Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2024.12.02-2025.01.05) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 23.05.2023 N 88-12551/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Ростовского областного суда от 05.12.2022 N 33-20220/2022 (УИД 61RS0003-01-2022-005176-55)
Категория: Споры с органами прокуратуры.
Требования: Об обязании привести помещения следственного изолятора в соответствие с требованиями законодательства.
Обстоятельства: В результате прокурорской проверки выявлены нарушения в деятельности следственного изолятора, касающейся материально-бытового обеспечения обвиняемых и подозреваемых.
Решение: Удовлетворено в части.


Апелляционное определение Ростовского областного суда от 05.12.2022 N 33-20220/2022 (УИД 61RS0003-01-2022-005176-55)
Категория: Споры с органами прокуратуры.
Требования: Об обязании привести помещения следственного изолятора в соответствие с требованиями законодательства.
Обстоятельства: В результате прокурорской проверки выявлены нарушения в деятельности следственного изолятора, касающейся материально-бытового обеспечения обвиняемых и подозреваемых.
Решение: Удовлетворено в части.

РОСТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 декабря 2022 г. N 33-20220/2022
УИД 61RS0003-01-2022-005176-5
Судья Федоренко Е.Ю.
Дело N 2-3328/2022
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Сеник Ж.Ю.,
судей Власовой А.С., Криволапова Ю.Л.
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Ростовской области к ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Ростовской области, ГУФСИН России по Ростовской области, 3-е лицо: Федеральная служба исполнения наказаний России, об обязании привести помещения следственного изолятора в соответствие с требованиями законодательства, по апелляционной жалобе ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Ростовской области на решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 24 августа 2022 года.
Заслушав доклад судьи Сеник Ж.Ю., судебная коллегия
установила:
Истец обратился с иском в суд к ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Ростовской области, ГУФСИН России по Ростовской области об обязании привести помещения следственного изолятора в соответствие с требованиями законодательства, указав, что ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Ростовской области нарушаются требования Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", а также Инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 28.09.2001 N 276, поскольку в камерах N 1, 2, 6, 11, 13, 14, 15, 21А (1 пост), 15, 19, 24, 30, 36 (2 пост), 38, 42, 43, 49, 51, 57, 64, 66, 68 и 69, а также камеры N 2, 5, 9, 12, 14, 21А (1 пост), 12, 13, 16, 24, 30, 36 (2 пост), 46, 49, 52, 54, 64, 66, 68, 69 имеют неудовлетворительное состояние штукатурного и лакокрасочного покрытия потолка, кроме этого, в неудовлетворительном состоянии находятся покрытия потолка, пола и стен помещений сборного отделения, покрытия пола и стен в процедурном кабинете, а также стен в кабинете фтизиатра филиала "Медицинская часть N 12" ФКУЗ МСЧ-61 ФСИН России (далее - МЧ-12), расположенных в режимном корпусе N 1.
Также истец указывает на выявленные нарушения в части расположения труб внутреннего пожарного водопровода режимных корпусов N 1 и 2 открытым способом вне коробов, а также в части изготовления напольного покрытия лестницы выхода со второго этажа режимного корпуса N 2 и переходной галереи между режимными корпусами N 1 и 2, поскольку они изготовлены из горючего материала, огнезащитная обработка не проведена, а помещение в режимном корпусе N 2 электрощитовой не оборудовано автономной установкой пожаротушения, дверь помещения электрощитовой не является противопожарной.
Направленные в адрес ответчика ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Ростовской области представления прокурора не исполнены.
В исковом заявлении прокурор также указывает на то, что обеспечение соблюдения вышеуказанных требований закона, требующих финансовых затрат, должно быть произведено за счет средств СИЗО-1, а при их недостаточности за счет выделяемых ФСИН России средств Российской Федерации, представляемых на территории области - ГУФСИН России по Ростовской области.
