Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2024.12.02-2025.01.05) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12.09.2024 N 16-3615/2024 (УИД 89RS0009-01-2023-000189-46)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Отказано.

Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12.09.2024 N 16-3615/2024 (УИД 89RS0009-01-2023-000189-46)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Отказано.


Содержание


СЕДЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 сентября 2024 г. N 16-3615/2024
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Абдрахманова Э.Г., рассмотрев жалобу законного представителя Федерального государственного бюджетного учреждения "Государственный природный заповедник "Верхне-Тазовский" директора Д. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N 03/4-352/2023 от 20 июля 2023 года, решение судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 марта 2024 года, решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 мая 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения "Государственный природный заповедник "Верхне-Тазовский",
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N 03/4-352/2023 от 20 июля 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 марта 2024 года и решением судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 мая 2024 года, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Государственный природный заповедник "Верхне-Тазовский" (далее - ФГБУ "Государственный природный заповедник "Верхне-Тазовский", заповедник, учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьей 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 700 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель ФГБУ "Государственный природный заповедник "Верхне-Тазовский" директор Д. просит отменить принятые по делу постановление должностного лица и судебные акты, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от шестидесяти тысяч до девяноста тысяч рублей: на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В силу статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров (часть 1); охрана лесов от пожаров включает в себя лесопожарное зонирование, выполнение мер пожарной безопасности в лесах, тушение лесных пожаров, а также выполнение мер экстренного реагирования (часть 4).
Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах (часть 1 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 53.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включает в себя, в частности, наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами, а также организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 года N 1614 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила).
Пунктом 1 Правил установлены единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и при пребывании граждан в лесах, которые являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами.
Согласно пункту 12 Правил юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара.
Исходя из положений пункта 16 вышеуказанных Правил, в лесах вне зависимости от целевого назначения земель, на которых они расположены, и целевого назначения лесов, если иное не установлено настоящими Правилами, меры предупреждения лесных пожаров осуществляются в целях недопущения возникновения лесных пожаров, их распространения, а также возможности оперативной доставки сил и средств пожаротушения к местам лесных пожаров.
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 03 февраля 2023 года N 79-П "О мероприятиях по защите населения и территорий Ямало-Ненецкого автономного округа от лесных и других ландшафтных (природных) пожаров в пожароопасный сезон 2023 года и об утверждении перечня населенных пунктов, территорий садоводства или огородничества Ямало-Ненецкого автономного округа, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров" установлен период пожароопасного сезона на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, который приходится на временной промежуток с 10 мая по 01 октября 2023 года.
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 мая 2023 года N 447-П, в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пунктом 2.4 протокола заседания межведомственного штаба по вопросам координации деятельности по тушению ландшафтных (природных) пожаров в Уральском федеральном округе от 11 апреля 2023 года N 1. необходимостью контроля обстановки с лесными и ландшафтными (природными) пожарами, в целях защиты населения и территорий Ямало-Ненецкого автономного округа от чрезвычайных ситуаций на территории Ямало-Ненецкого автономного округа введен особый противопожарный режим со дня вступления в силу настоящего постановления по 01 сентября 2023 года.
Как следует из материалов дела, на основании решения от 22 мая 2023 года Северо-Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора в отношении ФГБУ "Государственный природный заповедник "Верхне-Тазовский" проведена внеплановая выездная проверка в период с 20 мая 2023 года по 09 июня 2023 года.
В ходе проверки установлено, что ФГБУ "Государственный природный заповедник "Верхне-Тазовский", являясь юридическим лицом, ответственным за осуществление охраны природных территорий, соблюдением противопожарных мероприятий по охране и защите лесов, тушению лесов и иных природных пожаров, ввиду несвоевременного принятия мер реагирования при возникновении лесного пожара, а также несвоевременного принятия мер по доведению дополнительных сил и средств для тушения пожара, возникшего 03 июня 2023 года, в нарушение действующих требований природоохранного и лесного законодательства, допущено распространение пожара на территории ФГБУ "Государственный природный заповедник "Верхне-Тазовский" в условиях особого противопожарного режима, действующего на территории Ямало-Ненецкого автономного округа с 25 мая 2023 года.
Таким образом, деяние ФГБУ "Государственный природный заповедник "Верхне-Тазовский" образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о том, что у ФГБУ "Государственный природный заповедник "Верхне-Тазовский" не было обязанности сообщать информацию при обнаружении термоточки в региональную диспетчерскую службу, с указанием на то, что учреждением были приняты все необходимые меры, были предметом проверки судей нижестоящих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, подробно изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях учреждения объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так, с 03 июня 2023 года по 06 июня 2023 года на территории ФГБУ "Государственный природный заповедник "Верхне-Тазовский" действовал лесной (природный) пожар в результате сухих гроз.
Как следует из Методических указаний по вопросам организации и функционирования специализированных диспетчерских служб органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений, утвержденных приказом Рослесхоза от 28 мая 2012 года N 218 (далее - Методические указания), специализированная диспетчерская служба органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений (далее - региональная диспетчерская служба лесного хозяйства), состоит из двух уровней:
- региональные диспетчерские службы лесного хозяйства, создаваемые органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений;
