Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2024.12.02-2025.01.05) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 06.11.2024 N 88а-25951/2024 (УИД 63RS0038-01-2023-006222-72)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным уклонения (бездействия) от принятия решения о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья и обязании устранить нарушение.
Обстоятельства: Административные истцы ссылаются на то, что в результате допущенного бездействия их семья недополучила во втором квартале 2022 года с учетом действующих на тот момент норм права, регулирующих расчет единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, единовременную социальную выплату.
Решение: Отказано.
Кассационное определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 06.11.2024 N 88а-25951/2024 (УИД 63RS0038-01-2023-006222-72)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным уклонения (бездействия) от принятия решения о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья и обязании устранить нарушение.
Обстоятельства: Административные истцы ссылаются на то, что в результате допущенного бездействия их семья недополучила во втором квартале 2022 года с учетом действующих на тот момент норм права, регулирующих расчет единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, единовременную социальную выплату.
Решение: Отказано.
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 ноября 2024 г. N 88а-25951/2024
Дело N 2а-6648/2023
УИД 63RS0038-01-2023-006222-72
Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И.,
судей Бритвиной Н.С. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 10 сентября 2024 года кассационную жалобу А.С.В., А.Т., А.С.С. на решение Кировского районного суда г. Самары от 29 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 14 мая 2024 года по административному делу N 2а-6648/2023 по административному исковому заявлению А.С.В., А.Т., А.С.С. к Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации о признании незаконным уклонения (бездействие) от принятия решения о предоставлении единовременной социальной выплаты (ЕСВ) для приобретения или строительства жилья во втором квартале 2022 года и обязании устранить нарушение.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И., изложившего обстоятельства административного дела и содержание кассационной жалобы, выслушав в ее поддержку объяснения А.Т., А.С.В. и его представителя адвоката Солоницина П.С., возражения представителя ФСИН России, УФСИН России по Самарской области по доверенности Г., представителя федерального казенного образовательного учреждения высшего образования Самарский юридический институт по доверенности С., судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
А.С.В. (далее - административный истец) проходил службу в Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации (далее - ФСИН России, административный ответчик).
Решением комиссии ФСИН России от 2 августа 2016 года (протокол N 57) А.С.В. поставлен с составом семьи 2 человека на учет сотрудников для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилья с 7 февраля 2014 года, выслуга лет в календарном исчислении составила более 20 лет.
На основании протокола от 18 августа 2022 года заседания комиссии ФСИН России внесено предложение директору ФСИН России о предоставлении единовременной социальной выплаты А.С.В.
Протоколом от 7 апреля 2022 года N 8 рассмотрение материалов учетного дела А.С.В. отложено в связи с отсутствием уточняющих сведений.
На основании приказа директора ФСИН России от 30 сентября 2022 года N 608 А.С.В. предоставлена единовременная социальная выплата в размере 8 230 423,50 рубля.
Денежные средства для выплаты единовременного денежного пособия были доведены 5 октября 2022 года.
Административный истец, его супруга и их несовершеннолетний ребенок обратились в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия ФСИН России, выразившегося в уклонении от принятия 7 апреля 2022 года решения о предоставлении единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья. Полагают, что оснований для отложения заседания не имелось, так как ФСИН России 1 марта 2022 года запросило уточняющие документы на А.С.В., которые в полном объеме в установленный срок направлены и получены сотрудником ФСИН России 6 апреля 2022 года, однако 7 апреля 2022 года не рассмотрены.
В результате допущенного бездействия, по мнению административного истца, семья А-вых недополучила во втором квартале 2022 года с учетом действующих на тот момент норм права, регулирующих расчет единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилья (ЕСВ), единовременную социальную выплату в размере 2 739 560,13 рублей.
Решением Кировского районного суда г. Самары от 29 декабря 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 14 мая 2024 года, в удовлетворении административных исковых требований А.С.В., А.Т., А.С.С. отказано.
В кассационной жалобе административные истцы ставят вопрос об отмене судебных актов судов обеих инстанций, как постановленных с нарушением норм материального права, просят принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований. В качестве доводов кассационной жалобы ее авторы, повторяя содержание административного искового заявления и апелляционной жалобы, утверждают, что у административного ответчика не имелось законных оснований для отложения рассмотрения вопроса по выплате семье А-вых денежной выплаты.
Участвующие в деле лица извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу
части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами обеих инстанций при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
Так, в соответствии с
пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Между тем по данному делу таких правовых условий не имеется.
Так, разрешая административный спор и принимая решение об отказе в удовлетворении административных требований, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что какого-либо неправомерного бездействия административным ответчиком при рассмотрении вопроса о выплате семье А-вых единовременной социальной выплаты не допущено.
Судебная коллегия находит выводы судов правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Так, отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, проходящих службу, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным
законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 283-ФЗ).
