Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2024.12.02-2025.01.05) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 15.01.2024 по делу N 88-673/2024 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Самарского областного суда от 15.08.2023 N 33-4869/2023 (УИД 63RS0007-01-2022-001410-33)
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: 1) О признании права собственности на земельный участок; 2) Об установлении границ земельного участка.
Обстоятельства: Испрашиваемый земельный участок находится на землях лесного фонда. Земельный участок используется истцом под садоводство, лесной фонд на кадастре не стоит.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.
Апелляционное определение Самарского областного суда от 15.08.2023 N 33-4869/2023 (УИД 63RS0007-01-2022-001410-33)
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: 1) О признании права собственности на земельный участок; 2) Об установлении границ земельного участка.
Обстоятельства: Испрашиваемый земельный участок находится на землях лесного фонда. Земельный участок используется истцом под садоводство, лесной фонд на кадастре не стоит.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 августа 2023 года
Судья: ФИО5
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего ФИО12,
судей ФИО11, ФИО13
при помощнике ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> на решение Волжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
"Исковые требования ФИО2 удовлетворить.
Признать за ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженцем <адрес>, гражданином Российской Федерации (<адрес> <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения N), право собственности на земельный участок площадью 285 кв. м, категорией земель: земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: под садоводство, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, в следующих координатах:
N
N
N
N
N
N
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда ФИО11, изучив материалы гражданского дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО2 обратился в Волжский районный суд <адрес> с иском к УМИЗО Администрации муниципального района <адрес>, Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> о признании права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, СНТ "Тополек", участок N.
В обоснование иска указал, что на основании решения Куйбышевского облисполкома N-П от ДД.ММ.ГГГГ "Об изъятии и отводе земельных участков для коллективного садоводства", постановления администрации <адрес> N от ДД.ММ.ГГГГ были переданы в собственность гражданам ранее предоставленные земельные участки в 25 квартале Пригородного лесничества из земель Самарского мехлесхоза, на территории которых в 2004 году создан Садово-огороднический кооператив "Энтузиаст", правопреемником которого является СНТ "Энтузиаст".
Распоряжением ФИО1, ФИО4 заводу Министерства нефтяной промышленности восточных районов отведено под строительство водозабора, канализации, причальной базы и шоссейной дороги 29,29 га земли в кварталах N, N и 45 Самарского лесничества Куйбышевского лесхоза с исключением этой площади из гослесфонда.
Согласно справке Самарского лесхоза, из материалов лесоустройства N г. следует, что произошло изменение нумерации лесных кварталов, водозабор ФИО4 НПЗ расположен в квартале 25 Пригородного лесничества на площади 3,327 га.
В 2006 году путем выделения из СНТ "Энтузиаст" создано СНТ "Тополек". С момента образования СНТ "Тополек", с 2006 г., во владении и пользовании истца находится земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, СНТ "Тополек", участок N, который пользуется спорным участком, оплачивает взносы, выращивает на нем овощные культуры и занимается садоводством.
Истец обратился в ООО "Кредо" для подготовки заключения кадастрового инженера, заключением которого установлено, что испрашиваемый земельный участок находится в землях лесного фонда. Земельный участок используется истцом под садоводство, лесной фонд на кадастре не стоит. Спорный земельный участок образован из земель СНТ "Энтузиаст", отражен на схеме СНТ "Тополек", имеет фактические границы, огорожен забором.
В установленном порядке зарегистрировать право собственности на земельный участок ФИО2 не имеет возможности, в связи, с чем обратился в суд с указанным иском.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, ФИО2 просил суд признать за ним право собственности на земельный участок площадью 285 кв. м, категорией земель: земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: под садоводство, расположенный по адресу: <адрес>, сельское поселение Воскресенка, СНТ "Тополек", участок 38, в границах и координатах, указанных в схеме расположения участка ООО "Кредо" от ДД.ММ.ГГГГ.
Судом постановлено указанное выше решение, которое в апелляционной жалобе Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> просит отменить, как незаконное и необоснованное, постановить новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать, ссылается на то, что в земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования - прибрежной защитной полосе водоохранной зоны Саратовского водохранилища, следовательно, является ограниченным в обороте; кроме того, земельный участок относится к землям лесного фонда, при этом, судом неверно применены к рассматриваемым правоотношения положения Федерального
закона от ДД.ММ.ГГГГ N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель".
