Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2024.12.02-2025.01.05) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29.11.2024 N Ф01-5675/2024 по делу N А79-7220/2023
Требование: Об аннулировании лицензии МЧС России.
Обстоятельства: На основании лицензии МЧС России предприниматель осуществлял деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. В ходе проверки, проводимой по факту пожара, были выявлены допущенные предпринимателем грубые нарушения лицензионных требований, вследствие чего он был привлечен к ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ. Выявленные нарушения предприниматель в полном объеме в установленный срок не устранил.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку установлено, что в ходе проведения проверки были выявлены грубые нарушения, которые впоследствии устранены не были.


Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29.11.2024 N Ф01-5675/2024 по делу N А79-7220/2023
Требование: Об аннулировании лицензии МЧС России.
Обстоятельства: На основании лицензии МЧС России предприниматель осуществлял деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. В ходе проверки, проводимой по факту пожара, были выявлены допущенные предпринимателем грубые нарушения лицензионных требований, вследствие чего он был привлечен к ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ. Выявленные нарушения предприниматель в полном объеме в установленный срок не устранил.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку установлено, что в ходе проведения проверки были выявлены грубые нарушения, которые впоследствии устранены не были.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 ноября 2024 г. по делу N А79-7220/2023
29 ноября 2024 года
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 20.11.2024.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Домрачевой Н.Н.,
судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.,
при участии Хованского В.А. (лично; паспорт) и представителя Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике - Чувашии Сысуева М.И. (доверенность от 15.11.2024),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
индивидуального предпринимателя Хованского Владимира Анатольевича
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2024
по делу N А79-7220/2023
по заявлению Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике - Чувашии
к индивидуальному предпринимателю Хованскому Владимиру Анатольевичу
(ИНН: 211400874085, ОГРНИП: 314213012000152)
об аннулировании лицензии от 05.06.2014 N 21-06-2014-001448 на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
общество с ограниченной ответственностью "МТВ 21", общество с ограниченной ответственностью "Пансионат "Забота", федеральное государственное бюджетное учреждение "Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория" по Чувашской Республике - Чувашии",
и
установил:
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением к индивидуальному предпринимателю Хованскому Владимиру Анатольевичу (далее - Предприниматель) об аннулировании лицензии МЧС России от 05.06.2014 N 21-06-2014-001448.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "МТВ 21", общество с ограниченной ответственностью "Пансионат "Забота", федеральное государственное бюджетное учреждение "Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория" по Чувашской Республике - Чувашии".
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 06.05.2024 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2024 решение суда отменено, заявление удовлетворено.
Предприниматель не согласился с принятым постановлением суда апелляционной инстанции и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Заявитель жалобы считает, что апелляционный суд неправильно применил нормы материального и процессуального права. Предприниматель указывает, что нарушено его право на устранение выявленных нарушений в установленный законом срок. Также ответчик утверждает, что должен нести ответственность лишь за те объекты, которые были установлены договорами. Приведение здания ООО "МТВ 21" в соответствие со всеми предъявляемыми требованиями в круг обязанностей Предпринимателя не входит. Выполнение ответчиком каких-либо работ на объекте ООО "Пансионат "Забота", прекратившем деятельность, в отсутствие договорных отношений с заказчиком, было невозможно. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны в судебном заседании.
Управление в отзыве на кассационную жалобу и представитель в судебном заседании возразили относительно доводов заявителя, просили оставить жалобу без удовлетворения.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, отзывы не представили.
Законность обжалуемого судебного акта проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Из материалов дела следует, что Предприниматель осуществлял деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений на основании лицензии МЧС России от 05.06.2014 N 21-06-2014-001448 (Л014-00101-21/00101195) (прежний номер - 21-Б/00030).
В рамках проведения проверки по факту пожара, произошедшего 12.09.2022, внеплановой проверки в области пожарной безопасности с 05.12.2022 по 16.12.2022 отделом надзорной деятельности и профилактической работы по городу Чебоксары управления надзорной деятельности и профилактической работы Управления в отношении ООО "МТВ-21" Торговый центр "МТВ-Центр" по адресу: город Чебоксары, проспект И.Я. Яковлева, дом 4Б, а также в рамках плановой проверки с 06.12.2022 по 19.12.2022 в отношении ООО "Пансионат "Забота" по адресу: город Чебоксары, улица Афанасьева, дом 12, выявлены допущенные Предпринимателем грубые нарушения лицензионных требований.
Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений торгового центра "МТВ-Центр", согласно договору на техническое обслуживание систем противопожарной защиты от 01.02.2019 N 1, и ООО "Пансионат "Забота", согласно договору от 01.01.2022 N 4, осуществлял Предприниматель на основании лицензии МЧС России от 05.06.2014 N 21-06-2014-001448 (Л014-00101-21/00101195).
За нарушения лицензионных требований сотрудниками Управления в отношении Предпринимателя возбуждены три дела об административных правонарушениях по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ и направлены на рассмотрение в Арбитражный суд Чувашской Республики - дело N А79-9707/2022 (решение от 28.11.2022), дело N А79-890/2023 (решение от 22.03.2023), дело N А79-891/2023 (решение от 07.04.2023).
Приказом Управления от 07.06.2023 действие лицензии Предпринимателя приостановлено и установлен срок 90 календарных дней для устранения выявленных нарушений лицензионных требований.
В Управление 24.08.2023 поступило уведомление Предпринимателя об устранении нарушений лицензионных требований.
Решением Управления от 28.08.2023 N КНМ-26-142 была назначена проверка достоверности сведений, содержащихся в уведомлении, в срок с 30.08.2023 по 31.08.2023.
29.08.2023 в Управление поступило ходатайство Предпринимателя о переносе сроков проведения проверки.
30.08.2023 Управление направило Предпринимателю письмо об отказе в переносе сроков проведения проверки.
По результатам выездной проверки Управлением установлено, что на объекте защиты ООО "МТВ-21" по адресу: Чувашская Республика, город Чебоксары, проспект И.Я. Яковлева, дом 4Б, и на объекте защиты ООО "Пансионат "Забота" по адресу: Чувашская Республика, город Чебоксары, улица Афанасьева, дом 12, Предпринимателем нарушения в полном объеме не устранены и Управлением составлен акт выездной внеплановой проверки от 31.08.2023 N КНМ-26-142.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Управления в арбитражный суд с заявлением об аннулировании лицензии Предпринимателя.
Руководствуясь положениями Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ), Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1128 (далее - Положение о лицензировании), Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии отказал в удовлетворении заявления.
Первый арбитражный апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил заявление.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно подпункту 15 пункта 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Порядок приостановления, возобновления, аннулирования, прекращения действия лицензии установлен статьей 20 Закона N 99-ФЗ.
В пункте 12 статьи 20 Закона N 99-ФЗ предусмотрено, что лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии.
На основании статьи 24.2 Закона N 69-ФЗ лицензирующий орган, выдавший лицензию, приостанавливает действие лицензии в случае выявления систематических (не менее двух раз в течение трех лет) или грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований, установленных положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом устанавливается срок, не превышающий девяноста календарных дней, для устранения выявленных нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Приостановление действия лицензии за не являющиеся грубыми систематические нарушения лицензионных требований не допускается без предварительного предупреждения лицензиата и без предоставления ему времени для устранения этих нарушений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1).
В случае, если в установленный срок лицензиат не устранил нарушения лицензионных требований, лицензирующий орган, выдавший лицензию, обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии (часть 2).
Лицензия также может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа, выдавшего лицензию, в одном из следующих случаев: нарушение лицензиатом лицензионных требований, повлекшее за собой причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера либо нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства; непредставление в установленный срок информации, предусмотренной частью третьей статьи 24.3 настоящего Федерального закона, либо представление недостоверной или искаженной информации; неустранение лицензиатом в установленный срок выявленных нарушений лицензионных требований (часть 3).
Одновременно с подачей заявления в суд по основанию, предусмотренному абзацем третьим части третьей настоящей статьи, лицензирующий орган, выдавший лицензию, приостанавливает действие лицензии до вступления в законную силу решения суда (часть 4).
