстановлению защитного слоя бетона перекрытий подвала. Работы проводить по проекту разработанному специализированной организацией. Площадью до 30 м2
- Выполнить работы по устройству новой стропильной системы кровли и замене покрытия крыши. Работы проводить по проекту разработанному специализированной организацией.
- Заменить деревянное перекрытие над спортзалом (блок 3) и столовой (блок 1). Заменить фермы кровли.
- Заменить отделку потолков в виде штукатурного покрытия толщиной 15..30 мм.
- Выполнить восстановление разрушенной кладки печи в подвале.
- Выполнить мероприятия по усилению стен цокольной части и в уровне первого этажа в осях "1+2300" по оси "Д", стен в осях "3+5000" по оси "В" выявлены трещины развивающиеся с цокольной части и затухающие между первым и вторым этажом. Участки данных стен необходимо будет усилить армированной штукатуркой с двух сторон, толщиной не менее 50 мм. Общая площадь стен усиленного оштукатуривания 53 м2. Работы проводить по проекту разработанному специализированной организацией
- Для устранения выявленных дефектов и повреждений, влияющих на долговечность и эксплуатационные качества строительных конструкций -необходимо провести следующие мероприятия, указанные в пунктах с 3.9 по 3.23.
- Выполнить гидроизоляцию наружной стены подвала у оси "4" в осях "А-В".
- Провести утепление фасада здания. Работы проводить по проекту: разработанному специализированной организацией.
- Выполнить работы по устройству организованного водостока. Работы проводить по проекту разработанному специализированной организацией.
- Увеличить длину водосточных труб для предотвращения намокания стен. Работы проводить по проекту разработанному специализированной организацией.
- Заменить теплоизоляционный слой из шлака на более современный и эффективный. Работы проводить по проекту разработанному специализированной организацией.
- Выполнить работы по демонтажу и устройству новых подступенков всех лестниц выше отметки 0.000
- Провести работы по устройству отмостки. Работы проводить по проекту разработанному специализированной организацией.
- При проведении капитального ремонта после удаления существующего отделочного слоя на плитах перекрытия, при выявлении сколов бетона предусмотреть работы по восстановлению защитного слоя бетона.
- Провести работы по замене крылец. Работы проводить по проекту, разработанному специализированной организацией.
- Провести работы по ремонту бетонных полов и полов облицованных керамической плиткой. Работы проводить по проекту, разработанному легализированной организацией.
- Заменить деревянные полы в здании. Работы проводить по проекту разработанному специализированной организацией.
- Заменить двери (наружные и внутренние). Работы проводить по проекту разработанному специализированной организацией.
- Заменить деревянные окна и окна ПВХ. Работы проводить по проекту разработанному специализированной организацией.
- Выполнить замену отмостки (периметр здания 263 м/п.)
- Выполнить работы по замене существующих инженерных сетей вследствие морального и физического износа: отопления, канализации; водоснабжения; охранно-пожарной сигнализации, системы приточно-вытяжной вентиляции; электроснабжения
- Работы по капитальному ремонту производить с учетом сейсмостойкости в соответствии с
СП 14.13330.2018. Работы проводить по проекту разработанному специализированной организацией.
Согласно результатам проведенного ООО "Проминжиниринг" в 2024 году визуального (предварительного) обследования строительных конструкций здания МАОУ СОШ N, выявлены дефекты и повреждения, оказывающие влияние на безопасную эксплуатацию здания. По результатам оценки технического состояния строительных конструкций здания фундаменты отнесены к категории технического состояния - работоспособное; стены - ограниченно-работоспособное (дефекты Д.3, Д.4, Д.6); перекрытие и покрытие - ограниченно-работоспособное (дефекты Д.8 - прогиб, Д.12, Д.13); лестницы - работоспособное, ограничено-работоспособное (Д.15 в осях "5-6/Г-Д"); крыша - ограниченно-работоспособное (дефект Д.17, Д.18).
В целом техническое состояние здания оценено как ограниченно-работоспособное.
