Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2024.12.02-2025.01.05) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 05.12.2024 N 16-6843/2024 (УИД 52MS0045-01-2024-000872-14)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в срок решения органа (организации, должностного лица), на законных основаниях осуществляющего государственный (муниципальный) контроль.
Решение: Отказано.

Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 05.12.2024 N 16-6843/2024 (УИД 52MS0045-01-2024-000872-14)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в срок решения органа (организации, должностного лица), на законных основаниях осуществляющего государственный (муниципальный) контроль.
Решение: Отказано.


Содержание


ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 декабря 2024 г. N 16-6843/2024
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу директора МБОУ "Школа N 132" М. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 4 Приокского судебного района города Нижнего Новгорода Нижегородской области от 27 апреля 2024 года, решение судьи Приокского районного суда города Нижнего Новгорода от 19 июня 2024 года, вынесенные в отношении МБОУ "Школа N 132" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
постановлением мирового судьи судебного участка N 4 Приокского судебного района города Нижнего Новгорода Нижегородской области от 27 апреля 2024 года, оставленным без изменения решением судьи Приокского районного суда города Нижнего Новгорода от 19 июня 2024 года, МБОУ "Школа N 132" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 90 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, директор МБОУ "Школа N 132" М. ссылается на незаконность и необоснованность состоявшихся по делу судебных актов, просит их отменить и прекратить производство по делу об административном правонарушении.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до шести тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
К обязанностям организаций в области пожарной безопасности статьей 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" отнесена в числе прочих обязанность соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Согласно статье 1 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ) данный Федеральный закон принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение их безопасности во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (пункт 8 части 1 статьи 41 названного закона).
В соответствии со статьей 62 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.
В соответствии с пунктом 48 постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" руководитель организации извещает подразделение пожарной охраны при отключении участков водопроводной сети и (или) пожарных гидрантов, находящихся на территории организации, а также в случае уменьшения давления в водопроводной сети ниже требуемого. Руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружного противопожарного водоснабжения, находящегося в зоне эксплуатационной ответственности организации, и организует проведение проверок на водоотдачу не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты. Направление движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
Таким образом, указанными нормативными актами предусмотрена обязанность руководителя обеспечить расположение на территории организации источников противопожарного водоснабжения для тушения пожаров, исправность которых должна контролироваться непосредственно руководителем.
При этом в случае отключения участков водопроводной сети и (или) пожарных гидрантов, находящихся на территории организации, руководитель обязан известить подразделение пожарной охраны.
Как усматривается из материалов дела, 6 марта 2024 года в 14 часов 00 минут в ходе проведения внепланового мероприятия по надзору установлено, что муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением "Школа N 132", расположенным по адресу: <адрес> 2 февраля 2024 года не обеспечено выполнение требований предписания органов государственного контроля (надзора) от 23 августа 2023 года N N, а именно пункта 1 "Здание, а также территория организации не обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения с требуемом расходом воды и системой внутреннего противопожарного водопровода (предусмотренная проектным решением насосная станция находится в неисправном состоянии)".
Предписание N по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности вынесено 23 августа 2023 года в ходе проведения плановой проверки объектов защиты по адресу <адрес>; директор МБОУ "Школа N 132" М. ознакомлена с данным предписанием. В предписании указано, что МБОУ "Школа N 132" необходимо устранить нарушение обязательных требований пожарной безопасности до 1 февраля 2024 года включительно.
Предписание контролирующего органа заявителем не обжаловалось, с ходатайством о переносе срока устранения выявленных нарушений с указанием причин и принятых мер руководитель учреждения не обращался.
Данные обстоятельства послужили основанием для составления 12 марта 2024 года в отношении МБОУ "Школа N 132" протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела подтверждены протоколом об административном правонарушении от 12 марта 2024 года N 10; предписанием N от 23 августа 2023 года по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности; представлением от 28 февраля 2024 года, актом инспекционного визита от 6 марта 2024 года, выпиской из ЕГРЮЛ в отношении МБОУ "Школа N 132" и иными собранными доказательствами, которые получили оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Предписание от 23 августа 2023 года N N выдано уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленных полномочий и обладает достаточной степенью конкретизации, чтобы считаться исполнимым, в установленном законом порядке не отменено, подлежит исполнению.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела свидетельствуют о том, что МБОУ "Школа N 132" не приняло все зависящие от него меры по надлежащему соблюдению норм, за нарушение которых частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В настоящей жалобе заявитель утверждает о неисполнимости предписания в части содержания пожарных гидрантов, находящихся на территории учреждения, но не находящихся у него на балансе, исходя из чего, исполнение в этой части предписания находится в компетенции органа местного самоуправления.
Данный довод нельзя признать состоятельным и влекущим отмену принятых по делу судебных актов, поскольку из материалов дела усматривается, что устранение нарушений требований пожарной безопасности в указанной части возложено на организацию, которая должна обеспечить исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружного противопожарного водоснабжения, находящегося в зоне эксплуатационной ответственности организации, а также организацию проведения проверок на водоотдачу не реже 2 раз в год.
Из материалов дела усматривается, что лишь в 2024 году руководитель образовательного учреждения стал обращаться в уполномоченные органы для решения данного вопроса, в то время как еще в мае 2023 года начальником 11-ОГПС Управления по делам ГО,ЧС и ПБ Нижегородской области перед руководителями организаций были поставлены вопросы, связанные с надлежащим состоянием источников наружного противопожарного водоснабжения.
Устранение указанных в предписании нарушений и выполнение соответствующих требований пожарной безопасности обусловлено уровнем современных рисков возникновения и распространения пожара, социальной значимостью объекта.
Деяние МБОУ "Школа N 132" квалифицировано по части 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций, они не опровергают наличие в деянии МБОУ "Школа N 132" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Срок давности привлечения к административной ответственности соблюден при вынесении постановления.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N 4 Приокского судебного района города Нижнего Новгорода Нижегородской области от 27 апреля 2024 года, решение судьи Приокского районного суда города Нижнего Новгорода от 19 июня 2024 года, вынесенные в отношении МБОУ "Школа N 132" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу директора МБОУ "Школа N 132" М. - без удовлетворения.
Судья
Г.К.ШАМШУТДИНОВА