Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2024.12.02-2025.01.05) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 07.11.2024 по делу N 88-34008/2024 (УИД 34RS0011-01-2024-003228-71)
Категория спора: Защита прав и свобод.
Требования: О приостановлении деятельности.
Обстоятельства: Истец указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения требований законодательства о промышленной и пожарной безопасности были установлены грубые нарушения закона, которые создают угрозу причинения вреда неопределенному кругу лиц.
Решение: Удовлетворено.


Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 07.11.2024 по делу N 88-34008/2024 (УИД 34RS0011-01-2024-003228-71)
Категория спора: Защита прав и свобод.
Требования: О приостановлении деятельности.
Обстоятельства: Истец указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения требований законодательства о промышленной и пожарной безопасности были установлены грубые нарушения закона, которые создают угрозу причинения вреда неопределенному кругу лиц.
Решение: Удовлетворено.

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 ноября 2024 г. по делу N 88-34008/24
N дела суда 1-й инстанции 2-2510/2024
УИД 34RS0011-01-2024-003228-71
Резолютивная часть определения объявлена 7 ноября 2024 г.
Определение в полном объеме изготовлено 20 ноября 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Грымзиной Е.В.,
судей: Самойловой Е.В., Дурневой С.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело года по иску прокурора Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "МБИ - Синтез" о приостановлении деятельности, возложении обязанности устранить нарушения законодательства об электроэнергетике, промышленной и пожарной безопасности, по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью "МБИ-Синтез" на решение Волжского городского суда Волгоградской области от 28 марта 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 5 июня 2024 г.
Заслушав доклад судьи Грымзиной Е.В., выслушав объяснения представителя ООО "МБИ-Синтез" по доверенности Б., поддержавшего доводы кассационной жалобы, прокурора Фролову Е.В., полагавшую решение и апелляционное определение законными и обоснованными, судебная коллегия
установила:
прокурор Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО "МБИ-Синтез" о приостановлении деятельности, возложении обязанности устранить нарушения законодательства об электроэнергетике, промышленной и пожарной безопасности, мотивировав требования тем, что в ходе проведенной прокуратурой Волгоградской области с привлечением специалистов Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - НВУ Ростехнадзора), а также Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области (далее - ГУ МЧС России по области) проверки исполнения ООО "МБИ-Синтез" законодательства о промышленной и пожарной безопасности, были установлены грубые нарушения закона, которые создают угрозу причинения вреда неопределенному кругу лиц.
Уточнив в порядке статьи 39 ГПК РФ требования, просил приостановить деятельность ООО "МБИ-Синтез" до устранения нарушений законодательства об электроэнергетике, промышленной и пожарной безопасности, а также в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу получить в Нижне-Волжском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору разрешение на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителя электрической энергии, запитанных от фидера Ф.8/1 РУ-0,4кВ ТП-230 АО "Волжский Оргсинтез" после проведенной реконструкции с увеличением ранее присоединенной мощности с 250 кВт до 500 кВт (в связи с установкой дополнительного оборудования, осуществляющего электроснабжение градирни, помещения холодильного оборудования, лаборатории); разработать и утвердить в соответствии с градостроительным законодательством проектную и рабочую документацию на строительство (реконструкцию) электроустановок; разработать акты комплексного опробования ЛЭП и оборудования и документы о приемке их в эксплуатацию; разработать документы о технологическом присоединении, предусмотренные Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861; разработать схемы электрических соединений и технологических систем, в том числе нормальные (временные нормальные) схемы электрических соединений электроустановок потребителя; разработать общие схемы электроснабжения для нормального режима, составленные по электрохозяйству потребителя в целом и по отдельным структурным подразделениям (филиалам); разработать журналы учета электрооборудования с перечислением основного электрооборудования и с указанием его технических данных, а также присвоенных ему инвентарных номеров; разработать технические паспорта ЛЭП, основного энергетического и электротехнического оборудования, зданий и сооружений; разработать перечень ЛЭП, оборудования и устройств электроустановок с их распределением по