Истец ФИО2 в судебное заседание не явился, о месте и времени извещался надлежащим образом, чем свидетельствует отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N. Направил в адрес судебной коллегии ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
Представитель истца ФИО8, участвующий в заседании коллегии ДД.ММ.ГГГГ и ходатайствующий об отложении дела для ознакомления с ним и предоставления дополнительных доказательств, также извещен о дате судебного разбирательства (т. 2, л.д. 65), в судебное заседание не явился.
Ранее по ходатайству представителя истца ФИО9 заседания по делу откладывались судебной коллегий трижды на N для предоставления стороной истца дополнительных доказательств.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом, что подтверждается отчетами об отслеживании почтовых отправлений, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли, явку представителей не обеспечили, об уважительности причин неявки не сообщили.
В силу
ст. ст. 167,
327 ГПК РФ суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
Согласно
частям 1 и
2 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с
ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу
ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан за исключением участков, которые не могут находиться в частной собственности. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан участков, находящихся в муниципальной собственности за исключением изъятия участков из оборота, установленного запрета на приватизацию участков.
В соответствии с
п. 1 ст. 3 Федерального закона 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" (в ред. Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ N 171-ФЗ) права на землю, не предусмотренные Земельным
кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного
кодекса Российской Федерации. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного
кодекса Российской Федерации, сохраняется. Право пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приобретенное гражданином до дня введения в действие Земельного
кодекса Российской Федерации, сохраняется.
Согласно
п. 2.7 ст. 3 названного Федерального закона, до ДД.ММ.ГГГГ члены некоммерческих организаций, созданных до ДД.ММ.ГГГГ для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального
закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в
абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация; по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Пункт 2.8 ст. 3 данного Федерального закона предусматривает, что в случае, предусмотренном
пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка гражданину в собственность или в аренду осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных
статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденных проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческой организации, указанной в
абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости; протокол общего собрания членов некоммерческой организации, указанной в
абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, о распределении земельных участков между членами такой некоммерческой организации или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в этой некоммерческой организации, либо выписка из указанного протокола или указанного документа.
Пунктом 1 статьи 59 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.
В соответствии с
пунктом 59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ N от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Как следует из материалов дела, на основании Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N в собственность граждан переданы бесплатно земельные участки для ведения личных подсобных хозяйств, садоводства и животноводства (т. 1 л.д. 65).
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N постановлено: просить <адрес> положительно решить вопрос об изъятии 6,05 га земли (существующие коллективные сады в лесах первой группы) из гослесфонда Самарского мехлесхоза в <адрес> Пригородного лесничества и отвести ее в постоянное пользование коллективу граждан для коллективного садоводства согласно генплана, разработанного управлением архитектуры и градостроительства <адрес>. Комитету по земельным ресурсам и землеустройства выдать свидетельства на право собственности и пользования земельными участками после юридического оформления документов и регистрации садоводческого товарищества в <адрес>.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N постановлено: просить <адрес> положительно решить вопрос об изъятии 26,7 га земли (непокрытых лесом) из гослесфонда Самарского мехлесхоза в 25 кв. Пригородного лесничества и отвести ее в постоянное пользование под коллективное садоводство - 15,3 га, под огородничество - 11,4 га. Комитету по земельным ресурсам и землеустройству выдать свидетельства о праве собственности на земельные участки после юридического оформления документов и регистрации садоводческого товарищества в <адрес>.
Из ответа министерства лесного хозяйства охраны окружающей среды и природопользования <адрес> следует, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, СНТ "Тополек", участок 38, частично относится к землям лесного фонда и находится в квартале 44 ФИО4 участкового лесничества Волжского лесничества.
Из заключения председателя СНТ "Тополек" следует, что из состава СНТ "Энтузиаст" образовались новые товарищества, в том числе СНТ "Тополек", в состав которого вошли не менее 45 участков. Участок N входит в состав выделенных 45 участков на основании решения исполнительного комитета Куйбышевского городского ФИО1 трудящихся N от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1, л.д. 66-68), а также решения Министерства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1, л.д. 62-63).