Апелляционный суд установил, что в рамках проведения проверки по факту пожара, произошедшего 12.09.2022, внеплановой проверки в области пожарной безопасности с 05.12.2022 по 16.12.2022 Управлением в отношении ООО "МТВ-21" (торговый центр "МТВ-Центр") по адресу: город Чебоксары, проспект И.Я. Яковлева, дом 4Б, а также в рамках плановой проверки с 06.12.2022 по 19.12.2022 в отношении ООО "Пансионат "Забота" по адресу: город Чебоксары, улица Афанасьева, дом 12, выявлены грубые нарушения лицензионных требований, предусмотренных подпунктом "д" пункта 4 Положения о лицензировании.
Согласно пункту 5 Положения о лицензировании к грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности относятся нарушения требований, предусмотренных подпунктами "б" и (или) "д" пункта 4 настоящего Положения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 10 статьи 19.2 Закона N 99-ФЗ.
В соответствии с частью 10 статьи 19.2 Закона N 99-ФЗ исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 22.03.2023 N А79-890/2023, от 07.04.2023 N А79-891/2023, от 28.11.2022 N А79-9707/2022 Предприниматель привлечен к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ за грубые нарушения лицензионных требований.
В рассматриваемом случае в соответствии со статьей 24.2 Закона N 69-ФЗ приказом Управления действие лицензии за грубые нарушения лицензионных требований приостановлено и лицензиату установлен максимальный срок в 90 календарных дней для устранения нарушений.
Предприниматель не устранил нарушения в указанный срок.
Ходатайство Предпринимателя о переносе сроков проведения проверки рассмотрено Управлением и правомерно отклонено, поскольку в соответствии с пунктом 38 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290, перенос сроков предусмотрен исключительно в случае, если оценка соблюдения требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия не может быть проведена без присутствия контролируемого лица.
С учетом срока проведения проверки, предусмотренного пунктом 51(17) Положения о лицензировании, проверка достоверности сведений, указанных в уведомлении об устранении выявленных нарушений от 24.08.2023, могла быть проведена без присутствия лицензиата при взаимодействии с должностными лицами объектов защиты.
В связи с необходимостью проверки достоверности сведений, представленных в уведомлении об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, Управлением в период с 30 по 31.08.2023 проведена внеплановая выездная проверка в отношении Предпринимателя, осуществляющего техническое обслуживание систем противопожарной защиты на объектах защиты ООО "МТВ-21" по адресу: Чувашская Республика, город Чебоксары, проспект И.Я. Яковлева, дом 4Б, и ООО "Пансионат Забота" по адресу: Чувашская Республика, город Чебоксары, улица Афанасьева, дом 12.
По результатам выездной проверки на объекте защиты ООО "МТВ-21" по адресу: Чувашская Республика, город Чебоксары, проспект И.Я. Яковлева, дом 4Б, выявлены факты неустранения Предпринимателем следующих нарушений:
1) допущена совместная прокладка кабельных линий систем противопожарной защиты с кабелями питания систем противопожарной защиты и с другими кабелями и проводами в одном коробе (жгуте) (пункт 1 части 2 статьи 1, части 3, 4 статьи 4, часть 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункт 13.15.14 СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", пункт 4.14 СП 6.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности", пункт 12.66 НПБ 88-2001 "Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования");
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду пункты 6.1.13, 6.2.2 СП 10.13130 "Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Нормы и правила проектирования", а не пункты 6.1.13, 6.2.2 СП 10.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Нормы и правила проектирования".
2) действующая система внутреннего противопожарного водопровода блока Б не позволяет орошать каждую точку помещения двумя струями - по одному пожарному крану, установленному на разных стояках или опусках (за исключением 10 этажа). Так, по этажам здания проходит один пожарный стояк, на котором располагается один пожарный кран (пункт 1 части 2 статьи 1, части 3, 4 статьи 4, часть 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункт 6.12 СНиП 2.04.01-85* "Строительные нормы и правила. Внутренний водопровод и канализация зданий", пункты 6.1.13, 6.2.2 СП 10.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Нормы и правила проектирования");
3) помещения, в том числе коридоры, защищаемые вытяжной противодымной вентиляцией, не обеспечены компенсацией возмещения объемов удаляемых продуктов горения (пункт 1 части 2 статьи 1, части 3, 4 статьи 4, часть 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункт 8.8 СП 7.13130.2013 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности");
4) уровень звука в помещении кинозала N 2 при включенной системе оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на уровне 1,5 метров от пола и на расстоянии 3 метров от речевого оповещателя составил менее 75 дБА (пункт 1 части 2 статьи 1, части 3, 4 статьи 4, часть 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункт 12 Требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.09.2021 N 1464, пункт 4.1 СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и эвакуацией людей при пожаре");
5) отсутствует (не представлен) алгоритм принятия решения о срабатывания дренчерных завес: по периметру проема атриума на каждом этаже; для деления на противопожарные секции; для отделения блока А от блока Б; орошения ненесущих наружных стен (пункт 1 части 2 статьи 1, часть 1 статьи 6, часть 4 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункты 7.7.4, 7.9.1 Специальных технических условий, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объекта защиты: "2 этап - реконструкции здания МТВ - центра", пункты 5.3.1.1, 5.3.2.2 СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования").