Рекомендуется своевременно выполнить комплекс ремонтно-восстановительных мероприятий по устранению дефектов, приведенных в приложении Д согласно представленных рекомендаций по специально разработанной проектной документации. В срочном порядке необходимо выполнить следующие мероприятия: временное усиление железобетонной перемычки подвала здания в осях "4-7/А-В" установкой подпорки; 2. устройство временной подпорки-усиления лестничной площадки первого этажа здания в осях "5-6/Г-Д"; произвести демонтаж свисающих слоев карнизных плит по периметру здания в осях "1-7/А-Д" для предотвращения падения; временно укрыть отверстия в кровле металлическим листом с целью предотвращения дальнейшего замачивания нижележащих несущих конструкций; восстановить отслоившиеся и свисающие участки декоративной отделки фасада здания в осях "1-7/А-Д".
В период с 16.07.2024 по 18.07.2024 прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства о безопасности пребывания несовершеннолетних в учреждениях для детей в летний период, подготовки образовательных организаций к началу учебного 2024-2025 года.
В ходе настоящей проверки с привлечением специалистов Отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Белово, городского округа Краснобродский, Беловского и Гурьевского районов ГУ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кемеровской области-Кузбассу, территориального отдела Управления в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области, Государственной инспекции строительного надзора Кемеровской области-Кузбасса дана оценка соблюдению образовательной организацией требований санитарно-эпидемиологического законодательства, пожарной безопасности, а также требований к эксплуатации зданий.
С учетом выявленных в ходе проверки школы, многочисленных нарушений санитарных требований, требований пожарной безопасности, дефектов в здании учреждения, требуется принятие незамедлительных мер по проведению капитального ремонта.
Так, в ходе визуального осмотра 16.07.2024 установлено: по фасаду здания трещины, отслоение штукатурного слоя, трещины по фундаменту, разрушение кирпичной кладки угла здания. Т. по фундаменту здания, переходящая в стену до крыши. В местах водостока потемнение фасада вследствие намокания.
Внутри здания трещины по стенам (установлены маячки) в спортзале, коридорах, актовом зале, пищеблоке. Обширные следы намокания в левом верхнем углу пищеблока на 3 этаже, отслоение штукатурного слоя на стене до кирпича, кирпич во влажном состоянии, снаружи также отслоение штукатурного слоя. Обнаружены следы намокания по потолкам в коридорах, кабинеты 302, 308, на лестничных клетках. В кровельном покрытии (шифер) отверстия, щели, следы гниения деревянных конструкций.
Наряду с этим, в ходе проверки в образовательной организации выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства и требований пожарной безопасности.
В нарушение
п. 2 ч. 3 ст. 28 Закона "Об образовании",
ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", на 3 этаже в обеденном зале, в моечной и в варочном зале следы течи крыши - поверхность в темных разводах, отслоение набела и штукатурного слоя. В варочном зале дефекты на стенах до кирпичей, что является нарушением
п. п. 2.5.2,
2.5.3 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28,
п. 2.16. СанПиН 2.3/2.4.3590 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения". В кабинете N пол деревянный неровный. Во всех кабинетах требуется проведение ремонта стен и пола. В спортивном зале местами на стене отвалился набел и часть штукатурного слоя, что является нарушением
п. 2.5.2,
2.5.3 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
Выявлены также нарушения требований пожарной безопасности: допущено хранение горючих материалов в помещении электрощитовой, что является нарушением
ч. 1 ст. 6 Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее Закон N 123-ФЗ);
п. 35 пп. "е" Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 (далее Правила N 1479).
Допущено хранение горючих материалов в подвальном помещении, что является нарушением
ч. 1 ст. 6 Закона N 123-ФЗ,
п. 17 пп. "б" Правил N 1479.
