Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2024.12.02-2025.01.05) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2024 N 14АП-7374/2024 по делу N А52-3625/2024
Требование: О взыскании неустойки за невыполнение работ по договору аренды лесного участка.
Решение: Требование удовлетворено.


Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2024 N 14АП-7374/2024 по делу N А52-3625/2024
Требование: О взыскании неустойки за невыполнение работ по договору аренды лесного участка.
Решение: Требование удовлетворено.

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 ноября 2024 г. по делу N А52-3625/2024
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ралько О.Б., рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ланган" на решение Арбитражного суда Псковской области от 03 сентября 2024 года по делу N А52-3625/2024, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
установил:
Комитет по природным ресурсам и экологии Псковской области (ОГРН 1056000309331, ИНН 6027087659; адрес: 180001, Псковская область, город Псков, улица Некрасова, дом 23; далее - комитет) обратился в Арбитражный суд Псковской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Ланган" (адрес: 182270, Псковская область, Себежский район, деревня Кузнецовка; ОГРН 1136027000262, ИНН 6027147058; далее - общество, ООО "Ланган") о взыскании 441 118 руб. неустойки за невыполнение работ по расчистке 35,62 км квартальных просек в 2023 году по договору аренды лесного участка, расположенного на землях лесного фонда Псковской области, от 10.06.2008 N 7.
Определением суда от 27.06.2024 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 03.09.2024 по настоящему делу заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в иске отказать, одновременно уменьшить сумму начисленной неустойки до 50 000 руб. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального права.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пункту 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Стороны надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Государственным комитетом Псковской области по лицензированию и природопользованию (арендодатель) и закрытым акционерным обществом "Псковский лесной терминал" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка площадью 42 338 га, расположенного на землях лесного фонда Псковской области, от 10.06.2008 N 7 (далее - договор).
Данный лесной участок является частью земель лесного фонда на землях лесного фонда Себежского лесничества - филиала Государственного учреждения "Управление природными ресурсами Псковской области" расположенного на территории Себежского района Псковской области:
Дубровское участковое лесничество в кварталах 1-39, 42-53, площадью 9 446 га (эксплуатационные леса), Дубровское участковое лесничество в кварталах 40, 41, 57-59, 65, 66, 71, 74-120, площадью 6 343 га (защитные леса - 1 254 га, эксплуатационные леса - 5 089 га), с учетными кадастровыми номерами 60:22:190101:19, 60:22:190102:33, 60:22:190102:34,60:22:190102:35, 60:22:190104:66, 60:22:190104:67, 60:22:190104:68, 60:22:190107:16, 60:22:190107:17, 60:22:190107:18, 60:22:190107:19, 60:22:190107:20, 60:22:190107:21, 60:22:190110:73, 60:22:190110:74, 60:22:200109:54, 60:22:200109:55, 60:22:220101:55, 60:22:220102:31, 60:22:220102:32, на площади 15 789 га из лесного участка с кадастровым номером 60:22:000000:54, общей площадью 17 602 га;
Дубровское участковое лесничество в кварталах 1-85, площадью 8 897 га (защитные леса - 542 га, эксплуатационные леса - 8 355 га), с кадастровым номером 60:22:000000:53;
Идрицкое участковое лесничество в кварталах 31-33, 40, 50-61, 64-74, площадью 2 857 га (защитные леса), Идрицкое участковое лесничество в кварталах 91, 92, 99, 103, 105, 109, i 10, 118-120, 124-131, 137, 138, 141-167,173-177, 181-183, 187-190, 198-200, 204-206, 213, площадью 7 695 га (защитные леса - 2 885 га, эксплуатационные леса - 4 810 га) с учетными кадастровыми номерами 60:22:20.0102:1, 60:22:200103:1, 60:22:200103:2, 60:22:200104:110, 60:22:200104:111, 60:22:200105:1, 60:22:200106:66, 60:22:200106:67, 60:22:200107:79, 60:22:200107:80, 60:22:200107:81, 60:22:200107:82, 60:22:200107:83, 60:22:200109:56, 60:22:200109:57, 60:22:200109:58. 60:22:200111:42, 60:22:200111:43, 60:22:200111:44, 60:22:220102:33, 60:22:220102:34, 60:22:220103:148, 60:22:220103:149, 60:22:220105:28, 60:22:220106:89, 60:22:220106:90, 60:22:220106:91, 60:22:220106:92, 60:22:220106:93, 60:22:230103:35, 60-?2:230101:36, 60:22:230103:28, 60:22:230103:29, 60:22:230106:89, 60:22:230106:90, 60:22:230106:91 на площади 10 552 га из лесного участка с кадастровым номером 60:22:000000:56, общей площадью 17 584 га;
Идрицкое участковое лесничество в кварталах 1-43, 46, 48-50,68, 69, 79-88, площадью 7 100 га (защитные леса - 246 га, эксплуатационные леса - 6 854 га) с учетными кадастровыми номерами: 60:22:230106:87, 60:22:230106:88, 60:22:240108:2, 60:22:250101:48, 60:22:250102:4, 60:22:250102:5, 60:22:250102:6, 60:22:250102:7, 60:22:250103:17, 60:22:250103:18, 60:22:250105:2, 60:22:250105:3, 60:22:250105:4, 60:22:250106:4, 60:22:250106:5, 60:22:250106:6, 60:22:250106:7, 60:22:250107:8, 60:22:250107:9, 60:22:250108:1, 60:22:250108:2, 60:22:250108:3, 60:22:250108.4, 60:22:250109:4, 60:22:250109:5 на площади 7 100 га из лесного участка с кадастровым номером 60:22:000000:55, общей площадью 13 257 га.