способу технологического управления и ведения; разработать производственные инструкции по эксплуатации электроустановок и иные инструкции, разрабатываемые и утверждаемые потребителем; разработать документацию на энергоснабжение склада, градирни, помещения холодильного оборудования; разработать паспорт на находящиеся в эксплуатации заземляющие устройства с результатами визуальных осмотров, осмотров со вскрытием грунта; разработать инструкцию по ведению оперативных переговоров и записей, производству оперативных переключений и ликвидации аварийных режимов; проводить периодические профилактические испытания электрооборудования; издать приказ о назначении ответственного за электрохозяйство и лица, его замещающего; издать организационно-распорядительный документ о создании постоянно действующей комиссии по проверке знаний; обеспечить подготовку своих работников, относящихся к электротехническому и электротехнологическому персоналу, к работе в электроустановках, включая проведение с ними обязательных форм работы в соответствии с Правилами N 796; обеспечить организацию безопасного проведения всех видов работ в электроустановках, в том числе с участием работников организаций, выполняющих функции по оперативному и (или) техническому обслуживанию, ремонту, наладке, испытаниям электроустановок, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании потребителю, и не состоящих в его штате, в том числе осуществлению контроля правильности допуска персонала строительно-монтажных и специализированных организаций к работам в действующих электроустановках; изменить класс опасности опасного производственного объекта "Склад сырьевой", рег. N А39-00302-0003 с 3 класса опасности на 2 класс опасности, зарегистрировать указанные изменения в Нижне-Волжском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору; обеспечить безопасную эксплуатацию опасного производственного объекта "Склад сырьевой", рег. N А39-00302-0003: включить оборудование по приему (сливу) опасных веществ, железнодорожную эстакаду в состав опасного производственного объекта "Склад сырьевой", рег. N А39-00302-0003; оснастить производственные помещения: отделение N 1 на отм. 0,000, отделение N 1 на отм. +7,200, отделение N 2 на отм. 0,000, отделение N 2 на отм. +4,800 установкой автоматической пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; обеспечить хранение на объекте защиты результатов пусконаладочных испытаний системы противопожарной защиты объекта; обеспечить ежегодное проведение испытаний систем пожарной сигнализации до их замены в установленном порядке; обеспечить техническое обслуживание систем противопожарной защиты в соответствии с регламентом; обеспечить высоту путей эвакуации по лестницам и лестничным клеткам в здании не менее 2,2 м; осуществить демонтаж подсобного помещения под лестничным маршем в административно-бытовой части здания в лестничной клетке на 1-ом этаже; осуществить монтаж двери лестничной клетки на отметке 0,00 м, ведущей к помещению электрощитовой; в переходе из административно-бытовой в производственную часть здания ООО "МБИ-Синтез" (отметка 4.80) в дверном проеме при перепаде высот обеспечить устройство 3-х ступеней; в переходе из административно-бытовой в производственную часть здания (отметка 0.00) в дверном проеме при перепаде высот обеспечить устройство не менее 3-х ступеней или пандуса с уклоном не более 1:6; привести ширину эвакуационного выхода с лестничной клетки в коридор на отметке 0.00 в административно-бытовой части здания ООО "МБИ-Синтез" до значения 0,8 м; на дверях лестничных клеток обеспечить наличие приспособлений для самозакрывания; предусмотреть зазор между маршами лестниц шириной не менее 75 миллиметров для прокладки пожарных рукавов; в помещениях гаражей ООО "МБИ-СИНТЕЗ" обеспечить проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными и технологическими коммуникациями, в том числе электрическими проводами, кабелями, трубопроводами.
Решением Волжского городского суда Волгоградской области от 28 марта 2024 г. исковые требования прокурора Волгоградской области удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 5 июня 2024 г. решение Волжского городского суда Волгоградской области от 28 марта 2024 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "МБИ-Синтез" просит решение Волжского городского суда Волгоградской области от 28 марта 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 5 июня 2024 г. отменить, принять по делу новое решение, которым прокурору в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование доводов жалобы ссылается на допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в заседание суда не явились, сведений об уважительности причин своей неявки, не представили. При этом информация о движении дела отражена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет по адресу: 4kas.sudrf.ru.
