Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2024.12.02-2025.01.05) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 16.10.2024 N 88а-9864/2024 (УИД 27RS0001-01-2023-006159-18)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения; 2) О восстановлении на учете нуждающихся в жилом помещении.
Обстоятельства: Истица указала, что спорным решением ответчика не была снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с выездом на другое постоянное место жительства в другой регион. С решением она не согласна.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.
Кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 16.10.2024 N 88а-9864/2024 (УИД 27RS0001-01-2023-006159-18)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения; 2) О восстановлении на учете нуждающихся в жилом помещении.
Обстоятельства: Истица указала, что спорным решением ответчика не была снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с выездом на другое постоянное место жительства в другой регион. С решением она не согласна.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.
ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 октября 2024 г. N 88а-9864/2024
Дело N 2а-619/2024
Мотивированное кассационное определение изготовлено 28.10.2024.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Туктамышевой О.В., Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Хабаровской таможни на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 2 августа 2024 года, принятое по административному делу N 2а-619/2024, по административному иску К.Т. к Хабаровской таможне о признании незаконным решения, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
К.Т. обратилась в Центральный районный суд города Хабаровска с административным исковым заявлением к Хабаровской таможне, в котором с учетом уточнений просила признать право К.Т. состоять на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по Хабаровской таможне; признать незаконным решение комиссии Хабаровской таможни от ДД.ММ.ГГГГ о снятии К.Т. с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - ЕСВ) в связи с утратой оснований находиться на таком учете; обязать восстановить на учете К.Т. для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты первоначальной постановки на учет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование требований административный истец указала, что является пенсионером таможенных органов, общая продолжительность службы в таможенных органах составляет более 19 лет. Ввиду отсутствия благоустроенного жилого помещения она состояла в Хабаровской таможне в трех очередях: с ДД.ММ.ГГГГ на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий; с ДД.ММ.ГГГГ на учете в целях получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; с 2015 года на учете нуждающихся как государственный служащий, откуда была снята с учета сразу после увольнения.
Решением комиссии Хабаровской таможни, оформленным протоколом N от ДД.ММ.ГГГГ, К.Т. снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по Хабаровской таможне в связи с выездом на другое постоянное место жительства в другой регион.
Решением комиссии Хабаровской таможни от ДД.ММ.ГГГГ К.Т. снята с учета для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу таможенных органах Российской Федерации, на основании
подпункта "б" пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - Правила) в связи с улучшением жилищных условий, поскольку она является членом семьи собственника жилого помещения, своего сына, и была обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв. м в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Полагает указанное решение комиссии Хабаровской таможни от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, поскольку вопрос о ее регистрации по месту жительства в г. Санкт-Петербурге, территория Усть-Славянки, Советский проспект, <адрес>, стр. 1, <адрес>, уже был рассмотрен судом. Кроме того, фактически в спорной однокомнатной квартире <адрес> проживает две семьи. Указывает, что совместно с ФИО4, ее сыном, в указанном жилом помещении проживают супруга ФИО4 и его дочь, которые по указанному адресу не зарегистрированы. К.Т. указывает, что членом семьи сына ФИО4 не является, в связи с чем площадь вышеуказанной квартиры (33,5 кв. м) не подлежит учету при определении обеспеченности административного истца нормой площади жилого помещения.
Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 13 февраля 2024 года в удовлетворении административных исковых требований К.Т. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Центрального районного суда города Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ отменено в части отказа в признании незаконным решения комиссии Хабаровской таможни от ДД.ММ.ГГГГ, в указанной части принято новое решение, которым административные исковые требования К.Т. удовлетворены.
Признано незаконным решение комиссии Хабаровской таможни по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и граждан Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленное протоколом N от ДД.ММ.ГГГГ, о снятии К.Т., уволенной со службы в таможенных органах Российской Федерации, с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, по
подпункту "б" пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369.
На административного ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о правомерности нахождения К.Т. на учете для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с
постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации" в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
18 сентября 2024 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Хабаровской таможни, поданная через Центральный районный суд города Хабаровска 4 сентября 2024 года, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований К.Т.
В кассационной жалобе представитель таможни ссылается на наличие правовых оснований для снятия К.Т. с учета, поскольку последней утрачено основание для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием необходимых условий, предусмотренных
пунктом 2 части 3 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ, так как К.Т. сменила место жительства и зарегистрирована в квартире, собственником которой является ее сын - ФИО4, при этом К.Т. является членом семьи своего сына, а в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в спорной квартире проживало два человека, мать и сын, принимая во внимание общую площадь жилого помещения и количество зарегистрированных в жилом помещении лиц, площадь квадратных метров на одного человека составила 16,75 кв. м, что превышает норму - 15 кв. м на одного члена семьи, следовательно, имеется улучшение жилищных условий и истицей утрачены основания для получения социальной выплаты. Судом апелляционной инстанции не правильно применены положения
статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации,
части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 24 сентября 2024 года кассационная жалоба Хабаровской таможни передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание помимо представителей Хабаровской таможни не явились, в соответствии с
частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителей административного ответчика, с учетом требований
части 2 статьи 329 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с
частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемого судебного постановления суда апелляционной инстанции в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлено.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ установлено, что гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу, в том числе в таможенных органах Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, урегулированы Федеральным
законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 283-ФЗ).
