Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2024.12.02-2025.01.05) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 16.10.2024 N 16-6397/2024 (УИД 21RS0009-02-2024-000112-03)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.


Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 16.10.2024 N 16-6397/2024 (УИД 21RS0009-02-2024-000112-03)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 октября 2024 г. N 16-6397/2024
21RS0009-02-2024-000112-03
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Кувшинов В.Е., рассмотрев жалобу заведующей муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением "Аликовский детский сад N 1 "Салкус" С. на вступившие в законную силу постановление главного государственного инспектора Аликовского муниципального округа по пожарному надзору по Чувашкой Республике N 6 от 4 апреля 2024 года, решение судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 22 мая 2024 года, решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 9 июля 2024 года, вынесенные в отношении муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Аликовский детский сад N 1 "Салкус", по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением главного государственного инспектора Аликовского муниципального округа по пожарному надзору по Чувашкой Республике N 6 от 4 апреля 2024 года, оставленным без изменения решением судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 22 мая 2024 года, решением судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 9 июля 2024 года, муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Аликовский детский сад N 1 "Салкус" (далее - учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, заведующая муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением "Аликовский детский сад N 1 "Салкус" С. просит обжалуемые акты отменить, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 этого Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 данной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Правоотношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона 69-ФЗ обязательные требования пожарной безопасности это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Исходя из положений статьи 37 Федерального закона N 69-ФЗ, организации и их руководители обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Правила, нормативы, стандарты и требования пожарной безопасности являются обязательными для применения и исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, предприятиями, учреждениями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.
В соответствии с положениями статьи 38 Федерального закона N 69-ФЗ, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, в числе которых собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Из материалов дела усматривается, что в рамках контроля исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 18 мая 2023 года N 2304/210-21/5-Впп со сроком исполнения по 17 ноября 2023 года, на основании решения заместителя начальника управления - начальника отдела организации надзорных и профилактических мероприятий ГУ МЧС России по Чувашской Республике от 27 декабря 2023 года N 2312/210-21/20-В/РИВ о проведении инспекционного визита внепланового, в ходе проведения вышеуказанного контрольного (надзорного) мероприятия в МАДОУ "Аликовский детский сад N 1 "Салкус" 10 января 2024 года (акт инспекционного визита от 10 января 2024 г. N 2312/210-21/20-В/АИВ) были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
в здании детского дошкольного образовательного учреждения кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты (системы пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 3-го типа, систем противодымной защиты - систем приточно-вытяжной, противодымной вентиляции, системы внутреннего противопожарного водопровода), аварийного освещения на путях эвакуации, лифта для транспортировки подразделений пожарной охраны выполнены не огнестойкими, исполнения "LSLTx", вместо требуемого исполнения "FRLSLTx". Проектной документацией - разделом N 5 "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений", подразделом N 5 "Сети связи" (шифр:09/19-ИОС5.1) выбор типа исполнения кабельных линий и электропроводок также произведен неверно (кабельные линии запроектированы исполнения "LSLTx", чем нарушены часть 2 статьи 82 Федерального закона от 21 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), табл. 2 ГОСТ 31565-2012 "Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности";
здание не обеспечено соответствующими источниками наружного противопожарного водоснабжения в виде наружного противопожарного водопровода с установленными на ней пожарными гидрантами. Проектной документацией - разделом N 9 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности" (шифр: 09/19-ПБ), а также фактически на объекте для наружного пожаротушения здания объемом более 25 тыс. м3, в нарушение части 4 статьи 68 ФЗ N 123, предусмотрено четыре пожарных резервуара объемом 85 м3 каждый. Вместе с тем, для наружного пожаротушения здания с указанным расходом воды следует предусматривать не менее двух пожарных гидрантов с учетом прокладки рукавных линий длиной не более 200 метров по дорогам с твердым покрытием. При этом один из имеющихся 2-х пожарных гидрантов, находится в нерабочем состоянии, чем нарушена статья 68 Закона N 123-ФЗ;
