Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2024.12.02-2025.01.05) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 26.11.2024 N 88-24788/2024 (УИД 22RS0066-01-2024-000809-57)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании восстановить на учете.
Обстоятельства: Истец снят с учета в связи с совершением действий по ухудшению жилищных условий.
Решение: Удовлетворено в части.
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 26.11.2024 N 88-24788/2024 (УИД 22RS0066-01-2024-000809-57)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании восстановить на учете.
Обстоятельства: Истец снят с учета в связи с совершением действий по ухудшению жилищных условий.
Решение: Удовлетворено в части.
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 ноября 2024 г. N 88-24788/2024
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В.,
судей Новожиловой И.А., Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1300/2024 (УИД: 22RS0066-01-2024-000809-57) по иску К.А. к Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю о признании права состоять на учете на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, отмене постановления, возложении обязанности восстановить на учете,
по кассационной жалобе Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 13 августа 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Фроловой Т.В.,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
К.А. (далее - К.А.) обратился с иском к Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН России), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю (далее - УФСИН России по Алтайскому краю) о признании права состоять на учете на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, отмене постановления, возложении обязанности восстановить на учете.
В обоснование заявленных требований К.А. указал, что 12 мая 2014 г. обратился с рапортом в территориальную подкомиссию о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Выслуга лет в календарном исчислении составила более 10 лет. Состав семьи 3 человека: К.А., его супруга - К. (З.) Н.С., их сын - ФИО36, имевшие на момент обращения с заявлением регистрацию в жилом помещении общей площадью 46,4 кв. м, принадлежащем на праве собственности матери К.А. Л., по адресу: <адрес>, сняты с учета 17 июня 2017 г.
К.Н. в период с 17 ноября 2000 г. по 27 сентября 2012 г. была зарегистрирована по адресу: <адрес>, в жилом помещении общей площадью 57,6 кв. м (жилой площадью 34,6 кв. м), принадлежащем ей на праве общей долевой собственности - в размере 1/4 доли (14,4 кв. м).
Согласно выписке из протокола заседания комиссии ФСИН России от 20 марта 2018 г. N К.А. с составом семьи три человека поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты с 12 мая 2014 г. Из мотивировочной части также следует, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости супруга К.А. 12 апреля 2012 г. произвела отчуждение жилого помещения (общая площадь 57,6 кв. м), принадлежащего ей на праве общей долевой собственности.
13 октября 1992 г. К. (ранее З.) Н.С. на основании договора с Кытмановским МОКХ о передаче жилого помещения в собственность приобрела 1/4 долю в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>. Остальными сособственниками являлись ее родители и сестра в равных долях. 27 сентября 2012 г. К.Н. снята с регистрационного учета по данному адресу и зарегистрирована по адресу: <адрес>, с 17 июня 2017 г.
В конце мая 2023 г. К.А. в УФСИН России по Алтайскому краю получил выписку из протокола заседания комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам органов уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 11 мая 2023 г. N, из которой следует, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости супруга К.Н. 12 апреля 2012 г. произвела перераспределение долей в жилом помещении (общей площадью 57,6 кв. м), принадлежащем ей на праве собственности. Заявлением К.А. просит внести в материалы учетного дела изменения в связи с рождением сына К.Б., <дата> года рождения. Семья К.А. зарегистрирована по адресу: <адрес>, в жилом доме, принадлежащем на праве общей долевой собственности: К.Н. (3/8 доли), К.Д. (1/8 доли), К.В.В. (1/8 доли), К.В. (3/8 доли). В связи с чем, в учетное дело К.А. в части увеличения состава семьи до 4 человек внесены изменения.
29 декабря 2023 г. К.А. в УФСИН России по Алтайскому краю получил выписку из протокола заседания комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам органов уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения "О снятии с учета граждан" от 30 ноября 2023 г. N, решением которой К.А. снят с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании
подп. "б" п. 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N.
В мотивировочной части выписки из протокола указано, что К.А. сообщил, что 21 июля 2023 г. жилое помещение по адресу: <адрес>, было продано, инициатором продажи являлись родители К.Н. - супруги З.Н., З.С. в связи со сменой ими постоянного места жительства. Остальные данные семьи К.А. относительно прав на жилые помещения в соответствии с выпиской из протокола комиссии ФСИН России от 30 ноября 2023 г. N не изменились.
