Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2024.12.02-2025.01.05) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21.11.2024 N 88-22563/2024 (УИД 17RS0017-01-2023-001986-08)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О признании незаконными заключения внепланового внутреннего финансового аудита, приказа об уменьшении должностного оклада, обязании установить размер должностного оклада.
Обстоятельства: При переводе на нижестоящую должность истцу был сохранен должностной оклад в размере, установленном по последней должности, которую он замещал до назначения на нижестоящую должность.
Решение: Отказано.


Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21.11.2024 N 88-22563/2024 (УИД 17RS0017-01-2023-001986-08)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О признании незаконными заключения внепланового внутреннего финансового аудита, приказа об уменьшении должностного оклада, обязании установить размер должностного оклада.
Обстоятельства: При переводе на нижестоящую должность истцу был сохранен должностной оклад в размере, установленном по последней должности, которую он замещал до назначения на нижестоящую должность.
Решение: Отказано.

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 ноября 2024 г. N 88-22563/2024
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фроловой Т.В.,
судей Леонтьевой Т.В., Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4127/2023 (УИД 17RS0017-01-2023-001986-08) по иску Д.М. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Тыва, начальнику Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Тыва о признании незаконными заключения внепланового внутреннего финансового аудита (проверки), приказа об уменьшении должностного оклада, требования возвратить выплаченные денежные средства, обязании установить размер должностного оклада в соответствии с законом, взыскании судебных расходов,
по кассационной жалобе Д.М. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 4 июня 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В., возражения представителя Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Тыва Б.,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Д.М. (далее - Д.М., истец) обратился в суд с административным иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Тыва (далее - ГУ МЧС России по Республике Тыва), начальнику Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Тыва (далее - начальник ГУ МЧС России по Республике Тыва) о признании незаконными заключения внепланового внутреннего финансового аудита (проверки), приказа об уменьшении должностного оклада, требования возвратить выплаченные денежные средства, обязании установить размер должностного оклада в соответствии с законом, взыскании судебных расходов.
В обоснование своих требований указывал на то, что Д.М. в период с 1 сентября 2017 г. по 31 декабря 2019 г. проходил службу в ФКУ "Центр управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Республике Тыва" в должности начальника учреждения.
Приказом МЧС России N 523 от 26 сентября 2019 г. ФКУ "Центр управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Республике Тыва" ликвидировано. Правопреемником учреждения является ГУ МЧС России по Республике Тыва.
31 октября 2019 г. утверждено новое штатное расписание ГУ МЧС России по Республике Тыва, в соответствии с которым Центр управления кризисных ситуаций вводится как подразделение ГУ МЧС России по Республике Тыва во главе с начальником Центра.
Приказом N 111-НС от 25 декабря 2019 г. в соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Д.М. был назначен начальником Центра управления кризисных ситуаций ГУ МЧС России по Республике Тыва с должностным окладом 26 034 руб.
В целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации, исполнении приказов, директив, решения коллегии МЧС России в ГУ МЧС России по Республике Тыва проведена аудиторская проверка, которая была проведена главным специалистом (по финансовому аудиту) ГУ МЧС России по Республике Тыва Д.Т.
Согласно заключению внутреннего финансового аудита (проверки) полноты, своевременности социальных выплат и обеспечения положенными видами довольствия личного состава в связи с переходом на новую организационно-штатную структуру от 29 октября 2021 г. начальнику Центра управления кризисных ситуаций ГУ МЧС России по Республике Тыва Дырыш-оолу М.Г. оклад по должности на 1 января 2020 года был установлен в размере 26 034 руб., в соответствии с разделом 5 приложения 9 Приказа МЧС России от 27 декабря 2019 г. N 797 "О размерах месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью по нетиповым должностям сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы".
Однако в связи с изданием приказа МЧС России от 22 сентября 2020 г. N 714 "О размерах месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью по нетиповым должностям сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы" вышеупомянутый приказ был отменен с 1 октября 2020 г. и в разделе V "Центры управления в кризисных ситуациях МЧС России по субъектам Российской Федерации" приложения N 9 должность начальника Центра управления кризисных ситуаций не фигурирует, в связи с чем, с 1 октября 2020 г. применяется Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2013 г. N 128 "Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы".