Учитывая надлежащее извещение о времени и месте судебного разбирательства в суде кассационной инстанции лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции счел возможным на основании положений части 3 статьи 167 и части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) рассмотреть жалобу в данном судебном заседании в их отсутствие.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что таких нарушений при рассмотрении настоящего дела нижестоящими судами не допущено.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что ООО "МБИ-Синтез" является действующим юридическим лицом с основным видом деятельности - производство прочих химических органических основных веществ.
Прокуратурой Волгоградской области с привлечением специалистов Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - НВУ Ростехнадзора), а также Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области (далее - ГУ МЧС России по области) была проведена проверка исполнения ООО "МБИ-Синтез" законодательства о промышленной и пожарной безопасности, по результатам которой в деятельности общества установлены грубые нарушения закона, которые создают угрозу причинения вреда неопределенному кругу лиц.
В ходе проверки установлено отсутствие у Общества разрешения на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителя электрической энергии, запитанных от фидера Ф.8/1 РУ-0,4кВ ТП-230 АО "Волжский Оргсинтез" после проведенной реконструкции с увеличением ранее присоединенной мощности с 250 кВт до 500 кВт (в связи с установкой дополнительного оборудования, осуществляющего электроснабжение градирни, помещения холодильного оборудования, лаборатории), проектной и рабочей документации на строительство (реконструкцию) электроустановок, актов комплексного опробования ЛЭП и оборудования и документов о приемке их в эксплуатацию с учетом увеличения мощности с 250 до 500 кВт; документации на энергоснабжение склада, градирни, помещения холодильного оборудования; схемы электрических соединений и технологических систем, в том числе нормальные (временные нормальные) схемы электрических соединений электроустановок потребителя; общие схемы электроснабжения для нормального режима, составленные по электрохозяйству потребителя в целом и по отдельным структурным подразделениям (филиалам); журналов учета электрооборудования с перечислением основного электрооборудования и с указанием его технических данных, а также присвоенных ему инвентарных номеров, технических паспортов ЛЭП, основного энергетического и электротехнического оборудования, зданий и сооружений; перечень ЛЭП, оборудования и устройств электроустановок с их распределением по способу технологического управления и ведения, производственные инструкции по эксплуатации электроустановок и иные инструкции, разрабатываемые и утверждаемые потребителем; паспорт на находящиеся в эксплуатации заземляющие устройства с результатами визуальных осмотров, осмотров со вскрытием грунта.
Обществом не разработана инструкция по ведению оперативных переговоров и записей, производству оперативных переключений и ликвидации аварийных режимов, не проводятся периодические профилактические испытания электрооборудования, отсутствует приказ о назначении ответственного за электрохозяйство и лица, его замещающего, отсутствует организационно-распорядительный документ о создании постоянно действующей комиссии по проверке знаний, не обеспечена подготовка своих работников, относящихся к электротехническому и электротехнологическому персоналу, к работе в электроустановках, отсутствует организация безопасного проведения всех видов работ в электроустановках, в том числе с участием работников организаций, выполняющих функции по оперативному и (или) техническому обслуживанию, ремонту, наладке, испытаниям электроустановок, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании потребителю, и не состоящих в его штате, в том числе осуществлению контроля правильности допуска персонала строительно-монтажных и специализированных организаций к работам в действующих электроустановках.
При этом, АО "Волжский Оргсинтез", в границах которого находится ООО "МБИ-Синтез", а также само Общество эксплуатируют опасные производственные объекты. Несоблюдение ООО "МБИ-Синтез" законодательства об электроэнергетике может привести к возникновению аварий и иных происшествий на эксплуатируемых организацией электрических сетях, что в свою очередь может повлечь угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, включая работников АО "Волжский Оргснтез" и иных лиц, находящихся на предприятии.
