Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2024.12.02-2025.01.05) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 04.09.2024 N 88а-8408/2024 (УИД 27RS0002-01-2022-002229-02)
Категория: Споры в области обороны, воинской обязанности и военной службы.
Требования уполномоченного органа: Об обязании укомплектовать пожарно-химические станции.
Обстоятельства: Военный прокурор заявляет, что в ходе проверки было установлено нарушение требований законодательства в сфере пожарной безопасности: пожарно-химические станции не укомплектованы необходимыми пожарной техникой, инвентарем и оборудованием, что нарушает права и интересы неопределенного круга лиц.
Решение: Удовлетворено в части.
Кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 04.09.2024 N 88а-8408/2024 (УИД 27RS0002-01-2022-002229-02)
Категория: Споры в области обороны, воинской обязанности и военной службы.
Требования уполномоченного органа: Об обязании укомплектовать пожарно-химические станции.
Обстоятельства: Военный прокурор заявляет, что в ходе проверки было установлено нарушение требований законодательства в сфере пожарной безопасности: пожарно-химические станции не укомплектованы необходимыми пожарной техникой, инвентарем и оборудованием, что нарушает права и интересы неопределенного круга лиц.
Решение: Удовлетворено в части.
ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 сентября 2024 г. N 88а-8408/2024
Дело N 2а-1511/2023
Мотивированное кассационное определение составлено 16 сентября 2024 года.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А., Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 17 апреля 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению заместителя военного прокурора Хабаровского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А., выслушав возражения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Потаповой Е.Н. на доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
заместитель военного прокурора Хабаровского гарнизона, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Кировский районный суд города Хабаровска Хабаровского края с административным исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации (деле - Минобороны России), Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" (далее - ФКУ "ОСК ВВО"), в котором просил: возложить на Минобороны России и ФКУ "ОСК ВВО" обязанность в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу обеспечить: пожарно-химическую станцию (далее - ПХС) первого типа, расположенную в поселке Литовко Амурского района Хабаровского края, радиостанцией носимой - 4 шт., радиостанцией возимой - 3 шт., ранцами лесопожарными - 13 шт.; ПХС первого типа, расположенную в поселке Заветы Ильича Советско-Гаванского района Хабаровского края, мегафоном - 1 шт., ранцами лесопожарными - 14 шт., стволом пожарным ручным - 1 шт., разветвлением рукавным трехходовым - 1 шт., пилами поперечными - 3 шт.; ПХС второго типа, расположенную в городе Хабаровске, трактором для буксировки техники и вспомогательных работ - 1 шт.
В обоснование заявленных требований заместитель военного прокурора указал, что в ходе проведенной прокурорской проверки соблюдения должностными лицами Хабаровского филиала Федерального государственного автономного учреждения "Управление лесного хозяйства" Минобороны России (далее - ФГАУ "Оборонлес") требований законодательства в сфере пожарной безопасности установлено, что ПХС первого типа, расположенная в поселке Литовко Амурского района Хабаровского края, ПХС первого типа, расположенная в поселке Заветы Ильича Советско-Гаванского района Хабаровского края, и ПХС второго типа, расположенная в городе Хабаровске, не укомплектованы необходимыми пожарной техникой, инвентарем и оборудованием. ФГАУ "Оборонлес" неоднократно направляли заявки о необходимости соответствующего материально-технического обеспечения указанных выше ПХС, однако Минобороны России и ФКУ "ОСК ВВО" поступившие заявки не исполнили. Допущенное со стороны административных ответчиков незаконное бездействие нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц.
Решением Кировского районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 25 сентября 2023 года административное исковое заявление заместителя военного прокурора Хабаровского гарнизона удовлетворено. На Минобороны России, ФКУ "ОСК ВВО" возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить:
- ПХС первого типа, расположенную в поселке Литовко Амурского района Хабаровского края: радиостанцией носимой - 4 шт., радиостанцией возимой - 3 шт., ранцами лесопожарными - 13 шт.;
- ПХС первого типа, расположенную в поселке Заветы Ильича Советско-Гаванского района Хабаровского края: мегафоном - 1 шт., ранцами лесопожарными - 14 шт., стволом пожарным ручным - 1 шт., разветвлением рукавным трехходовым - 1 шт., пилами поперечными - 3 шт.;
- ПХС второго типа, расположенную в городе Хабаровске: трактором для буксировки техники и вспомогательных работ - 1 шт.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 17 апреля 2024 года решение Кировского районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 25 сентября 2023 года отменено, по делу принято новое решение, которым на ФКУ "ОСК ВВО" возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить:
- ПХС первого типа, расположенную в поселке Литовко Амурского района Хабаровского края, радиостанцией носимой - 4 шт., радиостанцией возимой - 3 шт.;
- ПХС первого типа, расположенную в поселке Заветы Ильича Советско-Гаванского района Хабаровского края, разветвлением рукавным трехходовым - 1 шт.;
- ПХС второго типа, расположенную в городе Хабаровске, трактором для буксировки техники и вспомогательных работ - 1 шт.
