Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2024.12.02-2025.01.05) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21.11.2024 по делу N 88-20055/2024 (УИД 66RS0007-01-2023-006280-11)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию.
Обстоятельства: Истец ссылался на то, что обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии. Решением ответчика в назначении пенсии отказано в связи с отсутствием необходимого стажа работы.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21.11.2024 по делу N 88-20055/2024 (УИД 66RS0007-01-2023-006280-11)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию.
Обстоятельства: Истец ссылался на то, что обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии. Решением ответчика в назначении пенсии отказано в связи с отсутствием необходимого стажа работы.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.
СЕДЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 ноября 2024 г. по делу N 88-20055/2024
УИД 66RS0007-01-2023-006280-11
Мотивированное определение изготовлено 29 ноября 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М.,
судей Карповой О.Н., Ложкаревой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-306/2024 по иску С. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 25 об оспаривании решения об отказе в назначении пенсии, возложении обязанности назначить пенсию,
по кассационной жалобе С. на решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 22 февраля 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 26 июня 2024 г.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Карповой О.Н., судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
С. обратился с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 25 (далее - Управление социальной политики N 25), в котором просил признать незаконным решение (протокол) ответчика об отказе в досрочной трудовой пенсии N 2/423 от 23 августа 2023 г., обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию с 25 августа 2023 г., возместить судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. (л.д. 3-5).
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что 12 августа 2023 г. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии на основании Закона Свердловской области от 15 июля 2005 г. N 82-ОЗ "Об обеспечении пожарной безопасности на территории Свердловской области. 23 августа 2023 г. решением N 25 в назначении пенсии отказано по причине того, что не соблюдены условия, указанные в пункте 1 статьи 21-1 указанного закона, а именно стаж работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет работником областных государственных пожарно-технических учреждений противопожарной службы Свердловской области не подтвержден. Истец не согласен с вынесенным решением, поскольку из справки ГУ МЧС России по Свердловской области от 10 августа 2023 г. N 469 следует, что по состоянию на 1 августа 2023 г. общий стаж в Государственной противопожарной службе в должностях, включенных в Перечень оперативных должностей Государственной противопожарной службы, замещаемых работниками областных государственных пожарно-технических учреждений, утвержденных постановлением Правительства Свердловской области от 27 сентября 2005 г. N 807-ПП, составляет 26 лет 10 месяцев 02 дня.
Решением Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 22 февраля 2024 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 26 июня 2024 г., в удовлетворении исковых требований С. отказано.
В кассационной жалобе истец С. ставит вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных, принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
От Управления социальной политики N 25 поступили возражения на кассационную жалобу, в которых ответчик просит жалобу оставить без удовлетворения как необоснованную.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со
статьями 167,
379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с
частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим
Кодексом.
В соответствии со
статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на жалобу, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Как установлено судами, 23 августа 2023 г. С. обратился в Управление социальной политики N 25 с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии лицам, замещающим должности, включенные в Перечень оперативных должностей Государственной противопожарной службы, замещаемых работниками областных государственных пожарно-технических учреждений на основании статьи 21-1 Закона Свердловской области от 15 июля 2005 г. N 82-ОЗ "Об обеспечении пожарной безопасности на территории Свердловской области".
Решением Управления социальной политики N 25 от 23 августа 2023 г. N 2/423 в назначении досрочной трудовой пенсии С. отказано в связи с отсутствием требуемого законом стажа (не менее 25 лет) работы в должностях, включенных в Перечень оперативных должностей Государственной противопожарной службы, замещаемых работниками областных государственных пожарно-технических учреждений.
Из трудовой книжки С. серии <данные изъяты>, справки ГУ МЧС России по Свердловской области от 6 декабря 2023 г. N 584 следует, что С. работает в федеральной противопожарной службе государственной противопожарной части с 25 апреля 2017 г., в настоящее время на основании приказа ГУ МЧС России по Свердловской области от 25 декабря 2019 г. N 260-К занимает должность пожарного 64 пожарно-спасательной части 10 пожарно-спасательного отряда ГУ МЧС России по Свердловской области.
В период с 5 июня 1995 г. по 31 декабря 2015 г. С. проходил службу в Государственной противопожарной службе:
- с 5 июня 1995 г. по 5 сентября 1995 г. стажер по должности пожарного 64 пожарной части УГПС УВД Свердловской области, г. Полевской Свердловской области (приказ 64 ПЧ УГПС УВД Свердловской области N 18 л от 5 июня 1995 г.);
- с 5 сентября 1995 г. по 1 июля 2001 г. пожарный 64 пожарной части УГПС УВД Свердловской области, г. Полевской Свердловской области (приказ 64 ПЧ УГПС УВД Свердловской области N 35 л от 5 сентября 1995 г.);
- с 1 июля 2001 г. по 1 января 2002 г. старший пожарный 64 пожарной части УГПС УВД Свердловской области, г. Полевской Свердловской области (приказ 64 ПЧ УГПС УВД Свердловской области N 36 л от 5 июля 2001 г.);
- с 1 января 2002 г. по 5 февраля 2003 г. старший пожарный 64 пожарной части УГПС МЧС России Свердловской области, г. Полевской Свердловской области (
Указ Президента Российской Федерации N 1309 от 9 ноября 2001 г.);
- с 5 февраля 2003 г. по 1 сентября 2003 г. старший пожарный 64 пожарной части 57 отряда УГПС МЧС России Свердловской области, г. Полевской Свердловской области (приказ 57 ОУГПС МЧС России Свердловской области N 9 л от 5 февраля 2003 г.);
- с 1 сентября 2003 г. по 14 декабря 2003 г. водитель 64 пожарной части 57 отряда ГПС МЧС России Свердловской области, г. Полевской Свердловской области (приказ 57 ОГПС МЧС России Свердловской области N 66 л от 4 сентября 2003 г.);
- с 14 декабря 2003 г. по 1 июня 2004 г. старший пожарный 64 пожарной части 57 отряда ГПС МЧС России Свердловской области, г. Полевской Свердловской области (приказ 57 ОГПС МЧС России Свердловской области N 92 л от 15 декабря 2003 г.);
- с 1 июня 2004 г. по 7 июля 2004 г. старший пожарный 64 пожарной части управления по делам ГО и ЧС г. Полевского Свердловской области, г. Полевской Свердловской области (приказ УГОиЧС г. Полевского Свердловской области N 1 л от 27 мая 2004 г.);
- с 7 июля 2004 г. по 1 августа 2004 г. старший пожарный 64 пожарной части ГПС управления по делам ГО и ЧС г. Полевского Свердловской области, г. Полевской Свердловской области (приказ УГОиЧС г. Полевского Свердловской области N 19 л от 28 июля 2004 г.);
- с 1 августа 2004 г. по 1 апреля 2005 г. старший пожарный 49 пожарной части ГПС управления по делам ГО и ЧС г. Полевского Свердловской области, г. Полевской Свердловской области (приказ УГОиЧС г. Полевского Свердловской области N 22 л от 1 августа 2004 г.);
- с 1 апреля 2005 г. по 13 июля 2005 г. старший пожарный 49 пожарной части 57 отряда ГПС Главного управления МЧС России по Свердловской области, г. Полевской Свердловской области (приказ 57 ОГПС ГУ МЧС России по Свердловской области N 1 л от 1 апреля 2005 г.);
- с 13 июля 2005 г. по 1 сентября 2007 г. старший пожарный 64 пожарной части 57 отряда ГПС Главного управления МЧС России по Свердловской области, г. Полевской Свердловской области (приказ 57 ОГПС ГУ МЧС России по Свердловской области N 21 л от 13.07.2005);
- с 1 сентября 2007 г. по 12 ноября 2007 г. водитель 64 пожарной части 57 отряда ГПС Главного управления МЧС России по Свердловской области, г. Полевской Свердловской области (приказ 57 ОГПС ГУ МЧС России по Свердловской области N 116 л от 14 сентября 2007 г.);
- с 12 ноября 2007 г. по 1 января 2009 г. старший пожарный 64 пожарной части 57 отряда ГПС Главного управления МЧС России по Свердловской области, г. Полевской Свердловской области (приказ 57 ОГПС ГУ МЧС России по Свердловской области N 155 л от 12 ноября 2007 г.);
- с 1 января 2009 г. по 1 октября 2010 г. старший пожарный 64 пожарной части 50 отряда ФПС по Свердловской области Главного управления МЧС России по Свердловской области, г. Полевской Свердловской области (приказ 50 ОФПС по Свердловской области N 1 лс от 11 января 2009 г.);
- с 1 октября 2010 г. по 6 февраля 2012 г. старший пожарный 64 пожарной части 10 отряда ФПС по Свердловской области Главного управления МЧС России по Свердловской области, г. Полевской Свердловской области (приказ ГУ МЧС России по Свердловской области N 94нс от 10 сентября 2010 г.);
- с 6 февраля 2012 г. по 1 июля 2013 г. водитель 64 пожарной части федерального государственного казенного учреждения "10 отряд федеральной противопожарной службы по Свердловской области", г. Полевской Свердловской области (приказ ФГКУ "10 ОФПС по Свердловской области" N 10нс от 6 февраля 2012 г.);
- с 1 июля 2013 г. по 31 декабря 2015 г. старший инструктор по вождению пожарной машины - водитель 64 пожарной части федерального государственного казенного учреждения "10 отряд федеральной противопожарной службы по Свердловской области", г. Полевской Свердловской области (приказ ФГКУ "10 ОФПС по Свердловской области" N 44нс от 28 июня 2013 г.).
Согласно удостоверению N 53913 С. с 1 января 2016 г. назначена пенсия за выслугу лет в связи со службой в органах внутренних дел.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона Свердловской области от 15 июля 2005 г. N 82-ОЗ "Об обеспечении пожарной безопасности на территории Свердловской области", исходил из того, что документально не подтверждается факт осуществления истцом трудовой деятельности после 24 декабря 2016 г. (начало действия постановления Правительства Свердловской области от 16 декабря 2016 г. N 868-ПП "О Министерстве общественной безопасности Свердловской области") в каком-либо областном государственном пожарно-техническом учреждении, а стаж, выработанный истцом до 24 декабря 2016 г., составляет 21 год 06 месяцев 19 дней, что недостаточно для назначения досрочной трудовой пенсии по заявленному истцом основанию.
Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции, приобщив к материалам дела расчет выслуги лет на пенсию С., согласился с выводами суда первой инстанции, дополнительно отметил, что спорный период работы истца с 5 июня 1995 г. по 31 декабря 2015 г. был включен ГУ МВД России по Свердловской области в выслугу лет для назначения пенсии по линии МВД.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов об отсутствии оснований для удовлетворения иска, поскольку они подробно мотивированы, основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым суды дали надлежащую правовую оценку, при разрешении спора судами правильно истолкованы и применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В кассационной жалобе заявитель приводит доводы о том, что периоды службы с 5 июня 1995 г. по настоящее время подлежат включению в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии в соответствии со статьей 21-1 Закона Свердловской области от 15 июля 2005 г. N 82-ОЗ, поскольку в указанные периоды истец занимал должность водителя, которая прямо предусмотрена Перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы.
Судебная коллегия полагает, что доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений и правильность выводов судов не опровергают.
Изложенные в кассационной жалобе доводы о наличии права на досрочную трудовую пенсию в соответствии со статьей 21-1 Закона Свердловской области от 15 июля 2005 г. N 82-ОЗ "Об обеспечении пожарной безопасности на территории Свердловской области" аналогичны правовой позиции истца при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций. Позиция истца верно проанализирована судами первой и апелляционной инстанций, мотивы, по которым его доводы признаны необоснованными и отклонены, подробно изложены в оспариваемых судебных актах. Оснований не соглашаться с выводами судов у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права, регулирующего порядок и основания установления названного вида пенсии.
Разрешая спор, суды правильно определили юридически значимые для дела обстоятельства, характер спорных правоотношений, к которым верно применили нормы материального права, их регулирующие.
Согласно положениям
статьи 4 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная охрана подразделяется на следующие виды: государственная противопожарная служба; муниципальная пожарная охрана; ведомственная пожарная охрана; частная пожарная охрана; добровольная пожарная охрана.
В силу положений
статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в государственную противопожарную службу входят: федеральная противопожарная служба; противопожарная служба субъектов Российской Федерации. Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
В статье 5 Закона Свердловской области от 15 июля 2005 г. N 82-ОЗ "Об обеспечении пожарной безопасности на территории Свердловской области" предусмотрено, что противопожарная служба Свердловской области входит в Государственную противопожарную службу, которая в соответствии с федеральным законом является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства (часть 1).
Противопожарная служба Свердловской области включает в себя:
1) уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере обеспечения пожарной безопасности;
2) областные государственные пожарно-технические учреждения (часть 2).
Организационная структура, полномочия, задачи, функции и порядок деятельности противопожарной службы Свердловской области определяются положением о противопожарной службе Свердловской области, утверждаемым Правительством Свердловской области (часть 3).
Финансовое обеспечение деятельности противопожарной службы Свердловской области осуществляется за счет средств областного бюджета (часть 4).
Постановлением Правительства Свердловской области от 16 декабря 2016 г. N 868-ПП "О Министерстве общественной безопасности Свердловской области" уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в сфере обеспечения пожарной безопасности и радиационной безопасности населения в Свердловской области определено Министерство общественной безопасности Свердловской области.
В соответствии с Положением "О Министерстве общественной безопасности Свердловской области", утвержденным постановлением Правительства Свердловской области" от 16 декабря 2016 г. N 868-ПП, Министерство имеет ряд подведомственных учреждений, в число которых входят Государственное казенное пожарно-техническое учреждение Свердловской области "Отряд технического обеспечения противопожарной службы Свердловской области" и Государственное казенное пожарно-техническое учреждение Свердловской области "Отряд противопожарной службы Свердловской области".
Как верно указано судами первой и апелляционной инстанций, только сотрудники областных государственных пожарно-технических учреждений, чьи должности включены в Перечень, утвержденный постановлением Правительства Свердловской области от 27 сентября 2005 г. N 807-ПП, имеют право на досрочную трудовую пенсию в соответствии со статьей 21-1 Закона Свердловской области от 15 июля 2005 г. N 82-ОЗ "Об обеспечении пожарной безопасности на территории Свердловской области". Поскольку истец в период с 5 июня 1995 г. по 30 декабря 2015 г. работал пожарным в 64 пожарной части УГПС УВД Свердловской области, то есть в федеральной противопожарной службе, не проходил службу в областных государственных пожарно-технических учреждениях, он не имеет право на получение данного вида пенсии.
Поскольку финансирование противопожарной службы Свердловской области осуществляется за областного бюджета, в том числе за счет средств бюджета выплачивается досрочная трудовая пенсия в соответствии со статьей 21-1 Закона Свердловской области от 15 июля 2005 г. N 82-ОЗ "Об обеспечении пожарной безопасности на территории Свердловской области", законодатель Свердловской области в силу предоставленных ему полномочий вправе устанавливать требования, при соблюдении которых граждане имеют право на данный вид пенсии, являющийся дополнительным пенсионным обеспечением к основной пенсии - по старости или по инвалидности.
Нарушений либо неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, в том числе предусмотренных
частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь
статьями 3795,
3796,
390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 22 февраля 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 26 июня 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу С. - без удовлетворения.