Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2024.12.02-2025.01.05) // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2024 N 21АП-9774/2024 по делу N А83-13812/2024
Требование: О привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решение: Судом первой инстанции требование удовлетворено. Решение первой инстанции изменено.
Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2024 N 21АП-9774/2024 по делу N А83-13812/2024
Требование: О привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решение: Судом первой инстанции требование удовлетворено. Решение первой инстанции изменено.
ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 декабря 2024 г. по делу N А83-13812/2024
Постановление изготовлено в полном объеме 04 декабря 2024 года
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2024 года
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Градовой О.Г.,
судей Кравченко В.Е.,
Приваловой А.В.,
при ведении протокола секретарями судебного заседания Брынцевой О.Д., Голышкиной Ю.С.,
с участием в судебном заседании:
представителя ООО "ПожКапиталПлюс"- Волика М.В.,
представителя Отдела надзорной деятельности по городу Симферополю Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Крым - Алексеева Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отдела надзорной деятельности по городу Симферополю Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 05 сентября 2024 года по делу N А83-13812/2024 по заявлению Отдела надзорной деятельности по городу Симферополю Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Крым о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ПожКапиталПлюс" к административной ответственности по
части 4 статьи 14.1 КоАП РФ,
установил:
Решением суда первой инстанции по поданному ОНД по г. Симферополю УНДПР Главного управления МЧС России по Республике Крым заявлению ООО "ПожКапиталПлюс" привлечено к административной ответственности по
части 4 статьи 14.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде предупреждения.
Судебный акт мотивирован тем, что общество при выполнении на объекте (гипермаркет стройматериалов) монтажных и пуско-наладочных работ по вводу системы автоматической установки пожаротушения, внутреннего пожарного водопровода, наружного пожарного водопровода нарушило требования пожарной безопасности, эти нарушения создали угрозу жизни и здоровью граждан. Но действия по монтажу жокей-насоса с включением при 0,38 Мпа и мероприятия по исключению "сухого хода" насосов АУПТ без автоматического контроля не образуют административного правонарушения по
части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, так как жокей-насос включается в пределах установленных нормативов, а проведение мероприятия по исключению "сухого хода" насосов АУПТ без автоматического контроля одобрено заключением ФГБУ ВНИИПО МЧС России. С учетом характера совершенного правонарушения, статуса общества как субъекта малого предпринимательства, совершения правонарушения впервые, арбитражный суд назначил наказание в виде предупреждения.
Административным органом подана апелляционная жалоба, в которой этот участник просит изменить решение суда первой инстанции, так как оно принято с нарушением норм материального права, изложенные в нем выводы не соответствуют обстоятельствам дела.
Из отзыва на апелляционную жалобу следует, что общество не согласно с ее доводами, так как наказание должно отвечать требованиям справедливости и соразмерности, действия общества по монтажу жокей-насоса и мероприятия по исключению "сухого хода" насосов АУПТ без автоматического контроля не образуют состава административного правонарушения.
В судебном заседании (с перерывом) представитель административного органа поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель общества возражал против этих доводов по мотивам, приведенным в отзыве.
На основании
статьи 268 АПК РФ Двадцать первый арбитражный апелляционный суд исследовал доказательства в совокупности и установил следующие обстоятельства.