В удовлетворении остальной части заявленных административных исковых требований судом апелляционной инстанции было отказано.
7 августа 2024 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФКУ "ОСК ВВО", поданная через Кировский районный суд города Хабаровска Хабаровского края 17 июля 2024 года, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов нижестоящих инстанций обстоятельствам дела, допущенными нарушениями при применении норм материального и процессуального права, а также о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 13 августа 2024 года данная кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Из разъяснений, приведенных в
пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", следует, что производство в суде кассационной инстанции, порядок осуществления которого регламентируется нормами
главы 35 КАС РФ, предназначено для проверки законности и обоснованности вступивших в законную силу судебных актов, в отношении которых исчерпаны иные установленные
КАС РФ способы обжалования судебного акта до дня вступления его в законную силу.
Поскольку решение Кировского районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 25 сентября 2023 года отменено апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 17 апреля 2024 года с вынесением по делу нового решения, оно не вступило в законную силу, следовательно проверке на предмет законности и обоснованности судом кассационной инстанции подлежит только апелляционное определение.
Помимо прокурора, иные участвующие в деле лица, извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь
статьей 150,
частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с
частями 2 и
3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в
КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 17 апреля 2024 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Исходя из положений
статей 21,
35,
54 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 17 января 1992 года N 2202-1), при осуществлении надзора за соблюдением
Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций прокурор (заместитель прокурора) в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В силу положений
частей 1,
2 статьи 39,
части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 7 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со
статьями 81 -
84 Лесного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено Лесным
кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
Предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов, приобретение и содержание средств предупреждения и тушения лесных пожаров, противопожарную пропаганду и обучение населения мерам пожарной безопасности в лесах (
часть 1 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно
части 1 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества, а также участковые лесничества, которые могут создаваться в составе лесничеств.
Положениями
статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ) предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Из содержания
пункта 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" следует, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно
подпунктам 66,
71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082 (далее - Положение о Минобороны России), к полномочиям Минобороны России отнесены: организация развития системы обеспечения пожарной безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации и проведение мероприятий в области пожарной безопасности; осуществление правомочий собственника имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации.
В силу
пункта 5 Положения о Минобороны России данное министерство осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты), подведомственные Минобороны России организации.
В соответствии с
пунктом 8 Положения о военном округе Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 года N 177, органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, организации Вооруженных Сил Российской Федерации и военные комиссариаты, дислоцированные на территории военного округа или выполняющие задачи в границах ответственности военного округа, могут подчиняться командующему войсками военного округа непосредственно, оперативно или по специальным вопросам.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 февраля 2015 года N 60 (далее - Приказ) создано ФГАУ "Оборонлес", функции и полномочия учредителя которого осуществляет Минобороны России (
пункт 2 Приказа).
В соответствии с
пунктом 24 Приложения N 1 к Приказу в перечень филиалов созданного автономного учреждения включен Хабаровский филиал ФГАУ "Оборонлес", который располагается в пределах границ Восточного военного округа.
Приказом Федеральной службы лесного хозяйства Российской Федерации от 19 декабря 1997 года N 167 утверждено Положения о пожарно-химических станциях, согласно пункту 1 раздела I которого ПХС являются специализированными структурными подразделениями, организуемыми в лесхозах, в том числе лесхозах - техникумах, опытных и других специализированных лесхозах, национальных парках, государственных природных заповедниках федерального органа управления лесным хозяйством, а также лесопользователями, с целью предупреждения, своевременного обнаружения, ограничения распространения и ликвидации лесных пожаров.
В приложении N 2 к пункту 1 раздела VI указанного выше приказа приведен примерный
перечень противопожарной техники, средств тушения, оборудования, инвентаря, других материалов для оснащения ПХС.
Нормы обеспечения ПХС филиалов ФГАУ "Оборонлес" необходимой техникой, оборудованием и инвентарем установлены также приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 февраля 2016 года N 85.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов административного дела, в ходе проверки, проведенной прокуратурой Хабаровского гарнизона, выявлено ненадлежащее оснащение противопожарной техникой, средствами тушения, оборудованием и инвентарем ПХС первого и второго типа, входящих в состав Хабаровского филиала ФГАУ "Оборонлес" и расположенных в поселке Литовко Амурского района, поселке Заветы Ильича Советско-Гаванского района Хабаровского края и в городе Хабаровске.
Хабаровским филиалом ФГАУ "Оборонлес" в ФКУ "ОСК ВВО" неоднократно направлялись заявки на доукомплектование указанных выше ПХС необходимой техникой, оборудованием и инвентарем, которые исполнены не были.