На основании изложенного, истец просил суд обязать ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Ростовской области в течение девяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу совершить следующие действия:
1) в соответствии с требованиями ст. 23 Федерального закона N 103-ФЗ, п. 15.2.2 Инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 28.09.2001 N 276, провести в камерах N 1, 2, 6, 11, 13, 14, 15, 21А (1 пост), 15, 19, 24, 30, 36 (2 пост), 38, 42, 43, 49, 51, 57, 64, 66, 68 и 69 ремонтные работы по восстановлению штукатурного и лакокрасочного покрытий потолка; в камерах N 2, 5, 9, 12, 14, 21А (1 пост), 12, 13, 16, 24, 30, 36 (2 пост), 46, 49, 52, 54, 64,66, 68, 69 провести ремонтные работы по восстановлению штукатурного и лакокрасочного покрытий стен; в помещениях сборного отделения провести ремонтные работы по восстановлению штукатурного и лакокрасочного покрытий потолка, пола и стен; в процедурном кабинете МЧ-12 провести ремонтные работы по восстановлению штукатурного и лакокрасочного покрытий пола и стен; в кабинете фтизиатра МЧ-12 провести ремонтные работы по восстановлению штукатурного и лакокрасочного покрытий стен;
2) в соответствии с требованиями ст. 23 Федерального закона N 103-ФЗ, таблицы 5.28 Санитарных правил и норм (СанПиН 1.2.3685-21) "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28.01.2021 N 2, п. 5.2, 9.3 и 9.5 Свода правил "Системы вентиляции и кондиционирования воздуха. Правила эксплуатации" (СП 336.1325800.2017), утвержденного приказом Минстроя России от 15.09.2017 N 1222/пр, оборудовать используемые для размещения заключенных под стражу камерные помещения следственного изолятора системами отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, позволяющими круглогодично поддерживать в камерах учреждения параметры микроклимата в пределах допустимых значений;
3) в соответствии с требованиями ст. 23 Федерального закона N 103-ФЗ, ст. 37 Федерального закона N 69-ФЗ, п. 48 Правил противопожарного режима провести проверку водоотдачи внутреннего пожарного водопровода в режимных корпусах N 1 и 2;
4) в соответствии с требованиями ст. 23 Федерального закона N 103-ФЗ, ст. 37 Федерального закона N 69-ФЗ, ч. 3 ст. 86 Федерального закона N 123-ФЗ, п. 14.3.2 и 14.3.3 Свода правил "Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Нормы и правила проектирования" (СП 10.13130), утвержденного приказом МЧС России от 27.07.2020 N 559, выполнить прокладку труб внутреннего пожарного водопровода режимных корпусов N 1 и 2 скрытым способом или заменить указанные трубы на стальные;
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
Здесь и далее по тексту, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 23 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ.
5) в соответствии с требованиями ст. 23 Федерального закона N ЮЗ-ФЗ, ст. 37 Федерального закона N 69-ФЗ, ч. 2 ст. 58 Федерального закона N 123-ФЗ, п. 25 Правил пожарного режима провести огнезащитную обработку напольного покрытия лестницы выхода со второго этажа режимного корпуса N 2 и переходной галереи между режимными корпусами N 1 и 2;
6) в соответствии с требованиями ст. 23 Федерального закона N ЮЗ-ФЗ, ст. 37 Федерального закона N 69-ФЗ, ч. 2 ст. 61, ч. 1 ст. 88 Федерального закона N 123-ФЗ, п. 5.2 и 6.1.6 Свода правил "Системы противопожарной защиты. Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" (СП 485.1311500.2020), утвержденного приказом МЧС России от 31.08.2020 N 628, п. 5.2.6 Свода правил "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" (СП 4.13130), утвержденного приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288, оборудовать помещение расположенной в режимном корпусе N 2 электрощитовой автономной установкой пожаротушения и противопожарной дверью.
Обязать ГУФСИН России по Ростовской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести финансирование ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Ростовской области в целях выполнения требований законодательства по проведению в камерах N 1, 2, 6, 11, 13, 14, 15, 21А (1 пост), 15, 19, 24, 30, 36 (2 пост), 38, 42, 43, 49, 51, 57, 64, 66, 68 и 69 ремонтных работ по восстановлению штукатурного и лакокрасочного покрытий потолка; проведению в камерах N 2, 5, 9, 12, 14, 21А (1 пост), 12, 13, 16, 24, 30, 36 (2 пост), 46, 49, 52, 54, 64, 66, 68, 69 ремонтных работ по восстановлению штукатурного и лакокрасочного покрытий стен; проведению в помещениях сборного отделения ремонтных работ по восстановлению штукатурного и лакокрасочного покрытий потолка, пола и стен; проведению в процедурном кабинете МЧ-12 ремонтных работ по восстановлению штукатурного и лакокрасочного покрытий пола и стен; проведению в кабинете фтизиатра МЧ-12 ремонтных работ по восстановлению штукатурного и лакокрасочного покрытий стен; оборудованию используемых для размещения заключенных под стражу камерных помещений следственного изолятора системами отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, позволяющими круглогодично поддерживать в камерах учреждения параметры микроклимата в пределах допустимых значений; проведению проверки водоотдачи внутреннего пожарного водопровода в режимных корпусах N 1 и 2; прокладке труб внутреннего пожарного водопровода режимных корпусов N 1 и 2 скрытым способом или замене указанных труб на стальные; проведению огнезащитной обработки напольного покрытия лестницы выхода со второго этажа режимного корпуса N 2 и переходной галереи между режимными корпусами N 1 и 2; оборудованию помещения расположенной в режимном корпусе N 2 электрощитовой автономной установкой пожаротушения и противопожарной дверью.
Решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 24 августа 2022 года исковые требования удовлетворены частично.
На ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Ростовской области возложена обязанность в течение одиннадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу совершить следующие действия:
1) в соответствии с требованиями ст. 23 Федерального закона N 103-ФЗ, п. 15.2.2 Инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы, утвержденной ФИО2 Минюста ФИО3 от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, провести в камерах НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, 2, 6, 11, 13, 14, 15, 21А (1 пост), 15, 19, 24, 30, 36 (2 пост), 38, 42, 43, 49, 51, 57, 64, 66, 68 и 69 ремонтные работы по восстановлению штукатурного и лакокрасочного покрытий потолка; в камерах НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, 5, 9, 12, 14, 21А (1 пост), 12, 13, 16, 24, 30, 36 (2 пост), 46, 49, 52, 54, 64,66, 68, 69 провести ремонтные работы по восстановлению штукатурного и лакокрасочного покрытий стен; в помещениях сборного отделения провести ремонтные работы по восстановлению штукатурного и лакокрасочного покрытий потолка, пола и стен; в процедурном кабинете МЧ-12 провести ремонтные работы по восстановлению штукатурного и лакокрасочного покрытий пола и стен; в кабинете фтизиатра МЧ-12 провести ремонтные работы по восстановлению штукатурного и лакокрасочного покрытий стен;
2) в соответствии с требованиями ст. 23 Федерального закона N 103-ФЗ, таблицы 5.28 Санитарных правил и норм (СанПиН ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА-21) "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача ФИО3 от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, п. 5.2, 9.3 и 9.5 Свода правил "Системы вентиляции и кондиционирования воздуха. Правила эксплуатации" (СП 336.1325800.2017), утвержденного ФИО2 Минстроя ФИО3 от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН/пр, оборудовать используемые для размещения заключенных под стражу камерные помещения следственного изолятора системами отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, позволяющими круглогодично поддерживать в камерах учреждения параметры микроклимата в пределах допустимых значений;
3) в соответствии с требованиями ст. 23 Федерального закона N 103-ФЗ, ст. 37 Федерального закона N 69-ФЗ, п. 48 Правил противопожарного режима провести проверку водоотдачи внутреннего пожарного водопровода в режимных корпусах НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и 2;
4) в соответствии с требованиями ст. 23 Федерального закона N 103-ФЗ, ст. 37 Федерального закона N 69-ФЗ, ч. 3 ст. 86 Федерального закона N 123-ФЗ, п. 14.3.2 и 14.3.3 Свода правил "Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Нормы и правила проектирования" (СП 10.13130), утвержденного ФИО2 МЧС ФИО3 от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, выполнить прокладку труб внутреннего пожарного водопровода режимных корпусов НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и 2 скрытым способом или заменить указанные трубы на стальные;
5) в соответствии с требованиями ст. 23 Федерального закона N ЮЗ-ФЗ, ст. 37 Федерального закона N 69-ФЗ, ч. 2 ст. 58 Федерального закона N 123-ФЗ, п. 25 Правил пожарного режима провести огнезащитную обработку напольного покрытия лестницы выхода со второго этажа режимного корпуса НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и переходной галереи между режимными корпусами НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и 2;
6) в соответствии с требованиями ст. 23 Федерального закона N ЮЗ-ФЗ, ст. 37 Федерального закона N 69-ФЗ, ч. 2 ст. 61, ч. 1 ст. 88 Федерального закона N 123-ФЗ, п. 5.2 и 6.1.6 Свода правил "Системы противопожарной защиты. Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" (СП 485.1311500.2020), утвержденного ФИО2 МЧС ФИО3 от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, п. 5.2.6 Свода правил "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" (СП 4.13130), утвержденного ФИО2 МЧС ФИО3 от 24.04.2013 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, оборудовать помещение расположенной в режимном корпусе N 2 электрощитовой автономной установкой пожаротушения и противопожарной дверью.