В заключительной части выписки из протокола от 30 ноября 2023 г. N сделан вывод о том, что 21 июля 2023 г. супруга заявителя К.Н. прекратила право общей долевой собственности на 1/4 доли жилого помещения по адресу: <адрес>, общей площадью 57,6 кв. м, тем самым совершив действия по ухудшению жилищных условий.
Согласно справке УФСИН России по Алтайскому краю от 28 сентября 2023 г. К.А. за период службы в уголовно-исполнительной системе безвозмездную финансовую помощь на строительство (покупку) индивидуального жилого дома, государственный жилищный сертификат не получал, служебным жилым помещением и жилым помещением по договору социального найма не обеспечивался.
Приказом УФСИН России по Алтайскому краю от 22 апреля 2021 г. N К.А. уволен из органов уголовно-исполнительной системы 7 мая 2021 г. по
п. 4 ч. 2 ст. 84 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, выслуга лет в календарном исчислении на 7 мая 2021 г. составила 17 лет 8 месяцев 6 дней, в льготном исчислении - 27 лет 00 месяцев 12 дней).
Подпунктом "б" п. 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369, предусмотрено два основания для снятия с учета для получения единовременной социальной выплаты: в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты; в случае совершения действий, указанных в
части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Обращаясь с иском в суд, К.А. ссылался на то, что он имеет право состоять на учете для получения единовременной социальной выплаты и снятие его с учета грубо нарушает его права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на свою семью. К.Н., произведя отчуждение 1/4 доли указанной квартиры, предполагается, что ухудшила жилищные условия своей семьи. Однако, намерений получить единовременную социальную выплату в большем размере у него и членов его семьи не имелось. Он состоял на учете на получение выплаты на семью в составе 4 человека. Соответственно норматив общей площади жилого помещения на семью составляет 72 кв. м (18 кв. м х 4 человека). Как до, так и после продажи своей доли К.Н. в жилом помещении в с. Кытманово его семья нуждается в получении выплаты на 57,4 кв. м.
К.А., с учетом уточнения требований в порядке
ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил суд признать за ним право состоять на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 12 мая 2014 г. с учетом уменьшения размера единовременной выплаты на стоимость 14,4 кв. м жилого помещения, отменить постановление заседания комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам органов уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, содержащееся в протоколе от 30 ноября 2023 г. N о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании
подп. "б" п. 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N, возложить на комиссию ФСИН России обязанность восстановить на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 12 мая 2014 г. с учетом уменьшения размера единовременной выплаты на стоимость 14,4 кв. м жилого помещения.
Решением Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 22 апреля 2024 г. исковые требования К.А. оставлены без удовлетворения.
Определением от 23 июля 2024 г. судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных
главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлекла К.Н. и К.К.К. и К.К.Б.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 13 августа 2024 г. решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 22 апреля 2024 г. отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования К.А. удовлетворены частично. Решение ФСИН России от 30 ноября 2023 г., оформленное протоколом N, о снятии К.А. с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения признано незаконным. На ФСИН России возложена обязанность восстановить К.А. с семьей в составе четыре человека на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 12 мая 2014 г. В удовлетворении остальной части исковых требований К.А. отказано.
В кассационной жалобе представителем ФСИН России, УФСИН России по Алтайскому краю ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 13 августа 2024 г., как незаконного.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец К.А., представители ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Алтайскому краю, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, К.Н. и К.К.К. и К.К.Б., сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями
ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с
ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим
Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (
ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов суда апелляционной инстанции незаконными, исходя из следующего.
Судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных
главой 39 ГПК РФ, установлено, что К.А., капитан внутренней службы, заместитель начальника оперативного отдела ФКУ "ЛИУ-8 УФСИН России по Алтайскому краю" решением комиссии ФСИН России от 20 марта 2018 г. N поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты с 12 мая 2014 г. с составом семьи 3 человека: К.А., супруга К.Н., сын К.К., <дата> года рождения.