Из имеющихся в материалах дела документов следует, что СНТ "Тополек" официально зарегистрировано, поставлено на учет в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно совместному заключению СНТ "Тополек" и СНТ "Энтузиаст" (т. 1, л.д. 120-121), дачное товарищество "Энтузиаст" сформировано до 1990 годов в районе Буферной базы ЗАО Новокуйбышевск-терминал. Землеотвод данному товариществу состоялся на основании решения исполнительного комитета Куйбышевского городского ФИО1 трудящихся N от ДД.ММ.ГГГГ, а также решения Министерства лесного хозяйства ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок выделялся ФИО4 заводу Министерства нефтяной промышленности площадью 29 га с исключением земли из лесного фонда.
Из общего массива СНТ "Энтузиаст" были выделены в отдельное товарищество СНТ "Тополек" не менее 45 участков.
СНТ "Тополек" зарегистрировало свой устав в 2006 году. Стали самостоятельной организацией и создали свой список членов, который отличается от списков членов дачников СНТ "Энтузиаст" от 1991 года.
Все эти товарищества, в том числе СНТ "Тополек", были в составе СНТ "Энтузиаст" и образовывали единый массив с численностью участков не менее 246, если исходить их старых списков 1991 года. Каких-либо споров при выходе из состава СНТ "Энтузиаст" по количеству участков, переходу 45 членов (дачников) в новое СНТ "Тополек" не было. В том числе не было споров относительно использования коммуникаций, света, газа и воды.
До настоящего времени никаких вопросов между смежными дачными товариществами относительно использования мест общего пользования, проездов, проходов не имеется. Ранее этот земельный участок до 1991 года и после него входил в границы СНТ "Энтузиаст", что подтверждается схемой расположения СНТ "Энтузиаст" 1991 года.
В данной схеме и экспликации к нему имеется участок N, землепользователем указан Ф. Человека с такой фамилией ни в СНТ "Энтузиаст", ни в СНТ "Тополек" никогда не было, протоколов о принятии его в члены товарищества нет, взносы не оплачивал, членства фактически не было.
Визуально на местности, а также схематично границы по плану и фактическому расположению земельного участка N (если брать план границ СНТ "Энтузиаст" от 1991 года) полностью совпадают с границами участка N СНТ "Тополек", где в списках членов числится ФИО2 38 участок входит в число 45 участков, которые вышли из состава СНТ "Энтузиаст".
Соответственно, этот земельный участок входит в границы землеотвода на основании решения исполнительного комитета Куйбышевского городского ФИО1 трудящихся N от ДД.ММ.ГГГГ, а также решения Министерства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ. СНТ "Энтузиаст" утвердил свои границы на основании постановления Волжской Администрации в 2014 году, схема утверждена для садоводства. СНТ "Тополек" свои границы не утвердил, однако схема расположения дачного массива имеется с каталогом координат. Списки членов имеются, за 38 участком числится ФИО2 Поскольку процедура утверждения границ дорогостоящая и 80 процентов членов СНТ "Тополек" уже оформили свои участки на основании постановлений Администрации, у товарищества нет кворума, чтобы решить данный вопрос. Земельный участок N ФИО2 входит в границы СНТ "Тополек" и входил ранее в границы СНТ "Энтузиаст", и имел ранее N. На местности конфигурация земельного участка N практически совпадает с планами СНТ "Энтузиаст" и СНТ "Тополек", превышения площади не установлено. Земельный участок используется по целевому назначению для садоводства. ФИО2 является членом СНТ, долгов по взносам нет (т. 1, л.д. 120-121).
Приказом министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> N от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1, л.д. 69-70), утвержден акт выбора участка земель лесного фонда в отношении: местоположение объекта: <адрес>, Волжское лесничество, ФИО4 участковое лесничество, лесной квартал N, категория земель: земли лесного фонда, цель использования: перевод из категории земель лесного фонда в категорию земель сельскохозяйственного назначения.
Приказ вступил в силу со дня его подписания и действует в течение 3 лет.
До настоящего времени приказ не исполнен, вышеуказанные земли из лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения переведены не были (т. 1, л.д. 71-73).
Согласно уведомлению ФФГБУ "ФКП Росреестра" по <адрес>, сведения об основных характеристиках и зарегистрированных правах на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, СНТ "Тополек", участок 38, отсутствуют (т. 1, л.д. 135).
Согласно ответу Администрации м <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N-N, в связи тем, что план-схема территории СДТ "Тополек" не согласована, отсутствуют списки членов СНТ, а также план организации и застройки СНТ, заявление истца о предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка оставлено без удовлетворения (т. 1, л.д. 32-33).
