Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2024.12.02-2025.01.05) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 12.12.2023 по делу N 88-30423/2023, 2-868/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Смоленского областного суда от 10.08.2023 N 33-2221/2023 (УИД 67RS0003-01-2022-006930-75)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О возложении обязанности назначить пенсию; 2) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истцу необоснованно отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.


Апелляционное определение Смоленского областного суда от 10.08.2023 N 33-2221/2023 (УИД 67RS0003-01-2022-006930-75)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О возложении обязанности назначить пенсию; 2) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истцу необоснованно отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.

СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 августа 2023 г. N 33-2221/2023
Дело N 2-868/2023
67RS003-01-2022-006930-75
Судья: Селезенева И.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
Председательствующего: судьи Шитиковой Т.М.,
судей: Коженовой Т.В., Филенковой С.В.
при помощнике судьи И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе С. на решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 14 марта 2023 г.
Заслушав доклад судьи Шитиковой Т.М., объяснения представителя С. - В., поддержавшей доводы жалобы, возражения представителей Главного управления МЧС России по Смоленской области Л., Н., представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Смоленской области Ф. на жалобу, судебная коллегия
установила:
С. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Смоленской области (далее - пенсионный орган) о включении в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периода работы с 01.10.1993 по 04.06.2004 в органах противопожарной службы на должностях начальствующего состава в УГПС МЧС РФ по Смоленской области, и назначении досрочной страховой пенсии по старости с 03.07.2022.
В обоснование иска указал, что решением ответчика от 29.11.2022 N 193297/22 ему необоснованно отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа, в который необоснованно не включен спорный период его работы в органах противопожарной службы на должностях начальствующего состава в УГПС МЧС РФ по Смоленской области со ссылкой на то, что этот период службы происходил в государственной противопожарной службе субъекта РФ, а не в государственной противопожарной службе федерального органа исполнительной власти.
Полагает, что в спорный период отряд государственной противопожарной службы имел статус федерального государственного учреждения и находился в подчинении МЧС России, т.е. входил в состав Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В судебном заседании представитель истца В. иск поддержала.
Представитель пенсионного органа А., не признав иск, указала на отсутствие оснований для включения спорного периода в страховой стаж истца и назначения досрочной страховой пенсии. В спорный период истец проходил службу в Государственной противопожарной службе субъекта РФ, в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета период его работы после 01.04.1996 отражен без кода особых условий труда.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Главного управления МЧС России по Смоленской области, Н., заявленные требования нашла не подлежащими удовлетворению, указав, что период службы истца в должностях государственной противопожарной службы МВД, должен быть учтен в выслугу лет при исчислении пенсии по линии силового ведомства и не может быть засчитан в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости по п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ.
Решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 14.03.2023 в удовлетворении исковых требований С. отказано.
В апелляционной жалобе С. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, имеют мужчины и женщины по достижению возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно подпункту "л" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правилам исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций / природного и техногенного характера, применяется Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437 (далее - Список N 437).
Согласно Списку N 437 правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости пользуются пожарный (боец, респираторщик), водитель (шофер) автомобиля (пожарного), командиры отделения, пожарной части (команды), части пожарной охраны, отдельного поста, пожарного поезда, начальники караула пожарной части.
Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 18.06.2002 N 437 предусмотрено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным настоящим Постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в Федеральный закон от 21.09.1994 N 69-ФЗ внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2005 года, в соответствии с которыми Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 положения о Федеральной противопожарной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2005 N 385, федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
На федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ (статья 16), Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента РФ от 11.07.2004 N 868 (пункт 8), и Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20.06.2005 N 385 (пункт 6), возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательных работ на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия населения народов РФ, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.
Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и не входит в структуру Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 05.02.2009 N 552-0-0, досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно исходил из того, что на основании п. 18 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ правом на досрочную страховую пенсию по старости обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, то есть только сотрудники федеральной противопожарной службы.
Досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов РФ не установлено.
В силу ст. 2 Указа Президента РФ от 09.11.2001 N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" лица рядового и начальствующего состава и работники Государственной противопожарной службы МВД России считаются с 1 января 2002 г. соответственно проходящими службу (работающими) в Государственной противопожарной службе МЧС России в занимаемых должностях без проведения их переаттестации и переназначения; до принятия соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации порядок и условия прохождения службы лицами рядового и начальствующего состава, а также организация деятельности работников МЧС России регламентируются Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 N 4202-1, Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В ходе преобразования до 01.01.2002 Государственной противопожарной службы МВД России в Государственную противопожарную службу МЧС России военнослужащие, проходившие военную службу по контракту в МВД России, с их согласия могли быть переведены в МЧС России для дальнейшего прохождения военной службы в порядке, установленном Положением; правовой статус сотрудников и работников Государственной противопожарной службы не является тождественным, в том числе и в вопросах, связанных с пенсионным обеспечением.
Право на пенсию сотрудников органов внутренних дел реализуется по нормам Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовноисполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон N 4468-1) в рамках государственного пенсионного обеспечения. Для данной категории граждан предусмотрена такая мера государственной социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги независимо от возраста военнослужащих, а финансирование пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Периоды военной службы согласно ст. 12 Федерального закона N 400-ФЗ включаются в страховой стаж. В стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды военной службы не включаются. Аналогичные нормы предусматривались и ранее действовавшим пенсионным законодательством (Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" 1, Закон Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации").
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной, в том числе, в Определении от 28.06.2022 N 1548-0, при определении льготных условий приобретения права на назначение страховой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа и закрепление различного порядка учета военной, а также другой приравненной к ней службы в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (с учетом законодательства, V действовавшего в период выполнения указанных работ). Решение законодателя не включать периоды прохождения такой службы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, будучи основанным на объективных критериях, само по себе не может рассматриваться как нарушающее принцип равенства всех перед законом либо как ограничивающее право граждан на пенсионное обеспечение.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 23.11.2022 С. (в возрасте 50 лет), обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ.