15 декабря 2022 г. Д.М. вручено уведомление ГУ МЧС России по Республике Тыва об установлении должностного оклада и предложено вернуть в кассу ГУ МЧС России по Республике Тыва переплаченную сумму денежного содержания в размере 260 958,24 руб. В уведомлении указано, что его должностной оклад был уменьшен и установлен в размере 27 772 руб. с 1 октября 2022 г. на основании определения судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 8 ноября 2022 г.
Д.М. считает данное уведомление и требование вернуть деньги незаконными. Правовых оснований для возврата излишне выплаченной заработной платы не имеется, так как факта наличия счетной ошибки, вины заявителя либо его неправомерных действий не имеется.
Д.М. просил суд признать незаконным уведомление ГУ МЧС России по Республике Тыва об установлении должностного оклада Дыраш-оолу М.Г. от 15 декабря 2022 г., признать незаконным требование от 15 декабря 2022 г. о необходимости вернуть в добровольном порядке в кассу ГУ МЧС России по Республике Тыва переплаченную сумму денежного содержания в размере 260 958,24 руб., взыскать с ответчика расходы на оплату услуг представителя в размере 50 000 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Определением судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 17 марта 2023 г. определено перейти к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
Определением Кызылского городского суда Республики Тыва от 16 мая 2023 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен главный специалист ГУ МЧС России по Республике Тыва Д.Т. (далее - Д.Т.).
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 9 июня 2023 г. исковое заявление Дырыш-оола М.Г. к ГУ МЧС России по Республике Тыва, начальнику ГУ МЧС России по Республике Тыва о признании незаконными заключения внепланового внутреннего финансового аудита (проверки), приказа об уменьшения должностного оклада, требования возвратить выплаченные денежные средства, обязании установить размер должностного оклада в соответствии с законом, взыскании судебных расходов удовлетворено частично.
Признано незаконным заключение внепланового внутреннего финансового аудита (проверки) в ГУ МЧС России по Республике Тыва по установлению оклада начальника центра управления кризисных ситуаций от 16 декабря 2022 г.
Признан незаконным приказ ГУ МЧС России по Республике Тыва от 15 декабря 2022 г. N 148-НС "По личному составу".
Признано незаконным требование ГУ МЧС России по Республике Тыва возвратить выплаченные денежные средства.
На ГУ МЧС России по Республике Тыва возложена обязанность установить полковнику внутренней службы Дырыш-оолу М.Г., начальнику Центра управления кризисных ситуаций должностной оклад в размере без учета положений Постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2020 г. N 1524 "О внесении изменений в приложение N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2013 г. N 128" с учетом индексаций.
С ГУ МЧС России по Республике Тыва в пользу Дырыш-оола М.Г. в счет расходов по оплате услуг представителя взыскано 20000 руб.
В удовлетворении остальной части иска, в том числе к начальнику ГУ МЧС России по Республике Тыва, отказано.
Дополнительным решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 7 марта 2024 г. исковые требования Дырыш-оола М.Г. к ГУ МЧС России по Республике Тыва, начальнику ГУ МЧС России по Республике Тыва о признании незаконным уменьшение должностного оклада с 1 октября 2022 г., обязании установить размер должностного оклада в соответствии с законодательством Российской Федерации с 1 октября 2022 г., признании незаконным уведомления об установлении должностного оклада от 15 декабря 2022 г. удовлетворены частично.
На ГУ МЧС России по Республике Тыва возложена обязанность установить полковнику внутренней службы Дырыш-оолу М.Г., начальнику Центра управления кризисных ситуаций должностной оклад в размере без учета положений Постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2020 г. N 1524 "О внесении изменений в приложение N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2013 г. N 128", с учетом индексаций с 1 декабря 2022 г.