Решением Комиссии ФСИН России, оформленным протоколом от 11 мая 2023 г. N, в учетное дело К.А. внесены изменения в части увеличения состава семьи до 4 человек, с учетом рождения ребенка - К.Б., <дата> года рождения.
Решением заседания комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам органов уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленным протоколом "О снятии с учета граждан" от 30 ноября 2023 г. N, К.А. снят с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании
подп. "б" п. 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N.
Основанием к снятию с учета послужило то обстоятельство, что 21 июля 2023 г. отчуждено (путем продажи) жилое помещение общей площадью 57,6 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, в котором 1/4 доля в праве общей долевой собственности принадлежала супруге К.А. - К.Н., что расценено как совершение членом семьи сотрудника органов уголовно-исполнительной системы, поставленного на учет, действий по ухудшению жилищных условий.
Судом апелляционной инстанции также установлено, что на момент обращения с заявлением о постановке на учет К.А. с 21 ноября 2011 г., его супруга К.Н. со 2 октября 2012 г., сын К.К. со 2 сентября 2013 г. были зарегистрированы в жилом помещении по адресу: <адрес>, площадью 46,4 кв. м, принадлежащем на праве собственности матери К.А. Л., которая со своим супругом К.А. (отец К.А.) также были зарегистрированы в данном жилом помещении. С 15 июня 2017 г. жилое помещение принадлежит на праве общей совместной собственности Г.В., Г.Е.
К.А. с членами своей семьи снялись с регистрационного учета из указанного жилого помещения 17 июня 2017 г., и с 19 июня 2017 г. зарегистрированы в жилом помещении по адресу: <адрес>, площадью 77,5 кв. м, принадлежащем на праве общей долевой собственности К.И. (3/8 доли), К.Д. (1/8 доля), К.В.В. (1/8 доля), К.В. (3/8 доли). Со 2 февраля 2023 г. в указанном жилом помещении зарегистрирован также сын К.А. К.Б., <дата> года рождения.
В соответствии с уведомлениями об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от 31 января 2024 г., 1 февраля 2024 г., жилых помещений К.А., К.Н. и К.К.К. и К.К.Б. на праве собственности не имеют.
При решении вопроса о постановке К.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты его супруге - К.Н. принадлежала 1/4 доля в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>. Данное обстоятельство учтено комиссией ФСИН России при рассмотрении заявления К.А. и признания его нуждающимся в жилом помещении, что отражено в решении от 20 марта 2018 г., оформленном протоколом N.
Согласно договору купли-продажи квартиры от 19 июля 2023 г. отчуждена принадлежащая на праве общей долевой собственности К.Н., ее отцу - З.С., матери - З.Н., сестре - З.Е. квартира по адресу: <адрес>, общей площадью 57,6 кв. м.
Квартира принадлежала К.Н. и К.З.С. и К.З.Н. и К.З.Е. на праве общей долевой собственности на основании договора о передаче жилья в совместную или долевую собственность от 5 октября 1992 г., заключенного между К. (до брака - З.) Н.С., З.С., З.Н., З.Е. и администрацией Кытмановского сельсовета, постановления администрации Кытмановского сельсовета от 13 октября 1992 г., соглашения об установлении собственности на квартиру от <дата>
На момент участия в приватизации, заключения договора передачи жилого помещения в собственность К. (З.) Н.С. находилась в несовершеннолетнем возрасте. 1/4 доля К.Н. в праве общей долевой собственности составляла в идеальном выражении - 14,4 кв. м.
Согласно свидетельству о расторжении брака, брак между З.С., З.Н. расторгнут 18 января 2013 года.
Исходя из сведений в паспортах, свидетельстве о регистрации по месту пребывания, З.С., З.Н. длительное время в квартире <адрес> не проживали.
Из свидетельства о регистрации по месту пребывания на период с 1 июля 2020 г. по 20 июня 2025 г., З.С. проживает <адрес>. З.Н. зарегистрирована временно <адрес>.
