Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2024.12.02-2025.01.05) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 10.10.2024 N 33-26339/2024 (УИД 78RS0006-01-2024-000036-82)
Категория: Споры с органами прокуратуры.
Требования: Об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: По результатам плановой выездной проверки многофункционального здания, находящегося в управлении ответчика, выявлены нарушения требований пожарной безопасности, которые негативно влияют на безопасность людей, а также на возможность успешного тушения пожара и проведение спасательных работ подразделениями пожарной охраны.
Решение: Удовлетворено.


Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 10.10.2024 N 33-26339/2024 (УИД 78RS0006-01-2024-000036-82)
Категория: Споры с органами прокуратуры.
Требования: Об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: По результатам плановой выездной проверки многофункционального здания, находящегося в управлении ответчика, выявлены нарушения требований пожарной безопасности, которые негативно влияют на безопасность людей, а также на возможность успешного тушения пожара и проведение спасательных работ подразделениями пожарной охраны.
Решение: Удовлетворено.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 октября 2024 г. N 33-26339/2024
Судья: Шамиева Я.В.
УИД: 78RS0006-01-2024-000036-82
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
Председательствующего Осининой Н.А.,
Судей Байковой В.А., Яшиной И.В.,
При помощнике судьи Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников недвижимости "Торговый комплекс Ульянка" на решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 14 мая 2024 года по иску прокурора Кировского района Санкт-Петербурга в защиту неопределенного круга лиц к товариществу собственников недвижимости "Торговый комплекс Ульянка" об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Осининой Н.А., выслушав возражения прокурора Амелькович Е.С., объяснения представителя третьего лица ОНД Кировского района УНД ГУ МЧС России - М., судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда,
установила:
Прокурор Кировского района Санкт-Петербурга обратился в Кировский районный суд Санкт-Петербурга в интересах неопределенного круга лиц с иском к ТСН "Торговый комплекс Ульянка", в котором, с учетом определения Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 14.05.2024 о прекращении производства по части исковых требований в связи с отказом от иска, просит обязать ответчика в течение 60 дней с момента вступления решения в законную силу устранить нарушения пожарной безопасности в помещении, расположенном по адресу Санкт-Петербург, пр. Ветеранов, д. 101, корп. 1, лит. А, а именно:
- установить пределы огнестойкости не менее REI 90 на участках междуэтажных перекрытий, используемых для выделения объема лестничной клетки в местах смещения внутренних стен лестничной клетки от вертикальной оси;
- установить для эвакуации с этажей здания устройства общих незадымляемых лестничных клеток типа Н2 с шириной лестничных маршей не менее 1,35 м;
- поставить устройство в наружных стенах на каждом этаже лестничных клеток типа Н2 не открывающихся окон с площадью остекления не менее 1,2 м кв.;
- в системе приточной противодымной вентиляции, обеспечивающей подачу наружного воздуха в незадымляемые лестничные клетки типа Н2 установить резервный вентилятор, автоматически включающийся при неисправности основного вентилятора;
- установить двери с пределом огнестойкости не менее EIS 60 в дверных проемах эвакуационных лестничных клеток типа Н2, за исключением дверей выхода наружу;
- установить на дверях выхода наружу из лестничных клеток устройства "Антипаника";
- отделить помещения кинозалов от примыкающих помещений противопожарными перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 90 с заполнением проемов элементами заполнения (дверями, клапанами) 1-го типа;
- защитить проемы кинопроекционных в кинозал противопожарными шторами или окнами с пределом огнестойкости не менее EI(EIW) 30;
- отделить помещения кинопроекционных от примыкающих помещений противопожарными перегородками с пределом огнестойкости не менее EI90 с заполнением проемов элементами заполнения (дверями, клапанами) 2-го типа;
- оборудовать и обеспечить кинозалы двумя эвакуационными выходами;
- разработать и разместить на видных местах в здании планы эвакуации в фотолюминесцентном исполнении;
- обозначить на лестницах и лестничных клетках ступени различной шириной проступи и различной высоты, сигнальной разметкой, выполненной по ГОСТ Р 12.2.143-2009;
- обеспечить на путях эвакуации (коридорах, холлах, вестибюлях, фойе, галереях, лестничных клетках) аварийное освещение; оборудовать помещения системами пожарной сигнализации (СПС) адресного типа;
- обеспечить ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности (системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре);
- обеспечить хранение проектной документации на объекте на систему АПС и СОУЭ.