На ГУФСИН России по Ростовской области возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести финансирование ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Ростовской области в целях выполнения требований законодательства по проведению в камерах N 1, 2, 6, 11, 13, 14, 15, 21А (1 пост), 15, 19, 24, 30, 36 (2 пост), 38, 42, 43, 49, 51, 57, 64, 66, 68 и 69 ремонтных работ по восстановлению штукатурного и лакокрасочного покрытий потолка; проведению в камерах N 2, 5, 9, 12, 14, 21А (1 пост), 12, 13, 16, 24, 30, 36 (2 пост), 46, 49, 52, 54, 64, 66, 68, 69 ремонтных работ по восстановлению штукатурного и лакокрасочного покрытий стен; проведению в помещениях сборного отделения ремонтных работ по восстановлению штукатурного и лакокрасочного покрытий потолка, пола и стен; проведению в процедурном кабинете МЧ-12 ремонтных работ по восстановлению штукатурного и лакокрасочного покрытий пола и стен; проведению в кабинете фтизиатра МЧ-12 ремонтных работ по восстановлению штукатурного и лакокрасочного покрытий стен; оборудованию используемых для размещения заключенных под стражу камерных помещений следственного изолятора системами отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, позволяющими круглогодично поддерживать в камерах учреждения параметры микроклимата в пределах допустимых значений; проведению проверки водоотдачи внутреннего пожарного водопровода в режимных корпусах N 1 и 2; прокладке труб внутреннего пожарного водопровода режимных корпусов N 1 и 2 скрытым способом или замене указанных труб на стальные; проведению огнезащитной обработки напольного покрытия лестницы выхода со второго этажа режимного корпуса N 2 и переходной галереи между режимными корпусами N 1 и 2; оборудованию помещения расположенной в режимном корпусе N 2 электрощитовой автономной установкой пожаротушения и противопожарной дверью.
С решением суда не согласилось ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Ростовской области, подав апелляционную жалобу, в которой ответчик просит решение суда отменить.
В качестве обоснований доводов апелляционной жалобы апеллянт указывает на то, что ФСИН России выполняет функции главного распорядителя федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, вносит Министру Юстиции РФ предложения по формированию проекта федерального бюджета в части, касающейся финансирования уголовно-исполнительной системы.
Исковые требования прокурора об обязании ГУФСИН России по Ростовской области произвести финансирование ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по РО в целях исполнения исковых требований являются невыполнимыми.
Для осуществления ремонта камер в исправительном учреждении помимо финансовых затрат, необходимо также трудовые ресурсы. Для осуществления ремонта камер требуется полное освобождение камер, освободить камеры достаточно затруднительно. Ответчик ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Ростовской области не располагает достаточным количеством рабочей силы для выполнения ремонтных работ в установленный срок. Поскольку предусмотренные решением суда работы требуют финансирования за счет средств государственного бюджета, для их запроса и получения потребуется более длительный период времени. Все лимиты бюджетных обязательств на 2022 год распределены в полном объеме на аварийные и особо значимые объекты учреждений ГУ ФСИН России по РО во исполнение решений суда, устранение недостатков, указанных в представлениях прокуратуры РО.
Апеллянт также указывает на то, что все камерные помещения оборудованы нагревательными приборами (радиаторами) системы водяного отопления, ежегодно заключаются контракты на покупку тепловой энергии, также в камерах имеются металлопластиковые окна со встроенными форточками, которые в полной мере обеспечивают поступление в камеры свежего воздуха и проветривание камеры. Указанные в иске результаты измерений не превышают установленные требования СанПин 1.2.3685-2021 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания". К иску не приобщены акты лабораторных исследований, подписанные уполномоченным лицом с указанием сведений о замерах, компетенции лица, проводившего исследование, с указанием технических средств и временного периода лабораторного исследования, и методов исследования. Применение кондиционирования воздуха в условиях СИЗО в данном случае не применимо, поскольку на стадии постройки здания проект кондиционирования воздуха не был предусмотрен в проектирование. Здания СИЗО, в которых расположены камеры, введены в эксплуатацию до введения Свода Правил СП 336.1325800.2017, соответственно данные нормативы в условиях СИЗО не применимы. Также установка технически сложного механизма потребует осуществление перепланировки в зданиях режимных корпусов, оформление проектно-сметной документации. Указанные сроки в иске делают решение суда не исполнимым, в связи с чем ответчик будет вынужден нести штрафные санкции за неисполнение решения суда.
На апелляционную жалобу поданы возражения заместителя прокурора Ростовской области ФИО8, в которых сторона истца просит обжалуемое решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие третьего лица, извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя истца, представителя ответчиков, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в части по следующим основаниям:
Принимая решение по делу, суд первой инстанции, руководствуясь положениями о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 г. N 1314, статьями 15, 23, 24 Федерального закона от 15.07.1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Инструкцией по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 28.09.2001 г. N 276, положениями Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Сводами правил СП 10.13130 "Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Нормы и правила проектирования", утвержденного приказом МЧС России от 27.07.2020 N 559, Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований, поскольку ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Ростовской области нарушены обязанности по надлежащему исполнению санитарно-эпидемиологического законодательства, противопожарной безопасности, регламентирующего вопросы содержания под стражей подозреваемых, обвиняемых и осужденных, поскольку на территории исправительного учреждения в должной мере не проведены ремонтные работы в камерах предварительного следствия, не оборудованные системами отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, не проведена проверка водоотдачи внутреннего пожарного водопровода в режимных корпусах N 1 и 2, не проведена прокладка труб внутреннего пожарного водопровода режимных корпусов N 1 и 2 скрытым способом или заменить указанные трубы на стальные, не проведена огнезащитная обработка напольного покрытия лестницы выхода со второго этажа режимного корпуса N 2 и переходной галереи между режимными корпусами N 1 и 2, а также помещение в режимном корпусе N 2 не оборудовано электрощитовой автономной установкой пожаротушения и противопожарной дверью, а ГУ ФСИН России по РО допущено бездействие в части финансирования исправительного учреждения и материально-технического обеспечения. Судом установлен срок для устранения указанных нарушений.