Помимо этого, полнота и достоверность сведений, представленных при регистрации (перерегистрации) опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, а именно: в сведениях, характеризующих опасные производственные объекты "Склад сырьевой", рег. N А39-00302-0003 III класса опасности, не учтены количество опасных веществ на ОПО (в тоннах), находящихся на расстоянии менее 500 метров на других ОПО или иной организации АО "Волжский Оргсинтез" рег. N А39-00001-0001, по видам.
Кроме того, организацией не обеспечена безопасная эксплуатация опасного производственного объекта опасного производственного объекта "Склад сырьевой", рег. N А39-00302-0003, а именно: не включены оборудование по приему (сливу) опасных веществ, железнодорожная эстакада в состав опасного производственного объекта.
В ООО "МБИ-Синтез" отсутствует контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, а также локальных нормативных актов эксплуатирующей организации по вопросам промышленной безопасности.
В соответствии с пунктом 9.9 раздела 9 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности" проектной документации "Техническое перевооружение установки производства флютореагентов ООО "МБИ-Синтез", изготовленной ЗАО "Центр независимого технического диагностирования, экспертизы и проектирования" в 2016 г., производственные помещения ООО "МБИ-Синтез": отделение N 1 на отм. 0,000, отделение N 1 на отм. +7,200, отделение N 2 на отм. 0,000, отделение N 2 на отм. +4,800, оборудуются автоматической пожарной сигнализацией.
Расчетом категории помещений и зданий по взрыво-пожароопасности ООО "МБИ-Синтез" 15.22-4а-РР от 2022 г., выполненного ЗАО "Центр независимого технического диагностирования, экспертизы и проектирования" (свидетельство N П-039-ПН019-29042016 от 29 апреля 2016 года), производственные помещения: отделение N 1 на отм. 0,000, отделение N 1 на отм. +7,200, отделение N 2 на отм. 0,000, отделение N 2 на отм. +4,800 отнесены к категории В3 по пожарной опасности.
Однако производственные помещения ООО "МБИ-Синтез": отделение N 1 на отм. 0,000, отделение N 1 на отм. +7,200, отделение N 2 на отм. 0,000, отделение N 2 на отм. +4,800 не оснащены установкой автоматической пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Указанные нарушения могут повлечь несвоевременное обнаружение пожара на производственном объекте и сообщение о нем в подразделение пожарной охраны, оповещение людей о пожаре и действиях при его возникновении, в связи с чем допустимо значительное распространение опасных факторов пожара (пламени, дыма и т.п.), травмирование и гибель людей.
В ООО "МБИ-Синтез" не хранятся результаты пусконаладочных испытаний системы противопожарной защиты объекта. При эксплуатации систем пожарной сигнализации сверх срока службы на объекте защиты отсутствует информация изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей ее эксплуатации, а правообладателем объекта защиты не обеспечено ежегодное проведение испытаний систем пожарной сигнализации до их замены в установленном порядке (проектная документация на автоматическую установку пожарной сигнализации датирована 2004 г.). Не обеспечено техническое обслуживание систем противопожарной защиты в соответствии с регламентом, так не выполнены работы в январе месяце 2024 года.
Выявленные нарушения могут свидетельствовать о неработоспособности систем противопожарной защиты.
Высота путей эвакуации по лестницам и лестничным клеткам в здании ООО "МБИ-Синтез" составляет менее 2,2 м (в т.ч. в административно-бытовой части здания высота путей эвакуации составляет 1,976 м, 1,955 м, 2,022 м, 2, 117 м, 1,915 м, 1, 979 м, 2,024 м в производственной части здания - 1,816 м между отметками 0,00 и 4,80, 1,977 м между отметками 4,80 и 7,20).
При данном нарушении не обеспечена безопасная эвакуация людей при пожаре и может привести к травмированию людей при эвакуации в случае возникновения пожара, в том числе в условиях плохой видимости при распространении дыма в лестничной клетке.