Как следует из материалов дела К.Т. решением Комиссии поставлена на учет со ДД.ММ.ГГГГ для предоставления единовременной социальной выплаты согласно
подпункту 1 пункта 3 статьи 4 Федерального закона - не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения. При этом комиссией установлено, что К.Т. является пенсионером таможенных органов, общая продолжительность службы для предоставления единовременной социальной выплаты в календарном исчислении составляет 19 лет 01 месяц 19 дней, службу проходила на территории Хабаровского края, количество членов семьи учитываемых при расчете единовременной социальной выплаты: отсутствуют, претендует только на себя.
ДД.ММ.ГГГГ в связи с выявлением в предоставленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий К.Т. снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ снята и с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с утратой оснований находиться на таком учете.
Вступившим в законную силу решением Центрального районного суда города Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ за К.Т. признано право состоять на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; признано незаконным решение Хабаровской таможни от ДД.ММ.ГГГГ о снятии К.Т. с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; на ответчика возложена обязанность восстановить истца на таком учете со ДД.ММ.ГГГГ.
Из ответа Дальневосточного таможенного управления (далее - ДВТУ) от ДД.ММ.ГГГГ N/К-0884 следует, что К.Т. восстановлена на учете для получения ЕСВ с даты первоначальной постановки на учет - ДД.ММ.ГГГГ, на 1 полугодие 2023 года бюджетные ассигнования на предоставление ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения Хабаровской таможне не выделялись, лимиты на 2 полугодие 2023 года не поступали.
Письмом Дальневосточного таможенного управления от ДД.ММ.ГГГГ N Хабаровской таможне поручено повторно рассмотреть вопрос о наличии у К.Т. оснований состоять на учете для получения ЕСВ.
Согласно справке о регистрации, выданной СПб ГКУ "Жилищное агентство Невского района Санкт-Петербурга" ДД.ММ.ГГГГ, в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, Усть-Славянка, <адрес>, стр. 1, <адрес>, зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ К.И. (собственник), ДД.ММ.ГГГГ года рождения; с ДД.ММ.ГГГГ - К.Т. (пользователь), ДД.ММ.ГГГГ года рождения; с ДД.ММ.ГГГГ - ФИО5 (пользователь), ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Таким образом, К.Т. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу г. Санкт-Петербург, Усть-Славянка, <адрес>, стр. 1, <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ решением комиссии Хабаровской таможни по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и граждан Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - Комиссия) оформленным протоколом N от ДД.ММ.ГГГГ, К.Т. снята с учета для получения ЕСВ по
подпункту "б" пункта 15 Правил (в связи с улучшением жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты) с ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование принятого решения комиссией указано, что поскольку в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обеспеченность общей площадью жилого помещения составляла 16,75 кв. м на каждого зарегистрированного в квартире человека (ФИО1 и ФИО4), К.Т. являлась членом семьи собственника жилого помещения и обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв. м, жилищные условия были улучшены (т. 1 л.д. 78-83). О снятии с учета на получение ЕСВ ФИО6 уведомлена Хабаровской таможней ДД.ММ.ГГГГ.
В ответе Хабаровской транспортной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ на обращение К.Т. о несогласии с решением Хабаровской таможни о снятии с учета, сообщено, что комиссией таможенного органа не учтено, что ФИО4, состоящий в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ, К.Т., в период с 15 февраля по ДД.ММ.ГГГГ проживали в однокомнатной квартире в составе двух семей (с совершеннолетним сыном, зарегистрированным по месту жительства, состоящем в зарегистрированном браке), в связи с чем основания для предоставления ЕСВ не утрачены. По указанному факту в адрес руководителя Хабаровской таможни внесено представление об устранении нарушений закона.
Согласно решению комиссии Хабаровской таможни по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и граждан Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленным протоколом N от ДД.ММ.ГГГГ, решение комиссии, оформленное протоколом заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N о снятии К.Т. с учета для получения ЕСВ по
подпункту "б" пункта 15 Правил (в связи с улучшением жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения ЕСВ) признано законным.