Срок действия договора устанавливается с момента государственной регистрации по 27.12.2055 (пункт 20 договора).
В соответствии с договором передачи прав и обязанностей арендатора от 04.04.2013 по договору аренды лесного участка, расположенного на землях лесного фонда на территории Псковской области от 10.06.2008 N 7, закрытое акционерное общество "Псковский лесной терминал" передало ответчику права и обязанности арендатора лесного участка.
Договор передачи прав зарегистрирован 30.04.2013.
В соответствии с постановлением администрации Псковской области от 13.07.2009 N 250 "Об утверждении Положения о Государственном комитете Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды" Государственный комитет Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды является правопреемником переименованного Государственного комитета Псковской области по лицензированию и природопользованию. В силу постановления администрации Псковской области от 06.12.2018 N 420 "О внесении изменений в постановление администрации области от 13.07.2009 N 250 "Об утверждении Положения о Государственном комитете Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды" Комитет является правопреемником переименованного Государственного комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды.
По условиям аренды лесного участка от 10.06.2008 N 7 в редакции дополнительного соглашения от 19.03.2014 N 2 арендатор обязан согласно подпункту 1 пункта 13 договора использовать участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом, проектом освоения лесов и настоящим договором и согласно подпункту 12 пункта 13 выполнять работы по охране, защите и воспроизводству лесов на лесном участке в объемах и в сроки, которые указаны в приложении 6 к договору; в соответствии с подпунктом 20 пункта 13 договора производить сдачу специалистам Государственного казенного учреждения Псковской области "Себежское лесничество" (далее - КУ "Себежское лесничество") выполненных на арендованном участке работ по охране, защите и воспроизводству лесов не позднее установленных в приложении 6 к договору сроков.
Подпунктом 11 пункта 15 дополнительного соглашения N 2 определено, что за невыполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов в установленных в приложении 6 договора размерах и в соответствии с установленными сроками арендатор уплачивает арендодателю неустойку в размере двукратной стоимости затрат, необходимых для выполнения этих работ, согласно утвержденным арендодателем нормативно-технологическим картам.
Ответчиком за 2023 год не выполнены работы по прочистке просек в объеме 35,62 км.
Согласно лесохозяйственному регламенту Себежского лесничества Псковской области, утвержденному приказом от 18.12.2018 N 988 Государственным Комитетом Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды, одними из мер противопожарного обустройства лесов являются прокладка просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос, а также иные меры определенные Правительством Российской Федерации.
Согласно проекту освоения лесов ООО "Ланган" в таблице "Ежегодные сроки исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов на арендуемом лесном участке" установлен срок исполнения работ по расчистке просек - до 01.12.2023 (в редакции приказа от 30.07.2019 N 543 "Об утверждении заключения государственной экспертизы" изменения в проект освоения лесов).
Согласно таблице 13 проекта освоения лесов (в редакции приказа от 23.09.2022 N 549 "Об утверждении заключения государственной экспертизы" изменения в проект освоения лесов) установлен ежегодный объем выполнения работ по расчистке квартальных просек - 42 км.
Итого общий объем работ по расчистке квартальных просек, необходимый для выполнения в 2023 году, - 42 км, однако фактически работы выполнены в объеме 6,38 км.
Арендатор лесного участка ООО "Ланган" подтверждает невыполнение предусмотренного проектом освоения лесов объема работ в 2023 году, предоставив в КУ "Себежское лесничество" отчет об охране лесов от пожаров (форма N 1-ОЛ в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии от 21.08.2017 N 452) за январь - декабрь 2023 года, из которого следует, что мероприятия по расчистке просек произведены в объеме 6,38 км, а также акты осмотра работ по охране, защите и воспроизводству лесов на арендованной территории от 11.10.2023 N 26а и от 11.10.2023 N 35 по выполнению вышеуказанного объема.
За названное нарушение ответчику начислена неустойка и выставлена претензия на сумму 441 118 руб.
В адрес ООО "Ланган" комитетом 22.01.2024 направлена претензия от 18.01.2024 с требованием уплатить начисленную неустойку в течение 30 дней с момента получения претензионного письма, которое оставлено без ответа и удовлетворения. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные исковые требования, правомерно руководствуясь следующим.
В соответствии со статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу статьи 83 ЛК РФ предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование относится к переданным Российской Федерацией полномочиям органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
На основании статьи 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности.