С выводами, изложенными в обжалуемом решении и с постановленным решением в части обязания ГУФСИН России по Ростовской области произвести в течение 6 месяцев финансирование ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по РО в целях выполнения требований законодательства, указанных в решении, судебная коллегия согласиться не может.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Ростовской области является юридическим лицом и имеет статус исправительного учреждения.
Согласно п. 2.1 Устава ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Ростовской области предметом и целями деятельности учреждения являются обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных; создание подозреваемым, обвиняемым и осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
В соответствии с п. 2.5.1, 2.5.2 и 2.5.3 Устава ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Ростовской области обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации условия содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных; пожарную безопасность, предупреждение и тушение пожаров; материально-бытовое обеспечение подозреваемых, обвиняемых и осужденных; эксплуатацию, техническое обслуживание имущества учреждения, разработку и реализацию мер по обеспечению пожарной безопасности.
Инструкцией по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Министерства юстиции РФ от 28.09.2001 N 276, определяется порядок проведения технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы, включающий в себя контроль, технический надзор и проведение технических мероприятий планово-предупредительных ремонтов.
Ремонтные работы должны производиться регулярно в течение года по графику службы, осуществляющей технический надзор зданий, разработанному на основании описей общих, текущих и внеочередных осмотров зданий, а также по заявкам персонала, непосредственно отвечающего за эксплуатацию здания (пункт 15.2.7 раздела 15 Инструкции).
Положениями ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" предусмотрено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Преамбулой Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлено, что настоящий Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане).
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны, в том числе, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Требования к внутреннему противопожарному водоснабжению определены положениями статьи 86 Федерального закона от 22 июля 2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". В соответствии с частью 3 статьи 86 Закона требования к внутреннему противопожарному водопроводу устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности в соответствии с частью 3 статьи 4 Закона относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что прокуратурой области проведена проверка соблюдения в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Ростовской области требований федерального законодательства, регламентирующего вопросы содержания под стражей подозреваемых, обвиняемых и осужденных.
В результате проверки выявлены нарушения в деятельности СИЗО-1, касающейся материально-бытового обеспечения обвиняемых и подозреваемых.
По итогам проверки начальнику СИЗО-1 было внесено представление об устранении выявленных нарушений, а также о необходимости обращения в суд с иском к СИЗО-1 о возложении обязанности по обеспечению размеров оконных проемов в камерах N 18, 62 и 96, позволяющих проводить надлежащее проветривание и инсоляцию помещений; ремонту штукатурного и лакокрасочного покрытия потолка в камерах N 18, 20, 22, 23, 25, 26, 27, 28, 29, 31, 32, 35, 40, 41, 48, 53, 55, 56, 59, 60, 61, 62, 63, 85, 88, 101, 102, 103, 107, 111, 114 и 118; восстановлению арматурного каркаса межэтажного перекрытия и устранения его оголения в камерах N 26, 28, 29, 31, 53, 55, 60, 61, 63 и 85; восстановлению штукатурного и лакокрасочного покрытия стен в камерах N 12, 13, 17, 18, 22, 23, 26, 25, 27, 28, 29, 31, 32, 33, 34, 37, 55, 56, 60, 61, 62, 63, 101, 102, 103, 107, 114 и 118; устранению повреждения напольного покрытия в камерах N 18, 25, 51, 78 и 83; оборудованию светильниками камер N 12, 15, 16, 17, 20, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 48, 51, 52, 53, 54, 56, 57, 59, 60, 62, 78, 79, 80, 81, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 93, 95 и 96; оборудованию сетей внутреннего пожарного водопровода в полном объеме пожарными кранами; обеспечению работоспособности автоматической пожарной сигнализации во всех помещениях СИЗО-1; обеспечению функционирования эвакуационного освещения во всех помещениях СИЗО-1; проведению проверки состояния стационарного оборудования и электропроводки аварийного и рабочего освещения, испытания и измерения сопротивления изоляции проводов, кабелей и заземляющих устройств; оборудования камер и коридоров режимных зданий и помещений, а также прогулочных дворов СИЗО-1 в полном объеме видеокамерами для наблюдения за поведением осужденных и лиц, содержащихся под стражей; оборудованию дверей карцерных помещений электромеханическими замковыми устройствами.
Судом установлено, что в нарушение статьи 23 Федерального закона N 103-ФЗ, пункта 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 14.10.2005 г. N 189, пункта 15.2.2 Инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений в камерах N 1, 2, 6, 11, 13, 14, 15, 21А (1 пост), 15, 19, 24, 30, 36 (2 пост), 38, 42, 43, 49, 51, 57, 64, 66, 68 и 69 штукатурное и лакокрасочное покрытие потолка разрушено и осыпается; имеет дефекты покрытия штукатурное и лакокрасочное покрытие стен в камерах N 2, 5, 9, 12, 14, 21А (1 пост), 12, 13, 16, 24, 30, 36 (2 пост), 46, 49, 52, 54, 64, 66, 68, 69.
Также в ненадлежащем техническом состоянии находятся покрытия потолка, пола и стен помещений сборного отделения; покрытия пола и стен в процедурном кабинете, а также стен в кабинете фтизиатра филиала "Медицинская часть N 12" ФКУЗ МСЧ-61 ФСИН России (далее - МЧ-12), расположенных в режимном корпусе N 1.
Проведенными проверками СИЗО-1 установлено, что ежедневные осмотры системы приточно-вытяжной вентиляции, ее очистка и устранение нарушающих режим работы неисправностей не производится, система фактически не функционирует, что не позволяет соблюсти установленные параметры микроклимата в используемых для размещения заключенных под стражу камерных помещениях СИЗО-1, контроль за их значениями не осуществляется. Выполненные из пропилена трубы внутреннего пожарного водопровода режимных корпусов N 1 и 2 проложены открытым способом вне коробов. Прокладка питающих неметаллических трубопроводов должна предусматриваться скрытой для защиты от воздействия высокотемпературных продуктов, образующихся при пожаре. Напольное покрытие лестницы выхода со второго этажа режимного корпуса N 2 и переходной галереи между режимными корпусами N 1 и 2 выполнено из горючего материала, огнезащитная обработка не проведена. Помещение расположенной в режимном корпусе N 2 электрощитовой не оборудовано автономной установкой пожаротушения, дверь помещения электрощитовой выполнена не противопожарной.
ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Ростовской области, за период с 22.07.2021 года по 15.06.2022 года было вынесено 12 представлений об устранении выявленных нарушений.
В ответе на представления прокурора, ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Ростовской области указано, что исправительное учреждение неоднократно обращалось в ГУФСИН России по Ростовской области с заявками о выделении денежных средств для ремонта ГУФСИН России по Ростовской области от 14.04.2022 N 62/13/5-3904; от 14.04.2022 N 62/13/5-3905; от 14.04.2022 N 62/13/5-3906; от 14.04.2022 N 62/13/5-3908; от 16.06.2022 N 62/13/5-6576; от 16.06.2022 N 62/13/5-6575; от 16.06.2022 N 62/13/5-6574; от 16.06.2022 N 62/13/5-6572; от 20.01.2022 N 62/13/10-12ж; от 29.07.2022 N 62/13/10-8603; от 26.05.2021 N 62/13/10-4785; о выделении денежных средств для проведения обработки огнезащитным составом напольного покрытия лестницы площадью 30 м2; для проведения замеров давления воды в 29 пожарных кранах; для проведения работ по замене пластиковых участков труб систем внутреннего противопожарного водоснабжения на стальные в количестве около 1 тонны; для приобретения пожарной двери, автономной установки пожаротушения; для устранения дефектов покрытия потолка, пола и стен помещений сборного отделения, покрытия пола и стен в процедурном кабинете фтизиатра, однако денежные средства не выделялись.
Таким образом, данные нарушения закона со стороны ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Ростовской области, свидетельствующие о ненадлежащей организации работы в сфере содержания под стражей подозреваемых, обвиняемых и осужденных, проведения санитарно-противоэпидемиологических и профилактических мероприятий, следует признать существенными и подлежащими устранению в разумный срок.
При этом, материалами дела подтверждается то, что прокурором на протяжении длительного периода времени принимались исчерпывающие меры реагирования, с требованием об устранении выявленных нарушений, которые не исполнены, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
При этом ответчиками в ходе рассмотрения дела не было представлено допустимых и достаточных доказательств устранения выявленных нарушений.