В удовлетворении исковых требований о признании незаконными уменьшение должностного оклада с 1 октября 2022 г., уведомления об установлении должностного оклада от 15 декабря 2022 г. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 4 июня 2024 г. решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 9 июня 2023 г. отменено в части удовлетворения исковых требований Дырыш-оола М.Г. к ГУ МЧС России по Республике Тыва о признании незаконным заключения внепланового внутреннего финансового аудита (проверки), признании незаконным приказа N 148-НС от 15 декабря 2022 г., обязании устранить нарушения прав, свобод и законных интересов истца путем установления размера должностного оклада в соответствии с законодательством Российской Федерации с 1 октября 2022 г.
В данной части принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Дырыш-оола М.Г. о признании незаконным заключения внепланового внутреннего финансового аудита (проверки), признании незаконным приказа N 148-НС от 15 декабря 2022 г., обязании устранить нарушения прав, свобод и законных интересов истца путем установления размера должностного оклада в соответствии с законодательством Российской Федерации с 1 октября 2022 г. отказано.
Дополнительное решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 7 марта 2024 г. отменено в части удовлетворения исковых требований Дырыш-оола М.Г. об обязании устранить нарушения прав, свобод и законных интересов истца путем установления размера должностного оклада в соответствии с законодательством Российской Федерации с 1 октября 2022 г.
В данной части принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Дырыш-оола М.Г. об обязании устранить нарушения прав, свобод и законных интересов истца путем установления размера должностного оклада в соответствии с законодательством Российской Федерации с 1 октября 2022 г. отказано.
Дополнительное решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 7 марта 2024 г. отменено в части отказа в удовлетворении исковых требований Дырыш-оола М.Г. о признании незаконным уведомления об установлении должностного оклада.
В этой части принято новое решение, которым исковые требования Дырыш-оола М.Г. о признании незаконным уведомления об установлении должностного оклада удовлетворены частично. Признано незаконным уведомление об установлении должностного оклада от 15 декабря 2022 г. в части указания в нем основанием определения судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 8 ноября 2022 г. по делу N 88-21689/2022. В остальной части исковых требований Дырыш-оола М.Г. отказано.
В остальной части решение, дополнительное решение оставлены без изменения.
В кассационной жалобе Д.М. просит об отмене судебного акта апелляционной инстанции как незаконного.
ГУ МЧС России по Республике Тыва поданы возражения на кассационную жалобу.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции истец Д.М., ответчик начальник ГУ МЧС России по Республике Тыва, третье лицо Д.Т., надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. Руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что приказом МЧС России N 225-НС от 1 сентября 2017 года Д.М. был назначен на должность начальника ФКУ "Центр управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Республике Тыва", с установлением должностного оклада в размере 24000 руб.
Приказом МЧС России N 523 от 26 сентября 2019 г. ФКУ "Центр управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Республике Тыва" ликвидировано. Правопреемником учреждения является ГУ МЧС России по Республике Тыва.
31 октября 2019 г. утверждено новое штатное расписание ГУ МЧС России по Республике Тыва, в соответствии с которым Центр управления кризисных ситуаций (далее также ЦУКС) вводится как подразделение ГУ МЧС России по Республике Тыва во главе с начальником Центра.
Приказом N 111-НС от 25 декабря 2019 г. в соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Д.М. был назначен начальником ЦУКС ГУ МЧС России по Республике Тыва с должностным окладом 26034 руб.
Согласно заключению внутреннего финансового аудита (проверки) полноты, своевременности социальных выплат и обеспечения положенными видами довольствия личного состава в связи с переходом на новую организационно-штатную структуру от 29 октября 2021 г. начальнику ЦУКС ГУ МЧС России по Республике Тыва Дырыш-оолу М.Г. оклад по должности на 1 января 2020 г. был установлен в размере 26034 руб., в соответствии с разделом 5 приложения 9 Приказа МЧС России от 27 декабря 2019 г. N 797 "О размерах месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью по нетиповым должностям сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы".
Однако в связи с изданием приказа МЧС России от 22 сентября 2020 г. N 714 "О размерах месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью по нетиповым должностям сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы" вышеупомянутый приказ был отменен с 1 октября 2020 г. и в разделе V "Центры управления в кризисных ситуациях МЧС России по субъектам РФ" приложения N 9 должность начальника ЦУКС не фигурирует, в связи с чем, с 1 октября 2020 г. применяется Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2013 г. N 128 "Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы".