В административно-бытовой части здания ООО "МБИ-Синтез" в лестничной клетке на 1-м этаже допущено устройство подсобного помещения под лестничным маршем, нарушение указанных норм приводит к наличию дополнительной пожарной нагрузки на путях эвакуации в случае возникновения пожара.
ООО "МБИ-Синтез" допущено снятие предусмотренной проектной документацией двери лестничной клетки на отметке 0,00 м, ведущей к помещению электрощитовой.
Нарушение указанных норм влечет более быстрое распространение опасных факторов (пламени, дыма и т.п.) в здании, что может повлечь травмирование и гибель людей от их воздействия.
В переходе из административно-бытовой в производственную часть здания ООО "МБИ-Синтез" (отметка 4,80) в дверном проеме при перепаде высот допущено устройство 2-х ступеней, при необходимых 3-х ступенях; в переходе из административно-бытовой в производственную часть здания (отметка 0,00) в дверном проеме при перепаде высот не обеспечено устройство не менее 3-х ступеней или пандуса с уклоном не более 1:6. Несоблюдение данного требования влечет возможность травмирования людей при эвакуации в случае возникновения пожара, в том числе в условиях плохой видимости при распространении дыма в здании.
В административно-бытовой части здания ООО "МБИ-Синтез" допущено уменьшение ширины эвакуационного выхода с лестничной клетки в коридор на отметке 0,00 до значения 0,676 м (ступени лестничного марша выступают в световой проем эвакуационного выхода), на дверях лестничных клеток не обеспечено наличие приспособлений для самозакрывания, не предусмотрен зазор между маршами лестниц шириной не менее 75 миллиметров для прокладки пожарных рукавов.
При отсутствии приспособлений для самозакрывания дверей вероятна возможность распространения опасных факторов пожара (пламени, дыма и т.п.), в том числе на пути эвакуации.
При отсутствии нормативной ширины зазора между маршами лестниц отсутствует возможность прокладки пожарных рукавов, тем самым увеличивается время для принятия мер по тушению пожара в начальной его стадии на верхних этажах здания.
В помещениях гаражей ООО "МБИ-СИНТЕЗ" не обеспечено проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными и технологическими коммуникациями, в том числе электрическими проводами, кабелями, трубопроводами.
Указанное нарушение влечет быстрое распространение опасных факторов пожара между помещениями в здании.
Доказательств устранения выявленных в ходе прокурорской проверки нарушений не установлено.
Разрешая заявленные прокурором требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 2, 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 1, 37, 38 Федерального закона о пожарной безопасности, исходил из того, что осуществление ответчиком деятельности с нарушением законодательства об электроэнергетике, промышленной и пожарной безопасности, несет в себе общественную опасность, создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, в связи с чем продолжение указанной деятельности может нанести существенный вред охраняемым интересам неопределенного круга лиц.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов и не находит оснований для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии обязаны соблюдать требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации в области электроэнергетики, устанавливающих соответствующие требования к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, а также требования к обеспечению качества электрической энергии.
Надежность электроэнергетической системы обеспечивается посредством выполнения каждым субъектом электроэнергетики и каждым потребителем электрической энергии в процессе осуществления своей деятельности требований, установленных настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и уполномоченных им федеральных органов исполнительной власти.
Субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии, объекты электроэнергетики и (или) энергопринимающие установки которых функционируют или будут функционировать в составе электроэнергетической системы, обязаны обеспечить соответствие технических характеристик и параметров работы принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, их оборудования и устройств установленным нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и уполномоченных им федеральных органов исполнительной власти требованиям, обеспечивающим нахождение параметров электроэнергетического режима работы электроэнергетической системы в пределах допустимых значений, надежность и устойчивость электроэнергетической системы и качество электрической энергии, и поддерживать соответствие указанных технических характеристик и параметров данным требованиям в процессе эксплуатации объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок.