Запоры (замке) на дверях эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей, лестничных клеток, зальных помещений, за исключением объектов защиты, для которых установлен особый режим содержания помещений (охраны, обеспечения безопасности), должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа (Эвакуационный выход в помещении спортзала отсутствует возможность свободного открывания изнутри без ключа), что является нарушением
ч. 1 ст. 6 Закона N 123-ФЗ,
п. 26 Правил N 1479;
Огнетушители не расположены в специальных подставках из негорючих материалов, исключающих падение или опрокидывание, либо на высоте не более 1,5 метра до верха корпуса огнетушителя, в нарушение
ч. 1 ст. 6 Закона N 123-ФЗ,
п. 409 Правил N 1479;
Отсутствует система вытяжной противодымной вентиляции, в нарушение
ч. 1 ст. 6 Закона N 123-ФЗ,
п. 7.2 пп. "в" Свод правил СП 7.13130.2013 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС РФ о г 21 февраля 2013 г. N 116;
Не обеспечена обработка деревянных и иных конструкций сценической коробки, планшета цены, выполненных из горючих материалов (колосники, подвесные мостики, рабочие галереи и др.), горючих декораций, сценического и выставочного оформления, а также драпировки в зрительных и экспозиционных залах огнезащиты ми составами с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты, включая дату пропитки и срок ее действия, в нарушение
ч. 1 п. 6 Закона N 123-ФЗ,
п. 93 Правил N 1479;
Не определен порядок и сроки проведения работ по очистке вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов и отложений с составлением соответствующего акта, при этом такие работы проводятся не реже 1 раза в год Очистка вентиляционных систем взрывопожароопасных и пожароопасных помещений осуществляется взрывопожароопасными способами, в нарушение
ч. 1 ст. 6 Закона N 123-ФЗ,
п. 43 Правил 1479.
Выявленные нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, требований пожарной безопасности, требований к эксплуатации здания не обеспечивают безопасные условия пребывания несовершеннолетних, сотрудников в здании образовательной организации.
Из информации Министерство образования Кузбасса от 10.12.2024 следует, что в июле 2024 года в Министерство просвещении Российской Федерации была направлена заявка на участие в отборе заявок на предоставление субсидии из федерального бюджета на реализацию региональных проектов, направленных на проведение капитального ремонта и оснащение зданий региональных (муниципальных) общеобразовательных организаций и зданий дошкольных образовательных организаций в рамках государственной
программы Российской Федерации "Развитие образования на 2025-2027 годы. В заявку были включены общеобразовательные организации Беловского городского округа, а именно: МАОУ "СОШ N", МАОУ "СОШ N", МАОУ "СОШ N". В соответствии с письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 02.11.2024 N N о результатах отбора объектов по мероприятию "Модернизация школьных систем образования в рамках государственной
программы Российской Федерации "Развитие образования" 2025-2027 годы, указанные выше общеобразовательные организации не прошли отбор.
Из информации Финансового управления города Белово от 20.12.2024 следует, что Бюджет Беловского городского округа является высокодотационным и дефицитным, величина дефицита находится на предельном уровне (10%). Согласно пункта 3 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации Беловский городской округ не имеет право устанавливать и исполнять расходные обязательства не связанные с решением вопросов органов местного самоуправления так как в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет размер дотации превышал 20% доходов местного бюджета. В декабре 2024 года ожидается недополучение доходов в бюджет Беловского городского округа. Бюджет на 2025 год принимается исходя из реально-ожидаемого поступления доходов. Согласно проекту областного бюджета на 2025 год дотация бюджету Беловского городского округа снижена в 3,9 раз относительно ожидаемого за 2024 год, принятие новых расходных обязательств, не обеспеченных источниками финансирования - не допускается.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, сославшись на положения
статей 55.24,
55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации,
статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",
статьи 28 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", исходил из того, что необходимость удовлетворения требований обусловлена реальной угрозой опасности для жизни и здоровья детей, обучающихся в школе, что срок, необходимый для устранения выявленных недостатков, подлежит установлению до 01.09.2026, который является разумным, соответствует характеру нарушений и реальной возможности их устранения.
Однако судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции.
Согласно
статье 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.
К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.
В силу
пункта 3 части 4 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
В соответствии с
пп. 8 пункта 1 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся, включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с
пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из того, что необходимость подачи данного искового заявления обусловлена реальной угрозой опасности для жизни и здоровья граждан, в том числе, несовершеннолетних обучающихся, посещающих здание учреждения, ссылался на нарушения, содержащиеся в техническом отчете специализированной организации ООО "Проминжениринг" и отчета ООО "Архитектурное бюро".