На объекте защиты ООО "Пансионат "Забота" по адресу: Чувашская Республика, город Чебоксары, улица Афанасьева, дом 12, выявлены факты неустранения Предпринимателем следующих нарушений:
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в СП 6.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности" пункт 6.6 отсутствует.
1) на объекте защиты допускается совместная прокладка кабельных линий связи систем противопожарной защиты с кабелями питания систем противопожарной защиты и с другими кабелями и проводами в одном коробе (жгуте), что нарушает требования части 1 статьи 1, части 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 13.15.4 СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", пунктов 4.14, 6.6 СП 6.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности";
2) имеющаяся система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не функционирует в течение времени, необходимого для безопасного завершения эвакуации людей из здания (звуковые оповещатели системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре функционируют менее 1 минуты, магнитные замки дверей эвакуационных выходов сохраняют положение "открыто" менее 1 минуты), что нарушает требования части 1 статьи 6, части 7 статьи 84 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479;
3) при имитации срабатывания автоматической пожарной сигнализации в помещениях объекта, речевые оповещатели системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании не включились, что нарушает требования части 1 статьи 6, части 4 статьи 83, части 1, части 7 статьи 84 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479;
4) уровень звука в помещениях, оборудованных спальными местами (жилых комнатах) при включенной системе оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на уровне головы спящего человека, составил менее 70 дБА, что нарушает требования части 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 4.3 СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", пункта 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479;
5) формирование сигналов на управление в автоматическом режиме системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании осуществляется при срабатывании одного аналогового извещателя пожарного, что нарушает требования части 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 14.1 СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", пункта 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479;
6) при имитации срабатывания автоматической пожарной сигнализации в помещении вахты пожарный дымовой извещатель не определил возникновение возгорания и не передал сигнал о пожаре на пульт контроля, звуковые и речевые оповещатели системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании не включились, что нарушает требования части 1 статьи 6, части 4 статьи 83, части 1, части 7 статьи 84 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479.
Вышеперечисленные нарушения на указанных объектах защиты были выявлены и ранее при проведении контрольных (надзорных) мероприятиях, что послужило основанием для привлечения Предпринимателя к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В решении Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 28.11.2022 по делу N А79-9707/2022 установлены грубые нарушения лицензионных требований Предпринимателем, который не обеспечил на объекте ООО "МТВ-21" (торговый центр "МТВ-Центр") работоспособность автоматических систем (элементов автоматических систем) дренчерных установок (водяной завесы) на третьем этаже торгового центра, что создает угрозу причинения вреда жизни и здоровья граждан, распространению пожара в случае возникновения пожара и является грубым нарушением лицензионных требований.
При этом, в акте проверки N КНМ-26-142 от 31.08.2023, составленного по результатам проведенной проверки по поступившему заявлению от Предпринимателя об устранении нарушений, установлено, что отсутствует (не представлен) алгоритм принятия решения о срабатывании дренчерных завес: по периметру проема атриума на каждом этаже; для деления на противопожарные секции; для отделения блока А от блока Б; орошения ненесущих наружных стен.
Таким образом, грубые нарушения лицензионных требований, установленные решением суда по делу N А79-9707/2022 Предпринимателем не устранены, а то обстоятельство, что в акте проверки данное нарушение расписано более развернуто, с указанием в связи с чем не обеспечивается работоспособность автоматических систем (элементов автоматических систем) дренчерных установок, не свидетельствует о выявлении новых нарушений.