- диспетчерские службы лесничеств, создаваемые специализированными государственными бюджетными и автономными учреждениями и организациями, выполняющими работы по охране лесов от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и иных негативных воздействий, а также вредных организмов и осуществлению иных мер пожарной безопасности в лесах.
Согласно пункту 2.2.1 Методических указаний задачей Региональных диспетчерских служб лесного хозяйства, является в том числе прием и учет сообщений о лесных пожарах, а также оповещение населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах на контролируемых территориях земель лесного фонда и иных земель, на которых располагаются леса 15 февраля 2023 года между ФГБУ "Государственный природный заповедник "Верхне-Тазовский" и Региональной диспетчерской службой Ямало-Ненецкого автономного округа заключено соглашение об осуществлении информационного обмена о лесных пожарах и лесопожарной обстановке (л.д. 171-173 административного материала).
26 апреля 2023 года между ФГБУ "Государственный природный заповедник "Верхне-Тазовский" и Авиационной компанией "ЯМАЛ" заключен государственный контракт N 23002 на выполнение лесоавиационных работ по проведению авиационного патрулирования лесов и доставке воздушными суднами лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря к месту тушения лесного пожара и обратно. Объем работ составляет 10 летных часов (л.д. 162-168 административного материала).
Для выполнения работ по тушению лесных пожаров в границах ФГБУ "Государственный природный заповедник "Верхне-Тазовский" между учреждением и ТКУ "Ямалспас" заключены соглашения о взаимодействии при тушении лесных пожаров на землях особо охраняемой природной территории Государственный заповедник "Верхне-Тазовский".
Вместе с тем, из письма Департамента природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа N 89-27/01-04-02/22220 от 08 июня 2023 года следует, что в период с 03 июня 2023 года по 06 июня 2023 года при тушении природного пожара на территории заповедника при тушении природного пожара на территории заповедника взаимодействие со стороны руководства заповедника не обеспечено, сведения предоставлялись не своевременно и не в полном объеме.
Согласно карточке учета лесного (природного) пожара NN, которая составлена 04 июня 2023 года, лесной пожар был обнаружен 03 июня 2023 года в 21 час 43 минуты, 03 июня 2023 года в 21 час 50 минут началось тушение данного пожара. При этом информация о пожаре (карточка лесного пожара) была передана диспетчеру лишь в 23 часа 55 минут, то есть по прилету вертолета.
Согласно карточке учета природного пожара, представленной в Региональную диспетчерскую службу по состоянию на 08 часов 00 минут часов 04 июня 2023 года, время прибытия на пожар 03 июня 2023 года в 21 час 48 минут, приступили к тушению в 21 час 50 минут. Группировка сил 10 человек (6 сотрудников заповедника и 4 человека от ГКУ "Ямалспас" Красноселькупского ПСО).
06 июня 2023 года в 12 часов 09 минут из телефонного разговора с директором заповедника Д. с целью уточнения фактической ситуации в заповеднике и достаточности сил и средств установлено, что площадь пожара уточняется, а по дополнительным силам и средствам информация будет доведена позже.
Из письма директора Департамента природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа N N от 08 июня 2023 года следует, что по результатам анализа достаточности сил и средств пожаротушения, проведенным Региональной диспетчерской службой, для тушения пожара необходимо 16 человек, в то время как в тушении пожара участвовало 10 человек (соответственно, имелся недостаток 6 человек) (л.д. 178-181).
По данным ИСДМ-Рослесхоз площадь термоточки К-161 составляет 238 га, по расчету требуется 43 человека, в связи с чем, в 17 часов 54 минуты 04 июня 2023 года соответствующая информация направлена на электронную почту заповедника. Вместе с тем, заявка от заповедника на привлечение дополнительных сил ГКУ "Ямалспас" не поступала.
04 июня 2023 года ФГБУ "Государственный природный заповедник "Верхне-Тазовский" принято решение увеличить группировку сил пожаротушения на 8 человек (ГКУ "Ямалспас"), однако в связи с погодными условиями в районе пожара (грозовой фронт) направление дополнительных сил неоднократно откладывалось.
Таким образом, деяние ФГБУ "Государственный природный заповедник "Верхне-Тазовский" образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения ФГБУ "Государственный природный заповедник "Верхне-Тазовский" административного правонарушения подтверждается совокупностью представленных в дело доказательств, в том числе: протоколом об административном правонарушении, протоколом осмотра, фототаблицей, актом внеплановой проверки, требованиями о предоставлении документов, планом тушения, копией государственного контракта N 23002, копией соглашения, письмом Департамента природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа NN от 08 июня 2023 года, карточками пожара, и иными материалами дела, получившими надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо и судьи пришли к обоснованному выводу о виновности ФГБУ "Государственный природный заповедник "Верхне-Тазовский" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом и судебными инстанциями установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы жалобы сводятся к переоценке исследованных судьями нижестоящих судебных инстанций доказательств, удовлетворению не подлежат.
Остальные имеющие правовое значение доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом проверки судей нижестоящих инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, подробно изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях ФГБУ "Государственный природный заповедник "Верхне-Тазовский" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием должностным лицом и судьями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что ими допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации.
Оснований для переоценки выводов судей и представленных в материалы дела доказательств, подтверждающих установленные по делу обстоятельства, не имеется.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
При назначении учреждению наказания должностным лицом требования статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях также соблюдены. Наказание в виде административного штрафа назначено в пределах санкции части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым.
Судьи городского и окружного судов, рассмотрев жалобы на постановление должностного лица, проверили дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесли законные и обоснованные решения. Всем доводам жалобы дана надлежащая правовая оценка.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N 03/4-352/2023 от 20 июля 2023 года, решение судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 марта 2024 года, решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 мая 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения "Государственный природный заповедник "Верхне-Тазовский", оставить без изменения, жалобу законного представителя Федерального государственного бюджетного учреждения "Государственный природный заповедник "Верхне-Тазовский" директора Д. - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции
Э.Г.АБДРАХМАНОВА