Между тем суд первой инстанции не учел, что согласно технического отчета техническое обследование ООО "Архитектурное бюро", выполненное в марте 2022 года, проводилось на основании обращения Заказчика, т.е. МАОУ СОШ N города Белово, с целью обследования строительных конструкций для дальнейшей разработки проектной документации на капитальный ремонт здания.
На основании результатов технического отчета специализированной организацией ООО "Архитектурное бюро" разработана проектно-сметная документация на комплекс работ по капитальному ремонту здания МАОУ СОШ N города Белово на сумму 323 413 790 рублей. Проектно-сметная документация имеет положительное заключение ГУ "Главэкспертиза" и включает в себя полный комплекс работ, указанный истцом в уточненных исковых требованиях.
Таким образом, результаты технического обследования ООО "Архитектурное бюро" являются обязательной частью текстового раздела проектной документации, исходными данными для проектирования капитального ремонта (в том числе результаты инженерных изысканий), с необходимыми расчетами, которые использовались при подготовке проектной документации и обосновывали принятые технические и иные решения.
Следовательно, требования истца основаны на рекомендациях технического отчета, целью которого было получение исходных данных для проектирования на капитальный ремонт здания, а неполучение информации для принятия решения о возможности дальнейшей безопасной эксплуатации здания.
С целью включения в государственную
программу Российской Федерации "Развитие образования" МАОУ СОШ N города Белово приняло участие в 2024 году в отборе на предоставление субсидии из федерального бюджета на капитальный ремонт, предоставив необходимый пакет документов на сумму 323 413 790 рублей. Согласно письму Министерства образования Кузбасса от 10.12.2024 N МАОУ СОШ N города Белово отбор не прошло.
Из материалов дела также усматривается, что в августе 2024 года специалистами ООО "ПромИнжиниринг" проведено предварительное (визуальное) обследование и оценка технического состояния строительных конструкций здания МАОУ СОШ N города Белово.
По результатам обследования технического состояния здания составлено заключение. Специалистами даны следующие рекомендации. В связи с тем, что отсутствует риск внезапного разрушения, потери устойчивости здания, необходимости в проведении детально-инструментального обследования для определения технического состояния здания не имеется. В связи с общим ограниченно-работоспособном состоянии конструкций дальнейшая эксплуатация возможна либо при контроле (мониторинге) технического состояния, либо при проведении необходимых мероприятий по восстановлению или усилению конструкций и (или) грунтов основания.
Требуется в срочном порядке выполнить комплекс следующих мероприятий:
- до проведения комплексного капитального ремонта выполнить мониторинг развития трещин внешних и внутренних кирпичных стен маяками, маркерами или иными способами с фиксацией результатов. При прогрессировании дефекта выполнить временное усиление и ограничение эксплуатации на участках с развитием дефекта;
- требуется в срочном порядке выполнить временное усиление железобетонной перемычки подвала здания в осях "4-7/А-В" установкой подпорки;
- требуется выполнить мониторинг за прогибом плиты перекрытия в осях "3 4/Г-Д". В случае прогрессирования прогиба необходимо выполнить временное усиление плиты перекрытия;
- до проведения капитального ремонта произвести мониторинг прогрессирования разрушение плит перекрытия подвала здания в осях "4-5/Г-Д";
- требуется выполнить срочное устройство временной подпорки-усиления лестничной площадки первого этажа здания в осях "5-6/Г-Д";
- в срочном порядке произвести демонтаж свисающих слоев карнизных плит по периметру здания в осях "1-7/А-Д" для предотвращения падения;
- в срочном порядке временно укрыть отверстия в кровле металлическим листом с целью предотвращения дальнейшего замачивания нижележащих несущих конструкций;
- в срочном порядке восстановить отслоившиеся и свисающие участки декоративной отделки фасада здания в осях "1-7/А-Д".
- Периодичность обследования технического состояния здания составляет не более 6 месяцев, после истечения которого требуется повторное обследование и оценка: технического состояния здания.
Согласно
п. 3.18. ГОСТ 31937-2024 ограниченно-работоспособное техническое состояние это категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, включая состояние грунтов основания, при которой имеются крены, дефекты и повреждения, приведшие к снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного разрушения, потери устойчивости или опрокидывания, и функционирование конструкций и эксплуатация здания или сооружения возможны либо при контроле (мониторинге) технического состояния, либо при проведении необходимых мероприятий по восстановлению или усилению конструкций и (или) грунтов основания и последующем мониторинге технического состояния (при необходимости).
Ответчиком в материалы дела были представлены доказательства выполнения мероприятий, указанных в техническом отчете, подтверждающие, что мониторинг технического состояния ведется: установлены подпорки в осях "4-7/А-В" и "5-6/Г-Д", в подтверждение чего приложены фотоматериалы; выполнен демонтаж свисающих слоев карнизных плит по периметру здания в осях "1-7/А-Д" и демонтированы свисающие участки декоративной отделки фасада здания в осях "1-7/А-Д", что подтверждается фотоматериалов, договором об оказании услуг от 26.08.2024, предметом которого является отбивка штукатурки со стен и потолков кирпичных фасада, актом N от 26.08.2024 на сумму 93 374,36 руб.; фотоматериал подтверждающий временное укрытие отверстия в кровле металлическим листом; копии журналов наблюдения за маяками на трещинах здания N, копия журнала за подвалом здания в осях "4-7/А-В", "4-5/Г-Д", за прогибом плиты перекрытий в осях "3-4/Г-Д", за лестничной площадкой 1 этажа в осях "5-6/Г-Д" с фиксацией результатов.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что имеется реальная угроза для жизни и здоровья граждан, противоречит выводам положительного заключения ГАУ "Управление государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий Кузбасса" на проект проведения капитального ремонта МБОУ "СОШ N", здание не признано аварийным и проведение в нем капитального ремонта обусловлено улучшением технического состояния здания школы.
Кроме того, суд первой инстанции не установил источник финансирования капитального ремонта, согласно материалам дела стоимость капитального ремонта с благоустройством территории МБОУ "СОШ N" составляет 323 413 790 руб.
Статьей 63 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" регулируются требования прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
Согласно части 2 указанной статьи порядок направления прокурором требования о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям устанавливается Законом Российской Федерации от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре).
В соответствии со статьей 1 названного закона прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
В силу статьи 21 Закона о прокуратуре предметом надзора органов прокуратуры являются: соблюдение
Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в этом пункте (пункт 1).
При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (пункт 2).
При реализации возложенных функций прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (абзац четвертый пункта 3 статьи 22 этого же закона).
В силу пункта 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в
определении от 24 февраля 2005 г. N 84-О, при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, при этом само по себе представление прокурора не имеет абсолютного характера и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре органы и должностные лица устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд. При рассмотрении в судебном порядке дела об оспаривании представления прокурора прокурор должен доказать факт нарушения закона органом или должностным лицом, которому внесено представление, и правомерность своих требований.
Согласно Бюджетному
кодексу Российской Федерации под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается, в частности, орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным кодексом
(абзац тридцать шестой статьи 6).
Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является в том числе находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено этим
кодексом (
абзац тридцать восьмой статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся (
статья 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.
До утверждения указанного в
абзаце первом пункта 1 статьи 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается
(абзац третий пункта 1).
Органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные данным
кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами (
пункт 4 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, а также определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств (
статья 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Судом установлено, что главным распорядителем бюджетных средств школа не является.
Возложение на школу обязанности выполнить капитальный ремонт без определения источников финансирования является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность ответчика и нарушает установленный
статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение Беловского городского суда Кемеровской области от 23 декабря 2024 года подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
определила:
Решение Беловского городского суда Кемеровской области от 23 декабря 2024 года отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Принять по делу новое решение.
Отказать прокурору города Белово, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц, в иске к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N города Белово" о понуждении к совершению действий.
Председательствующий
Ю.А.ПИСКУНОВА
Судьи
Л.В.БОЛОТОВА
О.А.БОРИСЕНКО
Мотивированное апелляционное определение составлено 17 апреля 2025 г.