Кроме того, письмом от 31.08.2023 N В-173-8086 ООО "МТВ-21" подтвердило, что на момент проведения проверки, указанное нарушение не было устранено.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 22.03.2023 N А79-890/2023 установлены грубые нарушения лицензионных требований, допущенные Предпринимателем на объекте ООО "МТВ-21" (торговый центр "МТВ-Центр"), а именно при испытании систем автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, противопожарного водопровода, автоматической системы пожаротушения и противодымной защиты уровень звука в помещении кинозала N 3 при включенной системе оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на уровне 1,5 метров от пола и на расстоянии 3 метров от речевого оповещателя составил менее 75 дБА.
Между тем, в акте проверки от 24.01.2023 N 161, на основании которого составлен протокол об административном правонарушении и принято решение в рамках дела N А79-890/2023, в пункте 18 нарушений указано помещение кинозала N 2, то есть описка произошла при привлечении Предпринимателя к административной ответственности.
В акте проверки от 31.08.2023 N КНМ-26-142, составленном по результатам проведенной проверки по поступившему заявлению от Предпринимателя об устранении нарушений, в пункте 4 акта также указано помещение кинозала N 2.
Таким образом, выявленные Управлением грубые нарушения лицензионных требований Предпринимателем не устранены.
Относительно допущенных нарушений на объекте ООО "Пансионат "Забота" (по адресу: город Чебоксары, улица Афанасьева, дом 12) суд апелляционной инстанции отметил, что деятельность ООО "Пансионат "Забота" прекращена решением Московского районного суда города Чебоксары от 22.03.2023 N 21RS0025-01-2023-000539-42.
При этом, судом запрещено использовать нежилые помещения на рассматриваемом объекте защиты для осуществления деятельности по уходу с обеспечением проживания до приведения нежилого помещения в соответствии с требованиями противопожарного законодательства.
Следовательно, несмотря на прекращение деятельности ООО "Пансионат "Забота", нарушения требований пожарной безопасности необходимо устранить.
Более того, в адрес Управления поступило уведомление Предпринимателя об устранении нарушений лицензионных требований, послуживших приостановлению действия лицензии, на объекте ООО "Пансионат "Забота".
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, здание по адресу: город Чебоксары, улица Афанасьева, дом 12 используется для осуществления деятельности в качестве гостиницы ООО "Теплый дом", и, несмотря на изменение класса функциональной пожарной безопасности, к зданиям, помещениям (сооружениям) также предъявляются требования пожарной безопасности, а требования к системам противопожарной защиты, установленных на объекте защиты, не меняются.
Соответственно, прекращение деятельности ООО "Пансионат "Забота" не может являться препятствием для устранения Предпринимателем нарушений на объекте защиты, послуживших приостановке действия лицензии.
Расторжение договора с указанной организацией не снимает с лицензиата обязанности по устранению грубых нарушений лицензионных требований и не может служить основанием для возобновления лицензии.
По результатам проверки Управлением установлено, что нарушения, послужившие основанием для приостановления действия лицензии Предпринимателя, фактически не устранены в полном объеме, что является самостоятельным основанием для аннулирования лицензии судом.
При этом Предприниматель имел возможность выполнить условия лицензии, обеспечить соблюдение требований законодательства, но им не были приняты исчерпывающие меры для предупреждения нарушений.
Вопреки доводам заявителя жалобы, Предприниматель обладал достаточным сроком для устранения выявленных нарушений до момента аннулирования лицензии.
Исследовав и оценив материалы дела, признав допущенные нарушения существенными, суд апелляционной инстанции обоснованно счел необходимым применить в рассматриваемом случае меру воздействия на лицензиата в виде аннулирования предоставленной ему лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Данная мера воздействия на лицензиата соразмерна и соответствует характеру совершенного деяния, степени его вины и последствиям нарушения, направлена на защиту общественных интересов и применена судом по итогам исследования всех обстоятельств дела.
С учетом изложенного апелляционный суд правомерно удовлетворил заявление Управления.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют обстоятельствам дела и нормам права.
Доводы заявителя жалобы направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств и представленных в дело доказательств, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Основания для отмены принятого судебного акта у суда округа отсутствуют.
Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2024 по делу N А79-7220/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Хованского Владимира Анатольевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Н.Н.ДОМРАЧЕВА
Судьи
И.Л.ЗАБУРДАЕВА
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА