Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2024.12.02-2025.01.05) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21.11.2024 N 16-6985/2024 (УИД 24RS0056-01-2024-002911-51)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Производство по делу прекращено.


Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21.11.2024 N 16-6985/2024 (УИД 24RS0056-01-2024-002911-51)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Производство по делу прекращено.

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 ноября 2024 г. N 16-6985/2024
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Булычева С.Н., рассмотрев жалобу начальника Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы" Д. на вступившие в законную силу постановление заместителя главного государственного инспектора г. Красноярска по пожарному надзору от 12 февраля 2024 г., решение судьи Центрального районного суда г. Красноярска от 4 июня 2024 г. и решение судьи Красноярского краевого суда от 31 июля 2024 г., вынесенные в отношении Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы" (далее - учреждение, КГБУЗ ККБСМЭ) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Красноярска по пожарному надзору от 12 февраля 2024 г., оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда г. Красноярска от 4 июня 2024 г. и решением судьи Красноярского краевого суда от 31 июля 2024 г., КГБУЗ ККБСМЭ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа 300 000 рублей.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, начальник КГБУЗ ККБСМЭ настаивает на отмене постановления должностного лица административного органа и судебных актов, приводя доводы об их незаконности.
В соответствии с ч. 2 ст. 30.16 КоАП РФ судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет сделать следующие выводы.
Частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и ч. ч. 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
Согласно п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. N 1479 (далее - Правила противопожарного режима), руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты.
При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем.
На объекте защиты хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем.
При эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке.
Информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
К выполнению работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения привлекаются организации или индивидуальные предприниматели, имеющие специальное разрешение, если его наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения внепланового инспекционного визита 11 октября 2024 г. должностным лицом по пожарному надзору выявлено, что в помещении, арендуемом КГБУЗ ККБСМЭ по ул. Партизана Железняка, д. 1Ж г. Красноярска, отсутствует автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей о пожаре на первом этаже и в подвальном помещениях здания, чем нарушены требования п. 54 Правил противопожарного режима.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для вынесения должностным лицом по пожарному надзору постановления об административном наказании учреждения и привлечения его к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, с чем согласились судебные инстанции.
Выводы должностного лица административного органа и законность судебных решений вызывают сомнения.
При рассмотрении дела не учтено, что п. 54 Правил пожарной безопасности не содержит условий об автоматической пожарной сигнализации и системе оповещения людей о пожаре.
Из материалов дела следует, что вышеприведенные нарушения учреждения при аренде здания выявлены в ходе контрольного (надзорного) мероприятия - внепланового инспекционного визита от 12 декабря 2022 г., по результатам которого учреждению выдано предписание административного органа об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности N 950/2 в срок до 1 августа 2023 г.
Должностным лицом и судебными инстанциями не учтено, что предметом внепланового инспекционного визита 11 октября 2023 г. являлась проверка исполнения ранее выданного предписания, а не соблюдение требований пожарной безопасности.
Оставлено без внимания, что административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, имеет иную квалификацию (ч. ч. 12, 13 ст. 19.5 КоАП РФ). При этом законность предписания N 950/2 от 12 декабря 2022 г. не проверялась при вынесении обжалуемых актов, материалы внепланового инспекционного визита от 12 декабря 2022 г. в деле отсутствуют.
При правовой квалификации деяния (бездействия) учреждения должностным лицом административного органа и судебными инстанциями не дана оценка приведенным обстоятельствам. Такое рассмотрение дела не соответствует требованиям ст. 24.1 КоАП РФ о целях и задачах судебного разбирательства.
Учитывая разъяснение Верховного Суда РФ правил изменения квалификации, изложенное в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", изменение квалификации невозможно по настоящему делу, поскольку ч. 1 ст. 20.4 и ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ имеют разные родовые объекты.
Изложенное свидетельствует о существенном нарушении процессуальных требований рассмотрения дела. С учетом положений п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ нет оснований полагать обжалуемые акты законными, они подлежат отмене, производство по делу - прекращению по п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесены указанные постановление и решения.
Руководствуясь ст. ст. 30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
жалобу начальника Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярского краевое бюро судебно-медицинской экспертизы" Д. удовлетворить частично.
Постановление заместителя главного государственного инспектора г. Красноярска по пожарному надзору от 12 февраля 2024 г., решение судьи Центрального районного суда г. Красноярска от 4 июня 2024 г. и решение судьи Красноярского краевого суда от 31 июля 2024 г. отменить, производство по делу прекратить на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ.
Судья
С.Н.БУЛЫЧЕВА