Ссылки ответчика на отсутствие выделенного финансирования на соблюдение норм и требований СанПин в части создания осужденным бытовых условий, отвечающих требованиям гигиены и санитарии, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора в части обязания ответчиков совершить указанные в решении суда действия. Неукоснительное исполнение норм УИК РФ, обеспечение надлежащих условий отбывания наказания в учреждения ИК, охраны здоровья осужденных являются одними из основных задач уголовно-исполнительной системы в целом. Выполнение возложенных законодательством на исправительное учреждение обязанностей, соблюдение прав осужденных не должны ставиться в зависимость от недостатка финансирования предпринимаемых ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Ростовской области мероприятий.
Согласно ст. 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу.
Судебная коллегия учитывает, что установленный оспариваемым судебным актом срок устранения ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Ростовской области указанных нарушений в течение одиннадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу в полной мере соотносится с требованиями разумности, а также соответствует балансу интересов сторон и неопределенного круга лиц.
Доводы ответчика о недостаточности данного срока для исполнения решения суда признается судебной коллегией необоснованным, поскольку доказательств того, что в установленный судом разумный срок ответчик не сможет исполнить решение суда, в материалы дела не представлено.
При этом необходимо отметить и то, что в течение периода с июля 2021 года прокурором в адрес ответчиков вносились многочисленные представления, которые ответчики обязаны были исполнять еще до обращения прокурора в суд с настоящим иском. Более того, с момента вынесения решения по делу (август 2022 года) до момента вступления решения суда в законную силу (декабрь 2022 года) так же прошел значительный срок, и в данный срок ответчики обязаны были предпринять меры по устранению выявленных нарушений, в частности по определению объема необходимых работ, по разработке объемов требуемого финансирования и направлению соответствующих заявок на финансирование работ в ГУФСИН России, для устранения выявленных нарушений.
При этом, ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Ростовской области является учреждением с массовым пребыванием лиц, что так же необходимо учитывать при определении сроков устранения нарушений законодательства.
Доводы ответчика об отсутствии трудовой силы для проведения ремонтных работ в камерах также подлежат отклонению, поскольку данные обстоятельства не освобождают ответчика от исполнения возложенных на него обязательств в области обеспечения охраны прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, пожарной безопасности в исправительном учреждении, материально-бытового обеспечения подозреваемых, обвиняемых и осужденных, а также технического обслуживания имущества учреждения. Данные обязательства прямо предусмотрены законом и возложены на ответчика, как на исправительное учреждение.
При этом, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в части удовлетворения требований истца об обязании ГУФСИН России по Ростовской области произвести финансирование ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Ростовской области для устранения последним выявленных требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
Так, в соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, является ФСИН России.
Согласно статье 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
Приказом ФСИН России от 13.04.2020 N 252 утвержден Порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет Федеральной службы исполнения наказаний, территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний и федеральных казенных учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации устанавливает требования к составлению, утверждению и ведению бюджетных смет ФСИН России, территориальных органов ФСИН России и ФКУ уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) Российской Федерации, их обособленных (структурных) подразделений без прав юридического лица, осуществляющих полномочия по ведению бюджетного учета в соответствии с которым составлением бюджетной сметы в целях настоящего Порядка является установление объема и распределения направлений расходов бюджета на срок закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период) на основании доведенных до ФСИН России, территориальных органов и учреждений УИС лимитов бюджетных обязательств по расходам федерального бюджета на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по выполнению функций ФСИН России, территориальных органов и учреждений УИС.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году и плановом периоде.
Следовательно, главный распорядитель (распорядитель) средств федерального бюджета вправе доводить лимиты бюджетных обязательств до находящихся в их ведении распорядителей и получателей бюджетных средств по мере необходимости принятия получателями бюджетных средств соответствующих бюджетных обязательств.
При этом, в соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.
Согласно п. 3.2 Устава ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Ростовской области учреждение осуществляет планирование, финансово-хозяйственное обеспечение, подготовку отчетной документации, ее хранение, защиту имущественных и иных прав.
Согласно п. 5.8 Устава источниками финансирования деятельности учреждения являются средства федерального бюджета.
Следует отметить, что ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы (п. 5 Положения).
Таким образом, исходя из изложенных норм действующего законодательство, ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Ростовской области является обособленным юридическим лицом, в чьи полномочия входят, в том числе обращение к главному распорядителю бюджетных средств с целью формирования бюджета с целью финансирования мероприятий по содержанию и обслуживанию исправительного учреждения.
Однако, истцом были заявлены требования не об обязании ГУФСИН России по Ростовской области обратиться к главному распорядителю бюджетных средств с целью получения финансирования, а об обязании ГУФСИН России по Ростовской области, не являющегося таковым и не имеющего самостоятельных средств на осуществление столь масштабных работ, в течение 6 месяцев произвести финансирование всего объема работ, что не исполнимо.
Кроме того, согласно п. 7 положения о Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России), утвержденного указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314 данный орган осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предприятий, учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, а также функции государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов уголовно-исполнительной системы, а также по жилищному строительству.
При этом, как неоднократно указывал Верховный Суд РФ, понуждение ФСИН России к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, и реализацию возложенных на нее функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Данная позиция отражена в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2020 N 81-КГ20-1.
Кроме того, определить конкретную сумму денежных затрат, необходимых для устранения выявленных нарушений в рассматриваемом случае невозможно, как и в течение 6 месяцев ГУФСИН России по Ростовской области не сможет произвести финансирование работ, поскольку самостоятельными средствами на исполнение решения не обладает, что делает неисполнимым решение суда.
В суде апелляционной инстанции представитель ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по РО., ГУ ФСИН России по РО., ФСИН России по РО Г. поясняла о том, что ФСИН России является для СИЗО-1 главным распорядителем бюджетных средств. Заявки о выделении денежных средств направляются исправительным учреждением самостоятельно в ФСИН России для распределения бюджетных средств, с составлением сметы на основе коммерческих предложений. Возможность самостоятельного финансирования у ФКУ СИЗО-1 ГУ ФСИН России по РО не имеется.
Позиция ответчиков по делу о том, что при поступлении заявки от подведомственного учреждения ГУ ФСИН России по РО формирует сводную ведомость потребности и при отсутствии соответствующего имущественного фонда, а равно целевых денежных средств на соответствующие статьи расходов направляет ее в ФСИН России, где решается вопрос дополнительного финансирования, не предусмотренного в бюджете на год, заслуживают внимания, поскольку главным распорядителем бюджетных средств является ФСИН России, которая обязана для исполнения возложенных на нее, а также на ФКУ СИЗО-1 ГУ ФСИН России по РО и ГУ ФСИН России по РО государством обязанностей решать вопросы увеличения и сокращения объемов финансирования, его распределения и перераспределения между учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы с учетом имеющихся потребностей, выделения на те или иные нужды дополнительного финансирования, использования для удовлетворения отдельных нужд финансирования их внебюджетных источников.
Поскольку в данном случае необходимо определить суммы затрат, необходимых для исполнения решения суда, составление сметы и утверждение соответствующего бюджета, и выполнение иных организационных вопросов, которые могут быть осуществлены только за счет средств государственного бюджета, требования истца об обязании ГУФСИН России по Ростовской области в течение 6 месяцев произвести финансирование ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Ростовской области для устранения последним выявленных нарушений законодательства, удовлетворению в заявленной редакции не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 24 августа 2022 года отменить в части обязания ГУФСИН России по Ростовской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести финансирование ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Ростовской области в целях выполнения требований законодательства по проведению в камерах N 1, 2, 6, 11, 13, 14, 15, 21А (1 пост), 15, 19, 24, 30, 36 (2 пост), 38, 42, 43, 49, 51, 57, 64, 66, 68 и 69 ремонтных работ по восстановлению штукатурного и лакокрасочного покрытий потолка; проведению в камерах N 2, 5, 9, 12, 14, 21А (1 пост), 12, 13, 16, 24, 30, 36 (2 пост), 46, 49, 52, 54, 64, 66, 68, 69 ремонтных работ по восстановлению штукатурного и лакокрасочного покрытий стен, проведению в помещениях сборного отделения ремонтных работ по восстановлению штукатурного и лакокрасочного покрытий потолка, пола и стен; проведению в процедурном кабинете МЧ-12 ремонтных работ по восстановлению штукатурного и лакокрасочного покрытий пола и стен; проведению в кабинете фтизиатра МЧ-12 ремонтных работ по восстановлению штукатурного и лакокрасочного покрытий стен; оборудованию используемых для размещения заключенных под стражу камерных помещений следственного изолятора системами отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, позволяющими круглогодично поддерживать в камерах учреждения параметры микроклимата в пределах допустимых значений; проведению проверки водоотдачи внутреннего пожарного водопровода в режимных корпусах N 1 и 2; прокладке труб внутреннего пожарного водопровода режимных корпусов N 1 и 2 скрытым способом или замене указанных труб на стальные; проведению огнезащитной обработки напольного покрытия лестницы выхода со второго этажа режимного корпуса N 2 и переходной галереи между режимными корпусами N 1 и 2; оборудованию помещения расположенной в режимном корпусе N 2 электрощитовой автономной установкой пожаротушения и противопожарной дверью.
В отмененной части в удовлетворении исковых требований отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Ростовской области - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 9.12.2022 года.