ООО "ПожКапиталПлюс" является лицензиатом (лицензия N 91-06-2022-001638 (ЛЩ14-000101-91/00018378) от 28.03.2022) на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
04.07.2024 государственным инспектором города Симферополя по пожарному надзору - старшим инспектором ОНД по г. Симферополю УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым Алексеевым Е.М. при участии представителя ООО "ПожКапиталПлюс" по доверенности от 29.05.2024 Рудницкого Е.С. (адвокат) в отношении ООО "ПожКапиталПлюс" составлен протокол N 23/2024/79 об административном правонарушении по
части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, которое выразилось в том, что на объекте - гипермаркет, расположенный по адресу: г. Симферополь, пр. Победы, 245, ООО "ПожКапиталПлюс" при монтаже систем автоматического пожаротушения, внутреннего и наружного противопожарных водопроводов допустило нарушения требований пожарной безопасности, что выразилось в следующем:
1) не все запорные устройства (задвижки, затворы), установленные на вводных трубопроводах к пожарным насосам, на подводящих и питающих трубопроводах, обеспечивают визуальный и автоматический контроль состояния своего запорного органа ("Закрыто" - "Открыто"), что не соответствует
пункту 5.1.18 СП 5.13130.2009;
2) не обеспечивается фактически автоматический контроль и подача воды в корпус насоса и всасывающий трубопровод для исключения "сухого хода", нарушение
пункта 5.10.23 СП 5.13130.2009; что не соответствует
пункту 5.1.18 СП 5.13130.2009, заключению ВНИИПО МЧС России рег. N 79/03-11-2023/12-1/Д-3142 от 2023;
3) при монтаже системы автоматического пожаротушения не соблюдено проектное решение, согласно рабочего проекта А-01/07-22-АУПТ.ВПВ.НПВ жокей-насос должен включаться при падении давления до 0,3 МПа, при этом фактически включается при 0,38 Мпа;
4) кабельное изделие АУПТ по проекту А-01/07-22-АУПТ.ВПВ.НПВ от 2022 в зданиях (насосной пожаротушения и торгового центра в электрощитовой) выполнено типа ЕС-UU004-5E-PE-SW-BK, вместо Hr(A)-FRLS, что является нарушением Таблицы 2 ГОСТа 3165-2012, части 2 статьи 82, главы 19 ФЗ N 123; кабельная линия системы АУПТ не сохранит работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций, что является нарушением части 2 статьи 82 главы 19 ФЗ N 123.
В подтверждение совершения административного правонарушения представлен акт проверки N 2405/091/165-В/АВП от 14.06.2024 по соблюдению обязательных требований пожарной безопасности ООО "Стройцентр" по зданию, расположенному в г. Симферополе, пр. Победы, 235. Из данного акта следует, что установлены нарушения пожарной безопасности, в том числе описанные в вышеназванном протоколе.
Работы по монтажу и вводу в эксплуатацию автоматической установки пожаротушения, внутреннего пожарного водопровода, наружного пожарного водопровода по вышеназванному объекту выполнены в период с 03.12.2022 по 28.02.2023 подрядчиком ООО "ПожКапиталПлюс", что следует из акта ввода в эксплуатацию от 30.05.2024 с заказчиком ООО "Стройоцентр".
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от 100.000 до 200.000 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Согласно
пункта 1 Примечания к
части 4 статьи 14.1 КоАП РФ,
пункта 1 части 10 статьи 19.2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности",
подпункта "д" пункта 4 и
пункта 5 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 N 1128 (в ред. от 16.11.2023), к грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений относится нарушение выполнения лицензиатом требований к работам (услугам), составляющим лицензируемую деятельность, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности, повлекшие за собой (в том числе) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Часть 1 статьи 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусматривает, что работы и услуги в области пожарной безопасности, к которым относятся и предусмотренные лицензией общества монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем и средств противопожарной защиты, выполняются и оказываются в целях реализации требований пожарной безопасности, а также в целях обеспечения предупреждения и тушения пожаров.
К нормативным документам по пожарной безопасности в соответствии с Федеральным законом N 184-ФЗ и
статьей 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Как установлено, ООО "ПожКапиталПлюс" при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности здания гипермаркета нарушило требования нормативных правовых актов Российской Федерации по пожарной безопасности, установленных к лицензируемым работам. А именно требования:
-
пункта 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 (в ред. от 30.03.2023), в соответствии с которым при монтаже средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия;
-
пункта 5.7.18 СП 5.13130.2009. Свода правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования (утв. Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 175) (в ред. от 01.06.2011, с изм. от 31.08.2020), о допуске монтажа при наличии мероприятий, направленных на предотвращающие увеличение давления в питающих и распределительных трубопроводах установки выше 1 Мпа;
-
пункта 5.10.23 СП 5.13130.2009, предусматривающего, что при определении отметки оси пожарного насоса или отметки погружения пожарного насоса относительно минимального уровня заборной воды необходимо руководствоваться технической документацией на конкретный тип насоса;
-
части 2 статьи 82 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", согласно которой кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортировки подразделений пожарной охраны в зданиях и сооружениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций.