Решением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 14.05.2024 исковые требования прокурора Кировского района Санкт-Петербурга в защиту неопределенного круга лиц к ТСН "Торговый комплекс Ульянка" об обязании совершить определенные действия - удовлетворены, суд обязал ответчика в течение 120 дней с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения пожарной безопасности в помещении, расположенном по адресу Санкт-Петербург, пр. Ветеранов, д. 101, к. 1, лит. А, выполнив вышеуказанные действия. Также судом первой инстанции с ответчика в доход бюджета Санкт-Петербурга взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.
В апелляционной жалобе ТСК "Торговый дом Ульянка" выражает несогласие с постановленным решением суда, просит его изменить в части установления иного срока устранения нарушений.
Ответчик ТСК "Торговый дом Ульянка" в заседание судебной коллегии не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом согласно требованиям ст. 113 ГПК РФ, ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причины своей неявки, в судебную коллегию не представил. При таком положении в соответствии со ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях относительно жалобы.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, судебная коллегия приходил к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ТСН "Торговый комплекс Ульянка" управляет домом, расположенным по адресу Санкт-Петербург, пр. Ветеранов, д. 101, к. 1, лит. А.
Прокуратурой района совместно с сотрудниками Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Кировского района управления по Кировскому району Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в отношении ответчика, по результатам которой установлено следующее.
ОНДПР Кировского района УНДПР ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу в период с 26.06.2023 по 29.06.2023 по результатам плановой выездной проверки объекта защиты - многофункционального здания, расположенного по адресу Санкт-Петербург, пр. Ветеранов, д. 101, корп. 1, лит. А, выявлены нарушения требований пожарной безопасности, которые до настоящего времени не устранены, а именно:
- участки междуэтажных перекрытий, используемых для выделения объема лестничной клетки (в местах смещения внутренних стен лестничной клетки от вертикальной оси) не соответствуют пределов огнестойкости;
- для эвакуации с этажей здания не предусмотрено устройство общих незадымляемых лестничных клеток типа Н2 с шириной лестничных маршей не предусмотрено устройство не открывающихся окон с площадью остекления не менее 1,2 м кв. В системе приточной противодымной вентиляции, обеспечивающей подачу наружного воздуха в незадымляемые лестничные клетки типа Н2, не предусмотрен резервный вентилятор, автоматически включающийся при неисправности основного вентилятора;
- выходы из всех лестничных клеток типа Н2 не предусмотрены непосредственно наружу;
- не установлены двери с пределом огнестойкости не менее EIS 60 в дверных проемах эвакуационных лестничных клеток типа Н2, за исключением дверей выхода наружу. На дверях выхода наружу из лестничных клеток не установлено устройство "Антипаника" (для двупольных дверей устройства "Антипаника" должны быть установлены на обеих створках);
- помещения кинозалов не отделены от примыкающих помещений противопожарными перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 90 с заполнением проемов элементами заполнения (дверями, клапанами) 1-го типа. Проемы кинопроекционных в кинозал не защищены противопожарными шторами или окнами с пределом огнестойкости не менее EI(EIW) 30. Помещения кинопроекционных не отделены от примыкающих помещений противопожарными перегородками с пределом огнестойкости не менее EI90 с заполнением проемов элементами заполнения (дверями, клапанами) 2-го типа;
- в каждом кинозале отсутствует менее двух эвакуационных выходов. Один из эвакуационных выходов из каждого кинозала должен вести в фойе кинокомплекса, выделенное от примыкающих помещений противопожарными перегородками с пределом огнестойкости не менее EI(EIW) 90 и ведущее непосредственно в незадымляемые лестничные клетки типа Н2;
- здание не оборудовано фотолюминесцентными эвакуационными системами, выполненными в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2009, а именно:
- на путях эвакуации (коридорах, холлах, вестибюлях, фойе, галереях, основных эвакуационных проходах зальных помещений, лестничных клетках) предусмотреть фотолюминесцентные указатели направления эвакуации (стрелки);
- не обеспеченна разработка и размещение на видных местах в здании планов эвакуации в фотолюминесцентном исполнении;
- на лестницах и лестничных клетках ступени различной шириной проступи и различной высоты, которые не обозначены сигнальной разметкой, выполненной по ГОСТ Р 12.2.143-2009. При этом на уровне пола, марша или площадки такой лестницы или лестничной клетки следует предусмотреть аварийное освещение по СП 52.13330.2016 "Естественное и искусственное освещение", обеспечивающее освещенность не менее 5 лк. Аварийное освещение должно обеспечиваться Гой категорией надежности электроснабжения с применением кабелей нг-FRLS или нг-FRHF.