В рамках технологических и экономических отношений в сфере электроэнергетики нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти может быть предусмотрено получение субъектами электроэнергетики и (или) потребителями электрической энергии, а также организациями, осуществляющими или планирующими осуществлять деятельность в сфере электроэнергетики, разрешений в форме согласований (включая согласование соответствующих решений, действий или документов с организациями технологической или коммерческой инфраструктуры электроэнергетики или получение разрешений таких организаций на их осуществление), аттестаций и в иных формах, определенных Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 4 октября 2022 г. N 1070 утверждены Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации (далее - Правила N 1070).
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 августа 2022 г. N 811 утверждены Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии (далее - Правила N 811).
Пунктом 8, 9 Правил N 811 установлено, что потребителем организационно-распорядительным актом должна быть определена организационная структура управления электроустановками, распределены границы эксплуатационной ответственности и функции по обслуживанию и контролю за техническим состоянием ЛЭП, оборудования, устройств, зданий и сооружений электроустановок между структурными подразделениями и должностными лицами потребителя - юридического лица, определены должностные обязанности персонала, отвечающего за эксплуатацию и контроль состояния ЛЭП, оборудования, устройств, зданий и сооружений электроустановок потребителя.
Для непосредственного выполнения обязанностей по организации эксплуатации электроустановок руководитель потребителя (за исключением индивидуальных предпринимателей и физических лиц) организационно-распорядительным документом назначает из числа административно-технического персонала потребителя лицо, на которое возложены обязанности по организации проведения всех видов работ в электроустановках потребителя (далее - ответственный за электрохозяйство), и его заместителя с соблюдением требований, предусмотренных пунктами 10 и 11 Правил. Случаи, в которых осуществляется замещение ответственного за электрохозяйство для выполнения его обязанностей, должны определяться руководителем потребителя в организационно-распорядительном документе. Лицо, замещающее ответственного за электрохозяйство, назначается руководителем потребителя на время отсутствия ответственного за электрохозяйство из числа административно-технического персонала.
В случае если потребитель, осуществляющий эксплуатацию электроустановки, является индивидуальным предпринимателем, обязанность по организации эксплуатации электроустановок, организации проведения всех видов работ в электроустановках возлагается непосредственно на такого индивидуального предпринимателя.
Для потребителей - физических лиц, осуществляющих эксплуатацию электроустановок напряжением выше 1000 В, обязанность по организации эксплуатации электроустановок, организации проведения всех видов работ в электроустановках возлагается на такое физическое лицо.
В случае если электроустановка потребителя - юридического лица включает в себя только вводное (вводно-распределительное) устройство, осветительную установку, переносное электрооборудование, имеющие номинальное напряжение не выше 0,4 кВ, либо электроустановки имеют суммарную максимальную мощность не более 150 кВт, номинальное напряжение до 1000 В и присоединены к одному источнику электроснабжения, ответственность за выполнение обязанностей по организации эксплуатации электроустановок, организации проведения всех видов работ в электроустановках такого потребителя в соответствии с настоящим пунктом Правил может быть возложена на единоличный исполнительный орган указанного потребителя - юридического лица.