Разрешая спор и признавая решение ФСИН России от 30 ноября 2023 г., оформленное протоколом N, о снятии К.А. с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения признано незаконным, возлагая на ФСИН России обязанность восстановить К.А. с семьей в составе четырех человек на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 12 мая 2014 г., суд апелляционной инстанции установив указанные обстоятельства, оценив представленные доказательства, по правилам
ст. 67 ГПК РФ, пришел к выводу о том, что отчуждение К.Н., как членом семьи К.А., доли в жилом помещении не является действием, направленным на ухудшение жилищных условий, совершенным с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
При этом, суд апелляционной инстанции исходил из того, что родители К.Н. С., З.Н., как участники долевой собственности, имели право принять решение об отчуждении своих долей в жилом помещении. К.А. на увеличение размера социальной выплаты в связи с изменением (увеличением) жилищных условий не претендовал, с соответствующими заявлениями не обращался, им в комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты представлено заявление с сообщением сведений об отчуждении супругой доли в жилом помещении.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции соответствующими требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам.
Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий регулируются Федеральным
законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального
закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального
закона, считаются: 1) супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; 2) супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти); 3) несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения (
ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
В соответствии с
ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе, в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (
ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Пунктом 5 ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ установлено, что сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей.
Подпунктом "б" п. 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 определено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в
части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Вместе с тем, по смыслу указанных норм, действия сотрудника или членов его семьи по отчуждению принадлежащих им жилых помещений или их частей, должны иметь характер намеренных, направленных на ухудшение жилищных условий и, тем самым, создание нуждаемости сотрудника в жилом помещении, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты. При этом такие действия предусмотрены
Законом в качестве обстоятельств, имеющих значение для разрешения вопроса признания сотрудника нуждающимся в жилом помещении (улучшении жилищных условий) и постановки его на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты. В свою очередь, предусмотренное
Правилами основание снятия сотрудника с учета для получения единовременной социальной выплаты предусматривает обстоятельства совершения сотрудником или членами его семьи, действий по отчуждению жилых помещений или их частей, характеризующихся наличием у сотрудника или членов его семьи цели - получения единовременной социальной выплаты в большем размере, то есть действий, имеющих намеренный характер, направленных на создание условий получения выплаты в большем размере (совершенных с намерением создания таких условий).
Принимая обжалуемое судебное постановление, руководствуясь вышеприведенными нормами права, регулирующими спорные отношения, установив, что отчуждение К.Н., как членом семьи К.А., доли в жилом помещении не является действием, направленным на ухудшение жилищных условий, совершенным с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере, суд апелляционной инстанции правомерно признавал решение ФСИН России от 30 ноября 2023 г., оформленное протоколом N, о снятии К.А. с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения признано незаконным и возложил на ФСИН России обязанность восстановить К.А. с семьей в составе четырех человек на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 12 мая 2014 г., поскольку доказательств наличия у К.А. и членов его семьи цели - получения единовременной социальной выплаты в большем размере, действий, имеющих намеренный характер, направленных на создание условий получения выплаты в большем размере, материалы дела не содержат.
Доводы кассационной жалобы о том, что комиссия ФСИН России обоснованно отчуждение супругой К.А. 1/4 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение расценила как совершение действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, с намерением получения социальной выплаты в большем размере, по существу правильность выводов суда апелляционной инстанции не опровергают, сводятся к несогласию с оценкой данной судом апелляционной инстанции представленным по делу доказательствам и к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования суда апелляционной инстанции.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с данной судом апелляционной инстанции оценкой доказательствам и установленными обстоятельствами не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке, поскольку правом переоценки доказательств и правом устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судебными инстанциями кассационный суд общей юрисдикции в силу положений
ч. 3 ст. 390 ГПК РФ не наделен.
В силу
статей 67,
327.1 ГПК РФ оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к компетенции судов первой и второй инстанций.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями
ч. 3 ст. 390 ГПК РФ, а также применительно к
ст. 379.7 ГПК РФ, при рассмотрении жалобы должен исходить из установленных судами фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела.
Вопреки доводам, изложенным в кассационной жалобе выводы суда апелляционной инстанции, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела, основаны на правильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Нарушений норм материального и (или) процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены судебного постановления в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено.
Поскольку судом апелляционной инстанции материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных
ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь
статьями 379.7,
390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 13 августа 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю - без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено 10 декабря 2024 г.