- на путях эвакуации (коридорах, холлах, вестибюлях, фойе, галереях, лестничных клетках), а также в торговых залах, для покрытия пола не используются негорючие материалы класса КМО;
- на путях эвакуации (коридорах, холлах, вестибюлях, фойе, галереях, лестничных клетках) не установлено аварийное освещение, отвечающее следующим требованиям:
- мощность и размещение светильников эвакуационного освещения не предусмотрены из условия создания освещенности на полу, а на лестнице 1-го типа на уровне лестничных площадок и маршей, не менее 3 лк;
- отсутствуют светильники эвакуационного освещения с автономными источниками электроснабжения, обеспечивающими время работы светильников не менее 1,5 часов;
- не имеются линии электропитания светильников эвакуационного освещения огнестойкими проводами с типом исполнения нг-FRLS или нг-FRHF и со временем сохранения работоспособности не менее 90 мин;
- во всех помещениях (кроме помещений указанных в п. 4.4 СПТ 486.1311500.2020, за исключением производственных и складских помещений категории В4) отсутствует защита системами пожарной сигнализации (СПС) адресного типа. Автоматический запуск систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре и противодымной защиты должен быть предусмотрен от указанной СПС. Системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации;
- отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей 4-го типа. Управление системой оповещения следует осуществлять из помещения с круглосуточным пребыванием дежурного персонала;
- все помещения (кроме помещений указанных в п. 4.4 СП 486.1311500.2020) не защищены установками автоматического водяного спринклерного пожаротушения (АУПТТ) с двукратным увеличением интенсивности орошения установками автоматического пожаротушения по сравнению с требованиями нормативных документов. При невозможности применения в качестве огнетушащего вещества воды, отдельные помещения (серверные, электрощитовые и т.п.) допускается защищать другим огнетушащим составом;
- при расстоянии от центра термочувствительного элемента теплового замка спринклера до плоскости перекрытия более 0,4 м, спринклеры не оборудованы теплоотражающими экранами из негорючих материалов размером: круглые - диаметром не менее 40 см, квадратные - со стороной не менее 40 см. При этом расстояние от 15 перекрытия до центра термочувствительного элемента теплового замка спринклерного оросителя не должно превышать 1,5 м;
- все работники объекта не обеспечены средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека, (далее по тексту - СИЗОД) от токсичных продуктов горения (типа капюшон), со временем работы не менее времени эвакуации, но не менее 20 мин. Места хранения СИЗОД должны располагаться вблизи рабочих мест и должны обозначаться знаком F06 по ГОСТ 12.4.026-2015. Порядок и места хранения СИЗОД должен быть отражен в инструкциях о мерах пожарной безопасности;
- не эффективность проводимых мероприятий по обеспечению пожарной безопасности людей при пожаре, изложенных в настоящих СТУ (в том числе в местах заужения эвакуационных путей и выходов), и безопасная эвакуация людей из здания должны быть подтверждены расчетным путем по методике, утвержденной приказом МЧС России от 30.06.2009 N 382;
- не обеспечено проведение практических тренировок работников Объекта по отработке действий при пожаре, в том числе использование СИЗОД, внутреннего противопожарного водопровода, первичных средств пожаротушения и организации эвакуации посетителей;
- не разработаны для объекта документы предварительного планирования действий по тушению пожаров проведению аварийно-спасательных работ (план тушения пожара) и согласовать его с ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу;
- правообладатель объекта защиты не обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности (системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре), эксплуатируемых сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации, до их замены в установленном порядке (фактически - СОУЭ принята в эксплуатацию в 2007 году, а информации о возможности дальнейшей эксплуатации указанных средств в паспортах на изделия не имеется);
- система оповещения и управления эвакуации людей при пожаре объекта защиты находится в неисправном состоянии, а именно: при имитации пожара, путем срабатывания ручного пожарного извещателя, расположенного на 4 этаже здания (зона кинотеатра), система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не включилась на всех этажах здания автоматически от командного сигнала, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации;
- руководитель организации не обеспечил хранение технической документации на объекте защиты на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем, (фактически на объекте защиты не хранится проектная документация на систему АПС и СОУЭ).