расстояние от внутреннего края подъезда до наружных стен здания менее 5 м и на локальных участках составляет 2.35 м и 2,75 м. Проектной документацией - разделом N 9 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности" (шифр: 09/19- ПБ), указанное расстояние запроектировано 5-8 м, чем нарушены часть 1 статьи 90 Закона N 123-ФЗ, пункт 8.1.6 СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объекты защиты. Требования к объемнопланировочным и конструктивным решениям" (далее - СП 4.13130.2013);
радиусы поворотов на территории учреждения не обеспечивают беспрепятственный проезд пожарных автомобилей к зданию, чем нарушена часть 1 статьи 90 Закона N 123-ФЗ, пункт 4.1 СП 4.13130.2013;
на объекте допускается использование противопожарных расстояний между зданием детского сада и складскими зданиями, расположенными за территорией учреждения для размещения временных сооружений в виде летних веранд. При этом проектной документацией - разделом N 9 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности" (шифр: 09/19-ПБ) не предусмотрено использование противопожарного расстояния для указанных целей, чем нарушен пункт 65 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479;
часть кровли здания не имеет ограждений в соответствии с требованиями ГОСТ Р 53254, чем нарушены часть 1 статьи 90 Закона N 123-ФЗ, пункт 7.16 СП 4.13130.2013;
элементы креплений (подвески) конструкций воздуховодов систем противодымной вентиляции не обеспечивают пределы огнестойкости не менее нормируемых для воздуховодов (по установленным числовым значениям, но только по признаку потери несущей способности), чем нарушены часть 6 статьи 85 Закона N 123-ФЗ, пункт 6.13 СП 7.13130.2013 "Отопления, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности";
системы вытяжной и приточной вентиляции в здании не соответствуют проектной документации и нормативных документов по пожарной безопасности. Выбор и монтаж инженерного оборудования, а именно противопожарных клапанов воздухоприточных устройств системы вытяжной противодымной вентиляции не соответствует принятым решениям; фактические расходы воздуха при замере систем противодымной вентиляции не соответствуют проектным параметрам (невязка фактических параметров по отношению к значениям, указанным в вентиляционных паспортах, составляет более 15%), чем нарушены часть 11 статьи 85 Закона N 123-ФЗ, пункт 4.17 ГОСТ Р 53300-2009 "Противодымная защита зданий и сооружений. Методы приемосдаточных и периодических испытаний".
29 марта 2024 года инспектором ОНД и ПР по Аликовскому муниципальному округу УНДиПР Главного управления МЧС России по Чувашкой Республике отношении муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Аликовский детский сад N 1 "Салкус" составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а в последующем главным государственным инспектором Аликовского муниципального округа по пожарному надзору по Чувашской Республике 4 апреля 2024 года вынесено постановление N 6 о привлечении муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Аликовский детский сад N 1 "Салкус" к административной ответственности с назначением наказания в виде предупреждения.
Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Выводы должностного лица и судебных инстанций о виновности учреждения в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Совокупность установленных должностным лицом и судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Несогласие заявителя с этими выводами должностного лица и судов и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в данном деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия учреждения квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и срок давности привлечения учреждения к административной ответственности соблюдены.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем отражены сведения, необходимые для разрешения дела. Протокол составлен в присутствии законного представителя учреждения С. Права ей разъяснены, правом выразить несогласие с вмененным правонарушением С. воспользовалась. Существенных недостатков протокол об административном правонарушении не содержит.
Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Учреждение, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Утверждение заявителя жалобы о том, что в действиях учреждения отсутствует состав административного правонарушения, не нашло своего подтверждения и опровергается материалами дела.
Право учреждения на защиту при производстве по делу не нарушено.
Все доводы поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях учреждения объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из доводов жалобы, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, не следует, что при рассмотрении настоящего дела допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено привлекаемому лицу в пределах санкции части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление главного государственного инспектора Аликовского муниципального округа по пожарному надзору по Чувашкой Республике N 6 от 4 апреля 2024 года, решение судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 22 мая 2024 года, решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 9 июля 2024 года, вынесенные в отношении муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Аликовский детский сад N 1 "Салкус", по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу заведующей муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением "Аликовский детский сад N 1 "Салкус" С. - без удовлетворения.
Судья
В.Е.КУВШИНОВ