Согласно схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленному кадастровым инженером ФИО10, площадь вышеуказанного земельного участка по результатам его измерения составила 285 кв. м.
Установление площади земельного участка в указанном размере вызвано тем обстоятельством, что спорный земельный участок расположен в границах охранных зон по сведениям ЕГРН: в прибрежной защитной полосе, водоохранной зоне, приаэродромной территории экспериментальной авиации Самара (Безымянка), Волжское лесничество <адрес>. Границы земельного участка согласованы со смежными землепользователями в установленном законом порядке, споров по границам нет, о чем свидетельствует акт согласования местоположения границы земельного участка.
Согласно заключению кадастрового инженера ФИО10, фактическая площадь земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, СНТ "Тополек", участок N, составила 285 кв. м. Границы учитываемого земельного участка определяются на местности по границам ограждения. По результатам работ в соответствии со сведениями единого государственного реестра объектов недвижимости установлено, что учитываемый земельный участок не поставлен на государственный кадастровый учет и не имеет кадастрового номера. Земельный участок расположен в кадастровом квартале N На основании кадастрового плана территории N N от ДД.ММ.ГГГГ учитываемый земельный участок расположен в границах охранных зон с реестровыми номерами N
Характеристики охранных зон по сведениям Единого государственного реестра объектов недвижимости: N - Приаэродромная территория аэродрома экспериментальной авиации Самара (Безымянка); N - Волжское лесничество <адрес>.
В соответствии со справкой председателя СНТ "Тополек" ФИО2 является членом СНТ "Тополек" и имеет в пользовании участок N. Однако постановка на государственный кадастровый учет учитываемого земельного участка в заявительном порядке не представляется возможной, так как образуемый участок расположен в границах охранной зоны с реестровым номером N - охранная зона Волжского лесничества <адрес>. Смежные земельные участки были поставлены на государственный кадастровый учет до постановки на учет охранной зоны с реестровым номером N и в настоящий момент границы земельных участков не вошли в границы данной охранной зоны. В силу того, что земельный участок ФИО2 не был поставлен на государственный кадастровый учет в период постановки на учет охранной зоны, данный земельный участок в фактических границах из зоны не исключили. Таким образом, в заявительном порядке формирование земельного участка не представляется возможным.
Описание смежных границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, СНТ "Тополек", участок N: от точки н1 до точки н2, от точки н4 до точки н1 - земли общего пользования; от точки н2 до точки нЗ - земельный участок с кадастровым номером N; от точки нЗ до точки н4 - земельный участок с кадастровым номером N
В силу того, что земельный участок гр. ФИО2 не был поставлен на государственный кадастровый учет в период постановки на учет охранной зоны, данный земельный участок в фактических границах из зоны не исключили. Смежные земельные участки расположены на землях сельскохозяйственного назначения и поставлены на государственный кадастровый учет с разрешенным использованием: для ведения гражданами садоводства и огородничества. Так же установлено, что земельный участок используется по назначению - под садоводство. При проведении работ на земельном участке не выявлено лесных насаждений, что также подтверждается графическими материалами, размещенными на https://maps.google.ru. Снимки начинаются с 2002 года по 2019 год. С целью подтверждения отсутствия на учитываемом земельном участке лесных насаждений в настоящем отчете приведены снимки. Дополнительно сообщено, что по СНТ с 2019 года уже сложилась судебная практика, согласно которой установлено следующее: "На основании решения Куйбышевского облисполкома N-П от ДД.ММ.ГГГГ "об изъятии и отводе земельных участков для коллективного садоводства", постановления администрации <адрес> N от ДД.ММ.ГГГГ "О передаче в собственность гражданам ранее предоставленных земельных участков в 25 квартале Пригородного лесничества из земель Самарского лесхоза с 2004 года создано СНТ "Энтузиаст" которое является правопреемником Садово-огороднического кооператива "Энтузиаст". Ранее, распоряжением ФИО1 ФИО4 заводу Министерства нефтяной промышленности восточных районов отведено под строительство водозабора, канализации, причальной базы и шоссейной дороги 29,29 га земли в кварталах N, 44 и 45 Самарского лесничества Куйбышевского лесхоза с исключением этой площади из гослесфонда. Отвод данного участка с исключением из Гослесфонда ФИО4 нефтеперерабатывающему заводу подтверждается и письмом службы лесного хозяйства Комитета природных ресурсов. По справке Самарского лесхоза, согласно материалам лесоустройства 1995 г. произошло изменение нумерации лесных кварталов, водозабор ФИО4 НПЗ расположен в квартале 25 Пригородного лесничества на площади 3,327 га".