По результатам проверки прокуратурой района внесено представление от 15.09.2023 N 324-03-02/2023 в ТСН "Торговый комплекс Ульянка" с требованием об устранении нарушений законодательства в сфере противодействия терроризму и о пожарной безопасности.
Вместе с тем, из ответа ТСН "Торговый комплекс Ульянка" от 30.10.2023 N 30/10/2023-01 следует, что представление не исполнено, нарушения пожарной безопасности не устранены.
Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее по тексту - Закон "О пожарной безопасности") предусмотрено соблюдение организациями требований пожарной безопасности, а также выполнение предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны.
Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним установлены Федеральным законом от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее - Закон "О противодействии терроризму").
Согласно п. 7 ст. 2 Закона "О противодействии терроризму" определено, что одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии с ч. 4 ст. 3 Закона "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Согласно п. 1 ст. 2 Закона "О противодействии терроризму" в России противодействие терроризму основывается на принципе защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
Согласно ч. 6 ст. 3 Закона "О противодействии терроризму" антитеррористическая защищенность объекта (территории) определена как состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
В соответствии со ст. 24 Закона "О пожарной безопасности" граждане имеют право на: защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара; возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством; участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу. Граждане обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности; иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления.
Неисполнение указанных требований действующего законодательства нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, посещающих ТСН "Торговый комплекс Ульянка", негативно влияет на безопасность людей, а также возможность успешного тушения пожара и проведение спасательных работ подразделениями пожарной охраны.
Срок, установленный должностными лицами ОНДПР Кировского района УНДПР ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу для устранения выявленных недостатков, является достаточным для их устранения, однако ответчик не предпринял должных мер для своевременного исполнения первичного предписания отдела надзорной деятельности, продолжая создавать своим бездействием угрозу возникновению пожара и безопасности людей.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурором могут быть заявлены требования в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Нарушение ответчиком правил пожарной безопасности создает угрозу возникновения пожара и безопасности людей, в том числе при совершении на территории указанного объекта актов террористической направленности.
С учетом сведений, полученных в ходе рассмотрения дела, из учетной карточки профилактического визита от 13.05.2024, составленной начальником отделения надзорной деятельности и профилактической работы Кировского района управления по Кировскому району ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу по пожарному надзору ФИО 1, прокурор уточнил исковые требования. Однако в ходе рассмотрения дела ответчиком не представлено сведений о полном исполнении требований предписания.
Доводы ответчика о длительности работ по устранению нарушений не влияют на обязанность ответчика по устранению выявленных нарушений.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу, что требование прокурора обосновано и подлежит удовлетворению, законных оснований для отказа в удовлетворении иска не усматривается.
В соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ суд счел возможным установить срок выполнения мероприятий в течение 120 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджет Санкт-Петербурга взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона.
Доводы ТСН "Торговый комплекс Ульянка" фактически сводятся к несогласию с установленным судом сроком для устранения допущенных нарушений пожарной безопасности. Вместе с тем, указанные доводы не могут повлечь изменение постановленного решения суда, поскольку ответчиком не представлено конкретных доказательств, свидетельствующих о неразумности установленного судом первой инстанции срока, учитывая также время, необходимое для вступления решения суда в законную силу.
При этом ссылка ответчика на то, что оборудование, смонтированное на объекте, находится в исправном состоянии и объективно обеспечивает пожарную безопасность, не принимается судебной коллегией, поскольку противоречит материалам дела и результатам проверки, на основании которой прокурор Кировского района Санкт-Петербурга обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц.
Доводов, которые имели бы существенное значение для рассмотрения дела, влияли бы на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергали изложенные в нем выводы, в апелляционной жалобе не содержится.
Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 14 мая 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников недвижимости "Торговый комплекс Ульянка" - без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено 21.10.2024