Отказывая в удовлетворении требований административного истца и признавая законным оспариваемое решение, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что К.Т. утрачено основание для получения ЕСВ на основании
статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ в связи с отсутствием необходимых условий, предусмотренных
пунктом 2 части 3 данной нормы, так как обеспеченность общей площадью жилого помещения К.Т. в период с 15 февраля по ДД.ММ.ГГГГ исходя из количества зарегистрированных лиц в квартире по адресу <адрес>, Усть-Славянка, <адрес>, стр. 1, <адрес>, составила 16.75 кв. м, что превышает норму (15 кв. м на одного члена семьи), полагая при этом, что К.Т. является членом семьи своего сына, собственника указанного жилого помещения, поскольку ФИО4 вселив и зарегистрировав К.Т. признал административного истца членом семьи. Суд первой инстанции также указал на невозможность применения в данном случае
пункта 7 части 3 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ, так как супруга ФИО4 в квартиру не вселена, а сама К.Т. в браке не состоит (вдова).
Отменяя решение суда первой инстанции в части отказа в признании незаконным решения комиссии Хабаровской таможни от ДД.ММ.ГГГГ, принимая в указанной части новое решение о признании незаконным решения Хабаровской таможни от ДД.ММ.ГГГГ, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федерального
закона N 283-ФЗ,
частей 1,
2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации,
пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации",
определением Конституционного суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 1655-О, положениями
частей 1,
2 статьи 31 Семейного кодекса Российской Федерации, согласно которым, нажитое супругами во время брака имущество является их совместной собственностью, пришел к выводу о том, что со стороны К.Т. отсутствует улучшение жилищных условий, в связи с чем
подпункт "б" пункта 15 Правил к К.Т. не применим.
При этом исходил из того, что спорное жилое помещение приобретено в собственность К.И. в период брака и находится в общей совместной собственности сына истицы К.И. и его супруги ФИО7 (невестки истца), полагал, что К.Т. членом семьи сына К.Т. не является, кроме того, на момент принятия Хабаровской таможней ДД.ММ.ГГГГ оспариваемого решения с учетом регистрации в указанной квартире ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 обеспеченность общей площадью жилого помещения К.Т. составляла менее 15 кв. м.
Оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суд апелляционной инстанции пришел к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемом судебном акте.
В соответствии с
частью 1 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
В соответствии с
частью 3 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник, в том числе, является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (
пункт 2 части 3 статьи 4 указанного Закона); проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке (
пункт 7 части 3 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ).
Частью 5 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу требований
части 6 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. Данный
пункт также содержит перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.
Состав членов семьи определяется в соответствии с Жилищным
кодексом Российской Федерации (
часть 1 статьи 6 Федерального закона N 283-ФЗ).
В соответствии с
частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В силу
части 2 статьи 31 ЖК РФ вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В
абзаце шестом пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно
статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных
Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
Суд апелляционной инстанции установил, что на момент принятия оспариваемого решения К.Т. не имела жилья в собственности или в пользовании по договору социального найма, являлась вдовой, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована сыном ФИО4 в жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности, которое приобретено в период брака и находится в общей совместной собственности сына истицы ФИО4 и его супруги ФИО7 (невестки истца), с ДД.ММ.ГГГГ в указанном жилом помещении зарегистрирована дочь К.Т. и сестра ФИО4 - ФИО5, согласно справке о регистрации в жилом помещении с указанием категории гражданина проживающего в нем, К.Т. зарегистрирована в спорном жилом помещении как пользователь.
При таких обстоятельствах, учитывая вышеизложенные положения законодательства, регулирующего спорные правоотношения, поскольку административный истец не имела жилья в собственности или в пользовании по договору социального найма, фактически К.Т. вселена в жилое помещение - однокомнатную квартиру, принадлежащее на праве собственности ее сыну, не в качестве члена семьи, а как пользователь жилого помещения, учитывая, что административный истец состояла на учете для получения единовременной социальной выплаты составом семьи - один человек, выводы суда апелляционной инстанции о том, что К.Т. не является членом семьи своего сына, состоящего в зарегистрированном браке, ее обеспеченность общей площадью жилого помещения составляла менее 15 кв. м и с ее стороны отсутствует улучшение жилищных условий, являются верными.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения в указанной части административных исковых требований, обоснованно возложив на административного ответчика в целях восстановления нарушенного права административного истца обязанность повторно рассмотреть вопрос о правомерности нахождения К.Т. на учете для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с
постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации" в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
По мнению судебной коллегии суда кассационной инстанции, данные выводы суда апелляционной инстанции являются верными, подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями
статей 62 и
84 КАС РФ, а также на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию заявителя в суде первой и апелляционной инстанций, в обжалуемом судебном акте указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со
статьей 84 КАС РФ.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, указанных в
статье 328 КАС РФ, судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Оснований для отмены или изменения судебных актов, предусмотренных
частью 1 статьи 310 КАС РФ, также не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 328,
329 и
330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 2 августа 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Хабаровской таможни - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта суда первой инстанции.