Из ответа Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок относится к землям лесного фонда и находится в квартале 44 ФИО4 участкового лесничества Волжского лесничества. Данный участок расположен в пределах земель водного фонда Саратовского водохранилища.
Согласно ответу Нижне-Волжского БВУ из представленных в отдел сведений о местонахождении испрашиваемого земельного участка не представляется возможным определить его расположение относительно водных объектов.
Из дополнительного заключения кадастрового инженера ФИО10 N.27 следует, что при сопоставлении координат характерных точек границ земельного участка площадью 285 кв. м, представленных в Схеме расположения земельного участка и сведений из кадастрового плана территории N N от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что спорный земельный участок полностью расположен в границах зон с особыми условиями использования территории с реестровыми номерами N - зона с особыми условиями территории. Часть прибрежной защитной полосы Саратовского водохранилища; N зона с особыми условиями территории. Часть водоохранной зоны Саратовского водохранилища.
Согласно
пунктам 2 и
3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значения для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (
статьи 55,
59 -
61,
67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В силу
части 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены при вынесении решения судом первой инстанции и заключаются они в следующем.
Удовлетворяя требования истца о признании права собственности на земельный участок, суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок используется истцом по назначению - под садоводство, право на земельный участок возникло до ДД.ММ.ГГГГ, доказательств использования спорного земельного в качестве леса в материалы дела не представлено, в связи с чем, требования истца ФИО2 о признании за ним права собственности на земельный участок являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции согласиться не может по следующим основаниям.
В соответствии с
п. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных названным
Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
Согласно
п. 7 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка иным не указанным в
подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Согласно
ч. 1 ст. 10.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N- ГД "О земле" предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, составляющих территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, осуществляется без проведения торгов бесплатно при соблюдении следующих условий: некоммерческое объединение создано до 01.01.2010 г. либо является правопреемником такого некоммерческого объединения; план-схема территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, содержащий координаты характерных точек границ данной территории, утвержденный председателем и правлением некоммерческого объединения, представлен на согласование уполномоченному органу исполнительной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим предоставление земельных участков, в срок до 01.07.2014 г.
В соответствии
ч. 2 ст. 10.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N - ГД "О земле" предоставление земельных участков, указанных в
части 1 настоящей статьи, в собственность граждан осуществляется на основании заявления гражданина и документа, устанавливающего распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении, подготовленного и утвержденного правлением некоммерческого объединения в соответствии с согласованным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, осуществляющими предоставление земельных участков, планом-схемой, указанным в
части 1 настоящей статьи. К данному заявлению прилагаются следующие документы: описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином в соответствии с документом, указанным в
абзаце первом настоящей части; заключение правления данного некоммерческого объединения с указанием гражданина, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждением соответствия указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином. В случае если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, орган, обладающий правом предоставления такого земельного участка, самостоятельно запрашивает сведения о данном некоммерческом объединении, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также проверяет наличие согласованного плана-схемы территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Положениями
статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено право органов местного самоуправления распоряжаться в пределах своей компетенции земельными участками, находящимися в собственности соответствующих публично-правовых образований.
Согласно
пункту 1 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
В силу
пункта 2 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
В соответствии с
пунктом 1 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь.
Соответственно, вновь образованные земельные участки должны соответствовать требованиям о предельных размерах, в том числе минимальных, земельных участков определенной категории.
Правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (
пункт 8 статьи 1,
пункт 3 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с
пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки.
Минимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданину в собственность бесплатно из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, предусмотренных
статьей 14.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для садоводства установлен в статье <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 94-ГД "О земле" и составляет 0,03 га.
Статьей 22 Правил землепользования и застройки сельского поселения Воскресенка муниципального района <адрес>, утвержденных решением Собрания представителей сельского поселения Воскресенка муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 224/75, установлены требования к территориальным зонам, видам разрешенного использования в границах территориальных зон, предельным размерам земельных участков и предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
В силу п. 6 статьи 22 Правил землепользования и застройки сельского поселения Воскресенка муниципального района <адрес> предельные (минимальные и (или) максимальные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в жилых, общественно-деловых и рекреационных зонах установлены в статье 26, в соответствии с которой, минимальная площадь земельного участка для ведения огородничества составляет 300 кв. м.
Вместе с тем, испрашиваемый истцом земельный участок имеет площадь 285 кв. м, что ниже установленного минимального размера земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения садоводства, что свидетельствует об отсутствии у истца оснований для возникновения права собственности в отношении спорного земельного участка с указанной площадью.
В случае, предусмотренном
пунктом 2.7 статьи 3 ст. 3 Федерального закона 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", предоставление в собственность или аренду земельного участка общего назначения осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, указанных в
статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, заявления указанных в
абзаце пятом пункта 2.7 настоящей статьи собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, или лица, уполномоченного на подачу соответствующего заявления решением общего собрания членов товарищества. К такому заявлению прилагаются:
- схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная заявителем (заявителями). Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, либо описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости;
- выписка из решения общего собрания членов указанной в
абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи некоммерческой организации о приобретении земельного участка общего назначения в собственность собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд;
Сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, предоставленный некоммерческой организации, указанной в
абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, запрашиваются исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными
статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя)
(п. 2.9 ст. 3).
В соответствии с
ч. 8 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Согласно
ч. 10 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В силу
ст. ст. 7,
8 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ, единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения), состоящий, в числе прочего, из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости), включающий характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
Кадастр недвижимости содержит сведения об объекте недвижимости, включающий, в числе прочих, описание местоположения объекта недвижимости, площадь земельного участка (
ч. 4 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ).
В соответствии с положениями Федерального
закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" местоположение границ земельных участков при их уточнении подлежит обязательному согласованию с заинтересованными лицами в установленном этим
Законом порядке (
статьи 39,
40 Закона).
Аналогичное требование воспроизведено в
части 2 и в
пункте 2 части 6 статьи 43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", согласно которым местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
Как следует из материалов дела, на основании решения Куйбышевского облисполкома N-П от ДД.ММ.ГГГГ "Об изъятии и отводе земельных участков для коллективного садоводства", постановления администрации <адрес> N от ДД.ММ.ГГГГ были переданы в собственность гражданам ранее предоставленные земельные участки в 25 квартале Пригородного лесничества из земель Самарского мехлесхоза. С 2004 года создано СНТ "Энтузиаст", которое является правопреемником Садово-огороднического кооператива "Энтузиаст".
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о том, что СНТ "Тополек" является правопреемником СНТ "Энтузиаст", отсутствует документация об отводе земель под садоводство СНТ "Тополек", а также доказательства того, что спорный земельный участок образован из земель СНТ "Энтузиаст".
Из имеющегося в материалах дела плана СНТ "Энтузиаст", на которое истец ссылался в обоснование заявленных требований, сведения о том, что испрашиваемый земельный участок предоставлялся ФИО2, находился в его пользовании, как члена СНТ, отсутствуют. Решения общего собрания СНТ "Энтузиаст", либо СНТ "Тополек" о принятии истца в члены СНТ, распределении ему земельного участка истцом представлено не было.
Не представлены истцом судебной коллегии членская книжка, платежные документы, подтверждающие внесение членских взносов, иных платежей в кассу СНТ "Тополек", что свидетельствует об отсутствии правовых оснований считать ФИО2 членом некоммерческой организации - СНТ "Тополек".
Кроме того, в заключении кадастрового инженера N отсутствует исследование, а также обоснование выводов о принадлежности спорного земельного участка к СНТ "Тополек", что не позволяет считать данное заключение допустимым доказательством того, что спорный земельный участок расположен в границах СНТ.
Из ответа Администрации м <адрес> ДД.ММ.ГГГГ следует, что план-схема территории СДТ "Тополек" не утверждена, отсутствуют списки членов СНТ, а также план организации и застройки СНТ.
Таким образом, ФИО2, в нарушение положений
ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, не представлено относимых и допустимых доказательств, подтверждающих распределение ему спорного земельного участка, при этом, спорный земельный участок не сформирован, на кадастровом учете не состоит, доказательств нахождения земельного участка в границах СНТ не представлено, проект межевания территории и план-схема СНТ отсутствуют.
Также истцом не представлено доказательств отсутствия спора о границах земельного участка, поскольку акт согласования границ земельного участка не подписан правообладателями смежных земельных участков с кадастровыми номерами N (т. 1, л.д. 9).
Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные данным
кодексом, другими федеральными законами.
Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков (
пункт 7 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из имеющегося в материалах дела ответа министерства лесного хозяйства охраны окружающей среды и природопользования <адрес> следует, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, СНТ "Тополек", участок 38, частично относится к землям лесного фонда и находится в квартале 44 ФИО4 участкового лесничества Волжского лесничества.
В апелляционной жалобе Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> ссылается на то, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда, использование данного земельного участка под садоводство не означает утрату его статуса как участка лесного фонда. Также ссылается на то, что истцом право собственности на спорный земельный участок не зарегистрировано, правоустанавливающие документы отсутствуют, в связи с чем, полагает, что достоверных доказательств выделения истцу земельного участка в испрашиваемых границах в материалах дела не имеется.
Приказом министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N, участок земель лесного фонда, расположенный по адресу: <адрес>, Волжское лесничество, ФИО4 участковое лесничество, лесной квартал N подлежал переводу в категорию земель сельскохозяйственного назначения. Настоящий приказ вступил в силу со дня его подписания, действовал в течение 3 лет, однако, не исполнен, поскольку вышеуказанные земли из лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения переведены не были.
Из заключения кадастрового инженера ФИО10 также следует, что на основании кадастрового плана территории N N от ДД.ММ.ГГГГ учитываемый земельный участок расположен в границах охранных зон с реестровыми номерами N-N (Волжское лесничество <адрес>).
Таким образом, поскольку, материалами дела установлено, что земельный участок расположен в границах охранной зоны Волжского лесничества, признание за истцом права собственности на спорный земельный участок не основано на положениях Земельного
кодекса Российской Федерации.
Применение судом первой инстанции положений
ч. 1 ст. 60.2 Федерального закона N 218-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О государственной регистрации недвижимости", в данном случае основано на неправильном толковании норм материального права, поскольку положения указанной
статьи применимы при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, права на который возникли до ДД.ММ.ГГГГ и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ лесного участка, если было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка.
В данном случае земельный участок не сформирован, сведения о нем не внесены в ЕГРН, кроме того, материалы дела не содержат доказательств возникновения у ФИО2 прав на него до ДД.ММ.ГГГГ и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ лесного участка.
Пунктом 6 статьи 63 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара является одной из первичных мер пожарной безопасности.
Согласно
подпункту 4 пункта 7.5 Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром ДД.ММ.ГГГГ, в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования земельный участок в обязательном порядке обеспечивается доступом - в виде прохода (шириной не менее 1 метра) или проезда (шириной не менее 3.5 метра). Доступ к участку обеспечивается как за счет земель общего пользования, так и за счет территории иных земельных участков путем установления частного сервитута.
При разрешении требований судом первой инстанции не учтено, что истребуемый истцом земельный участок не имеет подъездов, улиц, не граничит с землями общего пользования, государственная собственность на которые не разграничена, и который должен быть обеспечен в силу
пункта 6 статьи 63 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Учитывая, что площадь истребуемого истцом земельного участка менее установленного статьей <адрес> N 94-ГД "О земле" от ДД.ММ.ГГГГг., минимального размера земельного участка, предоставляемого гражданину в собственность бесплатно из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности; материалы дела не содержат относимых и допустимых доказательств, подтверждающих распределение ФИО2 спорного земельного участка, при этом, спорный земельный участок не сформирован, на кадастровом учете не состоит, доказательств нахождения земельного участка в границах СНТ не представлено, проект межевания территории и план-схема СНТ "Тополек" отсутствуют, акт согласования границ земельного участка не подписан правообладателями смежных земельных участков, в связи с чем, судебная коллегия исходит из отсутствия у истца оснований для возникновения права собственности в отношении спорного земельного участка.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции допущено неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, выводы суда, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела, что в соответствии с
п. п. 1,
3 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 327 -
330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Волжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ - отменить, постановить по делу новое решение, которым:
В удовлетворении исковых требований ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженца <адрес>, гражданином Российской Федерации (<адрес> <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения N), о признании права собственности на земельный участок площадью 285 кв. м, категорией земель: земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: под садоводство, расположенный по адресу: <адрес>, сельское поселение N - отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть
обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.