Такие нарушения со стороны общества (подрядчика и лицензиата) обязательных требований повлекли за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан. Что правомерно квалифицировано как осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией.
Событие и состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена
частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в том числе вина ООО "ПожКапиталПлюс" в его совершении доказаны. Срок давности привлечения к административной ответственности (90 календарных дней со дня обнаружения административного правонарушения) не истек. Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным административным органом с соблюдений прав лица, привлекаемого к административной ответственности. По делу установлены основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол.
При этом суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что объективная сторона правонарушения, описанная в протоколе, полностью доказана, в том числе относительно не соблюдения проектного решения при монтаже системы автоматического пожаротушения, так как в силу приведенных выше норм соблюдение проектных решений обязательно, жокей-насос должен включаться при предусмотренном проектом уровне давления. Как пояснил в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного органа несоблюдение проектного решения влечет преждевременный износ насосного оборудования, и как следствие, не обеспечение нормальной работы системы пожаротушения, это создает угрозу причинения при пожаре в таком многолюдном объекте как гипермаркет вреда жизни, здоровью большого количества граждан.
Суд первой инстанции при избрании наказания неправильно применил нормы материального права исходя из следующего.
В соответствии с
частью 1 статьи 4.1.1,
частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного надзора, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей
раздела II настоящего Кодекса, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение, если правонарушение совершено впервые и отсутствуют причинение вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, имущественный ущерб.
Совершенное правонарушение создало угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, а потому при назначении наказания
часть 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ и
часть 2 статьи 3.4 применению не подлежат.
Вместе с тем, принимая во внимание обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения, отсутствие причинения вреда, финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица, отсутствие отягчающих его ответственность обстоятельств, суд апелляционной инстанции полагает, что по делу имеются исключительные обстоятельства, позволяющие применить
часть 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее (на половину) минимального размера административного штрафа, предусмотренного
частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ - 50.000 руб. вместо минимального в 100.000 руб.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение в части назначения наказания принято при неправильном применении норм материального права, в этой части решение суда подлежит изменению.
Руководствуясь
статьями 268 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 05 сентября 2024 года по делу N А83-13812/2024 изменить в части назначенного административного наказания - назначить обществу с ограниченной ответственностью "ПожКапиталПлюс" (ОГРН - 1229100001437; ИНН - 9102279855; адрес - ул. Кечкеметская, 27, оф. 7, г. Симферополь, Республика Крым, 295050) за совершение административного правонарушения, предусмотренного
частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание в виде административного штрафа в размере 50.000 рублей (пятьдесят тысяч рублей 00 копеек).
Административный штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:
Получатель: УФК по Республике Крым (Главное управление МЧС России по Республике Крым, л/с 04751А91380)
ИНН 7702835821
КПП 910201001
Банк получателя: Отделение Республика Крым Банка Росс // УФК по Республике Крым г. Симферополь
БИК территориального органа Федерального казначейства: 013510002
Единый казначейский счет: 40102810645370000035
Казначейский счет для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений: 03100643000000017500
ОКТМО: 35000000
КБК: 177 1 16 01141 01 0001140
Лицевой счет: 04751А91380
УИН: 17700500024002473676
Административный штраф в соответствии со
статьей 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу.
Доказательства уплаты штрафа представить в административный орган и в арбитражный суд с указанием номера арбитражного дела.
При отсутствии у суда по истечении шестидесяти дней со дня вступления в законную силу настоящего постановления документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа в установленный срок, в соответствии со
статьей 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях экземпляр настоящего постановления будет направлен судебному приставу-исполнителю, определяемому исходя из
статьи 33 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", для принудительного исполнения по взысканию административного штрафа и составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принудительное исполнение производится непосредственно на основании судебного акта.
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Крым от 05 сентября 2024 года по делу N А83-13812/2024 оставить без изменений.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным
главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.Г.ГРАДОВА
Судьи
А.В.ПРИВАЛОВА
В.Е.КРАВЧЕНКО