На ответственного за электрохозяйство должны быть возложены полномочия по:
а) организации разработки и ведению документации по вопросам организации эксплуатации электроустановок и ее пересмотру (актуализации) в соответствии с главой III Правил;
б) организации и обеспечению проведения работы с персоналом в соответствии с главой IV Правил;
в) организации безопасного проведения всех видов работ в электроустановках, в том числе с участием работников организаций, выполняющих функции по оперативному и (или) техническому обслуживанию, ремонту, наладке, испытаниям электроустановок, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании потребителю, и не состоящих в его штате, в том числе осуществлению контроля правильности допуска персонала строительно-монтажных и специализированных организаций к работам в действующих электроустановках и в охранных зонах объектов электросетевого хозяйства;
г) обеспечению выполнения ремонта и технического обслуживания электроустановок;
д) контролю наличия средств защиты в электроустановках и инструмента, необходимых для эксплуатации электроустановок, проведения проверок и испытаний таких средств защиты и инструмента в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими требования надежности и безопасности в сфере электроэнергетики, а также Правилами;
е) обеспечению ввода ЛЭП, оборудования, устройств, входящих в состав электроустановок, в работу в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими требования надежности и безопасности в сфере электроэнергетики, а также Правилами;
ж) организации оперативного обслуживания электроустановок и ликвидации технологических нарушений в электроустановках;
з) обеспечению проверок соответствия исполнительных технологических схем (чертежей), представляющих собой графическое представление последовательности основных стадий (операций) технологического процесса, и схем электрических соединений фактическим эксплуатационным схемам и пересмотру (актуализации) указанных схем в соответствии с пунктами 30 и 31 Правил;
и) обеспечению не реже одного раза в 2 года контроля значений показателей качества электрической энергии, обусловленных работой электроустановок, в том числе путем проведения замеров таких показателей;
к) обеспечению контроля соблюдения и поддержания режима работы электроустановок и режима потребления электрической энергии, в том числе режимов потребления реактивной мощности, заданных потребителю в соответствии с договором оказания услуг по передаче электрической энергии, договором купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) или договором энергоснабжения;
л) обеспечению поддержания автономных резервных источников питания, установленных в соответствии с техническими условиями на технологическое присоединение к электрическим сетям, пунктами 16, 16.1, 29 и 37 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442, пунктом 31.6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861, в состоянии готовности к использованию при возникновении внерегламентных отключений, введении аварийных ограничений режима потребления электрической энергии или использовании противоаварийной автоматики.
В соответствии с пунктом 24 Правил N 811 при организации и осуществлении эксплуатации электрооборудования и электроустановок общего назначения потребителей (силовые трансформаторы и масляные шунтирующие реакторы, распределительные устройства, воздушные ЛЭП, кабельные линии, электродвигатели, релейная защита и автоматика, телемеханика и вторичные цепи, заземляющие устройства, защита от перенапряжений, конденсаторные установки, аккумуляторные установки, электрическое освещение) потребители должны выполнять требования в объеме, предусмотренном для указанных видов оборудования и устройств в Правилах технической эксплуатации электрических станций и сетей.
Согласно пункту 39 Правил N 811 при эксплуатации электроустановок потребители должны обеспечить подготовку своих работников, относящихся к категориям персонала, указанным в пункте 38 Правил, к работе в электроустановках, включая проведение с ними обязательных форм работы с персоналом, в соответствии с Правилами работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации, утвержденными приказом Минэнерго России от 22 сентября 2020 г. N 796, - в отношении персонала потребителя, эксплуатирующего объекты по производству электрической энергии и (или) объектов электросетевого хозяйства, присоединенные к электроэнергетической системе (за исключением принадлежащих потребителям объектов электросетевого хозяйства классом напряжения 0,4 кВ и ниже, присоединенных к электрическим сетям на уровне напряжения 0,4 кВ).
Правилами работы с персоналом с учетом особенностей, установленных пунктами 40 - 45 Правил, - в отношении персонала потребителя, эксплуатирующего объекты электросетевого хозяйства классом напряжения 0,4 кВ и ниже, присоединенные к электрическим сетям на уровне напряжения 0,4 кВ, и (или) энергопринимающие установки.
Согласно пункту 13 Правил N 1070 для первичного фактического приема (подачи) рабочего напряжения и мощности на ЛЭП и новое основное оборудование на вновь построенных, реконструированных, модернизированных, технически перевооруженных объектах электроэнергетики (постановки их под нагрузку или включения в транзит), а также фактического приема (подачи) рабочего напряжения и мощности на новое оборудование на действующих объектах электроэнергетики, в том числе после его замены, должно быть получено разрешение органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов электроэнергетики.
Пунктом 29 Правил N 1070 установлено, что владельцами объектов электроэнергетики должны быть обеспечены: организация и проведение технического обслуживания и ремонта принадлежащих им ЛЭП, оборудования, устройств объектов электроэнергетики в соответствии с требованиями к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок "Правила организации технического обслуживания и ремонта объектов электроэнергетики", утвержденными приказом Минэнерго России от 25 октября 2017 г. N 1013; организация и проведение технического обслуживания устройств релейной защиты и автоматики в соответствии с Правилами технического обслуживания устройств и комплексов релейной защиты и автоматики, утвержденными приказом Минэнерго России от 13 июля 2020 г. N 555; профилактические испытания оборудования.