На основании приказа ГУ МЧС России по Республике Тыва от 13 декабря 2022 г. N 878 проведен внеплановый внутренний финансовый аудит (проверку) на предмет правильности начисления, полноты выплат денежного довольствия, проверку установления оклада начальника ЦУКС ГУ МЧС России по Республике Тыва, поручив ее проведение главному специалисту (по финансовому аудиту) ГУ МЧС России по Республике Тыва Д.Т.
В заключении внепланового внутреннего аудита (проверки) от 16 декабря 2022 г. указано, что выводы предыдущего заключения от 29 октября 2021 г. о применении Постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2013 года N 128 "Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы" с индексацией 4 раза является существенной ошибкой. В настоящий момент нормативно-правового акта определяющего размер должностного оклада начальника ЦУКС не имеется.
Для правильного начисления денежного довольствия начальника ЦУКС необходимо установить должностной оклад по Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2013 г. N 128 с учетом внесенных изменений на момент проведения проверки в размере 27 772 руб.
В связи с неправильным установлением должностного оклада в ходе проверки выявлено излишне начисленное денежное довольствие в проверяемом периоде на общую сумму 299 952 руб., и с учетом удержанного налога на доходы физических лиц переплата составляет 260 958,24 руб.
15 декабря 2022 г. истца Д.М. уведомили, что на основании определения Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 8 ноября 2022 года N 88-21689/2022 его должностной оклад будет установлен в размере 27 772 руб. с 1 октября 2022 г.
15 декабря 2022 г. истцу Дырыш-оолу М.Г. предложено вернуть в кассу ГУ МЧС России по Республике Тыва переплаченную сумму денежного содержания в размере 260 958,24 руб. до 25 декабря 2022 г.
Приказом ГУ МЧС России по Республике Тыва от 15 декабря 2022 г. N 148-НС на основании отчета о результатах внеплановой аудиторской проверки от 15 декабря 2022 года начальнику ЦУКС ГУ МЧС России по Республике Тыва Дырыш-оолу М.Г. установлен должностной оклад в размере 27 772 руб. с 1 декабря 2022 года.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о признании незаконным заключения внепланового внутреннего финансового аудита (проверки) в ГУ МЧС России по Республике Тыва по установлению оклада начальника центра управления кризисных ситуаций от 16 декабря 2022 г., приказа ГУ МЧС России по Республике Тыва от 15 декабря 2022 г. N 148-НС "По личному составу" об установлении оклада.
Суд апелляционной инстанции не согласился с такими выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами суда апелляционной инстанции не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы (далее - федеральная противопожарная служба), ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника федеральной противопожарной службы регулируются нормами Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии со статьей 67 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", оплата труда сотрудника федеральной противопожарной службы производится в виде денежного довольствия, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования служебной деятельности по замещаемой должности. Обеспечение сотрудника федеральной противопожарной службы денежным довольствием осуществляется на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частями 3 и 6 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (далее также - должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием (далее - оклад по специальному званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее - оклад денежного содержания), ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" перечень типовых должностей в федеральной противопожарной службе и соответствующих им специальных званий утверждается Президентом Российской Федерации (утвержден Указом Президента Российской Федерации от 26 июня 2020 года N 424 "Об утверждении перечня типовых должностей в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и соответствующих этим должностям специальных званий", вступил в силу с даты подписания).
В соответствии с частью 3 статьи 6 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на основании перечня типовых должностей в федеральной противопожарной службе и соответствующих им специальных званий руководителем федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности с учетом особенностей функционирования этого органа могут учреждаться соответствующие типовым должностям по своему правовому статусу должности с иным наименованием - нетиповые должности.
Размеры окладов по типовым должностям сотрудников и окладов по специальным званиям устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области обеспечения пожарной безопасности. Размеры окладов по другим (нетиповым) должностям сотрудников устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, применительно к размерам окладов по типовым должностям (часть 4 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Размеры окладов по типовым должностям сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2013 г. N 128 "Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы".
Размеры окладов по другим (нетиповым) должностям сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы установлены:
в период с 1 января по 30 сентября 2020 г. приказом МЧС России от 27 декабря 2019 г. N 797 "О размерах месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью по нетиповым должностям сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы";
в период с 1 октября 2020 г. по настоящее время приказом МЧС России от 22 сентября 2020 г. N 714 "О размерах месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью по нетиповым должностям сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы".
Согласно статье 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в Государственную противопожарную службу входят федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации.
Федеральная противопожарная служба включает в себя, в том числе, структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.
Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяются положением о федеральной противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке.
Пунктом 3 Положения о федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 г. N 385, предусмотрено, что федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы осуществляет свою деятельность через органы управления, подразделения и организации, в том числе структурные подразделения центрального аппарата МЧС России; структурные подразделения территориальных органов МЧС России и иные органы управления, подразделения и организации (далее - Положение).
Задачи, функции и порядок деятельности органов управления, подразделений и организаций федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы определяются положениями (уставами) о них (пункт 4 названного Положения).
Согласно пунктам 1, 2 Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного приказом МЧС России от 27 марта 2020 г. N 217, Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации является территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляет функции в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации является юридическим лицом; осуществляет возложенные на него задачи и функции в пределах территории субъекта Российской Федерации (пункты 5, 9, 10 Положения, утвержденного приказом МЧС России от 27 марта 2020 г. N 217).
Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации возглавляет начальник, одновременно по занимаемой должности являющийся главным государственным инспектором субъекта Российской Федерации по пожарному надзору и начальником территориального пожарно-спасательного гарнизона субъекта Российской Федерации (пункт 14 Положения, утвержденного приказом МЧС России от 27 марта 2020 г. N 217).
Вместе с тем структура и штатное расписание территориального органа МЧС России (Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации) утверждаются Министром МЧС России в пределах установленного фонда оплаты труда и численности на основе утвержденной схемы размещения территориальных органов Министерства. В штатное расписание территориального органа включаются должности военнослужащих спасательных воинских формирований, сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, федеральных государственных гражданских служащих, а также могут включаться должности, не являющиеся должностями государственной службы (пункт 1.8 Регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного приказом МЧС России от 2 сентября 2014 г. N 484).
Согласно пункту 1.9 названного Регламента, структурными подразделениями территориального органа являются управления, отделы, службы, отделения, группы, отряды, части, центры.
Согласно части 8 статьи 30 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" перевод сотрудника федеральной противопожарной службы на нижестоящую должность по основанию, предусмотренному пунктом 1, 3, 5 или 6 части 7 настоящей статьи, допускается в случае невозможности перевода его на равнозначную должность. При этом сотруднику, переведенному на нижестоящую должность по основанию, предусмотренному пунктом 1, 3 или 5 части 7 настоящей статьи, сохраняется должностной оклад в размере, установленном по последней должности, которую он замещал до назначения на нижестоящую должность. Выплата сохраненного должностного оклада производится впредь до возникновения у сотрудника права на получение более высокого должностного оклада вследствие его повышения в установленном порядке или назначения сотрудника на должность в федеральной противопожарной службе с более высоким должностным окладом.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 67 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" оплата труда сотрудника федеральной противопожарной службы производится в виде денежного довольствия, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования служебной деятельности по замещаемой должности.
Обеспечение сотрудника федеральной противопожарной службы денежным довольствием осуществляется на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частями 3, 4, 5 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (далее также - должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием (далее - оклад по специальному званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее - оклад денежного содержания), ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Размеры окладов по типовым должностям сотрудников и окладов по специальным званиям устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, в области обеспечения пожарной безопасности или в области таможенного дела (далее - федеральный орган исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники). Размеры окладов по другим (нетиповым) должностям сотрудников устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, применительно к размерам окладов по типовым должностям.
Размеры окладов денежного содержания увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и на плановый период с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Решение об увеличении (индексации) окладов денежного содержания принимается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2013 г. N 128 "Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы" (в редакции от 23 сентября 2020 г.) установлены размеры месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью по типовым должностям сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы согласно приложению N 1; размеры месячных окладов в соответствии с присвоенным специальным званием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы согласно приложению N 2.
Согласно приложению N 1, начальнику центра управления в кризисных ситуациях по субъектам Российской Федерации с численностью населения менее 2,5 млн. человек установлен месячный оклад в размере 25 000 руб.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2013 г. N 128 в (редакции от 29 июня 2016 г.) определены оклады в соответствии с замещаемой должностью по типовым должностям сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, при этом должность начальника центра управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации с численностью населения менее 2,5 млн. человек в данном постановлении поименована не была.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2020 г. N 1524 "О внесении изменений в приложение N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2013 г. N 128" утверждены прилагаемые изменения, которые вносятся в приложение N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2013 г. N 128 "Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы". Настоящее постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 26 июня 2020 г.
Изменения, которые вносятся в приложение N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2013 г. N 128" в подразделе 4: наименование подраздела изложить в следующей редакции: "4. Главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации с численностью населения менее 2,5 млн. человек, центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации с численностью населения менее 2,5 млн. человек".
Согласно статье 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" единые размеры окладов по воинским званиям устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 4).
Размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению руководителей федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (часть 5).
Размеры окладов по нетиповым воинским должностям военнослужащих устанавливаются руководителями федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, применительно к размерам окладов по типовым воинским должностям (часть 7).
Указом Президента Российской Федерации от 26 июня 2020 г. N 424 утвержден Перечень типовых должностей в ФПС ГПС исходя из установленной штатной численности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2020 г. N 1524 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации "Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы" от 16 февраля 2013 г. N 128, в том числе в части установления оклада по типовой должности начальника центра управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации с численностью населения менее 2,5 млн. человек, его размер составил 25 000 руб.
Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2013 г. N 128 определены оклады в соответствии с замещаемой должностью по типовым должностям сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, при этом должность начальника центра управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Субъектам Российской Федерации с численностью населения менее 2,5 млн. человек в данном постановлении поименована не была.
Исходя из указанных изменений, должностной оклад по должности сотрудника ФПС ГПС "начальник центра управления в кризисных ситуациях" главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации с численностью населения менее 2,5 млн. человек установлен постановлением N 128 с 26 июня 2020 г. Ранее должностной оклад по указанной должности устанавливался нормативным правовым актом МСЧ России.
Разрешая заявленные требования, суд апелляционной инстанции, установив, что перевод истца на нижестоящую должность имел место по причине ликвидации ФКУ "Центр управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Республике Тыва", сокращением должности истца, в связи с этим при переводе на нижестоящую должность истцу был сохранен должностной оклад в размере, установленном по последней должности, которую он замещал до назначения на нижестоящую должность, учитывая, что выплата сохраненного должностного оклада производится до возникновения у сотрудника права на получение более высокого должностного оклада вследствие его повышения в установленном порядке или назначения сотрудника на должность в федеральной противопожарной службе с более высоким должностным окладом, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что индексация сохраненных должностных окладов не производится, такой оклад выплачивается сотруднику до тех пор, пока оклад по замещаемой должности не превысит ранее сохраненный.
Установив, что при назначении на должность истцу был установлен оклад по штатной должности (нетиповой) согласно приказу МЧС России от 26 февраля 2013 г., занимаемая с 1 октября 2020 г. истцом должность - начальник Центра управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Республике Тыва с 26 июня 2020 г. уже стала относиться к типовым должностям, суд апелляционной инстанции сделал правомерный вывод о том, что оклад по должности, установленный истцу с 1 октября 2020 г. подлежал индексации 2 раза. В связи с чем, задолженности у ответчика перед истцом не имеется.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции правомерно признал выводы финансового аудита законными и обоснованными.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судом апелляционной инстанции верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебного акта в обжалуемой части, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного постановления суда апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 4 июня 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Д.М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.В.ФРОЛОВА
Судьи
Т.В.ЛЕОНТЬЕВА
Д.А.ГУСЕВ
Мотивированное определение изготовлено 5 декабря 2024 г.