Удовлетворяя заявленные заместителем военного прокурора административные исковые требования, Кировский районный суд города Хабаровска Хабаровского края, проанализировав положения Лесного
кодекса Российской Федерации, Федерального
закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ, Положения о Минобороны России, Приказа Федеральной службы лесного хозяйства Российской Федерации от 19 декабря 1997 года N 167, указал в решении, что со стороны Минобороны России и ФКУ "ОСК ВВО" допущено незаконное бездействие, нарушающее права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, которое выразилось в необеспечении ПХС Хабаровского филиала ФГАУ "Оборонлес" техникой, оборудованием и инвентарем в соответствии с установленными нормами. В связи с этим суд первой инстанции возложил на административных ответчиков обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить: ПХС первого типа, расположенную в поселке Литовко Амурского района Хабаровского края, радиостанцией носимой - 4 шт., радиостанцией возимой - 3 шт., ранцами лесопожарными - 13 шт.; ПХС первого типа, расположенную в поселке Заветы Ильича Советско-Гаванского района Хабаровского края, мегафоном - 1 шт., ранцами лесопожарными - 14 шт., стволом пожарным ручным - 1 шт., разветвлением рукавным трехходовым - 1 шт., пилами поперечными - 3 шт.; ПХС второго типа, расположенную в городе Хабаровске, трактором для буксировки техники и вспомогательных работ - 1 шт.
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда отменила решение суда первой инстанции и приняла по делу новое решение, которым возложила на ФКУ "ОСК ВВО" обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить: ПХС первого типа, расположенную в поселке Литовко Амурского района Хабаровского края, радиостанцией носимой - 4 шт., радиостанцией возимой - 3 шт.; ПХС первого типа, расположенную в поселке Заветы Ильича Советско-Гаванского района Хабаровского края, разветвлением рукавным трехходовым - 1 шт.; ПХС второго типа, расположенную в городе Хабаровске, трактором для буксировки техники и вспомогательных работ - 1 шт. Суд апелляционной инстанции указал, что незаконное бездействие допущено только со стороны ФКУ "ОСК ВВО", которое несмотря на поступление заявок от Хабаровского филиала ФГАУ "Оборонлес" по вопросу обеспечения техникой, оборудованием и инвентарем указанных выше ПХС, необходимых мер, направленных на удовлетворение этих заявок, не приняло. Также суд апелляционной инстанции указал, что на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции ФКУ "ОСК ВВО" частично исполнило требования заместителя военного прокурора, что не было учтено при вынесении решения.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с приведенными выводами суда апелляционной инстанции. Мотивы, по которым судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда пришла к таким выводам, подробно со ссылками на установленные по делу обстоятельства и нормы материального права изложены в обжалуемом судебном акте.
Согласно разъяснениям, приведенным в
пунктах 5,
9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", к бездействию относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). При предъявлении в суд требований об обязании наделенных публичными полномочиями органов и лиц совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод, законных интересов административного истца (заявителя) в сфере административных и иных публичных правоотношений такие требования подлежат квалификации как требования о признании незаконным соответствующего бездействия и об обязании совершить необходимые действия (
статья 124 КАС РФ).
Как верно указал суд апелляционной инстанции, ФКУ "ОСК ВВО" допустило незаконное бездействие, которое выразилось в непринятии необходимых мер, направленных на оснащение ПХС Хабаровского филиала ФГАУ "Оборонлес" техникой, оборудованием и инвентарем в соответствии с установленными нормами, несмотря на поступление соответствующих заявок от автономного учреждения, что нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц на обеспечение пожарной безопасности в лесах. Документов о том, что ФКУ "ОСК ВВО" запрашивало дополнительное бюджетное финансирование на данные цели, в материалах дела не имеется.
В силу
пункта 5 Положения о Минобороны России данное министерство осуществляет свои функции и полномочия учредителя ФГАУ "Оборонлес", в том числе через ФКУ "ОСК ВВО", на которое судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда верно возложила обязанность обеспечить ПХС Хабаровского филиала ФГАУ "Оборонлес" указанными в апелляционном определении противопожарной техникой и оборудованием.
Доводы кассационной жалобы не содержат указаний на обстоятельства, которые свидетельствовали бы о незаконности принятого по делу апелляционного определения, по существу эти доводы повторяют правовую позицию административного ответчика, изложенную им при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций. Вместе с тем соответствующая позиция уже была надлежащим образом исследована и отклонена судебной коллегией по административным делам Хабаровского краевого суда.
Таким образом, при рассмотрении административного дела судом апелляционной инстанции были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению административного спора, не допущено. Оснований для отмены или изменения апелляционного определения по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену обжалуемого судебного акта, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 328,
329,
330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 17 апреля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.