В соответствии с пунктом 82 Правил N 1070 оперативные переговоры оперативного персонала должны вестись в соответствии с инструкциями по ведению оперативных переговоров, утверждаемыми владельцами объектов электроэнергетики.
Оперативные переговоры должны вестись с использованием технической терминологии, установленной технической документацией, все ЛЭП, оборудование и устройства должны называться согласно установленным диспетчерским наименованиям. Отступление от технической терминологии и диспетчерских наименований не допускается.
Исходя из положений ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. Законодательство субъектов Российской Федерации не действует в части, устанавливающей более низкие, чем настоящий Федеральный закон, требования пожарной безопасности (статья 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ).
В силу положений статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" обязанностями организаций в области пожарной безопасности являются: соблюдение требований пожарной безопасности; разработка и осуществление мер пожарной безопасности; содержание в исправном состоянии систем и средств противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров; проведение противопожарной пропаганды, а также обучения своих работников мерам пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 38 указанного Федерального закона, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
На основании статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, создающих угрозу нарушения прав граждан, в том числе права на защиту жизни и здоровья.
В силу требований пункта 1 статьи 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем является основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую угрозу.
Удовлетворяя требования прокурора о немедленном приостановлении деятельности ООО "МБИ-Синтез" до устранения нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, представляющих угрозу жизни и здоровью людей, суд первой инстанции исходил из того, что установленные в ходе проведения проверки нарушения пожарной безопасности представляют реальную угрозу здоровью граждан, ущерба имуществу и окружающей среде, выявленные нарушения правил пожарной безопасности (в своей совокупности и каждое в отдельности) являются значительными, влияют на ликвидацию пожара и своевременную и организованную эвакуацию людей.
Суд апелляционной инстанции согласился с обоснованностью и правомерностью указанных выводов суда первой инстанции, поскольку суд правильно определил круг существенных обстоятельств дела и дал надлежащую оценку доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ. Выводы суда первой инстанции в указанной части мотивированы и последовательны, они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
Осуществление ответчиком деятельности по эксплуатации указанного здания с нарушением требований правил пожарной безопасности несет в себе общественную опасность, создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, в связи с чем продолжение работы указанного объекта может нанести существенный вред охраняемым интересам неопределенного круга лиц.
Выявленные нарушения являются недопустимыми, создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, которые при возникновении пожара вследствие допущенных нарушений могут оказаться в зоне пожара и в зоне проведения аварийно-спасательных работ.
Судами установлено, что ответчик не устранил нарушения пожарной безопасности. Достоверных доказательств устранения всех нарушений требований пожарной безопасности ответчиком судам предоставлено не было.
Выводы судов сомнений в законности не вызывают, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным фактическим обстоятельствам данного дела.
Все доводы кассационной жалобы проверялись судом второй инстанции, были обоснованно отклонены по мотивам, указанным в апелляционном определении. По существу, данные доводы направлены на переоценку представленных суду доказательств. Вопреки доводам заявителя, достоверных доказательств, подтверждающих устранение всех нарушений требований пожарной безопасности ответчиком суду не представлено.
Кассационная инстанция при проверке законности судебных актов нижестоящих судов не вправе входить в обсуждение фактической стороны дела, исследование и оценка представленных лицами, участвующими в деле, доказательств в подтверждение своих доводов и возражений, установление обстоятельств, на которых основаны изложенные в судебных постановлениях выводы, отнесены законом к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Волжского городского суда Волгоградской области от 28 марта 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 5 июня 2024 г. без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МБИ-Синтез" - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.В.ГРЫМЗИНА
Судьи
Е.В.САМОЙЛОВА
С.Н.ДУРНЕВА