В силу
части 1 статьи 4 указанного Федерального закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в
части 3 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения
(пункт 1 части 3 статьи 4), является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров
(пункт 2 части 3 статьи 4).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
В силу
пункта 3 Правил единовременная социальная выплата предоставляется по решению руководителя федерального органа исполнительной власти или уполномоченного им руководителя, которое оформляется приказом с указанием размера единовременной социальной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения.
Расчет размера единовременной социальной выплаты осуществляется согласно приложению на основании общей площади жилого помещения, определяемой с учетом положений
пунктов 18 -
20 названных Правил, показателей средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъектам Российской Федерации, определяемых Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации ежеквартально, а также поправочных коэффициентов, установленных
пунктами 21 и
22 Правил (
пункт 17 Правил).
Приказом ФСИН России от 16 октября 2014 года N 550 утвержден
Порядок формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - Порядок).
В силу
пунктов 7.1.1,
7.2.1 Порядка комиссия осуществляет принятие документов для получения единовременной выплаты и их проверку на предмет соответствия перечню, определенному в
Правилах, а также установленному порядку их оформления. В целях выполнения возложенных на нее функций, комиссия вносит директору ФСИН России, начальнику территориального органа ФСИН России, образовательной организации ФСИН России соответственно предложения о предоставлении единовременной выплаты сотрудникам и гражданам из числа лиц, состоящих на учете для получения единовременной выплаты.
Ежегодно, до 1 февраля, а также при подготовке директору ФСИН России, начальнику территориального органа ФСИН России, образовательной организации ФСИН России предложений о предоставлении единовременной выплаты комиссии проводят уточнение сведений о сотрудниках и гражданах, состоящих на учете для получения единовременной выплаты, с внесением соответствующих изменений в Книгу учета граждан и учетные дела указанных лиц.
В целях подготовки директору ФСИН России предложений о предоставлении единовременной выплаты сотрудникам и гражданам из числа лиц, состоящих на учете для получения единовременной выплаты, комиссия ФСИН России направляет запросы в территориальные органы ФСИН России и образовательные организации ФСИН России о предоставлении уточняющих сведений об указанных лицах (далее - сведения). Территориальные органы ФСИН России и образовательные организации ФСИН России представляют в комиссию ФСИН России сведения не позднее двадцати дней со дня поступления вышеуказанных запросов (
пункт 7.2.5 Порядка).
Указанием ФСИН России от 19 ноября 2021 года N исх-05-79920 установлен алгоритм по организации работы по подготовке и направлению во ФСИН России пакета документов для принятия комиссией ФСИН решения о предоставлении единовременной социальной выплаты. Согласно данному указанию, при поступлении запросов из ФСИН России направлять на исполнения в подразделения собственной безопасности территориальных органов ФСИН России и секретарям соответствующих комиссией. Подразделениям собственной безопасности проводить проверочные мероприятия, предусмотренные данным указанием. Секретарям соответствующих комиссий организовать работу по сбору обновленного пакета документов в соответствии с
пунктом 7.2.5 Приказа и поступившим запросам с оформлением необходимых рапортов и сведений. Секретарям комиссий и подразделениям собственной безопасности при завершении работы по направлениям деятельности сопоставить полученную информацию, сверить ее актуальность, точность и достоверность. Формировать итоговый пакет документов с отражением в акте результатам проведенной проверки в двух экземплярах.
Как установлено судами и это следует из материалов дела, отложение рассмотрения материалов учетного дела А.С.В. было обусловлено необходимостью истребования уточняющих сведений.
Дополнительная информация поступила в УКСНЭР ФСИН России 6 апреля 2022 года и передана исполнителю 7 апреля 2022 года.
Возможности включить в проект протокола от 7 апреля 2022 года уточняющих материалов для рассмотрения на комиссии ФСИН России не предоставлялось возможным по причине их передачи исполнителю только в этот день и необходимости их изучения и анализа.
Исходя из этого судебные инстанции сделали правильный вывод о том, что отложение рассмотрения материалов учетного дела семьи А-вых было обусловлено наличием уважительных и объективных причин, равно как и то, что само по себе принятие комиссией решения по этому вопросу в иное время не свидетельствует о недополучении административными истцами единовременной социальной выплаты, размер которого определен административным ответчиком в соответствии с требованиями закона.
В этой связи у судов первой и апелляционной инстанций не имелось правовых условий для удовлетворения заявленных А-выми требований.
Поставленные по делу судебные акты основаны на правильном применении норм материального права и надлежащей оценке представленных сторонами доказательств.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов нижестоящих инстанций, направлены на их переоценку, вследствие ошибочного и произвольного толкования норм права, и не могут повлиять на правильность постановленных по делу судебных актов.
Таким образом, решение суда и апелляционное определение следует признать законными и обоснованными, а кассационную жалобу - не содержащей оснований для их отмены или изменения.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь
статьями 329,
330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Кировского районного суда г. Самары от 29 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 14 мая 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу А.С.В., А.Т., А.С.С. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 19 ноября 2024 года.