Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2024.12.02-2025.01.05) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 02.06.2023 N 16-2194/2023
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Удовлетворено в части.


Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 02.06.2023 N 16-2194/2023
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Удовлетворено в части.

СЕДЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июня 2023 г. N 16-2194/2023
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Трапезникова И.И., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Курганлес" на вступившее в законную силу постановление начальника отдела лесного и пожарного надзора управления лесного хозяйства Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области от 29 сентября 2022 года, решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 05 декабря 2022 года, решение судьи Курганского областного суда от 18 января 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Курганлес",
установил:
постановлением N 17-11/129 начальника отдела лесного и пожарного надзора управления лесного хозяйства Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области от 29 сентября 2022 года общество с ограниченной ответственностью "Курганлес" (далее по тексту - ООО "Курганлес", общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Решением судьи Курганского городского суда Курганской области от 05 декабря 2022 года (N 12-1965/2022), оставленным без изменения решением судьи Курганского областного суда от 18 января 2023 года, постановление должностного лица изменено в части назначенного наказания; размер административного штрафа, назначенного обществу, снижен до 150 000 рублей.
В жалобе на принятые по делу постановление должностного лица, судебные акты директор общества Н. выражает несогласие с ними, просит об их отмене и прекращении производства по делу ввиду недоказанности вины общества в совершении административного правонарушения.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, поступившего в кассационный суд общей юрисдикции 05.05.2023 года, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, влечет наложение административного на юридических лиц от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 года N 1614 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила, действующие на момент возникновения спорных правоотношений).
В соответствии с пунктами 26, 27 Правил при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. При проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона. Пункт 29 Правил пожарной безопасности в лесах предусматривает, что заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Согласно пункту 31 указанных Правил складирование заготовленной древесины должно производиться только на открытых местах на расстоянии: 20 метров от прилегающего лиственного леса при площади места складирования до 8 гектаров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 30 метров; 40 метров от прилегающих хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 60 метров. Места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах - 2 такими полосами на расстоянии 5-10 метров одна от другой.
При рассмотрении дела установлено, что Постановлением Губернатора Курганской области от 04 марта 2022 года N 27 с 15 апреля 2022 года на территории Курганской области установлено начало пожароопасного режима. Постановлением Правительства Курганской области от 14 апреля 2022 года N 98 с 15 апреля 2022 года на территории Курганской области введен особый противопожарный режим.
В ходе проверки, проведенной Курганской межрайонной природоохранной прокуратурой Курганской области выявлено, что 15 апреля 2022 года, в нарушение требований пунктов 26, 27, 29, 31 Правил пожарной безопасности ООО "Курганлес" осуществило оставление заготовленной древесины на пожароопасный период на лесном участке у стены леса, которая не отделена противопожарной минерализованной полосой в квартале 8 выдел 19, квартале 10 выдел 27, квартале 27 выдел 10 Иковского мастерского участка Старопросветского участкового лесничества Курганского лесничества, а также не обеспечило очистку лесосек от порубочных остатков до начала пожароопасного сезона в квартале 8 выдел 19 Иковского лесничества.
Таким образом, деяние общества, выразившееся в нарушении правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ.
Обстоятельства совершения обществом вмененного административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 16 мая 2022 года, постановлением Курганского межрайонного природоохранного прокурора Курганской области от 16 мая 2022 года о возбуждении дела об административном правонарушении, справкой о проведении проверочных мероприятий от 12 мая 2022 года, фототаблицей, выпиской из ЕГРЮЛ, договором аренда лесного участка N 35-Др от 22 октября 2009 года и приложением к нему, и иными материалами дела, которым дана оценка по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
В жалобе представитель юридического лица указывает на недопустимость представленных в дело доказательств, ссылаясь на то, что в материалы дела представлена Справка, составленная ведущим специалистом отдела лесного и пожарного надзора управления лесного хозяйства Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области <данные изъяты> <данные изъяты>., который к участию в проверке прокурором не привлекался, кроме того в Справке не указано о применении технических средств с помощью которых проводилась фото и видео фиксация, а также не указано применялась ли мерная лента или иные средства с помощью которых производился осмотр и измерение тех или иных расстояний, не указано, каким образом устанавливались кварталы и выделы, не указано какая древесина находится в штабелях, их замеры не проводились; приводит доводы о том, что 02 декабря 2021 года представителем ГКУ "Курганское управление лесами" и представителем ООО "Курганлес" составлен Акт приемки выполненных работ, в котором не зафиксировано нарушений или обстоятельства, связанные с неудовлетворительной или несвоевременной очисткой мест рубок от порубочных остатков. Также автор жалобы ссылается на то, что в постановлении начальника отдела лесного и пожарного надзора управления лесного хозяйства Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области от 29 сентября 2022 года не указывается на то, что ООО "Курганлес" нарушило требования пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, в связи с чем заявитель полагает, что объективная сторона правонарушения не установлена.
Между тем, аналогичные доводы являлись предметом проверки при рассмотрении дела и им дана надлежащая правовая оценка, они обоснованно отклонены.
Совокупность установленных должностным лицом и судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела позволили должностному лицу и судам сделать вывод о том, что обществом не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований правовых норм, за нарушение которых указанным Кодексом установлена административная ответственность.
Деяние ООО "Курганлес", вопреки доводам жалобы, по части 3 статьи 8.32 КоАП РФ квалифицировано правильно и в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие автора жалобы с приведенными выводами и оценкой установленных по делу обстоятельств основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и влекущих отмену состоявшихся по делу актов, при производстве по делу не допущено.
Порядок и срок давности привлечения лица к административной ответственности соблюдены.
Постановление должностного лица Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ, в отношении ООО "Курганлес" вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами, является законным и обоснованным.
Административное наказание назначено обществу в виде административного штрафа, в размере, с учетом применения судом положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, менее предусмотренного санкцией части 3 статьи 8.32 КоАП РФ, является справедливым и соразмерным.
При рассмотрении жалобы на постановление должностного лица судьями нижестоящих судебных инстанций дело проверено в полном объеме в соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ, оснований к отмене постановления должностного лица не установлено.
Право ООО "Курганлес" на защиту в ходе производства по делу не нарушено.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 названного Кодекса могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление начальника отдела лесного и пожарного надзора управления лесного хозяйства Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области от 29 сентября 2022 года, решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 05 декабря 2022 года, решение судьи Курганского областного суда от 18 января 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Курганлес", оставить без изменения, жалобу ООО "Курганлес" оставить без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции
И.И.ТРАПЕЗНИКОВА