При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного, мира, водных объектов.
На основании статьи 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки представлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
Согласно статье 89 ЛК РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 24 ЛК РФ невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком, прекращения публичного сервитута.
Статьей 51 ЛК РФ предусмотрено, что леса подлежат охране от пожаров. Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны лесов от пожаров является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного пользования лесным участком.
В соответствии с пунктом 5 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 161, меры пожарной безопасности в лесах, включающие в себя предупреждение лесных пожаров, а именно проведение противопожарного обустройства лесов, выполняются на лесных участках, предоставленных в аренду лицами, использующими леса, на основании проекта освоения лесов.
Подпунктом "а" пункта 3 Правил предусмотрено, что меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: в том числе и предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров).
В соответствии со статьей 53.1 ЛК РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов, приобретение и содержание средств предупреждения и тушения лесных пожаров, противопожарную пропаганду и обучение населения мерам пожарной безопасности в лесах. Противопожарное обустройство лесов представляет собой комплекс мер, направленных на недопущение распространения лесных пожаров.
В силу части 3 статьи 53.1 ЛК РФ указанные меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Меры противопожарного обустройства лесов также включают в себя иные определенные Правительством Российской Федерации меры (пункт 9 части 4 статьи 53.1 ЛК РФ).
К иным мерам, определенным Правительством Российской Федерации, относится в том числе и прочистка просек, прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление (постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2011 N 281 "О мерах противопожарного обустройства лесов").
Согласно подпункту "а" пункта 3 и пункту 5 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417, предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров) на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, арендатор ненадлежащим образом исполнял обязательства по прочистке просек по договору аренды лесного участка, что подтверждается отчетом об охране лесов от пожаров (форма N 1-ОЛ) в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии от 09.03.2017 N 78 за январь - декабрь 2023 года.
Доказательств выполнения работ по противопожарному обустройству лесов в установленный срок ответчиком не представлено, на наличие таковых податель жалобы не ссылается. Также в материалах дела отсутствуют доказательства невозможности соблюдения условий договора в силу чрезвычайных событий и обстоятельств. Ссылки подателя жалобы на то, что проект освоения лесов действовал в иной редакции, не нашли своего подтверждения в материалах дела.
Поскольку факт невыполнения работ по прочистке просек доказан, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что истец имеет право начислить ответчику неустойку на основании подпункта 11 пункта 15 договора в редакции дополнительного соглашения от 19.03.2014 N 2.
Расчет неустойки судом проверен, признан соответствующим подпункту 11 пункта 15 дополнительного соглашения N 2, нормативно-технологической карте, утвержденной 10.01.2022.
Ответчик в суде первой инстанции отзыв на иск не представил, ходатайство о снижении размера неустойки в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) не заявил.
Пунктом 72 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что заявление ответчика о применении положений статьи 333 ГК РФ может быть сделано исключительно при рассмотрении дела судом первой инстанции или судом апелляционной инстанции в случае, если он перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.
Соответственно, суд апелляционной инстанции отклоняет доводы ответчика о несоразмерности взысканной неустойки, поскольку ответчик в суде первой инстанции ходатайство о снижении размера неустойки не заявлял и доказательств ее несоразмерности по правилам статьи 65 АПК РФ не представлял. Следует отметить, что в жалобе аргументированных доводов также не приведено и на наличие доказательств несоразмерности неустойки не указано.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно взыскал с ответчика в пользу истца заявленную сумму неустойки.
Доводы жалобы о том, что суд первой инстанции не привлек к участию в деле КУ "Себежское лесничество" в качестве третьего лица, подлежат отклонению, поскольку подателем жалобы в соответствии с частью 1 статьи 51 АПК РФ не представлено доказательств того, что принятый по результатам рассмотрения настоящего дела судебный акт может непосредственно повлиять на права или обязанности указанного лица по отношению к сторонам спора. В обжалуемом решении отсутствуют выводы, затрагивающие интересы данного лица и возлагающие на него какие-либо обязательства.
Следовательно, оснований для перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, суд апелляционной инстанции не усматривает.
Апелляционный суд ограничен в возможности привлечения третьих лиц в порядке статьи 51 АПК РФ без перехода к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции.
Таким образом, суд первой инстанции, оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства и приведенные ими доводы в соответствии со статьей 71 АПК РФ, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных комитетом требований.
Приведенные в жалобе доводы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность решения. Они не опровергают выводы суда первой инстанции по существу рассмотренного дела, а выражают несогласие с ними, что не является основанием для отмены оспариваемого решения.
Судебный акт первой инстанции принят при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, нормы процессуального и материального права применены судом верно, с учетом конкретных обстоятельств дела, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, судом первой инстанции не нарушено единообразие в толковании и применении норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда по заявленным доводам, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины, на основании статьи 110 АПК РФ, относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 03 сентября 2024 года по делу N А52-3625/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ланган" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
О.Б.РАЛЬКО