Решением ответчика от 29.11.2022 N 193297/22 ему отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа работы 25 лет. Не включен в специальный стаж период с 01.10.1993 по 04.06.2004 (10.10.03) в органах противопожарной службы на должностях начальствующего состава в УГПС МЧС РФ по Смоленской области со ссылкой на то, что Государственная противопожарная служба в УГПС МЧС РФ по Смоленской области относилась к противопожарной службе субъекта РФ, а не к Государственной противопожарной службе федерального органа исполнительной власти.
На дату обращения (23.11.2022) страховой стаж истца составляет 27 лет 11 месяцев 08 дней, специальный стаж - 14 лет 10 месяцев 09 дней.
Исходя из сведений, содержавшихся в трудовой книжки С.В.В., с 01.10.1993 по 04.06.2004 он проходил службу в УГПС МЧС РФ по Смоленской области в органах противопожарной службы на должностях начальствующего состава непрерывно 10 лет 08 месяцев дня.
Согласно справки N 499-9-28 от 20.09.2022 Главного управления МЧС России по Смоленской области, в период с 01.10.1993 по 04.06.2004 истец проходил службу в УГПС МЧС Российской Федерации по Смоленской области.
С 16.01.2008 по 31.12.2008 работал в государственном учреждении "Отряд Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям ликвидации последствий стихийных бедствий по Смоленской области" пожарная часть N 15 в должности водителя автомобиля 2 класса по 7 разряду.
В период с 01.01.2009 по 01.10.2010 работал в государственном учреждении "1 отряд федеральной противопожарной службы по Смоленской области" в 15 пожарной части на должности водителя автомобиля 2 класса.
01.10.2010 государственное учреждение "1 отряд федеральной противопожарной службы по Смоленской области" реорганизовано в форме слияния в государственное учреждение "Отряд федеральной противопожарной службы по Смоленской области" (ОФПС по Смоленской области).
11.10.2011 государственное учреждение "Отряд федеральной противопожарной службы по Смоленской области переименовано в федеральное государственное казенное учреждение "Отряд федеральной противопожарной службы по Смоленской области" (ФГКУ "ОФПС то Смоленской области").
01.04.2014 1 отряд федеральной противопожарной службы федерального государственного казенного учреждения "Отряд федеральной противопожарной службы по Смоленской области" реорганизован в 15 пожарную часть федерального государственного казенного учреждения "Отряд федеральной противопожарной службы по Смоленской области".
01.02.2016 15 пожарная часть федерального государственного казенного учреждения "Отряд федеральной противопожарной службы по Смоленской области" переименована в 15 пожарно-спасательную часть федерального государственного казенного учреждения "Отряд федеральной противопожарной службы по Смоленской области". Наименование должности "водитель автомобиля" изменено на "водитель автомобиля (пожарного)" (приказ ГУ МЧС России по Смоленской области от 28.01.2016 N 40)".
31.12.2019 истец уволен в связи с переводом в Главное управление МЧС России по Смоленской области, п. 5 ч. 1 ст. 77 ТК РФ
С 01.01.2020 по настоящее время С. работает в 15 пожарно-спасательной части (по охране г. Десногорск) отряда федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы в должности водителя автомобиля (пожарного). В названные периоды имел постоянную занятость в течение полного рабочего дня в качестве водителя автомобиля (пожарного), его должность водителя являлась гражданской.
Согласно сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, индивидуальные сведения на С. за период с 01.10.1993 по 04.06.2004 представлены без указания кода особых условий труда.
Проанализировав вышеназванные нормы права, суд первой инстанции правомерно признал, что действующим законодательством определен порядок сохранения пенсионных прав лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет, при этом установлено правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы только в страховой стаж, при этом правовых норм относительно зачета периодов службы в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, действующее законодательство не содержит.
Учитывая, что в период с 01.10.1993 по 04.06.2004 истец служил в противопожарной службе, входившей в состав Министерства внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы МЧС России по Смоленской области, суд пришел к правильному выводу о том, что он не подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ, а также, принимая во внимание, что занятость истца в этих условиях в спорный период работодателем документально не подтверждена, обоснованно отказал в удовлетворении иска.
Доводы в жалобе С. на то, что в периоды службы и работы в статусе гражданского работника его должностные обязанности и характер работы по существу не менялись, не является основанием для отмены решения суда.
Так, служба в органах внутренних дел является особым видом службы. Право на пенсию сотрудников органов внутренних дел реализуется по нормам Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" в рамках государственного пенсионного обеспечения. Для данной категории граждан предусмотрена такая мера государственной социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги независимо от возраста военнослужащих, а финансирование пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1, засчитывается только в страховой стаж, а не в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Ранее действовавшим пенсионным законодательством время службы в органах внутренних дел также засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж, что прямо вытекает из смысла ст. ст. 14, 88 и 90 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Действующим законодательством определен порядок сохранения пенсионных прав лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет, при этом установлено правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы только в страховой стаж. Правовых норм относительно зачета периодов службы в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, действующее законодательство не содержит.
Поскольку спорный период является периодом службы истца в органах внутренних дел, суд пришел к верному выводу о том, что он не подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Доводы апелляционной жалобы по существу повторяют правовую позицию истца, исследованную судом и получившую надлежащую оценку в решении, не опровергают выводы суда, поэтому не являются основанием для отмены оспариваемого решения, постановленного судом с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 14 марта 2023 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу С. - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11.08.2023.